Филиал «Морд.Коломасовская средняя общеобразовательная школа»
МБОУ «Кочелаевская средняя общеобразовательная школа»
Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия
Рассмотрено/принято: Заседание МО протокол №____ от «_____»______2020г. _______________Вельмякина Е.Н. | | Утверждаю: Директор школы _______________/Силантьев А.Н. Приказ №________ от «____»_________2020 г. |
Рабочая программа
учебного предмета «Геометрия»
в 8 классе
на 2020-2021 учебный год
Учебник: Геометрия. (Атанасян Л.С. Учебник для 7- 9 классов) М.: «Просвещение», 2014.
Программа: Геометрия 7 - 9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. Составитель Бурмистрова Т.А. М.: Просвещение, 2014.
Количество часов: 68 часов
Составитель: учитель математики Рогачева Наталья Михайловна
С. Мордовское Коломасово -2020 год
ГЕОМЕТРИЯ 8 КЛАСС
Рабочая программа учебного предмета «Геометрия» для 8 класса соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015).
Программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений по геометрии для 8 класса, автор – составитель Т.А. Бурмистрова. Программа опубликована в сборнике рабочих программ. Геометрия. 7—9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / (составитель Т. А. Бурмистрова). — М.: Просвещение, 2014.
Учебник, по которому работают учащиеся, включен в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством просвещения РФ от 28 декабря 2018 года, № 345 к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Учебник:
Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразовательных организаций/ (Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 2016.)
Программа рассчитана на обучение учащихся 8 класса по 2 часа в неделю, 68 часов в год.
I. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
геометрии в 8 классе
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования в предметном направлении:
• пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
• распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
• изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур
• распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
• в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
• проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
• вычислять значения геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
• решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений
между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;
• проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• описания реальных ситуаций на языке геометрии;
• расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
• решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
• решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
• построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль,
транспортир).
В результате изучения геометрии обучающийся научится:
Наглядная геометрия
1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
2) распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;
3) определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
4) вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Обучающийся получит возможность:
5) вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
6) углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
7) применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Геометрические фигуры
Обучающийся научится:
1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
3) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
4) оперировать с начальными понятиями тригонометрии
и выполнять элементарные операции над функциями углов;
5) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
6) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
7) решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Обучающийся получит возможность:
8) овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
10) овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
11) научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;
12) приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ.
Измерение геометрических величин
Обучающийся научится:
1) использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
2) вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
3) вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
4) вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
5) решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
6) решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Обучающийся получит возможность:
7) вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
8) вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
II. Содержание учебного предмета геометрии в 8 классе
Урок вводного повторения (1 час)
Глава V. Четырехугольники (13 часов)
Понятия многоугольника, выпуклого многоугольника.
Параллелограмм и его признаки и свойства.
Трапеция.
Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства.
Осевая и центральная симметрии.
Контрольная работа № 1 по теме: «Четырехугольники».
Знать:
понятия многоугольника и его элементов, выпуклого многоугольника;
формулу суммы углов выпуклого многоугольника;
понятие четырехугольника и его элементов;
чему равна сумма углов выпуклого четырехугольника;
определение, свойства и признаки параллелограмма;
определение трапеции, виды трапеции, свойства и признаки равнобедренной трапеции;
теорему Фалеса;
определение, свойства и признак прямоугольника;
определение, свойства и признак ромба;
определение и свойства квадрата;
понятия осевой и центральной симметрии.
Уметь:
находить сумму углов выпуклого многоугольника;
решать задачи, применяя свойства и признаки прямоугольника, параллелограмма, ромба, трапеции, квадрата;
строить и распознавать четырехугольники;
строить симметричные фигуры;
Глава VI. Площади фигур ( 13 часов)
Понятие площади многоугольника.
Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции.
Теорема Пифагора.
Контрольная работа № 2 по теме: «Площади фигур. Теорема Пифагора»
Знать:
понятие площади многоугольника;
единицы измерения площадей;
свойства площадей;
формулу площади квадрата;
теорему и формулу площади прямоугольника;
теорему и формулу площади параллелограмма;
теорему и формулу площади треугольника;
следствия из теоремы о площади треугольника;
теорему об отношении площадей треугольников, имеющих равные углы;
теорему и формулу площади трапеции;
теорему Пифагора и ей обратную.
Уметь:
вычислять площади квадрата, прямоугольника, параллелограмма, ромба, треугольника, трапеции;
применять теорему Пифагора и ей обратную при решении задач.
Глава VII. Подобные треугольники (19 часов)
Подобные треугольники.
