Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
примерной основной образовательной программы среднего общего образования,
авторской программы: «История России» 6-10 классы – Арсентьев, А. А. Данилов и др.
Структурно предмет «История» включает учебные курсы по всеобщей (Новейшей) истории и истории России (1914-2012гг) и изучается 10 классе в качестве обязательного по 2 часа в неделю. Обучение проводится, синхронизируя данные курсы. На изучение Всеобщей истории выделяется 23 часа, на изучение истории России – 45 часов.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
История России. 10 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. Базовый и углубл. уровни. В 3ч. / М.М. Горинов и др.; под ред. А.В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2019.
История. Всеобщая история. Новейшая история . 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый и углубл. уровни /О.С.Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа; под ред. А.А.Искандерва. - М.: Просвещение, 2019
Изучение истории в старшем звене на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся традиций, установок, доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события, сопоставлять различные версии и оценки, определять собственное отношение к проблемам прошлого и современности.
В рамках реализации выше указанных целей решаются следующие задачи:
приобретение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
овладение способами деятельностей, элементарными методами исторического познания, умениями работы с различными источниками исторической информации, применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм;
освоение компетенций в сфере отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной и коммуникативной деятельности, ориентации в широком круге исторических источников
2. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «История»
Выпускник на базовом уровне научится:
– рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
– знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;
– определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
– характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
– представлять культурное наследие России и других стран;
– работать с историческими документами;
– сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
– критически анализировать информацию из различных источников;
– соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
– использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
– использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
– составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
– работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
– читать легенду исторической карты;
– владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
– демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
– оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;
– ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;
– устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры;
– определять место и время создания исторических документов;
– проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран;
– характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
– понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
– использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
– представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту;
– соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века;
– анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории ХХ века;
– обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией;
– приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
– применять полученные знания при анализе современной политики России;
– владеть элементами проектной деятельности.
Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета, курса | Основные виды учебной деятельности |
Мир накануне и в годы первой мировой войны (3 часа) Индустриальное общество. Мировой порядок перед Первой мировой войной. Антанта и Тройственный союз. Гонка вооружений и милитаризация. Причины Первой мировой войны. Цели войны. Планы сторон. «Бег к морю». Сражение на Марне. Победа российской армии под Гумбиненом и поражение под Танненбергом. Наступление в Галиции. Морское сражение при Гельголанде. Вступление в войну Османской империи. Вступление в войну Болгарии и Италии. Поражение Сербии. Четверной союз (Центральные державы). Верден. Отступление российской армии. Сомма. Война в Месопотамии. Геноцид в Османской империи. Ютландское сражение. Вступление в войну Румынии. Брусиловский прорыв. Вступление в войну США. Революция 1917 г. и выход из войны России. 14 пунктов В. Вильсона. Бои на Западном фронте. Война в Азии. Капитуляция государств Четверного союза. Политические, экономические, социальные и культурные последствия Первой мировой войны. | Показывать на карте и комментировать состав военно- политических блоков и их территории. Рассказывать о предпосылках, этапах и основных событиях Первой мировой войны. Характеризовать цели и планы сторон. Оценивать взаимодействие союзников. Объяснять причины поражений в сражениях мировой войны. |
