СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 5 класс, 2022-2023 уч.г.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 5 класс, 2022-2023 уч.г.»

Рассмотрено на педагогическом совете

Протокол от 31.08.2022 года № 1


«Утверждаю»

И. о. директора школы _________

Г. А. Абузярова

Приказ №135 от 31.08.2022 года







Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа рабочего поселка Сосновоборск

Сосновоборского района Пензенской области









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного предмета

«Информатика»

для 5 класса основного общего образования

на 2022-2023 учебный год









Составитель: Казаева Э.Р.,

Учитель информатики и математики






р.п. Сосновоборск 2022













ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная рабочая программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета

«Информатика» в 5 классе; устанавливает рекомендуемое предметное содержание, предусматривает его структурирование по разделам и темам курса, определяет распределение его по классам (годам изучения); даёт примерное распределение учебных часов по тематическим разделам курса и рекомендуемую (примерную) последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Примерная рабочая программа определяет количественные и качественные характеристики учебного материала для каждого года изучения, в том числе для содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной аттестации обучающихся, всероссийских проверочных работ, государственной итоговой аттестации). Программа является основой для составления авторских учебных программ и учебников, поурочного планирования курса учителем.


ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»

Изучение информатики в 5 классе вносит значительны вклад в достижение главных целей основного общего образования, обеспечивая:

  • формирование ряда метапредметных понятий, в том числе понятий «объект»,

«система», «модель», «алгоритм» и др., как необходимого условия для успешного продолжения учебно-познавательной деятельности и основы научного мировоззрения;

  • формирование алгоритмического стиля мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в современном высокотехнологичном обществе;

  • формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире универсальных учебных действий (универсальных компетентностей) на основе средств и методов информатики и информационных технологий, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать её результаты;

  • формирование цифровых навыков, в том числе ключевых компетенций цифровой экономики, таких, как базовое программирование, основы работы с данными, коммуникация в современных цифровых средах, информационная безопасность; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»

Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании отражает:

  • сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах;

  • основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии, управление и социальную сферу;

  • междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.

Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения.

Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании интегрирует в

себе:

  • цифровую грамотность, приоритетно формируемую на ранних этапах обучения,

как в рамках отдельного предмета, так и в процессе информационной деятельности при освоении всех без исключения учебных предметов;

  • теоретические основы компьютерных наук, включая основы теоретической информатики и практического программирования, изложение которых осуществляется в соответствии с принципом дидактической спирали: вначале (в младших классах) осуществляется общее знакомство обучающихся с предметом изучения, предполагающее учёт имеющегося у них опыта; затем последующее развитие и обогащение предмета изучения, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;

  • информационные технологии как необходимый инструмент практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования определяют структуру основного содержания учебного предмета в виде следующих четырёх тематических разделов:

  1. цифровая грамотность;

  2. теоретические основы информатики;

  3. алгоритмы и программирование;

  4. информационные технологии.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Обязательная часть учебного плана примерной основной образовательной программы основного общего образования не предусматривает обязательное изучение курса информатики в 5 классе. Время на данный курс образовательная организация может выделить за счёт части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Программа по информатике для 5 класса составлена из расчёта общей учебной нагрузки 34 часа

Первое знакомство современных школьников с базовыми понятиями информатики происходит на уровне начального общего образования в рамках логико-алгоритмической линии курса математики; в результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование компетентности учащихся в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), необходимой им для дальнейшего обучения. Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. Изучение информатики в 5 классе поддерживает непрерывность подготовки школьников в этой области и обеспечивает необходимую теоретическую и практическую базу для изучения курса информатики основной школы в 7–9 классах.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» Цифровая грамотность

Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами, мобильными устройствами и другими элементами цифрового окружения. Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Мобильные устройства. Основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств. Процессор. Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода. Программы для компьютеров. Пользователи и программисты. Прикладные программы (приложения), системное программное обеспечение (операционные системы). Запуск и завершение работы программы (приложения). Имя файла (папки, каталога).Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Браузер. Поиск информации на веб- странице. Поисковые системы. Поиск информации по ключевым словам и по изображению. Достоверность информации, полученной из Интернета. Правила безопасного поведения в Интернете. Процесс аутентификации. Виды аутентификации (аутентификация по паролям, аутентификация с помощью SMS, биометрическая аутентификация, аутентификация через географическое местоположение, многофакторная аутентификация). Пароли для аккаунтов в социальных сетях. Кибербуллинг.

