СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии 7-9 класс»

Рабочая программа

предмета «Геометрия 7-9 класс»

для основного общего образования



Составитель:

Автушенко Нина Геннадьевна









2022















Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованием Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом примерной основной образовательной программы основного общего образования по математике и на основе авторской программы (Т.А. Бурмистровой, «Геометрия 7 -9») и по линии учебников для 7-9 класса общеобразовательных учреждений автор: А.В. Погорелов, «Геометрия 7 – 9» , издательство Москва «Просвещение». Рабочие программы основного общего образования по геометрии составлены на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В них также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

Овладение учащимися системой геометрических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Практическая значимость школьного курса геометрии обусловлена тем, что его объектом являются пространственные формы и количественные отношения действительного мира. Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.

Геометрия является одним из опорных предметов основы школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении геометрии способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой деятельности и профессиональной подготовки школьников. Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении геометрических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте геометрии в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся, а также формировании. Качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.

Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, геометрия развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения. При обучении геометрии формируются навыки умственного труда- планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка результатов. В процессе обучения геометрии школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки четкого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.Важнейшей задачей школьного курса геометрии является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты геометрических умозаключений и принятые в геометрии правила их конструирование способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить четкие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно скрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым геометрия занимает ведущее место в формировании научно-теоретического мышления школьников. Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимания красоты и изящества математических рассуждений, способствуя восприятию геометрических форм, усвоению понятия симметрии, геометрия вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся. Её изучение развивает воображение школьников, существенно обогащает и развивает их пространственные представления.

Общая характеристика курса

В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии: ”Наглядная геометрия”, “Геометрические фигуры”, “Измерения геометрических величин”, “Координаты”, “Векторы”, “Логика и множества”, “Геометрия в историческом развитии”.

Материал, относящейся к линии “Наглядная геометрия” (элементы наглядной стереометрии) способствуют развитию пространственных представлений учащихся в рамках изучения планиметрии.

Содержание разделов “Геометрические фигуры” и “Измерения геометрических величин” нацелено на получение конкретных знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания окружающего мира. Систематическое изучение свойств геометрических фигур позволит развить логическое мышление и показать применение этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера, а также практических.

Материал, относящийся к содержательным линиям “Координаты” и “Векторы”, в значительной степени несёт в себе межпредметные знания, которые находят применение как в различных математических дисциплинах, так и в смежных предметах.

Особенностью линии “Логика и множества” является то, что представленный здесь материал преимущественно изучается при рассмотрении различных вопросов курса. Соответствующий материал нацелен на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи.

Линия “Геометрия в историческом развитии” предназначена для формирования представлений о геометрии как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.

Цели изучения курса геометрии в 7 – 9 классах:

·         систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости;

·         формирование пространственных представлений;

·         развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и т. д.) и курса стереометрии в старших классах.

Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень изучаемого материала. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе.

Задачи курса геометрии 7 класса:

·         систематизировать знания учащихся об основных свойствах простейших геометрических фигур (аксиомы планиметрии), при этом основное внимание уделить постепенному формированию у учащихся навыков применения данных свойств в ходе решения задач;

·         сформировать умение доказывать равенство треугольников с опорой на признаки равенства треугольников, уделить внимание решению задач по готовым чертежам и формированию умения выделять равные элементы треугольников из заданной конфигурации;

·         сформировать навыки решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки, при этом признаки равенства треугольников используются для доказательства единственности решения;

·         дать систематизированные сведения о параллельности прямых, опираясь на аксиому и признаки параллельных прямых, а также свойства углов при параллельных прямых и секущей;

·         расширить знания учащихся о треугольниках, рассмотреть теорему о сумме углов треугольника и её следствия – свойство внешнего угла треугольника и признак равенства прямоугольных треугольников.

