СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории 10 класс ФГОС

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  1. История России. 10 класс. Учеб. для  общеобразо­вательных организаций. Базовый и углубл. уровни. В 3ч. / М.М. Горинов и др.; под ред. А.В. Торкунова.  - М.: Просвещение, 2019.
  2. История. Всеобщая история. Новейшая история . 10 класс: учебник для  общеобразо­вательных организаций: базовый и углубл. уровни /О.С.Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа; под ред. А.А.Искандерва. - М.: Просвещение, 2019

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 10 класс ФГОС»

  1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования

  • примерной основной образовательной программы среднего общего образования,

  • авторской программы: «История России» 6-10 классы – Арсентьев, А. А. Данилов и др.

Структурно предмет «История» включает учебные курсы по всеобщей (Новейшей) истории и истории России (1914-2012гг) и изучается 10 классе в качестве обязательного по 2 часа в неделю. Обучение проводится, синхронизируя данные курсы. На изучение Всеобщей истории выделяется 23 часа, на изучение истории России – 45 часов.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  1. История России. 10 класс. Учеб. для общеобразо­вательных организаций. Базовый и углубл. уровни. В 3ч. / М.М. Горинов и др.; под ред. А.В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2019.

  2. История. Всеобщая история. Новейшая история . 10 класс: учебник для общеобразо­вательных организаций: базовый и углубл. уровни /О.С.Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа; под ред. А.А.Искандерва. - М.: Просвещение, 2019

 Изучение истории в старшем звене на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся традиций, установок, доктрин;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события, сопоставлять различные версии и оценки, определять собственное отношение к проблемам прошлого и современности.

 В рамках реализации выше указанных целей решаются следующие задачи:

  • приобретение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

  • овладение способами деятельностей, элементарными методами исторического познания, умениями работы с различными источниками исторической информации, применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм;

  • освоение компетенций в сфере отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной  и коммуникативной деятельности, ориентации в широком круге исторических источников

2. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «История»

Выпускник на базовом уровне научится:

– рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;

– знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;

– определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;

– характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

– представлять культурное наследие России и других стран;

– работать с историческими документами;

– сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;

– критически анализировать информацию из различных источников;

– соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;

– использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;

– использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;

– составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;

– работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;

– читать легенду исторической карты;

– владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;

– демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;

– оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;

– ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

– демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;

– устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры;

– определять место и время создания исторических документов;

– проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран;

– характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

– понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;

– использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;

– представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту;

– соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века;

– анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории ХХ века;

– обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией;

– приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;

– применять полученные знания при анализе современной политики России;

– владеть элементами проектной деятельности.



  1. Содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета, курса

Основные виды учебной деятельности

Мир накануне и в годы первой мировой войны (3 часа)

Индустриальное общество. Мировой порядок перед Первой мировой войной. Антанта и Тройственный союз. Гонка вооружений и милитаризация. Причины Первой мировой войны.

Цели войны. Планы сторон. «Бег к морю». Сражение на Марне. Победа российской армии под Гумбиненом и поражение под Танненбергом. Наступление в Галиции. Морское сражение при Гельголанде. Вступление в войну Османской империи. Вступление в войну Болгарии и Италии. Поражение Сербии. Четверной союз (Центральные державы). Верден. Отступление российской армии. Сомма. Война в Месопотамии. Геноцид в Османской империи. Ютландское сражение. Вступление в войну Румынии. Брусиловский прорыв. Вступление в войну США. Революция 1917 г. и выход из войны России. 14 пунктов В. Вильсона. Бои на Западном фронте. Война в Азии. Капитуляция государств Четверного союза. Политические, экономические, социальные и культурные последствия Первой мировой войны.

Показывать на карте и комментировать состав военно- политических блоков и их территории. Рассказывать о предпосылках, этапах и основных событиях Первой мировой войны. Характеризовать цели и планы сторон. Оценивать взаимодействие союзников. Объяснять причины поражений в сражениях мировой войны.

Россия в годы «великих потрясений» (7 часов)

Вступление России в войну. Геополитические и военно-стратегические планы командования. Боевые действия на австро-германском и кавказском фронтах, взаимодействие с союзниками по Антанте. Брусиловский прорыв и его значение. Содействие гражданского населения армии и создание общественных организаций помощи фронту.

Основные этапы и хронология революции 1917 г. Февраль – март: восстание в Петрограде и падение монархии. Конец российской империи. 25 октября (7 ноября по новому стилю): свержение Временного правительства и взятие власти большевиками («октябрьская революция»). Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров. В.И. Ленин как политический деятель.

Первые революционные преобразования большевиков. Гражданская война и ее последствия

Причины победы Красной Армии в Гражданской войне. Эмиграция и формирование Русского зарубежья. Последние отголоски Гражданской войны в регионах в конце 1921–1922 гг.

