СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии 7 класс

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС к учебнику Погорелова.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии 7 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Краснофлотская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрено на заседании педагогического совета

Протокол от «28»08.2021г

8

Утверждаю

Директор МКОУ Краснофлотская СОШ

__________Степовая А.А.

«28»08. 2021г.

Пр.№44 п.10





Рабочая программа

Геометрия

7 класс

II ступень обучения







Составитель:

Учитель

Вислова М.Г. (IКК)







2021-2022 учебный год





Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по математике; рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом «Геометрия» для 7 – 9 классов, автор А.В.Погорелов (М: Просвещение).


Цели


Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  • креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;

  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

регулятивные универсальные учебные действия:

  • умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

  • умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

познавательные универсальные учебные действия:

  • осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

  • формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;

  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

коммуникативные универсальные учебные действия:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;

  • умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

  • слушать партнера;

  • формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

предметные:

  • овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (геометрическая фигура, величина) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

  • умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

  • овладение навыками устных письменных, инструментальных вычислений;

  • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

  • усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;

  • умение измерять длины отрезков, величины углов;

  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочные материалы и технические средства.


Планируемые результаты освоения предмета

В результате изучения геометрии ученик должен знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;

  • существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;

  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.



Уметь

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач;

  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Содержание курса


§1. Основные свойства простейших геометрических фигур (16ч)

Начальные понятия планиметрии. Геометрические фигуры. Точка и прямая. Отрезок, длина отрезка и ее свойства. Полуплоскость. Полупрямая. Угол, величина угла и ее свойства. Треугольник. Равенство отрезков, углов, треугольников. Параллельные прямые. Теоремы и доказательства. Аксиомы.

Основная цель – систематизировать знания учащихся об основных свойствах простейших геометрических фигур.

В данной теме вводятся основные свойства простейших геометрических фигур (аксиомы планиметрии) на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1-6 классов геометрических фактов. При этом основное внимание уделяется постепенному формированию навыков применения свойств геометрических фигур в ходе решения задач.

Важной задачей темы является введение терминологии, развитие у учащихся наглядных геометрических представлений и навыков изображения плоских фигур, устной математической речи, что необходимо для всего последующего изучения курса геометрии. При выполнении практических заданий обращается внимание на работу с рисунками, поиск решения и постепенное формирование навыков доказательных рассуждений.

В конце изучения темы проводится контрольная работа по теме «Основные свойства простейших геометрических фигур».

§2. Смежные и вертикальные углы (8ч)

Смежные и вертикальные углы и их свойства. Перпендикулярные прямые. Биссектриса угла и ее свойства.

Основная цель – введение понятий смежные и вертикальные углы, перпендикулярные прямые, доказательство от противного.

При изучении смежных и вертикальных углов основное внимание уделяется отработке навыков применения их свойств в процессе решения задач. При этом активно используются имеющиеся у учащихся вычислительные навыки, а также навыки составления и решения линейных уравнений.

На примере теоремы о существовании и единственности перпендикуляра к прямой, проведенного через ее точку, рассматривается метод доказательства от противного, который будет неоднократно использоваться в курсе планиметрии.

После изучения темы проводится контрольная работа по теме «Смежные и вертикальные углы».

§3. Признаки равенства треугольников (14ч)

Признаки равенства треугольников. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства.

Основная цель – изучить признаки равенства треугольников; сформировать умение доказывать равенство треугольников с опорой на признаки равенства треугольников.

Использование признаков равенства треугольников – один из главнейших методов доказательства теорем и решения задач, поэтому материал данной темы является основополагающим во всем курсе геометрии и занимает центральное место в содержании курса планиметрии 7 класса.

Признаки равенства треугольников должны усваиваться в процессе решения задач, при этом закрепляются формулировки и формируются умения их практического применения. Многие доказательные рассуждения построены по схеме: выделение равных элементов треугольников – доказательство равенства треугольников – следствия, вытекающие из равенства. На формирование этих умений необходимо обратить самое пристальное внимание. В данной теме полезно уделить внимание решению задач по готовым чертежам.

Введение понятий медианы, биссектрисы и высоты равнобедренного треугольника, свойств равнобедренного треугольника расширяет класс задач на доказательство равенства треугольников.

В ходе изучения темы проводятся 2 контрольные работы по теме «Признаки равенства треугольников».

§3. Сумма углов треугольника (12ч)

Параллельные прямые. Основное свойство параллельных прямых. Признаки параллельности прямых. Сумма углов треугольника. Внешний угол треугольника. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.

Основная цель – дать систематизированные сведения о параллельности прямых; расширить знания учащихся о треугольниках.

В начале изучения параллельности прямых вводится последняя из аксиом планиметрии – аксиома о параллельных прямых. Знание признаков параллельности прямых, свойств углов припараллельных прямых и секущей находит затем широкое применение при изучении четырехугольников, подобия треугольников, а также в курсе стереометрии. Поэтому в ходе решения задач следует уделять значительное внимание формированию умений доказывать параллельность данных прямых с использованием соответствующих признаков, находить углы при параллельных прямых и секущей.

В данной теме рассматривается одна из важнейших теорем курса – теорема о сумме углов треугольника. Эта теорема позволяет получить важные следствия – свойство внешнего угла треугольника и признак равенства прямоугольных треугольников.

В конце темы вводится понятие расстояния от точки до прямой. При введении понятия расстояния между параллельными прямыми у учащихся формируется представление о параллельных прямых как равноотстоящих друг от друга, что будет в дальнейшем использоваться для проведения обоснований в курсе планиметрии и при изучении стереометрии.

