СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии (среднее общее образование) Элективный курс 2022-2023 год

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначена для учителей географии работающих по учебнику  О.А. Бахчиева География 10-11 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии (среднее общее образование) Элективный курс 2022-2023 год»




РАССМОТРЕНА

на заседании методич.

объединения
Протокол №1

от «31» августа 2022 г.

________ Трушкова Р.Р.


СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора

по УВР

________Г.В. Серегина

«31» августа 2022г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ

с. Павловка

______Ф.М. Гильманова

«31» августа 2022г.





Рабочая программа

по географии

(среднее общее образование)

Элективный курс


11 КЛАСС


Составитель: Гайтанова Л.Ф.







2022



  1. Планируемые результаты освоения учебного курса.



ЛИЧНОСТНЫЕ

Изучение географии в старшей школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения государственных символов (герб, флаг, гимн);

- формирование гражданской позиции ученика как активного и ответственного члена российского общества, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

- формирование готовности к служению Отечеству;

- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур;

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- формирование толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- развитие навыков сотрудничества в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

- формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

- воспитание готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;

- формирование экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Метапредметные результаты освоения курса «Экономическая и социальная география мира» основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- ставить учебные задачи;

- вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

- выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

-планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;

-владеть различными способами самоконтроля;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- классифицировать в соответствии с выбранными признаками;

- сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

- систематизировать и структурировать информацию;

- определять проблему и способы ее решения;

- формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;

- владеть навыками анализа и синтеза.

Коммуникативные УУД:

- выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

- уметь вести дискуссию, диалог;

- находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения;

- договариваться и приходить к общему решению;

- участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы;

- задавать вопросы, уточняя план действий;

- осуществлять само-, взаимоконтроль и взаимопомощь


ПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. сформированность знаний о составе современного ком­плекса географических наук, его специфике и месте в систе­ме научных дисциплин, роли в решении современных науч­ных и практических задач;

  2. владение умениями применения географического мышления для вычленения и оценивания географических факторов, определяющих сущность и динамику важнейших природных, социально-экономических и экологических про­цессов;

  3. сформированность комплекса знаний о целостности географического пространства как иерархии взаимосвязан­ных природно-общественных территориальных систем;

  4. владение умениями проводить учебные исследова­ния, в том числе с использованием простейшего моделирова­ния и проектирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов;

  5. владение навыками картографической интерпрета­ции природных, социально-экономических и экологических характеристик различных территорий;

  6. владение умениями работать с геоинформационными системами;

  7. владение первичными умениями проводить географи­ческую экспертизу разнообразных природных, социально- экономических и экологических процессов;

  8. сформированность системы знаний об основных про­цессах, закономерностях и проблемах взаимодействия гео­графической среды и общества.

2. Содержание курса.

Тема: «Регионы и страны мира» (4 часа). Регионалистика и страноведение. Понятие «географический регион». Региональное деление мира (физико-географическое, историко-культурное, экономико-географическое). Международные территориальные организации и группировки стран в современном мире, их функции и значение. Международные отношения. Понятие «геополитика».

Тема: «Зарубежная Европа» (6 часов). Общая характеристика зарубежной Европы: природные условия и ресурсы, население, хозяйство, отраслевой состав, охрана окружающей среды и проблемы региона. Географический рисунок расселения и хозяйства Европы. Европейский Союз и модели европейской интеграции. Природные, политические, этнические и экономические различия регионов Европы (Северная, Западная, Южная и Восточная Европа). Изучение стран Зарубежной Европы (Франция, Польша, Германия, Великобритания, страны Балтии, Украина, Белоруссия).

Тема: «Зарубежная Азия» (5 часов). Азиатский регион. Историко-географические области зарубежной Азии. Природно-ресурсный потенциал. «Азиатский» тип расселения и размещения населения. Хозяйство и развитие отдельных отраслей. Новые индустриальные страны. Основные типы сельского хозяйства. Интеграционные группировки стран зарубежной Азии. Современные проблемы субрегионов: Юго-Западная, Южная, Юго-Восточная, Восточная, Центральная Азия. 27 Изучение стран зарубежной Азии (Китай, Япония, Индия). Страны Азии — бывшие республики СССР: направления развития. Казахстан, Армения, Азербайджан.

Тема: «Северная Америка» (5 часов). Америка — два материка, одна часть света. Понятие «Новый Свет». Соединённые Штаты Америки. Историко-географические особенности формирования государства и их экономико- и социально-географические последствия. Оценка географического положения. Население страны: этнический состав, миграции, структура занятости и размещение. Крупнейшие агломерации и мегалополисы. Природно-ресурсный потенциал. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства. Экономические районы США. Перспективы и проблемы развития. Канада, её место в мировом хозяйстве. Интеграционная группировка НАФТА.

Тема: «Латинская Америка» (5 часов). Принципы выделения региона, его состав. Историко-географические особенности формирования региона. Основные черты размещения населения и географии промышленности, сельского хозяйства и транспорта. Субрегионы Латинской Америки: Мезоамерика (Вест-Индия и Центральная Америка), Южная Америка (Андские и Приатлантические страны). Общая характеристика и внутренние различия. Изучение стран Латинской Америки (Мексика, Бразилия, Венесуэла, Аргентина и др.).

Тема: «Австралия и Океания» (2 часа). Географическое положение. Географические следствия изолированности региона. Природные условия и ресурсы. Население. Хозяйство. Динамика развития, характеристика отраслей хозяйства. Внутрирегиональные контрасты. Перспективы развития. Новая Зеландия.

Тема: «Африка» (4 часа). Африканские страны в современном мире. Особенности развития региона как следствие колониального прошлого. Природные условия и ресурсы. Общая характеристика населения и хозяйства африканских стран. Субрегионы: Северная, Западная, Центральная, Восточная и Южная Африка. Изучение стран Африки: Египет, Нигерия, ЮАР. Географические аспекты качества жизни. Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран, их географические аспекты. Долговой кризис.

Тема: «Россия в современном мире» (1 час). Россия на политической карте мире, в мировом хозяйстве, в системе международно-финансовых и политических отношений. Отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России со странами мира. Участие России в политических и экономических объединениях и группировках. Основные направления в развитии внешнеэкономических связей России. Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития РФ.

Тема: «Глобальные проблемы человечества» (1 час). Систематизация глобальных проблем. Глобальное моделирование. Взаимосвязи глобальных проблем. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.



3. Календарно -тематическое планирование.

урока


Тема урока

Планируемые образовательные результаты

Сроки

проведения

Приме-чание

Предметные

Метапредметные

Личностные

Региональная характеристика мира (31 час)

Регионы и страны мира (4 часа)

1

Страноведение и регионы мира


Основные понятия:

Страноведение, физико-географическое районирование.


Практическая работа №1.

Охарактеризовать экономико-географическое положение страны (по выбору).



§31, с. 190-193


-знать и объяснять существенные признаки понятий: страноведение, физико-географическое районирование мира, политическая география, современная геополитика, уровень жизни населения, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, индекс уровня образования, Индекс человеческого развития (ИЧР), внешнеторговый оборот, регионалистика;

-использовать эти понятия и термины для решения учебных задач;

-представлять целостность географического пространства как иерархию взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;

-характеризовать по картам экономико-географическое положение страны


Регулятивные:

- ставить учебные задачи,

- вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

-выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

-планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями .

-оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями

-владеть различными способами самоконтроля.

Познавательные:

-классифицировать в соответствии с выбранными признаками.

-сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам.

-систематизировать информацию;

-структурировать информацию

-определять проблему и способы ее решения;

-формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации

-владеть навыками анализа и синтеза;

Коммуникативные:

-выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; уметь вести дискуссию, диалог;

-находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения;

-учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-разрешение конфликтов;

-управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение

монологической и диалогической формами речи



-формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческой взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

-формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли

-формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере

Сентябрь




2-3

Международные отношения и геополитика. «Горячие точки» на карте мира.


Основные понятия:

Политическая география, современная геополитика.


§32, с. 193-197

-объяснять основные признаки географического понятия «геополитика»;

-выделять геополитические факторы;

-показывать на картах страны, на территории которых ведутся региональные конфликты, объясняя причины их возникновения;

-называть международные организации, в том числе организации, созданные при ООН для решения конкретных проблем




4

Социально-экономические показатели уровня жизни населения мира


Основные понятия:

Уровень жизни населения, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, индекс уровня образования, Индекс человеческого развития (ИЧР) (до 2013 г. Название индекса — Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)).


Практическая работа №2.

Сравнение развитой и развивающейся стран мира по уровню жизни населения


§33, с. 199-205

-объяснять основные признаки понятий: «уровень жизни населения», «индекс развития человеческого потенциала»;

-определять показатели, характеризующие уровень жизни населения

-выявлять по картам учебника, атласа страны с высокими и низкими показателями, характеризующими уровень жизни населения;

-оценивать на основе статистических материалов учебника уровни развития здравоохранения и образования отдельных стран мира;

-выявлять страны мира, в том числе Россию, по индексу развития





Зарубежная Европа (6 часов)

5

Особенности территории и населения зарубежной Европы



§34, с. 205-211

-определять границы и состав зарубежной Европы, географическое положение региона;

-оценивать экономико-географическое, транспортное, геополитическое положение региона, обсуждать особенности региона в составе ЕС;

-выявлять и обсуждать особенности природно-ресурсного потенциала зарубежной Европы, особенности природных условий и их влияние на хозяйственную деятельность населения;

-выявлять особенности заселения и истории хозяйственного освоения территории зарубежной Европы;

-определять основные показатели, характеризующие население зарубежной Европы: численность, плотность, соотношение городского и сельского населения, темпы урбанизации, крупнейшие города и

агломерации, основные направления миграций



Регулятивные:

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные:

-умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии,

-классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

-устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

-смысловое чтение;

Коммуникативные:

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

-формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли;

-формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере

-регулировать свое поведение в соответствии с познавательными моральными нормами и этическими требованиями;

-формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования

Октябрь


6

Географические особенности хозяйства зарубежной Европы


Основные понятия:

Западная Европа, Северная Европа, Южная Европа, Восточная Европа.


Практическая работа №3.

Составление сравнительной характеристики двух промышленных районов зарубежной Европы


§35, с. 212-218


-обсуждать исторические и социально-экономические предпосылки формирования хозяйства зарубежной Европы;

-определять отрасли специализации, выявлять географию отраслей специализации зарубежной Европы, внутрирегиональные различия;

-обсуждать перспективы социально-экономического развития региона






7

Субрегиональные и районные различия зарубежной Европы.


Практическая работа №4.

Показать на карте региона страны, входящие в состав субрегионов зарубежной Европы. На контурной карте выделить границы субрегионов зарубежной Европы. Обозначить штриховкой страны — члены Европейского союза и НАТО


§36, с. 218-223


- выявлять субрегиональные различия: Восточная Европа, Северная Европа, Западная Европа, Южная Европа;

-показывать на карте страны, входящие в состав субрегионов зарубежной Европы;

-обсуждать социальные, экономические, экологические проблемы субрегионов зарубежной Европы;

-оценивать перспективы интеграционных процессов




8-10

Характеристика отдельных стран Европы

Франция

Великобритания

Германия



§37, с. 223-231


-анализировать типовую характеристику страны по Приложению 1 учебника, составлять комплексную характеристику страны на основе работы с картами атласа и текстом учебника;

-обсуждать аспекты комплексной характеристики, на которые необходимо обращать внимание при составлении страноведческого описания страны;

-выявлять сущностные характеристики понятия «образ территории»;

-составлять страноведческое описание отдельных стран зарубежной Европы, выявлять наиболее типичные характеристики;

-составлять картосхему страны с определением ПРП и выделением территориальных закономерностей размещения населения и хозяйства



Ноябрь


Зарубежная Азия (5 часов)

11

Население и природные ресурсы-основа развития Зарубежной Азии


Основные понятия:

Юго-Западный регион, Централь-

но-Азиатский регион, Южно-Азиатский регион, Юго-Восточный регион, Восточно-Азиатский регион.


Практическая работа №5.

Сравнение средней плотности населения двух стран (по выбору)


§38, с. 231-238


-определять состав и площадь зарубежной Азии, показатели, характеризующие роль региона в мировом географическом разделении труда;

-показывать субрегионы

и страны, входящие в их состав;

-оценивать экономико-географическое, транспортное, геополитическое положение региона, обсуждать влияние географического положения региона на особенности его заселения и хозяйственного освоения;

-определять особенности ПРП региона;

-выявлять этапы заселения региона, основные показатели, характеризующие современное население региона;

-оценивать демографическую ситуацию, трудовые ресурсы, обсуждать религиозный и этнический состав, условия проживания населения



Регулятивные:

- ставить учебные задачи;

- вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

-выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

-планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;

-оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

-владеть различными способами самоконтроля

Познавательные:

-классифицировать в соответствии с выбранными признаками;

-сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

-систематизировать информацию;

-структурировать информацию;

-определять проблему и способы ее решения;

-формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;

-владеть навыками анализа и синтеза

Коммуникативные:

-выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

-уметь вести дискуссию, диалог;

-находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения





-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

-формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли;

-формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере;

-формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческой взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения




12

Многоликое экономическое пространство зарубежной Азии

Страны зарубежной Азии:

бывшие республики СССР


Основные понятия:

Новые индустриальные страны (НИС), нефтедобывающие страны, наименее развитые страны, интенсивные интеграционные процессы, плантационное хозяйство, интеграционная группировка АСЕАН; Япония, Китай и Индия; Юго-Западная Азия, Центральная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Восточная Азия. Советский Союз (СССР), СНГ, Таможенный союз.


Практическая работа №6.

Составление сравнительной характеристики двух стран (по выбору) на основе различных источников информации


§39, с. 238-246


-обсуждать исторические и социально-экономические предпосылки выделения субрегионов зарубежной Азии: Южная, Центральная, Юго-Западная, Восточная и Юго-Восточная Азия;

-выделять группировки стран зарубежной Азии, составлять их краткие характеристики;

-выявлять существенные социальные, экономические, экологические характеристики отдельных субрегионов




13

Япония — один из лидеров азиатской экономики



§40, с. 247-252


-составлять страноведческое описание Японии, выявлять наиболее типичные характеристики;

-составлять картосхему Японии с определением ПРП и выделением территориальных закономерностей размещения населения и хозяйства


Декабрь



14

Китай — новый лидер зарубежной Азии

Основные понятия:

Восточная экономическая зона,

Центральная экономическая зона, западная экономическая зона.


§41, с. 252-261


-составлять страноведческое описание Китая, выявлять наиболее типичные характеристики;

-составлять картосхему Китая с определением ПРП и выделением территориальных закономерностей размещения населения и хозяйства;




15

Индия — страна традиций и новаций


§42, с. 261-266


-составлять страноведческое описание Индии, выявлять наиболее типичные характеристики;

-составлять картосхему Индии с определением ПРП и выделением территориальных закономерностей размещения населения и хозяйства







Северная Америка (5 часов)

16

Территория и население Северной Америки




§43, с. 266-271







-определять состав и площадь региона на основе анализа текста, статистических материалов учебника;

-сравнивать показатели, характеризующие роль региона в мировом хозяйстве;

-показывать территории региона на карте;

-определять географическое положение региона на основе анализа карт атласа;

-характеризовать историю освоения территории Северной Америки;

-выявлять этапы заселения и хозяйственного освоения региона;

-определять основные показатели, характеризующие современное население региона;

-оценивать демографическую ситуацию, трудовые ресурсы, этнический и

религиозный состав населения региона в целом, США и Канады — в сравнении;

-сравнивать особенности

географического положения, населения, освоения США и Канады



Регулятивные:

-целеполагание

-планирование

-прогнозирование

-контроль

-коррекция

-оценка

-саморегуляция

Познавательные:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации;

-структурирование знаний;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-смысловое чтение;

-постановка и формулирование проблемы

Коммуникативные:

-учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог;

-участвовать в коллективном обсуждении проблем;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-разрешение конфликтов;

-управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

-формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли

-формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере



17

Природно-ресурсный потенциал

и добывающие отрасли Канады и США


§44, с. 271-276


-сравнивать природно-ресурсный потенциал, влияние условий и ресурсов на развитие хозяйства США и Канады;

-выявлять и сравнивать географию первичных отраслей специализации Канады и США





18

Обрабатывающая промышленность США и Канады


§45, с. 277-287


-устанавливать влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства США и Канады;

-сравнивать отрасли специализации США и Канады;

-называть и показывать на карте районы развития новейших отраслей в США и Канаде



Январь


19

Фермерское сельское хозяйство и его специализация


§46, с. 287-293


-выявлять природные предпосылки развития сельского хозяйства и особенности его развития в экстремальных условиях;

-сравнивать сельское хозяйство Канады и США, называть и находить на карте центры сельскохозяйственной специализации, называть особенности ведения фермерского сельского хозяйства




20

Транспорт и внешние экономические связи США и Канады


§47, с. 293-297


-выявлять внутрирайонные различия США и Канады;

-обсуждать социальные и экономические проблемы США и Канады;

-выявлять основные направления развития США и Канады


Февраль


Латинская Америка (5 часов)

21

Состав региона Латинская Америка. Островная Мезоамерика (Вест-Индия)


§48, с. 298-304


-обсуждать исторические и социально-экономические предпосылки выделения субрегионов Латинской Америки;

-выделять группировки стран Латинской Америки, составлять их краткие характеристики;

-выявлять существенные социальные, экономические, экологические характеристики отдельных субрегионов;

-составлять страноведческое описание отдельных стран островной Мезоамерики, выявлять наиболее типичные характеристики;

-составлять картосхему Вест-Индии с определением ПРП и выделением территориальных закономерностей размещения населения и хозяйства


Регулятивные:

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать способы решения учебных и познавательных задач;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные:

-умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

-смысловое чтение;

Коммуникативные:

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ




-формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческой взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения;

-формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли;

-самоопределение: личностное, профессиональное, жизненное

смыслообразование;

-развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования



22

Континентальная часть Мезоамерики

(Центральная Америка)


§49, с. 304-312


-выявлять существенные социальные, экономические, экологические характеристики Центральной Америки;

-составлять страноведческое описание отдельных стран Центральной Америки, выявлять наиболее типичные характеристики;

-составлять картосхему Мексики с определением ПРП и выделением территориальных закономерностей размещения населения и хозяйства





23

Природно-ресурсный потенциал и население Южной Америки



§50, с. 312-318


-определять границы и состав Южной Америки, географическое положение региона;

-оценивать экономико-географическое, транспортное, геополитическое положение региона;

-выявлять и обсуждать особенности природно-ресурсного потенциала Южной Америки, особенности природных условий и их влияние на хозяйственную деятельность населения;

-выявлять особенности заселения и истории хозяйственного освоения территории Южной Америки;

-определять основные показатели,

характеризующие население зарубежной Южной Америки: численность, плотность, соотношение городского и сельского населения, темпы урбанизации, крупнейшие города и агломерации, основные направления миграций





24

Экономическое пространство Южной Америки


Практическая работа №7.

Определение по статистическим материалам тенденций изменения отраслевой структуры хозяйства стран


§51, с. 318-324


-обсуждать исторические и социально-экономические предпосылки формирования хозяйства Южной Америки;

-определять отрасли специализации, выявлять географию отраслей специализации Южной Америки, внутрирегиональные различия;

-обсуждать перспективы социально-экономического развития региона



Март


25

Бразилия


§52, с. 324-328










-составлять страноведческое описание Бразилии, выявлять наиболее типичные характеристики;

-составлять картосхему Бразилии с определением ПРП и выделением территориальных закономерностей размещения населения и хозяйства







Австралия и Океания (2 часа)

26

Географические особенности развития Австралии и Океании как единого региона



§53, с. 328-335


-определять географическое положение

Австралии и Океании, состав Океании на основе работы с картами атласа и текстом учебника;

-оценивать экономико-географическое, транспортное, геополитическое положение региона;

-выявлять и обсуждать особенности природно-ресурсного потенциала региона, особенности природных условий и их влияние на хозяйственную деятельность населения, историю освоения территории;

-выявлять особенности заселения и истории хозяйственного освоения территории Австралии и Океании;

-определять основные показатели, характеризующие население Австралии и Океании: численность, плотность, соотношение городского и сельского населения, темпы урбанизации, крупнейшие города и агломерации, основные направления миграций



Регулятивные:

-оценивать результаты собственной деятельности;

-воспринимать аргументированную критику ошибок, учитывать её в работе над ошибками;

- планировать собственную деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями

Познавательные:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

-структурирование знаний;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные:

-договариваться и приходить к общему решению.

-участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; осуществлять само-, взаимоконтроль и взаимопомощь


-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом устойчивых познавательных интересов;

-формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности;

-формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования



27

Динамика развития хозяйства Австралии и Океании




§54, с. 335-341


-обсуждать исторические и социально-экономические предпосылки формирования хозяйства Австралии и Океании;

-определять отрасли специализации, выявлять географию отраслей специализации Австралии и Океании, особенности развития транспорта и внешнеэкономических связей, внутрирегиональные различия;

-обсуждать перспективы социально-экономического развития региона




Африка (4 часа)

28

Особенности территории и населения Африки


Основные понятия:

Северная Африка, Западная Африка, Восточная Африка, Центральная Африка, Южная Африка.


