МБОУ «Мухановская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
(базовый уровень)
8 класс
Составитель: Тетерина Оксана Владимировна
учитель первой квалификационной категории
2018 год
Данная рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Мухановская СОШ»
Учебного плана на 2018-2019 учебный год МБОУ Мухановская СОШ, на основании которого выделен 1 час в неделю;
Авторской программы основного общего образования по информатике (7-9 классы) И. Г. Семакин, Л.А. Залоговой, С.В. Русакова, Л.В. Шестаковой (издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2015 г.).
УМК «Информатика 7 класс" под редакцией И.Г.Семакина,Л.А.Залогова,С.В.Русакова, Л.В.Шестакова –М.:БИНОМ
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях.
Учащийся научится:
владеть общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владеть информационно-логическими умениями: определять понятия
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владеть умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владеть основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владеть информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
уметь использовать ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Содержание курса:
Передача информации в компьютерных сетях 8 ч
Информационное моделирование 4 ч
Хранение и обработка информации в базах данных 10 ч
Табличные вычисления на компьютере 10 ч
Итоговое повторение 2 ч
Передача информации в компьютерных сетях (8 ч)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта,телеконференции, файловые архивы пр. Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Учащиеся должны знать:
что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
Учащиеся должны уметь:
осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы;
работать с одной из программ-архиваторов.
Информационное моделирование (4 ч)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.
Учащиеся должны знать:
что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры натурных и информационных моделей;
ориентироваться в таблично организованной информации;
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
Хранение и обработка информации в базах данных (10 ч)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
Учащиеся должны знать:
что такое база данных, СУБД, информационная система;
что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи, типы и форматы полей);
структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
что такое логическая величина, логическое выражение;
что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся должны уметь:
редактировать содержимое полей БД;
сортировать записи в БД по ключу;
добавлять и удалять записи в БД;
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
Табличные вычисления на компьютере (10ч)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Учащиеся должны знать:
что такое электронная таблица и табличный процессор;
основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Календарно-тематическое планирование
Номер урока | Название изучаемой темы | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки прохождения темы | |
1.Передача информации в компьютерных сетях – 8 часов | |
1 | Как устроена компьютерная сеть. | Развивать умения и навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. | 05.09.18 | | |
2 | Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройста. Скорость передачи данных. | Развивать умения и навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. Научить работать с учебником; общие представления о месте информатики в системе других наук, о целях изучения курса информатики. | 12.09.18 | | |
3 | Электронная почта и другие услуги сетей. | Знать представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества, понимание общепредметной сущности понятия компьютерная сеть, что такое электронное письмо. Знать общие представления об компьютерных сетях и электронной почте. | 19.09.18 | | |
4 | Архивирование и разархивирование файлов. | Иметь представления о технических архива. Знать понятия архивирование и разархивирование. | 26.09.18 | | |
5 | Аппаратное и программное обеспечение сети. | Иметь представления о технических средствах глобальной сети, протоколах, навыки работы в сети обобщённые представления о различных способах программного обеспечения глобальной сети. Знать понятия программное обеспечение. | 03.10.18 | | |
6 | Интернет и Всемирная паутина. Поисковые серверы. Формирование простых запросов. | Развивать навыки концентрации внимания, умения поиска информации в сети умение концентрироваться при выполнении контрольной работы. Иметь представления об Интернете, понятиях Web-сервер, Web-страница, Web-сайт. Развивать понимание универсальности глобальной сети, гиперструктуры WWW, способа организации связи между сайтами. | 10.10.18 | | |
7 | Способы поиска в Интернете. | Развивать умения и навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе; навыки концентрации внимания знание способов поиска информации в Интернете, способов формирования запросов поисковой системы. Уметь понимать сущности телеконференций, языка запросов поисковых серверов. | 17.10.18 | | |
8 | Контрольное тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях». | Развивать навыки концентрации внимания, понимание значимости информационной деятельности для современного человека. Научить общим представлениям об информационных процессах и их роли в современном мире, общепредметные навыки обработки информации. | 24.10.18 | | |
2. Информационное моделирование – 4 часа | | | 07.11.18 |
9 | Что такое моделирование. | Научить общим представлениям об информационных процессах и их роли в современном мире; уметь приводить примеры хранения и передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике общепредметные навыки обработки, хранения и передачи информации. | 7.11.18 | | |
10 |
Графические информационные модели. Табличные модели. | Уметь владеть первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; Развивать ответственное отношение к информации; уметь находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»; формировать желания выполнять учебные действия. Развивать основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы. | 14.11.18 | | |
11 | Информационное моделирование на компьютере. | Развивать способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом. Систематизировать представления об основных устройствах компьютера и их функциях. | 21.11.18 | | |
12 | Работа с информационной моделью. | Развивать способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом, Научить концентрироваться при выполнении теста. | 28.12.18 | | |
