СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии 8 класс

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии 8 класс»

Филиал «Морд.Коломасовская средняя общеобразовательная школа»
МБОУ «Кочелаевская средняя общеобразовательная школа»
Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия



Рассмотрено/принято:


Заседание МО


протокол №____ от «_____»______2020г.


_______________Вельмякина Е.Н.




Утверждаю:


Директор школы


_______________/Силантьев А.Н.

Приказ №________
от «____»_________2020 г.







Рабочая программа

учебного предмета «Геометрия»

в 8 классе

на 2020-2021 учебный год







Учебник: Геометрия. (Атанасян Л.С. Учебник для 7- 9 классов) М.: «Просвещение», 2014.

Программа: Геометрия 7 - 9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. Составитель Бурмистрова Т.А. М.: Просвещение, 2014.

Количество часов: 68 часов

Составитель: учитель математики Рогачева Наталья Михайловна










С. Мордовское Коломасово -2020 год


ГЕОМЕТРИЯ 8 КЛАСС

Рабочая программа учебного предмета «Геометрия» для 8 класса соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015).

Программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений по геометрии для 8 класса, автор – составитель Т.А. Бурмистрова. Программа опубликована в сборнике рабочих программ. Геометрия. 7—9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / (составитель Т. А. Бурмистрова). — М.: Просвещение, 2014.

Учебник, по которому работают учащиеся, включен в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством просвещения РФ от 28 декабря 2018 года, № 345 к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Учебник:

Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразовательных организаций/ (Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 2016.)

Программа рассчитана на обучение учащихся 8 класса по 2 часа в неделю, 68 часов в год.


I. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

геометрии в 8 классе

Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования в предметном направлении:

• пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

• распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

• изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур

• распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

• в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

• проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

• вычислять значения геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

• решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений

между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;

• проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• описания реальных ситуаций на языке геометрии;

• расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

• решения геометрических задач с использованием тригонометрии;

• решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

• построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль,

транспортир).




В результате изучения геометрии обучающийся научится:

Наглядная геометрия

1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружаю­щем мире плоские и пространственные геометрические фи­гуры;

2) распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепи­педа;

3) определять по линейным размерам развёртки фигуры ли­нейные размеры самой фигуры и наоборот;

4) вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.

Обучающийся получит возможность:

5) вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепи­педов;

6) углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

7) применять понятие развёртки для выполнения практи­ческих расчётов.

Геометрические фигуры

Обучающийся научится:

1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках гео­метрические фигуры и их конфигурации;

3) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, пово­рот, параллельный перенос);

4) оперировать с начальными понятиями тригонометрии

и выполнять элементарные операции над функциями углов;

5) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

6) решать несложные задачи на построение, применяя основ­ные алгоритмы построения с помощью циркуля и ли­нейки;

7) решать простейшие планиметрические задачи в простран­стве.

Обучающийся получит возможность:

8) овладеть методами решения задач на вычисления и до­казательства: методом от противного, методом подо­бия, методом перебора вариантов и методом геометри­ческих мест точек;

9) приобрести опыт применения алгебраического и триго­нометрического аппарата и идей движения при реше­нии геометрических задач;

10) овладеть традиционной схемой решения задач на по­строение с помощью циркуля и линейки: анализ, постро­ение, доказательство и исследование;

11) научиться решать задачи на построение методом гео­метрического места точек и методом подобия;

12) приобрести опыт исследования свойств планиметриче­ских фигур с помощью компьютерных программ.

Измерение геометрических величин

Обучающийся научится:

1) использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, дли­ны окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;

2) вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, ис­пользуя формулы длины окружности и длины дуги окруж­ности, формулы площадей фигур;

3) вычислять площади треугольников, прямоугольников, па­раллелограммов, трапеций, кругов и секторов;

4) вычислять длину окружности, длину дуги окружности;

5) решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул пло­щадей фигур;

6) решать практические задачи, связанные с нахождением гео­метрических величин (используя при необходимости спра­вочники и технические средства).

