Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 2»
городского округа Щелково
УТВЕРЖДЕНО
приказом по МАОУ «Гимназия № 2»
городского округа Щёлково
от 31.08.2021 № 47/1
Рабочая программа по геометрии
9 В класс
(базовый уровень)
Составитель:
Артемьев Василий Ильич
учитель математики
высшей квалификационной категории
2021 г.
Рабочая программа по геометрии для 9 В класса составлена на основании:
-ФГОС СОО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413, с изменениями, приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 г. №1578; приказ Минобрнауки России от 29.06.2017 №613);
-ООП ООО МАОУ «Гимназия № 2» ГОЩ;
- авторской программы по геометрии А.В.Погорелова к УМК «Геометрия» для учащихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений – Москва: «Просвещение», 2017 г.;
- учебника А.В.Погорелова, «Геометрия. 7-9 классы» (Геометрия. Базовый уровень. 8 кл.: учебник/А.В.Погорелова.-М. Просвещение,2017)
Рабочая программа рассчитана на 66 часов в год (2 часа в неделю, 33 недели), что соответствует Учебному плану среднего общего образования МАОУ «Гимназия №2» ГОЩ
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Изучение геометрии дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
• пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
• распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
• изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
• распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
• в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
• проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
Обучающиеся имеют возможность научиться:
• вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
• решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений
между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;
• проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
• умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
• умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
познавательные универсальные учебные действия:
• осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
• умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
• формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
• умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
коммуникативные универсальные учебные действия:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
• умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
• слушать партнера;
• формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
• формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
• креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
2. Содержание тем учебного курса
1.Подобие фигур (15 ч)
Понятие гомотетии и подобие фигур. Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников. Подобие прямоугольных треугольников. Центральные и вписанные углы и их свойства.
В этой теме следует уделить значительное внимание и время решению задач, направленных на формирование умений доказывать подобие треугольников с использованием соответствующих признаков и вычислять элементы подобных треугольников, разобрать вопрос об углах, вписанных в окружность.
Обучающиеся научатся: находить и строить подобные фигуры, формулировать признаки подобия треугольников и прямоугольных треугольников и использовать их при решении задач, строить и находить центральные и вписанные углы, используя их свойства.
2.Решения треугольников (11 ч)
Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников.
При изучении темы познакомить с основными алгоритмами решения произвольных треугольников, если заданы три его определенных элемента.
Обучающиеся научатся: решать треугольники по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум углам, по трем сторонам, применять теоремы синусов и косинусов для вычисления неизвестных элементов треугольника.
3.Многоугольники (13 ч)
Ломаная. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники. Окружность, вписанный в правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника, Длина окружности. Длина дуги окружности. Радианная мера угла.
В данной теме расширить и систематизировать сведения о многоугольниках и окружностях, рассмотреть теорему о сумме углов многоугольника, частные случаи правильных многоугольников, изучить формулы, связывающие стороны правильных многоугольников с радиусами вписанных в них и описанных около них окружностей.
Обучающиеся научатся: применять теорему о сумме углов многоугольника, формулы, связывающие стороны правильных многоугольников с радиусами вписанных в них и описанных около них окружностей при решении задач, решать задачи на вычисление элементов правильных многоугольников, длин окружностей и их дуг, строить правильные многоугольники: правильный треугольник, квадрат, правильный шестиугольник.
4.Площади фигур (12 ч)
Площадь и ее свойства. Площади прямоугольника, треугольника, параллелограмма, трапеции. Площади круга и его частей.
При изучении темы сформировать общее представление о площади и вычислять площади фигур по формулам.
Обучающиеся научатся: вычислять площади плоских фигур: прямоугольника, треугольника, параллелограмма, трапеции, круга и его частей, многоугольников.
5.Введение в стереометрию (3 ч)
Строение геометрии. Аксиомы стереометрии. Многогранники. Тела вращения.
В данной теме познакомить с основными понятиями стереометрии, аксиомами и показать их связь с аксиомами планиметрии, рассмотреть основные виды многогранников и тел вращения.
