СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Искусству родного края (Новосибирск и Новосибирская область)

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по Искусству родного края (Новосибирск и Новосибирская область)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Искусству родного края (Новосибирск и Новосибирская область)»



Рабочая программа

по Искусству родного края

для 8 класса
























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

Рабочая программа курса «Искусство родного края» составлена на основе пособия «Методические рекомендации по реализации примерного базисного учебного плана Новосибирской области (региональный компонент) на 2008-2009 учебный год» том II, ч.2, Новосибирск НИПКиПРО 2008г, а так же Стандарта национально - регионального компонента Новосибирской области по предмету Искусство.(Проект НИПКиПРО).

Программа основана на:

  1. Федерального государственного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» 12. 2010 г. №1897 ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 01.02.20011 № 19644) ( в ред. Приказов Минобороннауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577;

  2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 24.11.2015)

«Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993);

  1. Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 158».

Цель курса: формирование личности выпускника школы как представителя региона, ревностного хранителя, рачительного пользователя и умелого создателя его социокультурных ценностей и традиций.

Задачи курса:

  1. Приобщение учащихся к художественным и эстетическим ценностям родного края;

  2. формирование способности к восприятию региональной культуры как неотъемлемой составляющей мировой культуры и в результате – осознание её ценности, уникальности и неповторимости;

  3. воспитание уважения к культурному наследию региона и мира в целом, что позволит уч-ся успешно адаптироваться в современном мире, выбирать индивидуальную модель социокультурного развития, организовывать личный досуг и включаться в самостоятельную художественную деятельность.

  4. развитие у школьников системного взгляда на художественную культуру родного края, представления о её целостности, единстве и многообразии, вариативности личных интерпретаций её феноменов, что может способствовать включению подростков в продуктивную, поисковую и творческую деятельность.


Место предмета в учебном плане

Предмет «Искусство родного края» изучается на ступени основного общего образования 8 классе в общем объеме 36 часов, из расчета 1 час в неделю.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Личностные результаты освоения

1.Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях

(готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Межпредметные понятия.

Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные универсальные учебные действия

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

6.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется

алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

8.Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

  • критически оценивать содержание и форму текста.

9.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты

Изучение учебного материала должно обеспечить учащемуся:

понимание:

  • - значения, роли и места музеев в художественной культуре;

  • - функций художественных музеев как хранилищ произведений искусства;

представление:

  • о научной, просветительской, реставрационной деятельности музея;

знание: крупнейших музеев мира, истории их создания;

  • - значительных произведений искусства, хранящихся в музеях;

формирование:

  • - художественно-эстетической и духовно-нравственной культуры;

приобретение навыков и качеств:

  • - культурной толерантности.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ

Содержание программы моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых для конецепции программы особенно значимы следующие: краеведческий подход, содержательно-деятельностный подход, личностно-ориентированный подход.

Основные принципы, определяющие структуру и реализацию содержания образования курса: принцип культурных доминант, территориальный принцип, принцип интегративности.

Структура содержания программы «Искусство родного края» представлена 4 модулями:

1. «Архитектура и дизайн».

2. «Музыкальное искусство».

3. «Декоративно-прикладное и изобразительное искусство».

4. «Театр и кино».

В разделе «Архитектура и дизайн» раскрываются вопросы из истории становления архитектурного облика Новосибирска как областного центра: первые городские постройки, храмы, административные здания города и области, архитектурные ансамбли, промышленные сооружения, места досуга, жилые массивы; представлено творчество ведущих архитекторов прошлого и настоящего времени; затронуты вопросы градостроительного дизайна, дизайна окружающей среды, их роль в формировании современного облика города.

Раздел «Музыкальное искусство» охватывает вопросы из истории становления музыкальной культуры в Новосибирской области, народное и профессиональное творчество сибирских музыкантов, музыкальные театры.

В разделе «Декоративно-прикладное и изобразительное искусство» большое внимание уделяется музеям декоративно-прикладного творчества и Новосибирскому государственному художественному музею. Раскрывается творчество ярких личностей из плеяды новосибирских художников и детских художников-иллюстраторов. Затронуты вопросы возникновения истоков современного декоративно-прикладного творчества на примере народных мастеров купинского игрушечного промысла.

В разделе «Театр и кино» крупным блоком представлен Новосибирск театральный — драматические театры, молодежный театр, детский театр, творчество ведущих театральных деятелей. Раскрываются вопросы из истории создания сибирской хроники, рождения Западносибирской студии кинохроники и детской студии мультипликации.

Каждый из представленных разделов содержит теоретические сведения, и рекомендации по проведению практической части занятия по каждой теме.

