СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии на уррвень. 5-9 классы

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии на уррвень. 5-9 классы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Большая Чечуйка Базарно- Карабулакского муниципального района Саратовской области»





«Согласовано»

зам.по УВР ______/Левонисова Н.В./

Протокол МС № от



«Рассмотрено»

Протокол педсовета № от


«Утверждаю»

директор МБОУ «СОШ с.Б.Чечуйка»

________/Линькова М.А./

Приказ № от





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ГЕОГРАФИЯ»

НА УРОВЕНЬ 5-9 КЛАССЫ




Пояснительная записка


Рабочая программа по географии для 5-9 классов составлена на основе следующих нормативных документов:


  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

3.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ с. Б. Чечуйка» протокол педсовета № 11 от 27.06.18

  1. Учебный план школы протокол педсовета № 16 от 26.09.2019г.


  1. Рабочие программы предметной линии учебников «Полярная звезда».5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К.Липкина. М. : Просвещение, 2011.




Общая характеристика учебного предмета



      • рабочей программе соблюдается преемственность с программами начального общего


образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности учащихся. Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:


 комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;


 целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;


 умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;


 умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;


 предпрофильной ориентации.


Цели и задачи курса


 формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;  формирование целостного географического обзора планеты Земля на разных его уровнях

(планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);  понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его


развития с учетом исторических факторов;  познание основных природных, социально-экономических, экологических,


геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России в мире;


 формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;

формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;


  • формирование опыта жизнедеятельности через усвоение человечеством научных общекультурных достижений (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;


  • формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;


  • формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);


  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи природными, социально-экономическими, экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;


  • всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально-экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;


  • выработка у учащихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также, формирование у них отношения к географии как возможной области будущей


практической деятельности.

Место учебного предмета в учебном плане


Учебный предмет географии изучается в объеме:


в 5-6 классах по 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю; в 7, 8 классах по 68 часов, по 2 учебных часа в неделю; в 9 классе - 66 часов, 2 часа в неделю.



Планируемые результаты освоение учебного предмета География

Личностные результаты обучения:


  • Формирование ответственного отношения к учению, развития опыта участия в социально значимом труде;


  • формирование целостного мировоззрения;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного

отношения к другому человеку, его мнению;


  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;


  • формирование основ экологической культуры;


– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:


гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;


осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных


районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и


роли в современном мире; осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех


населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:


умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;


  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

-уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность; готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;


– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.


Средством развития личностных результатов служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю линию развития – понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:


– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.


Метапредметные результаты обучения:

Регулятивные УУД:


– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;


–умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:


5–6-й классы Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель


учебной деятельности, выбирать тему проекта.


Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.


Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки


самостоятельно.

    • диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.


7–9-й классы

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной


учебной деятельности.


Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.


Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.


Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).


Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.


Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).


Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий. В ходе представления проекта давать оценку его результатам.


Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.


Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;


– организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;


– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.


Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;


– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:


5–6-й классы Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять


причины и следствия простых явлений.


Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).


Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.


Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать


информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации.


Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.


7–9 классы Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:


– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;


– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;


– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.


Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.


Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.


Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.


Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.


Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.


Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.


Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-ю линии развития:


– осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития (1-я линия развития);


– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся (2-я линия развития);


– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения (3-я линия развития);


– использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности (4-я линия развития).


Коммуникативные УУД:


5–6-й классы

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).


7–9-й классы

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.


  • дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).


Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.


Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.


Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога


(побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.


Предметные результаты подготовки учащихся:


  • объяснять понятия и термины: Солнечная система, планета, глобус, градусная сеть, параллели (экватор, тропики, полярные круги), меридианы.

  • приводить примеры географических следствий движения Земли;


  • называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности;


  • называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;


  • показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

  • приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их

  • читать план местности и карту;

  • производить простейшую съемку местности;

  • работать с компасом, картой;

  • классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;


  • ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов.


  • объяснять понятия и термины: Литосфера, Гидросфера, Атмосфера, Географическая оболочка, горные породы, полезные ископаемые, рельеф, горы, равнины, реки, озера, моря, океаны.