§55, с. 342-346


-определять границы и состав субрегионов Африки, географическое положение региона;

-характеризовать историю освоения материка;

-оценивать экономико-географическое, транспортное, геополитическое положение региона;

-обсуждать особенности региона в составе различных интеграционных экономических и политических группировок;

-выявлять и обсуждать особенности природно-ресурсного потенциала Африки, особенности природных условий и их влияние на хозяйственную деятельность населения;

-выявлять особенности заселения и истории

хозяйственного освоения территории Африки;

-определять основные показатели, характеризующие население Африки и внутрирегиональные различия: численность, плотность, соотношение городского и сельского населения, темпы урбанизации, крупнейшие города и агломерации, основные направления миграций


Регулятивные:

-ставить учебные задачи;

-вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

-выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

-планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;

-оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

-владеть различными способами самоконтроля

Познавательные:

-классифицировать в соответствии с выбранными признаками;

-сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

-систематизировать информацию;

-структурировать информацию;

-определять проблему и способы ее решения;

-формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;

-владеть навыками анализа и синтеза

Коммуникативные:

-выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

-уметь вести дискуссию, диалог;

-находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения;

-договариваться и приходить к общему решению;

-участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; осуществлять само-, взаимоконтроль и взаимопомощь

-формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческой взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения;

-формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли;

-формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере;

-формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли;

-формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования

Апрель


29

Природные предпосылки и развитие первичных отраслей хозяйства Африки


Основные понятия:

Северная Африка, Западная Африка, Восточная Африка, Центральная Африка, Южная Африка.


§56, с. 347-353


-обсуждать природные, исторические и социально-экономические предпосылки формирования хозяйства Африки;

-определять отрасли специализации, выявлять географию отраслей специализации Африки, внутрирегиональные различия;

-обсуждать перспективы социально-экономического развития региона




30

Специализация субрегионов Африки



§57, с. 353-360


-обсуждать исторические и социально-экономические предпосылки выделения субрегионов Африки: Южная, Центральная, Западная, Восточная и Северная

Африка;

-выделять группировки стран Африки, составлять их краткие характеристики;

-выявлять существенные социальные, экономические, экологические характеристики отдельных субрегионов




31

Характеристика страны по выбору


Практическая работа №8.

Сравнительная характеристика стран по выбору



-составлять страноведческие описания отдельных стран Африки, выявлять наиболее типичные характеристики;

-составлять картосхему страны с определением ПРП и выделением территориальных закономерностей размещения населения и хозяйства




Заключение (2 часа)

32

Россия в современном мире


Основные понятия:

Свободные экономические зоны

(СЭЗ).


Практическая работа №9.

Социально-экономическая характеристика России


§58, с. 361-365



-объяснять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, её роль в международном географическом разделении труда;

-выявлять основные направления социально-экономического развития страны, задачи внешнеэкономической деятельности;

-оценивать по статистическим материалам и картам показатели, характеризующие социально- экономическое развитие страны, место страны в мировой экономике, в международном экономическом разделении труда



Регулятивные:

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать способы решения учебных и познавательных задач;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

Познавательные:

-умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

Коммуникативные:

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками;

-работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение


-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

-осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

-осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

-воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию


Май


33

Современный мир и глобальные проблемы человечества


Основные понятия:

Кластер


§59, с. 365-369


-объяснять географические аспекты глобальных проблем человечества (экологическая, демографическая, продовольственная, энергетическая и сырьевая проблемы, а также сохранение мира на Земле, преодоление отсталости развивающихся стран, проблемы Мирового океана и мирного освоения космоса);

-обсуждать причины возникновения, обострения, взаимосвязей глобальных проблем человечества




34

Резервный урок
























Приложение 1.

Аннотация к рабочей программе

Рабочая программа курса «География» для обучающихся 11 класса МБОУ СОШ с. Павловка составлена на основе следующих нормативно – правовых документов:

1. Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 14.07.2022г.)

2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г.)

3. Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 №1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413»

4. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 N 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования "

5. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 N 766 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляемыми образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерством просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 N 254"

6. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 (письмо Федеральной службы по аккредитации от 27 января 2021 г. N 1616/03-ДГ);

7. СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2

8. Закона Республики Башкортостан от 01.07.2013 г. № 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан» (с изменениями на 24. 12. 2021 года)

9. Примерной основной образовательной программой среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)

10. Примерной программы среднего общего образования по географии: Москва, Просвещение, 2017г.


Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:


  1. Бахчиева О.А. География. Экономическая и социальная география мира: 10-11 классы: базовый и углубленный уровни: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ под ред. В.П.Дронова. – 6-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2016. – 400с.: ил.

  2. Бахчиева О.А. Контурные карты с заданиями. Экономическая и социальная география мира: 10–11 классы. — М.: Вентана-Граф, 2014.

  3. Географический атлас школьника: атлас для 6-11 кл. образоват. Учреждений. – М.:Дрофа; Издательство ДИК, 2008. – 128с.: карт.,ил.

  4. Авторская программа «География: 10–11 классы: рабочая программа: базовый и углублённый уровни / О. А. Бахчиева. — 3-е изд., перераб. — М. : Вентана-Граф, 2017 — 73, [2] с.


Цель: формирование у школьников географической культуры и целостного представления о социально-экономической составляющей географической картины мира.

Данная цель раскрывается в основных задачах курса:

1) формирование системы знаний об экономических и социальных проблемах современного мира, формирование целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;

2) овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы при описании и анализе природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

3) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

4) формирование географической культуры и географического мышления учащихся; воспитание чувства патриотизма гражданина России, уважения к культурам и традициям других народов и стран;

5) освоение учащимися специальных и метапредметных умений, позволяющих самостоятельно добывать информацию географического и смежного характера, оценивать и объяснять социально-экономические процессы, происходящие в мире.


Место предмета в учебном плане: на изучение курса «Экономическая и социальная география мира» в 11-м классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю).


Раздел/тема

Количество часов по рабочей программе

Раздел «Региональная характеристика мира»

31

Тема «Регионы и страны мира»

4

Тема «Зарубежная Европа»

6

Тема «Зарубежная Азия»

5

Тема «Северная Америка»

5

Тема «Латинская Америка»

5

Тема «Австралия и Океания»

2

Тема «Африка»

4

Раздел «Заключение»

2

Тема «Россия в современном мире»

1

Тема «Современный мир и глобальные проблемы человечества»

1

Резервный урок

1

Итого:

34



Контроль знаний:


Формы и периодичность контроля

Содержание

Методы

Входной
(в начале учебного года)

Определение и фиксация начального уровня подготовки обучающихся

Тестирование

Текущий
(по пройденным темам и разделам в течение учебного времени)

Освоение учебного материала по темам, разделам.

Оценка самостоятельности, способность к самоконтролю.

Устный опрос, географический диктант, практические работы, работа с картами атласа и контурными картами, тестирование, составление презентаций, заполнение таблиц

Промежуточный
(по семестрам)


Проверочные работы

Итоговый
(в конце учебного года)

Комплексная проверка образовательных результатов обучающихся

Тестирование


Промежуточная аттестация: оценивание в 10-11 классах по семестрам.































































Приложение 2.

Контрольно-измерительные материалы.

В таблице представлены оценочные средства, применяемые в рамках текущего контроля и промежуточной аттестации.


Класс

Учебный предмет/

Программа

Методические рекомендации, поурочные разработки

Оценочные средства (оценочные материалы)/

КИМы


Учебник

Электронные материалы, доп-ные материалы

11

Бахчиева О.А. География: 10–11 классы: рабочая программа: базовый и углубленный уровни / О. А. Бахчиева. — 3-е изд., перераб. — М.: Вентана-Граф, 2017. — 73, [2] с.