Россия в годы «великих потрясений» (7 часов) Вступление России в войну. Геополитические и военно-стратегические планы командования. Боевые действия на австро-германском и кавказском фронтах, взаимодействие с союзниками по Антанте. Брусиловский прорыв и его значение. Содействие гражданского населения армии и создание общественных организаций помощи фронту. Основные этапы и хронология революции 1917 г. Февраль – март: восстание в Петрограде и падение монархии. Конец российской империи. 25 октября (7 ноября по новому стилю): свержение Временного правительства и взятие власти большевиками («октябрьская революция»). Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров. В.И. Ленин как политический деятель. Первые революционные преобразования большевиков. Гражданская война и ее последствия Причины победы Красной Армии в Гражданской войне. Эмиграция и формирование Русского зарубежья. Последние отголоски Гражданской войны в регионах в конце 1921–1922 гг. Идеология и культура периода Гражданской войны и «военного коммунизма». Деятельность Трудовых армий. Комитеты бедноты и рост социальной напряженности в деревне. Кустарные промыслы как средство выживания. Голод, «черный рынок» и спекуляция. Проблема массовой детской беспризорности. Влияние военной обстановки на психологию населения. | Знать причины, участников, ход и итоги февральской и октябрьской революций 1917 года. Называть основные преобразования большевиков. Знать и показывать на карте основные сражения гражданской войны. |
Межвоенный период (7 часов) Революционная волна после Первой мировой войны. Образование новых национальных государств. Образование Коминтерна. Версальско-вашингтонская система. Планы послевоенного устройства мира. Парижская мирная конференция. Версальская система. Лига наций. Реакция на «красную угрозу». Послевоенная стабилизация. Приход фашистов к власти в Италии. Создание фашистского режима. Великая депрессия. Мировой экономический кризис. Нарастание агрессии. Германский нацизм. Подготовка Германии к войне. «Народный фронт» и Гражданская война в Испании.Политика «умиротворения» агрессора. Мюнхенское соглашение и его последствия. Раздел Восточной Европы на сферы влияния Германии и СССР. Развитие культуры в первой трети ХХ в. Основные направления в искусстве. Модернизм, авангардизм, сюрреализм, абстракционизм, реализм. Психоанализ. Потерянное поколение. Ведущие деятели культуры первой трети ХХ в. Тоталитаризм и культура. Массовая культура. Олимпийское движение. | Объяснять, какие международные условия способствовали развитию революций в разных странах. Называть причины быстрого роста экономики США. Характеризовать международные отношения в 1920-е годы. Сравнивать развитие Англии, Германии, Франции, США в 1920-е годы. Объяснять причины и особенности экономического кризиса. Сравнивать либерально-демократические и тоталитарные режимы. Оценивать роль Лиги Наций в международной политике в 1930-е годы. |
Советский Союз в 1920–1930-е годы (7 часов) Катастрофические последствия Первой мировой и Гражданской войн. Демографическая ситуация в начале 1920-х гг. Экономическая разруха. Голод 1921–1922 гг. и его преодоление. Финансовая реформа 1922–1924 гг. Создание Госплана и разработка годовых и пятилетних планов развития народного хозяйства. Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г. Административно-территориальные реформы 1920-х гг. Смерть В.И. Ленина и борьба за власть. В.И. Ленин в оценках современников и историков. «Великий перелом». Перестройка экономики на основе командного администрирования. Форсированная индустриализация: региональная и национальная специфика. Коллективизация сельского хозяйства и ее трагические последствия. Создание МТС. Милитаризация народного хозяйства, ускоренное развитие военной промышленности. Утверждение «культа личности» Сталина. Массовые политические репрессии 1937–1938 гг. Конституция СССР 1936 г. Пролеткульт и нэпманская культура. Борьба с безграмотностью. Культура и идеология. Внешняя политика СССР в 1920–1930-е годы. Внешняя политика: от курса на мировую революцию к концепции «построения социализма в одной стране». Выход СССР из международной изоляции. «Военная тревога» 1927 г. Вступление СССР в Лигу Наций. Возрастание угрозы мировой войны. Попытки организовать систему коллективной безопасности в Европе. СССР накануне Великой Отечественной войны. Форсирование военного производства и освоения новой техники. «Зимняя война» с Финляндией. | Называть последствия Гражданской войны. Анализировать политическую и экономическую ситуацию в стране. Называть проявления «культа личности» Сталина. Знать основные положения Конституции СССР 1936 года. Характеризовать внешнюю политику страны в 1920-1930-е г.г. |
Вторая мировая война (2 часа) Причины войны и планы участников. Масштабы и характер войны. Интересы государств-участниц. Нападение Германии на Польшу. Политика СССР. «Странная война». Разгром Франции. Война с Англией. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Этапы боевых действий на фронтах. Нападение Германии на СССР. Наступление Японии на Тихом океане и в Восточной Азии. Перелом в ходе Второй мировой войны. Второй фронт в Европе. Разгром Германии. Капитуляция Японии — завершение Второй мировой войны. Повседневная жизнь населения в годы войны. Движение Сопротивления на оккупированных территориях. | Объяснять причины Второй мировой войны. Показывать на карте и комментировать основные события и районы боевых действий. |