  • называть и показывать по карте основные географические объекты;


  • наносить на контурную карту и правильно подписывать географические

объекты;

  • называть методы изучения земных недр;

  • приводить примеры основных форм рельефа суши и дна океана;

  • объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана;


Выпускники научится:

 использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;


 анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;


 по результатам наблюдений находить и формулировать зависимости и закономерности;  определять и сравнивать количественные и качественные показатели, характеризующие

географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;


 в процессе работы с одним или несколькими источниками информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;


 составлять описание географических объектов, процессов и явлений;


 представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.


Выпускники получит возможность научиться:

  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;


  • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

  • строить простые планы местности;

  • создавать простые географические карты различного содержания;

  • моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;


  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, проводить простейшую их классификацию;


  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязи между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;


  • проводить с помощью приборов измерения температуры, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;


  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.


Содержание учебного предмета «География»

Учебное содержание курса географии сконструировано по блокам, в которых комплексно изучаются: с 5 по 7 класс – география планеты, с 8 по 9 класс – география России.


Содержание курса географии 5-6 классов нацелено на формирование у учащихся знаний о неоднородности и целостности Земли как планеты людей; о составе, строении и свойствах оболочек Земли; о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; о топографо-картографических знаний и умений, позволяющих осознавать, что план и карта – выдающихся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вкруг Солнца; о расселении людей по планете;


  • государствах и их столицах. Курс географии 5-6 класс является первым географическим курсом, оказывающим влияние на формирование географической культуры учащихся как части общей культуры человека. Важнейшей целью курса является организация деятельности обучающихся по усвоению его содержания, реализация личностного, системно-деятельностного подходов в обучении, формирование ценностных ориентаций, познавательного интереса к географии, навыков применения географических знаний в жизненной практике, умения ориентироваться в географическом пространстве.


Содержание курса для 7 класса способствует углублению знаний учащихся о природных закономерностях на Земле и о населении планеты; развитию базовых знаний страноведческого характера: о природе материков и океанов, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, о культуре, традициях, особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.


Содержание курса для 8-9 класса посвящены изучению России, поэтому их содержание - центральное в системе географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности и показ взаимосвязи трех основных компонентов – природы, населения, хозяйства. В 8 классе дается общий обзор, а в 9 классе изучаются географические районы. Дополнительные часы на изучение тем использованы из резерва (5 часов в 5 классе; 3 часа в 6 классе, 10 часов в 7 классе: 8 часов в 8 классе; в 9 классе 12 часов ).


Программой предусмотрено проведение и выполнение учащимися практических работ


В 5 классе -7 практических работ

1.Выделение на контурной карте маршрутов путешествий

2. Ориентирование на местности

  1. Составление плана местности

  2. Определение географических координат

  3. Нанесение на контурную карту стран мира

  4. Описание горных пород


7.Разработка проектного задания «Скульптурный портрет планеты» В 6 класс 3 практические работы


1.Прокладывание по карте маршрута, измерение расстояний по карте, определение географических координат.


2.Составление характеристики погоды

  1. Природные зоны мира


В 7 класс 13 практических работ

  1. Анализ карт географического атласа

  2. Составление таблицы «Самые многонаселенные страны мира»

  3. Обозначение на контурной карте крупнейших платформ и горных систем

  4. Обозначение на контурной карте топливных и рудных полезных ископаемых


  1. Описание одного из климатических поясов по плану. Изучение климатической диаграммы

  2. Нанесение на контурную карту крупнейших рек и озер мир

  3. Описание океана по плану


  1. Описание Египта по типовому плану

  2. Обозначение на Контурной карте географического положения материка

  3. Обозначение на контурной карте крайних точек материка и крупных форм рельефа

  4. Описание страны по плану

  5. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа материка

  6. Описание природных зон материка





































































"География Земли"5 класс

Раздел I. Развитие гегорафических знаний о Земле


Географические методы в развитии современной географии. Вклад Великих географических открытий в становление и развитие цивилизаций.


Раздел II. Планета Земля

Земля во Вселенной. Облик Земли

Представления об устройстве мира. Земная Галактика и другие миры.


Солнечная система. Луна - спутник Земли. Вращение Земли вокруг Солнца и смена времен года. Вращение Земли вокруг своей оси и смена дня и ночи.


Одиноки ли мы во Вселенной? Космические исследования и их роль в познании Земли.

