Муниципальное общеобразовательное учреждение
Икшинская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю» Директор МОУ «Икшинская СОШ » _____________ / Чунихина Е.А./ от «30» августа 2020 г. |
Рабочая программа
по истории России.Всеобщей истории
9 А класс
Составитель: Гусев А.Н.
Срок реализации: 2020-2021 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории России.Всеобщая история разработана в соответствии с ФЗ № 273 РФ «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе Основной образовательной программы основного общего образования МОУ Икшинская средняя общеобразовательная школа, авторской программы под редакцией И. Л. Андреева,О.В.Волобуева и др. «История России 6-10 класс», авторской программы под редакцией А.Я. Юдовской, Л.М. Ванюшкиной и др. «Всеобщая история, 7-9 класс» и адресована обучающимся 9 А класса. и адресована обучающимся 9 А класса.
На изучение истории в 9 А классе, в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком школы, отводится 65 часов. Программа рассчитана на 2 учебных часа в неделю.
Основные цели и задачи курса:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
овладение элементарными методами исторического познания,
умениями работать с различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:
урок, сочетающий опрос с объяснением; лекция с элементами беседы; работа с документами; составление логических схем; заполнение сравнительных таблиц; решение проблемных задач; работа по вопросам; практическая работа.
курс предполагает наличие межкурсовых связей – с курсом всеобщая история, межпредметных – обществознание,география, внутрикурсовых.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Важнейшими личностными результатами изучения истории в 9 классе являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (XIX-XXвв.) эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными возможностями;
• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• уважение прошлого своего народа, его культурного и исторического наследия, понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования многонационального российского народа;
• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
• следование этическим нормам и правилам ведения
диалога в соответствии с возрастными возможностями;
• обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся (под руководством учителя);
• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование следующих умений:
• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности;
• планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность
выполнения действий;
• осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами;
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты,
составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (под руководством учителя);
• работать с материалами на электронных носителях, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете (под руководством педагога);
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать; с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядных средств (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, оценивать вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты изучения истории включают:
• овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества;
• способность применять понятийный аппарат исторического знания;
• умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность;
• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
• готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Планируемые результаты по содержательным разделам программы
Раздел I. История России в XIX-начале XX вв.
Выпускник научится:
• локализовать во времени основные этапы отечественной времени;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию из различных источников по отечественной истории
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной истории
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.);
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной истории (социальных движений, реформ, взаимодействий между народами и др.);
• давать оценку событиям и личностям отечественной истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• применять знания по истории России при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
Раздел II. Новое время
Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времи; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию из различных источников по всеобщей истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях всеобщей истории Новое время;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе всеобщей истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран ; б) эволюции политического строя (включая понятия «партия», «демократия» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры ;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов всеобщей истории Новейшего времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям всеобщей истории.
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств;
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (65 ч.)
Раздел I. История России в XIX-начале XX вв. (37 ч.)
XIX столетие- особый этап в и истории России. Сельское хозяйство. Развитие промышленности, транспорта и торговли. Внутренняя и внешняя политика России в 1801-1811 гг.. Внутренняя и внешняя политика Александра I в 1816-1825 гг. Общественная жизнь в России. Охранительный курс Николая I во внутренней политике Восстание на Сенатской площади. Значение движения декабристов. Политика правительства в социально-экономической сфере. Россия в «европейском оркестре» в 1826-1856 гг. Крымская война. Общественно-политическая жизнь в России 1830-1840-х. Просвещение и наука в 1801-1850-е гг. Литература как главное действующее лицо российской культуры. Живопись,театр,музыка, архитектура. «Распалась цепь великая..»: подготовка и содержание крестьянской реформы 1861 г. Последующие реформы.Внешняя политика России в 1850-е-начале 1880-х гг. Либеральный и революционный общественно-политические лагери в России 1860-1870-х гг. Основные направления в народничестве 1870-х-начала 1880-х гг. Внутренняя политика правительства Александра III:контрреформы. Внешняя политика России в 1880-е-начале 1890-х гг. Общественное и рабочее движение в 1880-е-начале 1890-х гг. Религиозная политика России в XIX в. Развитие сельского хозяйства. Промышленность банковское дело, торговля, транспорт. Повседневная жизнь основных слоев населения России в XIX в. Просвещение и наука. Периодическая печать и литература. Новое течение в архитектуре, живописи театральном искусстве, музыке. Экономическое развитие России: город и деревня. Социальные, религиозные и национальные отношения в империи. Государство и общество на рубеже XIX-XX вв. 1905 год: революция и самодержавие. Начало многопартийности. Завершающий период Революции 1905-1907 гг. Общество и власть после Первой российской революции. Серебряный век российской культуры
Раздел II. Новая история (28 ч.)
