Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» ИГОСК
Утверждено
Директор МБОУ «СОШ №1»ИГОСК
___________________ С.Г. Кузьменко
______________________ 2018 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике для 7 класса,
адаптированная для детей с ЗПР,
занимающихся в индивидуальной форме на дому
УМК Л.Л. Босовой
2018-2019 учебный год
Согласовано зам. директора по УВР Рябицкая Л.С.___________ « » августа 2018 г. | | Согласовано Протокол заседания методического объединения учителей математики, физики и информатики от « » августа 2018 г. Руководитель ШМО _____________Л.В. Никифорова | | | |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании нормативных документов:
ФЗ-273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»
Адаптированная основная образовательная программа МБОУ «СОШ №1» ИГОСК
Письмо министерства образования и науки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» №АФ-150/06 от 18.04.2008;
СанПиН 2. 4. 2. 2821 – 10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29. 12. 2010 г. № 189; в ред. Постановления от 24.11. 2015 г. №81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»);
Приказ Минобрнауки от 30.08.2013 г. №1015 «Об утверждении Порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам»;
Учебный план МБОУ «СОШ №1» ИГОСК
Изучение информатики и ИКТ в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Важными коррекционными задачами курса информатики и ИКТ являются:
развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
нормализация взаимосвязи деятельности с речью;
формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных, планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля);
развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую терминологию;
развитие общеучебных умений и навыков.
Так как программа адаптирована для обучающихся с ОВЗ, то в первую очередь, это касается соотнесения объема изучаемого материала и количества часов, отведенных на его изучение. Что касается содержания, то любая тема курса будет доступна пониманию особого ребенка. Это объясняется тем, что понятия информатики (свойства объекта, моделирование, алгоритм и другие) можно объяснить на доступном ребенку уровне (на уровне операций с предметами, образами, понятиями). В данном случае в процессе обучения важно не допускать разрыва между действием, словом и образом, опираться на имеющийся, хотя и ограниченный, жизненный опыт детей.
Набольшим развивающим потенциалом обладают темы: «Объект и его характеристика», «Модель и моделирование», «Алгоритм». Усвоение понятий данных тем основано на овладении действиями: выделение структуры проблемной ситуации, представление информации в необходимой для решения задачи форме, планирование действий по ее решению и др., которые выступают как познавательные умения, необходимые для решения любых задач. Этот аспект содержания данного курса, как нельзя лучше подходит для развития познавательной деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Для учащихся уменьшены требования при оценивании проверочных и зачетных работ, предоставляется консультирование учителем во время проведения практических работ.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 7 классе необходимо решить следующие задачи:
создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Для достижения поставленных целей используется УМК «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов Л.Л. Босовой, утвержденный Федеральным перечнем учебников.
Программа рассчитана на 17 учебных часов (0,5 учебного часа в неделю) и проводится в форме факультатива.
Учебно-тематический план (0,5 ч в неделю, 17 ч в год)
№ | Название темы | Количество часов |
общее | теория | практика |
1 | Объекты и системы | 3 | 2 | 1 |
2 | Информационное моделирование | 10 | 5 | 5 |
3 | Алгоритмика | 4 | 2 | 2 |
| Итого: | 17 | 9 | 8 |
Содержание курса информатики и ИКТ
1. Объекты и их имена
Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.
Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.
Компьютерный практикум
Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows».
2. Информационное моделирование
Модели объектов и их назначение.
Информационные модели.
Словесные информационные модели.
Многоуровневые списки.
Математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.
Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Компьютерный практикум
Практическая работа №2 «Создаем текстовые объекты».
Практическая работа №3 «Многоуровневые списки».
Практическая работа №4 «Создаем табличные модели».
Практическая работа №5 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel».
Практическая работа №6 «Создаем диаграммы и графики».
3. Алгоритмика
Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.
Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл повторить n раз.
Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.
Компьютерный практикум
Практическая работа №7 «Управление исполнителем Чертежник».
Практическая работа №8 «Управление исполнителем Робот».
Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класс
Учащиеся должны:
для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
иметь представление о назначении и области применения моделей;
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
выполнять операции с основными объектами операционной системы;
выполнять основные операции с объектами файловой системы;
уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Календарные сроки | Фактические сроки |
Объекты и системы (3 часа) |
1. | ТБ и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов. | 1 | | |
2. | Отношения объектов. Классификация и состав объектов. | 1 | | |
3. | Персональный компьютер как система. | 1 | | |
Информационное моделирование (10 часов) |
4. | Модели объектов и их назначение. | 1 | | |
5. | Информационные модели. | 1 | | |
6. | Словесные инф. модели. | 1 | | |
7. | Многоуровневые списки. | 1 | | |
8. | Табличные инф. модели. Структура и правила оформления таблицы. | 1 | | |
9. | Табличное решение логических задач. | 1 | | |
10. | Знакомство с электронными таблицами. | 1 | | |
11. | Графики и диаграммы. | 1 | | |
12. | Наглядное представление о соотношении величин. | 1 | | |
13. | Многообразие схем. Деревья | 1 | | |
Алгоритмика (4 часа) |
14. | Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. | 1 | | |
15. | Исполнитель Чертежник. Управление Чертёжником | 1 | | |
16. | Исполнитель Робот. Управление Роботом. | 1 | | |
17. | Проверочная работа | 1 | | |
Приложение Календарно-тематическое планирование