Облик земного шара. "Голубая планета" Земля. Представление о


форме и размерах Земли у древних народов. Развитие знаний землян о пространстве планеты.

Раздел III. План и карта

Способы изображения земной поверхности - планы местности,


географические карты, аэрофотоснимки, космические снимки. История географической карты.


Раздел IV. Человек на Земле

Расселение людей на территории Земли, в своей местности,


адаптации людей к новым условиям жизни. Расы и народы, государства и их столицы, политическая карта. Диалог культур, единство народов, вклад Миклухо-Маклая в доказательство равенства людей и разнообразии их культур


Раздел V. Оболочки Земли.

Литосфера


Внутреннее строение и рельеф Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора, литосфера. Горные породы, слагающие земную кору (магматические, осадочные и метаморфические) и их значение для


человека. Рельеф и его значение для человека. Основные формы рельефа суши Земли и дна океана и их изменения под влиянием внутренних и внешних сил Земли.


"География Земли"6 класс

(1 час в неделю)


Тема 1. Гидросфера – водная оболочка Земли


Гидросфера — водная оболочка Земли. Значение гидросферы. Состав и строение гидросферы.

Части гидросферы : Мировой океан, ледники, воды суши, подземные воды. Их соотношение.

Мировой круговорот воды в природе. Качество воды и здоровье людей. Охрана гидросферы.

Мировой океан, его части, его взаимодействие с сушей и атмосферой.

Единство вод Мирового океана. Моря, заливы, проливы. Острова и


полуострова. Типы островов. Рельеф дна Мирового океана. Использование карт для определения географического положения и описания морей, океанов. Методы изучения

океанских глубин. Свойства воды. Температура и соленость вод Мирового океана. Движение вод в Океане. Волны. Океанические течения, приливы, отливы. Жизнь в океане. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.


Воды суши. Реки как составная часть поверхностных вод суши. Части реки. Речная система. Речной бассейн, водораздел. Питание рек. Режим рек его зависимость от климата. Равнинные


  • горные реки, их особенности. Изменения в жизни рек. Значение рек для человека. Крупнейшие реки мира и России. Рациональное использование ресурсов рек. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площадей водосборных бассейнов, направления течения рек. Озера


их разнообразие, зависимость размещения от климата и рельефа. Виды озер. Крупнейшие пресные и соленые озера мира и нашей страны.


Пруды и водохранилища, болота, их хозяйственное значение и рациональное использование. Описание озера по карте.


Подземные воды. Их происхождение и виды, возможности использования человеком. Минеральные воды.


Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Условия возникновения, распространение. Покровные и горные ледники. Качество воды и здоровье людей. Ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Охрана гидросферы. Природные памятники гидросферы. Наблюдение за водным объектом.


Тема 2. Атмосфера – воздушная оболочка Земли


Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Состав атмосферного воздуха. Строение атмосферы, её границы. Тропосфера, стратосфера, озоновый слой.


Значение атмосферы для жизни на Земле. Пути сохранения качества воздушной среды. Нагревание воздуха тропосферы. Понижение температуры в тропосфере с высотой. Температура воздуха. Термометр. Средняя суточная температура и её определение. Суточный


  • годовой ход температуры воздуха. Суточная и годовая амплитуда температуры воздуха. Зависимость суточного и годового хода температуры воздуха от высоты Солнца над горизонтом.


Уменьшение количества тепла от экватора к полюсам.


Атмосферное давление, единицы его измерения. Барометр. Зависимость атмосферного давления от температуры воздуха и высоты местности над уровнем моря. Изменение атмосферного давления и температуры воздуха с высотой. Ветер. Причины образования ветра. Скорость и направление ветра. Роза ветров. Показатели силы ветра. Виды ветров: бриз, муссон. Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность.


Гигрометр. Облачность и её влияние на погоду. Облака и их виды.


Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние на жизнь и деятельность человека.


Метеорологические приборы и инструменты.


Погода. Элементы и явления погоды. Воздушные массы. Типы воздушных масс: арктические, умеренных широт, тропические, экваториальные; условия их формирования и свойства. Климат и климатические факторы. Отличие климата от погоды.


Климатообразующие факторы. Влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Адаптация людей к погодным и климатическим условиям. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности.


Охрана воздуха — охрана жизни. Пути повышения качества воздушной среды.


Тема 3. Биосфера – живая оболочка Земли


Биосфера. Состав и роль биосферы, связь с другими сферами Земли. Особенность биосферы. В. И. Вернадский о биосфере. Границы распространения жизни на Земле. Разнообразие органического мира Земли, приспособление организмов к среде обитания.


Человек — часть биосферы. Этапы взаимоотношения человека с биосферой. Круговорот веществ в биосфере. Единство человека и природы.

Почва как особое природное образование. В. В. Докучаев — основатель науки о почвах — почвоведения. Свойства почвы. Плодородие — важнейшее свойство почвы. Типы почв. Условия образования разных типов почв. Охрана почв. Наблюдение за почвенным покровом своей местности. Описание почвы.


Разнообразие растений и животных и их распространение на Земле.

Человек – часть биосферы. Значение биосферы для человека. Влияние человека на биосферу.

Сохранение человечеством биоразнообразия на Земле.

Тема 4. Географическая оболочка Земли


Понятие «географическая оболочка». Состав, границы, строение географической оболочки и взаимосвязи между её составными частями. Понятие «природный комплекс». Свойства географической оболочки. Географическая оболочка как окружающая человека среда. Закономерности развития географической оболочки. Широтная зональность и высотная поясность. Зональные и азональные природные комплексы. Понятие «природная зона». Природные зоны — зональные природные комплексы.


Смена природных зон от экватора к полюсам. Карта природных зон Земли.


Понятие «культурный ландшафт». Основные виды культурных ландшафтов — природный, промышленный, сельскохозяйственный. Природное наследие. Положительное и отрицательное влияние человека на ландшафт.


География. Страны и континенты.7 класс

Введение


Как мы будем изучать географию в 7 классе. Что необходимо помнить при изучении географии. Взаимодействие человека с окружающей средой. Природные ресурсы и их виды. Рациональное использование природных ресурсов. Охрана природы. Особо охраняемые территории. Новое в учебнике. Географические карты. Как Земля выглядит на картах разных проекций. Способы изображения явлений и процессов на картах. Общегеографические и тематические карты. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1). Анализ фотографий, рисунков, картин.


Тема 1. Население Земли

Народы, языки и религии. Народы и языки мира. Отличительные признаки народов мира.

Языковые семьи. Международные языки. Основные религии мира

Города и сельские поселения. Различие городов и сельских поселений. Крупнейшие города


мира и городские агломерации. Типы городов и сельских поселений. Страны мира. Многообразие стран мира. Республика. Монархия. Экономически развитые страны мира. Зависимость стран друг от друга. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 2). Изучение населения по картам и диаграммам: численность, размещение и средняя плотность.


Тема 2. Природа Земли


Развитие земной коры. Формирование облика Земли. Цикличность тектонических процессов в

развитии земной коры. Геологические эры. Литосферные плиты. Суть гипотезы А. Вегенера.

Земная кора на карте. Платформа и ее строение. Карта строения земной коры. Складчатые

области. Складчато-глыбовые и возрожденные горы. Размещение на Земле гор и равнин.

Природные ресурсы земной коры. Природные ресурсы и их использование человеком.

Формирование магматических, метаморфических и осадочных горных пород. Размещение

полезных ископаемых


Температура воздуха на разных широтах. Распределение температур на Земле. Тепловые

пояса. Изотермы. Давление воздуха и осадки на разных широтах. Распределение

атмосферного давления и осадков на земном шаре. Общая циркуляция атмосферы. Типы

воздушных масс и их свойства. Пассаты. Западные ветры умеренных широт. Восточные

(стоковые) ветры полярных областей. Муссоны. Климатические пояса и области Земли. Роль

климатических факторов в формировании климата. Зональность климата. Основные и

переходные климатические пояса. Климат западных и восточных побережий материков.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 3). Поиск

информации в Интернете.

Тема 3. Природные комплексы и регионы

Природные зоны Земли. Понятие «природная зона». Причины смены природных зон. Изменение природных зон под воздействием человека. Практикум. 1. Установление закономерностей смены природных зон Земли при анализе карты «Природные зоны Земли».


  1. Описание природных зон по плану. Океаны. Мировой океан как природный комплекс Земли. Океаны Земли — Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Особенности природы океанов. Освоение Океана человеком. Экологические проблемы Мирового океана. Использование и охрана Мирового океана.


Тема 4. Материки и страны


Африка: образ материка. Географическое положение, размеры и очертания Африки. Крайние точки. Береговая линия. Особенности земной коры и рельефа материка. Полезные ископаемые. Особенности климата. Особенности внутренних вод, их зависимость от рельефа и климата. Африка в мире. История освоения Африки. Население Африки и его численность. Расовый и этнический состав. Мозаика культур. Крупные города. Занятия африканцев. Африка — беднейший материк мира. Путешествие по Африке. Путешествие с учебником и картой — способ освоения географического пространства. Географические маршруты (траверзы) по Африке. Маршрут Касабланка — Триполи. Узкая полоса африканских субтропиков, страны Магриба, Атласские горы: особенности природы. Занятия населения. Культура. Карфаген — памятник Всемирного культурного наследия. Сахара — «желтое море» песка. Особенности природы Сахары. Занятия населения. Кочевое животноводство. Проблемы опустынивания, голода. Маршрут Томбукту — Лагос. Саванна: особенности природы. Маршрут Лагос — озеро Виктория. Лагос — крупнейший город Нигерии. Население. Нигер — одна из крупнейших рек континента. Особенности влажных экваториальных лесов. Река Конго. Пигмеи. Массив Рувензори. Маршрут озеро Виктория — Индийский океан. Как образовалось озеро Виктория. Исток Нила. Килиманджаро. Национальные парки Танзании. Занятия населения. Маршрут Дар-эс-Салам — мыс Доброй Надежды. Особенности природных зон. Полезные ископаемые. ЮАР. Египет. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Древнейшая цивилизация. Население. Происхождение египтян, занятия, образ жизни. Река Нил. Египет — мировой туристический центр. Столица Каир. Памятники Всемирного культурного наследия. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 4). Разработка проекта «Создание национального парка в Танзании». Население и его хозяйственная деятельность. Памятники Всемирного культурного наследия. Маршрут Лима — Каракас. Особенности природы Эквадора, Колумбии, Венесуэлы. Бразилия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Бразильцы: происхождение, занятия, образ жизни. Особенности хозяйства. Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Хозяйственное освоение Амазонии с учетом сохранения ее животного и растительного мира». Северная Америка: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и его влияние на рельеф. Климатические особенности Северной Америки. Внутренние воды. Крупнейшие реки. Великие озера. Водопады (Йосемит, Ниагарский). Природные зоны. Почвы. Растительный и животный мир. Памятники Всемирного природного наследия. Англо-Саксонская Америка. Освоение Северной Америки. США и Канада: сходство и различия. США и Канада — центры мировой экономики и культуры. Путешествие по Северной Америке. Вест-Индия. Природа островов Карибского Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 5). Участие в проекте «Традиции и обычаи народов мира».


География. Россия. 8 класс Тема 1. Россия в мире


Россия на карте мира. Уникальность географического положения России. Площадь территории России. Крайние точки. Место России среди других государств мира. Государственная граница России. Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса. Местное время. Поясное время. Декретное время. Летнее время. Линия перемены дат. Ориентирование по карте России. Районирование. Географический район. Природные и экономические районы. Административно-территориальное деление России. Формирование территории России. Заселение территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, С. Крашенинников

Тема 2. Россияне

Население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост. Отрицательный

естественный прирост — проблема для России. Традиционный и современный типы

воспроизводства. Численность населения. Темпы роста численности населения.

Демографический кризис. Демографические потери. Демографические проблемы и их

решение. Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов.

«Демографический портрет» населения России. Демографическая ситуация. Половозрастная

структура населения России. Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы.

Экономически активное население. Безработные. Трудовые ресурсы родного края. Рынок

труда родного края. Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России.

Россия — многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая

группа. Значение русского языка для народов России. Религии России. Размещение

населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения.

Плотность населения России. Роль крупных городов в размещении населения. Расселение и

урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Влияние урбанизации на

окружающую среду. Города и сельские поселения. Типы городов. Сельская местность.

Функции сельской местности.

Тема 3. Природа


История развития земной коры. Геологическое летосчисление. Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха складчатости. Геологическая карта. Особенности рельефа России. Тектонические структуры. Платформы и геосинклинали. Связь рельефа с тектоническим строением территории. Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Эрозия. Оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия. Полезные ископаемые России. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Основные месторождения полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых. Стихийные явления на территории России: землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, оползни, просадки грунта Климат России. Понятие «солнечная радиация». Прямая и рассеянная радиация. Суммарная радиация. Радиационный баланс. Поступление солнечной радиации на поверхность Земли. Изменение солнечной радиации по сезонам года. Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над территорией России. Западный перенос воздушных масс. Влияние соседних территорий на климат России. Атмосферный фронт. Теплый и холодный атмосферные фронты. Циклон и антициклон. Влияние на климат России ее географического положения. Климатические особенности зимнего и летнего сезонов года. Синоптическая карта. Климатические пояса и типы климата России. Климатические особенности России. Климат своего региона. Комфортность климата. Влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека. Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на сельское хозяйство. Агроклиматические ресурсы. Коэффициент увлажнения. Учет климатических условий в жилищном строительстве. Неблагоприятные климатические явления. Особенности российских морей. Принадлежность морей к бассейнам океанов — Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого. Ресурсы морей и их использование человеком. Рекреационное значение морей. Экологические проблемы морей. Реки России. Режим рек России. Типы питания рек. Водоносность реки. Расход воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки. Особенности российских рек. Крупнейшие реки России. Использование рек в хозяйственной деятельности. Охрана речных вод. Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России. Болота. Распространение болот. Верховые и низинные болота. Значение болот. Подземные воды. Артезианский бассейн. Водные ресурсы родного края. Ледники. Значение ледников. Охрана водных ресурсов России. Причины, по которым люди издревле селились на берегах рек и морей. Значение рек в жизни общества. Единая глубоководная система европейской части России. Морские пути России. Морские порты. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1). Решаем проблему: преобразование рек. Почва — особое природное тело. Отличие почвы от горной породы. Строение почвы. Механический состав и структура почвы. Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Земельные и почвенные ресурсы. Рациональное использование почв. Защита почвы от эрозии. Почвы своего края.


Тема 4. Хозяйство

Понятия «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства России. Секторы хозяйства. Территориальное разделение труда. Тенденции развития хозяйства в рыночных условиях. Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратьева». Особенности хозяйства России. Структура хозяйства своей области, края. Типы предприятий. Понятия «отрасль хозяйства» и «межотраслевой комплекс». Топливно-энергетический комплекс. Состав. Особенности топливной промышленности. Топливно-энергетический баланс. Главные угольные бассейны страны. Значение комплекса в хозяйстве страны. Нефтяная и газовая промышленность. Особенности размещения нефтяной и газовой промышленности. Основные месторождения. Перспективы газовой промышленности. Экологические проблемы отрасли и пути их решения. Электроэнергетика. Роль электроэнергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, энергосистема. Размещение электростанций по территории страны. Проблемы и перспективы электроэнергетики. Основные источники загрязнения окружающей среды. Географическая исследовательская практика. Выбор места для строительства электростанции с учетом факторов, влияющих на размещение (на примере ГЭС). Машиностроение — ключевая отрасль экономики. Состав и значение машиностроения. Факторы размещения. Специализация. Кооперирование. Размещение отдельных отраслей машиностроения. Проблемы и перспективы развития машиностроения. Повышение качества продукции машиностроения. Химическая промышленность. Состав химической промышленности. Роль химической промышленности в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий химической промышленности. Связь химической промышленности с другими отраслями. Воздействие химической промышленности на окружающую среду. Пути решения экологических проблем. Лесопромышленный комплекс. Состав лесопромышленного комплекса. Лесной фонд России. Главные районы лесозаготовок. Механическая обработка древесины. Целлюлозно-бумажная промышленность. Проблемы лесопромышленного комплекса. Сельское хозяйство — важнейшая отрасль экономики. Растениеводство. Сельскохозяйственные угодья: состав и назначение. Главные сельскохозяйственные районы России. Особенности зернового хозяйства. Главные районы возделывания. Технические культуры. Районы возделывания технических культур. Животноводство. Особенности животноводства России. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 2). Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Взаимосвязь отраслей АПК. Проблемы АПК. АПК своего района. Пищевая промышленность. Состав пищевой промышленности. Связь пищевой промышленности с другими отраслями. Легкая промышленность. История развития легкой промышленности. Проблемы легкой промышленности. Транспорт — «кровеносная» система страны. Значение транспорта в хозяйстве и жизни населения. Россия — страна дорог. Виды транспорта, их особенности. Уровень развития транспорта. Грузооборот и пассажирооборот. Транспортные узлы. Транспортная магистраль. Главные железнодорожные и речные пути. Судоходные каналы. Главные морские порты. Внутригородской транспорт. Смена транспортной парадигмы в России. Взаимосвязь различных видов транспорта. Транспорт и экологические проблемы. Особенности транспорта . Сфера услуг. Состав и значение сферы услуг. Виды услуг. Территориальная организация сферы обслуживания. Особенности организации обслуживания