Обучающийся получит возможность:

7) вычислять площади фигур, составленных из двух или бо­лее прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;

8) вычислять площади многоугольников, используя отноше­ния равновеликости и равносоставленности;

II. Содержание учебного предмета геометрии в 8 классе

Урок вводного повторения (1 час)

Глава V. Четырехугольники (13 часов)

Понятия многоугольника, выпуклого многоугольника.

Параллелограмм и его признаки и свойства.

Трапеция.

Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства.

Осевая и центральная симметрии.

Контрольная работа № 1 по теме: «Четырехугольники».

Знать:

  • понятия многоугольника и его элементов, выпуклого многоугольника;

  • формулу суммы углов выпуклого многоугольника;

  • понятие четырехугольника и его элементов;

  • чему равна сумма углов выпуклого четырехугольника;

  • определение, свойства и признаки параллелограмма;

  • определение трапеции, виды трапеции, свойства и признаки равнобедренной трапеции;

  • теорему Фалеса;

  • определение, свойства и признак прямоугольника;

  • определение, свойства и признак ромба;

  • определение и свойства квадрата;

  • понятия осевой и центральной симметрии.

Уметь:

  • находить сумму углов выпуклого многоугольника;

  • решать задачи, применяя свойства и признаки прямоугольника, параллелограмма, ромба, трапеции, квадрата;

  • строить и распознавать четырехугольники;

  • строить симметричные фигуры;


Глава VI. Площади фигур ( 13 часов)

Понятие площади многоугольника.

Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции.

Теорема Пифагора.

Контрольная работа № 2 по теме: «Площади фигур. Теорема Пифагора»


Знать:

  • понятие площади многоугольника;

  • единицы измерения площадей;

  • свойства площадей;

  • формулу площади квадрата;

  • теорему и формулу площади прямоугольника;

  • теорему и формулу площади параллелограмма;

  • теорему и формулу площади треугольника;

  • следствия из теоремы о площади треугольника;

  • теорему об отношении площадей треугольников, имеющих равные углы;

  • теорему и формулу площади трапеции;

  • теорему Пифагора и ей обратную.

Уметь:

  • вычислять площади квадрата, прямоугольника, параллелограмма, ромба, треугольника, трапеции;

  • применять теорему Пифагора и ей обратную при решении задач.



Глава VII. Подобные треугольники (19 часов)

Подобные треугольники.

Признаки подобия треугольников.

Применение подобия к доказательствам теорем и решению задач.

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

Контрольная работа № 3 по теме: «Подобие треугольников».

Контрольная работа №4по теме: «Применение подобия к решению задач. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника».


Знать:

  • определение отношения отрезков;

  • определение подобных треугольников;

  • теорему об отношении площадей подобных треугольников;

  • три признака подобия треугольников;

  • определение средней линии треугольника;

  • теорему о средней линии треугольника;

  • свойство медиан треугольника;

  • определение среднего пропорционального двух отрезков;

  • свойство высоты и катета прямоугольного треугольника;

  • определения синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треуголь ника;

  • основное тригонометрическое тождество.

Уметь:

  • применять теорему об отношении площадей подобных треугольников при решении задач;

  • решать задачи, применяя признаки подобия треугольников;

  • решать задачи на построение, используя метод подобия;

  • решать задачи, применяя метод подобия;

  • решать задачи на среднюю линию треугольника;

  • решать задачи, применяя соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.() также задачи на известные учащимся зависимости между величинами


Глава VIII. Окружность (16 часов)

Касательная к окружности и ее свойства.

Центральные и вписанные углы.

Четыре замечательные точки треугольника.

Вписанная и описанная окружности.

