СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии в 11 классе

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии в 11 классе»

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «География» в 11 классе разработана в соответствии с требованиями:

  • федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г. № 273-ФЗ);

  • Домогацких Е. М.: Программа курса «География» 10 (11) базовый уровень. ООО «Русское слово – учебник», 2013;

  • Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)

  • учебников: География: экономическая и социальная география мира: в 2 ч. Ч. 1. Общая характеристика мира: учебник для 10(11) класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.;

  1. География: экономическая и социальная география мира: в 2 ч. Ч. 2. Региональная характеристика мира: учебник для 10(11) класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.;

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Родниковской СОШ № 6.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, на изучения географии в 11 классе отводится 34 ч. (1 час в неделю).


Цели и задачи:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;

  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

  • нахождения и применения географической информации, включчая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкологической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Обучающиеся научатся:

Называть, оценивать (формулировать гипотезы, предвидеть):

- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.

Обучающийся получит возможность научиться:

Объяснять, описывать и определять (измерять):

- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

- сопоставлять географические карты различной тематики.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, в других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.


Универсальные учебные действия

Личностные:

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли;

  • Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере;

  • Осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,  участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей

  • Развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • Формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;

  • Развитие эмоционально – ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.



я Предметные:

  • формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человекам, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  • формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

  • формирование представлений Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблем на разных материках и в отдельных странах;

  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целостного поведения в окружающей среде.


Содержание курса

Часть 1. Общая характеристика мира

Тема 1. Страны современного мира (1 ч.)

Что такое политическая карта мира?   События, влияющие на изменения политической карты мира. Объекты политической карты мира. Независимые государства, их отличия от всех остальных объектов политической карты мира. Государственный строй, формы правления: абсолютные монархии, конституционные монархии, теократические  монархии. Республики. Государства в составе Содружества. унитарные государства и федерации. Что такое унитарное и федеративное государство. Конфедерация. Федеративные государства, созданные с учетом этнических или национальных различий (Российская Федерация, Швейцария, Индия, Пакистан, Мьянма, Эфиопия, Нигерия). Федеративные государства, созданные с учетом исторических особенностей становления государственности (США, Канада, Мексика, Бразилия и др.). Появление на политической карте мира самопровозглашенных и непризнанных государств. Почему подобные государства возникают на политической карте мира, и как они влияют на международную обстановку.

Уровень социально-экономического развития. Внутренний валовой продукт. Страны развитые и развивающиеся. «Большая восьмерка», страны переселенческого капитализма, страны с переходным типом экономики, новые индустриальные страны.

Основные понятия: ВВП, развитые страны, развивающиеся страны, страны переселенческого капитализма, новые индустриальные страны, страны с переходным типом экономики, «Большая восьмерка».

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Знать/понимать: основные географические понятия и термины.

Тема 2. География населения мира (4 ч.)

Динамика численности населения мира в разные исторические периоды. Современная численность населения мира, отдельных стран и регионов. Рождаемость, смертность и естественный прирост – главные демографические показатели. Естественный прирост населения в разных странах и регионах. Типы воспроизводства населения. Демографический кризис и демографический взрыв. Их причины и последствия. Теория «демографического перехода». Демографическая политика. Ее цели в странах с разным типом воспроизводства населения.

Этнический (национальный) состав населения. Крупнейшие народы мира и языковые семьи. Рабочие языки ООН. Религиозный состав населения мира. Мировые и этнические религии.  Этно-религиозные конфликты.

Возрастной и половой состав населения. Половозрастные пирамиды.

Трудовые ресурсы и экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности.

Общий рисунок расселения человечества на планете. Плотность населения. Неравномерность размещения населения. Сгустки населения. Роль природных, экономических и демографических факторов. География мировых миграционных процессов, их причины и следствия. «Перекачка умов».

Урбанизация  как всемирный процесс, ее особенности в развитых и развивающихся странах. Ложная урбанизация. Крупнейшие города мира. Агломерации и мегалополисы. Сельское населения и формы его расселения.

Основные понятия: демография, демографический переход, демографический кризис, демографический взрыв, половозрастные пирамиды, этнос, рабочие языки ООН, мировые и этнические религии, плотность населения, миграции, урбанизация, субурбанизация, мегалополис.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Знать/понимать: численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этнографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации.

Уметь:  определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений.

Оценивать и объяснять: демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения.

Практическая работа: Анализ половозрастных пирамид разных стран.

Тема 3. Мировые природные ресурсы (5 ч.)

Развитие отношений между природой и человеком: охотничий, аграрный, индустриальный и современный этапы. Присваивающее и производящее хозяйство. Воздействие на природу. Природа и географическая (окружающая) среда. Природопользование рациональное и нерациональное.

Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале  и ресурсообеспеченности. Классификация стран по ресурсообеспеченности.

Минеральные ресурсы мира. Современная география топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Металлогенетические пояса.  Проблема исчерпания запасов минерального сырья. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Комплексное освоение ископаемых.

Земельные ресурсы. Земельный фонд и его структура. Использование пахотных площадей планеты. Деградация почв. Опустынивание – глобальная проблема.

Лесные ресурсы.  Их размещение на планете: северный и южный лесные пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных государств и регионов. Сокращение площади лесов планеты, его масштабы и последствия.

Ресурсы пресной воды. Роль речных вод в жизни человека. Неравномерность в обеспечении стран и регионов пресной водой. Пути преодоления нехватки водных ресурсов. Ухудшение качества воды. Сточные воды. Оборотное водоснабжение.

Ресурсы Мирового океана.  Роль океана в обеспечении человечества разнообразными ресурсами. Биологические ресурсы. Аквакультура и марикультура. Виды минеральных ресурсов океана. Энергетические ресурсы: используемые и потенциальные.

Другие виды ресурсов. Альтернативные источники энергии. Гелиоэнергетика и ветроэнергетика. Ресурсы внутреннего тепла Земли. Рекреационные ресурсы, их виды. Изменение роли отдельных ресурсов в связи с появлением новых видов отдыха. Туристический бум. Объекты Всемирного наследия.

Экология. Экологические проблемы, неизбежность их существования. Возможные пути их решения: экстенсивный и интенсивный. Загрязнение литосферы, атмосферы и гидросферы. Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Глобальное потепление. Замкнутые технологические циклы и безотходные технологии.

Основные понятия: рациональное и нерациональное природопользование, природные ресурсы, ресурсообеспеченность, металлогенетические пояса, земельный фонд, сточные воды, опустынивание, рекреационные ресурсы, альтернативные источники энергии, экология, экологические проблемы.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Знать/понимать: особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания.

Уметь: определять сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических, геоэкологических объектов, процессов и явлений.

Оценивать и объяснять: ресурсообеспеченность отдельных стран мира и регионов мира.

Практическая работа:  Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов.

Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (2 ч.)

Формы разделения труда. Международное географическое разделение труда. Мировое хозяйство как совокупность национальных хозяйств стран  мира. Международная хозяйственная специализация государств: роль географических факторов. Типы стран по их роли в МГРТ. Международная экономическая интеграция. Транснациональные корпорации. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.

Современный этап НТР и его характерные черты. Влияние НТР на территориальную и отраслевую структуру мирового хозяйства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Наукоемкие отрасли. Авангардная тройка отраслей. Старопромышленные районы. Промышленные районы нового освоения и высоких технологий.

Основные понятия: разделение труда, МГТР, отрасль международной специализации, экономическая интеграция, ТНК, НТР.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Знать: географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение основных отраслей.

Оценивать: территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Практическая работа: Характеристика главных центров современного мирового хозяйства.

Тема 5. Отрасли мирового хозяйства (5 ч.)

Промышленность мира. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтегазовая и угольная промышленность. Грузопотоки топлива. Страны экспортеры и страны импортеры. Электроэнергетика. Роль электростанций разных видов в мировом производстве электроэнергии. Специфика электроэнергетики разных стран.

Обрабатывающая промышленность: машиностроение, металлургия, химическая, лесная и легкая промышленность. Связь уровня развития обрабатывающей промышленности с уровнем социально- экономического развития государств. Мировые лидеры в различных отраслях промышленного производства.

Сельское хозяйство, его отраслевой состав. Земледелие и животноводство. Аграрные отношения в странах разного типа. Продовольственное и товарное

сельское хозяйство. «Зеленая революция» и ее сущность. Мировые лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции.

Транспорт мира и его состав. Значение и особенности разных видов транспорта в мировых перевозках грузов и пассажиров.  Грузооборот и пассажирооборот. Густота транспортной сети. Транспортные сети радиального и линейного типа. Особая роль морского транспорта. «Контейнерная революция» и «контейнерные мосты». Особенности организации транспорта развитых и развивающихся стран.

Международные экономические отношения, их формы. Свободные экономические зоны. Международная торговля: товарная структура и географическое распределение. Другие формы МЭО: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг.  

Основные понятия:  «зеленая революция», контейнеризация, СЭЗ.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Знать: географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей.

Оценивать и объяснять: территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Применять: разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; составлять комплексную географическую характеристику, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.

Практическая работа: Характеристика главных центров автомобилестроения мира.

Тема 6. Глобальные проблемы современности (1 ч.)

Понятие о глобальных проблемах их типах и взаимосвязях. Проблемы выживания и проблемы развития. Сырьевая, демографическая, продовольственная и экологическая – главные из глобальных проблем. Возможные пути их решения. Роль географии в решении глобальных проблем  человечества.

Основные понятия:  глобальные проблемы, глобализация.

ЧАСТЬ 2. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЗОР МИРА

Тема 7. Политическая карта мира (2 ч.)

Современная политическая карта мира и этапы ее развития. Количественные и качественные изменения на политической карте мира.

  Государственная территория и государственная граница. Виды государственных границ. Исторический характер границ. Демаркация и делимитация. Территориальные воды.

Дифференциация стран современного мира. Их типология. Внутриконтинентальные, приморские и островные страны. Анклавы. Суверенные и зависимые государства. Государственный строй и государственное устройство. Монархии и республики. Унитарное и федеративное государства.

Понятие о регионах мира. Международные организации, их многообразие и виды.

Основные понятия: политико-географическое положение, территория страны, сухопутные, водные и морские границы, анклав, республики, монархии, федерации, конфедерации, унитарные государства, международные организации, регион.

Практическая работа:  Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».

Тема 8. Зарубежная Европа (2 ч.)

Общая характеристика региона. Географическое положение. Деление на субрегионы: Западная. Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Природно-ресурсный потенциал субрегионов Европы. Объекты Всемирного наследия.

Демографическая ситуация в зарубежной Европе. Национальный и религиозный состав населения. Обострение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов. Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие городские агломерации зарубежной Европы.

Хозяйственные различия между странами. Центральная ось развития. Главные отрасли промышленности и их география. Крупнейшие районы и центры добывающих и обрабатывающих отраслей. Основные типы сельского хозяйства: северо-, средне- и южноевропейский.  Их географические и отраслевые особенности. Международные экономические связи.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика.

Особенности европейских субрегионов.

Страны Европы. Федеративная Республика Германия – экономический лидер зарубежной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Место Германии в мировой экономике. Структура и география промышленности и сельского хозяйства. Особая роль машиностроения и химической промышленности. Высокий уровень развития транспорта. Густота дорожной сети. Объекты Всемирного наследия.

Республика Польша – типичная страна Восточной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности расселения, крупнейшие города. Особенности населения: высокая степень этнической и религиозной однородности.  Хозяйство Польши: высокая роль горнодобывающих отраслей. Развитие тенденций, характерных для всей Европы. Судостроение – отрасль международной специализации. Роль иностранного капитала в экономике страны. 

Основные понятия: Западная, Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Центральная ось развития.

Практическая работа: ФРГ – экономический лидер Зарубежной Европы.

Тема 9. Зарубежная Азия (3 ч.)

Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона. Большие различия между странами. Природные условия, их контрастность, неравномерность распределения ресурсов. Особое значение нефти. Земельные и агроклиматические ресурсы.

Население: численность и особенности воспроизводства. Сложный этнический состав. Межнациональные конфликты и территориальные споры. Азия – родина трех мировых религий. Размещения населения и процессы урбанизации.

Уровень хозяйственного развития и международная специализация стран.  Новые индустриальные страны. Нефтедобывающие страны. Интеграционные группировки стран зарубежной Азии.

Основные районы и направления сельского хозяйства. Особое значение ирригации. Транспорт и международные экономические связи. Непроизводственная сфера.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика. Угроза обезлесения и опустынивания. Объекты Всемирного наследия.

Субрегионы зарубежной Азии: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная и Восточная Азия. Специфика субрегионов.

Япония. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение, государственный строй. Население: особенности естественного движения,  национального и религиозного состава. Особенности размещения населения и урбанизации. Главные городские агломерации и мегалополис Токайдо.  Объекты Всемирного наследия.

Место Японии в мировой экономике. Причины быстрого экономического роста. Характерные черты японской промышленности и особенности ее географии. Зависимость от внешних источников сырья. Структура и география сельского хозяйства. Огромная роль рыболовства. Развитие и размещение транспорта. Особая роль морского транспорта. Международные экономические связи.

Внутренние различия: страна с двумя «лицами». Тихоокеанский промышленный пояс и Внутренняя  Япония. Особая роль острова Хоккайдо.

Китайская Народная Республика. Краткая историческая справка.  Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Специфика населения. Особенности воспроизводства  и демографическая политика. Особенности национального состава. Особенности расселения, крупнейшие города. Особая роль зарубежных китайцев – хуацяо. Объекты Всемирного наследия.

Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как  растущий центр мирового хозяйства. Характеристика отраслевой структуры и география отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности.

Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Особое значение культуры риса. Главные сельскохозяйственные районы.

Международные экономические связи; свободные экономические зоны Китая.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.

Республика Индия. Краткая историческая справка.  Территория, границы, положение, государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности воспроизводства населения. Демографический взрыв и его последствия. Трудности демографической политики. Сложный этнический и религиозный состав. Межэтнические и религиозные противоречия. Основные черты размещения населения: городское население. Крупнейшие города. Сельское население.

Достижения и проблемы экономики Индии. Основные черты отраслевой структуры и географии промышленности. Главные отрасли и промышленные районы.  Природные предпосылки для развития сельского хозяйства.  Отраслевой состав сельского хозяйства и главные сельскохозяйственные районы. Непроизводственная сфера.

Международные экономические связи.

Внутренние различия. Экономические районы Индии и их специфика.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.

Основные понятия: Юго-Западная, Центральная, Восточная, Южная и Юго-Восточная Азия.

Практическая работа: Обозначение на контурной карте границ субрегионов Азии.

Тема 10. Англо-Америка (1 ч.)

Понятие об Англо-Америке и Латинской Америке.

Соединенные Штаты Америки. Краткая историческая справка.  Территория, границы, положение. Государственный строй.

Численность и воспроизводство населения. Специфика этнического и религиозного состава. Роль иммиграции в формировании населения.  Основные черты размещения населения. Урбанизация в США и ее особенности. Главные города, агломерации и мегалополисы. Сельское население.

Хозяйство США. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Условия для развития сельского хозяйства. География основных отраслей, сельскохозяйственные районы (пояса) и их специализация. Особенности транспортной системы. Сеть сухопутных магистралей. Морские порты. Международные экономические связи США.

Загрязнение окружающей среды в США и меры по ее охране. Национальные парки и объекты Всемирного наследия.

Внутренние различия. Экономические районы: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад. Особая роль Калифорнии.

Канада. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатство природно-ресурсного потенциала. Большая роль добывающих отраслей и сельского хозяйства – признаки страны переселенческого капитализма. Место Канады в мировом хозяйстве. Взаимозависимость экономики Канады и США.

Основные понятия: Англо-Америка,  Латинская Америка.

Тема 11. Латинская Америка (3 ч.)

Состав и  общая характеристика региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.  

Население: тип воспроизводства и проблемы с ним связанные. Неоднородность этнического и религиозного состава. Неравномерность в размещении населения и ее причины. Темпы и уровень урбанизация, крупнейшие городские агломерации. Ложная урбанизация.

Современный уровень и структура хозяйства. Значение и место Латинской Америки в  мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Главенствующая роль горнодобывающей промышленности, ее главные районы и отрасли. Обрабатывающая промышленность, основные отрасли и черты ее размещения.

Особенности землевладения: латифундии и минифундии.  Главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные черты развития и размещения транспорта. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.

Деление Латинской Америки на субрегионы.  Страны бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности, Андские (Андийские) страны, Центральная Америка. Вест-Индия и Мексика.

Бразилия. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Место Бразилии в экономике Латинской Америки и мировом хозяйстве. Характерные черты территориальной и отраслевой структуры хозяйства. «Промышленный треугольник». Города Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Значительная роль машиностроения в экономике страны. Страна кофе. Недостаточное развитие транспортной системы. Объекты Всемирного наследия.

Основные понятия: Андийские страны, Вест-Индия, Центральная Америка, латифундии.

Практическая работа: Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки».

Тема 12. Африка  (4 ч.)

Общая характеристика региона. Территория, границы и географическое положение. Политическая карта, пограничные споры и конфликты. Особенности государственного строя.

Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран Африки. Хозяйственная оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов.

Население: демографический взрыв и связанные с ним проблемы. Особенности этнического и религиозного состава населения. Особенности размещения населения.

Место и роль Африки в мировом хозяйстве. Главные отрасли специализации. Преобладающее значение горно-добывающей промышленности, основные отрасли и районы  размещения. Особенности сельского хозяйства. Монокультура земледелия – причина деградации земель. Транспортные проблемы Африки. Непроизводственная сфера.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Заповедники и национальные парки.  Объекты Всемирного наследия.

Международные экономические связи.

Субрегионы Африки: Северная, Западная, Восточная, Центральная и Южная Африка. Их специфика.

Южно-Африканская Республика (ЮАР) –  единственная экономически развитая страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейшие природные ресурсы: алмазы, золото, каменный уголь, рудные ископаемые. Доминирование горнодобывающей  отрасли. «Черное большинство» и «белое меньшинство».

Республика Кения – типичная развивающаяся страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейший рекреационный потенциал и его использование.

Основные понятия: Северная, Восточная, Центральная, Южная Африка, апартеид.

Практическая работа: Оценка природно-ресурсного потенциала ЮАР или Кении.

Тема 13. Австралия и Океания (1 ч.)

Австралия. Краткая историческая справка.  Территория, границы, положение.

Политическая карта. Государственный строй.

Богатство природных  ресурсов и нехватка воды. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.

  Особенности воспроизводства, состава и размещения населения. Мигранты.

Место в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Международные экономические связи.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.

Океания. Краткая характеристика географической специфики, природных ресурсов, особенностей населения и хозяйственного развития.

Заключение (1 ч.)

Экономико-географическая история России. Роль России в  мировом хозяйстве и ее изменение. Россия на современной политической и экономической карте мира.  Отрасли международной специализации России. Международные связи России.






Учебно-тематический план

п/п

Тема

Кол-во часов

Практическая работа

Часть 1. Общая характеристика мира

Тема 1. Страны современного мира

1


Тема 2. География населения мира

4

1

Тема 3. Мировые природные ресурсы

5

1

Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция

2

1

Тема 5. Отрасли мирового хозяйства

5


Тема 6. Глобальные проблемы современности

1


Часть 2. Региональная характеристика мира

Тема 7. Политическая карта мира

2

1

Тема 8. Зарубежная Европа

2

1

Тема 9. Зарубежная Азия

3

1

Тема 10. Англо-Америка

1


Тема 11. Латинская Америка

3

1

Тема 12. Африка

4

1

Тема 13. Австралия и Океания

1


Заключение

1


Итого

35

9



Перечень обязательных практических работ:

п/п

Название

Дата

П/р. №1. Анализ половозрастных пирамид разных стран


П/р. №2. Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов


П/р. № 3. Характеристика главных центров современного мирового хозяйства


П/р. №4. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира»


П/р. № 5. ФРГ – экономический лидер Зарубежной Европы


П/р. № 6. Обозначение на контурной карте границ субрегионов Азии


П/р. № 7. Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки»


П/р. №8. Оценка природно-ресурсного потенциала ЮАР или Кении






Календарно-тематическое планирование по географии 11 класс

урока

Дата

Тема урока

Элементы обязательного минимума образования

план

факт

Часть 1. Общая характеристика мира

Тема 1. Страны современного мира (1 ч.)


02,09

Типы стран современного мира. Развитые и развивающиеся страны

Размеры и положение на материке. Формы государственного устройства. Уровень социально-экономического развития. Развитые страны. Развивающиеся страны

Тема 2. География населения мира (4 ч.)


09.09

Численность и динамика населения мира

Демография и основные демографические показатели. Динамика численности населения. Воспроизводство населения


16.09

Половозрастной состав населения и трудовые ресурсы

Половой состав. Возрастной состав. Трудовые ресурсы.

П/р. №1. Анализ половозрастных пирамид разных стран


23.09

Расовый и этнический состав населения. Религиозный состав населения.

Этнорелигиозные конфликты

Расовый состав. Этнический (национальный) состав населения. Страны однонациональные и многонациональные Религия в жизни людей. Мировые и национальные религии. Этнорелигиозные конфликты


30.09

Размещение населения и его миграции. Сельское и городское население

Размещение населения. Миграция населения. Форма расселения. Сельское население. Городское население

Тема 3. Мировые природные ресурсы (5 ч.)


07.10

Природа и человек

Развитие и взаимоотношения природы и человека. Природопользование. Экологические проблемы


14.10

Природные ресурсы

Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Ресурсообеспеченность стран мира.

П/р. №2. Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов


21

Исчерпаемые невозобновимые и возобновимые ресурсы

Топливные ресурсы. Рудные ресурсы. Нерудные ресурсы. Земельные ресурсы. Лесные ресурсы. Водные ресурсы


28

Неисчерпаемые ресурсы. Ресурсы Мирового океана

Альтернативные источники энергии. Некоторые виды минеральных ресурсов. Биологические ресурсы. Минеральные ресурсы мирового океана. Энергетические ресурсы мирового океана



Пути решения экологических проблем

Экстенсивные и интенсивный путь. Истощение природных ресурсов. Загрязнение окружающей среды



Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (2 ч.)



Формирование мирового хозяйства

Международное географическое разделение труда. Формирование и развитие мирового хозяйства. Глобализация



Мировое хозяйство современная эпоха НТР.

НТР и отрасли мирового хозяйства. НТР и география мирового хозяйства.

П/р. № 3. Характеристика главных центров современного мирового хозяйства

Тема 5. Отрасли мирового хозяйства (5 ч.)



Топливно-энергетический комплекс. Металлургия

Топливная промышленность. Электроэнергетика. Черная металлургия. Цветная металлургия



Машиностроение

Основные отрасли машиностроения. Региональный аспект машиностроения.

Характеристика главных центров автомобилестроения мира



Химическая и лесная промышленность

Химическая промышленность. Лесная промышленность



Сельское хозяйство. Транспорт

Земледелие (растениеводство). Животноводство. Товарное и потребительское сельское хозяйство. Виды транспорта. Значение транспорта. Географические различия в мировой транспортной системе



Международные экономические отношения. Международная торговля услугами

Мировая торговля. Международные кредитно-финансовые отношения. Свободные экономические зоны (СЭЗ). Международная торговля услугами. Международный туризм. Всемирное наследие

Тема 6. Глобальные проблемы современности (1 ч.)



Глобальные проблемы и стратегия устойчивого развития

Глобальные проблемы. Стратегия устойчивого развития

Часть 2. Региональная характеристика мира

Тема 7. Политическая карта мира (2 ч.)



Политическая карта мира

Территория и граница страны. Формирование политической карты мира



Регионы мира и международные организации

Регионы мира. Международные организации.

П/р. №4. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира»

Тема 8. Зарубежная Европа (2 ч.)



Состав, географическое положение и природные ресурсы. Население и хозяйство

Состав. Географическое положение. Природные ресурсы. Население. Хозяйство





Субрегионы Европы. ФРГ

Северная Европа. Средняя Европа. Южная Европа. Восточная Европа. История. Географическое положение и ресурсы ФРГ. Население. Хозяйство.

П/р. № 5. ФРГ – экономический лидер Зарубежной Европы

Тема 9. Зарубежная Азия (3 ч.)



Состав, географическое положение и ресурсы. Население и хозяйство

Географическое положение. Природные ресурсы. Население. Хозяйство.

П/р. № 6. Обозначение на контурной карте границ субрегионов Азии



Субрегионы Азии:

Юго-Западная и Центральная Азия, Восточная, Южная

Юго-Западная Азия. Центральная Азия. Восточная Азия.

Южная Азия. Юго-Восточная Азия



Китайская Народная Республика

Истрия. Географическое положение. Природные ресурсы. Население. Хозяйство

Тема 10. Англо-Америка (1 ч.)



Канада. Соединенные Штаты Америки

Истрия Географическое положение. Природные ресурсы. Население. Хозяйство

Тема 11. Латинская Америка (3 ч.)



Состав, географическое положение и ресурсы. Население и хозяйство

Состав. Географическое положение. Природные ресурсы. Население. Хозяйство



Субрегионы Латинской Америки

Страны бассейна Амазонки и Ла-Пладской низменности. Андские страны. Центральная Америка и Вест-Индия. Мексика.

П/р. № 7. Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки»



Федеративная Республика Бразилия

Истрия. Природные ресурсы. Население. Хозяйство

Тема 12. Африка (4 ч.)



Состав, географическое положение и ресурсы. Население и хозяйство

Географическое положение. Природные ресурсы. Население. Хозяйство



Субрегионы Африки

Северная Африка. Западная Африка. Центральная Африка. Восточная Африка. Южная Африка



Южно-Африканская Республика

Истрия. Природные ресурсы. Население. Хозяйство.

П/р. №8. Оценка природно-ресурсного потенциала ЮАР или Кении



Промежуточная аттестация

Тестирование



Тема 13. Австралия и Океания (1 ч.)



Австралия. Океания

Истрия. Географическое положение. Природные ресурсы. Население. Хозяйство. Внешнеэкономические связи. Новая Зеландия

Тема 14. Заключение (1 ч.)



Современная Россия

Экономико-географическая история России. Краткая характеристика хозяйства



Перечень обязательной географической номенклатуры. 11 класс

Государства и их столицы:

Европа:

Россия (Москва), Франция (Париж), Великобритания (Лондон), Италия (Рим), Германия (Берлин), Исландия (Рейкъявик), Швеция (Стокгольм), Норвегия (Осло), Финляндия (Хельсинки), Дания (Копенгаген), Нидерланды (Амстердам), Бельгия (Брюссель), Швейцария (Берн), Австрия (Вена), Польша (Варшава), Чехия (Прага), Болгария (София), Венгрия (Будапешт), Румыния (Бухарест), Югославия (Белград), Словакия (Братислава), Словения (Любляна), Хорватия (Загреб), Испания (Мадрид), Португалия (Лиссабон), Греция (Афины), Люксембург, Монако, Ватикан.

Азия:

Турция (Анкара), Иордания, Сирия (Дамаск), Израиль (Иерусалим), Япония (Токио), Саудовская Аравия (Эр-Рияд), Йемен, Ирак (Багдад), Иран (Тегеран), Афганистан (Кабул), Пакистан (Исламабад), Индия (Дели), Непал, Бангладеш, Шри-Ланка, Индонезия (Джакарта), Мьянма, Камбоджа, Вьетнам, Таиланд, Сингапур, Корея (Сеул), Китай (Пекин), Монголия.

Америка:

Канада (Оттава), США (Вашингтон), Мексика (Мехико), Куба (Гавана), Венесуэла, Аргентина (Буэнос-Айрес), Чили (Сантьяго), Перу (Лима), Никарагуа, Панама, Ямайка, Колумбия, Уругвай, Боливия. Эквадор.

Африка:

Ливия, Тунис, Марокко, Алжир (Алжир), Египет(Каир), Эфиопия (Адисс-Абеба), Нигерия (Абуджа), Нигер, Чад, Танзания, Ботсвана, Камерун, Кот-д‘Ивуар, Гана, Сомали, Конго (Киншаса), Замбия, Ангола, Намибия, ЮАР (Претория), Зимбабве, Мадагаскар.

Австралия и Океания:

Австралийский Союз (Канберра), Новая Зеландия, Папуа - Новая Гвинея.

Крупнейшие города и мегаполисы:

Мехико, Сан-Паулу, Токио, Калькутта, Бомбей, Нью-Йорк, Чикаго, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Филадельфия, Сеул, Шанхай, Дели, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес, Джакарта, Каир, Лондон, Москва, Париж, Берлин, Рурштат, Йоханнесбург.

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых:

Угольные бассейны:

Тунгусский, Ленский,  Канско-Ачинский,  Кузнецкий, Печорский, Таймырский - Россия. Донецкий - Россия-Украина.  Рурский - ФРГ. Аппалачский, Западный - США.

Нефтегазовые районы:

Персидского залива - Саудовская Аравия,  Иран,  Ирак,  Кувейт, ОАЭ. Западно-Сибирский,  Волго-Уральский -  Россия.  Каспийский  -  Россия, Азербайджан, Туркмения, Иран, Казахстан. Североморский - Норвегия, Великобритания,  Дания,  Бельгия. Западно - Канадский - Канада, США. Аляскинский,  Калифорнийский, Техасский - США. Мексиканского залива - Мексика.  Оринокский, Маракайбский - Венесуэла. Сахарский - Алжир, Ливия. Гвинейского  залива - Нигерия. Суматранский - Индонезия.  Дацинский - Китай.



Железнорудные бассейны:

Хаммерсли - Австралия.  "Железнорудный треугольник", Каражас, Урукум - Бразилия.  Месторождения озера Верхнего - Канада, США. Сингхбум - Индия. Симен - ЮАР. Лотарингский - Франция. Кирунавара - Швеция. КМА - Россия.

Меднорудные бассейны:

Чукикамата - Чили.  Штат Аризона - США.  Западное  - Канада. "Медный пояс" - Замбия, Заир. Кобриса - Перу. Хобарт - Австралия.  Калифорнийское - Мексика. Окип - ЮАР.

Бокситоносные провинции мира:

1. Средиземноморская - Франция,  Италия, Греция, Хорватия, Венгрия, Румыния.

2. Побережья Гвинейского залива - Гвинея, Гана, Камерун.

3. Карибского бассейна - Ямайка, Гаити, Гайана, Суринам.

4. Австралийская.

Месторождения фосфоритов:

Егорьевское, Камско  - Вятское - Россия.  Бьютт - США. Юсуфия - Марокко. Амман - Иордания. Сехира - Тунис. Каратаусское - Казахстан. Эр-Русенфа - Израиль.

Месторождения калийных солей:

Соликамское - Россия.  Саарско-Лотарингское - Франция, ФРГ. Карлсбад - США. Солигорское - Беларусь. Саскачеванское - Канада.

Золото добывают: США, Канада, Россия, ЮАР, Австралия, Бразилия, Казахстан.

Алмазы добывают: Россия, ЮАР, Заир.


УМК:

  1. Домогацких Е. М.: Программа курса «География» 10 (11) базовый уровень. ООО «Русское слово – учебник», 2018.

  2. ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

  3. Географический атлас 10-11 класс. – М.:Просвещение, 2018.

  4. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

  5. География: экономическая и социальная география мира: в 2 ч. Ч. 1. Общая характеристика мира: учебник для 10(11) класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.

  6. География: экономическая и социальная география мира: в 2 ч. Ч. 2. Региональная характеристика мира: учебник для 10(11) класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!