Признаки подобия треугольников.
Применение подобия к доказательствам теорем и решению задач.
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.
Контрольная работа № 3 по теме: «Подобие треугольников».
Контрольная работа №4по теме: «Применение подобия к решению задач. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника».
Знать:
определение отношения отрезков;
определение подобных треугольников;
теорему об отношении площадей подобных треугольников;
три признака подобия треугольников;
определение средней линии треугольника;
теорему о средней линии треугольника;
свойство медиан треугольника;
определение среднего пропорционального двух отрезков;
свойство высоты и катета прямоугольного треугольника;
определения синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треуголь ника;
основное тригонометрическое тождество.
Уметь:
применять теорему об отношении площадей подобных треугольников при решении задач;
решать задачи, применяя признаки подобия треугольников;
решать задачи на построение, используя метод подобия;
решать задачи, применяя метод подобия;
решать задачи на среднюю линию треугольника;
решать задачи, применяя соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.() также задачи на известные учащимся зависимости между величинами
Глава VIII. Окружность (16 часов)
Касательная к окружности и ее свойства.
Центральные и вписанные углы.
Четыре замечательные точки треугольника.
Вписанная и описанная окружности.
Контрольная работа № 5 по теме: «Окружность»
Знать:
три случая взаимного расположения прямой и окружности;
определение касательной к окружности;
теорему о свойстве касательной к окружности;
свойство отрезков касательных к окружности;
теорему, обратную теореме о свойстве касательной (признак касательной);
определение полуокружности;
определение центрального угла;
как определяется градусная мера дуги окружности;
определение вписанного угла;
теорему о вписанном угле и два следствия;
теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд;
теорему о биссектрисе угла и следствие;
определение серединного перпендикуляра к отрезку;
теорему о серединном перпендикуляре к отрезку и следствие;
теорему о пересечении высот треугольника;
четыре замечательные точки;
определение вписанной окружности;
теорему об окружности, вписанной в треугольник;
свойство сторон четырехугольника, в который можно вписать
окружность;
определение описанной окружности;
теорему об окружности, описанной около треугольника;
свойство углов четырехугольника, около которого можно описать окружность;
в какой четырехугольник можно вписать окружность и около какого четырехугольника можно описать окружность.
Уметь:
строить окружность с помощью циркуля;
строить касательную к окружности;
решать задачи на нахождение расстояния от центра окружности до прямой;
решать задачи, применяя теорему о свойстве касательной;
находить градусную меру дуги окружности;
находить градусную меру вписанного угла;
решать задачи, применяя теорему о биссектрисе, серединном перпендикуляре, о высотах треугольника;
строить вписанные и описанные окружности.
Повторение. Решение задач. (2 часа)
Четырехугольники.
Площади фигур.
Теорема Пифагора.
Подобные треугольники.
Признаки подобия треугольников.
Окружность.
Цель: повторить, систематизировать, закрепить и проверить знания, умения и навыки учащихся по изученному материалу курса геометрии 8 класса
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, фронтальные, классные и внеклассные.
Формой промежуточной и итоговой аттестации являются:
- контрольная работа;
- самостоятельная работа;
- тест;
- проверочная работа.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично – поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий:
Задания для устного счета. Эти задания дают возможность в устном варианте отрабатывать различные вопросы теории и практики, применяя принципы наглядности, доступности. Их можно использовать на любом уроке в режиме учитель – ученик, взаимопроверки, а также в виде тренировочных занятий.
Тренировочные упражнения. Включают в себя задания с вопросами и наглядными ответами, составленными с помощью анимации. Они позволяют ученику самостоятельно отрабатывать различные вопросы математической теории и практики.
Уроки – зачеты. При проведении зачета, вопросы теории к зачету и практические задания известны учащемуся заранее не менее, чем за три недели до него. Класс делится на группы по четыре человека в каждой. Для получения положительной оценки, учащемуся надо знать вопросы теории (записать нужные формулы, понимать их смысл, рассказать о содержании вопроса, включаются в карточки к зачету и упражнения, отмеченные звездочкой).
Использование компьютерных технологий в преподавании математики позволяет непрерывно менять формы работы на уроке, постоянно чередовать устные и письменные упражнения, осуществлять разные подходы к решению математических задач, а это постоянно создает и поддерживает интеллектуальное напряжение учащихся, формирует у них устойчивый интерес к изучению данного предмета. Для активизации работы на уроке предполагается применение имеющихся компьютерных продуктов: демонстрационный материал, задания для устного опроса учащихся, тренировочные упражнения, а также различные электронные учебники.