Обучающиеся научатся: формулировать аксиомы стереометрии, строить основные виды многогранников: параллелепипед, призма, пирамида, фигуры вращения: цилиндр, конус, шар.
6.Повторение (11 ч)
Повторить, обобщить и систематизировать знания, умения и навыки за курс геометрии 9 класса
3. Тематическое планирование
№ п/п | Название темы (раздела) | Количество часов на изучение | Количество контрольных работ | Практические, лабораторные работы, сочинения, изложения, экскурсии | Целевые приоритеты воспитания |
1 | Подобие фигур | 14 | 2 | | Формирование представлений о научной картине мира Побуждать учащихся аргументировать, отстаивать свою точку зрения. Воспитани, духовно развитого ответственного гражданина демократического общества, критическое мышление, трудолюбие, аккуратность, позволяет создать ситуацию успеха, вызывает интерес, создает мотивы к изучению темы. Побуждение обучающихся аргументировать, отстаивать свою точку зрения |
2 | Решение треугольников | 9 | 1 | | Воспитание интереса к познанию. Формирование умения проводить исследования, анализировать результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы Освоение практического применения научных знаний экономики в жизни Воспитывать умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности |
3 | Многоугольники | 15 | 1 | | Освоение практического применения научных знаний экономики в жизни. Воспитания, духовно развитого ответственного гражданина демократического общества. Научить учеников самим выдвигают задачи урока, что позволяет воспитывать творческое мышление, смелость своих суждений, культуру речи. |
4 | Площади | 17 | 2 | | Побуждение обучающихся соблюдать на уроке правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися) Воспитывать у обучающихся ответственность, внимательность, честность, самостоятельность, взаимоуважение Трудовое воспитание: освоение практического применения научных знаний математики в жизни Гражданско-патриотическое воспитание: факты о жизненной позиции и человеческих качествах ученых |
5 | Введение в стереометрию | 5 | | | Воспитание интереса к познанию. Формирование умения проводить исследования, анализировать результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы Освоение практического применения научных знаний экономики в жизни Воспитывать умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности |
6 | Повторение | 6 | 1 | | Освоение практического применения научных знаний экономики в жизни. Воспитания, духовно развитого ответственного гражданина демократического общества. Научить учеников самим выдвигают задачи урока, что позволяет воспитывать творческое мышление, смелость своих суждений, культуру речи. |
| Итого | 66 | 7 | | |
Приложение к рабочей программе
по геометрии для 9 В класса,
утвержденной приказом № 47/1 от 31.08.2021 г.
Календарно-тематическое планирование
66 часов, 2 часа в неделю
№ урока | Наименования разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
| §11. Подобие фигур (14 ч) | | |
| Понятие о геометрии и подобии фигур. Свойства преобразования (п.100, п.101) | 1 неделя | |
| Подобие фигур . Первый признак подобия треугольников (п.102, п.103) | | |
| Первый признак подобия треугольников (п.103) | 2 неделя | |
| Второй признак подобия треугольников (п.104) | | |
| Третий признак подобия треугольников (п.105) | 3 неделя | |
| Подобие прямоугольных треугольников (п.106) | | |
| Подобие прямоугольных треугольников (п.106) | 4 неделя | |
| Контрольная работа № 1 | | |
| Анализ к/р. Углы, вписанные в окружность (п.107) | 5 неделя | |
| Углы, вписанные в окружность (п.107) | | |
| Пропорциональность отрезков, хорд и секущихся (п.108) | 6 неделя | |
| Пропорциональность отрезков, хорд и секущихся (п.108) | | |
| Пропорциональность отрезков, хорд и секущихся (п.108) | 7 неделя | |
