Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Трубинская средняя общеобразовательная школа села Трубино Щелковского муниципального района
Московской области
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ Трубинской СОШ
с. Трубино ЩМР МО
__________________
«___» ____________________ 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Информатике и ИКТ
(базовый уровень)
7 класс
на 2017-2018 учебный год
Составитель:
учитель по информатике и ИКТ
Григоренко В.А.
с. Трубино 2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7 класса составлена на основе примерной программы по информатике и ИКТ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования нового поколения (Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 N 1897), с примерной рабочей программой К.Ю. Полякова: ««Информатика 7 - 9 классы» примерная рабочая программа» издательство Бином 2016 г.
Современные информационные технологии не только пронизывают повседневную деятельность человека, но и превращают мир в единое информационное пространство, и полноценная жизнь человека в таком обществе возможна лишь при условии, что он не просто освоил применение информационных технологий, а овладел основами соответствующей научной теории, т. е. информатикой, которая в современном понимании трактуется как фундаментальная наука о единых закономерностях информационных процессов в системах самой различной природы. Это означает, что информатика несёт в себе значительный мировоззренческий заряд.
Цель изучения учебного предмета.
Основная цель изучения базового курса информатики в общеобразовательной школе - обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися основами знаний о процессах получения, хранения, передачи и преобразования информации. Достижение этой цели сопровождается раскрытием перед учащимися значения информационных процессов в формировании научной картины мира и роли информационных технологий в развитии современного общества.
Задачи изучения учебного предмета.
воспитание информационной и алгоритмической культуры, развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
обучение анализу объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
обучение синтезу, т. е. составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
развитие умений
выбора оснований и критериев для сравнения,
классификации объектов,
установления причинно-следственных связей,
построения логической цепи рассуждений,
доказательство,
выдвижения гипотез и их обоснование;
формирование умений формализации и структурирования информации, расширение представлений об основных классах информационных моделей и их применении в решении задач, освоение основных приёмов построения информационных моделей;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений декомпозиции задачи и соответствующего структурирования алгоритма её решения; совершенствование навыков использования алгоритмических конструкций для построения алгоритмов;
развитие умений выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
Роль предмета
Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Информатика даёт ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в естественнонаучных областях, социологии, экономике, языке, литературе и др.). В информатике формируются многие виды деятельности, которые имеют мета предметный характер. К ним в первую очередь относятся моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы современного естественнонаучного мировоззрения, основанного на триаде «материя - энергия - информация». Сказанное позволяет рассматривать информатику как «мета дисциплину», которая предоставляет междисциплинарный язык для описания научной картины мира.
Развертывание.
Предусмотренное в программе поурочное планирование включает 3 раздела. Разделам поурочного планирования соответствуют главы учебников.
На компьютерах большинства современных пользователей установлена операционная система Windows и офисные средства обработки информации, а также обеспечивается подключение к сети Интернет. Поэтому, чтобы создать у учащихся прочный фундамент компетенций, достаточный для использования современных средств ИКТ в последующей профессиональной и повседневной деятельности, им предлагаются для изучения наиболее современные типовые программные средства, включая программный инструментарий для составления и отладки программ. Это позволяет учащимся выполнять все упражнения и задания не только в классе, но и дома, руководствуясь консультациями более опытных пользователей (например, своих родителей).
Общеизвестно, что, начиная изучение информатики, школьники имеют совершенно естественный интерес к предмету, чаще всего вызванный увлечением компьютерными играми, а также постоянно появляющимися новинками в области компьютерных технологий. Чтобы поддержать этот интерес, уже с самого начала предполагается ознакомление учащихся с правилами запуска программ и открытия файлов данных при помощи ярлыков на рабочем столе операционной системы. В результате у учащихся появляется возможность уже с самых первых уроков самостоятельно использовать различные иллюстративные материалы, например в виде презентаций.
Основные приёмы работы в операционной системе Windows изучаются на базе стандартных программ Windows: ≪Калькулятора≫ (отработка навыков использования мыши) и текстового редактора ≪Блокнот≫ (отработка навыков использования клавиатуры).
Повышению интереса учащихся к предмету способствует высокий уровень доступности изложения материала в учебниках, логически связанное размещение отдельных условно самостоятельных фрагментов в главах и параграфах, включение в текст подробных описаний порядка действий пользователя при выполнении той или иной операции с компьютером.
