СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Географии России. Природа.Населения.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по Географии России. Природа. Население  8 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Географии России. Природа.Населения.»

МАОУ «Шигаевская средняя общеобразовательная школа»


УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО

директор школы зам. директора по УВР на заседании МО

Хамуева Л.А. Маскальцева И.Н. протокол № ____

«___»_______ 20__г «__» _______ 20 __г. « __»_______20 __г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по Географии России

Природа. Население

8 класс










Разработчик: Власова Е.Г.,

учитель географии,

I квалификационная категория













2021-2022 учебный год

Пояснительная записка

Основой для составления учебного плана МАОУ «Шигаевская средняя общеобразовательная школа» являются следующие документы:

1)Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции (ст.12,28 ФЗ №273 «Об образовании в РФ);

2) Приказ Минобрнауки России № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2010 г. (с изменениями) (далее – ФГОС ООО 2010 г.).

3)Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. N 115"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";

4)Санитарные правила СП 2.4.36.48-20– «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2021 №28;

5)СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2 (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный N 62296) (далее соответственно - Санитарно-эпидемиологические требования и правила, Гигиенические нормативы);

6)Примерная основная образовательная программа начального общего образования (протокол от 08.04.2015г. №1/15)

7)Примерная основная образовательная программа основного общего образования. (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

8)Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)

9)Приказ об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (пр. министерства просвещения РФ от 20.05.2021г. №254)

10)Приказ о внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (пр. Минпросвещения РФ от 23.12.2020г.

11) Основная образовательная программа МАОУ «Шигаевская СОШ»;

12) Устав МАОУ «Шигаевская СОШ».

13) Программы воспитания «МАОУ Шигаевская СОШ»

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

1. Рабочая программа разработана на основе программы по географии для 5-9. Авторы-составители А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2012 г.

2.Учебник «География России. Природа. Население» авторы В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя, под общей редакцией В.П. Дронова – М.: Вентана-Граф, 2018 г.

3. Атлас 8 класс издательство «Вентана-Граф» 2018г

4. Комплект контурных карт 8 класс издательство «Вентана-Граф» 2018г.




Место предмета «География России. Природа. Население» в учебном плане

На изучение предмета "Географии России. Природа. Население" в 8 классе отводится 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели)



Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

- российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

- осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной;

- ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

- целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;

- гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

- основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

ставить учебные задачи;

- вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

- выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

- планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;

- оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

- классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками;

- сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

- систематизировать информацию; структурировать информацию;

- формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;

- владеть навыками анализа и синтеза;

- искать и отбирать необходимые источники информации;

- использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;

- представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;

- работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы - выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);

использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

- создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;

- составлять рецензии, аннотации; выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог;

- находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

 

Предметные результаты обучения

 Учащийся должен уметь:

- называть различные источники географической информации и методы получения географической информации;

- определять географическое положение России;

- показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию;

- определять поясное время.

- называть и показывать крупные равнины и горы; выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям;

- показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых;

- объяснять закономерности их размещения; приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов;

- делать описания отдельных форм рельефа по картам;

- называть факторы, влияющие на формирование климата России;

- определять характерные особенности климата России; иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов;

- давать описания климата отдельных территорий;

- с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации и т. д.;

- приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;

- называть и показывать крупнейшие реки, озера; используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов;

- оценивать водные ресурсы; называть факторы почвообразования;

- используя карту, называть типы почв и их свойства;

- объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры;

- объяснять видовое разнообразие животного мира; называть меры по охране растений и животных.


Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.


Реализация Национально-регионального компонента

НРК изучается единым блоком в курсе «География России» в количестве 11 часов в 8 классе и 12 часов в 9 классе

Изучение содержания  НРК по географии в школе направлено на достижение следующих целей:

-более прочное усвоение содержания федерального компонента в разделах содержания федерального компонента на практико- ориентированном    региональном материале;

-обеспечение доступа к информации регионального уровня и ее распространение;

-популяризация знаний современной науки на материалах своего края;

-формирование в общественном сознании представлений о ценности и уникальности объектов региона, необходимости их бережного использования;

-приобретение учащимися компетентности, необходимой для ориентирования в социальной среде своего края;

-профориентация учащихся в области применения географических знаний в своем крае.