Контрольная работа № 5 по теме: «Окружность»


Знать:

  • три случая взаимного расположения прямой и окружности;

  • определение касательной к окружности;

  • теорему о свойстве касательной к окружности;

  • свойство отрезков касательных к окружности;

  • теорему, обратную теореме о свойстве касательной (признак касательной);

  • определение полуокружности;

  • определение центрального угла;

  • как определяется градусная мера дуги окружности;

  • определение вписанного угла;

  • теорему о вписанном угле и два следствия;

  • теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд;

  • теорему о биссектрисе угла и следствие;

  • определение серединного перпендикуляра к отрезку;

  • теорему о серединном перпендикуляре к отрезку и следствие;

  • теорему о пересечении высот треугольника;

  • четыре замечательные точки;

  • определение вписанной окружности;

  • теорему об окружности, вписанной в треугольник;

  • свойство сторон четырехугольника, в который можно вписать

  • окружность;

  • определение описанной окружности;

  • теорему об окружности, описанной около треугольника;

  • свойство углов четырехугольника, около которого можно описать окружность;

  • в какой четырехугольник можно вписать окружность и около какого четырехугольника можно описать окружность.

Уметь:

  • строить окружность с помощью циркуля;

  • строить касательную к окружности;

  • решать задачи на нахождение расстояния от центра окружности до прямой;

  • решать задачи, применяя теорему о свойстве касательной;

  • находить градусную меру дуги окружности;

  • находить градусную меру вписанного угла;

  • решать задачи, применяя теорему о биссектрисе, серединном перпендикуляре, о высотах треугольника;

  • строить вписанные и описанные окружности.

Повторение. Решение задач. (2 часа)

Четырехугольники.

Площади фигур.

Теорема Пифагора.

Подобные треугольники.

Признаки подобия треугольников.

Окружность.

Цель: повторить, систематизировать, закрепить и проверить знания, умения и навыки учащихся по изученному материалу курса геометрии 8 класса


Формы организации учебного процесса: индивидуальные, фронтальные, классные и внеклассные.

Формой промежуточной и итоговой аттестации являются:

- контрольная работа;

- самостоятельная работа;

- тест;

- проверочная работа.

В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично – поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий:

Задания для устного счета. Эти задания дают возможность в устном варианте отрабатывать различные вопросы теории и практики, применяя принципы наглядности, доступности. Их можно использовать на любом уроке в режиме учитель – ученик, взаимопроверки, а также в виде тренировочных занятий.

Тренировочные упражнения. Включают в себя задания с вопросами и наглядными ответами, составленными с помощью анимации. Они позволяют ученику самостоятельно отрабатывать различные вопросы математической теории и практики.

Уроки – зачеты. При проведении зачета, вопросы теории к зачету и практические задания известны учащемуся заранее не менее, чем за три недели до него. Класс делится на группы по четыре человека в каждой. Для получения положительной оценки, учащемуся надо знать вопросы теории (записать нужные формулы, понимать их смысл, рассказать о содержании вопроса, включаются в карточки к зачету и упражнения, отмеченные звездочкой).

Использование компьютерных технологий  в преподавании математики позволяет непрерывно менять формы работы на уроке, постоянно чередовать устные и письменные упражнения, осуществлять разные подходы к решению математических задач, а это постоянно создает и поддерживает интеллектуальное напряжение учащихся, формирует у них устойчивый интерес  к изучению данного предмета. Для активизации работы на уроке предполагается применение имеющихся компьютерных продуктов: демонстрационный материал, задания для устного опроса учащихся, тренировочные упражнения, а также различные электронные учебники.

Демонстрационный материал (слайды). Создается с целью обеспечения наглядности при изучении нового материала, использования при ответах учащихся. Применение анимации при создании такого компьютерного продукта позволяет рассматривать вопросы математической теории в движении, обеспечивает другой подход к изучению нового материала, вызывает повышенное внимание и интерес у учащихся.                 

Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов Интернет – ресурсов.

Контроль и оценивание знаний.

