МБОУ «Мухановская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
(базовый уровень)
9 класс
Составитель: Тетерина Оксана Владимировна
учитель первой квалификационной категории
2018 год
Программа «Информатика и ИКТ, 9 класс» полностью соответствует требованиям «Обязательного минимума содержания основных образовательных программ». Программа разработана для курса объёмом 68 часов, что соответствует Базисному учебному плану 2004 года, по которому ведётся преподавание в МБОУ «Мухановская СОШ» и в соответствии с этим на изучение курса выделено 2 часа в неделю. Рабочая программа составлена на основании авторской программы по «Информатике и ИКТ» под руководством И.Г.Семакина, Л.С.Залогова, С.В.Русакова, Л.В.Шестакова 2009 года, реализуемой в 2018-2019 учебном году.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать/понимать:
• что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
• назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
• назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
• что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.
• что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
• что такое логическая величина, логическое выражение;
• что такое логические операции, как они выполняются.
• что такое электронная таблица и табличный процессор;
• основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
• какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
• основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
• графические возможности табличного процессора.
уметь:
• осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
• осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
• осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
• приводить примеры натурных и информационных моделей;
• ориентироваться в таблично организованной информации;
• описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
• открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
• редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
• выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
• получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
• создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц;
• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей;
• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Содержание курса:
Передача информации в компьютерных сетях 10 часов
Информационное моделирование 5 часов
Хранение и обработка информации в базах
данных 12 часов
Табличные вычисления на компьютере 10 часов
Управление и алгоритмы 10 часов
Программное управление работой
компьютера 12 часов
Информационные технологии и общество 4 часа
Практические задания 5 часов
Передача информации в компьютерных сетях (10 часов)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW — Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.
Информационное моделирование (5 часов)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Хранение и обработка информации в базах данных (12 часов)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Табличные вычисления на компьютере (10 часов)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Управление и алгоритмы (10 часов)
Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режим работы. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Программное управление работой компьютера (12 часов)
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных — массив. Способы описания и обработки массивов. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Информационные технологии и общество (4 часов)
Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.
Календарно-тематическое планирование
Номера уроков | Наименование раздела и тем | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки прохождения темы |
Глава 1. Передача информации в компьютерных сетях, 10 часов. |
1 | Как устроена компьютерная сеть. | 03.09.18 | |
2 | Как устроена компьютерная сеть. | 04.09.18 | |
3 | Электронная почта и другие услуги сетей. | 10.09.18 | |
4 | Электронная почта и другие услуги сетей. | 11.09.18 | |
5 | Аппаратное и программное обеспечение сети. | 17.09.18 | |
6 | Интернет и Всемирная паутина. | 18.09.18 | |
7 | Интернет и Всемирная паутина. | 24.09.18 | |
8 | Способы поиска в Интернете. | 25.09.18 | |
9 | Практическая работа по теме: Работа в локальной сети в режиме обмена файлами. | 01.10.18 | |