Приоритетные направления в методике преподавания курса «Искусство родного края» — преемственность в реализации содержания образования с учетом внутрипредметных связей, учет межпредметных связей, проектный подход в организации учебно-познавательной деятельности.

Методика реализации курса «Искусство родного края» отдает приоритет деятельностному и практико-ориентированному подходам.

Развитие восприятия произведений искусства школьниками осуществляется по модели: «активный зритель, слушатель», развитие способности интерпретировать в рамках модели «функция — исполнитель».

Контроль знаний и умений будет осуществляться через презентацию индивидуальных или коллективных творческих проектов.














ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока


Тема урока

Элементы содержания

Тип урока

Оборудование урока

Вид контроля

Дом. зад

1, 2.3



-Введение. История градостроительства.

-Ведение. История градостроительства. Летопись истории градострои тельства

-История градостроительства. Послевоенный Новосибирск

Вопросы Генерального плана строительства города, градостроительный дизайн, его роль в формировании современного облика Новосибирска. Летописец истории градостроительства Новосибирска С.Н. Баландин.

Вводн.

Знак с нов мат.

Комб.

Слайды, компьютер, доска.

Устный опрос, срез

Подгото вить рассказ а любом здании начала 20 века НСО

(по списку учителя)

4,5


Архитектурные ансамбли

Архитектурные ансамбли центра: Центральная площадь Новосибирска – Областной краеведческий музей, здания Новосибирского госуд-го акад-го театра оперы и балета, здания 40-х годоа, здания 19 века; площадь Свердлова и др.

Комб.

Практич.

Слайды, компьютер, доска. Краски, альбомы, кисти, простые карандаши.

Анализ творческих работ

Разрабо

тать эскиз скульптурной группы для села

6


Храмы

Храмы, как воплощение исторической памяти народа. Роль храма в организации жизненного пространства жителей города и села

комб

Слайды, компьютер, доска, тексты с новым материалом

Ответы у доски


7


Жилые массивы

Культурные центры областного, районного мегаполиса, его функции, особенности архитектурной композиции. Дизайн отдыха горожан: парковые зоны, зоопарк, детские, спортивные площадки, пляж и др.

комб

Слайды, компьютер, доска, тексты с новым материалом

Практическая работа

Завер

шить эскиз зоны отдыха села (деловая игра – «Ты - архитектор»)

8


Места досуга

Инфраструктура жилого массива: школы, детские сады, здания общего пользования. Дизайн интерьера как микросреды человека.

комб

Слайды, компьютер, доска.

Анализ практической работы

Завер

шить эскиз дома для села (деловая игра – «Ты - архитектор»)

9,10


Из истории музыкальной культуры новосибирской области.

Народная консерватория, музыкальные школы и училища, консерватория, учителя и ученики, составившие славу и гордость страны – мировая и всероссийская известность: М.С. Лебензон, З.Л Брон, М.В. Богуславский, В. Репин, В. Коновалов. Сибирские композиторы: А.П. Новиков, А.Ф. Муров, Ю.П. Юкечев, Г.Н. Иванов

Детские композиторы: О. Сереброва, С. Ранда, К. Журавлёв и др.

Изуч нов мат.

Комб.

Слайды, компьютер, доска, музыка

льные записи

Заполнение таблицы «музыкальные деятели НСО»

Учить таблицу

11,12





Народное музыкальное творчество.

Общее знакомство с хоровыми коллективами, ансамблями, исполнителями на русских народных инструментах.

Изуч. нов.мат.

Комб.

Слайды, компьютер, доска, музыка

льные записи

Составление конспекта, рассказ по конспекту.

Эскиз костюма для артиста народного музыкального творчества

13-14



Музыкальные коллективы новосибирской филармонии

Знакомство с историей создания Новосибирской филармонии, её 12 музыкальными коллективами (по выбору)

Знак с нов мат.

Комб.

Слайды, компьютер, доска, музыка

льные записи

Работа над эссе

Завершение работы над эссе

15-16


Музыкальные театры Новосибирска.

По страницам истории музыкальных театров Новосибирска: Новосибирский государственный академический театр оперы и балета, Новосибирский театр музыкальной комедии.

Комб.

Практич.

Слайды, компьютер, доска. Краски, альбомы, кисти, простые карандаши.

Практическая творчес

кая работа

Зскиз декораций к отрывку из музыкальной комедии

17



Истоки современного декоративно-прикладного творчества. История развития народных ремёсел.

Истоки современного декоративно-прикладного творчества, развитие народных ремёсел (береста, резьба, вышивка и др.)

комб

Слайды, компьютер, доска. Краски, альбомы, кисти, простые каранда

ши.