1.Экономичес-кая и социальная география мира, 10-11 классы, базовый и углубленный уровни. Методическое пособие. Бахчиева О.А., Хабибуллин Р.Х., 2016.

1. Контрольно-измерительные материалы. География: 10 класс/Сост. Е.А. Жижина -М:ВАКО, 2012.-96с.

2. Симагин Ю.А., Пятунин В.Б. Новые контрольные и проверочные работы по географии. 10-11 классы: методическое пособие. – изд. Дрофа; 2002.

Бахчиева О.А. География. Экономическая и социальная география мира: 10-11 классы: базовый и углубленный уровни; учебник

1.БахчиеваО.А. Экономическая и социальная география мира: 10-11 классы; электронный учебник.
Формат: РDF

2.https://interneturok.ru/subject/geografy/class/10

3.http://www.ege.edu.ru/ru/main



ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ГЕОГРАФИИ
11 КЛАСС


Входной контроль
Критерии оценивания.
За правильный ответ – 1 балл.

Оценка «5» - 90-100% правильных ответов

Оценка «4» - 70-80% правильных ответов

Оценка «3» - 50-60% правильных ответов

Оценка «2» - менее 50% правильных ответов


Вариант 1.


1. Выделите ответ, в котором верно указаны три крупнейшие по численности населения страны мира:
а) Россия, Китай, США
б) Индия, Россия
в) Китай, Индия, США; ФРГ
г) Китай, Бразилия, Канада
2. Какое примерно количество стран в современном мире?
а) 100 б) 230 в) 152 г) 270
3. Какая из стран не входит в «большую восьмерку»?
а) США б) Бразилия в) Канада г) Италия
4. Укажите государство республику:
а) Япония б) Дания в) Германия г) Испания
5. Какая из перечисленных стран не является страной «переселенческого капитализма»:

а) Австралия б) Израиль в) ЮАР г) Аргентина
6. Новыми индустриальными странами являются:
а) Китай, Монголия, Таиланд б) Республика Корея, Сингапур, Тайвань;
в) Мексика, ЮАР, Индия г) Египет, Бруней, Вьетнам
7. Страна, имеющая только морские границы:
а) Афганистан б) Куба в) Турция г) Италия
8.Федеративным государством не является:
а) США б) Россия в) Индия г) Япония
9. Наибольшую протяженность с севера на юг имеет:
а) Перу б) Чили в) Венесуэла г) Боливия
10. Назовите столицу Канады:
а) Монреаль б) Оттава в) Торонто г) Виннипег
11. Главной «горячей точкой» мира является:
а) Европа б) Южная Америка в) Ближний Восток г) Австралия
12. Какая из стран выделяется по добыче железной руды:
а) Бразилия б) Великобритания в) Германия г) Япония
13. Какая из стран относится к крупнейшим экспортерам зерна?
а) Австрия б) Монголия в) Канада г) все три страны
14. Какой регион занимает первое место по развитию туризма?

а) Западная Европа б) Северная Америка в) Австралия г) Латинская Америка

15.  Нефтеэкспортирующие  страны расположены в районе:

              а)  Персидского залива;           в) Балтийского моря;

              б) Аравийского моря;              г) Бенгальского залива.

16. Какая из перечисленных стран «лишняя» в списке членов ОПЕК:

             а) Алжир;                            в) Куба;

             б) Саудовская Аравия;      г) Венесуэла.

17.  Установите соответствие между страной и её столицей:

                   1. Мексика                      А) София

                   2. Египет                         Б) Рим

                   3. Италия                        В) Мехико

                   4. Болгария                     Г) Каир



Вариант 2

1. Выделите ответ, в котором верно указаны три крупнейшие по площади  страны мира:

а) Россия, Канада, Китай;     в)  Китай, Индия, США;

б) Индия, Китай, ФРГ;         г)  Австралия, Бразилия, Канада.

2.  Какое примерно количество стран в современном мире?

 а) 150         б)    280              в)    170                 г)     230

3. Какая из стран не входит в «большую восьмерку»?

  а) Аргентина;      б)    Япония;             в)    Канада; г)    Италия.

4.  Укажите государство монархию:

 а) Россия;    б)    Франция;    в)    Польша г)    Великобритания.

5. Какая из перечисленных стран не является страной СНГ?

  а) Россия;     б)    Белоруссия;         в)    Латвия  г)    Казахстан.

6. Новыми индустриальными странами являются:

 а) Китай, Монголия, Таиланд;                                в)    Мексика, ЮАР, Индия;

б) Республика Корея, Сингапур, Тайвань;          г)    Египет, Бруней, Вьетнам.

7. Выберите страну, имеющую выход к морю:

 а) Афганистан;   б)    Монголия;                                    в)   Норвегия        г)   Непал.

8. Унитарным  государством  является:

 а) США;    б)    Россия;       в)    Индия;   г)    Япония.

9. Укажите самую северную столицу стран  мира:

а) Вашингтон;    б)    Рейкьявик;                 в)    Лондон; г)     Мадрид.            

10. Назовите столицу США:

а)  Нью-Йорк;    б)  Вашингтон;       в) Чикаго; г) Лос-Анджелес.

11.  Главной «горячей точкой» мира является:

 а)    Европа;         б)    Южная Америка;             в)    Ближний Восток; г)     Австралия.

12. Какая из стран не входит в южный лесной пояс?  

 а) Бразилия;                  б) Нигерия;       в) Канада     г) Индонезия.

13.    Какая из стран относится к крупнейшим экспортерам риса?

 а) Франция;     б) Китай;                                   в) Канада; г) все три страны.

14.    В наибольшей мере отдыхающих и туристов привлекает страна:

 а)  Конго;                    б)  Франция;        в) Исландия; г) Польша.

15. Какая из перечисленных стран «лишняя» в списке членов НАФТА:

 а) Мексика;    б) США;          в) Канада; г) Бразилия.

16.  Нефтеэкспортирующие  страны расположены в районе:

а)  Черного моря;   б) Финского залива;      в) Персидского залива; г) Бенгальского залива.

17.  Установите соответствие между страной и её столицей:

                   1.  Япония                        А) Мадрид

                   2.  Польша                       Б) Афины

                   3.  Испания                      В) Варшава

                   4.  Греция                         Г) Токио

 


Вариант 1

Вариант 2

1 -  в

1 – а

2 – б

2 – г

3 – б

3 – а

4 – в

4 – г

5 – г

5 – в

6 – б

6 – б

7 – б

7 – в

8 – г

8 – г

9 – б

9 – б

10 – б

10 – б

11 – в

11 – в

12 – а

12 – в

13 – в

13 – б

14 – а

14 – б

15 – а

15 – г

16 – в

16 – в

17.    1-В, 2 – Г, 3-Б, 4 – А

 

17.      1- Г, 2 – В, 3-А, 4 - Б


Проверочный тест
по теме «Зарубежная Европа»


Критерии оценивания.
За правильный ответ – 1 балл.

Оценка «5» - 90-100% правильных ответов

Оценка «4» - 70-80% правильных ответов

Оценка «3» - 50-60% правильных ответов

Оценка «2» - менее 50% правильных ответов


Вариант 1

1. Найдите варианты, в которых верно указаны названия морей и стран, которые они омывают:

а) Норвежское, Балтийское — Швеция;

б) Северное, Средиземное — Великобритания;

в) Северное, Балтийское — Германия;

г) Черное, Адриатическое — Италия;

д) Норвежское, Баренцево — Норвегия.

