Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа ст. Советской Советского района Ростовской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ Советской СОШ
____________ Т.Н.Емельяненко
Приказ № 129/3 от 30.08.2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2019 – 2020 учебный год
по геометрии
Уровень образования (класс) основное общее, 8 класс__
Общее количество часов 70
Количество часов в неделю 2 часа в неделю
Учитель математики Шкутович Наталья Александровна_____
Квалификационная категория высшая
Программа разработана на Программы общеобразовательных учреждений . Геометрия. 7-9 классы. Составитель Т. А. Бурмистрова., М.: Просвещение , 2011
2019 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Геометрия» составлена на основе:
-требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования 2008 г.;
-Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин учителя-предметника Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа ст.Советской Советского района Ростовской области (Приказ № 120 от 26.06.2018 г.);
-Учебного плана МБОУ Советской СОШ на 2019 - 2020 учебный год в рамках реализации БУП – 2008;
- Программы общеобразовательных учреждений . Геометрия. 7-9 классы. Составитель Т. А. Бурмистрова., М.: Просвещение , 2011
- УМК:
1. Геометрия 7-9 класс Атанасян Л.С., Бутузов С.Б. и др. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение», 2014г
2. Мищенко, Т. М. Геометрия : тематические тесты : 8 кл. / Т. М. Мищенко, А. Д. Блинков. – М. : Просвещение, 2015.
3. Геометрия 8 класс. «Поурочные планы по учебнику Л.С.Атанасяна и др.», авторы-составители Т.А. Афанасьева, 2014
Изучение геометрии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития :
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
-развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении :
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении :
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
- создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Для достижения поставленных целей в 8 классе необходимо решение следующих задач:
- овладеть символическим языком геометрии, выработать формально- оперативные геометрические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
- изучить свойства геометрических фигур, научиться использовать их для решения геометрических задач и задач смежных дисциплин;
- развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
- развить логическое мышление и речь; умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Планируемые результаты обучения по геометрии в 8 классе .
Предметные результаты :
Предметным результатом изучения курса геометрии 8 класса является сформированность следующих умений:
Глава 5. Четырёхугольники .
Многоугольник. Параллелограмм и трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат.
Обучающийся научится:
- строить выпуклый многоугольник;
-доказывать свойства параллелограмма и применять их при решении задач;
-доказывать признаки параллелограмма и применять их при решении задач;
-доказывать теоремы и свойства прямоугольника;
-решать задачи, опираясь на изученные свойства.
Обучающийся получит возможность научиться:
-углубить и развить представления о геометрических фигурах;
-овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства;
-приобрести опыт применения алгебраического аппарата при решении геометрических задач.
Глава 6. Площадь.
Площадь многоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции. Теорема Пифагора.
Обучающийся научится:
- выводить формулу площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, прямоугольного треугольника, трапеции;
-решать задачи на применение формул;
-решать задачи на нахождение гипотенузы или катета в прямоугольном треугольнике.
Обучающийся получит возможность научиться:
-углубить и развить представления о геометрических фигурах;
-овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства;
- приобрести опыт применения алгебраического аппарата при решении геометрических задач.
Глава 7. Подобные треугольники .
-Определение подобных треугольников. Признаки подобия треугольников. Применения подобия к доказательству теорем и решению задач. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.
Обучающийся научится:
- определять подобные треугольники; доказывать теорему об отношении площадей подобных треугольников;
-доказывать признаки подобия треугольников и применять их при решении задач;
-определять среднюю линию треугольника; решать задачи, используя теорему о средней линии треугольника;
-использовать утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике при решении задач;
- определять синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Обучающийся получит возможность научиться:
-углубить и развить представления о геометрических фигурах;
-овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек.
-приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
Глава 8. Окружность .
Касательная к окружности. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Обучающийся научится:
- находить расстояние от точки до прямой;
-доказывать свойство и признак касательной;
-определять касательную к окружности;
-проводить через данную точку окружности касательную к этой окружности;
-определять градусную меру центрального и вписанного углов;
-вписывать окружность в многоугольник и описывать окружность около многоугольника;
-решать задачи на применение изученных теорем.
Обучающийся получит возможность научиться:
-углубить и развить представления о геометрических фигурах;
-овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек.
Повторение.
Обучающийся научится:
-решать задачи, опираясь на изученные свойства.
-решать задачи на применение формул для вычисления площади четырёхугольников;
-решать задачи на нахождение гипотенузы или катета в прямоугольном треугольнике
-определять среднюю линию треугольника; решать задачи, используя теорему о средней линии треугольника;
-использовать утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике при решении задач;
- определять синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
-определять градусную меру центрального и вписанного углов.