Чтобы поддержать, углубить и расширить естественный интерес учащихся к информатике, изложение материала построено на базе системы упражнений и проектных заданий, отражающих реальные жизненные ситуации, которые естественно возникают в процессе использования компьютера в различных задачах обработки информации. При этом изложение нового материала по использованию ИКТ построено на гносеологическом подходе, при котором новые сведения излагаются по мере возникновения надобности в них при решении задач, — в противовес аксиоматическому подходу, когда сначала сообщаются все предусмотренные данной темой новые сведения, а затем отрабатываются упражнения по их использованию.
Например, знакомство с принципами и основными приёмами создания растровых графических объектов основано на использовании графического редактора Paint. В учебнике предусмотрена обширная система проектных заданий, направленных на освоение далеко не тривиальных возможностей этого графического редактора. Изучение основ компьютерных технологий обработки текстовой информации построено на базе текстового редактора и выполнения проектных заданий.
Причина выбора.
По учебному плану школы на изучение Информатики и ИКТ в 7 классе отведено 35 часов в год, 1 час в неделю. Выбор учебно-методического пособия К.Ю. Полякова объясняется тем, что данный учебник рассчитан на преподавание курса информатики от 1 до 4 часов в неделю и позволяет подготовить учащихся к сдаче ОГЭ.
Планируемые результаты
ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования:
При изучении предмета «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты.
Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции).
При изучении курса «Информатика» в соответствии c требованиями ФГОС формируются следующие предметные результаты, которые ориентированы на обеспечение, преимущественно, общеобразовательной и общекультурной подготовки.
Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.
Формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свойствах.
Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической.
Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Компьютер (9 ч)
Учащиеся должны знать:
основные принципы аппаратной организации современных компьютеров;
виды программного обеспечения и их особенности;
принципы построения файловых систем;
правовые нормы использования программного обеспечения.
Учащиеся должны уметь:
выполнять операции с файлами: создание, переименование, копирование, перемещение, удаление;
использовать прикладные программы и антивирусные средства.
Тема 2. Алгоритмизация и программирование (9 ч)
Учащиеся должны знать:
понятия «алгоритм», «исполнитель», «система команд исполнителя»;
основные алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл;
реализацию основных алгоритмических структур в выбранном языке программирования.
Учащиеся должны уметь:
составлять алгоритмы для решения простых задач в словесной форме, на алгоритмическом языке и на выбранном языке программирования;
выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц;
программировать несложные линейные, разветвляющиеся и циклические алгоритмы на выбранном языке программирования.
Тема 3. Обработка числовой информации (1 ч)
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
вводить и редактировать данные в электронных таблицах;
выполнять вычисления с помощью электронных таблиц;
представлять данные в виде диаграмм и графиков.
Тема 4. Обработка текстовой информации (5 ч)
Учащиеся должны знать:
способы представления текстовой информации в компьютерах;
понятия «редактирование», «форматирование».
Учащиеся должны уметь:
создавать, редактировать и форматировать текстовый документы;
создавать текстовые документы с рисунками, таблицами, диаграммами.
Тема 5. Обработка графической информации (5 ч)
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
выполнять ввод изображений в компьютер;
выполнять простую коррекцию фотографий;
создавать простые векторные изображения.
Тема 6. Компьютерные сети (1 ч)
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
искать информацию в сети Интернет;
использовать сервисы Интернета;
грамотно строить личное информационное пространство, соблюдая правила информационной безопасности.
Тема 7. Мультимедиа (3 ч)
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Перечень учебно-методического обеспечения
Книгопечатная продукция
Учебники
К.Ю.Поляков, Е.А. Еремин. Информатика. 7 класс в 2 частях: Учебник для общеобразовательных учреждений. Издательство «Бином» 2017г.
Цифровые образовательные ресурсы
http://school-collection.edu.ru/ - Коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)
Литература для учителя информатики
Информатика. 7–9 классы : примерная рабочая программа / К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Информатика. 7–9 классы : методическое пособие / К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Технические средства обучения
Аудиторная доска.
Экспозиционный экран.
Персональный компьютер учительский.
Ученические ПК, снабженные системным блоком, монитором, устройством ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами.
Мультимедийный проектор.
Принтер.
Комплект оборудования для подключения к Интернету.
Оборудование класса
Ученические одно- и двухместные столы с комплектом стульев.
Ученические компьютерные столы.