Задачи курса геометрии 8 класса:

·         систематизировать и расширить знания учащихся о свойствах окружности, при решении задач отработать такие вопросы, как равенство радиусов одной окружности, перпендикулярность касательной и радиуса, проведённого в точку касания, положения центров вписанной в треугольник и описанной около треугольника окружностей;

·         дать учащимся систематизированные сведения о четырёхугольниках и их свойствах, основное внимание следует уделить решению задач, в ходе которых отрабатываются практические умения применять свойства и признаки параллелограмма и его частных видов, необходимые для распознавания конкретных видов четырёхугольников и вычисления их элементов;

·         сформировать аппарат решения прямоугольных треугольников, необходимый для вычисления элементов геометрических фигур на плоскости и в пространстве, основной темой здесь является теорема Пифагора и её следствия;

·         ввести понятия декартовых координат, расстояние между точками, уравнения прямой и окружности;

·         познакомить учащихся с примерами геометрических преобразований; основные понятия – симметрия относительно точки и прямой, параллельный перенос – учащиеся должны усвоить на уровне практических применений;

·         познакомить учащихся с элементами векторной алгебры и их применением для решения геометрических задач, сформировать умение производить операции над векторами.

Задачи курса геометрии 9 класса:

·         познакомить учащихся с элементами векторной алгебры и их применением для решения геометрических задач, сформировать умение производить операции над векторами;

·         усвоить признаки подобия треугольников и отработать навыки их применения;

·         познакомить учащихся с основными алгоритмами решения произвольных треугольников, при решении задач в первую очередь следует уделить внимание формированию умений применять теоремы синусов и косинусов для вычисления неизвестных элементов треугольника;

·         расширить и систематизировать сведения о многоугольниках и окружностях, обратить внимание на теорему о сумме углов многоугольника, формулы, связывающие стороны правильных многоугольников с радиусами вписанных в них и описанных около них окружностей, длины окружностей и их дуг;

·         сформировать у учащихся общее представление о площади и умение вычислять площади различных фигур.

Место предмета в учебном плане

Учебный (образовательный) план на изучение геометрии в основной школе отводит :

7 класс – 2 часа в неделю (70 часов в год);

8 класс – 2 часа в неделю (70 часов в год);

9 класс – 2 часа в неделю (68 часов в год).

Итого: 208 часов за 3 года


РАЗДЕЛ 1

Планируемые результаты изучения курса геометрии

7 класс

Наглядная геометрия

Выпускник научится:

  1. распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;

  2. распознавать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;

  3. определять по линейным размерам развертки фигуры, линейные размеры самой фигуры и наоборот;

  4. вычислять объем прямоугольного параллелепипеда.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. вычислять объемы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;

  2. углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

  3. применять понятия развертки для выполнения практических расчетов.

Геометрические фигуры

Выпускник научится:

  1. пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

  2.  распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;

  3.  решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

  4. решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;

  5. решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Выпускник получит возможность:

  1. овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;

  2.  овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;

  3. научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;

  4.  приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;

  5. приобрести опыт выполнения проектов по темам «Геометрические преобразования на плоскости», «Построение отрезков по формуле».

8 класс

Геометрические фигуры

Ученик научится:

  1. находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0° до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);

  2. оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;

Ученик получит возможность:

  1. овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;

  2. приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;

Измерение геометрических величин

Ученик научится:

  1. использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;

  2. вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;

  3.  вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;

  4. вычислять длину окружности, длину дуги окружности;

  5. решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;

  6. решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).

Ученик получит возможность научиться:

  1. вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;

  2. вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;

  3.  применять алгебраический и тригонометрический аппарат и идеи движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.

9 класс

Геометрические фигуры

Выпускник научится:
  • Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур;

  • извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде;

  • решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.

Измерения и вычисления

  • применять формулы периметра, площади и объема, площади поверхности отдельных многогранников при вычислениях, когда все данные имеются в условии;

  • применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни.

Геометрические построения

  • Изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с помощью инструментов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни.

Выпукник получит возможность научиться:

Геометрические фигуры

  • Оперировать понятиями геометрических фигур;

  • извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;

  • применять геометрические факты для решения задач, в том числе, предполагающих несколько шагов решения;

  • формулировать в простейших случаях свойства и признаки фигур;

  • доказывать геометрические утверждения;

  • владеть стандартной классификацией плоских фигур (треугольников и четырехугольников).

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин.

Отношения

  • Оперировать понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция, подобие фигур, подобные фигуры, подобные треугольники;

  • характеризовать взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать отношения для решения задач, возникающих в реальной жизни.