2. Найдите варианты, в которых верно указаны страны, граничащие друг с другом:

а) Польша, Чехия, Германия;

б) Италия, Австрия, Венгрия;

в) Испания, Франция, Швейцария;

г) Норвегия, Швеция, Финляндия;

д) Словакия, Литва, Польша.

3. Какие государства с монархической формой правления входят в Европейский союз?

а) Нидерланды;

б) Испания;

в) Португалия;

г) Монако;

д) Таиланд.

4. Выберите вариант, в котором верно указана языковая группа и религия населения Норвегии:

а) германская группа, православие;

б) романская группа, ислам;

в) финская группа, протестантизм;

г) германская группа, протестантизм;

д) славянская группа, католицизм.

5. Какая из указанных агломераций является самой южной?

а) Лондонская;

б) Миланская;

в) Парижская;

г) Верхнесилезская;

д) Рурская.

6. Выберите правильные варианты ответа.

Первое место в зарубежной Европе занимают:

а) по добыче нефти — Нидерланды;

б) по добыче железной руды — Норвегия;

в) по добыче каменного угля — Германия;

г) по выплавке алюминия — Норвегия;

д) по производству автомобилей — Швеция.

7. Какие отрасли характерны для среднеевропейского типа сельского хозяйства?

а) свиноводство и птицеводство;

б) горно-пастбищное овцеводство;

в) молочно-мясное животноводство;

г) выращивание серых хлебов;

д) субтропическое земледелие.

8. Выберите неправильное утверждение.

а) Германия занимает 1-е место в зарубежной Европе по длине железных дорог, а ее транспортная сеть имеет многоцентровую конфигурацию.

б) На севере Франции, в Лотарингии, формируется важный научно-производственный центр «Долина высокой технологии».

в) Страны зарубежной Европы превосходят США по произ - водству автомобилей и промышленных роботов.

г) В Италии туристов привлекают достопримечательности, приморские и горные рекреационные зоны.

д) Экологическая ситуация в восточной части зарубежной Европы значительно хуже, чем в западной.

9. Выберите высокоразвитый район зарубежной Европы:

а) Рур;

б) Северное море;

в) Португалия;

г) Большой Париж;

д) остров Сицилия.

10. Страны какого субрегиона зарубежной Европы экспортируют бумагу, целлюлозу, пиломатериалы?

а) Западная Европа;

б) Восточная Европа;

в) Северная Европа;

г) Южная Европа.



Вариант 2

1. Найдите варианты, в которых верно указаны названия морей и стран, которые они омывают:

а) Адриатическое, Средиземное — Италия;

б) Черное, Эгейское — Греция;

в) Ирландское, Средиземное — Франция;

г) Северное, Балтийское — Дания;

д) Средиземное, Ионическое — Испания.

2. Найдите варианты, в которых верно указаны страны, граничащие друг с другом:

а) Белоруссия, Польша, Болгария;

б) Словения, Хорватия, Швейцария;

в) Греция, Албания, Македония;

г) Дания, Германия, Чехия;

д) Нидерланды, Бельгия, Германия.

3. Выберите государства, которые входят в Европейский союз:

а) Швейцария;

б) Бельгия;

в) Финляндия;

г) Великобритания;

д) Австрия.

4. Выберите вариант, в котором верно указаны языковая группа и религия населения Польши:

а) германская группа, католицизм;

б) славянская группа, православие;

в) романская группа, протестантизм;

г) кельтская группа, ислам;

д) славянская группа, католицизм.

5. Выберите варианты, где верно указаны страны, в которых находятся данные агломерации:

а) Рурская — Германия;

б) Миланская — Франция;

в) Лионская — Италия;

г) Верхнесилезская — Чехия;

д) Бирмингемская — Великобритания.

6. Выберите правильные варианты ответа.

Первое место в зарубежной Европе занимают:

а) по добыче газа — Дания;

б) по валовому сбору пшеницы — Франция;

в) по производству стали — Испания;

г) по производству автомобилей — Германия;

д) по производству электроэнергии — Венгрия.

7. Какие черты характерны для западноевропейского типа транспортной системы?

а) по дальности перевозок уступает транспортным системам США и России;

б) каркас сухопутной транспортной системы образуют магистрали меридионального направления;

в) густота транспортной сети очень велика;

г) между транспортными системами Западной и Восточной Европы нет транспортных коридоров;

д) ведущая роль в перевозке пассажиров и грузов принадле - жит автомобильному транспорту.

8. Выберите неверные утверждения.

а) В границах «центральной оси развития» сосредоточено около половины экономического потенциала зарубежной Европы.

б) В начале XXI в. в результате проведения региональной политики на севере Италии начнет формироваться новый промышленный район.

в) В результате проведения региональной политики в Рурском промышленном районе улучшится экологическая ситуация.

г) Экономические реформы в странах Восточной Европы приведут к резкому увеличению доли занятых в сельском хозяйстве.

д) На рубеже XX—XXI вв. возрастет значение района Ниццы на юге Франции как района высоких технологий.

9. Выберите старопромышленный район зарубежной Европы:

а) Рур; б) Северное море;

в) Португалия; г) Большой Париж;

д) Роттердам.

10. Страны какого субрегиона зарубежной Европы экспор - тируют цитрусовые, вина, оливковое масло?

а) Западная Европа; б) Восточная Европа;

в) Северная Европа; г) Южная Европа.


Ответы:

Вариант 1

1в; д. 2. а; г. 3. а; б. 4. г. 5. б. 6. в; г. 7. а; в. 8. б. 9. г. 10. в.

Вариант 2

1. а; г. 2. в; д. 3. б; д. 4. д. 5. а; д. 6. б; г. 7. а; в; д. 8. б; г.

9. а. 10. г.



Проверочный тест
по теме «Зарубежная Азия»


Критерии оценивания.
За правильный ответ на задания части А – 1 балл; части В - 2 балла

Оценка «5» - 90-100% правильных ответов (9-11 баллов)

Оценка «4» - 70-80% правильных ответов (7-8 баллов)

Оценка «3» - 50-60% правильных ответов (5-6 балла)

Оценка «2» - менее 50% правильных ответов (4 и менее баллов)


1 вариант

A1. Какая страна относится к региону Юго-Западной Азии?

1) Ирак
2) Мьянма
3) Монголия
4) Казахстан

А2. Какая страна относится к ОПЕК?

1) Индия
2) Иран
3) Китай
4) КНДР

А3. Какой из перечисленных городов является столицей Саудовской Аравии?

1) Багдад
2) Тегеран
3) Манама
4) Эр-Рияд

А4. Какое из государств является развитым?

1) Китай
2) Катар
3) Индонезия
4) Сингапур

А5. В какой стране государственной религией является ислам?

1) во Вьетнаме
2) в Индонезии
3) в Филиппинах
4) в Лаосе

А6. Какое государство Азии не имеет выхода к океану?

1) Китай
2) Пакистан
3) Иран
4) Афганистан
А7. Какую религию исповедуют японцы?

1) конфуцианство 2) синтоизм 3) индуизм


В1. Определите страну по ее краткому описанию.