Рабочее место преподавателя.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Кол-во часов | Сроки | Тема урока | Форма организации учебной деятельности | Виды учебной деятельности учащихся | Планируемые результаты (предметные) |
Планируемые | Скорректированные |
1 | 1 | 04.09.2017-08.09.2017 | | Техника безопасности | Фронтальная работа | Составление интеллект-карты. Выполнение компьютерного теста к параграфу. | Учащиеся должны изучить: основные принципы аппаратной организации современных компьютеров; виды программного обеспечения и их особенности; принципы построения файловых систем; правовые нормы использования программного обеспечения. Учащиеся должны научиться: выполнять операции с файлами: создание, переименование, копирование, перемещение, удаление; использовать прикладные программы и антивирусные средства. |
2 | 1 | 11.09.2017-15.09.2017 | | Компьютеры и программы | Фронтальная работа | Составление интеллект -карты. |
3 | 1 | 18.09.2017-22.09.2017 | | Данные в компьютере | Фронтальная работа | Составление интеллект -карты. Выполнение компьютерного теста к параграфу. |
4 | 1 | 25.09.2017-29.09.2017 | | Как управлять компьютером? | Фронтальная и групповая работы | Составление интеллект -карты. Выполнение практической работы №1 |
5 | 1 | 02.10.2017-06.10.2017 | | Интернет | Фронтальная и групповая работы | Составление интеллект -карты. Выполнение практической работы №2 | Учащиеся должны изучить: Учащиеся должны научиться: искать информацию в сети Интернет; использовать сервисы Интернета; грамотно строить личное информационное пространство, соблюдая правила информационной безопасности. |
6 | 1 | 09.10.2017-13.10.2017 | | Центральные устройства компьютера | Фронтальная работа | Составление интеллект -карты. Выполнение компьютерного теста к параграфу. | Учащиеся должны изучить: основные принципы аппаратной организации современных компьютеров; виды программного обеспечения и их особенности; принципы построения файловых систем; правовые нормы использования программного обеспечения. Учащиеся должны научиться: выполнять операции с файлами: создание, переименование, копирование, перемещение, удаление; использовать прикладные программы и антивирусные средства. |
7 | 1 | 11.09.2017-15.09.2017 | | Внешние устройства | Фронтальная работа | Составление интеллект -карты. Выполнение компьютерного теста к параграфу. |
8 | 1 | 16.10.2017-20.10.2017 | | Программное обеспечение | Фронтальная работа | Составление интеллект -карты. Выполнение компьютерного теста к параграфу. |
9 | 1 | 23.10.2017-27.10.2017 | | Тестовая работа по итогам 1 четверти. | Индивидуальная работа | Выполнение индивидуального теста. |
10 | 1 | 07.11.2017-10.11.2017 | | Файловая система. Защита от компьютерных вирусов | Фронтальная и групповая работы | Составление интеллект -карты. Выполнение практической работы №3 |
11 | 1 | 13.11.2017-17.11.2017 | | Электронные таблицы | Фронтальная и групповая работы | Составление интеллект -карты. Выполнение практической работы №4 | Учащиеся должны изучить: Учащиеся должны научиться: вводить и редактировать данные в электронных таблицах; выполнять вычисления с помощью электронных таблиц; представлять данные в виде диаграмм и графиков. |
12 | 1 | 20.11.2017-24.11.2017 | | Редактирование текста | Фронтальная и групповая работы | Составление интеллект-карты. Выполнение практической работы №5 | Учащиеся должны изучить: способы представления текстовой информации в компьютерах; понятия «редактирование», «форматирование». Учащиеся должны научиться: создавать, редактировать и форматировать текстовый документы; создавать текстовые документы с рисунками, таблицами, диаграммами. |
13 | 1 | 27.11.2017-01.12.2017 | | Форматирование текста | Фронтальная и групповая работы | Составление интеллект-карты. Выполнение практической работы №6 |
14 | 1 | 04.12.2017-08.12.2017 | | Стилевое форматирование | Фронтальная и групповая работы | Составление интеллект-карты. Выполнение практической работы №7 |
15 | 1 | 11.12.2017-15.12.2017 | | Таблицы. Списки. | Фронтальная и групповая работы | Составление интеллект-карты. Выполнение практической работы №8 |