Идеология и культура периода Гражданской войны и «военного коммунизма».

Деятельность Трудовых армий. Комитеты бедноты и рост социальной напряженности в деревне. Кустарные промыслы как средство выживания. Голод, «черный рынок» и спекуляция. Проблема массовой детской беспризорности. Влияние военной обстановки на психологию населения.


Знать причины, участников, ход и итоги февральской и октябрьской революций 1917 года. Называть основные преобразования большевиков. Знать и показывать на карте основные сражения гражданской войны.

Межвоенный период (7 часов)

Революционная волна после Первой мировой войны. Образование новых национальных государств. Образование Коминтерна. Версальско-вашингтонская система.

Планы послевоенного устройства мира. Парижская мирная конференция. Версальская система. Лига наций. Реакция на «красную угрозу». Послевоенная стабилизация. Приход фашистов к власти в Италии. Создание фашистского режима. Великая депрессия. Мировой экономический кризис. Нарастание агрессии. Германский нацизм. Подготовка Германии к войне. «Народный фронт» и Гражданская война в Испании.Политика «умиротворения» агрессора. Мюнхенское соглашение и его последствия. Раздел Восточной Европы на сферы влияния Германии и СССР.

Развитие культуры в первой трети ХХ в. Основные направления в искусстве. Модернизм, авангардизм, сюрреализм, абстракционизм, реализм. Психоанализ. Потерянное поколение. Ведущие деятели культуры первой трети ХХ в. Тоталитаризм и культура. Массовая культура. Олимпийское движение.


Объяснять, какие международные условия способствовали развитию революций в разных странах. Называть причины быстрого роста экономики США. Характеризовать международные отношения в 1920-е годы. Сравнивать развитие Англии, Германии, Франции, США в 1920-е годы. Объяснять причины и особенности экономического кризиса. Сравнивать либерально-демократические и тоталитарные режимы. Оценивать роль Лиги Наций в международной политике в 1930-е годы.

Советский Союз в 1920–1930-е годы (7 часов)

Катастрофические последствия Первой мировой и Гражданской войн. Демографическая ситуация в начале 1920-х гг. Экономическая разруха. Голод 1921–1922 гг. и его преодоление. Финансовая реформа 1922–1924 гг. Создание Госплана и разработка годовых и пятилетних планов развития народного хозяйства. Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г. Административно-территориальные реформы 1920-х гг. Смерть В.И. Ленина и борьба за власть. В.И. Ленин в оценках современников и историков.

«Великий перелом». Перестройка экономики на основе командного администрирования. Форсированная индустриализация: региональная и национальная специфика. Коллективизация сельского хозяйства и ее трагические последствия. Создание МТС. Милитаризация народного хозяйства, ускоренное развитие военной промышленности. Утверждение «культа личности» Сталина. Массовые политические репрессии 1937–1938 гг. Конституция СССР 1936 г.

Пролеткульт и нэпманская культура. Борьба с безграмотностью. Культура и идеология. Внешняя политика СССР в 1920–1930-е годы. Внешняя политика: от курса на мировую революцию к концепции «построения социализма в одной стране». Выход СССР из международной изоляции. «Военная тревога» 1927 г. Вступление СССР в Лигу Наций. Возрастание угрозы мировой войны. Попытки организовать систему коллективной безопасности в Европе.

СССР накануне Великой Отечественной войны. Форсирование военного производства и освоения новой техники. «Зимняя война» с Финляндией.




Называть последствия Гражданской войны. Анализировать политическую и экономическую ситуацию в стране. Называть проявления «культа личности» Сталина. Знать основные положения Конституции СССР 1936 года. Характеризовать внешнюю политику страны в 1920-1930-е г.г.

Вторая мировая война (2 часа)

Причины войны и планы участников. Масштабы и характер войны. Интересы государств-участниц. Нападение Германии на Польшу. Политика СССР. «Странная война». Разгром Франции. Война с Англией. «Новый порядок» на оккупированных территориях.

       Этапы боевых действий на фронтах. Нападение Германии на СССР. Наступление Японии на Тихом океане и в Восточной Азии. Перелом в ходе Второй мировой войны. Второй фронт в Европе. Разгром Германии. Капитуляция Японии — завершение Второй мировой войны. Повседневная жизнь населения в годы войны. Движение Сопротивления на оккупированных территориях.

Объяснять причины Второй мировой войны. Показывать на карте и комментировать основные события и районы боевых действий.