Рабочая программа предусматривает следующие формы текущего контроля: тестирование, самостоятельные, контрольные работы, повторительно-обобщающие уроки.

В связи с отсутствием резервного времени, в конце изучения определённых тем предусмотрено выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования, выполнения контрольных работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся.

















Характеристика основных видов деятельности

Содержание материала

Характеристика основных видов деятельности ученика 8 класса по геометрии (на уровне учебных действий)

Четырехугольники

Объяснять, что такое многоугольник, его вершины, смежные стороны, диагонали, изображать четырехугольники на чертежах; изображать и распознавать многоугольники на чертежах. Показывать элементы многоугольника, его внутреннюю и внешнюю области; формулировать определение выпуклого многоугольника; изображать и распознавать выпуклые и невыпуклые многоугольники. Формулировать и доказывать утверждение о сумме углов выпуклого многоугольника. Объяснять, какие стороны(вершины) называются противоположными. Формулировать определения параллелограмма, трапеции, равнобедренной и прямоугольной трапеций, прямоугольника, ромба, квадрата; распознавать и изображать эти четырехугольники. Формулировать и доказывать утверждения о свойствах и признаках указанных четырехугольников. Решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с этими видами четырехугольников. Объяснять, какие две точки называются симметричными относительно прямой(точки), в каком случае фигура называется симметричной относительно прямой(точки) и что такое ось(центр) симметрии фигуры. Приводить примеры фигур, обладающих осевой(центральной) симметрией, а также приводить примеры осевой и центральной симметрии в окружающей нас обстановке.

Площадь

Объяснять, как производится измерение площадей многоугольников; формулировать основные свойства площадей. Выводить формулы площадей параллелограмма, треугольника, трапеции, с помощью формул площадей прямоугольника и квадрата. Формулировать и доказывать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Формулировать и доказывать теорему Пифагора и обратную ей. Выводить формулу Герона для площади треугольника. Решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с формулами площадей и теоремой Пифагора.

Подобные треугольники

Объяснять понятие пропорциональности отрезков. Формулировать определения подобных треугольников и коэффициента подобия. Формулировать и доказывать теоремы: об отношении площадей подобных треугольников, о признаках подобия треугольников, о средней линии треугольника, о пересечении медиан треугольника, о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Объяснять, что такое метод подобия в задачах на построение, и приводить примеры этого метода. Объяснять, как можно использовать свойства подобных треугольников в измерительных работах на местности. Объяснять, как ввести понятие подобия для произвольных фигур. Формулировать определения и иллюстрировать понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника. Выводить основное тригонометрическое тождество и значения синуса, косинуса, тангенса углов 300,450,600. Решать задачи, связанные с подобием треугольников и нахождением неизвестных элементов прямоугольного треугольника..

Окружность

Исследовать взаимное расположение прямой и окружности. Формулировать определение касательной к окружности. Формулировать и доказывать теоремы: о свойстве касательной, об отрезках касательных, проведенных из одной точки. Формулировать понятия центрального угла и градусной меры дуги окружности. Формулировать и доказывать теоремы: о вписанном угле, о произведении отрезков хорд,. Формулировать определения окружностей, вписанной в многоугольник и описанной около многоугольника. Формулировать и доказывать теоремы: об окружности, вписанной в треугольник, об окружности, описанной около треугольника, об окружности, описанной около треугольника, о свойстве сторон описанного четырехугольника, о свойстве углов вписанного четырехугольника. Решать задачи на вычисление, доказательство, построение, связанные с окружностью, вписанными и описанными треугольниками и четырехугольниками. Исследовать свойства конфигураций, связанных с окружностью, с помощью компьютерных программ.