Обучающийся получит возможность научиться:
-углубить и развить представления о геометрических фигурах;
-овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек .
Личностные результаты :
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные результаты :
регулятивные универсальные учебные действия:
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
познавательные универсальные учебные действия:
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
- формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
коммуникативные универсальные учебные действия:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
- умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; - слушать партнера;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
3. Содержание учебного предмета «Геометрия. 8 класс».
1.Повторение курса геометрии 7 курса (2 ч.) Повторение основных теорем, свойств за курс 7 кл.
2.Четырехугольники (13 ч)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрия.
Требования: дать понятие о многоугольниках и их свойствах. Знать, :что такое многоугольник, его вершины, смежные стороны, диагонали, изображать и распознавать многоугольники на чертежах; показывать элементы многоугольника, его внутреннюю и внешнюю области; формулировать определение выпуклого многоугольника; изображать и распознавать выпуклые и невыпуклые многоугольники; формулировать и доказывать утверждение о сумме углов выпуклого многоугольника; существо понятия математического доказательства; примеры доказательств; уметь: решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с этими видами четырехугольников;
Контрольная работа № 1 по теме «Четырехугольники».
3.Площадь (14 ч)
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора. Требования: дать понятие о площади многоугольника. Знать: как производится измерение площадей многоугольников, теорему Пифагора. Уметь: формулировать основные свойства площадей и выводить с их помощью формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Доказывать теорему Пифагора и обратную ей. Применять формулу Герона для площади треугольника.
Контрольная работа № 2 по теме «Площадь»
4.Подобные треугольники (20 ч)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Требования: формулировать и доказывать теоремы: об отношении площадей подобных треугольников, признаках подобия треугольников, о средней линии треугольника, о пересечении медиан треугольника, о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Знать: метод подобия в задачах на построение, и приводить примеры применения этого метода; использовать свойства подобных треугольников в измерительных работах на местности; Уметь: формулировать определения понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника; выводить основное тригонометрическое тождество и значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45°, 60°; решать задачи, связанные с подобием треугольников;
Контрольная работа №3 по теме «Подобные треугольники». Контрольная работа №4 по теме «Подобные треугольники»
5.Окружность (14 ч)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружность. Требования: исследовать взаимное расположение прямой и окружности, формулировать определение касательной к окружности; формулировать и доказывать теоремы: о свойстве касательной, о признаке касательной, об отрезках касательных, проведённых из одной точки; Знать: взаимное расположение прямой и окружности; определение касательной к окружности; формулировать и доказывать теоремы: о свойстве касательной о признаке касательной, об отрезках касательных, проведённых из одной точки; формулировать определения центрального угла и градусной меры дуги окружности. Уметь: доказывать теоремы об окружности, вписанной в треугольник; об окружности, описанной, около треугольника; о свойстве сторон описанного четырехугольника; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с окружностью, вписанными и описанными треугольниками, четырехугольниками.
Контрольная работа №5 по теме «Окружность».
6.Повторение. Решение задач (7 ч.)
Итоговая контрольная работа.
№п/п | Раздел курса | Кол-во часов | Формы контроля |
1 | Повторение курса геометрии 7 класса. | 2 | |
2 | Глава 5. Четырёхугольники. | 13 | Математический диктант, Самостоятельная работа, Контрольная работа №1 |
3 | Глава 6.Площадь. | 14 | Тест, самостоятельная работа, Контрольная работа №2 |
4 | Глава 7. Подобные треугольники. | 20 | Тест, самостоятельная работа, математический диктант, Контрольная работа №3 Контрольная работа №4 |
5 | Глава 8. Окружность | 14 | Тест, самостоятельная работа, Контрольная работа №5 |
6 | Повторение курса геометрии за 8 класс | 7 | Итоговая контрольная работа |
| Всего | 70 | |
4.Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата |
план. | факт. |
| Повторение курса геометрии 7 класса. | 2 | | |
1 | Повторение по теме «Параллельные прямые». | 1 | 03.09 | |
2 | Повторение по теме «Треугольники» | 1 | 05.09 | |
| Глава 5. Четырёхугольники. | 13 | | |
3 | Многоугольники. | 1 | 10.09 | |
4 | Многоугольники. | 1 | 12.09 | |
5 | Параллелограмм. | 1 | 17.09 | |
6 | Признаки параллелограмма. | 1 | 19.09 | |
7 | Решение задач по теме «Параллелограмм». | 1 | 24.09 | |
8 | Трапеция. | 1 | 26.09 | |
9 | Теорема Фалеса. | 1 | 01.10 | |
10 | Задачи на построение. | 1 | 03.10 | |
11 | Прямоугольник. | 1 | 08.10 | |
12 | Ромб, квадрат | 1 | 10.10 | |
13 | Решение задач по теме «Прямоугольник. Ромб. Квадрат». | 1 | 15.10 | |
14 | Осевая и центральная симметрии. | 1 | 17.10 | |
15 | Контрольная работа №1 по теме «Четырехугольники» | 1 | 22.10 | |
| Глава 6.Площадь. | 14 | | |
16 | Площадь многоугольника. | 1 | 24.10 | |
17 | Площадь прямоугольника. | 1 | 05.11 | |
18 | Площадь параллелограмма. | 1 | 07.11 | |
19 | Площадь треугольника. | 1 | 12.11 | |
20 | Площадь треугольника. | 1 | 14.11 | |
21 | Площадь трапеции. | 1 | 19.11 | |
22 | Решение задач на вычисление площадей фигур. | 1 | 21.11 | |
23 | Решение задач на вычисление площадей фигур. | 1 | 26.11 | |
24 | Теорема Пифагора. | 1 | 28.11 | |
25 | Теорема, обратная теореме Пифагора. | 1 | 03.12 | |
26 | Решение задач по теме «Теорема Пифагора». | 1 | 05.12 | |
27 | Решение задач по теме «Теорема Пифагора» | 1 | 10.12 | |
28 | Решение задач по теме «Площадь» | 1 | 12.12 | |
29 | Контрольная работа №2 по теме «Площадь» | 1 | 17.12 | |
| Глава 7. Подобные треугольники. | 20 | | |
30 | Определение подобных треугольников. | 1 | 19.12 | |
31 | Отношение площадей подобных треугольников. | 1 | 24.12 | |
32 | Первый признак подобия треугольников. | 1 | 26.12 | |
33 | Решение задач на применение первого признака подобия треугольников. | 1 | 09.01 | |
34 | Второй и третий признаки подобия треугольников. | 1 | 14.01 | |
35 | Решение задач на применение признаков подобия треугольников | 1 | 16.01 | |
36 | Решение задач на применение признаков подобия треугольников | 1 | 21.01 | |
37 | Контрольная работа №3 по теме «Подобные треугольники» | 1 | 23.01 | |
38 | Средняя линия треугольника | 1 | 28.01 | |
39 | Свойство медиан треугольника | 1 | 30.01 | |
40 | Пропорциональные отрезки. | 1 | 04.02 | |
41 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. | 1 | 06.02 | |
42 | Измерительные работы на местности | 1 | 11.02 | |
43 | Задачи на построение методом подобия | 1 | 13.02 | |
44 | Задачи на построение методом подобия | 1 | 18.02 | |
45 | Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника | 1 | 20.02 | |
46 | Значения синуса, косинуса , тангенса для углов 30º,45º,60º | 1 | 25.02 | |
47 | Соотношения между сторонами и углами в треугольнике | 1 | 27.02 | |
48 | Решение задач по теме «Подобные треугольники» | 1 | 03.03 | |
49 | Контрольная работа №4 по теме «Подобные треугольники» | 1 | 05.03 | |
| Глава 8. Окружность | 14 | | |
50 | Взаимное расположение прямой и окружности. | 1 | 10.03 | |
51 | Касательная к окружности. | 1 | 12.03 | |
52 | Касательная к окружности. | 1 | 17.03 | |
53 | Градусная мера дуги окружности. | 1 | 19.03 | |
54 | Теорема о вписанном угле. | 1 | 31.03 | |
55 | Теорема об отрезках пересекающихся хорд. | 1 | 02.04 | |
56 | Свойство биссектрисы угла. | 1 | 07.04 | |
57 | Серединный перпендикуляр. | 1 | 09.04 | |
58 | Теорема о точке пересечения высот треугольника. | 1 | 14.04 | |
59 | Вписанная окружность. | 1 | 16.04 | |
60 | Свойство описанного четырехугольника. | 1 | 21.04 | |
61 | Описанная окружность. | 1 | 23.04 | |
62 | Свойство вписанного четырехугольника | 1 | 28.04 | |
63 | Контрольная работа №5 по теме «Окружность.» | 1 | 30.04 | |
| Повторение курса геометрии за 8 класс | 7 | | |
64 | Повторение по теме «Четырехугольники». | 1 | 07.05 | |
65 | Повторение по теме «Площадь». | 1 | 12.05 | |
66 | Повторение по теме «Площадь». | 1 | 14.05 | |
67 | Повторение по теме «Подобные треугольники» | 1 | 19.05 | |
68 | Повторение по теме «Окружность» | 1 | 21.05 | |
69 | Итоговая контрольная работа | 1 | 26.05 | |
70 | Работа над ошибками. | 1 | 28.05 | |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО Заместитель директора по УВР
Протокол № 1 от 27.08.2019 г. 28.08.2019 г.___________ Старун Е.С.
_______________________________
11