Эта страна является страной-архипелагом. Она бедна природными ресурсами. Страна первой в регионе перешла к первому типу воспроизводства. В экспорте преобладает готовая трудоемкая и наукоемкая продукция, а в импорте — сырье и топливо. Население исповедует две религии — синтоизм и буддизм.

В2. Назовите столицы следующих стран: Индия, Япония, Монголия



2 вариант

A1. Какая страна относится к региону Восточной Азии?

1) Индонезия
2) Япония
3) Индия
4) Бахрейн

А2. Какое из перечисленных государств расположено в Центральной Азии?

1) Вьетнам
2) Камбоджа
3) Монголия
4) Азербайджан

А3. Какое из перечисленных государств является членом АСЕАН?

1) Таиланд
2) Индия
3) Китай
4)Япония

А4. Какое из перечисленных государств относится к НИС?

1) Монголия
2) Индия
3) Республика Корея
4) Пакистан

А5. Какое государство Азии является федеративной монархией?

1) Индия
2) Малайзия
3) Филиппины
4) Монголия

А6. В каком государстве большая часть населения исповедует национальную религию?

1) в Афганистане
2) в Пакистане
3) в Индии
4) в Иране

А7. Самое большое по площади государство, не имеющее выхода к морю

1) Казахстан 2) Турция 3) Монголия


В1. Определите страну по ее краткому описанию.

Эта страна является лидером по общему объему производства многих видов продукции, в том числе стали, телевизоров, телефонов, тканей и др. По объему ВВП входит в десятку крупнейших стран мира, но по душевым показателям является развивающейся страной. В стране проводилась демографическая политика под лозунгом «Одна семья — один ребенок».

В2. Назовите столицы следующих стран: Китай, Южная Корея, Япония


Ответы:
1 вариант.
А1-1 А2-2 А3-4 А4-4 А5-2 А6-4 А7-2
В1. Япония
В2. Дели, Токио, Улан-Батор
2 вариант.
А1-2 А2-3 А3-1 А4-3 А5-2 А6-3 А7-1
В1. Китай

В2. Пекин, Сеул, Токио



Проверочный тест
по теме «Латинская Америка»

Критерии оценивания.
За правильный ответ – 1 балл.

Оценка «5» - 90-100% правильных ответов

Оценка «4» - 70-80% правильных ответов

Оценка «3» - 50-60% правильных ответов

Оценка «2» - менее 50% правильных ответов


Вариант 1

1. Какая из указанных стран Латинской Америки имеет выход только к Атлантическому океану?

а) Мексика; б) Боливия; в) Панама; г) Колумбия; д) Аргентина.

2. Какое островное государство Латинской Америки имеет наибольшую площадь?

а) Доминиканская Республика; б) Куба; в) Гаити; г) Гренада; д) Ямайка.

3. В какой из указанных стран Латинской Америки преобладают креолы?

а) Мексика; б) Бразилия; в) Багамские острова; г) Гаити; д) Уругвай.

4. Какие из названных городов образуют крупнейшие агломерации Латинской Америки и не являются морскими портами?

а) Рио-де-Жанейро; б) Лима; в) Буэнос-Айрес; г) Сан-Паулу; д) Сантьяго.

5. В каком варианте неверно указаны ресурсы, которыми обладает данная страна?

а) водные ресурсы — Бразилия;

б) оловянные и сурьмяные руды — Боливия;

в) вольфрамовые и серебряные руды — Ямайка;

г) лесные ресурсы — Колумбия;

д) медные руды и селитра — Чили.

6. Какая страна Латинской Америки входит в первую десятку стран по производству автомобилей, телевизоров и радиоприемников?

а) Аргентина; б) Бразилия; в) Мексика; г) Гайана; д) Доминиканская Республика

7. Какая страна Латинской Америки является экспортером пшеницы, а также входит в первую десятку стран по поголовью крупного рогатого скота?

а) Аргентина; б) Мексика; в) Венесуэла; г) Перу; д) Куба.

8. Выберите вариант, в котором верно указано направление сдвига производительных сил, осуществляемого в результате региональной политики:

а) Мексика — на юг; б) Венесуэла — на север;

в) Бразилия — в Амазонию; г) Аргентина — к заливу Ла-Плата.

9. Выберите верное утверждение.

а) Бразилия опережает Индию по доле в мировом ВВП.

б) Основные производственные мощности Аргентины сосредоточены в Пампе, где сложился один из крупнейших в мире агропромышленных комплексов.

в) Хозяйственное «лицо» Андских стран определяется нефтеперерабатывающей промышленностью, работающей на привозном сырье, а также международным туризмом.

г) В Бразилии отсутствуют территории с преобладанием малотоварного потребительского сельского хозяйства.

10. Порт Тампико в Мексике специализируется на:

а) экспорте пшеницы; б) экспорте каменного угля;

в) импорте железной руды; г) экспорте нефти; д) импорте леса.

Вариант 2

1. Какая из указанных стран Латинской Америки имеет выход только к Тихому океану?

а) Мексика; б) Парагвай; в) Панама; г) Перу; д) Аргентина.

2. Какие из указанных стран Латинской Америки являются федеративными республиками?

а) Перу; б) Мексика; в) Куба; г) Никарагуа; д) Венесуэла.

3. В какой из перечисленных стран Латинской Америки преобладают метисы?

а) Мексика; б) Бразилия; в) Ямайка; г) Гаити; д) Уругвай.

4. Какой из названных городов образует одну из четырех крупнейших агломерацией Северной Америки и является морским портом?

а) Мехико; б) Лима; в) Сан-Паулу; г) Буэнос-Айрес д) Кито.

5. Выберите вариант, в котором полезные ископаемые, экспортируемые данной, страной указаны неверно:

а) железные руды — Бразилия;

б) оловянные и сурьмяные руды — Боливия;

в) бокситы — Колумбия;

г) нефть — Венесуэла;

д) медные руды и селитра — Чили.

6. Какая страна Латинской Америки входит в первую десятку стран по добыче нефти?

а) Эквадор; б) Багамские острова; в) Аргентина; г) Мексика; д) Чили.

7. Какая страна Латинской Америки является экспортером тростникового сахара-сырца, а также входит в первую пятерку стран по поголовью крупного рогатого скота?

а) Аргентина; б) Мексика; в) Венесуэла; г) Куба; д) Бразилия.

8. Выберите вариант, в котором верно указано направление сдвига производительных сил, осуществляемого в результате региональной политики:

а) Мексика — к границе с США; б) Венесуэла — на запад;

в) Бразилия — к верховью реки Уругвай; г) Аргентина — к заливу Ла-Плата.

9. Выберите верное утверждение.

а) В Мехико, Сан-Паулу и Монтевидео производят около 10% промышленной продукции соответствующих стран.

б) Значение Рио-де-Жанейро как экономического центра не уменьшилось после переноса столицы в Сан-Паулу.

в) Основные производственные мощности Бразилии сосредоточены в Патагонии, где сложился один из крупнейших в мире агропромышленных комплексов.

г) Общим для Андских стран является развитие добываю- щей промышленности. Некоторые страны субрегиона являются лидерами в мировом рыболовстве.

10. Выберите сельскохозяйственные культуры, по производству которых Бразилия занимает 1-е место в мире:

а) какао; б) кофе; в) кокосовые орехи; г) апельсины; д) сахарный тростник.

Вариант 1

1д. 2б. 3д. 4бг. 5в. 6б. 7а. 8в. 9б. 10г.

