Рабочая программа по геометрии для 7 класса общеобразовательной школы составлена на основе:
Закона РФ «Об образовании»,
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011(Стандарты второго поколения) Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897;
приказа МО и Н РФ от 03.06.2011 г. №1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312»,
программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир– М: Вентана – Граф, 2017 – с. 76);
программы для общеобразовательных учреждений. Математика 5-11 классы. / составитель: Т.А. Бурмистрова. - Москва: Просвещение, 2010.- с.33-38 (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263).
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Геометрические фигуры |
Оперировать на базовом уровне понятиями: точка, прямая, отрезок, луч, треугольники, окружность, круг; извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде; применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме; решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам. В повседневной жизни и при изучении других предметов: использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. | извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах; применять геометрические факты для решения задач, в том числе, предполагающих несколько шагов решения; формулировать в простейших случаях свойства и признаки фигур; доказывать геометрические утверждения; В повседневной жизни и при изучении других предметов: использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин. |
Отношения |
Оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция. В повседневной жизни и при изучении других предметов: использовать отношения для решения простейших задач, возникающих в реальной жизни | Оперировать понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция, характеризовать взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. В повседневной жизни и при изучении других предметов: использовать отношения для решения задач, возникающих в реальной жизни. |
Измерения и вычисления |
Выполнять измерение длин, расстояний, величин углов с помощью инструментов для измерений длин и углов; применять формулы периметра, площади и объёма, площади поверхности отдельных многогранников при вычислениях В повседневной жизни и при изучении других предметов: вычислять площади прямоугольников, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни | Оперировать представлениями о длине, площади, объеме. Применять, формулы площади прямоугольника, при решении многошаговых задач, в которых не все данные представлены явно; формулировать задачи на вычисление длин и площадей В повседневной жизни и при изучении других предметов: проводить вычисления на местности; применять формулы при вычислениях в смежных учебных предметах, в окружающей действительности. |
Геометрические построения |
В повседневной жизни и при изучении других предметов: выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни | Изображать геометрические фигуры по текстовому и символьному описанию; свободно оперировать чертежными инструментами в несложных случаях, выполнять построения треугольников, применять отдельные методы построений циркулем и линейкой и проводить простейшие исследования числа решений; изображать типовые плоские фигуры и объемные тела с помощью простейших компьютерных инструментов. В повседневной жизни и при изучении других предметов: выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни; оценивать размеры реальных объектов окружающего мира. |
История математики |
понимать роль математики в развитии России характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей | узнать примеры математических открытий и их авторов; описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки; |
Методы математики |
Используя изученные методы, проводить доказательство, давать опровержение; выбирать изученные методы и их комбинации для решения задач; использовать математические знания для описания закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства | Выбирать подходящий изученный метод для решения математических задач; использовать простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач. |
Средством формирования регулятивных действий служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Средством формирования познавательных действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие первую линию развития – умение объяснять мир.
Средством формирования коммуникативных действий служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения и организация работы в малых группах.
