Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Старый Сибай
муниципального района Баймакский район
Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании ШМО учителей математики Протокол № ________________ Руководитель ШМО Идрисова Р.А. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОБУ СОШ с.Старый Сибай __________________ Ибрагимова А.В. | «Утверждено» Директор МОБУ СОШ с.Старый Сибай ______________ Рафиков С.М. Приказ №______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАТИКЕ
на уровне основного общего образования
для 7-9 классов
Составитель: учитель информатики
Хусаинова Гульгена Маратовна ( I категория)
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по информатике и авторской программы «Информатика». 7-9 классы, Полякова К. Ю. и Еремина Е. А.
Год составления: 2021
1. ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Личностные результаты
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
В содержании предмета «Информатика и ИКТ» в учебниках для 7–9 классов может быть выделено три крупных раздела:
Основы информатики
Техника безопасности. Организация рабочего места
Информация и информационные процессы
Кодирование информации
Компьютер
Основы математической логики
Модели и моделирование
Алгоритмы и программирование
Алгоритмизация и программирование (7 класс)
Программирование (8-9 класс)
Информационно-коммуникационные технологии
Обработка текстовой информации
Обработка графической информации
Обработка числовой информации
Компьютерные сети
Мультимедиа
Базы данных
В планировании учитывается, что в начале учебного года учащиеся ещё не вошли в рабочий ритм, а в конце года накапливается усталость и снижается восприимчивость к новому материалу. Поэтому наиболее сложные темы, связанные с программированием, предлагается изучать в середине учебного года.
В соответствии с учебным планом программа в 7 и 8 классе даётся в рамках базового уровня, предполагая, что часть углублённой работы выполняется дома самостоятельно или компенсируется за счёт элективных занятий, так как на предмет выделяется один час в неделю. В 9 классе в соответствии с учебным планом предоставляется 2 часа в неделю, поэтому обучение происходит по углубленному курсу.
В сравнении с основным курсом, в планировании углублённого курса пропорционально увеличен объем изучения всех разделов программы. В то же время при наличии учебника учащиеся, изучающие основной курс, имеют возможность изучать дополнительные разделы углублённого курса самостоятельно под руководством учителя.
Содержание предмета “Информатика и ИКТ” в основной школе
Тема 1. Информация и информационные процессы (3 ч)
Учащиеся должны знать:
понятие информации;
различие между понятиями «информация», «данные».
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры информационных процессов в природе, обществе, технических системах;
структурировать информацию, выделять основные понятия и взаимосвязи между ними.
Тема 2. Кодирование информации (11 ч)
Учащиеся должны знать:
y принципы дискретного кодирования информации в компьютерах;
y принципы построения позиционных систем счисления.
Учащиеся должны уметь:
y вычислять количество различных кодов при равномерном и неравномерном кодировании;
y переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную;
y оценивать информационный объём текстов, изображений, звуковых файлов при различных режимах кодирования;
y оценивать время передачи данных по каналу с известной пропускной способностью.
Тема 3. Компьютер (11 ч)
Учащиеся должны знать:
основные принципы аппаратной организации современных компьютеров;
виды программного обеспечения и их особенности;
принципы построения файловых систем;
правовые нормы использования программного обеспечения.
Учащиеся должны уметь:
выполнять операции с файлами: создание, переименование, копирование, перемещение, удаление;
использовать прикладные программы и антивирусные средства.
Тема 4. Основы математической логики (8 ч)
Учащиеся должны знать:
понятия «логическое высказывание», «логическая операция», «логическое выражение», «логическая функция».
Учащиеся должны уметь:
строить и анализировать составные логические высказывания;
строить таблицы истинности логических выражений.
Тема 5. Модели и моделирование (10 ч)
Учащиеся должны знать:
понятия «модель», «информационная модель», «математическая модель»;
этапы разработки и исследования компьютерной математической модели.
Учащиеся должны уметь:
Тема 6. Алгоритмизация и программирование (45 ч)
Учащиеся должны знать:
понятия «алгоритм», «исполнитель», «система команд исполнителя»;
основные алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл;
реализацию основных алгоритмических структур в выбранном языке программирования.
Учащиеся должны уметь:
составлять алгоритмы для решения простых задач в словесной форме, на алгоритмическом языке и на выбранном языке программирования;
выполнять трассировку алгоритма с использованием mтрассировочных таблиц;
программировать несложные линейные, разветвляющиеся и циклические алгоритмы на выбранном языке программирования.
Тема 7. Обработка числовой информации (16 ч)
Учащиеся должны знать:
возможности электронных таблиц для хранения, анализа и представления данных.
Учащиеся должны уметь:
y вводить и редактировать данные в электронных таблицах;
y выполнять вычисления с помощью электронных таблиц;
y представлять данные в виде диаграмм и графиков.
Тема 8. Обработка текстовой информации (10 ч)
Учащиеся должны знать:
y способы представления текстовой информации в компьютерах;
y понятия «редактирование», «форматирование».
Учащиеся должны уметь:
y создавать, редактировать и форматировать текстовый документы;
y создавать текстовые документы с рисунками, таблицами,диаграммами.
Тема 9. Обработка графической информации (5 ч)
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
y выполнять ввод изображений в компьютер;
y выполнять простую коррекцию фотографий;
y создавать простые векторные изображения.
Тема 10. Компьютерные сети (11 ч)
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
y искать информацию в сети Интернет;
y использовать сервисы Интернета;
y грамотно строить личное информационное пространство, соблюдая правила информационной безопасности.
Тема 11. Мультимедиа (3 ч)
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Тема 12. Базы данных (6 ч)
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
y создавать табличные БД средствами СУБД;
y выполнять запросы на выборку данных из БД с помощью конструктора;
y использовать сложные условия в запросах.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
Основной курс, по 1 часу в неделю в 7-8 классах и по 2 часа в неделю в 9 классах
№ | Тема | Количество часов / класс |
Всего | 7 кл. | 8 кл. | 9 кл. |
Основы информатики |
| Информация и информационные процессы | 3 | | | 3 |
| Кодирование информации | 11 | | 11 | |
| Компьютер | 11 | 9 | 1 | 1 |
| Основы математической логики | 7 | | | 7 |
| Модели и моделирование | 9 | | | 9 |
| Итого: | 41 | 9 | 12 | 20 |
Алгоритмы и программирование |
| Алгоритмизация и программирование | 32 | 9 | 10 | 13 |
| Итого: | 32 | 9 | 10 | 13 |
Информационно-коммуникационные технологии |
| Обработка числовой информации | 14 | 1 | 6 | 7 |
| Обработка текстовой информации | 8 | 5 | 3 | |
| Обработка графической информации | 5 | 5 | | |
| Компьютерные сети | 10 | 1 | | 9 |
| Мультимедиа | 1 | 1 | | |
| Базы данных | 5 | | | 5 |
| Итого: | 43 | 13 | 9 | 21 |
| Резерв | 6 | 0 | 0 | 6 |
| Контрольные работы | 12 | 3 | 3 | 6 |
| Итого по всем разделам: | 134 | 34 | 34 | 66 |
13