Измерения и вычисления

  • Оперировать представлениями о длине, площади, объеме как величинами. Применять теорему Пифагора, формулы площади, объема при решении многошаговых задач, в которых не все данные представлены явно, а требуют вычислений, оперировать более широким количеством формул длины, площади, объема, вычислять характеристики комбинаций фигур (окружностей и многоугольников) вычислять расстояния между фигурами, применять тригонометрические формулы для вычислений в более сложных случаях, проводить вычисления на основе равновеликости и равносоставленности;

  • проводить простые вычисления на объемных телах.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • проводить вычисления на местности;

  • применять формулы при вычислениях в смежных учебных предметах, в окружающей действительности.

Геометрические построения

  • Изображать геометрические фигуры по текстовому и символьному описанию;

  • свободно оперировать чертежными инструментами в несложных случаях,

  • выполнять построения геометрических фигур и проводить простейшие исследования числа решений;

  • изображать типовые плоские фигуры и объемные тела с помощью простейших компьютерных инструментов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;

  • оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.

Преобразования

  • Оперировать понятием преобразования подобия, владеть приемами построения фигур с использованием преобразований подобия, применять полученные знания и опыт построений в смежных предметах и в реальных ситуациях окружающего мира;

  • строить фигуру, подобную данной, пользоваться свойствами подобия для обоснования свойств фигур.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • применять подобие для построений и вычислений.

История математики

  • Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей;

  • понимать роль математики в развитии России.

Методы математики

  • Используя изученные методы, проводить доказательство, выполнять опровержение;

  • выбирать изученные методы и их комбинации для решения математических задач;

  • использовать математические знания для описания закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства;

  • применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач.


РАЗДЕЛ 2


Содержание учебного предмета

«Геометрия»

7 класс (70 часов в год)

1.Основные свойства простейших геометрических фигур (16 часов)

Представление о начальных понятиях геометрии и геометрических фигурах. Равенство фигур.

Отрезок. Измерение отрезков. Расстояние между точками. Полуплоскости и полупрямая.

Угол. Виды углов. Величина угла и её свойства. Градусная и радианная мера угла.

Треугольник и его элементы. Существование треугольника равного данному.

Параллельные прямые.

Аксиомы, теоремы и доказательства.

2.Смежные и вертикальные углы (8 часов)

Смежные углы и их свойство. Вертикальные углы и их свойства.

Перпендикулярные прямые. Понятие перпендикуляра к прямой.

Биссектриса угла.

3. Признаки равенства треугольников (14 часов)

Признаки равенства треугольников. Высота, медиана, биссектриса треугольника. Свойства равнобедренного и равностороннего треугольников. Свойство медианы равнобедренного треугольника.

4. Сумма углов треугольника (12 часов)

Параллельные прямые. Углы, образованные при пересечении двух прямых секущей. Признак параллельности прямых. Свойство углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей.

Сумма углов треугольника. Прямоугольный треугольник. Существование и единственность перпендикуляра к прямой.

5.Геометрические построения (13 часов)

Окружность. Касательная к окружности и ее свойства. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

6. Повторение. Решение задач (5 часов)

Углы. Равенство треугольников. Равнобедренный треугольник. Окружность.

  1. Резерв ( 2 часа)


Содержание учебного предмета

«Геометрия»

8 класс (70 часов в год)

  1. Четырёхугольники (20 часов)

Определение четырехугольника. Параллелограмм и его свой­ства Признаки параллелограмма. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства. Теорема Фалеса. Средняя линия треугольника. Трапеция. Средняя линия трапеции. Пропорциональные отрезки.

Доказательства большинства теорем данной темы проводятся с опорой на признаки равенства треугольников, которые исполь­зуются и при решении задач в совокупности с применением но­вых теоретических фактов. Поэтому изучение темы можно орга­низовать как процесс обобщения и систематизации знаний учащихся о свойствах треугольников, осуществив перенос усво­енных методов на новый объект изучения.

Вводимые при изучении темы сведения о различных видах че­тырехугольников и их свойствах играют важную роль в изучении последующего материала. Основное внимание следует направить на решения задач, в ходе которых отрабатываются практические умения применять свойства и признаки параллелограмма и его частных видов, необходимые для распознавания конкретных ви­дов четырехугольников и вычисления их элементов.

