МАОУ «Шигаевская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО
директор школы зам. директора по УВР на заседании МО
Хамуева Л.А. Маскальцева И.Н. протокол № ____
«___»_______ 20__г «__» _______ 20 __г. « __»_______20 __г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Географии России
Природа. Население
8 класс
Разработчик: Власова Е.Г.,
учитель географии,
I квалификационная категория
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Основой для составления учебного плана МАОУ «Шигаевская средняя общеобразовательная школа» являются следующие документы:
1)Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции (ст.12,28 ФЗ №273 «Об образовании в РФ);
2) Приказ Минобрнауки России № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2010 г. (с изменениями) (далее – ФГОС ООО 2010 г.).
3)Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. N 115"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
4)Санитарные правила СП 2.4.36.48-20– «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2021 №28;
5)СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2 (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный N 62296) (далее соответственно - Санитарно-эпидемиологические требования и правила, Гигиенические нормативы);
6)Примерная основная образовательная программа начального общего образования (протокол от 08.04.2015г. №1/15)
7)Примерная основная образовательная программа основного общего образования. (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
8)Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)
9)Приказ об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (пр. министерства просвещения РФ от 20.05.2021г. №254)
10)Приказ о внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (пр. Минпросвещения РФ от 23.12.2020г.
11) Основная образовательная программа МАОУ «Шигаевская СОШ»;
12) Устав МАОУ «Шигаевская СОШ».
13) Программы воспитания «МАОУ Шигаевская СОШ»
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
1. Рабочая программа разработана на основе программы по географии для 5-9. Авторы-составители А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2012 г.
2.Учебник «География России. Природа. Население» авторы В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя, под общей редакцией В.П. Дронова – М.: Вентана-Граф, 2018 г.
3. Атлас 8 класс издательство «Вентана-Граф» 2018г
4. Комплект контурных карт 8 класс издательство «Вентана-Граф» 2018г.
Место предмета «География России. Природа. Население» в учебном плане
На изучение предмета "Географии России. Природа. Население" в 8 классе отводится 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели)
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
- российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
- осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной;
- ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
- целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;
- гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
- основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- ставить учебные задачи;
- вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
- выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
- планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;
- оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
- классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками;
- сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
- систематизировать информацию; структурировать информацию;
- формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
- владеть навыками анализа и синтеза;
- искать и отбирать необходимые источники информации;
- использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;
- представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;
- работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы - выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);
использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
- создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;
- составлять рецензии, аннотации; выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог;
- находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- называть различные источники географической информации и методы получения географической информации;
- определять географическое положение России;
- показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию;
- определять поясное время.
- называть и показывать крупные равнины и горы; выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям;
- показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых;
- объяснять закономерности их размещения; приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов;
- делать описания отдельных форм рельефа по картам;
- называть факторы, влияющие на формирование климата России;
- определять характерные особенности климата России; иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов;
- давать описания климата отдельных территорий;
- с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации и т. д.;
- приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;
- называть и показывать крупнейшие реки, озера; используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов;
- оценивать водные ресурсы; называть факторы почвообразования;
- используя карту, называть типы почв и их свойства;
- объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры;
- объяснять видовое разнообразие животного мира; называть меры по охране растений и животных.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
географические районы, их территориальный состав;
отрасли местной промышленности.
Описывать:
природные ресурсы;
периоды формирования хозяйства России;
особенности отраслей;
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
экономические связи районов;
состав и структуру отраслевых комплексов;
основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
различия в освоении территории;
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
размещение главных центров производства;
сельскохозяйственную специализацию территории;
структуру ввоза и вывоза;
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Реализация Национально-регионального компонента
НРК изучается единым блоком в курсе «География России» в количестве 11 часов в 8 классе и 12 часов в 9 классе
Изучение содержания НРК по географии в школе направлено на достижение следующих целей:
-более прочное усвоение содержания федерального компонента в разделах содержания федерального компонента на практико- ориентированном региональном материале;
-обеспечение доступа к информации регионального уровня и ее распространение;
-популяризация знаний современной науки на материалах своего края;
-формирование в общественном сознании представлений о ценности и уникальности объектов региона, необходимости их бережного использования;
-приобретение учащимися компетентности, необходимой для ориентирования в социальной среде своего края;
-профориентация учащихся в области применения географических знаний в своем крае.
