1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413) с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.;
Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «СОШ №8» г. Сафоново;
Программы курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» общеобразовательный курс (базовый уровень) для 10 - 11 классов. Составители: Семакин И.Г., Хеннер Е.К.;
Положения о порядке разработки, экспертизы и утверждения рабочих программ в МБОУ «СОШ №8» г. Сафоново;
Учебного плана МБОУ «СОШ №8» г. Сафоново на 2018 - 2019 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
1. Учебник для 11 классов. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю., 2011
Задачник-практикум. В 2т. Информатика и ИКТ. Под ред. Семакина И.Г., Хеннера Е.К., 2011
Практикум в составе учебника
Цифровые образовательные ресурсы
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ «СОШ №8» г. Сафоново на 2018-2019 учебный год в 11 классе на изучение информатики и ИКТ отводится 1 час в неделю (33 часа в год). Уровень изучения предмета - базовый.
Таблица соответствия распределения часов по темам
примерной (авторской) и рабочей программы
№ п/п | Тема | Количество часов в | Комментарий |
программе |
примерной | рабочей |
(авторской) | |
1 | Информационные системы и базы данных | 10 | 10 | - |
2 | Интернет | 9 | 8 | 1 час распределяется на итоговое тестирование |
3 | Информационное моделирование | 11 | 11 | - |
4 | Социальная информатика | 3 | 3 | - |
5 | Итоговое тестирование в рамках промежуточной аттестации | 0 | 1 | - |
| Итого | 33 | 33 | |
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты.
Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как к собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.
Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.
Метапредметные результаты
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты.
Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты.
Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие предметные результаты, которые ориентированы на обеспечение, преимущественно, общеобразовательной и общекультурной подготовки.
Тема 1. Системный анализ
Учащиеся должны знать:
- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема;
- основные свойства систем;
- что такое «системный подход» в науке и практике;
- модели систем: модель «черного ящика», модель состава, структурная модель;
Учащиеся должны уметь:
- использование графов для описания структур систем
- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.);
- анализировать состав и структуру систем;
- различать связи материальные и информационные
Тема 2. Базы данных
Учащиеся должны знать:
- что такое база данных (БД);
- основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;
- определение и назначение СУБД;
- основы организации многотабличной БД;
- что такое схема БД;
- что такое целостность данных;
- этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД;
- структуру команды запроса на выборку данных из БД;
- организацию запроса на выборку в многотабличной БД;
- основные логические операции, используемые в запросах;
- правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов
Учащиеся должны уметь:
- создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД;
- реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов;
- реализовывать запросы со сложными условиями выборки
Тема 3. Организация и услуги Интернета
Учащиеся должны знать:
назначение коммуникационных служб Интернета
назначение информационных служб Интернета
что такое прикладные протоколы
- основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес
- что такое поисковый каталог: организация, назначение
- что такое поисковый указатель: организация, назначение
Учащиеся должны уметь:
работать с электронной почтой
извлекать данные из файловых архивов
осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.
Тема 4. Основы сайтостроения.
Учащиеся должны знать:
какие существуют средства для создания web-страниц
в чем состоит проектирование web-сайта
что значит опубликовать web-сайт
- возможности текстового процессора по созданию web-страниц
Учащиеся должны уметь:
- создать несложный web-сайт с помощью редактора сайтов
- создать несложный web-сайт на языке HTML (углубленный уровень)
Тема 5. Компьютерное информационное моделирование
Учащиеся должны знать:
- понятие модели;
- понятие информационной модели;
- этапы построения компьютерной информационной модели
Тема 6. Моделирование зависимостей между величинами
Учащиеся должны знать:
- понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины;
- что такое математическая модель;
- формы представления зависимостей между величинами
Учащиеся должны уметь:
- с помощью электронных таблиц получать табличную и графическую формы зависимостей между величинами
Тема 7. . Модели статистического прогнозирования
Учащиеся должны знать:
- для решения каких практических задач используется статистика;
- что такое регрессионная модель;
- как происходит прогнозирование по регрессионной модели
Учащиеся должны уметь:
- используя табличный процессор, строить регрессионные модели заданных типов;
- осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели
Тема 8. Моделирование корреляционных зависимостей
Учащиеся должны знать:
- что такое корреляционная зависимость;
- что такое коэффициент корреляции;
- какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа
Учащиеся должны уметь:
- вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в MS Excel)
Тема 9. Модели оптимального планирования
Учащиеся должны знать:
- что такое оптимальное планирование;
- что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов;
- что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены;
- в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана;
- какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования
Учащиеся должны уметь:
- решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора («Поиск решения» в MS Excel)
Тема 10. Информационное общество
Учащиеся должны знать:
- что такое информационные ресурсы общества;
- из чего складывается рынок информационных ресурсов;
- что относится к информационным услугам;
- в чем состоят основные черты информационного общества;
- причины информационного кризиса и пути его преодоления;
Тема 11. Информационное право и безопасность
Учащиеся должны знать:
- основные законодательные акты в информационной сфере;
- суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности
3. Содержание учебного предмета
Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики основной школы.