| Контрольная работа №2 | | |
| Итого | 14 | |
| §12. Решение треугольников (9 ч) | | |
| Теорема косинусов (п.109) | 8 неделя | |
| Теорема косинусов (п.109) | | |
| Теорема синусов (п.110) | 9 неделя | |
| Теорема синусов (п.110) | | |
| Теорема синусов (п.110) | 10 неделя | |
| Решение треугольников (п.111, п.112) | | |
| Решение треугольников (п.111, п.112) | 11 неделя | |
| Решение треугольников (п.111, п.112) | | |
| Контрольная работа №3 | 12 неделя | |
| Итого | 9 | |
| §13 . Многоугольники (15 ч) | | |
| Ломаная . Выпуклые многоугольники (п.113, п.114) | | |
| Правильные многоугольники (п.115) | 13 неделя | |
| Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей (п.116) | | |
| Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей (п.116) | 14 неделя | |
| Построение правильных выпуклых многоугольников (п.117) | | |
| Построение правильных выпуклых многоугольников (п.117) | 15 неделя | |
| Подобие правильных выпуклых многоугольников (п.118) | | |
| Подобие правильных выпуклых многоугольников (п.118) | 16 неделя | |
| Подобие правильных выпуклых многоугольников (п.118) | | |
| Подобие правильных выпуклых многоугольников (п.118) | 17 неделя | |
| Длина окружности. Радианная мера угла (п.119, п.120) | | |
| Длина окружности. Радианная мера угла (п.119, п.120) | 18 неделя | |
| Длина окружности. Радианная мера угла (п.119, п.120) | | |
| Длина окружности. Радианная мера угла (п.119, п.120) | 19 неделя | |
| Контрольная работа №4 | | |
| Итого | 15 | |
| §14. Площади (17 ч) | | |
| Понятие площади. Площадь прямоугольника (п.121, п.122) | 20 неделя | |
| Понятие площади. Площадь прямоугольника (п.121, п.122) | | |
| Понятие площади. Площадь прямоугольника (п.121, п.122) | 21 неделя | |
| Площадь параллелограмма (п.123) | | |
| Площадь параллелограмма (п.123) | 22 неделя | |
| Площадь треугольника (п.124, п.125) | | |
| Площадь треугольника (п.124, п.125) | 23 неделя | |
| Площадь трапеции (п.126) | | |
| Площадь трапеции (п.126) | 24 неделя | |
| Контрольная работа №5 | | |
| Формулы для радиусов вписанной и описанной окружностей треугольника (п.127) | 25 неделя | |
| Формулы для радиусов вписанной и описанной окружностей треугольника (п.127) | | |
| Площадь подобных фигур (п.128) | 26 неделя | |
| Площадь подобных фигур (п.128) | | |
| Площадь круга и его частей (п.129) | 27 неделя | |
| Площадь круга и его частей (п.129) | | |
| Контрольная работа № 6 | 28 неделя | |
| Итого | 17 | |
| §15. Введение в стереометрию (7ч) | | |
| Аксиомы стереометрии (п.130) | | |
| Параллельность прямых и плоскостей в пространстве. Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве (п.131-132) | 29 неделя | |
| Параллельность прямых и плоскостей в пространстве. Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве (п.131-132) | | |
| Многогранники. Тела вращения (п.133-134) | 30 неделя | |
| Многогранники. Тела вращения (п.133-134) | | |
| Обобщающее повторение курса планиметрии (6ч) | | |
| Углы. Параллельные прямые. Перпендикулярные прямые | 31 неделя | |
| Треугольники. Четырехугольники | | |
| Многоугольники. Окружность. Круг | 32 неделя | |
| Итоговая контрольная работа №7 | | |
| Работа над ошибками. Подготовка к ОГЭ | 33 неделя | |
| Резерв. Подготовка к ОГЭ | | |
| Итого | 13 | |
| Всего | 66 | |
Лист коррекции программы на 2021-2022 учебный год
Учитель : Артемьев В. И
Предмет и класс : Геометрия, 9 В класс
Недели | Дата | Скорректированные темы календарно- тематического планирования | Причина |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Учитель класса ______________ Артемьев В. И.
Согласовано на заседании научно- методического совета МАОУ «Гимназия №2» ГОЩ.
Протокол заседания от «31» августа 2021г. №1
Председатель НМС________________Е.Ю. Бакланова