2018 г.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины ИНФОРМАТИКИ для профессиональных образовательных организаций. Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. (Протокол № 3 от «21» июля 2015 года). Регистрационный номер рецензии 375 от 23 июля 2015 г.
Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г №413. Зарегистрированная в Минюсте РФ 7 июня 2012 г. № 24480
Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы СПО с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Вышневолоцкий колледж»
протокол №____________ от «____»__________20__ г.СОДЕРЖАНИЕ
Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.01 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»
дисциплина является профильной общеобразовательной.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Информационная деятельность человека | | 8 | |
Тема 1.1. Основные этапы развития информационного общества | Содержание учебного материала Введение. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. | 2 | 1 |
Практическое занятие №1 Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением. Инсталляция программного обеспечения, его использование и обновление. | 2 | |
Тема 1.2. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. Электронное правительство. | Содержание учебного материала Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. Электронное правительство. | 2 | 1 |
Практическое занятие №2 Правовые нормы информационной деятельности. Портал государственных услуг. | 2 | |
Раздел 2 Информация и информационные процессы | | 26 | |
Тема 2.1. Подходы к понятию информации и измерению информации | Содержание учебного материала | | |
Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации | 2 | 2 |
Представление информации в двоичной системе счисления | 2 | 2 |
Практическое занятие №3 Представление информации в различных системах счисления | 2 | |
Тема 2.2. Основные информационные процессы | Содержание учебного материала | | |
Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютера: обработка информации | 2 | 1 |
Принципы обработки информации при помощи компьютера. Арифметические и логические основы работы компьютера. Элементная база компьютера | 2 | 1 |
Алгоритмы и способы их описания. Этапы решения задач с использованием компьютера: формализация, программирование и тестирование. Переход от неформального описания к формальному | 2 | 2 |
Практическое занятие №4 Примеры построения алгоритмов и их реализации на компьютере. Разработка несложного алгоритма решения задачи. | 2 | 2 |
Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера | 2 | 2 |
Практическое занятие №5 Программная реализация несложного алгоритма. | 2 | |
Компьютерные модели различных процессов. | 2 | 1 |
Практическое занятие №6 Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели. | 2 | |
Тема 2.3 Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: хранение, поиск и передача информации. | Содержание учебного материала | | |
Хранение информационных объектов различных видов на разных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации. | 2 | 1 |
Практическое занятие №7 Создание архива данных.Извлечение данных из архива. Запись информации на внешние носители различных видов | 2 | |
Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий | | 17 | |
Тема 3.1 Архитектура компьютеров | Содержание учебного материала Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров. Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности (в соответствии с направлениями технической профессиональной деятельности). | 2 | 2 |
Практические занятия №8,9 Операционная система. Графический интерфейс пользователя. | 4 | |
Тема 3.2 Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях. | Содержание учебного материала | | |
Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях. | 2 | 1 |
Практические занятия №10,11 Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Понятие о системном администрировании. Разграничение прав доступа в сети. Подключение компьютера к сети. | 4 | |
Тема 3.3 Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита. | Содержание учебного материала | | |
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита. | 1 | 1 |
Практическое занятие №12 Защита информации, антивирусная защита. Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности. | 2 | |
Раздел 4 Технологии создания и преобразования информационных объектов | | 27 | |
Тема 4.1 Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов. | Содержание учебного материала Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов. Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста. | 2 | 2 |
Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста. | 1 | |
Практические занятия №13, 14 Использование систем проверки орфографии и грамматики. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей). | 4 | |
Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных. | 2 | 1 |
Практические занятия №15,16 Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. | 4 | |
Представление об организации баз данных и системах управления ими. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридических, библиотечных, налоговых, социальных, кадровых и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. | 2 | 1 |
Практическое занятие №17 Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей. | 2 | |
Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах. Многообразие специализированного программного обеспечения и цифрового оборудования для создания графических и мультимедийных объектов. | 2 | 2 |
Практические занятия № 18,19 Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. | 4 | |
Демонстрация систем автоматизированного проектирования и конструирования. | 2 | 1 |
Практическое занятие №20 Компьютерное черчение. | 2 | |
Раздел 5 Телекоммуникационные технологии | | 24 | |
Тема 5.1 Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер. | Содержание учебного материала Представления о технических и программных средствах телекоммуникаци- онных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер. | 2 | 1 |
Практическое занятие №21 Браузер. Примеры работы с интернет-магазином, интернет-СМИ, интернет-турагентством, интернет-библиотекой и пр. | 2 | |
Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска. | 2 | 1 |
Практическое занятие №22 Поисковые системы. Поиск информации на государственных образовательных порталах | 2 | |
Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь. | 2 | 1 |
Практическое занятие №23 Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги. | 2 | |
Методы создания и сопровождения сайта | 2 | 1 |
Практическое занятие № 24 Средства создания и сопровождения сайта. | 2 | |
Тема 5.2 Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония | Содержание учебного материала | | |
Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония | 2 | |
Практическое занятие №25 Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет, использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения. | 2 | |
Тема 5.3 Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления. Представление о робототехнических системах | Содержание учебного материала | | |
Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления. Представление о робототехнических системах | 2 | 1 |
Практическое занятие №26 АСУ различного назначения, примеры их использования. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике. | 2 | |
Всего | | 100 | |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
В состав кабинета информатики входит лаборатория с лаборантской комнатой.
