Планируемые результаты
изучения учебного предмета геометрия.
Изучение геометрии по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение иллюстрировать изученные понятия и свойства фигур, опровергать неверные утверждения;
развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
осознание значения геометрии для повседневной жизни человека;
представление о геометрии как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
систематические знания о фигурах и их свойствах;
практически значимые геометрические умения и навыки, умение применять их к решению геометрических и негеометрических задач, а именно:
изображать фигуры на плоскости;
использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади фигур;
распознавать и изображать равные, симметричные и подобные фигуры;
выполнять построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки;
читать и использовать информацию, представленную на чертежах, схемах;
проводить практические расчёты.
Геометрические фигуры
Обучающийся научится:
• пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
• распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
• классифицировать геометрические фигуры;
• находить значения длин линейных элементов фигур, градусную меру углов от 0° до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство);
• доказывать теоремы;
• решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
• решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Обучающийся получит возможность:
• овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
• приобрести опыт применения алгебраического аппарата при решении геометрических задач;
• овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
• научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек;
• приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
• приобрести опыт выполнения проектов.
Измерение геометрических величин
Обучающийся научится:
• использовать свойства измерения длин и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, градусной меры угла;
• решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Обучающийся получит возможность:
• вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, треугольников.
С одержание программы
Простейшие геометрические фигуры
Точка, прямая. Отрезок, луч. Угол. Виды углов. Смежные и вертикальные углы. Биссектриса угла.
Пересекающиеся и параллельные прямые. Перпендикулярные прямые. Признаки параллельности прямых. Свойства параллельных прямых. Перпендикуляр и наклонная к прямой.
Многоугольники
Треугольники. Виды треугольников. Медиана, биссектриса, высота треугольника. Признаки равенства треугольников. Свойства и признаки равнобедренного треугольника. Серединный перпендикуляр отрезка. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Неравенство треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Окружность и круг. Геометрические построения
Окружность и круг. Элементы окружности и круга. Касательная к окружности и её свойства. Взаимное расположение прямой и окружности. Описанная и вписанная окружности треугольника.
Геометрическое место точек (ГМТ). Серединный перпендикуляр отрезка и биссектриса угла как ГМТ.
Геометрические построения циркулем и линейкой. Основные задачи на построение: построение угла, равного данному, построение серединного перпендикуляра данного отрезка, построение прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярной данной прямой, построение биссектрисы данного угла. Построение треугольника по заданным элементам. Метод ГМТ в задачах на построение.
Измерение геометрических величин
Длина отрезка. Расстояние между двумя точками. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.
Периметр многоугольника.
Длина окружности. Длина дуги окружности.
Градусная мера угла.
Равновеликие фигуры.
Элементы логики
Определение. Аксиомы и теоремы. Доказательство. Доказательство от противного. Теорема, обратная данной. Необходимое и достаточное условия. Употребление логических связок если..., то ..., тогда и только тогда.
Геометрия в историческом развитии
Из истории геометрии, «Начала» Евклида. История пятого постулата Евклида.
Н.И. Лобачевский. Л. Эйлер. Фалес. Пифагор.
Тематическое планирование
№ п/п | Содержание программного материала | Кол-во часов | Кол-во часов в авторской программе |
1 | Простейшие геометрические фигуры и их свойства | 14 | 15 |
2 | Треугольники | 17 | 18 |
3 | Параллельные прямые. Сумма углов треугольника | 15 | 16 |
4 | Окружность и круг. Геометрические построения | 15 | 16 |
5 | Обобщение и систематизация знаний учащихся | 7 | 5 |
| Итого за год | 68 | 70 |
Календарно-тематическое планирование
Номер урока | Разделы, темы | Даты проведения (план) | Даты проведения (факт) | Корректи-ровка |
7 «Б» | 7«Г» | 7«Е» | |
| I триместр (I модуль) | | | | | |
| Глава 1. Простейшие геометрические фигуры и их свойства | | | | | |
1 | ИТБ. Точки и прямые | 01.09-02.09 | | | | |
2 | Точки и прямые | 05.09-09.09 | | | | |
3 | Отрезок и его длина | 05.09-09.09 | | | | |
4 | Отрезок и его длина | 12.09-16.09 | | | | |
5 | Луч. Угол. Измерение углов | 12.09-16.09 | | | | |
6 | Луч. Угол. Измерение углов | 19.09-23.09 | | | | |
7 | Луч. Угол. Измерение углов | 19.09-23.09 | | | | |