№ | Содержание | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Формы учебной деятельности учащихся |
1. | Простейшие геометрические фигуры и их свойства (13 час.) | |
| Точки и прямые. Отрезок и его длина Луч. Угол. Измерение углов. Смежные и вертикальные углы. Перпендикулярные прямые. Аксиомы. | Приводить примеры геометрических фигур. Описывать точку, прямую, отрезок, луч, угол. Формулировать определения и иллюстрировать понятия: отрезка, луча; равных отрезков, середины отрезка, расстояния между двумя точками, дополнительных лучей; угла, прямого, острого, тупого и развёрнутого угла, равных углов, биссектрисы угла, смежных и вертикальных углов; пересекающихся прямых, перпендикулярных прямых, перпендикуляра, наклонной, расстояния от точки до прямой;свойства: расположения точек на прямой, измерения отрезков и углов, смежных и вертикальных углов, перпендикулярных прямых; основное свойство прямой. Классифицировать углы. Доказывать: теоремы о пересекающихся прямых, о свойствах смежных и вертикальных углов, о единственности прямой, перпендикулярной данной (случай, когда точка лежит на данной прямой).Находить длину отрезка, градусную меру угла, используя свойства их измерений. Изображать с помощью чертёжных инструментов геометрические фигуры: отрезок, луч, угол, смежные и вертикальные углы, перпендикулярные прямые, отрезки и лучи.Пояснять, что такое аксиома, определение. Решать задачи на вычисление и доказательство, проводя необходимые доказательные рассуждения | фронтальная групповая (парная, кооперативно-групповая, дифференцированно-групповая) индивидуальная (самостоятельные и контрольные работы, выполнение домашней работы, самостоятельное выполнение заданий у доски или в тетради в ходе урока, работа по карточкам, работа с учебником ) |
2. | Треугольники. (18 час.) | |
| Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника. Первый и второй признаки равенства треугольников Равнобедренный треугольник и его свойства. Признаки равнобедренного треугольника. Третий признак равенства треугольников. Теоремы. | Описывать смысл понятия «равные фигуры». Приводить примеры равных фигур. Распознавать и изображать на чертежах и рисунках равносторонние, равнобедренные, прямоугольные, остроугольные, тупоугольные треугольники и их элементы.Классифицировать треугольники по сторонам и углам. Формулировать:определения: остроугольного, тупоугольного, прямоугольного, равнобедренного, равностороннего, разностороннего треугольников; биссектрисы, высоты, медианы треугольника; равных треугольников; серединного перпендикуляра; периметра треугольника;свойства: равнобедренного треугольника, серединного перпендикуляра отрезка, основного свойства равенства треугольников;признаки: равенства треугольников, равнобедренного треугольника.Доказывать теоремы: о единственности прямой, перпендикулярной данной (случай, когда точка лежит вне данной прямой); три признака равенства треугольников; признаки равнобедренного треугольника; теоремы о свойствах серединного перпендикуляра, равнобедренного и равностороннего треугольников. Разъяснять, что такое теорема, описывать структуру теоремы. Объяснять, какую теорему называют обратной данной, в чём заключается метод доказательства от противного. Приводить примеры использования этого метода. Решать задачи на вычисление и доказательство | фронтальная групповая (парная, кооперативно-групповая, дифференцированно-групповая) индивидуальная (самостоятельные и контрольные работы, выполнение домашней работы, самостоятельное выполнение заданий у доски или в тетради в ходе урока, работа по карточкам, работа с учебником |
3. | Параллельные прямые. Сумма углов треугольника (16 час.) | |
| Параллельные прямые. Признаки параллельных прямых. Свойства параллельных прямых. Сумма углов треугольника. Прямоугольный треугольник. Свойства прямоугольного треугольника. | Распознавать на чертежах параллельные прямые. Изображать с помощью линейки и угольника параллельные прямые. Описывать углы, образованные при пересечении двух прямых секущей. Формулировать: определения: параллельных прямых, расстояния между параллельными прямыми, внешнего угла треугольника, гипотенузы и катета;свойства: параллельных прямых; углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей; суммы улов треугольника; внешнего угла треугольника; соотношений между сторонами и углами треугольника; прямоугольного треугольника; основное свойство параллельных прямых;признаки: параллельности прямых, равенства прямоугольных треугольников. Доказывать: теоремы о свойствах параллельных прямых, о сумме углов треугольника, о внешнем угле треугольника, неравенство треугольника, теоремы о сравнении сторон и углов треугольника, теоремы о свойствах прямоугольного треугольника, признаки параллельных прямых, равенства прямоугольных треугольников. Решать задачи на вычисление и доказательство | фронтальная групповая (парная, кооперативно-групповая, дифференцированно-групповая) индивидуальная (самостоятельные и контрольные работы, выполнение домашней работы, самостоятельное выполнение заданий у доски или в тетради в ходе урока, работа по карточкам, работа с учебником |