Линия информации и информационных процессов (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработки информации в информационных системах; информационные основы процессов управления).
Линия моделирования и формализации (моделирование как метод познания; информационное моделирование: основные типы информационных моделей; исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).
Линия алгоритмизации и программирования (понятие и свойства алгоритма, основы теории алгоритмов, способы описания алгоритмов, языки программирования высокого уровня, решение задач обработки данных средствами программирования).
Линия информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии).
Линия компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернета, основы сайтостроения).
Линия социальной информатики (информационные ресурсы общества, информационная культура, информационное право, информационная безопасность).
Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса, являются «информационные процессы», «информационные системы», «информационные модели», «информационные технологии».
Основной целью изучения учебного курса остается выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта.
Учебник и практикум в совокупности обеспечивают выполнение всех требований образовательного стандарта к предметным, личностным и метапредметным результатам обучения.
Основные разделы, изучаемые в 10 классе:
Раздел 1. Информационные системы и базы данных
Что такое система
Модели систем
Пример структурной модели предметной области
Что такое информационная система
База данных – основа информационной системы
Проектирование многотабличной базы данных
Создание базы данных
Запросы как приложения информационной системы
Логические условия выбора данных
Раздел 2. Интернет
2.1. Организация глобальных сетей
2.2. Интернет как глобальная информационная система
2.3. World Wide Web - Всемирная паутина
2.4. Инструменты для разработки web-сайтов
2.5. Создание сайта «Домашняя страница»
2.6. Создание таблиц и списков на web-странице
Раздел 3. Информационное моделирование
Компьютерное информационное моделирование
Моделирование зависимостей между величинами
Модели статического прогнозирования
Моделирование корреляционных зависимостей
Модели оптимального планирования
Раздел 4. Социальная информатика
4.1. Информационные ресурсы.
4.2. Информационное общество.
4.3. Правовое регулирование в информационной сфере
4.4. Проблема информационной безопасности.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов |
п/п | | общее | теория | практика |
1 | Информационные системы и базы данных | 10 | 4 | 6 |
2 | Интернет | 8 | 3 | 5 |
| Информационное моделирование | 11 | 5 | 6 |
3 | Социальная информатика | 3 | 3 | |
4 | Итоговое тестирование в рамках промежуточной аттестации | 1 | 1 | |
| Итого | 33 | 16 | 17 |
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Количество часов | Домашнее задание | Дата |
теория | практика |
| ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И БАЗЫ ДАННЫХ | 10 |
1. | Что такое система | 1 | | § 1 | |
2. | Модели систем | | 1 (№1.1) | § 2 | |
3. | Пример структурной модели предметной области | 1 | | § 3 | |
4. | Что такое информационная система | 1 | | § 4 | |
5. | База данных – основа информационной системы | | 1 (№1.3) | § 5 | |
7. | Проектирование многотабличной базы данных | | 1 (№1.4) | § 6 | |
8. | Создание базы данных | 1 | | § 7 | |
9. | Запросы как приложения информационной системы | | 1 (№1.6) | § 8 | |
10. | Запросы как приложения информационной системы | | 1 (№1.7) | § 8 | |
11. | Логические условия выбора данных | 1 | 1(№1.8)- | §9 | |
| ИНТЕРНЕТ | 8 ч. |
11. | Организация глобальных сетей | 1 | | § 10 | |
12. | Интернет как глобальная информационная система | | 1 | § 11 | |
13. | World Wide Web - Всемирная паутина | | 1 | § 12 | |
14. | Инструменты для разработки web-сайтов | 1 | | § 13 | |
15. | Создание сайта «Домашняя страница» | | 1 | § 14 | |
16. | Создание сайта «Домашняя страница» | | 1 | § 14 | |
17. | Создание таблиц и списков на web-странице | 1 | 1 | § 15 | |
18. | Создание таблиц и списков на web-странице | | 1 | § 15 | |
| ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ | 12 ч. |
19. | Компьютерное информационное моделирование | 1 | | § 16 | |
20. | Моделирование зависимостей между величинами | | 1 | § 16 | |
21. | Моделирование зависимостей между величинами | 1 | | § 17 | |
22. | Модели статического прогнозирования | | 1 | § 17 | |
23. | Модели статического прогнозирования | 1 | | § 18 | |
24. | Моделирование корреляционных зависимостей | | 1 | § 18 | |
25. | Моделирование корреляционных зависимостей | 1 | | § 19 | |
26. | Модели оптимального планирования | | 1 | § 19 | |
27. | Модели оптимального планирования | 1 | | § 20 | |
28. | Модели оптимального планирования | | 1 | § 20 | |
29. | Модели оптимального планирования | | 1 | § 20 | |
| СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА | 3 ч. |
30. | Информационные ресурсы. Информационное общество. | 1 | | §§ 21,22 | |
31. | Правовое регулирование в информационной сфере | 1 | | § 23 | |
32. | Проблема информационной безопасности. | 1 | | § 24 | |
| ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ | 1 ч. |
33. | Итоговое тестирование в рамках промежуточной аттестации | - | 1 | | |
8