СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии для10-11 классов

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена к учебникам "География"Ю.Н. Гладкий.В.В Николина

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для10-11 классов»

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Сарыбалыкская средняя общеобразовательная школа







Принята

на педагогическом Совете

протокол от 31.08.2017 №1

Утверждаю

Директор школы

________________ А.А.Свояк

Приказ от 31.08.2017 №50-од

















  1. Рабочая программа учебного предмета

«География»

среднего (полного) общего образования,

10 -11 класс, базовый уровень

на 2017 – 2022 учебный год





















Составитель:

Учитель Н.Я.Толкушкина

с.Сарыбалык

2017









Лист регистрации изменений









изменения

Номера листов

Основание для внесения изменений

Подпись

Расшифровка подписи

Дата

Дата введения изменений



замененных

новых

аннулированных



























Изменения, внесённые в рабочую программу, одобрены на заседании ШМО



«______________________________________»



протокол № _____ от ____________



Подпись руководителя ШМО ________________/________________________





































Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «География» обязательной предметной области " Общественно-научные предметы" для среднего (полного) общего образования разработана на основе



    • нормативных документов:



  1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.



  1. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» : постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г . Москва ; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.



  1. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в



образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2017/18 учебный год. Приказ Минобрнауки России от 05 июля 2017 г. № 629 ….



  1. Федеральный государственный образовательный стандарт от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями) от 29 июня 2017 года N 613….



  1. Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования МКОУ Сарыбалыкской СОШ .



    • информационно-методических материалов:



  1. Авторская программа по географии 10-11 класса О.А Бахчиева; под ред. В.П. Дронова - М. :Вентана-Граф,2014г.



  1. Примерные программы по учебным предметам

Общая характеристика курса «География .»



Содержание курса учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования, а также обеспечивает преемственность с завершѐнной линией учебников географии для 5—9 классов Издательского центра «Вентана- Граф» под общей редакцией члена-корреспондента РАО В.П. Дронова.



Традиционные подходы к структуре и содержанию курса в программе актуализированы с учѐтом требований ФГОС.



Методологической основой курса является системно-деятельностный подход, который обеспечивает: готовность обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, организацию активной учебно-познавательной деятельности учеников.



Системно-деятельностный подход реализуется во взаимодействии с культурологическим, гуманистическим и страноведческим принципами обучения.

Цель курса: формирование у школьников географической культуры и целостного представления о социально-экономической составляющей географической картины мира.



Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:



  • Формирование системы знаний об экономических и социальных проблемах современного мира, формирование целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях



  • Овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений



  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими способностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран



  • Формирование географической культуры и географического мышления учащихся, воспитание чувства патриотизма гражданина России



  • Освоение учащимися специальных и метапредметных умений, позволяющих самостоятельно добывать информацию географического и смежного характера.



Ожидаемые результаты изучения содержания курса- понимание учащимися процессов взаимодействия общества и природы, процессов воспроизводства и размещения населения, формирования представлений о развитии мирового хозяйства, географическом разделении труда и принципах экономического районирования.



Разделы курса учитывают закономерности изучения географических объектов, процессов и явлений (конкретное — абстрактное — обобщение — теоретическое построение) и включают обучение приѐмам самостоятельной работы.

Темы раздела «Человек и ресурсы» создают базу для последующего изучения регионов, субрегионов и отдельных стран. В самом общем виде в курсе раскрывается следующее содержание:



  • современная политическая карта мира и этапы еѐ формирования; группировка и типология стран;



  • формы правления и административно-территориального устройства;



  • географическая среда и устойчивое развитие; мировые природные ресурсы, их география и рациональное использование; загрязнение окружающей среды и еѐ охрана; взаимодействие общества и природы; рациональное и нерациональное природопользование;



  • население мира; численность и воспроизводство населения; демографическая политика; состав населения мира; размещение населения; миграция и еѐ виды; историко-географическое районирование;



  • страноведение и региональная политика, регионы и страны мира;

  • Россия и мир.



Значительное внимание в курсе уделено влиянию хозяйственной деятельности человека на природную среду. Рассмотрена диверсификация отраслей мирового хозяйства и новейшие отрасли производства, представлен анализ социально-экономических показателей по отраслям мирового хозяйства.



  • региональной части курса изучаются регионы мира: , Северная Америка Латинская Америка ,Западная Европа, Центрально-Восточная Европа, Постсоветский регион, Зарубежная Азия, , Африка, Австралия и Океания. Предлагается подробно рассмотреть более 35 государств мира, наиболее типичных дли субрегионов.