Демонстрационный материал (слайды). Создается с целью обеспечения наглядности при изучении нового материала, использования при ответах учащихся. Применение анимации при создании такого компьютерного продукта позволяет рассматривать вопросы математической теории в движении, обеспечивает другой подход к изучению нового материала, вызывает повышенное внимание и интерес у учащихся.
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов Интернет – ресурсов.
Контроль и оценивание знаний.
Рабочая программа предусматривает следующие формы текущего контроля: тестирование, самостоятельные, контрольные работы, повторительно-обобщающие уроки.
В связи с отсутствием резервного времени, в конце изучения определённых тем предусмотрено выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования, выполнения контрольных работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся.
Характеристика основных видов деятельности
Содержание материала | Характеристика основных видов деятельности ученика 8 класса по геометрии (на уровне учебных действий) |
Четырехугольники | Объяснять, что такое многоугольник, его вершины, смежные стороны, диагонали, изображать четырехугольники на чертежах; изображать и распознавать многоугольники на чертежах. Показывать элементы многоугольника, его внутреннюю и внешнюю области; формулировать определение выпуклого многоугольника; изображать и распознавать выпуклые и невыпуклые многоугольники. Формулировать и доказывать утверждение о сумме углов выпуклого многоугольника. Объяснять, какие стороны(вершины) называются противоположными. Формулировать определения параллелограмма, трапеции, равнобедренной и прямоугольной трапеций, прямоугольника, ромба, квадрата; распознавать и изображать эти четырехугольники. Формулировать и доказывать утверждения о свойствах и признаках указанных четырехугольников. Решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с этими видами четырехугольников. Объяснять, какие две точки называются симметричными относительно прямой(точки), в каком случае фигура называется симметричной относительно прямой(точки) и что такое ось(центр) симметрии фигуры. Приводить примеры фигур, обладающих осевой(центральной) симметрией, а также приводить примеры осевой и центральной симметрии в окружающей нас обстановке. |
Площадь | Объяснять, как производится измерение площадей многоугольников; формулировать основные свойства площадей. Выводить формулы площадей параллелограмма, треугольника, трапеции, с помощью формул площадей прямоугольника и квадрата. Формулировать и доказывать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Формулировать и доказывать теорему Пифагора и обратную ей. Выводить формулу Герона для площади треугольника. Решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с формулами площадей и теоремой Пифагора. |
Подобные треугольники | Объяснять понятие пропорциональности отрезков. Формулировать определения подобных треугольников и коэффициента подобия. Формулировать и доказывать теоремы: об отношении площадей подобных треугольников, о признаках подобия треугольников, о средней линии треугольника, о пересечении медиан треугольника, о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Объяснять, что такое метод подобия в задачах на построение, и приводить примеры этого метода. Объяснять, как можно использовать свойства подобных треугольников в измерительных работах на местности. Объяснять, как ввести понятие подобия для произвольных фигур. Формулировать определения и иллюстрировать понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника. Выводить основное тригонометрическое тождество и значения синуса, косинуса, тангенса углов 300,450,600. Решать задачи, связанные с подобием треугольников и нахождением неизвестных элементов прямоугольного треугольника.. |
Окружность | Исследовать взаимное расположение прямой и окружности. Формулировать определение касательной к окружности. Формулировать и доказывать теоремы: о свойстве касательной, об отрезках касательных, проведенных из одной точки. Формулировать понятия центрального угла и градусной меры дуги окружности. Формулировать и доказывать теоремы: о вписанном угле, о произведении отрезков хорд,. Формулировать определения окружностей, вписанной в многоугольник и описанной около многоугольника. Формулировать и доказывать теоремы: об окружности, вписанной в треугольник, об окружности, описанной около треугольника, об окружности, описанной около треугольника, о свойстве сторон описанного четырехугольника, о свойстве углов вписанного четырехугольника. Решать задачи на вычисление, доказательство, построение, связанные с окружностью, вписанными и описанными треугольниками и четырехугольниками. Исследовать свойства конфигураций, связанных с окружностью, с помощью компьютерных программ. |