8 | Смежные и вертикальные углы | 26.09-30.09 | | | | |
9 | Смежные и вертикальные углы | 26.09-30.09 | | | | |
10 | Смежные и вертикальные углы | 03.10-07.10 | | | | |
11 | Перпендикулярные прямые | 03.10-07.10 | | | | |
| I триместр (II модуль) | | | | | |
12 | Аксиомы | 17.10-21.10 | | | | |
13 | Повторение и систематизация учебного материала | 17.10-21.10 | | | | |
14 | Контрольная работа №1 по теме: «Простейшие геометрические фигуры и их свойства» | 24.10-28.10 | | | | |
| Глава 2. Треугольники | | | | | |
15 | Работа над ошибками. Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника | 24.10-28.10 | | | | |
16 | Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника | 31.10-04.11 | | | | |
17 | Первый и второй признаки равенства треугольников | 31.10-04.11 | | | | |
18 | Первый и второй признаки равенства треугольников | 07.11-11.11 | | | | |
19 | Первый и второй признаки равенства треугольников | 07.11-11.11 | | | | |
20 | Первый и второй признаки равенства треугольников | 14.11-18.11 | | | | |
21 | Равнобедренный треугольник и его свойства | 14.11-18.11 | | | | |
| II триместр (III модуль) | | | | | |
22 | Равнобедренный треугольник и его свойства | 28.11-02.12 | | | | |
23 | Равнобедренный треугольник и его свойства | 28.11-02.12 | | | | |
24 | Равнобедренный треугольник и его свойства | 05.12-09.12 | | | | |
25 | Признаки равнобедренного треугольника | 05.12-09.12 | | | | |
26 | Признаки равнобедренного треугольника | 12.12-16.12 | | | | |
27 | Третий признак равенства треугольников | 12.12-16.12 | | | | |
28 | Третий признак равенства треугольников | 19.12-23.12 | | | | |
29 | Повторение и систематизация учебного материала по теме «Треугольники» | 19.12-23.12 | | | | |
30 | Контрольная работа №2 по теме: «Треугольники» | 26.12-30.12 | | | | |
31 | Работа над ошибками. Теоремы | 26.12-30.12 | | | | |
| II триместр (IV модуль) | | | | | |
| Глава 3. Параллельные прямые. Сумма углов треугольника | | | | | |
32 | Параллельные прямые | 09.01-13.01 | | | | |
33 | Признаки параллельности прямых | 09.01-13.01 | | | | |
34 | Признаки параллельности прямых | 16.01-20.01 | | | | |
35 | Свойства параллельных прямых | 16.01-20.01 | | | | |
36 | Свойства параллельных прямых | 23.01-27.01 | | | | |
37 | Свойства параллельных прямых | 23.01-27.01 | | | | |
38 | Сумма углов треугольника | 30.01-03.02 | | | | |
39 | Сумма углов треугольника | 30.01-03.02 | | | | |
40 | Сумма углов треугольника | 06.02-10.02 | | | | |
41 | Прямоугольный треугольник | 06.02-10.02 | | | | |
42 | Прямоугольный треугольник | 13.02-17.02 | | | | |
43 | Свойства прямоугольного треугольника | 13.02-17.02 | | | | |
| III триместр (V модуль) | | | | | |
44 | Свойства прямоугольного треугольника | 27.02-03.03 | | | | |
45 | Повторение и систематизация учебного материала по теме «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника» | 27.02-03.03 | | | | |
46 | Контрольная работа №3 по теме: «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника» | 08.03-10.03 | | | | |
| Глава 4. Окружность и круг. Геометрические построения | | | | | |
47 | Работа над ошибками. Геометрическое место точек. Окружность и круг | 08.03-10.03 | | | | |
48 | Геометрическое место точек. Окружность и круг | 13.03-17.03 | | | | |
49 | Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности | 13.03-17.03 | | | | |
50 | Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности | 20.03-24.03 | | | | |
51 | Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности | 20.03-24.03 | | | | |
52 | Описанная и вписанная окружности треугольника | 27.03-31.03 | | | | |
53 | Описанная и вписанная окружности треугольника | 27.03-31.03 | | | | |
| III триместр (VI модуль) | | | | | |
54 | Описанная и вписанная окружности треугольника | 10.04-14.04 | | | | |
55 | Задачи на построение | 10.04-14.04 | | | | |
56 | Задачи на построение | 17.04-21.04 | | | | |
57 | Задачи на построение | 17.04-21.04 | | | | |
58 | Метод геометрических мест точек в задачах на построение | 24.04-28.04 | | | | |
59 | Метод геометрических мест точек в задачах на построение | 24.04-28.04 | | | | |
60 | Повторение и систематизация учебного материала | 01.05-05.05 | | | | |
61 | Контрольная работа №4 по теме: «Окружность и круг. Геометрические построения» | 01.05-05.05 | | | | |
| Обобщение и систематизация знаний учащихся | | | | | |
62 | Работа над ошибками. Повторение и систематизация учебного материала курса геометрии 7 класса | 08.05-12.05 | | | | |
63 | Повторение и систематизация учебного материала курса геометрии 7 класса | 08.05-12.05 | | | | |
64 | Контрольная работа №5 «Обобщение и систематизация знаний учащихся за курс 7 класса» | 15.05-19.05 | | | | |
65 | Повторение и систематизация учебного материала курса геометрии 7 класса | 15.05-19.05 | | | | |
66 | Повторение и систематизация учебного материала курса геометрии 7 класса | 22.05-26.05 | | | | |
67 | Повторение и систематизация учебного материала курса геометрии 7 класса | 22.05-26.05 | | | | |
68 | Повторение и систематизация учебного материала курса геометрии 7 класса | 29.05 | | | | |
| Итого за год | 68 ч | | | | |
| Контрольных работ | 5 | | | | |