Введение. От традиционного общества к обществу индустриальному. Экономическое развитие в XIX-начале XX вв. Меняющееся общество. Век демократизации. Великие идеологии. Образование и наука. XIX век в зеркале художественных исканий. Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX в. Консульство и Империя. Франция в первой половине XIX в. От Реставрации к Империи. Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы. От «Альп до Сицилии»: объединение Италии. Германия в первой половине XIX в. Монархия Габсбургов и Балканы в первой половине XIXв. США до середины XIX в. Рабовладение, демократия, экономический рост. Страны Азии в XIX-начале XX в. Африка в XIX-начале XX в. Латинская Америка: нелегкий груз независимости. Великобритания до Первой мировой войны .Великобритания до Первой мировой войны. Франция: Вторая империя и Третья республика. Германия на пути к европейскому лидерству .Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны. Италия: время реформ и колониальных захватов. США в эпоху «позолоченного века» и «прогрессивной эры». Международные отношения в XIX-начале XX в.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки прохождения темы и/или коррекция |
Раздел I. История России в XIX-начале XX вв. (37 ч.) |
| Инструктаж по технике безопасности. XIX столетие- особый этап в и истории России | 01.09-04.09 | |
| Сельское хозяйство. Развитие промышленности, транспорта и торговли | 07.09-11.09 | |
| Внутренняя и внешняя политика России в 1801-1811 гг. | 07.09-11.09 | |
| Героический 1812 год | 14.09-18.09 | |
| Внутренняя и внешняя политика Александра I в 1816-1825 гг. | 14.09-18.09 | |
| Общественная жизнь в России | 21.09-25.09 | |
| Восстание на Сенатской площади. Значение движения декабристов | 21.09-25.09 | |
| Охранительный курс Николая I во внутренней политике | 28.09-02.09 | |
| Политика правительства в социально-экономической сфере | 28.09-02.10 | |
| Россия в «европейском оркестре» в 1826-1856 гг. Крымская война | 05.10-09.10 | |
| Общественно-политическая жизнь в России 1830-1840-х | 05.10-09.10 | |
| Просвещение и наука в 1801-1850-е гг. Литература как главное действующее лицо российской культуры. Живопись,театр,музыка, архитектура | 12.10-16.10 | |
| Контрольная работа №1 по теме: «Россия в первой половине XIX в.» | 12.10-16.10 | |
| «Распалась цепь великая..»: подготовка и содержание крестьянской реформы 1861 г. | 19.10-23.10 | |
| Последующие реформы | 19.10-23.10 | |
| Внешняя политика России в 1850-е-начале 1880-х гг. | 26.10-29.10 | |
| Либеральный и революционный общественно-политические лагери в России 1860-1870-х гг. | 26.10-29.10 | |
| Основные направления в народничестве 1870-х-начала 1880-х гг. | 09.11-13.11 | |
| Внутренняя политика правительства Александра III:контрреформы. | 09.11-13.11 | |
| Внешняя политика России в 1880-е-начале 1890-х гг. | 16.11-20.11 | |
| Общественное и рабочее движение в 1880-е-начале 1890-х гг. Религиозная политика России в XIX в. | 16.11-20.11 | |
| Развитие сельского хозяйства | 23.11-27.11 | |
| Промышленность банковское дело, торговля, транспорт. | 23.11-27.11 | |
| Повседневная жизнь основных слоев населения России в XIX в. | 30.11-04.12 | |
| Просвещение и наука. Периодическая печать и литература | 30.11-04.12 | |
| Новое течение в архитектуре, живописи театральном искусстве, музыке. | 07.12-11.12 | |
| Экономическое развитие России: город и деревня | 07.12-11.12 | |