Рассматриваемая в теме теорема Фалеса (теорема о пропор­циональных отрезках) играет вспомогательную роль в построе­нии курса. Воспроизведения ее доказательства необязательно требовать от учащихся. Примером применения теоремы Фалеса является доказательство теоремы о средней линии треугольника. Теорема о пропорциональных отрезках используется в доказа­тельстве теоремы о косинусе угла прямоугольного треугольника.

  1. Теорема Пифагора (16 часов)

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного тре­угольника. Теорема Пифагора. Неравенство треугольника. Пер­пендикуляр и наклонная. Соотношение между сторонами и угла­ми в прямоугольном треугольнике. Значения синуса, косинуса и тангенса некоторых углов.

Изучение теоремы Пифагора позволяет существенно расширить круг геометрических задач, давая вместе с признаками равенства треугольников достаточно мощный аппарат решения задач.

Большое внимание в данной теме уделяется вопросам, свя­занным с решением прямоугольных треугольников. Для этого необходимо прочное усвоение определений синуса, косинуса и тангенса острого угла,

В ходе решения задач усваиваются основные алгоритмы ре­шения прямоугольных треугольников, при проведении практи­ческих вычислений вырабатываются навыки нахождения с по­мощью таблиц или калькуляторов значений синуса, косинуса и тангенса угла, а в ряде задач используются значения синуса, ко­синуса и тангенса углов 30°, 45 , 60°.

Соответствующие умения являются опорными для решения вычислительных задач и доказательств ряда теорем в курсе пла­ниметр и piи стереометрии. Кроме того, они используются и в кур­се физики. Поэтому необходимо добиться прочных навыков прак­тического применения этих фактов в решении вычислительных задач. При изучении данной темы широко используются и полу­чают дальнейшее развитие такие навыки и алгебраические уме­ния учащихся, как решение квадратных уравнений, извлечение квадратных корней, преобразования алгебраических уравнений.

В конце темы рассматривается теорема о неравенстве тре­угольника. Тем самым пополняются знания учащихся о свойст­вах расстояний между точками. Наиболее важным с практиче­ской точки зрения является случай, когда данные точки не лежат на одной прямой, т. е. свойство сторон треугольника. Его полезно закрепить на ряде примеров. В то же время воспроизведения до­казательства теоремы можно от учащихся не требовать.

  1. Декартовы координаты на плоскости (14 часов)

Прямоугольная система координат на плоскости. Коорди­наты середины отрезка. Расстояние между точками. Уравнения прямой и окружности. Координаты точки пересечения прямых. График линейной функции. Пересечение прямой с окружностью. Синус, косинус и тангенс углов от 0° до 180°.

Обобщить и систематизировать представ­ления учащихся о декартовых координатах; развить умение приме­нять алгебраический аппарат при решении геометрических задач.

В начале темы вводится определение декартовых координат, выводятся формулы для нахождения координаты середины от­резка и расстояния между точками. Рассматриваются уравнения окружности и прямой и способы нахождения с их помощью ко­ординат точки пересечения прямых, прямой с окружностью.

В данной теме демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между точ­ками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

  1. Движение (9 часов)

Движение и его свойства. Симметрия относительно точки и прямой. Поворот. Параллельный перенос и его свойства. Поня­тие о равенстве фигур.

Поскольку в дальнейшем движения не применяются в качест­ве аппарата для решения задач и изложения теории, можно реко­мендовать изучение материала в ознакомительном порядке, т.е. не требовать от учащихся воспроизведения доказательств, однако основные понятия — симметрия относительно точки и прямой, параллельный перенос — учащиеся должны усвоить на уровне практических применений.

  1. Векторы (7 часов)

Вектор. Абсолютная величина и направление вектора. Равен­ство векторов. Координаты вектора. Сложение векторов и его свойства. Умножение вектора на число. (Коллинеарные векторы). Скалярное произведение векторов. Угол между векторами. (Про­екция на ось. Разложение вектора по координатным осям).

Основное внимание следует уделить формированию практи­ческих умений учащихся, связанных с вычислением коорди­нат вектора, его абсолютной величины, выполнением сложения и вычитания векторов, умножения вектора на число. Наряду с операциями над векторами в координатной форме следует уде­лить большое внимание операциям в геометрической форме. Действия над векторами в координатной и геометрической фор­мах используются при параллельном изучении курса физики. Знания о векторных величинах, приобретенные на уроках физи­ки, могут быть использованы для мотивированного введения на предметной основе ряда основных понятий темы.