Теоретические основы информатики Информация в жизни человека. Способы восприятия информации человеком. Роль зрения в получении человеком информации. Компьютерное зрение. Действия с информацией. Кодирование информации. Данные — записанная (зафиксированная) информация, которая может быть обработана автоматизированной системой. Искусственный интеллект и его роль в жизни человека. Алгоритмизация и основы программирования

Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Линейные алгоритмы. Циклические алгоритмы. Составление программ для управления исполнителем в среде блочного или текстового программирования.

Информационные технологии

Графический редактор. Растровые рисунки. Пиксель. Использование графических примитивов. Операции с фрагментами изображения: выделение, копирование, поворот, отражение. Текстовый редактор. Правила набора текста. Текстовый процессор. Редактирование текста. Проверка правописания. Расстановка переносов. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное начертание. Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание. Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом. Компьютерные презентации. Слайд. Добавление на слайд текста и изображений. Работа с несколькими слайдами.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Изучение информатики в 5–6 классах направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
  • Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами предмета.
Патриотическое воспитание:
  • ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного общества;

  • заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества.

Духовно-нравственное воспитание:
  • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет.

Гражданское воспитание:
  • представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; стремление оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков.

Ценности научного познания:
  • наличие представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики; интерес к обучению и познанию; любознательность; стремление к самообразованию;

  • овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

  • наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Формирование культуры здоровья:
  • установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Трудовое воспитание:
  • интерес к практическому изучению профессий в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанных на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса.

Экологическое воспитание:
  • наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.

Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:
  • освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе в виртуальном пространстве.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения образовательной программы по информатике отражают овладение универсальными учебными действиями — познавательными, коммуникативными, регулятивными.

Универсальные познавательные действия Базовые логические действия:
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:
  • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

  • оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования;

  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:
  • выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

  • применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

  • выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими объектами и их комбинациями;

  • оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

  • запоминать и систематизировать информацию

Универсальные коммуникативные действия Общение:

  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

  • публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);

  • выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

Совместная деятельность (сотрудничество):
  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
  • принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

  • выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;

  • оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

  • сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Универсальные регулятивные действия Самоорганизация:
  • выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;

  • составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать выбор варианта решения задачи;

  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.

Самоконтроль (рефлексия):
  • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

  • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

  • оценивать соответствие результата цели и условиям.

Эмоциональный интеллект:
  • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.

Принятие себя и других:
  • осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
  • соблюдать правила гигиены и безопасности при работе с компьютером и другими элементами цифрового окружения; иметь представление о правилах безопасного поведения в Интернете;

  • называть основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств, объяснять их назначение;

  • понимать содержание понятий «программное обеспечение», «операционная система», «файл»;

  • искать информацию в Интернете (в том числе по ключевым словам, по изображению); критически относиться к найденной информации, осознавая опасность для личности и общества распространения вредоносной информации;

  • запускать прикладные программы (приложения) и завершать их работу; пояснять на примерах смысл понятий «алгоритм», «исполнитель», «программа управления исполнителем», «искусственный интеллект»;

  • составлять программы для управления исполнителем в среде блочного или текстового программирования с использованием последовательного выполнения операций и циклов;

  • создавать, редактировать, форматировать и сохранять текстовые документы; знать правила набора текстов; использовать автоматическую проверку правописания; устанавливать свойства отдельных символов, слов и абзацев; иллюстрировать документы с помощью изображений;

  • создавать и редактировать растровые изображения; использовать инструменты графического редактора для выполнения операций с фрагментами изображения;

  • создавать компьютерные презентации, включающие текстовую и графическую информацию.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучен ия

Виды деятельности

Виды, форм ы контр оля

Электронны е

(цифровые) образовател ьные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Цифровая грамотность

1.1.

Компьютер — универсальное вычисли- тельное устройство, работающее по программе

2

0

0

03.09.2022

10.09.2022

Приводить примеры ситуаций правильного и неправильного поведения в компьютерном классе,

соблюдения и несоблюдения

гигиенических требований при

работе с компьютерами. Называть

основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств, объяснять их назначение. Объяснять работу устройств компьютера с точки зрения организации процедур ввода

и вывода информации

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/

















































































1.2.

Программы для компьютеров.

3

0

3

17.09.2022

Раскрывать смысл изучаемых понятий.

Устный

https://resh.edu.ru/


Файлы и папки




24.09.2022

Осуществлять поиск информации по

опрос;







01.10.2022


ключевым словам и по изображению.