Помещение кабинета информатики должно удовлетворять требованиям санитарно- эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся1.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Информатика» входят:
многофункциональный комплекс преподавателя;
технические средства обучения (средства ИКТ): компьютеры (рабочие станции с CD ROM (DVD ROM);
рабочее место педагога с модемом, одноранговая локальная сеть кабинета, Интернет); периферийное оборудование и оргтехника (принтер на рабочем месте педагога, сканер на рабочем месте педагога, копировальный аппарат, гарнитура, веб-камера, цифровой фотоаппарат, проектор и экран);
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты): «Организация рабочего места и техника безопасности», «Архитектура компьютера», «Архитектура компьютерных сетей», «Виды профессиональной информационной деятельности человека и используемые инструменты (технические средства и информационные ресурсы)», «Раскладка клавиатуры, используемая при клавиатурном письме», «История информатики»; схемы: «Моделирование, формализация, алгоритмизация», «Основные этапы разработки программ», «Системы счисления»,«Логические операции», «Блок-схемы», «Алгоритмические конструкции»,«Структуры баз данных», «Структуры веб-ресурсов», портреты выдающихся ученых в области информатики и информационных технологии и др.);
компьютеры на рабочих местах с системным программным обеспечением (для операционной системы Windows или операционной системы Linux), системами программирования и прикладным программным обеспечением по каждой теме программы учебной дисциплины «Информатика»;
печатные и экранно-звуковые средства обучения;
расходные материалы: бумага, картриджи для принтера и копировального аппарата, диск для записи (CD-R или CD-RW);
учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
модели: «Устройство персонального компьютера», «Преобразование информации в компьютере», «Информационные сети и передача информации», «Модели основных устройств ИКТ»;
вспомогательное оборудование;
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК),обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Информатика», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями по информатике, словарями, справочниками по информатике и вычислительной технике, научной и научно-популярной литературой и др.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Информатика» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по информатике, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам,практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.)
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. —№ 4. — Ст. 445.
Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480.
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей / под ред.М. С. Цветковой. — М., 2014.
Великович Л. С., Цветкова М. С. Программирование для начинающих: учеб. издание. —М., 2015.
Залогова Л. А. Компьютерная графика. Элективный курс: практикум / Л. А. Залогова —М., 2011.
Малясова С. В., Демьяненко С. В. Информатика и ИКТ: пособие для подготовки к ЕГЭ / под ред. М. С. Цветковой. — М., 2015.
Назаров С. В., Широков А. И. Современные операционные системы: учеб. пособие. — М.,2016.
Новожилов Е. О., Новожилов О. П. Компьютерные сети: учебник. — М., 2015.
Парфилова Н.И., Пылькин А.Н., Трусов Б. Г. Программирование: Основы алгоритмизации и программирования: учебник / под ред. Б. Г. Трусова. — М., 2014.
Цветкова М. С., Великович Л. С. Информатика и ИКТ: учебник. — М., 2014.
Цветкова М. С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей. — М., 2014.
Шевцова А.М., Пантюхин П. Я. Введение в автоматизированное проектирование: учеб.пособие с приложением на компакт диске учебной версии системы АДЕМ. — М., 2015.
Вельц О.В. Информатика [Электронный ресурс] : лабораторный практикум / О.В. Вельц, И.П. Хвостова. — Электрон. текстовые данные. — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2017. — 197 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/69384.html
Гилярова М.Г. Информатика для медицинских колледжей [Электронный ресурс] : учебное пособие / М.Г. Гилярова. — Электрон. текстовые данные. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. — 528 c. — 978-5-222-25187-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/59352.html
Гальченко Г.А. Информатика для колледжей [Электронный ресурс] : учебное пособие. Общеобразовательная подготовка / Г.А. Гальченко, О.Н. Дроздова. — Электрон. текстовые данные. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. — 382 c. — 978-5-222-27454-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/59322.html
Гаряева В.В. Информатика [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие к практическим занятиям и самостоятельной работе по направлениям подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника и 09.03.02 Информационные системы и технологии / В.В. Гаряева. — Электрон. текстовые данные. — М. : Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2017. — 99 c. — 978-5-7264-1782-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/73557.html
Алексеев А.П. Сборник лабораторных работ по дисциплине «Информатика». Часть 2 [Электронный ресурс] : учебное пособие по дисциплине «Информатика», для студентов первого курса специальностей 10.03.01 и 10.05.02 / А.П. Алексеев. — Электрон. текстовые данные. — М. : СОЛОН-ПРЕСС, 2017. — 256 c. — 978-5-91359-220-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65413.html
Косиненко Н.С. Информационные технологии в профессиональной деятельности [Электронный ресурс] : учебное пособие для СПО / Н.С. Косиненко, И.Г. Фризен. — 2-е изд. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Профобразование, Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 308 c. — 978-5-4486-0378-5, 978-5-4488-0193-8. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/76992.html
Клочко И.А. Информационные технологии в профессиональной деятельности [Электронный ресурс] : учебное пособие для СПО / И.А. Клочко. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Профобразование, 2017. — 237 c. — 978-5-4488-0008-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/64944.html
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися самостоятельных работ.