Разработать эскиз рубашки, валенка или рукавицы (оберёг)


18-19



Музеи декоративно-прикладного искусства

Из истории создания музеев ДПИ. Новосибирский краеведческий музей, музей «Сибирская береста», Новосибирский музей игрушки, Центр художественных ремёсел «Сибирский вернисаж».

Знак. С нов. мат.

комб

Слайды, компьютер, доска.

Устный опрос

Эскиз экспозиции музея ДПИ

20-21


Народные мастера

Купинский игрушечный промысел, изделия народных мастеров Е.Д. Дьяковой и Т.С. Лысенко.

Изуч.нов мат

комб

Слайды, компьютер, доска.

Творч. Зад-е

Выполнение игрешки из глины (пластилина)

22-23


Новосибирский государственный художественный музей.

История создания и становления Художественного музея (картинной галереи). Просветительская и образовательная функции Художественного музея. Русская живопись и графика первой трети 20 века. Иконы 15-19 веков. Уникальная коллекция полотен Н.К. Рериха. Произведения Н.Д. Грицюка. Действующие выставки.

Изуч.нов мат

комб

Слайды, компьютер, доска.

Беседа, викторина


24



Выставочный зал союза художников

Общее знакомство с творчеством новосибирских художников (Баландин, Мартынов и др.) Начинающие художники и знаенитые.

комб

Слайды, компьютер, доска

Заполне

ние таблицы


25



Новосибирские художники-иллюстраторы

Обзор творчества художников – «Рыцари Её Величества Книги»:Ю.Е. Ефимова, С.В. Калачёва, А. Шурица, С. Гороховского.

комб

Слайды, компьютеры, доска, краски, альбомы, каранда

ши.

Выполне

ние творческо

го задания.

Завершить творческую работу.

26-29



1.Новосибирск театральный.

2.Новосибирск театральный. «Красный факел»

3.Новосибирск театральный. Новосибирский городской драматический под руководством Сергея Афанасьева.

4.Новосибирск театральный. «На левом берегу», «Глобус», Новосибирский областной театр кукол.


Общий обзор: из истории создания театров, драматические театры, молодёжный театр, детский театр.

Изуч. нов мат

комб

Слайды, компьютеры, доска, краски, альбомы, каранда

ши

Выполне

ние творческо

го задания.

Завершить творческую работу.

30-31



Новосибирская студия кинохроники

Из истории создания новосибирской хроники: первый кинотеатр в Новосибирске, Фильмы Махотина – «Виды города Новосибирска», «Новониколаевские юбилейные торжества дома романовых», «Масленица в Новониколаевске» , «Прогулка от Новониколаевска до Бердска».

!930 год: рожление Западно-Сибирской студии кинохроники; первый звуковой номер журнала «Сибирь на экране», первый цветной филм студии «Сады Сибири» Г. Гребёнкина.

Изуч. нов мат

комб

Слайды, компьютеры, доска

Выполне

ние творческо

го задания.

Презента

ция о селе

32-33


Детская студия мультипликации.

Сведения о :«Сибирский Фонд развития детского кино» рук-ль Пётр Анофриков. Детская киностудия «Поиск».

Просмотр мультфильмов местного объединения.

Изуч.нов мат

комб

Слайды, компьютеры, доска, мультфильмы



34-36



1. Подготовка творческих проектов. Поиск материала

2.Подготовка творческих проектов. Создание презентации.

3. Защита творческих проектов

Знакомство с порядком работы над проектом, выбор темы.

Изуч.нов мат

комб

Компьютеры, ресурсы интернет, фотографии, рисунки


Выбрать тему из предложенных учителем, консультирование, просмотреть работы других учащихся














СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Баландин С.Н Новосибирск. История градостроительства: в 2 т. – Новосибирск, 1978.

  2. Баландин С.Н., Ваганова О. Сибирский архитектор А.Д Крячков. Новосибирск: Зап.-Сиб.кн.. изд-во, 1073.

  3. Композиторы Новосибирска. Вып.1: сборник. – Новосибирск: Трина, 1996.

  4. Симфонический оркестр Новосибирской филармонии // Музыкальная жизнь СССР: справочник. – М., 1970.

  5. Новосибирская картинная галерея: краткий путеводитель. – Новосибирск: Внешторгиздат.

  6. Наш товарищ – кино: сборник – Новосибирск: Зап.Сиб, кН.изд-во,1981.

  7. Баландин Л.А. На сцене и за кулисами: путь театра «Красный факел». Новосибирск Зап.Сиб, кН.изд-во, 1972.

  8. Занятия по данному курсу проводятся в 8 классе в количестве 36 часов, 1 раз в неделю и является подготовительным курсом к восприятию программы по Мировой художественной культуре. Итогом курса является презентация, созданная учеником по выбранной им теме.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!