Тематическое планирование предмета «Геометрия» 8 класс
на 2020-21 учебный год


№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов

1

Повторение

1

2

Четырехугольники

13

3

Площади фигур

13

4

Подобные треугольники

19

5

Окружность (16 ч)

16

6

Итоговое повторение (6ч)

6



ИТОГО


68
















КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 Геометрия 8  класс на 2020-21 учебный год



Наименование темы

Дата проведения

п\п

в теме

план

факт


1

Повторение (1 ч)



1

1.1

Повторение. Признаки равенства треугольников




2

Четырехугольники (13 ч)



2

2.1

Многоугольники



3

2.2

Многоугольники. Решение задач



4

2.3

Параллелограмм. Свойства параллелограмма



5

2.4

Признаки параллелограмма



6

2.5

Решение задач по теме «Параллелограмм»



7

2.6

Трапеция и ее свойства



8

2.7

Решение задач на построение трапеции



9

2.8

Прямоугольник



10

2.9

Ромб, квадрат



11

2.10

Решение задач на свойства и признаки параллелограмма



12

2.11

Решение задач



13

2.12

Решение задач на свойства прямоугольника, ромба и квадрата



14

2.13

Контрольная работа №1 по теме «Четырехугольники»




3

Площади фигур (13ч)



15

3.1

Работа над ошибками. Площадь параллелограмма



16

3.2

Решение задач на площадь квадрата, прямоугольника и параллелограмма



17

3.3

Решение задач



18

3.4

Решение задач на вычисление площадей многоугольников



19

3.5

Решение задач



20

3.6

Решение задач



21

3.7

Теорема Пифагора



22

3.8

Теорема, обратная теореме Пифагора



23

3.9

Решение задач по теме «Теорема Пифагора»



24

3.10

Решение задач по темам «Площадь. Теорема Пифагора»



25

3.11

Решение задач



26

3.12

Повторительно-обобщающий урок



27

3.13

Контрольная работа №2 по теме «Площади фигур»




4

Подобные треугольники (19 ч)



28

4.1

Работа над ошибками. Подобные треугольники



29

4.2

Отношение площадей подобных треугольников



30

4.3

Первый признак подобия треугольников



31

4.4

Контрольная работа №3 по итогам 2 четверти



32

4.5

Работа над ошибками. Второй и третий признаки подобия треугольников



33

4.6

Решение задач на применение признаков подобия треугольников



34

4.7

Решение задач на применение признаков подобия треугольников



35

4.8

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач



36

4.9

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач



37

4.10

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач



38

4.11

Решение задач о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике



39

4.12

Решение задач о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике



40

4.13

Задачи на построение методом подобия



41

4.14

Задачи на построение методом подобия



42

4.15

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника



43

4.16

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника



44

4.17

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника



45

4.18

Повторительно-обобщающий урок по теме «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника»



46

4.19

Контрольная работа №4 по теме «Подобные треугольники»




5

Окружность (16 ч)



47

5.1

Работа над ошибками. Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности



48

5.2

Касательная к окружности



49

5.3

Касательная к окружности. Решение задач



50

5.4

Градусная мера дуги окружности



51

5.5

Теорема о вписанном угле



52

5.6

Теорема об отрезках пересекающихся хорд



53

5.7

Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы»



54

5.8

Свойство биссектрисы угла



55

5.9

Серединный перпендикуляр



56

5.10

Теорема о точке пересечения высот треугольника



57

5.11

Вписанная окружность



58

5.12

Свойства описанного четырехугольника



59

5.13

Описанная окружность



60

5.14

Свойства вписанного четырехугольника



61

5.15

Решение задач по теме «Окружность»



62

5.16

Контрольная работа №5 по теме «Окружность»




6

Итоговое повторение (6ч)



63

6.1

Работа над ошибками. Повторение по темам «Четырехугольники», «Площадь»



64

6.2

Повторение по темам «Подобные треугольники», «Окружность»



65-66

6.3-6.4

Подготовка к ОГЭ



67

6.5

Контрольная работа №6 по итогам года



68

6.6

Подготовка к ОГЭ








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!