После изучения темы проводится контрольная работа по теме «Сумма углов треугольника».

§5. Геометрические построения (13ч)

Окружность. Касательная к окружности и ее свойства. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник. Свойства серединного перпендикуляра к отрезку. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Основная цель – систематизировать и расширить знания учащихся о свойствах окружности; сформировать умение решать простейшие задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

В данной теме отрабатываются вопросы равенства радиусов одной окружности, перпендикулярности касательной и радиуса, проведенного в точку касания, положения центров описанной около треугольника и вписанной в треугольник окружностей.

Значительное внимание в данной теме уделяется формированию практических навыков построений с помощью циркуля и линейки при решении простейших задач. Формируются умения, связанные с выполнением основных построений, необходимых для решения комбинированных задач. При этом задача считается решенной, если указана последовательность выполняемых операций и доказано, что получаемая таким образом фигура удовлетворяет условию задачи.

В ходе изучения темы проводится контрольная работа по теме «Геометрические построения».

Итоговое повторение (5ч)





















Утверждаю:

Директор школы _____________________(Степовая А.А.)

«28»08.2021г.





Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Краснофлотская средняя общеобразовательная школа





Тематическое планирование.

Геометрия

7 класс

II ступень обучения







Учитель:

Вислова М.Г. (IКК)









2021-2022 учебный год

урока

Тема урока

К-во часов

Дата

По плану

Факти-ческая

§1. Основные свойства простейших геометрических фигур (16ч)

1

П.1-2.Геометрические фигуры. Точка и прямая.

1



2

3-4. Отрезок. Измерение отрезков.

1



3

Решение задач по теме «Измерение отрезков».

1



4

5-6. Полуплоскости. Полупрямая.

1



5

7. Угол.

1



6

18. Биссектриса угла.

1



7

Решение задач по теме «Биссектриса угла».

1



8

8.Откладывание отрезков и углов.

1



9

Решение задач по теме «Измерение отрезков и углов».

1



10

9-10. Треугольник. Существование треугольника, равного данному.

1



11

25. Высота, биссектриса и медиана треугольника.

1



12

Решение задач по теме «Треугольник».

1



13

11.Параллельные прямые.

1



14

12-13. Теоремы и доказательства. Аксиомы.

1



15

Решение задач по теме «Основные свойства простейших геометрических фигур».

1



16

Контрольная работа № по теме «Основные свойства простейших геометрических фигур».

1



§2. Смежные и вертикальные углы (8ч)

17

14. Смежные углы.

1



18

Решение задач по теме «Смежные углы».

1



19

15. Вертикальные углы.

1



20

Решение задач по теме «Смежные и вертикальные углы».

1



21

16. Перпендикулярные прямые.

1



22

17. Доказательство от противного.

1



23

Решение задач по теме «Смежные и вертикальные углы».

1



24

Контрольная работа № по теме «Смежные и вертикальные углы».

1



§3. Признаки равенства треугольников (14ч)

25

20-21. Первый признак равенства треугольников. Использование аксиом при доказательстве теорем.

1



26

Решение задач на применение первого признака равенства треугольников.

1



27

22. Второй признак равенства треугольников.

1



28

Решение задач на применение второго признака равенства треугольников.

1



29

23.Равнобедренный треугольник.

1



30

Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник».

1



31

Контрольная работа № по теме «Признаки равенства треугольников».

1



32

24, 26. Обратная теорема. Свойство медианы равнобедренного треугольника.

1



33

Решение задач на применение свойства медианы равнобедренного треугольника.

1



34

Решение задач по теме «Треугольник».

1



35

27. Третий признак равенства треугольников.

1



36

Решение задач по теме «Признаки равенства треугольников».

1



37

Решение задач по теме «Признаки равенства треугольников».

1



38

Контрольная работа № по теме «Признаки равенства треугольников».

1



§4. Сумма углов треугольника (12ч)

39

29. Параллельность прямых.

1



40

30. Углы, образованные при пересечении двух прямых секущей.

1



41

31. Признак параллельности прямых.

1



42

32. Свойство углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей.

1



43

Решение задач на применение признака параллельности прямых.

1



44

33. Сумма углов треугольника.

1



45

Решение задач по теме «Сумма углов треугольника».

1



46

34. Внешний угол треугольника.

1



47

35. Прямоугольный треугольник.

1



48

36.Существование и единственность перпендикуляра к прямой.

1



49

Решение задач по теме «Сумма углов треугольника».

1



50

Контрольная работа № по теме «Сумма углов треугольника».

1



§5. Геометрические построения (13ч)

51

38. Окружность.

1



52

39. Окружность, описанная около треугольника.

1



53

40. Касательная к окружности.

1



54

41. Окружность, вписанная в треугольник.

1



55

42, 43. Что такое задачи на построение. Построение треугольника с данными сторонами.

1



56

44. Построение угла, равного данному.

1



57

45. Построение биссектрисы угла.

1



58

46. Деление отрезка пополам.

1



59

47.Построение угла, равного данному.

1



60

Решение задач на построение.

1



61

Контрольная работа № по теме «Геометрические построения».

1



62

48-49. Геометрическое место точек. Метод геометрических мест.

1



63

Решение задач по теме «Геометрические построения».

1



Итоговое повторение (5ч)

64

Повторение по теме «Основные свойства простейших геометрических фигур».

1



65

Повторение по теме «Смежные и вертикальные углы».

1



66

Повторение по теме «Признаки равенства треугольников».

1



67

Повторение по теме «Сумма углов треугольника. Геометрические построения».

1



68

Обобщающий урок.

1


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!