Вариант 2

1г. 2б; д. 3а. 4г. 5в. 6г. 7д. 8а. 9г. 10б; д

Итоговый контроль по курсу «География: 11 класс»


Критерии оценивания.
За правильный ответ – 1 балл.

Оценка «5» - 90-100% правильных ответов

Оценка «4» - 70-80% правильных ответов

Оценка «3» - 50-60% правильных ответов

Оценка «2» - менее 50% правильных ответов



1 вариант

A1. Какая страна является самой многонациональной страной мира?

1) Китай 2) Иран 3) Индия 4) Япония

А2. Какая страна занимает второе место в мире по площади?

1) США 2) Китай 3) Индонезия 4) Канада

А3. Какая страна по форме правления является конституционной монархией?

1) Великобритания 2) Польша 3) ФРГ 4) Франция

А4. Какая страна наиболее обеспечена водными ресурсами?

1) Египет 2) Франция 3) Бразилия 4) Китай

А5. Какая страна имеет второй тип воспроизводства населения?

1) Китай 2) ФРГ 3) Бангладеш 4) США

А6. Какая страна относится к НИС?

1) Республика Корея 2) КНДР 3) Китай 4) Япония

А7. Какая страна входит в первую десятку самых населенных стран мира?

1) Нигер 2) Нигерия 3) Франция 4) Алжир

А8. В структуре населения какой страны преобладают мужчины?

1) Индия 2) Венгрия 3) Украина 4) Россия

А9. В какой стране два государственных языка?

1) в Австралии 2) в Бразилии 3) в Канаде 4) в Японии

A10. Укажите регион трудовой иммиграции населения.

1) зарубежная Европа 2) Латинская Америка 3) Африка 4) Юго-Восточная Азия

A11. Укажите регион с высоким уровнем урбанизации.

1) зарубежная Европа 2) Южная Азия 3) Центральная Америка 4) Тропическая Африка

А12. Какая страна относится к Полупериферии?

1) Чад 2) ЮАР 3) Саудовская Аравия 4) Нигер

А13. Какой тип района не выделяют в территориальной структуре развитых стран?

1) высокоразвитые 2) депрессивные 3) аграрные 4) индустриальные

А14. Какой район является старопромышленным, депрессивным?

1) Парижский 2) Калифорнийский 3) Рурский 4) Лондонский

А15. Страны какого региона являются экспортерами нефти?

1) Западной Европы 2) Северной Америки 3) Юго-Западной Азии 4) Восточной Азии

А16. Какая страна занимает первое место по выплавке стали?

1) Япония 2) США 3) Китай 4) ФРГ

А17. Какая страна производит электроэнергию преимущественно на АЭС?

1) ФРГ 2) США 3) Франция 4) Норвегия

А18. Какой тип сельского хозяйства характерен для развитых стран?

1) плужное земледелие 2) пастбищное животноводство

3) кочевое скотоводство 4) интенсивное земледелие

А19. Какая страна является крупным экспортером пшеницы?

1) Китай 2) Алжир 3) Канада 4) Япония

А20. Укажите морской порт, занимающий первое место в мире по грузообороту.

1) Гамбург 2) Сингапур 3) Лондон 4) Токио

B1. Определите страну по ее краткому описанию.

Эта страна зарубежной Европы входит в ЕС и «большую семерку». По форме правления — федеративная республика. Является самым населенным государством зарубежной Европы. Является лидером по производству автомобилей и химикатов в своем регионе.


В2. Расположите страны в порядке убывания объемов добычи угля.

1) Индия 2) США 3) Китай 4) ЮАР


2 вариант

A1. Укажите страну, являющуюся федеративной республикой.

1) Франция 2) Япония 3) США 4) Италия

А2. Какая страна является членом ОПЕК?

1) Япония 2) ФРГ 3) Индия 4) Иран

А3. Какая страна занимает первое место в мире по обеспеченности пашней?

1) Индия 2) Япония 3) Россия 4) Австралия

А4. Какая страна наиболее обеспечена лесными ресурсами?

1) Алжир 2) Индия 3) Канада 4) Аргентина

A5. Укажите страну, расположенную в регионе Юго-Западной Азии.

1) Таиланд 2) Катар 3) Гвинея 4) Эфиопия

6. Укажите страну, относящуюся к группировке ЛАИ.

1) Суринам 2) Марокко 3) Канада 4) Япония

А7. Укажите страну-гиганта по численности населения и по площади.

1) Канада 2) Австралия 3) Бразилия 4) Франция

A5. В структуре населения какой страны преобладают женщины?

1) ФРГ 2) Иран 3) Ирак 4) Алжир

А9. Укажите страну, язык которой не относится к индоевропейской семье.

1) Великобритания 2) Венгрия 3) Италия 4) Бразилия

A10. Укажите страну, в которой два государственных языка.

1) Италия 2) Франция 3) Бельгия 4) Швейцария

A11. Укажите регион трудовой иммиграции населения.

1) Юго-Западная Азия 2) Южная Азия

3) Восточная Европа 4) Центральная Америка

А12. Укажите страну, которая относится к странам Периферии.

1) Эфиопия 2) Израиль 3) Новая Зеландия 4) Австралия

А13. Укажите высокоразвитый район стран мира.

1) Рурский 2) Верхнесилезский 3) Лондонский 4) Североморский

А14. Какая страна занимает первое место по добыче нефти?

1) Россия 2) США 3) Иран 4) Саудовская Аравия

А15. Какая страна является крупным импортером топлива и сырья?

1) Китай 2) Австралия 3) Япония 4) Индия

А16. Какой регион мира не выделяется высоким уровнем развития машиностроения?

1) Северная Америка 2) зарубежная Европа 3) Африка

4) Восточная и Юго-Восточная Азия

A17. Какая страна является мировым лидером по производству электроэнергии?

1) США 2) Китай 3) Япония 4) Россия

А18. Укажите страну, отраслью специализации которой является медная промышленность.

1) Марокко 2) Чили

3) Индия 4) Швеция

А19. Какой компонент не является частью «зеленой революции»?

1) выведение скороспелых сортов зерновых культур

2) ирригация

3) выведение новых пород скота

4) механизация и химизация

А20. Укажите три основные зерновые культуры стран мира.

1) пшеница, рожь, овес

2) пшеница, кукуруза, рис

3) рис, ячмень, овес

4) рис, кукуруза, рожь


B1. Определите страну по ее краткому описанию.

Это страна-гигант по площади, но не по численности населения. Играет важную роль в МГРТ как экспортер полезных ископаемых: железной руды, угля, бокситов, золота, алмазов. Страна является также экспортером шерсти, мяса. Столица не самый крупный город. Большая часть страны занята пустынями.


В2. Выберите три страны, являющиеся экспортерами газа.

1) Алжир 2) Турция 3) Япония

4) Россия 5) Иран 6) Италия


Ответы:

1 вариант.

А1-3 А2-4 А3-1 А4-3 А5-3 А6-1 А7-2 А8-1 А9-3 А10-1

А11-1 А12-3 А13-4 А14-3 А15-3 А16-3 А17-3 А18-4 А19-3 А20-2

В1. ФРГ

В2. 3214

2 вариант.

А1-3 А2-4 А3-4 А4-3 А5-2 А6-1 А7-3 А8-1 А9-2 А10-3

А11-1 А12-1 А13-3 А14-4 А15-3 А16-3 А17-1 А18-2 А19-3 А20-2

В1. Австралия

В2. 145








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!