| Социальные, религиозные и национальные отношения в империи | 14.12-18.12 | |
| Контрольная работа №2 по теме: «Россия во второй половине XIX в.» | 14.12-18.12 | |
| Государство и общество на рубеже XIX-XX вв. | 21.12-25.12 | |
| 1905 год: революция и самодержавие | 21.12-25.12 | |
| Начало многопартийности | 28.12-30.12 | |
| Инструктаж по технике безопасности..Завершающий период Революции 1905-1907 гг. | 13.01.2020-15.01.2020 | |
| Общество и власть после Первой российской революции | 18.01-22.01 | |
| Серебряный век российской культуры | 18.01-22.01 | |
| Контрольная работа №3 по теме: «Россия в начале XX века» | 25.01-29.01 | |
| Анализ контрольной работы. Повторение по теме «История России в XIX-начале XX в.» | 25.01-29.01 | |
Раздел II. Новая история ( 29 ч.) |
| Введение. От традиционного общества к обществу индустриальному | 01.02-05.02 | |
| Экономическое развитие в XIX-начале XX вв. | 01.02-05.02 | |
| Меняющееся общество | 08.02-12.02 | |
| Век демократизации | 08.02-12.02 | |
| Великие идеологии | 15.02-19.02 | |
| Образование и наука | 15.02-19.02 | |
| XIX век в зеркале художественных исканий | 22.02-26.02 | |
| Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX в. | 22.02-26.02 | |
| Консульство и Империя | 01.03-05.03 | |
| Франция в первой половине XIX в. От Реставрации к Империи | 01.03-05.03 | |
| Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы | 09.03-12.03 | |
| От «Альп до Сицилии»: объединение Италии | 15.03-19.03 | |
| Германия в первой половине XIX в. | 15.03-19.03 | |
| Монархия Габсбургов и Балканы в первой половине XIXв. | 29.03-02.04 | |
| США до середины XIX в. Рабовладение, демократия, экономический рост | 29.03-02.04 | |
| Страны Азии в XIX-начале XX в. | 05.04-09.04 | |
| Африка в XIX-начале XX в. | 05.04-09.04 | |
| Латинская Америка: нелегкий груз независимости | 12.04-16.04 | |
| Великобритания до Первой мировой войны | 12.04-16.04 | |
| Великобритания до Первой мировой войны | 19.04-23.04 | |
| Франция: Вторая империя и Третья республика | 19.04-23.04 | |
| Германия на пути к европейскому лидерству | 26.04-30.04 | |
| Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны | 26.04-30.04 | |
| Италия: время реформ и колониальных захватов | 04.05- 07.05 | |
| США в эпоху «позолоченного века» и «прогрессивной эры» | 11.05- 14.05 | |
| Международные отношения в XIX-начале XX в. | 17.05- 21.05 | |
| Итоговая контрольная работа по курсу: «История России.Всеобщая» | 17.05- 21.05 | |
| Анализ контрольной работы. Повторение по теме «История России и зарубежных стран XIX-начале XX в.» | 24.05- 28.05 | |
СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания ШМО учителей гуманитарного цикла №_____
«28» августа 2020 г. Председатель ШМО _______/Иванова А.А./
СОГЛАСОВАНО
«29» августа 2020 г. Зам. директора по УВР _______/Хомякова И.Е./
ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ | Тема контрольной работы | Плановые сроки | Фактические сроки |
1 | Контрольная работа №1 по теме: «Россия в первой половине XIX в.» | 12.10-16.10 | |
2 | Контрольная работа №2 по теме: «Россия во второй половине XIX в.» | 14.12-18.12 | |
3 | Контрольная работа №3 по теме: «Россия в начале XX века» | 25.01-29.01 | |
4 | Итоговая контрольная работа по курсу: «История России.Всеобщая» | 17.05- 21.05 | |
Лист регистрации изменений
№ п/п | Дата изменения | Причина изменения | Корректирующие действия |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
14