Великая Отечественная война (4 часа) Вторжение Германии и ее сателлитов на территорию СССР. Первый период войны (июнь 1941 – осень 1942). План «Барбаросса». Причины поражений Красной Армии на начальном этапе войны. Смоленское сражение. Наступление советских войск под Ельней. Начало блокады Ленинграда. Оборона Одессы и Севастополя. Битва за Москву. Наступательные операции Красной Армии зимой–весной 1942 г. Неудача Ржевско-Вяземской операции. Битва за Воронеж. Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 – 1943 г.). Поражение советских войск в Крыму. Битва за Кавказ. Оборона Сталинграда. Итоги и значение победы Красной Армии под Сталинградом. Битва на Курской дуге. Днепр. Освобождение Левобережной Украины и форсирование Днепр. Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. Развертывание массового партизанского движения. Трудовой подвиг народа. Культурное пространство войны. Советские писатели, композиторы, художники, ученые в условиях войны. Фронтовые корреспонденты. Выступления фронтовых концертных бригад. Государство и церковь в годы войны. СССР и союзники. Проблема второго фронта. Ленд-лиз. Тегеранская конференция 1943 г. Завершение освобождения территории СССР. Боевые действия в Восточной и Центральной Европе и освободительная миссия Красной Армии. Капитуляция Германии. Советско-японская война 1945 г. Разгром Квантунской армии. Создание ООН. Нюрнбергский и Токийский судебные процессы. Осуждение главных военных преступников. Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. | Знать периоды и основные сражения войны. Называть их хронологические рамки. Показывать на карте районы военных действий. Объяснять причины неудач Красной Армии на первом этапе. Определять роль армии, руководства и тыла в Победе. Характеризовать действия союзников. Знать итоги Второй мировой войны. Оценивать роль СССР в разгроме фашистской армии. |
СССР и мир после Второй мировой войны (5 часов) Влияние последствий войны на советскую систему и общество. Послевоенные ожидания и настроения. Демилитаризация экономики и переориентация на выпуск гражданской продукции. Восстановление индустриального потенциала страны. Сельское хозяйство и положение деревни. Начало гонки вооружений. Голод 1946–1947 гг. Денежная реформа и отмена карточной системы (1947 г.). Соперничество в верхних эшелонах власти. Усиление идеологического контроля. Послевоенные репрессии. Рост влияния СССР на международной арене. Первые шаги ООН. Начало «холодной войны». «Доктрина Трумэна» и «План Маршалла». Формирование биполярного мира. Организация Североатлантического договора (НАТО). Создание Организации Варшавского договора. Война в Корее. План Маршалла. Гражданская война в Греции. Доктрина Трумэна. Политика сдерживания. «Народная демократия» и установление коммунистических режимов в Восточной Европе. Раскол Германии. | Объяснять последствия войны. Характеризовать основные этапы «холодной войны» и их содержание. Сравнивать цели и территории охвата военно-политических блоков. Называть черты и признаки постиндустриального общества. Называть основные идейно-политические направления в европейских государствах. Объяснять особенности развития США в данный период. Характеризовать сущность временного режима во Франции. Характеризовать Германию до объединения и после него. |
Соревнование социальных систем (8 часов) Визиты Р. Никсона в КНР и СССР. Договор ОСВ-1 и об ограничении ПРО. Хельсинкский акт. Договор ОСВ-2. Ракетный кризис в Европе. Ввод советских войск в Афганистан. Возвращение к политике «холодной войны». Возникновение Европейского экономического сообщества. Германское «экономическое чудо». Проблема прав человека. Движение за гражданские права в США. Новые течения в обществе и культуре. Информационная революция. Энергетический кризис. Экологический кризис и зеленое движение. Кризисы и восстания в Польше и Венгрии в 1956 г. «Пражская весна» 1968 г. и ее подавление. Движение «Солидарность» в Польше. Югославская модель социализма. Разрыв отношений Албании с СССР. Строительство социализма в Китае. Антикоммунистические революции в Восточной Европе. Распад Варшавского договора, СЭВ и СССР. Положение стран Латинской Америки в середине ХХ века. Аграрные реформы и импортзамещающая индустриализация. Революция на Кубе. Крушение колониальной системы и ее последствия. Арабские страны и возникновение государства Израиль. Суэцкий конфликт. Арабо-израильские войны и попытки урегулирования на Ближнем Востоке. Палестинская проблема. Модернизация в Турции и Иране. Исламская революция в Иране. Кризис в Персидском заливе и войны в Ираке. Обретение независимости странами Южной Азии. Япония после Второй мировой войны. Восстановление суверенитета Японии. Проблема Курильских островов. Японское экономическое чудо. Кризис японского общества. Развитие Южной Кореи. «Тихоокеанские драконы». | Выделять наиболее общие причины кризисов 1950-1960 г.г. Анализировать причины и особенности перехода к демократизации в 1980-е годы. Характеризовать две модели развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Сравнивать развитие Японии и Китая. Объяснять причины складывания двухполюсного мира. Характеризовать противоречия биполярного мира. Оценивать роль ООН в регулировании международных отношений. |