Изменена позиция традиционно завершающей темы «Глобальные проблемы человечества» Особенности глобальных проблем рассматриваются в соответствующих темах, а в завершение курса — структурируются и обобщаются.



Таким образом, география остаѐтся единственной школьной дисциплиной, синтезирующей естественное и общественное направления в науке, учащиеся получают представление о результатах взаимодействия общества и природы.



Приобретѐнные при изучении курса компетенции могут быть применены во многих сферах будущей деятельности школьников, а также будут способствовать формированию у них толерантного отношения и уважения к истории, культуре и традициям народов мира.



Место учебного предмета



«География.» в учебном плане



Программа обеспечивает преемственность с завершѐнной предметной линией учебников географии для 5-9 классов ИЦ «Вентана-Граф» под общей ред. В.П. Дронова. Курс « География.» завершает географическое образование школьников.



Года обучения

Кол-во часов в

Кол-во учебных

Всего часов за


неделю

недель

учебный год

10 класс

1

36

36

11 класс

1

34

34




70 часов за курс



Общее число учебных часов – 70 в течение двух лет. Такой объѐм позволяет усвоить необходимые и достаточные, доступные всем учащимся знания и умения.

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с современными требованиями к обучению иностранному языку в школе настоящий курс нацелен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов в их единстве. Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметки). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения практических работ.

.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения «География.»



  1. класс

Личностные результаты обучения:

Учащийся должен обладать: российской гражданской идентичностью: патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения государственных символов (герб, флаг, гимн);



  • формирование гражданской позиции ученика как активного и ответственного члена российского общества, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;



  • формирование готовности к служению Отечеству;



  • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур;



  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;



  • формирование толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нѐ м взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;



  • развитие навыков сотрудничества в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;



  • формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей; формирование экологического мышления, понимания влияния социально-

экономических процессов на состояние природной и социальной среды.

Метапредметные результаты обучения:



умение самостоятельно определять цели своей деятельности, составлять планы деятельности; осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;



  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности; владеть



навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;



  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;



умение использовать средства информационных и коммуникационных


технологий (ИКТ);



  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учѐ том гражданских и нравственных ценностей;



  • владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;



  • владение навыками познавательной рефлексии



Предметные результаты обучения



Знать и объяснять сущностные признаки понятий: «экономическая и социальная география», «метод географических исследований». Знать и понимать основные этапы развития экономической географии как науки. Характеризовать наиболее яркие научные направления мировой и российской (советской) экономической и социальной географии.



Уметь объяснять состав современного комплекса географических наук, его специфику и место в системе научных дисциплин, роль в решении современных научных и практических задач.



Объяснять сущность традиционных и современных методов географических исследований, уметь применять методы: сравнительный, описательный, картографический, исторический, математический, метод географического моделирования, геоинформационные системы (ГИС) и др.



Знать и объяснять основные географические понятия и термины: «политическая карта», «страна», «государство», «унитарное государство», «федеративное государство», «монархия», «республика», «валовой внутренний продукт», «валовой национальный продукт», «несамоуправляющиеся территории». Выделять, описывать и объяснять изменения на политической карте мира (от Древнего мира до Новейшего времени). Понимать специфику устройства современного мира, основные тенденции изменения политической карты мира. Знать и выделять основные признаки развитых и развивающихся стран, принципы классификации и группировки, типологии основных стран мира. Знать наиболее крупные по численности населения и площади государства мира, страны с монархической формой правления.



Уметь приводить примеры стран, имеющих различное географическое положение. Уметь называть несамоуправляющиеся территории на современной политической карте мира. Устанавливать взаимосвязи между развитием политической карты мира и этапами становления крупнейших государств. Называть основные политические группировки и страны, входящие в их состав, создаваемые в период со второй половины XX века (АНЗЮС, Варшавский договор, НАТО и др.).



Географические понятия и термины: «географическая среда», «загрязнение окружающей среды», «природные ресурсы», «природные условия», «природно-ресурсный потенциал», «ресурсообеспеченность», «природо- пользование», «деградация почв», «экологическая ѐ мкость», «лесистость», «марикультура», «глобальные проблемы человечества». Использовать эти понятия для решения учебных задач. Знать и классифицировать природные ресурсы.