16 | 1 | 18.12.2017-22.12.2017 | | Тестовая работа по итогам II четверти. | Индивидуальная работа | Выполнение индивидуального теста. | |
17 | 1 | 25.12.2017-29.12.2017 | | Растровый графический редактор | Фронтальная и групповая работы | Составление интеллект-карты. Выполнение практической работы №9 | Учащиеся должны изучить: Учащиеся должны научиться: выполнять ввод изображений в компьютер; выполнять простую коррекцию фотографий; создавать простые векторные изображения. |
18 | 1 | 10.01.2018-12.01.2018 | | Работа с фрагментами | Фронтальная и групповая работы | Составление интеллект-карты. Выполнение практической работы №10 |
19 | 1 | 15.01.2018-19.01.2018 | | Обработка фотографий | Фронтальная и групповая работы | Составление интеллект-карты. Выполнение практической работы №11 |
20 | 1 | 22.01.2018-26.02.2018 | | Вставка рисунков в документ | Фронтальная и групповая работы | Составление интеллект-карты. Выполнение практической работы №12 |
21 | 1 | 29.01.2018-02.02.2018 | | Векторная графика | Фронтальная и групповая работы | Составление интеллект-карты. Выполнение практической работы №13 |
22 | 1 | 05.02.2018-09.02.2018 | | Алгоритмы и исполнители | Фронтальная и групповая работы | Составление интеллект-карты. Выполнение практической работы №14 | Учащиеся должны изучить: понятия «алгоритм», «исполнитель», «система команд исполнителя»; основные алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл; реализацию основных алгоритмических структур в выбранном языке программирования. Учащиеся должны научиться: составлять алгоритмы для решения простых задач в словесной форме, на алгоритмическом языке и на выбранном языке программирования; выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц; программировать несложные линейные, разветвляющиеся и циклические алгоритмы на выбранном языке программирования. |
23 | 1 | 12.02.2018-16.02.2018 | | Формальные Исполнители | Фронтальная и групповая работы | Составление интеллект-карты. Выполнение практической работы №15 |
24 | 1 | 19.02.2018-22.02.2018 | | Способы записи алгоритмов | Фронтальная и групповая работы | Составление интеллект-карты. Выполнение практической работы №16 |
25 | 1 | 26.02.2018-02.03.2018 | | Линейные алгоритмы | Фронтальная и групповая работы | Составление интеллект-карты. Выполнение практической работы №17 |
26 | 1 | 05.03.2018-09.03.2018 | | Вспомогательные алгоритмы | Фронтальная и групповая работы | Составление интеллект-карты. Выполнение практической работы №18 |
27 | 1 | 12.03.2018-16.03.2018 | | Тестовая работа по итогам III четверти. | Индивидуальная работа | Выполнение индивидуального теста. |
28 | 1 | 19.03.2018-23.03.2018 | | Циклические Алгоритмы. Циклы с условием | Фронтальная и групповая работы | Составление интеллект-карты. Выполнение практической работы №19 |
29 | 1 | 02.04.2018-06.04.2018 | | Разветвляющиеся алгоритмы | Фронтальная и групповая работы | Составление интеллект-карты. Выполнение практической работы №20 |
30 | 1 | 09.04.2018-13.04.2018 | | Ветвления и циклы | Фронтальная и групповая работы | Составление интеллект-карты. Выполнение практической работы №21 |
31 | 1 | 16.04.2018-20.04.2018 | | Компьютерные презентации | Фронтальная и групповая работы | Составление интеллект-карты. Выполнение практической работы №22 | Учащиеся должны изучить: Учащиеся должны научиться: |
32 | 1 | 23.04.2018-27.04.2018 | | Презентации с несколькими слайдами | Фронтальная и групповая работы | Составление интеллект-карты. Выполнение практической работы №23 |
33 | 1 | 30.04.2018-04.05.2018 | | Проект: «Презентации с несколькими слайдами» | Индивидуальная работа | Выполнение проекта. |
34 | 1 | 07.05.2018-11.05.2018 | | Тестовая работа по итогам IV четверти. | Индивидуальная работа | Выполнение индивидуального теста. | |
Обсуждена и согласована
На методическом объединении
Протокол № ____________________
«________»_________________2017г.
« Согласовано»
зам. директора по УВР
_______________________________
«_______»__________________2017г.
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ.
Дата внесения изменений | Описание внесенного изменения | Основание для внесения изменений | ФИО и подпись вносившего изменения |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |