муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Шахты Ростовской области
«Средняя общеобразовательная школа №39
имени Героя Советского Союза А.Н. Колесникова»
Рассмотрено Заседание МО №1 «31» августа 2023 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР Лукьянченко Е.В./_____________ «31» августа 2023 г. | Утверждаю Директор МБОУ СОШ №39 Баукова Е.И./_________ «31» августа 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии
среднего общего образования
для 11 класса
Составитель: Лукьянченко Е.В.
Составлено на основе: примерной программы среднего общего образования по геометрии.
(программа учебного предмета, на основе которой составлена рабочая программа)
2023/2024 учебный год
г. Шахты
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по геометрии для 11 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный Закон от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016; п.6, ч.3, ст.28);
Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
Областной закон от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 №362-3С);
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении вдействие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015);
Приказ Минпросвещения России от 18.05.2020 №249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования сформированный приказом Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 г. №345»;
Федерального перечня учебников на 2022/2023 учебный год. (Приказ Минпросвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательными организациями»);
Приложение к письму Минобразования Ростовской области от 31.05.2023 № 24/2.2-8662 «Реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2023-2024 учебный год»;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СаНПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) вредности для человека факторов среды обитания»;
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);
Приказ МБОУ СОШ №39 г.Шахты от 31.08.2023 г. №65 «Об утверждении рабочих программ на 2023-2024 учебный год»;
Учебный план МБОУ СОШ №39 г. Шахты на 2023-2024 учебный год;
Положение МБОУ СОШ №39 г. Шахты «О рабочей программе учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)».
УМК:
Планирование составлено на основе сборника рабочих программ Бурмистрова Т.А. Геометрия. 10 - 11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение», 2010.
Зив Б.Г. Геометрия: дидактический материал для 10 класса\ б.Г. Зив.-М.: Просвещение,2010.
Учебник: Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б. и др.Геометрия, 10—11: Учеб. для общеобразоват. Учреждений / М.: Просвещение, 2020
Место учебного предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение геометрии в 11 классе 68 часов в год, из расчёта 2 учебных часа в неделю.
В 2023-2024 учебном году отводится 2 ч в неделю, 68 часов в год. Сокращение объёма учебного времени объясняется количеством учебных недель по Годовому календарному учебному графику и расписанием учебных занятий на 2023-2024 учебный год (ТК РФ ст. 112 «Праздничные дни. Перенос рабочих дней». Данное сокращение произведено за счёт уплотнения учебного материала и резервного времени, предусмотренного рабочей программой.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение математики в средней школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
в личностном направлении:
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
в метапредметном направлении:
представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
сформированность учебной иобщепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
в предметном направлении:
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
В результате изучения геометрии в старшей школе на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и теоретических вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; возникновения и развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
Учащиеся должны уметь:
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале;
выполнения расчетов практического характера;
использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
В результате изучения курса геометрии учащиеся должны овладеть следующими умениями, задающими уровень обязательной подготовки:
изображать пространственные геометрические тела, указанные в условиях теорем и задач, и выделять неизвестные тела на чертежах и моделях;
решать типичные задачи на вычисление и доказательство, опираясь на полученные теоретические сведения;
проводить доказанные рассуждения в ходе решения типичных задач, используя теоретические сведения, полученные учащимися при изучении планиметрии и стереометрии;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей и объемов), применяя изученные в курсах планиметрии и стереометрии формулы и теоремы;
применять аппарат алгебры, начал анализа и тригонометрии в ходе решения геометрических задач;
использовать векторы и координаты для решения несложных стандартных задач.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Координаты и векторы (14 ч.)
Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы и плоскости.Формула расстояния от точки до плоскости.
Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов и умножение вектора на число. Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Коллинеарные векторы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Компланарные векторы. Разложение по трем некомпланарным векторам.
Тела вращения и площади их поверхностей (14 ч.)
Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения параллельные основанию. Шар и сфера, их сечения. Эллипс, гипербола, парабола как сечения конуса. Касательная плоскость к сфере. Сфера, вписанная в многогранник, сфера, описанная около многогранника. Цилиндрические и конические поверхности. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формула площади сферы.
Объемы тел (22 ч.)
Понятие об объеме тела. Отношение объемов подобных тел. Формулы объема куба, параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формула объема шара.
Повторение (18 ч.)
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ | Раздел программы | Количество часов | Количество контрольных работ по разделу |
1 | Метод координат в пространстве | 14 | 2 |
2 | Цилиндр. Конус. Шар. | 14 | 1 |
3 | Объемы тел | 22 | 2 |
4 | Повторение | 18 | 2 |
| Итого: | 68 | 7 |
Календарно-тематическое планирование по геометрии в 11 классе. 2 часа в неделю, всего 68 часов
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата |
План | Факт |
| Метод координат в пространстве | 14 | | |
1 | Прямоугольная система координат в пространстве | 1 | 05.09 | |
2 | Координаты вектора. | 1 | 07.09 | |
3 | Связь между координатами векторов и координатами точек. | 1 | 12.09 | |
4, 5 | Простейшие задачи в координатах. | 2 | 14.09 19.09 | |
6 | Контрольная работа №1 | 1 | 21.09 | |
7 | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. | 1 | 26.09 | |
8, 9 | Вычисление углов между прямыми и плоскостями. | 2 | 28.09 03.10 | |
10 | Решение задач по теме метод координат | 1 | 05.10 | |
11, 12 | Центральная симметрия. Осевая симметрия. Зеркальная симметрия. Параллельный перенос | 2 | 10.10 12.10 | |
13 | Контрольная работа №2 | 1 | 17.10 | |
14 | Зачет №1 | 1 | 19.10 | |
| Цилиндр. Конус. Шар. | 14 | | |
15, 16, 17 | Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. | 3 | 24.10 26.10 07.11 | |
18, 19, 20 | Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус. | 3 | 09.11 14.11 16.11 | |
21, 22, 23, 24 | Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное положение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. | 4 | 21.11 23.11 28.11 30.11 | |
25, 26, 27 | Решение задач на тела вращения | 3 | 05.12 07.12 12.12 | |
28 | Контрольная работа № 3 | 1 | 14.12 | |
| Объемы тел | 22 | | |
29, 30, 31 | Понятие объема. Объем параллелепипеда | 3 | 19.12 21.12 26.12 | |
32, 33, 34 | Объем прямой призмы. Объем цилиндра. | 3 | 28.12 09.01 11.01 | |
35, 36 | Вычисление объемов тел с помощью определенного интеграла. | 2 | 16.01 18.01 | |
37, 38 | Объем призмы | 2 | 23.01 25.01 | |
39, 40 | Объем пирамиды, конуса. | 2 | 30.01 01.02 | |
41 | Контрольная работа № 4 | 1 | 06.02 | |
42, 43, 44, 45, 46, 47 | Объем шара. Объем шарового сегмента, шарового слоя, шарового сектора. Площадь сферы. | 6 | 08.02 13.02 15.02 20.02 22.02 27.02 | |
48 | Контрольная работа № 5 | 1 | 29.02 | |
49 | Зачет по теме «Объемы тел» | 1 | 05.03 | |
| Повторение | 18 | | |
50, 51 | Аксиомы стереометрии и их следствия. Параллельность в пространстве. | 2 | 07.03 12.03 | |
52, 53 | Перпендикулярность в пространстве. Угол между прямой и плоскости. | 2 | 14.03 19.03 | |
54, 55 | Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. | 2 | 21.03 02.04 | |
56, 57 | Векторы в пространстве. | 2 | 04.04 09.04 | |
58, 59 | Метод координат. | 2 | 11.04 16.04 | |
60 | Контрольная работа № 6 | 1 | 18.04 | |
61, 62, 63, 64 | Тела вращения. Объемы тел. | 4 | 23.04 25.04 02.05 07.05 | |
65 | Контрольная работа № 7 | 1 | 14.05 | |
66, 67, 68 | Решение задач по всему курсу. | 3 | 16.05 21.05 23.05 | |