Знать и объяснять отличительные характеристики рационального природопользования, меры коллективной экологической безопасности. Называть: закономерности, особенности размещения, проблемы и перспективы использования, меры по сохранению мировых минеральных ресурсов; их главные месторождения; особенности размещения и территориальные сочетания земельных, лесных, водных, климатических, рекреационных ресурсов, ресурсов Мирового океана, а также основные показатели, характеризующие природно-ресурсный потенциал отдельных регионов и стран мира. Определять по картам и статистическим материалам особенности размещения основных видов природных ресурсов, основные месторождения и ресурсные базы. Уметь оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных регионов и стран, выделять районы с экстремальными природными условиями; территории, подвергшиеся экологическим катастрофам.



Знать и понимать основные географические понятия и термины:



«воспроизводство населения», «демографический взрыв», «теория демографического перехода», «демографическая политика», «депопуляция», «нация», «народ», «народность», «экономически активное население»,



«демографическая нагрузка», «урбанизация», «субурбанизация», «агломерация», «мегалополис», «миграции населения», «уровень жизни». Знать и объяснять численность и динамику изменения населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику, наиболее крупные языковые семьи и народы мира, области их распространения; различия



  • уровне и качестве жизни населения в отдельных регионах и странах мира; основные направления внешних и внутренних миграций; проблемы современной урбанизации. Характеризовать фазы демографического перехода, приводить примеры стран.



Знать основные показатели, характеризующие население мира, отдельных стран: общую численность населения, естественный прирост, соотношение мужчин и женщин, среднюю (прогнозную) продолжительность жизни, крупнейшие по численности народы, соотношение городского и сельского населения, среднюю плотность населения, уровень безработицы, долю экономически активного населения. Прогнозировать темпы роста народонаселения Земли в целом и в отдельных регионах и странах мира; тенденции изменения возрастного состава населения по данным об изменении прироста населения; понимать причины неравномерного размещения населения.



Определять и сравнивать по статистическим данным и картам территории страны с максимальными и минимальными показателями, характеризующими население. Уметь оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, анализировать проблемы занятости и безработицы в странах мира.



Называть виды и функции городов, виды сельских поселений, виды миграций. Показывать по картам мировые центры основных религий, объекты Всемирного культурного наследия, города с численностью свыше 10 млн человек, направления миграционных потоков.

Приводить примеры культурно-исторического районирования. Приводить примеры реализации демографической политики отдельных стран мира, объяснять еѐ целесообразность и соотношение с правами человека. Уметь использовать приобретѐ нные знания и умения для объяснения влияния природных и социально-экономических факторов на особенности размещения, сравнения с данными о своѐ м регионе.



Знать и понимать основные географические понятия и термины: «мировое хозяйства», «отрасль хозяйства», «территориальная структура хозяйства», «международная специализация», «международное географическое разделение труда», «научно-техническая революция», «зелѐ ная революция», «монокультура». Понимать и объяснять сущность НТР, особенности изменения отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, географические аспекты размещения транснациональных корпораций. Называть модели территориальной структуры хозяйства в разных типах стран, результаты воздействия НТР на мировое хозяйство.



Знать и объяснять понятия «топливная промышленность», «транспортная система», «торговый баланс», «интеграция».



Знать и объяснять географические особенности размещения основных отраслей мирового хозяйства (топливная промышленность, энергетика, металлургия, машиностроение, химическая, лесная промышленность, производство строительных материалов, лѐ гкая и пищевая промышленность), традиционных, новых и новейших отраслей промышленности, отраслей сельскохозяйственного производства, мирового транспорта, сферы услуг. Приводить примеры видов предприятий, различных по степени воздействия на окружающую среду





  • 11 класс



Личностные результаты обучения.

Учащийся должен обладать:



: формированием готовности и способности к саморазвитию и личностному самоопределению, формированием мотивации к обучению и целенаправленнойпознавательной деятельности, развитием системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно - смысловыми установками, отражающими личностные и гражданские позиции, экологической культурой, формированием российской гражданской идентичности.



  • формирование готовности к служению Отечеству;



  • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур;



  • • формированием толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;



  • развитием навыков сотрудничества в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;



  • формированием нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей Метапредметные результаты направлены на освоение обучающимися



межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).



  • умение самостоятельно определять цели своей деятельности, составлять планы деятельности; осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;



  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности; владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;



  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;



  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);



  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учѐтом гражданских и нравственных ценностей;



  • владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;



  • владение навыками познавательной рефлексии.