В результате изучения НРК по географии учащийся должен:
Знать:
-специфику географического положения и административно-территориального устройства Республики Бурятия;
-особенности природы и хозяйства своего края;
-основную географическую номенклатуру;
-основные черты устройства земной поверхности своей местности;
-природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на региональном уровне; правила природоохранного поведения в повседневной деятельности.
Уметь:
-объяснять связи между компонентами природного комплекса, отраслями хозяйства региона;
-анализировать влияние природных условий на деятельность человека и хозяйственной деятельности человека на природу; понимать суть экологических проблем и знать принципы регионального природопользования и охраны окружающей среды;
-применять простейшие приемы анализа статистических данных о хозяйстве и населении, в том числе сравнительного анализа статистических показателей в их динамике;
-оценивать место РБ в территориальном разделении труда;
-составлять картосхему территориальной структуры хозяйства, внешних - экономических связей, экономико-географические характеристики форм организаций хозяйства, мероприятий по охране и преобразованию природы;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-ориентирования на местности по картам своего края, составления тематических карт и картосхем, разработки туристических маршрутов, определения местного времени;
-картографических измерений (определение географических координат, измерение расстояний и площадей, вычисление абсолютных высот);
-наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
-работы с картографическими источниками, использования географических сведений из справочников и энциклопедий.
Распределение часов в планировании следующее:
№ урока | Тема по программе | Количество часов по программе | Количество часов по плану |
53 | История формирования и исследования территории Бурятии. | 1 | 1 |
54 | Географическое положение. | 1 | 1 |
55 | Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. | 1 | 1 |
56 | Климат и климатические ресурсы. | 1 | 1 |
57 | Внутренние воды. Реки. | 1 | 1 |
58 | Озеро Байкал. | 1 | 1 |
59 | Почвы. Растительный и животный мир. | 1 | 1 |
60 | Природные зоны. Крупнейшие природные комплексы. Особо охраняемые территории. | 1 | 1 |
61 | Численность и национальный состав РБ | 1 | 1 |
62 | Размещение населения по территории Бурятии | 1 | 1 |
63 | Обобщение по теме « Природа Бурятии» | 1 | 1 |
Изучение географии Республики Бурятии вынесено после раздела II. «Природные комплексы (ПК) России». Темы регионального компонента составлены на основе данных рекомендаций.
Содержание тем учебного предмета
Раздел 1. Географическое положение
и формирование государственной территории России (13 часов)
Географическое положение России (8 часов).
Виды географического положения России: физико-географическое, математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения. Сравнение географического положения России и положения других государств. Государственная территория России.
Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория
Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
Этапы и методы географического изучения территории России.
Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.
Практические работы № 1. Обозначение объектов, характеризующих географическое положение России на контурной карте.
Практическая работа №2 Обозначение субъектов Российской Федерации
История заселения, освоения и исследования территории России (5 часов).
Колонизация севера и востока Русской равнины восточными славянами. Военные и торговые походы славян в IХ – ХI вв. Русское княжества в ХII – ХIII вв., путешествия и открытия новгородцев. Московское государство в ХIV- ХVI вв.: дальнейшее освоение Европейского севера, монастырская колонизация. Географические открытия и освоения Сибири в ХVII в. Присоединение и освоение западных и южных территорий в ХVIII в. Географические открытия ХVIII в. Присоединение земель и географические исследования в ХIХ в. Освоение Арктики. Территориальные изменения в ХХ в.
Современные географические исследования. Методы получен6ия, обработки, передачи и представления географической информации.
Раздел 2. Природа России (30 часов)
Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы(5 часов).
Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры.
Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.
Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природ Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального: использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Практическая работа № 3. Выявление зависимости между тектоническим строением, расположением крупных форм рельефа и размещением месторождений полезных.
Климат и агроклиматические ресурсы (5 часов).
Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата.
Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.
Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.
Внутренние воды и водные ресурсы (5 часов).
Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.
Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.
Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.
Практическая работа №4 Обозначение на контурной карте рек. озер и т. д.
Почва и почвенные ресурсы (3 часа).
Почва — особый компонент природы. В. В. Докучаев — основоположник почвоведения. Почва — национальное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.
Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением.
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (2 часа).
Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.
Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.
Природные различия на территории России (10 часов).
Формирование природных комплексов (ПТК) — результат длительного развития географической оборочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.
Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?
Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь |и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.
Раздел 3 Население России (10 часов)
Численность населения (10 часов).
Численность населения России в сравнении с другими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населения. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.
Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.
Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности расселения сельского населения. Современные социальные проблемы села Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.
Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменения структуры занятости населения. Проблемы безработицы.
Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества населения страны и качества его жизни — важнейшая социально-экономическая проблема.
Раздел 4. Природа Бурятии (11 часов)
История формирования и исследования территории Бурятии. Географическое положение по отношению к другим объектам.
Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории республики. Рельеф Бурятии. Горы и равнины. Основные полезные ископаемые.
Факторы, определяющие климат РБ. Внутренние воды и деятельность человека.
Численность населения и воспроизводство населения.
Размещение населения по территории Бурятии.
Раздел 5. Природный фактор в развитии России. (3 часа)
Влияние природной среды на развитие общества. Непосредственное и опосредованное влияние природных условий на жизнь и деятельность человека. Виды адаптации человека к окружающей среде.
Природные ресурсы, их классификации. Основные типы природопользования. Рациональное природопользование и воспроизводство природных ресурсов.
Обеспеченность России природными ресурсами. Природно-ресурсный потенциал страны, его хозяйственная оценка и значение для развития экономики. Особенности в размещении и потреблении разных видов природных ресурсов на территории страны. Важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Основные ресурсные базы страны. Проблемы и перспективы использования природно-ресурсного потенциала России.
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки). Среди форм большее значение имеют наблюдения и практические работы на местности, экскурсии.
Механизмы формирования компетентности обучения.
Важнейшим механизмом формирования компетентности обучения является словесный метод обучения. К этому методу относится монологическая речь учителя (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации), работа учащихся с текстом учебника и другой дополнительной литературой. Часто используется диалогическая форма: беседа с классом, работа школьников с вопросами и заданиями учебника.
Широко используется учебные картины, иллюстрированные таблицы, экранные пособия, педагогический рисунок, карты.
В составе практических методов выделяются методы работы с картами, схемами, профилями, статистическими показателями.
Форма контроля.
Тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа
Календарно-тематическое планирование
№ Урока | Название раздела. Тема урока. Практические работы | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
Раздел 1. Географическое положение и формирование государственной территории России (13 часов) Географическое положение России( 8 часов) |
1 | Географическое положение и его виды. | 1 | 03.09 | |
2 | Размеры территории и природно-географическое положение России | 1 | 05.09 | |
3 | Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России | 1 | 10.09 | |
4 | Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России | 1 | 12.09 | |
5 | Государственная территория России. Типы российских границ. Пр.раб. №1 Обозначение объектов, характеризующих географическое положение России на контурной карте | 1 | 17.09 | |
6 | Сухопутные и морские границы России | 1 | 19.09 | |
7 | Различия во времени на территории России | 1 | 24.09 | |
8 | Государственное устройство и территориальное деление Российской Федерации Пр.раб. №2 Обозначение субъектов Российской Федерации | 1 | 26.09 | |
История заселения. освоения и исследования территории России (4 часа) |
9 | Заселение и освоение территории России в IX–XVII вв. | 1 | 01.10 | |
10 | Изменение и хозяйственное освоение территории России XVIII– XIX вв. | 1 | 03.10 | |
11 | Географическое исследование территории России в XVIII–XIX вв. | 1 | 08.10 | |
12 | Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в. | 1 | 10.10 | |
Раздел 2. Природа России (30 часов) Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (5 часов) |
13 | Особенности рельефа как результат геологической истории формирования территории | 1 | 15.10 | |