  • городах и сельской местности. Территориальная система обслуживания. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 3). Особенности развития сферы услуг своей местности.


Тема 5. Природно-хозяйственные зоны


Зональность в природе и жизни людей. Понятия «природная зона» и «природно-хозяйственная зона». Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специализация сельского хозяйства. Северные безлесные зоны. Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры. Особенности географического положения. Климат. Растительный и животный мир. Занятия населения. Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия — лесная держава. Особенности таежной зоны. Занятия населения. Особенности зоны смешанных и широколиственных лесов. Охрана лесных ресурсов России. Степи и лесостепи. Особенности лесостепной и степной зон. Степи и лесостепи — главный сельскохозяйственный район страны. Южные безлесные зоны. Зона полупустынь и пустынь. Особенности зоны полупустынь и пустынь. Занятия жителей полупустынь. Оазис.

Субтропики. Особенности климата. Растительный и животный мир. Степень освоенности зоны. Высотная поясность. Особенности жизни и хозяйства в горах.


Тема 6. Наше наследие (4 ч)


Территориальная организация общества. Этапы развития территориальной организации общества. Влияние мировых процессов на жизнь россиян. Территориальный комплекс. Природно-территориальные и социально-экономические комплексы. Взаимосвязи в комплексе. Понятие «наследие». Всемирное наследие. Природное и культурное наследие России.


Экологическая ситуация. Виды экологических ситуаций. Понятие «качество жизни Идеи устойчивого развития общества. Стратегия развития России и своего региона в XXI в. Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Сохранение природного и культурного наследия России — наш нравственный долг»


География. Россия. 9 класс

Регионы России


Понятия «район» и «районирование». Подходы к районированию. Вклад П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Н. Баранского в районирование России. Соотношение районов по населению, площади территории, условиям и степени хозяйственного освоения. Районирование и административно-территориальное деление. Крупные регионы России. Европейская Россия. Азиатская Россия. Особенности природных регионов России. Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток. Экологическая ситуация в России. Виды экологических ситуаций. Экологические проблемы. Экологическая безопасность России. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1, 2 и 3). Готовимся к экзамену. Изучаем изображения Земли из Космоса. Анализируем проблему.


ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ

Тема 1. Центральная Россия


Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки. Центральная Россия — историческое ядро Русского государства. Освоение территории и степень заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного природного и культурного наследия. Современные проблемы и перспективы Центральной России. Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки. Проблемы сельской местности. Волго-Вятский район. Своеобразие района. Москва — столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье. Центрально-Черноземный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 4 и 5). Работаем с текстом. Готовимся к дискуссии.


Тема 2. Северо-Запад


Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Древние города Северо-Запада. Великий Новгород. Отрасли специализации. Крупнейшие порты. Особенности сельской местности. Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации.


Проблемы Санкт-Петербург. Особенности планировки и облика. Промышленность, наука,

культура. Экологические проблемы города. Географическая исследовательская практика

(Учимся с «Полярной звездой» — 6). Создаем электронную презентацию «Санкт-Петербург


— вторая столица России». Тема 3. Европейский Север


Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района. Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города. Архангельск, Мурманск, Вологда. Деревянная архитектура, художественные промыслы. Специализация

района. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера. Географическая

исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 7). Составляем карту.