Предметные результаты обучения

Знать и понимать основные географические понятия и термины:

«политическая география», «геополитика», «внешнеторговый оборот»,



«регионалистика», «страноведение», «районирование». Представлять целостность географического пространства как иерархию взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем Знать и понимать географическую специфику отдельных регионов (зарубежная Европа и Азия, Северная и Латинская Америка, Африка, Австралия и Океания) и стран (Франция, Германия, Великобритания, страны Балтии, Китай, Япония, Индия, США, Канада, Мексика, Бразилия, Австралия, Египет, Нигерия, ЮАР и другие, в том числе по выбору учителя), их различия по уровню социально-экономического развития, по специализации в системе международного географического разделения труда.



Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации тенденции развития природных, социально- экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений.



Уметь оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации



  • территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий, стран и регионов мира. Составлять комплексную географическую характеристику регионов (зарубежная Европа и Азия, Северная и Латинская Америка, Африка, Австралия и Океания) и стран мира (Франция, Германия, Великобритания, страны Балтии, Китай, Япония, Индия, США, Канада, Мексика, Бразилия, Австралия, Египет, Нигерия, ЮАР и другие, в том числе по выбору учителя), используя таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.



Применять географические карты различной тематики для составления экономико-географических характеристик населения, отраслей мирового хозяйства регионов и стран мира.



Показывать по карте: границы регионов, основные хозяйственные объекты.



Знать и объяснять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, еѐ роли в международном географическом разделении труда. Понимать основные направления социально - экономического развития страны в мировом пространстве, задачи внешнеэкономической деятельности.



Оценивать по статистическим материалам и картам показатели, характеризующие социально-экономическое развитие страны. Оценивать место страны в мировой экономике, в международном экономическом разделении труда.



Знать и объяснять географические аспекты глобальных проблем



человечества (экологическая, демографическая, продовольственная, энергетическая и сырьевая проблемы, а также сохранение мира на Земле, преодоление отсталости развивающихся стран, проблем Мирового океана и мирного освоения космоса).



Понимать причины возникновения, обострения, взаимосвязи глобальных проблем человечества.





Содержание учебного предмета, курса

Курс «География» завершает предметную географическую подготовку в средней школе (5-9 классы). Выпускник должен достаточно чётко представлять сложную географическую картину мира (природно-ресурсный потенциал территорий (ПРП), население, хозяйство мира и отдельных регионов, стран).

Грамотно использовать научные знания возможно, лишь овладев основными научными понятиями. Курс экономической и социальной географии мира базируется на понятиях,сформированных в курсах «География. Материки, океаны, народы и страны. Страноведение», «География России» (эк номико-географическое положение территории, природно-ресурсный потенциал, трудовые ресурсы, экономически активное население, воспроизводство населения, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, страноведение и пр.).

Содержание курса позволяет реализовать межпредметные связи с курсом Новой и Новейшей истории.

Ведущими понятиями, вокруг которых группируется учебный материал курса, являются: «ресурсообеспеченность», «природно-ресурсный потенциал», «воспроизводство населения», «процесс урбанизации», «научно-техническая революция» (НТР), «мировое хозяйство и международное географическое разделение труда» и др. Экономико-географические и социально-экономические понятия, как правило, имеют количественный аспект, а значит, могут быть представлены средствами статистики и картографии. Представление цифрового материала в виде наглядных диаграмм и схем помогает выявлению и пониманию неочевидных причинно-следственных связей между различными явлениями и процессами.

Содержание курса


Тема 1. Человек и ресурсы Земли (10 ч)

Необходимость знания географии прошлого. Научные методы восстановления прошлого географической среды: описательный, картографический, геохимический, геофизический, генетический. Ойкумена. Начало освоения человеком планеты Земля. Изменение характера связей человечества с природной средой на протяжении его истории. Сельскохозяйственная революция. Расширение связей «общество - природная среда» в Средневековье. Промышленная революция – качественный скачок в освоении планеты, Научно – техническая революция. Современные масштабы освоения планеты. Освоение новых территорий и акваторий. Естественный ландшафт. Антропогенный ландшафт. Поиск гармоничных основ взаимодействия общества и природы. Оптимизация человеческого воздействия на природную среду.

Природные ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни общества. Природно – ресурсный потенциал. Классификация природных ресурсов. Ресурсообеспеченность стран мира. Особенности использования различных видов природных ресурсов. Истощение ресурсов. Применение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий в мире и России. Малоотходная технология.

Ископаемые природные ресурсы. Минеральные ресурсы, месторождения минеральных ресурсов. Горючие ископаемые. Обеспеченность горючими ископаемыми различных стран и регионов.

Рудные и нерудные полезные ископаемые, Обеспеченность ими отдельных стран и регионов. Комплексное освоение ископаемых.