Великая Отечественная война (4 часа)

Вторжение Германии и ее сателлитов на территорию СССР. Первый период войны (июнь 1941 – осень 1942). План «Барбаросса». Причины поражений Красной Армии на начальном этапе войны. Смоленское сражение. Наступление советских войск под Ельней. Начало блокады Ленинграда. Оборона Одессы и Севастополя. Битва за Москву. Наступательные операции Красной Армии зимой–весной 1942 г. Неудача Ржевско-Вяземской операции. Битва за Воронеж.

Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 – 1943 г.). Поражение советских войск в Крыму. Битва за Кавказ. Оборона Сталинграда. Итоги и значение победы Красной Армии под Сталинградом. Битва на Курской дуге. Днепр. Освобождение Левобережной Украины и форсирование Днепр.

Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. Развертывание массового партизанского движения. Трудовой подвиг народа. Культурное пространство войны. Советские писатели, композиторы, художники, ученые в условиях войны. Фронтовые корреспонденты. Выступления фронтовых концертных бригад. Государство и церковь в годы войны.

СССР и союзники. Проблема второго фронта. Ленд-лиз. Тегеранская конференция 1943 г.

Завершение освобождения территории СССР. Боевые действия в Восточной и Центральной Европе и освободительная миссия Красной Армии. Капитуляция Германии.

Советско-японская война 1945 г. Разгром Квантунской армии. Создание ООН. Нюрнбергский и Токийский судебные процессы. Осуждение главных военных преступников.

Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны.


Знать периоды и основные сражения войны. Называть их хронологические рамки. Показывать на карте районы военных действий. Объяснять причины неудач Красной Армии на первом этапе. Определять роль армии, руководства и тыла в Победе. Характеризовать действия союзников.

Знать итоги Второй мировой войны. Оценивать роль СССР в разгроме фашистской армии.

СССР и мир после Второй мировой войны (5 часов)

Влияние последствий войны на советскую систему и общество. Послевоенные ожидания и настроения. Демилитаризация экономики и переориентация на выпуск гражданской продукции. Восстановление индустриального потенциала страны. Сельское хозяйство и положение деревни. Начало гонки вооружений. Голод 1946–1947 гг. Денежная реформа и отмена карточной системы (1947 г.). Соперничество в верхних эшелонах власти. Усиление идеологического контроля. Послевоенные репрессии.

Рост влияния СССР на международной арене. Первые шаги ООН. Начало «холодной войны». «Доктрина Трумэна» и «План Маршалла». Формирование биполярного мира. Организация Североатлантического договора (НАТО). Создание Организации Варшавского договора. Война в Корее.

План Маршалла. Гражданская война в Греции. Доктрина Трумэна. Политика сдерживания. «Народная демократия» и установление коммунистических режимов в Восточной Европе. Раскол Германии.

Объяснять последствия войны. Характеризовать основные этапы «холодной войны» и их содержание. Сравнивать цели и территории охвата военно-политических блоков. Называть черты и признаки постиндустриального общества. Называть основные идейно-политические направления в европейских государствах. Объяснять особенности развития США в данный период. Характеризовать сущность временного режима во Франции. Характеризовать Германию до объединения и после него.


Соревнование социальных систем (8 часов)

Визиты Р. Никсона в КНР и СССР. Договор ОСВ-1 и об ограничении ПРО. Хельсинкский акт. Договор ОСВ-2. Ракетный кризис в Европе. Ввод советских войск в Афганистан. Возвращение к политике «холодной войны».

Возникновение Европейского экономического сообщества. Германское «экономическое чудо». Проблема прав человека. Движение за гражданские права в США. Новые течения в обществе и культуре. Информационная революция. Энергетический кризис. Экологический кризис и зеленое движение.

Кризисы и восстания в Польше и Венгрии в 1956 г. «Пражская весна» 1968 г. и ее подавление. Движение «Солидарность» в Польше. Югославская модель социализма. Разрыв отношений Албании с СССР. Строительство социализма в Китае. Антикоммунистические революции в Восточной Европе. Распад Варшавского договора, СЭВ и СССР.

Положение стран Латинской Америки в середине ХХ века. Аграрные реформы и импортзамещающая индустриализация. Революция на Кубе. Крушение колониальной системы и ее последствия. Арабские страны и возникновение государства Израиль. Суэцкий конфликт. Арабо-израильские войны и попытки урегулирования на Ближнем Востоке. Палестинская проблема. Модернизация в Турции и Иране. Исламская революция в Иране. Кризис в Персидском заливе и войны в Ираке. Обретение независимости странами Южной Азии. Япония после Второй мировой войны. Восстановление суверенитета Японии. Проблема Курильских островов. Японское экономическое чудо. Кризис японского общества. Развитие Южной Кореи. «Тихоокеанские драконы».




Выделять наиболее общие причины кризисов 1950-1960 г.г. Анализировать причины и особенности перехода к демократизации в 1980-е годы. Характеризовать две модели развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Сравнивать развитие Японии и Китая. Объяснять причины складывания двухполюсного мира. Характеризовать противоречия биполярного мира. Оценивать роль ООН в регулировании международных отношений.

Апогей и кризис советской системы (14 часов)

Смерть Сталина. Смена политического курса. Борьба за власть в советском руководстве. Переход политического лидерства к Н.С. Хрущеву. XX съезд КПСС и разоблачение «культа личности» Сталина. Социально-экономическое развитие. Научно-техническая революция в СССР. Испытания атомного и термоядерного оружия в СССР. Организация Варшавского договора. Ракетно-космическое соперничество СССР и США. Ухудшение советско-американских отношений. Карибский кризис. Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах.

Смещение Н.С. Хрущева и приход к власти Л.И. Брежнева. Поиски идеологических ориентиров. Десталинизация и ресталинизация. Экономические реформы 1960-х гг. Конституция СССР 1977 г. Нарастание застойных тенденций в экономике и кризис идеологии. Идейная и духовная жизнь советского общества. «Холодная война» и мировые конфликты. Ввод войск в Афганистан. Подъем антикоммунистических настроений в Восточной Европе. Кризис просоветских режимов.

М.С. Горбачев и его окружение: курс на реформы. Реформы в экономике, в политической и государственной сферах. «Новое мышление» Горбачева. Завершение «холодной войны». Становление многопартийности.

Референдум о сохранении СССР и введении поста президента РСФСР. Избрание Б.Н. Ельцина президентом РСФСР. Августовский политический кризис 1991 г. Распад СССР и создание СНГ.






Оценивать политическую ситуацию в СССР после смерти Сталина. Характеризовать политическую и социально-экономическую политику Хрущева. Анализировать основные направления политики Брежнева. Называть причины «перестройки» в СССР и её итоги. Знать основные направления внешней политики СССР в 1950-1990 г.г. Называть причины распада СССР.

Российская Федерация (9 часов)

Б.Н. Ельцин и его окружение. Правительство реформаторов во главе с Е.Т. Гайдаром. Начало радикальных экономических преобразований. Либерализация цен. «Шоковая терапия». Ваучерная приватизация. Долларизация экономики.

Нарастание политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения экономической ситуации. Апрельский референдум 1993 г. – попытка правового разрешения политического кризиса. Трагические события осени 1993 г. в Москве. Принятие Конституции России 1993 года и ее значение. Становление российского парламентаризма.

Обострение межнациональных и межконфессиональных отношений в 1990-е гг. Дефолт 1998 г. и его последствия. Проблемы формирования гражданского общества. Новые приоритеты внешней политики. Взаимоотношения с США и странами Запада. Подписание Договора СНВ-2 (1993). Присоединение России к «большой семерке».

«Семибанкирщина». «Олигархический» капитализм. Правительства В.С. Черномырдина и Е.М. Примакова. Обострение ситуации на Северном Кавказе. Добровольная отставка Б.Н. Ельцина.

Президентства В.В. Путина и Д.А. Медведева. Экономический подъем 1999–2007 гг. и кризис 2008 г. Внешняя политика в конце XX – начале XXI в. Внешнеполитический курс В.В. Путина. Культура и наука России в конце XX – начале XXI в.



Знать основные направления политики Б.Н. Ельцина. Анализировать проявления политико-конституционного кризиса, знать его последствия. Характеризовать внешнюю политику РФ. Называть особенности внутренней политика В.В. Путина и Д.А. Медведева.

Современный мир (2 часа)

Глобализация конца ХХ – начала XXI вв. Информационная революция, Интернет. Экономические кризисы 1998 и 2008 гг. Изменение системы международных отношений. Модернизационные процессы в странах Азии. Рост влияния Китая на международной арене. Демократический и левый повороты в Южной Америке. Международный терроризм. Война в Ираке. «Цветные революции». «Арабская весна» и ее последствия. Постсоветское пространство: политическое и социально-экономическое развитие, интеграционные процессы, кризисы и военные конфликты. Россия в современном мире.

Объяснять смысл понятия «глобализация». Называть главные черты современной глобализации. Приводить примеры глобального взаимодействия стран в бизнесе, культуре, политике, науке, моде.

Формы организации учебных занятий:

  • Мини – лекции

  • Диалоги

  • Беседы

  • Творческие работы

  • Проектные работы

  • Работа с источником, литературой

4. Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Мир накануне и в годы первой мировой войны

3

2

Россия в годы «великих потрясений»

7

3

Межвоенный период


7

4

Советский Союз в 1920–1930-е годы


7

5

Вторая мировая война


2

6

Великая Отечественная война


4

7

СССР и мир после Второй мировой войны


5

8

Соревнование социальных систем


8

9

Апогей и кризис советской системы


14

10

Российская Федерация


9

11

Современный мир


2


ИТОГО


68


5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!