Повторение. Решение задач (2 часа)

Резерв ( 2 часа)


Содержание учебного предмета «Геометрия»

9 класс (68 часов в год)

Подобие фигур (16 часа)

Понятие о гомотетии и подобии фигур. Подобие треугольни­ков. Признаки подобия треугольников. Подобие прямоугольных треугольников. Центральные и вписанные углы и их свойства.

Основная цель — усвоить признаки подобия треугольни­ков и отработать навыки их применения.

Данная тема фактически завершает изучение главнейших во­просов курса геометрии: признаки равенства треугольников, сум­ма углов треугольника, теорема Пифагора. Свойства подобных треугольников будут многократно применяться в дальнейших темах курса, поэтому значительное внимание уделяется решению задач, направленных на формирование умений доказывать подо­бие треугольников с использованием соответствующих признаков и вычислять элементы подобных треугольников.

В данной теме разбирается вопрос об углах, вписанных в окружность.

Решение треугольников (9 часов)

Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников.

Основная цельпознакомить учащихся с основными алгоритмами решения произвольных треугольников.

В данной теме знания учащихся о признаках равенства тре­угольников, о построении треугольника по трем элементам до­полняются сведениями о методах вычисления всех элементов тре­угольника, если заданы три его определенных элемента. Таким образом обобщаются представления учащихся о том, что любой треугольник может быть задан тремя независимыми элементами.

В начале темы доказываются теоремы синусов и косинусов, которые вместе с теоремой о сумме углов треугольника составля­ют аппарат решения треугольников.

Применение теорем синусов и косинусов закрепляется в реше­нии задач, воспроизведения доказательств этих теорем можно от учащихся не требовать.

Среди задач на решение треугольников основными являются три, соответствующие признакам равенства треугольников: реше­ние треугольника по двум сторонам и углу между ними, по сторо­не и двум углам, по трем сторонам. При их решении в первую очередь следует уделить внимание формированию умений приме­нять теоремы синусов и косинусов для вычисления неизвестных элементов треугольника. Усвоение основных алгоритмов решения произвольных треугольников происходит в ходе решения задач с числовыми данными. При этом широко привлекаются алгебраи­ческий аппарат, методы приближенных вычислений, использова­ние тригонометрических таблиц или калькуляторов. Тем самым важные практические умения учащихся получают дальнейшее развитие.

Многоугольники (14 часов)

Ломаная. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпукло­го многоугольника. Правильные многоугольники. Окружность, вписанная в правильный многоугольник. Окружность, описан­ная около правильного многоугольника. Длина окружности. Длина дуги окружности. Радианная мера угла.

Основная цель — расширить и систематизировать сведе­ния о многоугольниках и окружностях.

Сведения о многоугольниках обобщают известные учащимся факты о треугольниках и четырехугольниках: теорема о сумме углов многоугольника — обобщение теоремы о сумме углов тре­угольника, равносторонний треугольник и квадрат — частные случаи правильных многоугольников. Изучение формул, связы­вающих стороны правильных многоугольников с радиусами впи­санных в них и описанных около них окружностей, решение за­дач на вычисление элементов правильных многоугольников, длин окружностей и их дуг подготавливают аппарат решения задач, связанных с многогранниками и телами вращения в стереомет­рии. Особое внимание следует уделить изучению частных видов многоугольников: правильному треугольнику, квадрату, правиль­ному шестиугольнику.

Площади фигур (16 часов)

Площадь и ее свойства. Площади прямоугольника, треуголь­ника, параллелограмма, трапеции. Площади круга и его частей.

Основная цель — сформировать у учащихся общее пред­ставление о площади и умение вычислять площади фигур.

Понятие площади и ее основные свойства изучаются с опорой на наглядные представления учащихся и их жизненный опыт. В теме доказывается справедливость формулы для вычисления площади прямоугольника, на основе которой выводятся формулы площадей других плоских фигур. Это доказательство от учащих­ся можно не требовать.

Вычисление площадей многоугольников и круга является со­ставной частью решения задач на многогранники и тела враще­ния в курсе стереометрии. Поэтому при изучении данной темы основное внимание следует уделить формированию практиче­ских навыков вычисления площадей плоских фигур в ходе ре­шения соответствующих задач.