Земельные ресурсы. Земельный фонд мира. Структура земельного фонда. Сельскохозяйственные угодья. Деградация почв, её масштабы. Повышение плодородия почв. Рекультивация земель.

Водные ресурсы. Распределение воды в гидросфере. Роль воды в жизни человека. Различие в обеспечении стран и регионов пресной водой. Водопотребление. Основные потребители воды в мире. Гидроресурсы. Гидроэнергетический потенциал.

Лесные ресурсы. Роль лесов в поддержании жизни на Земле. Размещение лесных ресурсов по планете, Лесные пояса: северный и южный. Обеспеченность лесными ресурсами стран и регионов. Лесопользование. Деградация лесного покрова планеты. Лесовосстановление.

Ресурсы Мирового океана. Роль океана в жизни человечества.

Биологические, минеральные, энергетические ресурсы. Ресурсы континентального шельфа. Энергия приливов. Проблемы использования ресурсов Мирового океана. Пути их рационального использования.

Другие виды ресурсов. Ресурсы для традиционной и нетрадиционной энергетики. Энергия солнца, ветра, земных недр. Главные преимущества нетрадиционной энергетики. Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы.

Что такое природопользование, Виды природопользования. Особо охраняемые природные территории. Экологическая политика. Связь природопользования и устойчивого развития общества.

Тема 2. Политическая карта мира (6ч)

Понятие о «политической карте мира». Периоды формирования политической карты мира. Количественные и качественные сдвиги на политической карте мире. Многообразие стран на политической карте мире.

Государство – главный объект политической карты. Территория и границы государства. Формы правления. Государственный строй. Формы государственного устройства. Типы государств. Основные типы стран на политической карте.

Политическая география и геополитика. Политическая организация мира. ООН – массовая и авторитетная международная организация. Россия в зеркале геополитике.



Тема 3. География населения (5ч)

Демографическая история человечества. Динамика численности населения. Демографический взрыв: его причины и последствия. Темпы роста населения в отдельных регионах. Теория демографического перехода. Воспроизводство населения. Демографическая политика.

Этническая и языковая мозаика. Этнический состав населения. Однонациональные, двунациональные, многонациональные государства. Языковой состав. Наиболее крупные народы и языковые семьи мира.

Возрастной и половой состав населения мира. Возрастная структура населения. Половозрастная пирамида. Качество населения крупнейших стран и регионов. Показатели качества населения. Занятость населения. Экономически активное население. Отраслевой состав занятых. Проблема безработицы и её географические особенности. Рынок труда.

Размещение населения по территории Земли. Плотность населения. Причины неравномерного размещения населения на территории Земли Города – главная форма расселения людей. Крупнейшие города мира. Урбанизация. Агломерация. Мегаполис. Крупнейшие агломерации и мегаполисы мира. Классификация городов. Сельское население. Тиры сельских поселений.

Миграции населения. Виды миграций. Причины миграций. Значение миграций населения. География международных миграций. Эмиграция и иммиграция. Маятниковая миграция. Утечка умов. Утечка талантов.

Тема 4. География культуры и цивилизаций (5ч)

Содержание понятия «география культуры». «Модификация» мировой культуры по этническим и религиозным признакам. Цивилизация – культурная общность наивысшего типа. Традиционные и техногенные модификации. Современные цивилизации. Охрана Всемирного культурного и природного наследия. Конвенция ЮНЕСКО.

География религий Взаимосвязь культуры и религии. Религиозный состав населения. Мировые, национальные религии. Местные традиционные верования. Уважение к чувствам верующих людей.

Цивилизации Востока. Китайско-конфуцианская цивилизация, её характерные черты. Индуистская цивилизация. Вклад индуистской цивилизации в мировую культуру. Японская цивилизация: специфика, культурные ценности. Исламская цивилизация, её географические культуры, культурные традиции и наследие. Исламские суб культуры. Негро-африканская цивилизация.

Цивилизации Запада. Особенности историко-географического распространения, сравнительная молодость культурное наследие. Понятие о европоцентризме. Россия – мост между западным и восточным миром. Равноценность национальных культур и цивилизаций.

Тема4

Тема 5. География мировой экономики (8 ч)

Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Секторы мировой экономики: первичный, вторичный, третичный, четвертичный. Деление стран на страны аграрные, индустриальные, постиндустриальные. Отраслевая структура экономики. Территориальная структура экономики. Глобализация мировой экономики. Место России в мировой экономике. Основное содержание научно-технической революции (НТР) на современном этапе. Международное разделение труда — высшая форма географического разделения труда. Международная специализация государств и роль в этом географических факторов. Факторы, определяющие размещение экономики, изменение их роли в условиях НТР: технико-экономические, организационно-экономические, специфические условия, тяготение производств к научным базам и высококвалифицированным трудовым ресурсам, экологические, природные и социальные факторы.