14 | Развитие земной коры. Основные тектонические структуры | 1 | 17.10 | |
15 | Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры Пр.раб. № 3. Выявление зависимости между тектоническим строением, расположением крупных форм рельефа и размещением месторождений полезных | 1 | 22.10 | |
16 | Формирование рельефа под воздействием внешних геологических процессов | 1 | 24.10 | |
17 | Литосфера. Рельеф. Человек. | 1 | 29.10 | |
Климат и агроклиматические ресурсы (6 часов) |
18 | Условия формирования климата | 1 | 31.10 | |
19 | Движение воздушных масс. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны. | 1 | 12.11 | |
20 | Закономерности распределения тепла и влаги по территории России. Коэффициент увлажнения | 1 | 14.11 | |
21 | Климатические пояса и типы климатов | 1 | 19.11 | |
22 | Климат и человек | 1 | 21.11 | |
Внутренние воды и водные ресурсы (5часов) |
23 | Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа | 1 | 26.11 | |
24 | Зависимость речной сети от климата | 1 | 28.11 | |
25 | Озера. Болота. Ледники. Подземные воды Пр.раб №4 Обозначение на контурной карте рек. озер и т.д | 1 | 03.12 | |
26 | Многолетняя мерзлота | 1 | 05.12 | |
27 | Воды и человек. Водные ресурсы | 1 | 10.12 | |
28 | Климат. Внутренние воды. Повторение | 1 | 12.12 | |
Почва и почвенные ресурсы (3 часа) |
29 | Почва - особое природное образование | 1 | 17.12 | |
30 | Главные типы почв и их размещение по территории России | 1 | 19.12 | |
31 | Почвенные ресурсы. Почвы и человек | 1 | 24.12 | |
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (2 часа) |
32 | Растительный животный мир России | 1 | 26.12 | |
33 | Биологические ресурсы. | 1 | 14.01 | |
34 | Почва. Растительный и животный мир. Повторение | 1 | 16.01 | |
Природные различия на территории России (9 часов) |
35 | Природные комплексы | 1 | 21.01 | |
36 | Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс | 1 | 23.01 | |
37 | Северные безлесные природные зоны | 1 | 28.01 | |
38 | Лесные зоны. Тайга | 1 | 30.01 | |
39 | Смешанные и широколиственные леса | 1 | 04.02 | |
40 | Южные безлесные зоны: и степи, полупустыни и пустыни. Высотная поясность Пр.р. № 5 «Оценка природных условий и ресурсов какой-либо природной зоны по выбору. Составление прогноза ее изменений в результате хозяйственной деятельности человека. Выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне» | 1 | 06.02 | |
41 | Моря как крупные природные комплексы | 1 | 11.02 | |
42 | Природно-хозяйственное значение российских морей | 1 | 13.02 | |
43 | Особо охраняемые природные территории России | 1 | 18.02 | |
Раздел 3 Население России (10 часов) |
44 | Численность и воспроизводство населения России | 1 | 20.02 | |
45 | Половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность жизни | 1 | 25.02 | |
46 | Этнический и языковой состав населения России Пр.р. № 6 «Определение крупных народов и особенностей их размещения по картам и стат.материалам, сопоставление с национально-территориальным и политико- административным делением». | 1 | 27.02 | |
47 | Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий | 1 | 04.03 | |
48 | Особенности урбанизаций России. Городское население | 1 | 06.03 | |
49 | Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения | 1 | 11.03 | |
50 | Миграции населения в России | 1 | 13.03 | |
51 | Размещение населения России | 1 | 18.03 | |
52 | Занятность населения. Человеческий капитал | 1 | 20.03 | |
53 | Вопросы и задания для повторения и обобщения по разделу "Население России" | 1 | 25.03 | |
Раздел 4. Природа Бурятии (11 часов) |
54 | История формирования и исследования территории Бурятии | 1 | 27.03 | |
55 | Географическое положение | 1 | 08.04 | |
56 | Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые | 1 | 10.04 | |
57 | Климат и климатические ресурсы | 1 | 15.04 | |
58 | Внутренние воды. Реки | 1 | 17.04 | |
59 | Озеро Байкал | 1 | 22.04 | |
60 | Почвы. Растительный и животный мир | 1 | 24.04 | |
61 | Природные зоны. Крупнейшие природные комплексы. Особо охраняемые территории. | 1 | 29.04 | |
62 | Численность и национальный состав РБ | 1 | 02.05 | |
63 | Размещение населения по территории Бурятии | 1 | 06.05 | |
64 | Обобщение по теме « Природа Бурятии» | 1 | 08.05 | |
Раздел 5 Природный фактор в развитии России (3 часа) | | |
65 | Влияние природы на развитие общества | 1 | 13.05 | |
66 | Природные ресурсы | 1 | 15.05 | |
67 | Природно-ресурсный потенциал России | 1 | 20.05 | |
68 | Повторение по курсу "География России. Природа. Население" | 1 | 22.05 | |
Лист внесения изменений.
Дата внесения изменений | Раздел, тема | Содержание изменений | Подпись | Согласовано с зам. директора по УВР |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |