МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЧЕРТКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
«Утверждаю»
И.о. директора МБОУ ЧСОШ № 2
Приказ от 31.08.2016г. № 103
___________ Первак В. В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии
Основное общее образование 7 А, В класс
Количество часов – 69
Учитель: Михайлюк Ольга Вадимовна
2016-2017 учебный год
I. Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствие с:
требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ 1897 от 17 декабря 2010 (с 2014-2015 года Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N03-255)
программой для общеобразовательных учреждений по геометрии 7-9 классы, составитель Бурмистрова Т.А.-М.: Просвещение, 2010.
основной образовательной программой школы (приказ от 31.08.2016 г № 104);
годовым календарным учебным графиком (приказ от 31.08.2016 г. № 100);
учебным планом ОУ (приказ от 31.08.2016 г. № 99);
Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
учебно-методического комплекса:
Геометрия 7-9. Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадамцев, Э.Г.Поздняк,.И.Юдина, 15-е изд.- М.: Просвещение, 2015г.
Дидактические материалы по геометрии для 7 класса (Б.Г.Зив, В.М.Мейлер).
При составлении рабочей программы и календарно – тематического планирования за основу взята программа для общеобразовательных школ по геометрииТ. А. Бурмистровой. М.:Просвещение, 2011г.
На основании:
Статья 12. Образовательные программы Федерального закона об образовании Утвержден 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ
Статья 28. Компетенция , права ,обязанности и ответственность образовательного учреждения Федерального закона об образовании Утвержден 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ
п. 4.4 Устава школы ( Постановление Администрации Чертковского района Ростовской области от 15.09.2015г. № 725)
Положения о рабочей программе по предмету (приказ от 31.08.2016 г. № 105)
Цели обучения по геометрии в 7 классе:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Данные цели обусловливают решение следующих задач:
построение и исследование математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
II. Место учебного предмета
В федеральном базисном учебном плане на учебный предмет геометрия в 7 классе отводится 2 часа в неделю. Таким образом, количество часов по геометрии в 7 классе равно 2 часам в неделю.
Годовой календарный учебный график МБОУ Чертковская СОШ № 2 на 2016-2017 учебный год предусматривает 35 учебных недели в 7 классе, т.е.70 часов в год.
В соответствии с ФГОС ООО и учебным планом школы на 2015-2016 уч. год для основного общего образования на учебный предмет геометрия в 7 классе отводится 2 часа в неделю, т. е. 68 часов в год (на праздничные дни выпали: 23.02; 9,05 )
Из них:
Данная рабочая программа является гибкой и позволяет вносить изменения в ходе реализации в соответствии со сложившейся ситуацией:
- дополнительные дни отдыха, связанные с государственными праздниками (годовой календарный учебный график, приказ от 31.08.2016 г. № 100);
- прохождение курсов повышения квалификации (на основании приказа РОО);
-отмена учебных занятий по погодным условиям (на основании приказа РОО);
- по болезни учителя.
III. Содержание учебного предмета.
Раздел | Характеристика основных содержательных линий | Формы учебной деятельности |
1. Начальные геометрические сведения | Начальные понятия планиметрии. Геометрические фигуры. Понятие о равенстве фигур. Отрезок. Равенство отрезков. Длина отрезка и ее свойства. Угол. Равенство углов. Величина угла и ее свойства. Смежные и вертикальные углы и их свойства. Перпендикулярные прямые. | Групповые, фронтальные и индивидуальные формы работы. Консультации, зачетные уроки, рассказ, беседа. Наглядные: иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные Практические работы, самостоятельные письменные упражнения. Работа с книгой, поисковые методы, тестирование, письменные контрольные работы. Домашние работы. |
2. Треугольники | Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки. | Групповые, фронтальные и индивидуальные формы работы. Зачетные уроки, рассказ, беседа. Наглядные: иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные Практические работы, самостоятельные письменные упражнения. Работа с книгой, тестирование, письменные контрольные работы. Домашние работы. |
3. Параллельные прямые | Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых. | Групповые, фронтальные и индивидуальные формы работы. Консультации, зачетные уроки, рассказ, беседа. Наглядные: иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные. Самостоятельные письменные упражнения. Работа с книгой, поисковые методы, тестирование, письменные контрольные работы. Домашние работы. |
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника | Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Задачи на построение. | Групповые, фронтальные и индивидуальные формы работы. Консультации, зачетные уроки, рассказ, беседа. Наглядные: иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные. Практические работы, самостоятельные письменные упражнения. Работа с книгой, поисковые методы, тестирование, письменные контрольные работы. Домашние работы. |
IV.Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Содержание обучения | Основные виды учебной деятельности |
план | факт |
Начальные геометрические сведения (10 ч.) |
