СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике для 7 класса, адаптированная для детей с ЗПР (УМК Л.Л. Босовой)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике для 7 класса, адаптированная для детей с ЗПР, занимающихся в индивидуальной форме на дому (УМК Л.Л. Босовой)

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике для 7 класса, адаптированная для детей с ЗПР (УМК Л.Л. Босовой)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» ИГОСК






Утверждено

Директор МБОУ «СОШ №1»ИГОСК

___________________ С.Г. Кузьменко

______________________ 2018 года








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по информатике для 7 класса,

адаптированная для детей с ЗПР,

занимающихся в индивидуальной форме на дому


УМК Л.Л. Босовой


2018-2019 учебный год










Согласовано


зам. директора по УВР

Рябицкая Л.С.___________

« » августа 2018 г.


Согласовано


Протокол заседания методического объединения учителей математики, физики и информатики от

« » августа 2018 г.

Руководитель ШМО _____________Л.В. Никифорова





Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании нормативных документов:

  • ФЗ-273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»

  • Адаптированная основная образовательная программа МБОУ «СОШ №1» ИГОСК

  • Письмо министерства образования и науки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» №АФ-150/06 от 18.04.2008;

  • СанПиН 2. 4. 2. 2821 – 10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29. 12. 2010 г. № 189; в ред. Постановления от 24.11. 2015 г. №81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»);

  • Приказ Минобрнауки от 30.08.2013 г. №1015 «Об утверждении Порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам»;

  • Учебный план МБОУ «СОШ №1» ИГОСК

Изучение информатики и ИКТ в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

  • пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Важными коррекционными задачами курса информатики и ИКТ являются:

  • развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);

  • нормализация взаимосвязи деятельности с речью;

  • формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных, планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля);

  • развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую терминологию;

  • развитие общеучебных умений и навыков.

Так как программа адаптирована для обучающихся с ОВЗ, то в первую очередь, это касается соотнесения объема изучаемого материала и количества часов, отведенных на его изучение. Что касается содержания, то любая тема курса будет доступна пониманию особого ребенка. Это объясняется тем, что понятия информатики (свойства объекта, моделирование, алгоритм и другие) можно объяснить на доступном ребенку уровне (на уровне операций с предметами, образами, понятиями). В данном случае в процессе обучения важно не допускать разрыва между действием, словом и образом, опираться на имеющийся, хотя и ограниченный, жизненный опыт детей. 

Набольшим развивающим потенциалом обладают темы: «Объект и его характеристика», «Модель и моделирование», «Алгоритм». Усвоение понятий данных тем основано на овладении действиями: выделение структуры проблемной ситуации, представление информации в необходимой для решения задачи форме, планирование действий по ее решению и др., которые выступают как познавательные умения, необходимые для решения любых задач. Этот аспект содержания данного курса, как нельзя лучше подходит для развития познавательной деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью. 

Для учащихся уменьшены требования при оценивании проверочных и зачетных работ, предоставляется консультирование учителем во время проведения практических работ.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 7 классе необходимо решить следующие задачи:

  • создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

  • сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;

  • сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Для достижения поставленных целей используется УМК «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов Л.Л. Босовой, утвержденный Федеральным перечнем учебников.

Программа рассчитана на 17 учебных часов (0,5 учебного часа в неделю) и проводится в форме факультатива.

Учебно-тематический план (0,5 ч в неделю, 17 ч в год)


Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

1

Объекты и системы

3

2

1

2

Информационное моделирование

10

5

5

3

Алгоритмика

4

2

2


Итого:

17

9

8


Содержание курса информатики и ИКТ

1. Объекты и их имена

Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.

Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.

Компьютерный практикум

Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows».

2. Информационное моделирование

Модели объектов и их назначение.

Информационные модели.

Словесные информационные модели.

Многоуровневые списки.

Математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.

Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Компьютерный практикум

Практическая работа №2 «Создаем текстовые объекты».

Практическая работа №3 «Многоуровневые списки».

Практическая работа №4 «Создаем табличные модели».

Практическая работа №5 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel».

Практическая работа №6 «Создаем диаграммы и графики».

3. Алгоритмика

Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.

Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл повторить n раз.

Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.

Компьютерный практикум

Практическая работа №7 «Управление исполнителем Чертежник».

Практическая работа №8 «Управление исполнителем Робот».





Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класс

Учащиеся должны:

  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

  • называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;

  • понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;

  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;

  • понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;

  • иметь представление о назначении и области применения моделей;

  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

  • уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;

  • знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

  • знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;

  • осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;

  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

  • давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;

  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

  • выполнять операции с основными объектами операционной системы;

  • выполнять основные операции с объектами файловой системы;

  • уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;

  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;

  • выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;

  • создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;

  • для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.





















№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Календарные сроки

Фактические сроки

Объекты и системы (3 часа)

1.

ТБ и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов.

1



2.

Отношения объектов. Классификация и состав объектов.

1



3.

Персональный компьютер как система.

1



Информационное моделирование (10 часов)

4.

Модели объектов и их назначение.

1



5.

Информационные модели.

1



6.

Словесные инф. модели.

1



7.

Многоуровневые списки.

1



8.

Табличные инф. модели. Структура и правила оформления таблицы.

1



9.

Табличное решение логических задач.

1



10.

Знакомство с электронными таблицами.

1



11.

Графики и диаграммы.

1



12.

Наглядное представление о соотношении величин.

1



13.

Многообразие схем. Деревья

1



Алгоритмика (4 часа)

14.

Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.

1



15.

Исполнитель Чертежник. Управление Чертёжником

1



16.

Исполнитель Робот. Управление Роботом.

1



17.

Проверочная работа

1



Приложение

Календарно-тематическое планирование



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!