Элементы стереометрии (6 часов)

Аксиомы стереометрии. Параллельность и перпендикуляр­ность прямых и плоскостей в пространстве. Многогранники. Тела вращения.

Основная цель — дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве, о расположении прямых и плос­костей в пространстве.

В начале темы дается определение предмета стереометрии, приводится система аксиом стереометрии и пример доказатель­ства с их помощью теорем.

Рассматриваются различные случаи расположения прямых и плоскостей в пространстве. Определение простейших многогран­ников и тел вращения проводится на основе наглядных пред­ставлений.

Обобщающее повторение курса планиметрии (7 часов)































РАЗДЕЛ 3

Тематическое планирование

7 класс

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Деятельность учителя с учётом рабочей программы воспитания

  1. Основные свойства простейших геометрических фигур (16 часов)


1.

Геометрические фигуры. Точка и прямая.

1

-устанавливать доверительное отношение между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя

- поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу -побуждать обучающихся

соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации

-поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу

-анализировать реальное состояние дел в учебном классе

-находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечить его понимание и переживание обучающимися

-привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся

2.

Отрезок. Измерение отрезков.

1

3.

Полуплоскости.

1

4.

Полупрямая.

1

5.

Угол. Решение задач.

2

6.

Биссектриса угла.

1

7.

Откладывание отрезков и углов.

1

8.

Решение задач. Откладывание отрезков и углов.

1

9.

Треугольник.

1

10.

Высота, биссектриса и медиана треугольника.

1

11.

Существование треугольника, равного данному.

1

12.

Параллельные прямые.

1

13.

Теоремы и доказательство. Аксиомы.

1

14.

Решение задач по теме «Основные свойства простейших геометрических фигур».

1

15.

Контрольная работа №1  по теме: «Основные свойства простейших геометрических фигур».

1

  1. Смежные и вертикальные углы. (8 часов)


16.

Смежные углы.

2

-устанавливать доверительное отношение между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя; ---привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации,

-активизации познавательной деятельности обучающихся ; ----побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации; --------поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу; находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечить его понимание и переживание обучающимися; побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися)

17.

Вертикальные углы.

2

18.

Перпендикулярные прямые. Доказательство от противного.

3

19.

Контрольная работа №2 по теме: «Смежные и вертикальные углы».

1

  1. Признаки равенства треугольников. (14 часов)


20.

Первый признак равенства треугольников. Использование аксиом при доказательстве теорем.

1

побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке понятий, приёмов; устанавливать доверительное отношение между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя ; поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу ; анализировать реальное состояние дел в учебном классе;

находить ценностный аспект учебного знания и информации; обеспечить его понимание и переживание обучающимися; привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся ;

строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей

21.

Второй признак равенства треугольников.

2

22.

Равнобедренный треугольник.

2

23.

Контрольная работа №3 по теме «Первый и второй признаки равенства треугольников»

1

24.

Обратная теорема.

1

25.

Высота, биссектриса и медиана треугольника.

1

26.

Свойство медианы равнобедренного треугольника.

3

27.

Третий признак равенства треугольников.

2

28.

Контрольная работа №4  по теме: «Признаки равенства треугольников».

1

  1. Сумма углов треугольника. (12 часов)

29.

Параллельность прямых.

1

30.

Углы, образованные при пересечение двух параллельных прямых секущей.

1

31.

Признак параллельности прямых.

1

32.

Свойство углов, образованных при пересечение параллельных прямых секущей.

1

33.

Сумма углов треугольника.

2

34.

Внешние углы треугольника.

1

35.

Прямоугольный треугольник.

2

36.

Существование и единственность перпендикуляра к прямой.

1

37.

Решение задач по теме «Сумма углов треугольника».

1

38.

Контрольная работа №5 по теме «Сумма углов треугольника».

1

  1. Геометрические построения. (13 часов)

39.

Окружность. Что такое задачи на построение.

1

40.

Касательная к окружности.

1

41.

Окружность, описанная около треугольника.

1

42.

Окружность, вписанная в треугольник.

1

43.

Построение треугольника с данными сторонами. 

1

44.

Построение угла, равного данному.