Промышленность мира. Горнодобывающая промышленность. Электроэнергетика. Топливно-энергетический баланс мира. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Страны ОПЕК — основные экспортеры нефти.

Обрабатывающая промышленность. Металлургия, машиностроение, химическая промышленность, другие отрасли обрабатывающей промышленности: структура, особенности развития и размещения. Новейшие отрасли. Основные промышленные очаги и центры мира. Проблемы и перспективы развития промышленности.

Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав. Межотраслевые связи. Потребительское сельское хозяйство. Аграрные отношения в странах разного типа. Земледелие. Структура земледелия. «Зеленая революция». Животноводство. Интенсивный и экстенсивный характер развития животноводства. Главные сельскохозяйственные районы мира.

Транспорт и сфера услуг. Их роль в развитии и размещении мировой экономики. Транспорт и НТР. Мировая транспортная система. Основные показатели развития мирового транспорта. Основные виды транспорта: сухопутный, морской, воздушный.

Сфера услуг — совокупность отраслей, направленных на удовлетворение определенных потребностей человека. Структура сферы услуг: общехозяйственные (торговля, транспорт, прокат и др.), личные (туризм, гостиничное дело, общественное питание и др.), деловые, социальные.

Мировые экономические связи, формы мирохозяйственных связей. Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира. Экономическая интеграция и Россия.






Учебно-тематическое планирование


п/п

Название раздела, темы, урока.

Кол-во

часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся



Тема 1.Человек и ресурсы Земли

10


1





От древности до наших дней.


1

Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций. Выявлять изменения характера связей чел. с окружающей природной средой на протяжении истории.

2

Современное освоение планеты.

1

Различать природные и антропогенные географические объекты.

Осознавать целостность природы, населения и хозяйства Земли

Выявлять особенности современного освоения планеты. Анализировать текст учебника, работать с физической картой и иллюстрациями

Осуществлять поиск гармоничных основ взаимодействия и природы

3







Природные ресурсы и экономическое развитие.

1

Определять сущностные признаки понятий «природные ресурсы», «природные условия», «природно-ресурсный потенциал», «ресурсообеспеченность», «ресурсосберегающая и энергосберегающая технология». Классифицировать природные ресурсы по различным критериям. Объяснять отличительные характеристики рационального природопользования. Характеризовать меры коллективной экологической безопасности. Рассчитывать основные показатели , характеризующие природно-ресурный потенциал отдельных регионов и стран.

4




Минеральные ресурсы. Земельные ресурсы.

1

Называть закономерности и характеризовать особенности размещения основных видов минеральных ресурсов, основные направления грузопотоков. Выявлять проблемы и перспективы использования, меры по сохранению минеральных ресурсов. Показывать на карте главные месторождения минеральных ресурсов.

5




Земельные ресурсы.

1

Называть закономерности и характеризовать особенности размещения земельных ресурсов

Выявлять проблемы , меры по сохранению земельных ресурсов.

6






Водные ресурсы

1

Обсуждать в процессе беседы значение водных ресурсов для человека. Называть закономерности и характеризовать особенности размещения водных запасов Земли. Выявлять проблемы и перспективы использования пресной воды, меры по решению проблемы нехватки водных ресурсов.

7




Лесные ресурсы

1

Называть закономерности и характеризовать особенности размещения лесных ресурсов. Выявлять проблемы, меры по сохранению лесных ресурсов. Называть и показывать южный и северный лесные пояса.


8



Ресурсы Мирового океана

1

Характеризовать основные виды ресурсов Мирового океана. Обсуждать вопросы рационального использования водных запасов Земли.

9









Другие виды ресурсов.

1

Называть закономерности и характеризовать особенности размещения неисчерпаемых природных ресурсов. Оценивать агроклиматические условия отдельных регионов и стран мира, формулировать выводы. Работать с агроклиматической картой мира. Выявлять на основе работы с дополнительными источниками информации рекреационные объекты, в том числе объекты Всемирного культурного наследия, находить их на карте.

10



Учимся с «Полярной звездой»

1

Приводить примеры рационального и нерационального природопользования на примере отдельных стран. Обсуждать примеры рационального природопользования


Тема 2.Политическая карта мира.

6


11









Формирование политической карты мира.

