Аннотация к рабочей программе по географии
(5 класс)
Рабочая программа по географии разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Министерство образования и науки РФ – М., Просвещение, 2010 год/ - (Стандарты второго поколения);
учебного плана школы;
рабочей программы ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ. 5—9 КЛАССЫ. Авторы И.И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева.
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2821-10. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса для 5 класса, который состоит из:
1. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы И. И. Баринова, А. А. Плешаков, В. И. Сонин,).
2. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И. Баринова, Т.А. Карташева).
3. География. Начальный курс . 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. И. Сонин, С. В. Курчина).
4. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное мультимедийное издание.
Данный УМК относится к классической линии учебников 5-9 класса. Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен, тем, что авторы программ являются одновременно и авторами соответствующих учебников. Такой подход представляется наиболее правильным.
«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.
При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.
Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
контрольных работ- 3;
практических работ - 7;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные УУД:
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
- приводить примеры географических следствий движения Земли.
Планируемые результаты
Ученик научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности; - определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
-Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития. - использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Что изучает география (5 часов).
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Как люди открывали Землю (5ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности.
Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практические работы № 1. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы.; 2. Как люди открывали Землю.
Земля во Вселенной (9ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий.
Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета— Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю.А.Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли (4ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным
признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. Практические работы № 3, Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты; 4. Самостоятельное построение простейшего плана
Природа Земли (10ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона,
И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Практическая работа №5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере. Практическая работа №6. Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера. Практическая работа №7. Составление карты стихийных природных явлений.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Тематическое планирование
Коли чество часов | № п/п | Раздел, тема. |
1 Раздел. Что изучает география (5 часов) |
1 | 1/1 | Мир, в котором мы живем. |
1 | 2/2 | Науки о природе. Пр.р. №1 «Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы» |
1 | 3/3 | География - наука о Земле. |
1 | 4/4 | Методы географических исследований. |
1 | 5/5 | Методы географических исследований. Повторение по 1 разделу |
2 Раздел. Как люди открывали Землю. (5 часов) |
1 | 6/1 | Географические открытия древности и Средневековья. |
1 | 7/2 | Важнейшие географические открытия. |
1 | 8/3 | Важнейшие географические открытия. |
1 | 9/4 | Открытия русских путешественников. Пр.р. № 2 «Как люди открывали землю» |
1 | 10/5 | Открытия русских путешественников. Повторение по 2 разделу |
3 Раздел. Земля во вселенной. (9 часов) |
1 | 11/1 | Как древние люди представляли себе вселенную. |
1 | 12/2 | Изучение Вселенной от Коперника до наших дней. |
1 | 13/3 | Изучение Вселенной от Коперника до наших дней. |
1 | 14/4 | Соседи Солнца. |
1 | 15/5 | Планеты-гиганты и маленький Плутон. |
1 | 16/6 | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. |
1 | 17/7 | Мир звезд. |
1 | 18/8 | Уникальная планета - Земля. |
1 | 19/9 | Современные исследования космоса. Повторение по 3 разделу. |
4 Раздел. Виды изображений поверхности Земли (4 часа) |
1 | 20/1 | Виды изображений поверхности Земли. |
1 | 21/2 | Стороны горизонта |
1 | 22/3 | Ориентирование. Пр.р.№ 3 «Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты» |
1 | 23/4 | План местности и географическая карта. Пр.р.№ 4 «Самостоятельное построение простейшего плана» |
5 Раздел. Природа земли. (11 часов) |
1 | 24/1 | Как возникла Земля |
1 | 25/2 | Внутреннее строение Земли |
1 | 26/3 | Землетрясения Пр.р.№5 «Обозначение на к/к районов землетрясений» |
1 | 27/4 | Вулканы. Пр.р.№5 «Обозначение на к/к крупнейших вулканов» |
1 | 28/5 | Путешествие по материкам |
1 | 29/6 | Вода на земле. Пр.р.№6 «Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов» |
1 | 30/7 | Воздушная одежда Земли. Пр.р.№7 «Составление карты стихийных природных явлений» |
1 | 31/8 | Живая оболочка Земли |
1 | 32/9 | Почва – особое природное тело |
1 | 33/10 | Человек и природа |
1 | 34/11 | Повторение по 5 разделу |
| | |
1 | 35/1 | Обобщающее повторение « Что мы узнали за год» |