Пояснительная записка
Материалы для рабочей программы составлены на основе:
федерального компонента государственного стандарта общего образования,
примерной программы по математике основного общего образования,
федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2018-19 учебный год,
с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,
авторского тематического планирования учебного материала,
базисного учебного плана 2018 года.
Общая характеристика учебного предмета.
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.
Цели
Изучение геометрии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.
В ходе преподавания геометрии в 7 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
овладевали приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теории и решении задач;
целенаправленно обращались к примерам из практики, что развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовали язык геометрии для их описания, приобретали опыт исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи; проведения доказательных рассуждений, аргументаций, выдвижения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Тематическое планирование составлено в соответствии с первым вариантом: 5 часов в неделю алгебры в I четверть, во II-IV четвертях 2 ч в неделю, всего 52 часа в соответствии с учебником (Погорелов А.В., «Геометрия»: учебник для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений/ - М.: Просвещение, 2006)
Требования к уровню подготовки семиклассников
Установлены в соответствии с обязательным минимумом содержания
В результате изучения геометрии в 7 классе ученик должен знать / понимать:
существо понятия математического доказательства; некоторые примеры доказательств;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики.
В результате изучения геометрии в 7 классе ученик должен уметь:
Пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира
Распознавать изученные геометрические фигуры, различать их взаимное расположение
Изображать изученные геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач
Вычислять значение геометрических величин: длин и углов.
Решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения
Проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
решения простейших практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (использую при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | ТЕМА УРОКА | Кол-во часов | Д/З | Дата проведения |
| Основные свойства простейших геометрических фигур | 11 | | |
| Геометрические фигуры. Точка и прямая. | 1 | П.1-2 №3,4 | |
| Отрезок. Измерение отрезков. | 1 | П.3-4 №5,6,7 | |
| Полуплоскости. Полупрямая. | 1 | П.5-6 №16-20 | |
| Угол. Биссектриса угла. | 1 | П.7 №23,24 | |
| Откладывание отрезков и углов. | 1 | П.8,18 №25,26 | |
| Откладывание отрезков и углов. | 1 | П.8 №27-31 | |
| Треугольник. Высота, биссектриса и медиана треугольника | 1 | П.9,25,10 №32-36 | |
| Существование треугольника равного данного | 1 | П.9 №39,40 | |
| Параллельные прямые | 1 | П.11 №41,42 | |
| Теоремы и доказательства | 1 | П.12,13 №43,44 | |
| Контрольная работа №1 «основные геометрические свойства простейших фигур» | 1 | | |
| Смежные и вертикальные углы | 7 | | |
| Смежные углы. | 1 | П.14 №1-3 | |
| Смежные углы. | 1 | П.14 №4-6 | |
| Вертикальные углы. | 1 | П.15 №7-10 | |
| Перпендикулярные прямые. | 1 | П.16,17 №13,14 | |
| Перпендикулярные прямые. | 1 | П.16,17 №22-24 | |
| Доказательство от противного. | 1 | | |
| Контрольная работа №2 «Смежные и вертикальные углы». | 1 | | |
| Признаки равенства треугольников | 9 | | |
| Первый признак равенства треугольников | 1 | П.20,21 №1-4 | |
| Второй признак равенства треугольников. | 1 | П.22 №5-7 | |
| Второй признак равенства треугольников. | 1 | П.22 №8 | |
| Равнобедренный треугольник. | 1 | П.23 №9-13 | |
| Обратная теорема | 1 | П.24 №16,17 | |
| Высота, биссектриса и медиана треугольника. | 1 | П.26 №20-24 | |
| Свойство медианы равнобедренного треугольника. | 1 | П.26 №25-28 | |
| Третий признак равенства треугольников. Решение задач | 1 | П.27 №29-32 | |
| Контрольная работа №3 по теме «Признаки равенства треугольников». | 1 | | |
| Сумма углов треугольника | 13 | | |
| Параллельность прямых | 1 | П.29 №1-4 | |
| Углы, образованные при пересечении двух прямых секущей | 1 | П.30 №5-7 | |
| Углы, образованные при пересечении двух прямых секущей | 1 | | |
| Признаки параллельности прямых | 1 | П.31 №8,9 | |
| Признаки параллельности прямых | 1 | П.31 №10,11 | |
| Свойство углов, образованных при сечении параллельных прямых секущей | 1 | П.32 №12-14 | |
| Сумма углов треугольника | 1 | П.33 №18-24 | |
| Внешние углы треугольника | 1 | П.34 №32-36 | |
| Прямоугольный треугольник | 1 | П.35 №41-44 | |
| Прямоугольный треугольник | 1 | П.35 №45,46 | |
| Существование и единственность перпендикуляра к прямой. | 1 | П.36 №48-51 | |
| Решение задач по теме «Сумма углов треугольника» | 1 | П.35,36 №38-40 | |
| Контрольная работа №4 по теме «Сумма углов треугольника». | 1 | | |
| Геометрические построения | 9 | | |
| Окружность .Окружность, описанная около треугольника | 1 | П.38,42 №1-6 | |
| Касательная к окружности | 1 | П.40 №7-11 | |
| Окружность, вписанная в треугольник | 1 | П.39 №6 | |
| Что такое задачи на построение. Построение треугольника с данными сторонами | 1 | П.43 №19-22 | |
| Построение угла, равного данному | 1 | П.44 №23-25 | |
| Построение биссектрисы угла. Деление отрезка пополам | 1 | П.45,46 №26-32 | |
| Построение перпендикулярной прямой | 1 | П.47 №33-40 | |
| Геометрическое место точек .Метод геометрических мест. Решение задач по теме «Геометрические построения» | 1 | П.48,49 №43-46 | |
| Контрольная работа №5 по теме «Геометрические построения». | 1 | | |
| Повторение курса геометрии | 1 | | |
| Повторение | 1 | | |
Литература
Настольная книга учителя математики. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004
Тематическое приложение к вестнику образования №4 2005 г.
Требование к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика 5-11 кл., Д.: Дрофа, 2002г.
Погорелов А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений, - М.: Просвещение, 2006
«Математика», № 13, 2006г. Газета, Приложение к газете «Первое сентября»». Тематическое планирование и контрольные работы.
Гусев В.А., Медяник А.И. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса. – М.: Просвещения