Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дубневская средняя общеобразовательная школа»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Утверждаю
Директор МБОУ «Дубневская СОШ»
_________________/Е.Н. Гаврилей/
«_____»____________________2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«История»
6 класс
(базовый уровень)
ФГОС
Составитель: Васина Наталья Евгеньевна
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
2020 - 2021 учебный год
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
• требований к результатам освоения ФГОС ООО;
• Авторской авторской программы курса «Истории» 6 класса для общеобразовательных организаций авторы
• Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Дубневская СОШ» с учётом планируемых к использованию учебно-методических материалов.
• Программы для общеобразовательных учреждений. История Обществознание 5-11 кл./сост. Л.А. Соколова М.: Просвещение, 2016.
Рабочая программа по истории для 6-го класса разработана на основе Примерных программ по истории основного общего образования, Программы для общеобразовательных учреждений, 6 кл. М.: Просвещение, 2017 г. под редакцией А.Я.Юдовской, Л.М.Ванюшкиной
Планируемые образовательные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• познавательный интерес к прошлому своей Родины;
• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
• навыки осмысления социально-нравственного опыта
предшествующих поколений;
• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
• обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;
• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
• соотносить свои действия с планируемыми результата ми, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с учебной и внешкольной информацией(анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);
• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
• использовать современные источники информации - материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
• привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;_
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты изучения истории включают:
• определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
• установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;
2. Содержание учебного курса.
Всеобщая история.
История Средних веков (28 часов).
Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.
Западная и Центральная Европа в V—XIII вв.
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европы. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.
Средневековое европейское общество.
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан.
Цехи и гильдии.
Византия и арабский мир. Крестовые походы.
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (V-XV вв.)
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Государства Европы в XIV-XV вв.
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.
Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание УотаТайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Культурное наследие Средневековья.
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
История России.
История России с древности до XV в. (42 часа).
Народы и государства на территории нашей страны в древности.
Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н. э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.
Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.
Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)
Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.
Древнерусское государство (IX - начало XII в.)
Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.
Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII - первая половина XIII в.).
Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).
Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».
Культура Руси в домонгольское время.
Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.
Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.
Борьба с внешней агрессией в XIII в.
Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.
Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII - середина XV в.).
Русские земли во второй половине XIIII первой половине XV в. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении Русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.
Завершение образования Российского государства в конце XV — начале XVI в.
Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.
Русская культура второй половины XIII-XV вв.
Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва - центр складывающейся культуры русской народности Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва — Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.
3. Тематическое планирование
Таблица №1
Всеобщая история. История Средних веков (28 часов)
№ раздела | Название темы (раздела) | Кол-во часов по рабочей программе |
| Введение. Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья | 1 |
Тема 1. | Становление средневековой Европы(VI-XI вв.) | 5 |
Тема 2. | Византийская империя и славяне в VI – XI вв. | 2 |
Тема 3. | Арабы вVI-XI вв. | 2 |
Тема 4. | Феодалы и крестьяне. | 2 |
Тема 5. | Средневековый город в Западной и Центральной Европе. | 2 |
Тема 6. | Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы. | 2 |
Тема 7. | Образование централизованных государств в Западной Европе в XI—XV вв. | 6 |
Тема 8. | Славянские государства и Византия в XIV-XV веках | 2 |
Тема 9. | Культура Западной Европы в Средние века | 2 |
Тема 10. | Страны Азии, Америки и Африки в Средние века | 1 |
| Повторение | 1 |
| Итого | 28 |
История России. История России с древности до XV в. (42 часов)
№ раздела | Название темы (раздела) | Кол-во часов по рабочей программе |
| Введение. Наша Родина — Россия | 1 |
Тема 1. | Народы и государствана территории нашей страны в древности | 5 |
Тема 2. | Русь в IX — первой половине XII в. | 11 |
Тема 3. | Русь в середине ХII — начале XIII в. | 5 |