1

45.

Построение биссектрисы угла. Деление отрезка пополам.

1

46.

Построение перпендикулярной прямой.

1

47.

Геометрическое место точек. Метод геометрических мест.

1

48.

Решение задач по теме «Геометрическое место точек».

1

49.

Решение задач по теме «Геометрические построения».

2

50.

Контрольная работа №6 по теме «Геометрические построения».

1

  1. Итоговое повторение курса геометрии 7 класса (5 часов)


51.

Повторение темы «Начальные геометрические сведения».

1

устанавливать доверительное отношение между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя; поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу; анализировать реальное состояние дел в учебном классе;

привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся

52.

Повторение темы «Признаки равенства треугольников».

1

53.

Повторение темы «Сумма углов треугольника».

1

54.

Повторение темы «Параллельные прямые».

1

55.

Итоговая контрольная работа.

1

56. Резерв

2


Итого

70


































Тематическое планирование учебного предмета «Геометрия»

8 класс

п/п

Тема урока

Количество часов

Деятельность учителя с учётом рабочей программы воспитания

  1. Четырёхугольники (20 часов)


1.

Определение четырёхугольника.

1

Побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации ,

Привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке понятий, приёмов

Устанавливать доверительное отношение между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя

Поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу

Анализировать реальное состояние дел в учебном классе

Находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечить его понимание и переживание обучающимися

Привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся

Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей

Побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися)

2.

Параллелограмм.

4

3.

Прямоугольник.

1

4.

Ромб.

1

5.

Квадрат.

1

6.

Решение задач.

2

7.

Контрольная работа №1 по теме «Четырехугольники».

1

8.

Теорема Фалеса.

1

9.

Средняя линия треугольника.

2

10.

Трапеция.

2

11.

Пропорциональные отрезки.

3

12.

Контрольная работа №2 по теме «Теорема Фалеса. Средняя линия треугольника».

1

  1. Теорема Пифагора (16 часов)


13.

Косинус угла.

1

Устанавливать доверительное отношение между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя

Привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся

Побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации

Поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу

Находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечить его понимание и переживание обучающимися

Побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися)

14.

Теорема Пифагора.

2

15.

Египетский треугольник.

1

16.

Перпендикуляр и наклонная.

1

17.

Неравенство треугольника.

2

18.

Контрольная работа №3 по теме «Теорема Пифагора».

1

19.

Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике.

2

20.

Основные тригонометрические тождества.

2

21.

Значение синуса, косинуса и тангенса некоторых углов.

2

22.

Изменение синуса, косинуса и тангенса при возрастании угла.

1

23.

Контрольная работа №4 по теме «Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике».

1

  1. Декартовы координаты на плоскости (14 часов)


24.

Определение декартовых координат.

1

-устанавливать доверительное отношение между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя

-привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся

-побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу

25.

Координаты середины отрезка.

1

26.

Расстояние между точками.

2

27.

Уравнение окружности.

1

28.

Уравнение прямой.

1

29.

Координаты точки пересечения прямых.

1

30.

Расположение прямой относительно системы координат.

1

31.

Угловой коэффициент в уравнении прямой. График линейной функции.

1

32.

Пересечение прямой с окружностью.

1

33.

Определение синуса, косинуса и тангенса любого угла от 0 до 180.

3

34.

Контрольная работа №5 по теме «Декартовы координаты на плоскости».

1

  1. Движение (9 часов)


35.

Преобразование фигур.

1

-устанавливать доверительное отношение между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя

-привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной

деятельности обучающихся

-побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу

36.

Свойства движения.

1

37.

Симметрия относительно точки и прямой.

2

38.

Поворот.

1

39.

Параллельный перенос и его свойства.

1

40.

Существование и единственность параллельного переноса.

1

41.

Сонаправленность полупрямых.

1

42.

Геометрические преобразования на практике. Равенство фигур.

1

  1. Векторы (7 часов)


43.

Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов.

1

-находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечить его понимание и переживание обучающимися

-привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной

деятельности обучающихся

-строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу

44.

Координаты вектора.

1

45.

Сложение векторов. Сложение сил.

1

46.

Умножение вектора на число.

1

47.

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Скалярное произведение векторов.

1

48.