Тематическое планирование предмета «Геометрия» 8 класс
на 2020-21 учебный год
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов |
1 | Повторение | 1 |
2 | Четырехугольники | 13 |
3 | Площади фигур | 13 |
4 | Подобные треугольники | 19 |
5 | Окружность (16 ч) | 16 |
6 | Итоговое повторение (6ч) | 6 |
| ИТОГО | 68 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Геометрия 8 класс на 2020-21 учебный год
№ | Наименование темы | Дата проведения |
п\п | в теме | план | факт |
| 1 | Повторение (1 ч) | | |
1 | 1.1 | Повторение. Признаки равенства треугольников | | |
| 2 | Четырехугольники (13 ч) | | |
2 | 2.1 | Многоугольники | | |
3 | 2.2 | Многоугольники. Решение задач | | |
4 | 2.3 | Параллелограмм. Свойства параллелограмма | | |
5 | 2.4 | Признаки параллелограмма | | |
6 | 2.5 | Решение задач по теме «Параллелограмм» | | |
7 | 2.6 | Трапеция и ее свойства | | |
8 | 2.7 | Решение задач на построение трапеции | | |
9 | 2.8 | Прямоугольник | | |
10 | 2.9 | Ромб, квадрат | | |
11 | 2.10 | Решение задач на свойства и признаки параллелограмма | | |
12 | 2.11 | Решение задач | | |
13 | 2.12 | Решение задач на свойства прямоугольника, ромба и квадрата | | |
14 | 2.13 | Контрольная работа №1 по теме «Четырехугольники» | | |
| 3 | Площади фигур (13ч) | | |
15 | 3.1 | Работа над ошибками. Площадь параллелограмма | | |
16 | 3.2 | Решение задач на площадь квадрата, прямоугольника и параллелограмма | | |
17 | 3.3 | Решение задач | | |
18 | 3.4 | Решение задач на вычисление площадей многоугольников | | |
19 | 3.5 | Решение задач | | |
20 | 3.6 | Решение задач | | |
21 | 3.7 | Теорема Пифагора | | |
22 | 3.8 | Теорема, обратная теореме Пифагора | | |
23 | 3.9 | Решение задач по теме «Теорема Пифагора» | | |
24 | 3.10 | Решение задач по темам «Площадь. Теорема Пифагора» | | |
25 | 3.11 | Решение задач | | |
26 | 3.12 | Повторительно-обобщающий урок | | |
27 | 3.13 | Контрольная работа №2 по теме «Площади фигур» | | |
| 4 | Подобные треугольники (19 ч) | | |
28 | 4.1 | Работа над ошибками. Подобные треугольники | | |
29 | 4.2 | Отношение площадей подобных треугольников | | |
30 | 4.3 | Первый признак подобия треугольников | | |
31 | 4.4 | Контрольная работа №3 по итогам 2 четверти | | |
32 | 4.5 | Работа над ошибками. Второй и третий признаки подобия треугольников | | |
33 | 4.6 | Решение задач на применение признаков подобия треугольников | | |
34 | 4.7 | Решение задач на применение признаков подобия треугольников | | |
35 | 4.8 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | | |
36 | 4.9 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | | |
37 | 4.10 | Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | | |
38 | 4.11 | Решение задач о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике | | |
39 | 4.12 | Решение задач о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике | | |
40 | 4.13 | Задачи на построение методом подобия | | |
41 | 4.14 | Задачи на построение методом подобия | | |
42 | 4.15 | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника | | |
43 | 4.16 | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника | | |
44 | 4.17 | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника | | |
45 | 4.18 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника» | | |
46 | 4.19 | Контрольная работа №4 по теме «Подобные треугольники» | | |
| 5 | Окружность (16 ч) | | |
47 | 5.1 | Работа над ошибками. Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности | | |
48 | 5.2 | Касательная к окружности | | |
49 | 5.3 | Касательная к окружности. Решение задач | | |
50 | 5.4 | Градусная мера дуги окружности | | |
51 | 5.5 | Теорема о вписанном угле | | |
52 | 5.6 | Теорема об отрезках пересекающихся хорд | | |
53 | 5.7 | Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы» | | |
54 | 5.8 | Свойство биссектрисы угла | | |
55 | 5.9 | Серединный перпендикуляр | | |
56 | 5.10 | Теорема о точке пересечения высот треугольника | | |
57 | 5.11 | Вписанная окружность | | |
58 | 5.12 | Свойства описанного четырехугольника | | |
59 | 5.13 | Описанная окружность | | |
60 | 5.14 | Свойства вписанного четырехугольника | | |
61 | 5.15 | Решение задач по теме «Окружность» | | |
62 | 5.16 | Контрольная работа №5 по теме «Окружность» | | |
| 6 | Итоговое повторение (6ч) | | |
63 | 6.1 | Работа над ошибками. Повторение по темам «Четырехугольники», «Площадь» | | |
64 | 6.2 | Повторение по темам «Подобные треугольники», «Окружность» | | |
65-66 | 6.3-6.4 | Подготовка к ОГЭ | | |
67 | 6.5 | Контрольная работа №6 по итогам года | | |
68 | 6.6 | Подготовка к ОГЭ | | |