Тема 4. Северный Кавказ

Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и

ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход к

морям. Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и религиозная

пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения. Крупные города: Ростов-на-

Дону, Новороссийск. Особенности современного хозяйства. АПК — главное направление

специализации района. Рекреационная зона. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные

Воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа. Географическая

исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 8). Разрабатываем проект.

Тема 5. Поволжье

Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга —


главная хозяйственная ось района. Освоение территории и население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры. Хозяйственное развитие района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 9). Готовимся к дискуссии «Экологические проблемы Поволжья».


Тема 6. Урал


Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Ильменский заповедник. Этапы освоения территории и развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала. Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Крупные города Урала: Екатеринбург, Пермь, Ижевск, Уфа, Челябинск. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой»

— 10).


Анализируем ситуацию «Специфика проблем Урала

АЗИАТСКАЯ РОССИЯ

Тема 7. Сибирь


Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Многолетняя мерзлота. Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы. Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйственное развитие. Отрасли специализации. Западная Сибирь. Состав района. Главная топливная база России. Отрасли специализации Западной Сибири. Заболоченность территории — одна из проблем района. Крупные города: Новосибирск, Омск. Проблемы и перспективы развития. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 11). Разрабатываем проект «Путешествие по Транссибирской железной дороге».


Тема 8. Дальний Восток


Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая «молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие растительного и животного мира. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Охрана природы. Освоение

территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы. Особенности


половозрастного состава населения. Основные отрасли специализации. Значение морского

транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока. Проблемы и

перспективы развития Дальнего Востока. Географическая исследовательская практика

(Учимся с «Полярной звездой» — 12). Разрабатываем проект «Развитие Дальнего Востока в

первой половине XXI века

Заключение


Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами. Сфера влияния России. Геополитическое и экономическое влияние.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 13 и 14).

Готовим реферат. Изучаем свой край.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

  1. Учебник. География. 5-6 классы. Под ред. А.И. Алексеева. М.: Просвещение

  2. Учебник. География. 7 класс. Под ред. А.И. Алексеева. М.: Просвещение

  3. Учебник. География. 8 класс. Под ред. А.И. Алексеева. М.: Просвещение

  4. Учебник. География. 9 класс. Под ред. А.И. Алексеева. М.: Просвещение

  5. Рабочая тетрадь. B.В. Николина. География. Мой тренажёр. 5—6 классы. М.: Просвещение

  6. Рабочая тетрадь. B.В. Николина. География. Мой тренажёр. 7 класс. М.: Просвещение

  7. Рабочая тетрадь B.В. Николина. География. Мой тренажёр. 8 класс. М.: Просвещение

  8. Рабочая тетрадь B.В. Николина. География. Мой тренажёр. 9 класс. М.: Просвещение

  9. Атлас. География. 5-6 классы. М.: Сферы

  10. География. 7 класс. М.: Сферы

  11. География. 8-9 класс. М.: Сферы

Материалы на электронных носителях:

  1. Электронное приложение к учебнику «География. 5-9 классы. «Полярная звезда»

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/

  3. Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/

  4. Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru

  5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru

  6. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/

  7. Федеральный институт педагогических измерений. - http://www.fipi.ru/ методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания




Тематическое планирование

География. Планета Земля 5 класс(34ч)


Тема

Количество



часов

1.

Развитие географических знаний о Земле

5

2.

Планета Земля

4

3.

План и карта

10

4.

Человек на Земле

4

5.

Литосфера

11


География. Планета Земля 6 класс(34ч)


Тема

Количество




часов


1.

Гидросфера – водная оболочка Земли

13


2.

Атмосфера – воздушная оболочка Земли

11


3.

Биосфера – живая оболочка Земли

4


4.

Географическая оболочка

6



География. Планета Земля 7 класс(68ч)



Тема

Количество




часов


1.

Источники географической информации

3


2.

Население Земли

4


3.

Природа Земли

14


4.

Природные комплексы и регионы

5


5.

Материки и страны

42



География России. 8 класс(68ч)



Тема

Количество




часов


1.

Россия в мире

6


2.

Россияне

10


3.

Природа России

20


4.

Хозяйство России

26


5.

Природно-хозяйственные зоны

6



География России. 9 класс(66ч)







Тема

Количество




часов


1.

Регионы России

12


2.

Европейская Россия

36


3.

Азиатская Россия

14


4.

Россия в современном мире

4





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!