1-2 | Прямая и отрезок. Луч и угол. | 2 | 1.09 6.09 | | Построение геометрической фигуры: точка, прямая, отрезок, луч, угол. Вопрос сравнения и измерения отрезков и углов. Понятия смежных и вертикальных углов, перпендикулярных прямых. | Объяснять, что такое отрезок, луч, угол, какие фигуры называются равными, как сравниваются отрезки и углы, что такое градусная мера угла знать виды углов, что такое середина отрезка и биссектриса угла, какие углы называют смежными и какие вертикальными. Изображать простейшие фигуры на чертежах, решать задачи, связанные с этими простейшими фигурами. |
3 | Сравнение отрезков и углов. | 1 | 8.09 | |
4-5 | Измерение отрезков. | 2 | 13.09 15.09 | |
6-7 | Измерение углов. | 2 | 20.09 22.09 | |
8-9 | Перпендикулярные прямые. | 2 | 27.09 29.09 | |
10 | Контрольная работа № 1. Начальные геометрические сведения. | 1 | 4.10 | |
Треугольники (18 ч.) |
11-13 | Первый признак равенства треугольников. | 3 | 6.10 11.10 13.10 | | Понятия треугольника, его элементов, понятие теоремы и доказательства теоремы, признаки равенства треугольников. Понятие перпендикуляра к прямой, теорема о перпендикуляре. Понятие медианы, биссектрисы, высоты; свойства равнобедренного треугольника. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки. | Объяснять, какая фигура называется треугольником, изображать и распознавать на чертежах треугольники и их элементы, формулировать и доказывать теоремы о признаках равенства треугольников; объяснять, что называется перпендикуляром; медианой, биссектрисой и высотой треугольника. Формулировать и доказывать теоремы о свойствах равнобедренного треугольника. Формулировать определения окружности, центра, радиуса, хорды и диаметра. Решать задачи , связанные с признаками равенства треугольников и свойствами равнобедренного треугольника, простейшие задачи на построение. |
14-17 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. | 4 | 18.10 20.10 25.10 27.10 | |
18-21 | Второй и третий признаки равенства треугольников. | 4 | 8.11 10.11 15.11 17.11 | |
22-24 | Задачи на построение. | 3 | 22.11 24.11 29.11 | |
25-27 | Решение задач. Треугольники. | 3 | 1.12 6.12 8.12 | |
28 | Контрольная работа № 2. Треугольники. | 1 | 13.12 | |
Параллельные прямые (13 ч.) |
29-32 | Признаки параллельности двух прямых. | 4 | 15.12 20.12 22.12 27.12 | | Понятие параллельных прямых, первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии. Признаки и свойства параллельных прямых. | Знать определение параллельных прямых, названия углов, образующихся при пересечении двух прямых секущей, формулировку признаков параллельности прямых, понимать, какие отрезки и лучи являются параллельными, уметь показать на рисунке пары углов, доказывать признаки параллельности прямых и использовать их при решении задач на вычисление, доказательство и построение. |
33-36 | Аксиома параллельных прямых. | 4 | 10.01 12.01 17.01 19.01 | |
37-40 | Решение задач. Параллельные прямые. | 4 | 24.01 26.01 31.01 2.02 | |
41 | Контрольная работа № 3. Параллельные прямые. | 1 | 7.02 | |
Соотношения между сторонами и углами треугольника (21 ч.) |
42-45 | Сумма углов треугольника. | 4 | 9.02 14.02 16.02 21.02 | | Теорема о сумме углов треугольника, следствия из неё; понятия остроугольного, прямоугольного, тупоугольного треугольников. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Свойства прямоугольных треугольников, признаки их равенства. Понятие расстояния от точки до прямой и расстояния между параллельными прямыми. Задачи на построение треугольника по трём элементам. | Формулировать и доказывать теорему о сумме углов треугольника и её следствие о внешнем угле треугольника, проводить классификацию треугольников по углам; формулировать и доказывать теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника, о свойствах прямоугольных треугольников; формулировать определения расстояния от точки до прямой, расстояния между параллельными прямыми. Решать задачи на вычисления, доказательство и построение, связанные с соотношениями между сторонами и углами треугольника и расстоянием между параллельными прямыми, при необходимости проводить по ходу решения дополнительные построения. |
46-50 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 5 | 28.02 2.03 7.03 9.03 14.03 | |
51 | Контрольная работа № 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 1 | 16.03 | |
52-55 | Прямоугольные треугольники. | 4 | 21.03 23.03 4.04 6.04 | |
56-58 | Построение треугольника по трём элементам. | 3 | 11.04 13.04 18.04 | |
59-62 | Решение задач. Прямоугольные треугольники. | 4 | 20.04 25.04 27.04 2.05 | |
Итоговое повторение (7 ч.) |
63-64 | Повторение. Треугольники. | 2 | 4.05 11.05 | | Треугольники. Параллельные прямые. Соотношения между сторонами и углами треугольника. | Систематизировать знания, умения и навыки. |
65-66 | Повторение. Параллельные прямые. | 2 | 16.05 18.05 | |
67-69 | Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 3 | 23.05 25.05 30.05 | |
V. Результаты освоения и система их оценки
5.1. Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
метапредметные:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
предметные:
Учащийся научится
Геометрические фигуры
Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур;
извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде;
применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме;
решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.
Отношения
Оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
использовать отношения для решения простейших задач, возникающих в реальной жизни.
Измерения и вычисления
Выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
применять формулы периметра при вычислениях, когда все данные имеются в условии;
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни.
Геометрические построения
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни.
Геометрические преобразования
Строить фигуру, симметричную данной фигуре относительно оси и точки.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
распознавать движение объектов в окружающем мире;
распознавать симметричные фигуры в окружающем мире.
История математики
Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;
понимать роль математики в развитии России.
Методы математики
Выбирать подходящий изученный метод для решении изученных типов математических задач;
Приводить примеры математических закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства.
Учащийся получит возможность научиться
Геометрические фигуры
Оперировать понятиями геометрических фигур;
извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
применять геометрические факты для решения задач, в том числе, предполагающих несколько шагов решения;
формулировать в простейших случаях свойства и признаки фигур;
доказывать геометрические утверждения;
владеть стандартной классификацией плоских фигур (треугольников и четырёхугольников).
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин.
Отношения
Оперировать понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная.,
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
использовать равенство фигур, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми для решения задач, возникающих в реальной жизни.
Измерения и вычисления
Оперировать представлениями о длине, как величине. Применять, формулы при решении многошаговых задач, в которых не все данные представлены явно, а требуют вычислений, оперировать более широким количеством формул.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
проводить вычисления на местности;
применять формулы при вычислениях в смежных учебных предметах, в окружающей действительности.
Геометрические построения
Изображать геометрические фигуры по текстовому и символьному описанию;
свободно оперировать чертёжными инструментами в несложных случаях,
выполнять построения треугольников, применять отдельные методы построений циркулем и линейкой и проводить простейшие исследования числа решений;
изображать типовые плоские фигуры и объемные тела с помощью простейших компьютерных инструментов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.
История математики
Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей;
понимать роль математики в развитии России.
Методы математики
Используя изученные методы, проводить доказательство, выполнять опровержение;
выбирать изученные методы и их комбинации для решения математических задач;
использовать математические знания для описания закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства;
применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач.
5.2. Система оценивания
Формы контроля: текущий контроль проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 45 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут с дифференцированным оцениванием
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается оценкой «5», если ученик:
Полно раскрыл содержание материала в объёме, предусмотренном программой и учебником;
Изложил материал грамотным языком в определённой логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
Правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, соответствующие ответу;
Показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
Продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
Отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учащихся;
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается оценкой «4», если
он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
В изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математического содержания ответа;
Допущены один-два недочёта при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
Допущены ошибка или более двух недочётов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала ( «Требования к математической подготовке учащихся»)
Имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учащихся;
Ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
При знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
Не раскрыто основное содержание учебного материала;
Обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
Допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя.
Оценка письменных ответов учащихся
Отметка «5» ставится, если:
Работа выполнена полностью;
В логических рассуждениях и обоснованиях решения нет пробелов и ошибок;
В решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся
следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если
Работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновать рассуждения не являлось специальным объектом проверки;
Допущена одна ошибка или два-три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках ( если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки;
Отметка «3» ставится, если
Допущены более одной ошибки или двух-трёх недочётов в выкладках, рисунках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если
Допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.