Тема 4. | Русские земли в середине XIII — XIV в. | 10 |
Тема 5. | Формирование единого Русского государства | 10 |
| Итого | 42 |
Календарно-тематическое планирование
Приложение
Всеобщая история. История Средних веков (28часов)
№ п /п | Содержание (разделы, темы) | Дата проведения |
план | факт |
1 | Введение. Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья. | 01.09-04.09 | |
2 | Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII вв. | 01.09-04.09 | |
3 | Христианская церковь в раннее Средневековье. | 07.09-11.09 | |
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого. | 07.09-11.09 | |
5 | Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. | 14.09-18.09 | |
6 | Англия в раннее Средневековье | 14.09-18.09 | |
7 | Византийская империя при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. | 21.09-25.09 | |
8 | Образование славянских государств. | 21.09-25.09 | |
9 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. | 28.09-02.10 | |
10 | Культура стран халифата. | 28.09-02.10 | |
11 | В рыцарском замке. | 12.10-16.10 | |
12 | Средневековая деревня и ее обитатели. | 12.10-16.10 | |
13 | Средневековый город. Торговля в Средние века. | 19.10-23.10 | |
14 | Горожане и их образ жизни. | 19.10-23.10 | |
15 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. | 26.10-30.10 | |
16 | Крестовые походы. | 26.10-30.10 | |
17 | Как происходило объединение Франции. | 2.11-06.11 | |
18 | Что англичане считают началом своих свобод. | 2.11-06.11 | |
19 | Столетняя война. | 09.11-13.11 | |
20 | Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии. | 09.11-13.11 | |
21 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. | 23.11-27.11 | |
22 | Германия и Италия в 12-15 веках. Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов | 23.11-27.11 | |
| Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV веках | | |
23 | Гуситское движение в Чехии | 30.11-04.12 | |
24 | Завоевание турками - османами Балканского полуострова | 30.11-04.12 | |
| Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века | | |
25 | Образование и философия, литература, искусство | 07.12-11.12 | |
26 | Культура Раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения | 07.12-11.12 | |
27 | Средневековое общество в Индии, Китае, Японии. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки в средние века. | 14.12-18.12 | |
28 | Итоговое повторение и обобщение по курсу истории средних веков | 14.12-18.12 | |
| Итого | 28 | |
История России
№ п /п | Содержание (разделы, темы) | Дата |
План | факт |
1 | Введение. Наша Родина – Россия | 21.12-25.12 | |
2 | Древние люди и их стоянки на территории современной России | 21.12-25.12 | |
3 | Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. | 28.12-30.12 | |
4 | Образование первых государств | 28.12-30.12 | |
5 | Восточные славяне и их соседи | 11.01-15.01 | |
6 | Повторительно-обобщающий урок по теме I « Народы и государства на территории нашей страны в древности» | 11.01-15.01 | |
7 | Первые известия о Руси | 18.01-22.01 | |
8 | Становление Древнерусского государства | 18.01-22.01 | |
9 | Становление Древнерусского государства | 25.01-29.01 | |
10 | Правление князя Владимира. Крещение Руси | 25.01-29.01 | |
11 | Русское государство при Ярославе Мудром | 01.02-05.02 | |
12 | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах | 01.02-05.02 | |
13 | Общественный строй и церковная организация на Руси | 08.02-12.02 | |
14 | Культурное пространство Европы и культура Древней Руси | 08.02-12.02 | |
15 | Повседневная жизнь населения | 22.02-26.02 | |
16 | Место и роль Руси в Европе. | 22.02-26.02 | |
17 | Повторительно-обобщающий урок по теме II «Русь в IX — первой половине XII в.» | 01.03-05.03 | |
18 | Политическая раздробленность в Европе и на Руси | 01.03-05.03 | |
19 | Владимиро-Суздальское княжество | 08.03-12.03 | |
20 | Новгородская республика | 08.03-12.03 | |
21 | Южные и юго-западные русские княжества | 15.03-19.03 | |
22 | Повторительно-обобщающий урок по теме III « Русь в середине ХII — начале XIII в.» | 15.03-19.03 | |
23 | Монгольская империя и изменение политической картины мира | 22.03-26.03 | |
24 | Батыево нашествие на Русь | 22.03-26.03 | |
25 | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом | 29.03-02.04 | |
26 | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура | 29.03-02.04 | |
27 | Литовское государство и Русь | 12.04-16.04 | |
28 | Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси | 12.04-16.04 | |
29 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва | 19.04-23.04 | |
30 | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в. | 19.04-23.04 | |
31 | Тульский край в истории и культуре Руси | 26.04-30.04 | |
32 | Повторительно-обобщающий урок по теме IV «Русские земли в середине XIII — XIV в.» | 26.04-30.04 | |
33 | Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. | 03.05-07.05 | |
34 | Московское княжество в первой половине XV в. | 03.05-07.05 | |
35 | Распад Золотой Орды и его последствия | 10.05-14.05 | |
36 | Московское государство и его соседи во второй половине XV в. | 10.05-14.05 | |
37 | Русская православная церковь в XV — начале XVI в. | 17.05-21.05 | |
38 | Человек в Российском государстве второй половины XV в. | 17.05-21.05 | |
39 | Формирование культурного пространства единого Российского государства | 24.05-28.05 | |
40 | Повторитель- но-обобщающий урок по теме V «Формирование единого Русского государства» | 24.05-28.05 | |
41 | Повторитель- но-обобщающий урок по теме V «Формирование единого Русского государства» | 31.05 | |
42 | Повторитель- но-обобщающий урок по теме V «Формирование единого Русского государства» | 31.05 | |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО Зам. директора по УВР
от «____»___________2020г. «______»_________________2020г.
№______________________ ___________________________
Руководитель ШМО:
_______/Першина О.Н.. / ____________/_______________/
13