3.Хранение и обработка информации в базах данных – 10 часов | | | 12.12.18 |
13 | Основные понятия. | Знать роль компьютеров в жизни современного человека; понимание значимости организованной совокупности данных. Уметь понимать важность информационных систем, баз данных, назначения баз данных и информационных систем и назначения элементов реляционных баз данных. | 05.12.18 | | |
14 | Что такое система управления базами данных. | Понимать назначения систем управления базами данных. Иметь представление о системах управления базами данных как программного обеспечения для работы с базами данных. | 12.12.18 | | |
15 | Просмотр и редактирование баз данных. | Понимать назначения систем управления базами данных. Научить представлениям о системах управления базами данных как программного обеспечения для работы с базами данных. | 19.12.18 | | |
16 | Создание и заполнение баз данных. | Понимать необходимость упорядоченного хранения больших массивов данных. Уметь понимать структуру баз данных, типах и форматах полей баз данных, заполнении баз данных информацией, умения и навыки организации по созданию и заполнению баз данных. | 26.12.18 | | |
17 | Знакомство с системой управления баз данными. Создание и редактирование базы данных. | Понимать необходимость ответственного отношения к информационным ресурсам и информационному пространству. Знать и соблюдать этапы создания баз данных, умение редактирования баз данных, навыки оперирования компьютерными информационными объектами. | 16.01.19 | | |
18 | Основы логики: логические величины и формулы. | Развивать способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; Развить чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды. | 23.01.19 | | |
19 | Условия выбора и простые логические выражения. | Развивать способность применять теоретические знания для решения практических задач; интерес к изучению вопросов, связанных с созданием логических запросов. Научить систематизировать представления о простых запросах, умения выделять условия для создания запросов, отвечающих необходимым для поиска в базе данных условиям. | 30.01.19 | | |
20 | Условия выбора и сложные логические выражения. | Научить применять базы данных; развивать способность применять теоретические знания для решения практических задач; интерес к изучению вопросов, связанных с базами данных. Развивать представления о реляционных базах данных, умения правильно выбирать формат полей баз данных в зависимости от решаемой задачи, выполнять сортировку и удаление записей. | 06.02.19 | | |
21 | Сортировка, удаление и добавление записей. | Уметь выполнять сортировку записей, простых и составных ключей. | 13.02.19 | | |
22 | Контрольное тестирование по теме «Хранение и обработка информации в базах данных». | Научить увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров. Привить представления об основных понятиях, связанных с баз данных на компьютере. | 20.02.19 | | |
4.Табличные вычисления на компьютере – 10 часов | | | 13.03.19 |
23 | История чисел и систем счисления. Перевод чисел и двоичная арифметика. | Развивать понимание роли в жизни современного человека навыков работы в различных системах счисления. Привить систематизированные представления о позиционных и непозиционных системах счисления. Научить широкому спектру умений и навыков использования различных систем счисления. | 27.02.19 | | |
24 | Числа в памяти компьютера. | Развивать понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека знаний о представлении чисел в памяти компьютера. Научить представлениям о кодировании целых, вещественных чисел в памяти компьютера, об особенностях работы компьютера с вещественными числами. Привить спектр умений и навыков по определению внутреннего представления чисел с использованием ячеек различных разрядов. | 06.03.19 | | |
25 | Что такое электронная таблица. | Научить навыкам работы с электронными таблицами. Развивать широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для создания электронных таблиц. | 13.03.19 | | |
26 | Правила заполнения таблицы. | Понимать социальную, общекультурную роль в жизни современного человека. Развивать навыки создания электронных таблиц. Уметь использовать средства создания электронных таблиц и подготовки таблиц к расчетам. | 20.03.19 | | |
27 | Работа с диапазонами. Относительная адресация. | Развивать навыки работы с программным обеспечением, поддерживающим работу с электронными таблицами. Привить широкий спектр умений и навыков использования электронных таблиц, умение работать с диапазонами. | 10.04.19 | | |
28 | Деловая графика. Условная функция. | Научить применять теоретические знания для решения практических задач. Знать основных принципов представления информации в электронных таблицах, как в электронных таблицах реализуются логические операции при записи условных функций. Уметь строить с помощью электронной таблицы различные типы диаграмм. | 17.04.19 | | |
29 | Логические функции и абсолютные адреса. | Понимать социальную, общекультурную роль в жизни современного человека. Формировать навыки создания электронных таблиц. Уметь работать с электронными таблицами; умения использовать логические операции. | 24.04.19 | | |
30 | Электронные таблицы и математическое моделирование. | Уметь увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров. Систематизировать представления об основных понятиях, связанных с обработкой электронных таблиц, об этапах математического моделирования основные навыки и умения использования инструментов создания электронных таблиц для решения практических задач. | 01.05.19 | | |
31 | Пример имитационной модели. | Уметь увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров. Систематизировать представления об основных понятиях, связанных с технологией создания и применения электронной таблицы; умения с имитационными моделями. Уметь выделять инвариантную сущность внешне различных объектов. | 08.05.19 | | |
32 | Контрольное тестирование по теме «Табличные вычисления на компьютере». | Уметь находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»; формировать желания выполнять учебные действия. Систематизировать представления об основных понятиях, связанных с электронными таблицами. Научить формировать умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; | 15.05.18 | | |
33 | Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Табличные вычисления». | Уметь выполнять табличные вычисления на компьютере. | 22.05.18 | | |
34 | Итоговый тест по курсу 8 класса. | Владеть информацией за курс 8 класса. | 29.05.2018 | | |
16