В результате изучения НРК по  географии учащийся должен:

 Знать:

-специфику географического положения и административно-территориального устройства Республики Бурятия;

-особенности природы и хозяйства своего края;

-основную географическую  номенклатуру;

-основные черты устройства земной поверхности своей местности;

-природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на региональном уровне; правила природоохранного поведения в повседневной деятельности.

Уметь:

-объяснять связи между компонентами природного комплекса, отраслями хозяйства региона;

-анализировать влияние природных условий на деятельность человека и хозяйственной деятельности человека на природу; понимать суть  экологических проблем и знать принципы регионального природопользования и охраны окружающей среды;

-применять простейшие приемы анализа статистических данных о хозяйстве и населении, в том числе сравнительного анализа статистических  показателей в их динамике;

-оценивать место РБ в территориальном разделении труда;

-составлять картосхему территориальной структуры хозяйства, внешних - экономических связей, экономико-географические характеристики форм  организаций хозяйства, мероприятий по охране и преобразованию природы;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-ориентирования на местности по картам своего края, составления тематических карт и картосхем, разработки туристических маршрутов, определения местного времени;

-картографических измерений (определение географических координат, измерение расстояний и площадей, вычисление абсолютных высот);

-наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;

-работы с картографическими источниками, использования географических сведений из справочников и энциклопедий.

Распределение часов в планировании следующее:


урока

Тема по программе

Количество часов по программе

Количество часов по плану

53

История формирования и исследования территории Бурятии.


1


1

54

Географическое положение.

1

1

55

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.

1


1


56

Климат и климатические ресурсы.

1

1

57

Внутренние воды. Реки.

1

1

58

Озеро Байкал.

1

1

59

Почвы. Растительный и животный мир.

1

1

60

Природные зоны. Крупнейшие природные комплексы. Особо охраняемые территории.

1

1

61

Численность и национальный состав РБ

1

1

62

Размещение населения по территории Бурятии

1

1

63

Обобщение по теме « Природа Бурятии»

1

1


Изучение географии Республики Бурятии вынесено после раздела II. «Природные комплексы (ПК) России». Темы регионального компонента составлены на основе данных рекомендаций.


Содержание тем учебного предмета

Раздел 1. Географическое положение

и формирование государственной территории России (13 часов)

Географическое положение России (8 часов).

Виды географического положения России: физико-географическое, математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения. Сравнение географического положения России и положения других государств. Государственная территория России.

Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория

Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Этапы и методы географического изучения территории России.

Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.

Практические работы № 1. Обозначение объектов, характеризующих географическое положение России на контурной карте.

Практическая работа №2 Обозначение субъектов Российской Федерации


История заселения, освоения и исследования территории России (5 часов).

Колонизация севера и востока Русской равнины восточными славянами. Военные и торговые походы славян в IХ – ХI вв. Русское княжества в ХII – ХIII вв., путешествия и открытия новгородцев. Московское государство в ХIV- ХVI вв.: дальнейшее освоение Европейского севера, монастырская колонизация. Географические открытия и освоения Сибири в ХVII в. Присоединение и освоение западных и южных территорий в ХVIII в. Географические открытия ХVIII в. Присоединение земель и географические исследования в ХIХ в. Освоение Арктики. Территориальные изменения в ХХ в.

Современные географические исследования. Методы получен6ия, обработки, передачи и представления географической информации.


Раздел 2. Природа России (30 часов)

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы(5 часов).

Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры.

Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.

Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природ Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального: использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Практическая работа № 3. Выявление зависимости между тектоническим строением, расположением крупных форм рельефа и размещением месторождений полезных.


Климат и агроклиматические ресурсы (5 часов).

Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата.

Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.

Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.


Внутренние воды и водные ресурсы (5 часов).