4. | Окружность и круг. Геометрические построения (16 час.) | |
| Геометрическое место точек. Окружность и круг. Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности. Описанная и вписанная окружности треугольника. Задачи на построение. Метод геометрических мест точек в задачах на построение. | Пояснять, что такое задача на построение; геометрическое место точек (ГМТ). Приводить примеры ГМТ. Изображать на рисунках окружность и её элементы; касательную к окружности; окружность, вписанную в треугольник, и окружность, описанную около него. Описывать взаимное расположение окружности и прямой. Формулировать: определения: окружности, круга, их элементов; касательной к окружности; окружности, описанной около треугольника, и окружности, вписанной в треугольник; свойства: серединного перпендикуляра как ГМТ; биссектрисы угла как ГМТ; касательной к окружности; диаметра и хорды; точки пересечения серединных перпендикуляров сторон треугольника; точки пересечения биссектрис углов треугольника;признаки касательной. Доказывать: теоремы о серединном перпендикуляре и биссектрисе угла как ГМТ; о свойствах касательной; об окружности, вписанной в треугольник, описанной около треугольника; признаки касательной. Решать основные задачи на построение: построение угла, равного данному; построение серединного перпендикуляра данного отрезка; построение прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярной данной прямой; построение биссектрисы данного угла; построение треугольника по двум сторонам и углу между ними; по стороне и двум прилежащим к ней углам. Решать задачи на построение методом ГМТ. Строить треугольник по трём сторонам. Решать задачи на построение, доказательство и вычисление. Выделять в условии задачи условие и заключение. Опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения. Сопоставлять полученный результат с условием задачи. | 1. фронтальная 2. групповая (парная, кооперативно-групповая, дифференцированно-групповая) 3.индивидуальная (самостоятельные и контрольные работы, выполнение домашней работы, самостоятельное выполнение заданий у доски или в тетради в ходе урока, работа по карточкам, работа с учебником |
5. | Обобщающее повторение (7 час.) | |
| Повторение материала 7 класса | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,исправлять ошибки самостоятельно; Совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки; Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; выделять и формулировать познавательную цель. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения структурировать знания выражать смысл ситуации различными средствами (рисунки, схемы, символы, формулы). | 1. фронтальная 2. групповая (парная, кооперативно-групповая, дифференцированно-групповая) 3.индивидуальная (самостоятельные и контрольные работы, выполнение домашней работы, самостоятельное выполнение заданий у доски или в тетради в ходе урока, работа по карточкам, работа с учебником |
№ | Тема урока | Кол-во часов | 7А | 7Б | 7В | Примечание |
| | | план | факт | план | факт | план | факт | |
Простейшие геометрические фигуры и их свойства (13 час.) | |
1 | Вводный инструктаж по охране труда. Точки и прямые | 1 | | | | | | | |
2 | Точки и прямые | 1 | | | | | | | |
3 | Отрезок и его длина | 1 | | | | | | | |
4 | Отрезок и его длина. | 1 | | | | | | | |
5 | Луч и угол | 1 | | | | | | | |
6 | Измерение углов | 1 | | | | | | | |
7 | Луч и угол. Измерение углов | 1 | | | | | | | |
8 | Смежные углы | 1 | | | | | | | |
9 | Вертикальные углы | 1 | | | | | | | |
10 | Смежные и вертикальные углы | 1 | | | | | | | |
11 | Перпендикулярные прямые | 1 | | | | | | | |
12 | Аксиомы. | 1 | | | | | | | |
13 | Контрольная работа №1 «Простейшие геометрические фигуры и их свойства» | 1 | | | | | | | |
| Треугольники - 18 ч |
14 | Равные треугольники. | 1 | | | | | | | |
15 | Равные треугольники | 1 | | | | | | | |
16 | Высота медиана, биссектриса треугольника | 1 | | | | | | | |
17 | Первый признак равенства треугольников | 1 | | | | | | | |
18 | Первый признак равенства треугольников | 1 | | | | | | | |
19 | Второй признак равенства треугольников | 1 | | | | | | | |
20 | Второй признак равенства треугольников | 1 | | | | | | | |
21 | Первый и второй признаки равенства треугольников | 1 | | | | | | | |
22 | Равнобедренный треугольник и его свойства | 1 | | | | | | | |
23 | Равнобедренный треугольник и его свойства | 1 | | | | | | | |
24 | Равнобедренный треугольник и его свойства | 1 | | | | | | | |
25 | Равнобедренный треугольник и его свойства | 1 | | | | | | | |
26 | Признаки равнобедренного треугольника | 1 | | | | | | | |
27 | Признаки равнобедренного треугольника | 1 | | | | | | | |
28 | Третий признак равенства треугольников | 1 | | | | | | | |
29 | Третий признак равенства треугольников | 1 | | | | | | | |
30 | Теоремы | 1 | | | | | | | |
31 | Контрольная работа №2 «Треугольники» | 1 | | | | | | | |
Параллельные прямые. Сумма углов треугольника. 16 час. |
32 | Параллельные прямые | 1 | | | | | | | |
33 | Признаки параллельности прямых | 1 | | | | | | | |
34 | Признаки параллельности прямых | 1 | | | | | | | |
35 | Свойства параллельных прямых | 1 | | | | | | | |
36 | Свойства параллельных прямых | 1 | | | | | | | |
37 | Свойства параллельных прямых | 1 | | | | | | | |
38 | Сумма углов треугольника | 1 | | | | | | | |
39 | Сумма углов треугольника. Внешний угол треугольника | 1 | | | | | | | |
40 | Сумма углов треугольника. Неравенство треугольника | 1 | | | | | | | |
41 | Сумма углов треугольника. | 1 | | | | | | | |
42 | Прямоугольный треугольник | 1 | | | | | | | |
43 | Прямоугольный треугольник | 1 | | | | | | | |
44 | Свойства прямоугольного треугольника | 1 | | | | | | | |
45 | Свойства прямоугольного треугольника | 1 | | | | | | | |
46 | Свойства прямоугольного треугольника | 1 | | | | | | | |
47 | Контрольная работа №3 «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника» | 1 | | | | | | | |
Окружность и круг. Геометрические построения. 16 час. |
48 | Геометрическое место точек. Окружность и круг | 1 | | | | | | | |
49 | Геометрическое место точек. Окружность и круг | 1 | | | | | | | |
50 | Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности | 1 | | | | | | | |
51 | Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности | 1 | | | | | | | |
52 | Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности | 1 | | | | | | | |
53 | Описанная и вписанная окружности треугольника | 1 | | | | | | | |
54 | Описанная и вписанная окружности треугольника | 1 | | | | | | | |
55 | Описанная и вписанная окружности треугольника | 1 | | | | | | | |
56 | Задачи на построение | 1 | | | | | | | |
57 | Задачи на построение | 1 | | | | | | | |
58 | Задачи на построение | 1 | | | | | | | |
59 | Метод геометрических мест точек в задачах на построение | 1 | | | | | | | |
60 | Метод геометрических мест точек в задачах на построение | 1 | | | | | | | |
61 | Метод геометрических мест точек в задачах на построение | 1 | | | | | | | |
62 | Метод геометрических мест точек в задачах на построение | 1 | | | | | | | |
63 | Контрольная работа № 4 «Окружность и круг. Геометрические построения.» | 1 | | | | | | | |
Повторение и систематизация учебного материала. 7 час. |
64 | Повторение «Начальные геометрические сведения» "Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник" | 1 | | | | | | | |
65 | Повторение по теме "Параллельные прямые" | 1 | | | | | | | |
66 | Повторение по теме "Соотношения между сторонами и углами треугольника" | 1 | | | | | | | |
67 | Итоговая контрольная работа №5 | 1 | | | | | | | |
68 | Повторение по теме "Параллельные прямые" | 1 | | | | | | | |
69 | Повторение по теме "Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | | | | | | | |
70 | Заключительный урок по курсу 7 класса | 1 | | | | | | | |
Мерзляк А.Г. Геометрия: 7 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2014. – 112 с. : ил.
Мерзляк А.Г. Геометрия: 7 класс: Рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2014. – 80 с. : ил.
Мерзляк А.Г. Геометрия: 7 класс: Рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2014. – 80с. : ил.
Мерзляк А.Г. Геометрия: 7 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2014. – 112 с. : ил.
«___» ___________ 2019 г.
«___» ___________ 2019 г.