Практиче

ская









работа;


1.3

Сеть Интернет. Правила безопасного поведения в Интернете

2

0

1

08.10.2022

15.10.2022

Обсуждать способы проверки достоверности информации, полученной

из Интернета. Обсуждать ситуации,

связанные с безопасным поведением в Интернете. Различать виды аутентификации. Различать «слабые» и

«сильные» пароли. Анализировать

возможные причины кибербуллинга и

предлагать способы, как его избежать







































Итого по разделу

7

0

3


Раздел 2. Теоретические основы информатики


2.1.

Информация в жизни человека

3

0

0

22.10.2022

29.10.2022

12.11.2022

Раскрывать смысл изучаемых понятий.

Различать виды информации по способам её восприятия человеком.

Осуществлять кодирование и декодирование информации предложенным способом.

Приводить примеры применения

искусственного интеллекта

(робототехника, беспилотные автомобили,

интеллектуальные игры, голосовые

помощники)

Устный

https://resh.edu.ru/






опрос;


























































Итого по разделу

3

0

3


Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования

3.1

Алгоритмы и исполнители

2

0

0

19.11.2022

26.11.2022

Раскрывать смысл изучаемых понятий.

Устный

https://resh.edu.ru/






Приводить примеры неформальных и

опрос;







формальных исполнителей в окружающем мире. Приводить примеры циклических действий в окружающем мире




3.2

Работа в среде программирования

8

0

3

03.12.2022

10.12.2022

17.12.2022

24.12.2022

14.01.2023

21.01.2023

28.01.2023

04.02.2023

Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский

интерфейс применяемого программного средства. Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач

Устный

опрос;

https://resh.edu.ru/


























Итого по разделу

10

0

3


Раздел 4. Информационные технологии


4.1

Графический редактор

3

0

2

11.02.2023

18.02.2023

25.02.2023

Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного

средства. Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач.

Планировать последовательность

действий при создании и редактировании растрового изображения



4.2

Текстовый редактор

6

0

4

04.03.2023

11.03.2023

18.03.2023

25.03.2023

08.04.2023

15.04.2023

Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства. Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач.

Анализировать преимущества создания текстовых документов на компьютере по сравнению с рукописным способом



4.3

Компьютерная презентация

3

0

1

22.04.2023

29.04.2023

06.05.2023

Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства. Определять условия и

возможности применения программного средства для решения типовых задач




Итого по разделу

12

0

7



Промежуточная аттестация

1

1

0

13.05





Анализ контрольной работы

1

0

0

20.05




Общее количество часов

34

1

16



ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами, мобильными

1

0


3.09.2022


2.

Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее по программе

1

0


10.09.2022


3.

Программы для компьютеров. Пользователи и программисты

1

0

1

17.09.2022


4.

Файлы и папки

1

0

1

24.09.2022


5.

Выполнение основных операций с файлами и папками (создание,

переименование)

1

0

1

01.10.2022


6.

Сеть Интернет.

1

0

0

08.10.2022


7.

Правила безопасного поведения в Интернете

1

0

1

15.10.2022


8.

Информация в жизни человека

1

0

0

22.10.2022


9.

Действия с информацией

1

0

0

29.10.2022


10.

Искусственный интеллект и его роль в жизни человека

1

0

0

12.11.2022


11.

Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов.

1

0

0

19.11.2022


12

Линейные

алгоритмы. Циклические алгоритмы

1

0

0

26.11.2022


13

Знакомство со средой программирования.

1

0

1

03.12.2022


14 -

16

Реализация линейных

алгоритмов в среде программирования

3

0

3

10.12.2022

17.12.2022

24.12.2022


17 -

20

Реализация циклических алгоритмов в среде программирования

4

0

4

14.01.2023

21.01.2023

28.01.2023

04.02.2023


21

Графический редактор

1

0

0

11.02.2023


22

Создание и редактирование простого изображения с помощью инструментов

растрового графического

1

0

1

18.02.2023


23

Работа с фрагментами изображения с использованием инструментов

графического редактора

1

0

1

25.02.2023


24 -

25

Текстовый редактор

2

0

0

04.03.2023

11.03.2023


26

Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых

1

0

1

18.03.2022


27

Редактирование текстовых документов (проверка правописания; расстановка

переносов).

1

0

1

25.03.2023


28

Форматирование текстовых документов (форматирование символов

и абзацев).

1

0

1

08.04.2023


29

Вставка в документ изображений

1

0

1

15.04.2023


30 -

31

Компьютерная презентация

2

0

0

22.04.2023

29.04.2023


32

Создание презентации на основе готовых шаблонов

1

0

1

06.05.2023


33

Промежуточная аттестация

1

1

0

13.05.2023


34

Анализ контрольной работы

1

0

0

20.05.2023




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!