Разложение вектора по координатным осям.

1

49.

Контрольная работа №6 по теме «Векторы».

1

  1. Итоговое повторение курса геометрии 8 класса (2 часа)


50.

Повторение §6-7.

1

Анализировать реальное состояние дел в учебном классе

Поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу

51.

Повторение §8-10.

1

52 Резерв

2

Итого

70














































Тематическое планирование учебного предмета «Геометрия»

9 класс

п/п

Тема урока

Количество часов

Деятельность учителя с учётом рабочей программы воспитания

1. Подобие фигур (16 часов)


1

Преобразование подобия.


1

Поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу

Побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации

Привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке понятий, приёмов

Устанавливать доверительное отношение между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя

Анализировать реальное состояние дел в учебном классе

Находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечить его понимание и переживание обучающимися

Привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся

Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей

Побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися)

2

Свойства преобразования подобия.


1

3

Подобие фигур.


1

4

Признак подобия треугольников по двум углам.


1

5

Признак подобия треугольника по двум сторонам и углу между ними.

1

6

Признак подобия треугольников по трем сторонам.


1

7

Подобие прямоугольных треугольников.


2

8

Контрольная работа № 1 «Признаки подобия треугольников».

1

9

Углы, вписанные в окружность.


2

10

Пропорциональность отрезков хорд и секущих окружности.

2

11

Измерение углов, связанных с окружностью.


2

12

Контрольная работа № 2 «Вписанные углы. Свойства отрезков хорд и секущих окружности».

1

2. Решение треугольников (9 часов)


13

Теорема косинусов.

2


Привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке понятий, приёмов

Устанавливать доверительное отношение между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя

Анализировать реальное состояние дел в учебном классе

Находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечить его понимание и переживание обучающимися






14

Теорема синусов.

2


15

Соотношение между углами треугольника и противолежащими сторонами.

1

16

Решение треугольников.

3


17

Контрольная работа № 3 «Решение треугольников».

1

3. Многоугольники (14 часов)

18

Ломаная.

1

19

Выпуклые многоугольники.

1


20

Правильные многоугольники.

1


21

Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников.

2

22

Построение некоторых правильных многоугольников.

2

23

Вписанные и описанные четырехугольники.

2

24

Подобие правильных выпуклых многоугольников.

1


25

Длина окружности.

1


26

Радианная мера угла.

2


27

Контрольная работа № 4 «Многоугольники».

1


4. Площади фигур (16 часов)


28

Понятие площади. Площадь прямоугольника.

1


-привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке понятий, приёмов

-устанавливать доверительное отношение между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя

-анализировать реальное состояние дел в учебном классе

-находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечить его понимание и переживание обучающимися

-привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся

-поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу

-находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечить его понимание и переживание обучающимися

29

Площадь параллелограмма.

2


30

Площадь треугольника.

1


31

Формула Герона для площади треугольника.

1


32

Равновеликие фигуры.

1


33

Площадь трапеции.

2


34

Контрольная работа № 5 «Площади простых фигур».

1

35

Формулы для радиусов вписанной и описанной окружностей треугольника.

2

36

Площади подобных фигур.

1


37

Площадь круга.

2


38

Решение задач по теме «Площади фигур».

1


39

Контрольная работа № 6 «Площадь круга».

1

5. Элементы стереометрии (6 часов)

-привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке понятий, приёмов

-устанавливать доверительное отношение между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя

-анализировать реальное состояние дел в учебном классе

-находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечить его понимание и переживание обучающимися

-привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной

деятельности обучающихся

-поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу

-находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечить его понимание и переживание обучающимися

40

Аксиомы стереометрии.

1


41

Параллельность прямых и плоскостей в пространстве.

1

42

Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве.

1

43

Многогранники.

1

44

Тела вращения.

1

45

Решение задач по теме «Элементы стереометрии».

1

6. Итоговое повторение (7 часов)


46

Углы. Признаки параллельности прямых.


1

-побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу

47

Треугольники. Теорема Пифагора.


1

48

Четырехугольники


1

49

Многоугольники. Окружность. Круг.


1

50

Решение треугольников.



51

Площади фигур.


1

52

Декартовы координаты и векторы на плоскости.


1

ИТОГО

68







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!