1


Обобщать материал на снове рассказа учителя. Выявлять по тексту учебника и описывать в историческом времени периоды формирования политической карты ( от Древнего мира до Новейшего времени). Обобщать содержание в краткой форме в виде итоговой таблицы « Формирование политической карты мира»


12

Государство – главный объект политической карты.

1

Находить на политической карте мира страны с различными формами правления и административно-территориального устройства. Отличать признаки монархии, республики, федерации, унитарного государства. Выделять основные признаки различия развитых, развивающихся стран, принципы классификации и группировки, типологии основных стран мира.

13

Типы государств

1

Группировать страны мира по различным признакам. Объяснять критерии , на основе которых проводится типология стран.. Называть крупные по площади государства мира , страны с монархической формой правления и государства –федерации. Приводить примеры стран, имеющих различное географическое положение.


14

Политическая география и геополитика.

1

Определять сущностные признаки понятий «политическая география», «политико-географическое положение «геополитика"

15

Учимся с «Полярной звездой» (2).

1

Уметь составлять проект

16

Обобщение знаний по теме. Контрольная работа

1



Тема 3. География населения мира.

6


17

Рост численности населения Земли

1

Определять сущностные признаки понятий «демографический взрыв», « теория демографического перехода». Определять численность и динамику изменения численности населения мира, отделенных регионов и стран на основе анализа текстов, статистических материалов. Называть основные показатели характеризующие население мира, отдельных стран: общую численность населения, естественный прирост. Выявлять изменения естественного прироста в отдельных стран мира на основе статистических материалов.

18













Этническая и языковая мозаика

1

Называть основные показатели, характеризующие население мира, отдельных стран: «нация», «народ», «народность». Объяснять этнографическую специфику, наиболее крупные языковые семьи и народы мира, области их распространения. Выявлять основные показатели , характеризующие население мира, отдельных стран; крупнейшие по численности народы, языковые группы. Определять крупнейшие по численности народы на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника.ю

19

Возрастно-половой состав и занятость населения

1

Называть основные показатели, характеризующие население мира, отдельныз стран: соотношение мужчин и женщин, среднюю (прогнозную) продолжительность жизни. Определять соотношение мужчин и женщин в отдельных странах мира на основе анализа и иллюстративных материалов учебника. Определять и сравнивать по статистическим данным и картам территории стран с максимальными и минимальными показателями, характеризующими население. Выполнять задание на чтение , сравнение и анализ половозрастных пирамид стран мира. Находить в разных источниках и анализировать информацию , необходимую для объяснения средней ожидаемой продолжительности жизни. Обсуждать факторы , влияющие на среднюю продолжительность жизни

20









Расселение :жители городов и деревень

1

Выявлять сущностные признаки понятий и терминов : «урбанизация», «субурбанизация», «агломерация», «мегаполис». Объяснять проблемы современной урбанизации. Анализировать по статистическим материалам и тексту учебника, картам атласа соотношение городского и сельского населения, среднюю плотность населения. Обсуждать виды и функции городов, виды сельских поселений. Показывать на картах города с численностью населения свыше10 млн. человек

21

Учимся с «Полярной звездой»

1

Исследовать проблему современности -проблему миграции

22

Обобщение знаний по теме. Контрольная работа

1



Тема 4.География культуры, религий, цивилизаций.

5


23








География культуры

1

Выявлять сущностные признаки понятий: «цивилизация»

«традиционные и техногенные цивилизации»

Описывать один из памятников Всемирного культурного наследия (по выбору).

Анализировать текст учебника и карты атласа Выделять современные цивилизации..

Обсуждать значение памятников Всемирного культурного наследия

24









География религий.

1

Выделять мировые и национальные религии. Показывать по картам мировые центры основных религий, объекты Всемирного культурного наследия. Подготавливать краткие о религиозных центрах буддизма, христианства, ислама по дополнительным источникам информации. Обсуждать межнациональные проблемы и выявлять их географию на основе дополнительных источников информации.

25




Цивилизации Востока

1

Составлять и принимать участие в обсуждении презентаций. Анализировать текст учебника и тематических карт. Выявлять взаимосвязь культуры и религий


26





Цивилизации Запада

1

Выявлять взаимосвязь культуры и религий.

Анализировать текст учебника и тематических карт.

Обсуждать различные цивилизации и их особенности историко-географического распространения

27



Учимся с «Полярной звездой»


Уметь искать дополнительную информации в базе интернет –источников и дополнительной литературе

28

Обобщение знаний по теме. Контрольная работа




Тема 5. География мировой экономики.

