Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 10 - 11 классов составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Программа ориентирована на общеобразовательные классы, изучение предмета на базовом уровне.
Программа: Программа базового курса информатики к учебнику для 10 - 11 классов (А. Г. Гейн, А. Б. Ливчак, А. И. Сенокосов и др.) - М.: Просвещение.
10 класс
Учебник: Информатика: учебник для 10 класса/ А. Г. Гейн, А. Б. Ливчак, А. И. Сенокосов и др. Информатика - 2-е изд.- М.: Просвещение, 2014.
11 класс
Учебник: Информатика: учебник для 11 класса/ А. Г. Гейн, А. И. Сенокосов и др. Информатика – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014.
10 класс
Планирование составлено в соответствии с учебным планом - 1 час в неделю (35 часов в год).
11 класс
Планирование составлено в соответствии с учебным планом - 1 час в неделю (34 часа в год).
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Информатика»
10-11 класс
Предметные результаты:
в сфере познавательной деятельности:
освоение основных понятий и методов информатики;
понимание предпосылок к автоматизации информационных процессов;
выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия в протекании информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;
умение выбирать язык представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки, деревья и др.);
наличие представлений об информационных моделях и необходимости их использования в современном информационном обществе;
умение использовать типовые средства (таблицы, графики, диаграммы, формулы, программы, структуры данных и пр.) для построения моделей объектов и процессов из различных предметных областей;
умение планировать и проводить компьютерный эксперимент для изучения построенных моделей;
построение модели задачи (выделение исходных данных, результатов, выявление соотношений между ними);
выбор источников информации, необходимых для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, информационно-телекоммуникационные системы, ресурсы Интернета и др.);
выбор программных средств, предназначенных для работы с информацией данного вида и адекватных поставленной задаче;
оценивание числовых параметров информационных процессов (объёма памяти, необходимого для хранения информации; скорости обработки и передачи информации и пр.);
определение основополагающих характеристик современного персонального коммуникатора, компьютера;
приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику, и управлению ими;
осуществление мер по повышению индивидуальной информационной безопасности и понижению вероятности несанкционированного использования персональных информационных ресурсов другими лицами;
в сфере ценностно-ориентационной деятельности:
понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента в развитии современной информационной цивилизации;
оценка информации, в том числе получаемой из СМИ, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;
использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных источников;
понимание проблем, возникающих при развитии информационной цивилизации, и представление о возможных путях их разрешения;
приобретение опыта выявления информационных технологий, разработанных со скрытыми целями;
следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;
соблюдение авторского права и прав интеллектуальной собственности;
знание особенностей юридических аспектов и проблем использования ИКТ;
соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам;
в сфере коммуникативной деятельности:
знание особенностей представления информации различными средствами коммуникации (на основе естественных, формализованных и формальных языков);
понимание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
представление о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;
в сфере трудовой деятельности:
определение средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;
понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений;
рациональное использование наиболее распространённых технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса (персональный коммуникатор, компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон, видеокамера, цифровые датчики и др.);
знакомство с основными средствами персонального компьютера, обеспечивающими взаимодействие с пользователем (интерфейс, круг решаемых задач, система команд, система отказов);
умение тестировать используемое оборудование и стандартные программные средства; использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;
приближённое определение пропускной способности используемого канала связи путём прямых измерений и экспериментов;
выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;
создание и оформление текстовых и гипертекстовых документов средствами информационных технологий;
решение расчётных и оптимизационных задач путём использования существующих программных средств (специализированные расчётные системы, электронные таблицы) или путём составления моделирующего алгоритма;
создание и редактирование графической и звуковой форм представления информации (рисунков, чертежей, фотографий, аудио- и видеозаписей, слайдов презентаций);
использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении выступлений с сообщениями о результатах выполненной работы;
использование инструментов визуализации для наглядного представления числовых данных и динамики их изменения;
создание и наполнение собственных баз данных;
приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютерных технологий;
в сфере эстетической деятельности:
знакомство с эстетически значимыми компьютерными моделями и инструментами из различных образовательных областей;
приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных);
в сфере охраны здоровья:
понимание особенностей работы с техническими средствами, применяемыми в информационной сфере, их влияния на здоровье человека; владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;
знание и соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы;
умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
общие представления об идеях и о методах информатики как об универсальном средстве моделирования явлений и процессов;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение видеть информационный компонент в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных задач;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения задач, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, детерминированной и вероятностной информации;
сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность);
умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИКТ, соблюдая этические и правовые нормы;
умение использовать средства ИКТ для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, работать с описаниями программ и сервисами;
Личностные результаты:
сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
представление об информатике как о сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении задач;
умение контролировать процесс и результат учебной информационно-коммуникативной деятельности;
способность к эмоциональному восприятию информационных объектов, задач, решений, рассуждений;
организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств.
Содержание учебного предмета
Информация и информационные процессы.
Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов,
обмен информацией между элементами, сигналы.
Классификация информационных процессов. Выбор способа представления
информации в соответствии с поставленной задачей.
Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.
Двоичное представление информации.
Поиск и систематизация информации. Хранение информации; выбор способа
хранения информации.
Передача информации в социальных, биологических и технических системах.
Преобразование информации на основе формальных правил.
Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации.
Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.
Организация личной информационной среды. Защита информации.
Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе
процессов в обществе, природе и технике.
Информационные модели и системы.
Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных
моделей в учебной и познавательной деятельности.
Назначение и виды информационных моделей. Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных.
Построение информационной модели для решения поставленной задачи.
Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей).
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи.
Программные средства создания информационных объектов, организация личного
информационного пространства, защиты информации.
Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной
деятельности.
Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов
Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц.
Основные способы представления математических зависимостей между данными.
Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей).
Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой.
Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.
Базы данных. Системы управления базами данных. Создание, ведение и
использование баз данных при решении учебных и практических задач.
Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей
(сетевые технологии)
Локальные и глобальные компьютерные сети. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.
Основы социальной информатики
Основные этапы становления информационного общества.
Этические и правовые нормы информационной деятельности человека.
Тематическое планирование
10 класс
№ | Тематический блок (раздел) | Количество часов | Использование ИКТ | Проектная (исследовательская) деятельность | Кол-во и форма контроля |
К/р | Пр/р |
| Информатика как наука | 10 | 3 | 3 | 1 | 3 |
| Информационная деятельность человека и использование в ней компьютерных технологий | 8 | 6 | 2 | - | 6 |
| Моделирование процессов живой и неживой природы | 8 | 6 | 4 | 1 | 6 |
| Логико-математические модели | 5 | 3 | 3 | 1 | 3 |
| Информационные модели в задачах управления | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 |
Ии | Итого | 34 | 21 | 14 | 5 | 21 |
11 класс
№ | Тематический блок (раздел) | Количество часов | Использование ИКТ | Проектная (исследовательская) деятельность | Кол-во и форма контроля |
К/р | Пр/р |
| Информационная культура общества и личности | 6 | 2 | 3 | - | 2 |
| Кодирование информации. Представление информации в памяти компьютера | 5 | 1 | 3 | 1 | 1 |
| Основные информационные объекты, их создание и обработка | 15 | 9 | 5 | 1 | 9 |
| Телекоммуникационные сети. Интернет | 6 | 4 | 1 | 1 | 4 |
| Графы и алгоритмы на графах | 1 | 1 | 1 | - | 1 |
| Игры и стратегии | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 |
| Итого | 34 | 18 | 14 | 5 | 18 |