Апогей и кризис советской системы (14 часов) Смерть Сталина. Смена политического курса. Борьба за власть в советском руководстве. Переход политического лидерства к Н.С. Хрущеву. XX съезд КПСС и разоблачение «культа личности» Сталина. Социально-экономическое развитие. Научно-техническая революция в СССР. Испытания атомного и термоядерного оружия в СССР. Организация Варшавского договора. Ракетно-космическое соперничество СССР и США. Ухудшение советско-американских отношений. Карибский кризис. Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах. Смещение Н.С. Хрущева и приход к власти Л.И. Брежнева. Поиски идеологических ориентиров. Десталинизация и ресталинизация. Экономические реформы 1960-х гг. Конституция СССР 1977 г. Нарастание застойных тенденций в экономике и кризис идеологии. Идейная и духовная жизнь советского общества. «Холодная война» и мировые конфликты. Ввод войск в Афганистан. Подъем антикоммунистических настроений в Восточной Европе. Кризис просоветских режимов. М.С. Горбачев и его окружение: курс на реформы. Реформы в экономике, в политической и государственной сферах. «Новое мышление» Горбачева. Завершение «холодной войны». Становление многопартийности. Референдум о сохранении СССР и введении поста президента РСФСР. Избрание Б.Н. Ельцина президентом РСФСР. Августовский политический кризис 1991 г. Распад СССР и создание СНГ. | Оценивать политическую ситуацию в СССР после смерти Сталина. Характеризовать политическую и социально-экономическую политику Хрущева. Анализировать основные направления политики Брежнева. Называть причины «перестройки» в СССР и её итоги. Знать основные направления внешней политики СССР в 1950-1990 г.г. Называть причины распада СССР. |
Российская Федерация (9 часов) Б.Н. Ельцин и его окружение. Правительство реформаторов во главе с Е.Т. Гайдаром. Начало радикальных экономических преобразований. Либерализация цен. «Шоковая терапия». Ваучерная приватизация. Долларизация экономики. Нарастание политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения экономической ситуации. Апрельский референдум 1993 г. – попытка правового разрешения политического кризиса. Трагические события осени 1993 г. в Москве. Принятие Конституции России 1993 года и ее значение. Становление российского парламентаризма. Обострение межнациональных и межконфессиональных отношений в 1990-е гг. Дефолт 1998 г. и его последствия. Проблемы формирования гражданского общества. Новые приоритеты внешней политики. Взаимоотношения с США и странами Запада. Подписание Договора СНВ-2 (1993). Присоединение России к «большой семерке». «Семибанкирщина». «Олигархический» капитализм. Правительства В.С. Черномырдина и Е.М. Примакова. Обострение ситуации на Северном Кавказе. Добровольная отставка Б.Н. Ельцина. Президентства В.В. Путина и Д.А. Медведева. Экономический подъем 1999–2007 гг. и кризис 2008 г. Внешняя политика в конце XX – начале XXI в. Внешнеполитический курс В.В. Путина. Культура и наука России в конце XX – начале XXI в. | Знать основные направления политики Б.Н. Ельцина. Анализировать проявления политико-конституционного кризиса, знать его последствия. Характеризовать внешнюю политику РФ. Называть особенности внутренней политика В.В. Путина и Д.А. Медведева. |
Современный мир (2 часа) Глобализация конца ХХ – начала XXI вв. Информационная революция, Интернет. Экономические кризисы 1998 и 2008 гг. Изменение системы международных отношений. Модернизационные процессы в странах Азии. Рост влияния Китая на международной арене. Демократический и левый повороты в Южной Америке. Международный терроризм. Война в Ираке. «Цветные революции». «Арабская весна» и ее последствия. Постсоветское пространство: политическое и социально-экономическое развитие, интеграционные процессы, кризисы и военные конфликты. Россия в современном мире. | Объяснять смысл понятия «глобализация». Называть главные черты современной глобализации. Приводить примеры глобального взаимодействия стран в бизнесе, культуре, политике, науке, моде. |
Формы организации учебных занятий:
Мини – лекции
Диалоги
Беседы
Творческие работы
Проектные работы
Работа с источником, литературой
4. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Мир накануне и в годы первой мировой войны | 3 |
2 | Россия в годы «великих потрясений» | 7 |
3 | Межвоенный период | 7 |
4 | Советский Союз в 1920–1930-е годы | 7 |
5 | Вторая мировая война | 2 |
6 | Великая Отечественная война | 4 |
7 | СССР и мир после Второй мировой войны | 5 |
8 | Соревнование социальных систем | 8 |
9 | Апогей и кризис советской системы | 14 |
10 | Российская Федерация | 9 |
11 | Современный мир | 2 |
| ИТОГО | 68 |
5