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.

Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.

Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.

Практическая работа №4 Обозначение на контурной карте рек. озер и т. д.


Почва и почвенные ресурсы (3 часа).

Почва — особый компонент природы. В. В. Докучаев — основоположник почвоведения. Почва — национальное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.

Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением.


Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (2 часа).

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.

Природные различия на территории России (10 часов).

Формирование природных комплексов (ПТК) — результат длительного развития географической оборочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.

Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь |и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.


Раздел 3 Население России (10 часов)

Численность населения (10 часов).

Численность населения России в сравнении с другими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населения. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян. 

Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.

Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности расселения сельского населения. Современные социальные проблемы села Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.

Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменения структуры занятости населения. Проблемы безработицы. 

Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества населения страны и качества его жизни — важнейшая социально-экономическая проблема.


Раздел 4. Природа Бурятии (11 часов)

История формирования и исследования территории Бурятии. Географическое положение по отношению к другим объектам.

Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории республики. Рельеф Бурятии. Горы и равнины. Основные полезные ископаемые.

Факторы, определяющие климат РБ. Внутренние воды и деятельность человека.

Численность населения и воспроизводство населения.

Размещение населения по территории Бурятии.


Раздел 5. Природный фактор в развитии России. (3 часа)

Влияние природной среды на развитие обществаНепосредственное и опосредованное влияние природных условий на жизнь и деятельность человека. Виды адаптации человека к окружающей среде.

Природные ресурсы, их классификации. Основные типы природопользования. Рациональное природопользование и воспроизводство природных ресурсов.

Обеспеченность России природными ресурсами. Природно-ресурсный потенциал страны, его хозяйственная оценка и значение для развития экономики. Особенности в размещении и потреблении разных видов природных ресурсов на территории страны. Важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Основные ресурсные базы страны. Проблемы и перспективы использования природно-ресурсного потенциала России.

Форма организации образовательного процесса.

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки). Среди форм большее значение имеют наблюдения и практические работы на местности, экскурсии.

Механизмы формирования компетентности обучения.

Важнейшим механизмом формирования компетентности обучения является словесный метод обучения. К этому методу относится монологическая речь учителя (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации), работа учащихся с текстом учебника и другой дополнительной литературой. Часто используется диалогическая форма: беседа с классом, работа школьников с вопросами и заданиями учебника.

Широко используется учебные картины, иллюстрированные таблицы, экранные пособия, педагогический рисунок, карты.

В составе практических методов выделяются методы работы с картами, схемами, профилями, статистическими показателями.

Форма контроля.

Тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа


Календарно-тематическое планирование


№ Урока

Название раздела. Тема урока.

Практические работы


Кол-во

часов

Дата проведения

план

факт

Раздел 1. Географическое положение

и формирование государственной территории России (13 часов)


Географическое положение России( 8 часов)

1

Географическое положение и его виды.



1

03.09


2

Размеры территории и природно-географическое положение России

1

05.09


3

Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России

1

10.09


4

Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России

1

12.09


5

Государственная территория России. Типы российских границ.

Пр.раб. №1 Обозначение объектов, характеризующих географическое положение России на контурной карте

1

17.09


6

Сухопутные и морские границы России


1

19.09


7

Различия во времени на территории России


1

24.09


8

Государственное устройство и территориальное деление Российской Федерации

Пр.раб. №2 Обозначение субъектов Российской Федерации

1

26.09





История заселения. освоения и исследования территории России (4 часа)


9

Заселение и освоение территории России в IX–XVII вв.


1

01.10


10

Изменение и хозяйственное освоение территории России XVIII– XIX вв.

1

03.10


11

Географическое исследование территории России в XVIII–XIX вв.

1

08.10


12

Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в.

1

10.10


Раздел 2. Природа России (30 часов)

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (5 часов)

13

Особенности рельефа как результат геологической истории формирования территории

1

15.10


14

Развитие земной коры. Основные тектонические структуры


1

17.10


15

Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры

Пр.раб. № 3. Выявление зависимости между тектоническим строением, расположением крупных форм рельефа и размещением месторождений полезных

1

22.10



16

Формирование рельефа под воздействием внешних геологических процессов

1

24.10


17

Литосфера. Рельеф. Человек.