10 | Практическая работа по теме: Работа в Интернете с браузером WWW. | 02.10.18 | |
Глава 2. Информационное моделирование, 5 часов. |
11 | Что такое моделирование. | 08.10.18 | |
12 | Графические информационные модели. | 09.10.18 | |
13 | Табличные модели. | 15.10.18 | |
14 | Информационное моделирование на компьютере. | 16.10.18 | |
15 | Практическая работа по теме: Информационное моделирование. | 22.10.18 | |
Глава 3. Хранение и обработка информации в базах данных, 12 часов. |
16 | Основные понятия. | 23.10.18 | |
17 | Что такое система управления базами данных. | 05.11.18 | |
18 | Создание и заполнение баз данных. | 06.11.18 | |
19 | Создание и заполнение баз данных. | 12.11.18 | |
20 | Практическая работа по теме: Работа с готовой базой данных. | 13.11.18 | |
21 | Условия выбора и простые логические выражения. | 19.11.18 | |
22 | Условия выбора и сложные логические выражения. | 20.11.18 | |
23 | Сортировка, удаление и добавление записей. | 26.11.18 | |
24 | Сортировка, удаление и добавление записей | 27.11.18 | |
25 | Практическая работа по теме: Сортировка таблицы по одному и нескольким ключам. | 03.12.18 | |
26 | Практическая работа по теме: Создание однотабличной базы данных. | 04.12.18 | |
27 | Практическая работа по теме: Ввод, удаление и добавление записей. | 10.12.18 | |
Глава 4. Табличные вычисления на компьютере, 10 часов. |
28 | Двоичная система счисления. | 11.12.18 | |
29 | Числа в памяти компьютера. | 17.12.18 | |
30 | Что такое электронная таблица. | 18.12.18 | |
31 | Правила заполнения таблицы. | 24.12.18 | |
32 | Работа с диапазонами. Относительная адресация. | 25.12.18 | |
33 | Деловая графика. Условная функция. | 14.01.19 | |
34 | Логические функции и абсолютные адреса. | 15.01.19 | |
35 | Электронные таблицы и математическое моделирование. | 21.01.19 | |
36 | Имитационные модели в электронных таблицах. | 22.01.19 | |
37 | Практическая работа по теме: Работа с готовой электронной таблицей. | 28.01.19 | |
Глава 5. Управление и алгоритмы, 10 часов. |
38 | Управление и кибернетика. | 29.01.19 | |
39 | Управление с обратной связью. | 04.02.19 | |
40 | Определение и свойства алгоритма. | 05.02.19 | |
41 | Графический учебный исполнитель. | 11.02.19 | |
42 | Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. | 12.02.19 | |
43 | Циклические алгоритмы. | 18.02.19 | |
44 | Ветвление и последовательная детализация алгоритма. | 19.02.19 | |
45 | Практическая работа по теме: Работа с учебным исполнителем алгоритмов. | 25.02.19 | |
46 | Практическая работа по теме: Составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов. | 26.02.19 | |
47 | Практическая работа по теме: Составление алгоритмов со сложной структурой. | 04.03.19 | |
Глава 6. Программное управление работой компьютера, 12 часов. |
48 | Что такое программирование. | 05.03.19 | |
49 | Алгоритмы работы с величинами. | 11.03.19 | |
50 | Линейные вычислительные алгоритмы. | 12.03.19 | |
51 | Знакомство с языком Паскаль. | 18.03.19 | |
52 | Алгоритмы с ветвящейся структурой. | 19.03.19 | |
53 | Программирование ветвлений на Паскале. | 08.04.19 | |
54 | Программирование диалога с компьютером. | 09.04.19 | |
55 | Программирование циклов. | 15.04.19 | |
56 | Алгоритм Евклида. | 16.04.19 | |
57 | Таблицы и массивы. | 22.04.19 | |
58 | Практическая работа по теме: Массивы в Паскале. Язык Паскаль. | 23.04.19 | |
59 | Одна задача обработки массива. | 29.04.19 | |
Глава 7. Информационные технологии и общество, 4 часа. |
60 | Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. | 30.04.19 | |
61 | История ЭВМ. История программного обеспечения и ИКТ. | 06.05.19 | |
62 | Информационные ресурсы современного общества. | 07.05.19 | |
63 | Проблемы формирования информационного общества. | 13.05.19 | |
Практические задания, 5 часов. |
64 | Практическая работа по теме: Изменение формул в электронной таблице. | 14.05.19 | |
65 | Практическая работа по теме: Создание электронной таблицы для решения расчётной задачи. | 20.05.19 | |
66 | Практическая работа по теме: Использование встроенных графических средств. | 21.05.19 | |
67 | Практическая работа по теме: Разработка и исполнение циклических программ. | 27.05.19 | |
68 | Практическая работа по теме: Программирование обработки массивов. | 28.05.19 | |
7