12


29







Мировая экономика : состав, динамика, глобализация

1

Обсуждать сущностные признаки понятий « мировая экономика»,»экономика(хозяйство)», «отраслевая структура хозяйства». Обсуждать исторические этапы формирования мирового хозяйства, выявлять примеры отраслей , относящихся к разным секторам экономики, на основе работы с материалами учебника. Составлять типовой план характеристики отрасли экономики.

Обсуждать сущностные признаки направления , характеристики , следствия НТР и её роли в развитии мировой экономики.

30






Международное разделение труда: кто что производит?

1

Выявлять сущностные признаки понятий «международное разделение труда», формы мирохозяйственных связей .Анализировать международную специализацию государства и роль в этом географических факторов Характеризовать формы мирохозяйственных связей, роль эк. интеграции..

31






















Добывающая промышленность. Энергетика

1

Оценивать: обеспеченность отдельных регионов и стран природными ресурсами. Анализировать текст учебника и карты атласа, тематические карты

Определять факторы размещения ведущих отраслей мира. Показывать на карте главные центры по добыче нефти, природного газа, каменного угля. Характеризовать отрасли топливной промышленности на основе самостоятельно составленного плана. Выявлять особенности преимущества и недостатки электростанций, работающих на разных видах сырья, факторы и районы их размещения в мире на основе анализа статистических и иллюстративных материалов учебника. Приводить примеры видов электростанций мира по степени воздействия на окружающую среду. Показывать на картах крупнейшие электростанции мира, в том числе использующие нетрадиционные источники получения энергии. Обсуждать проблемы развития электроэнергии в мире , пути их решения.


32














Обрабатывающая промышленность.

1

Определять обеспеченность стран отд.видами ресурсов, рациональность и нерациональность использования ресурсов.

Показывать на карте крупные центры отраслей обрабатывающей промышленности

Выделять новейшие отрасли. Определять основные промышленные очаги и центры мира. Обсуждать проблемы , связанные с развитием машиностроения мира. Выявлять перспективы развития машиностроения в мире. Устанавливать взаимосвязи между отраслями химической промышленности и мирового хозяйства, факторы и особенности размещения предприятий различных отраслей хозяйства. Выявлять состав , место и значение производства лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности. По картам атласа выявлять специализацию и факторы размещения лесной промышленности , главные мировые центры. Выявлять состав, место и значение лѐгкой и пищевой промышленности на основе анализа теста учебника. Выявлять по картам атласа специализацию и и факторы размещения легкой и пищевой промышленности, главные мировые центры.

33
















Сельское хозяйство

1

Объяснять географические особенности размещения основных отраслей сельскохозяйственного производства. Показывать по картам основные районы выращивания зерновых, зернобобовых, технических ,овощных культур, районы бахчеводства, садоводства и виноградарства, тонизирующих культур , главные центры животноводства на основе работы с картами и текстом учебника. Определять по статистическим материалам показатели развития отдельных отраслей растениеводства, животноводства, тенденции их развития , место в мире. Объяснять размещение сельскохозяйственных районов мира. Объяснять особенности зональной и пригородной специализации животноводства

34























Транспорт и сфера услуг

1

Объяснять существенные характеристики понятий: «грузооборот», «пассажирооборот» , «грузоподъёмность». «каботажная перевозка» «дешевые флаги», «инфраструктурный комплекс», «транспортная система».Называть основные виды транспорта на основе текста учебника. Объяснять географические особенности размещения основных видов мирового транспорта.

Показывать по картам главные центры транспортной инфраструктуры, магистрали. Составлять краткие характеристики основных видов транспорта. Показывать на карте крупнейшие морские порты и аэропорты. Оценивать влияние отдельных видов транспорта по степени воздействия на окружающую среду. Называть страны лидеры , мировые центры торговли, финансово-кредитных отношений, торговли услугами и др. Выявлять основные центры международного туризма. Составлять краткие характеристики отдельных отраслей сферы услуг











Мирохозяйственные связи и интеграция


Называть сущностные характеристики понятий «конвертируемость», «экспорт капитала», «экономическая интеграция». Применять географические знания для объяснения и оценки эффективности международных экономических связей. Оценивать изменения в структуре хозяйств с учетом развития международной специализации и интеграции. Называть экономические интеграционные группировки и их цели. Обсуждать место и роль России в международной интеграции.

35



Учимся с «Полярной звездой»

1

Использовать статистические методы при анализе мировой экономики

36

Промежуточная работа

1

Уметь владеть грамотной письменной речью





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!