1

29.10



Климат и агроклиматические ресурсы (6 часов)

18

Условия формирования климата

1

31.10


19

Движение воздушных масс. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны.

1

12.11


20

Закономерности распределения тепла и влаги по территории России. Коэффициент увлажнения

1

14.11


21

Климатические пояса и типы климатов

1

19.11


22

Климат и человек

1

21.11



Внутренние воды и водные ресурсы (5часов)

23

Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа

1

26.11


24

Зависимость речной сети от климата


1

28.11


25

Озера. Болота. Ледники. Подземные воды

Пр.раб №4 Обозначение на контурной карте рек. озер и т.д

1

03.12


26

Многолетняя мерзлота


1

05.12


27

Воды и человек. Водные ресурсы


1

10.12


28

Климат. Внутренние воды. Повторение

1

12.12




Почва и почвенные ресурсы (3 часа)


29

Почва - особое природное образование


1

17.12



30

Главные типы почв и их размещение по территории России


1

19.12


31

Почвенные ресурсы. Почвы и человек


1

24.12


Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (2 часа)


32

Растительный животный мир России


1

26.12


33

Биологические ресурсы.


1

14.01


34

Почва. Растительный и животный мир. Повторение


1

16.01



Природные различия на территории России (9 часов)

35

Природные комплексы


1

21.01


36

Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс

1

23.01


37

Северные безлесные природные зоны


1

28.01


38

Лесные зоны. Тайга


1

30.01


39

Смешанные и широколиственные леса


1

04.02


40

Южные безлесные зоны: и степи, полупустыни и пустыни. Высотная поясность

Пр.р. № 5 «Оценка природных условий и ресурсов какой-либо природной зоны по выбору. Составление прогноза ее изменений в результате хозяйственной деятельности человека. Выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне»

1

06.02


41

Моря как крупные природные комплексы


1

11.02


42

Природно-хозяйственное значение российских морей


1

13.02


43

Особо охраняемые природные территории России

1

18.02


Раздел 3 Население России (10 часов)


44

Численность и воспроизводство населения России


1

20.02


45

Половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность жизни

1

25.02


46

Этнический и языковой состав населения России

Пр.р. № 6 «Определение крупных народов и особенностей их размещения по картам и стат.материалам, сопоставление с национально-территориальным и политико- административным делением».

1

27.02


47

Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий

1

04.03


48

Особенности урбанизаций России. Городское население


1

06.03


49

Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения

1

11.03


50

Миграции населения в России

1

13.03


51

Размещение населения России


1

18.03


52

Занятность населения. Человеческий капитал


1

20.03


53


Вопросы и задания для повторения и обобщения по разделу "Население России"

1

25.03


Раздел 4. Природа Бурятии (11 часов)


54

История формирования и исследования территории Бурятии

1


27.03


55

Географическое положение


1

08.04


56

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

1


10.04


57

Климат и климатические ресурсы


1

15.04


58

Внутренние воды. Реки


1

17.04


59

Озеро Байкал


1

22.04


60

Почвы. Растительный и животный мир


1

24.04


61

Природные зоны. Крупнейшие природные комплексы. Особо охраняемые территории.

1

29.04


62

Численность и национальный состав РБ


1

02.05


63

Размещение населения по территории Бурятии


1

06.05


64

Обобщение по теме « Природа Бурятии»


1

08.05


Раздел 5 Природный фактор в развитии России (3 часа)




65

Влияние природы на развитие общества


1

13.05


66

Природные ресурсы


1

15.05


67

Природно-ресурсный потенциал России


1

20.05


68

Повторение по курсу "География России. Природа. Население"

1

22.05





Лист внесения изменений.

Дата

внесения

изменений


Раздел, тема

Содержание

изменений

Подпись

Согласовано с зам. директора

по УВР














































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!