Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Раменский колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ МО
«Раменский колледж»
____________ Н.А.Кузеева
«___»____________20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины география
для профессии 09.01.03.Мастер по обработке цифровой информации.
2019 год
СОГЛАСОВАНО: Зам.директора по УР ___________Л.В.Антонова «___»____________20___г. | | СОГЛАСОВАНО: Протокол ПЦК общественных наук от «___» __________20___г. №___ |
Автор: _____Халтурина Р.А.
Содержание
Пояснительная записка
Общая характеристика учебной дисциплины «География»
Место учебной дисциплины в учебном плане
Результаты освоения учебной дисциплины
Содержание учебной дисциплины.
Примерные темы сообщений (докладов).
Тематический план
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
Тематический план самостоятельной работы
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «География»
Литература.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общеобразовательная учебная дисциплина «География» изучается в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «География», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259), на основе Примерной программы по дисциплине «География», рекомендованной ФГАУ ФИРО 2015 года.
Содержание программы учебной дисциплины «География» направлено на достижение следующих целей:
• освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;
• овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
• воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;
• использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
• нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;
• понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и общения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ГЕОГРАФИЯ»
Содержание учебной дисциплины «География» сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения и призвано сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, месте и роли России в этом мире. Программа развивает познавательный интерес к другим народам и странам.
Основой изучения географии является социально ориентированное содержание о размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных политических, экономических, экологических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, а также о проблемах взаимодействия человеческого общества и природной среды, адаптации человека к географическим условиям проживания. У обучающихся формируются знания о многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, представления о политическом устройстве, природно-ресурсном потенциале, населении и хозяйстве различных регионов и ведущих стран мира, развиваются географические умения и навыки, общая культура и мировоззрение.
Учебная дисциплина «География» обладает большим количеством междисциплинарных связей, в частности широко использует базовые знания физической географии, истории, политологии, экономики, этнической, религиозной и других культур. Все это она исследует в рамках традиционной триады «природа—население—хозяйство», создавая при этом качественно новое знание. Это позволяет рассматривать географию как одну из классических метадисциплин.
Изучение географии осуществляется на базовом уровне ФГОС среднего общего образования с учетом профиля профессионального образования, специфики осваиваемых специальностей СПО.
Освоение содержания учебной дисциплины завершает формирование у студентов представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание взаимосвязей человеческого общества и природной среды, особенностей населения, мирового хозяйства и международного географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных процессов и явлений.
В содержание учебной дисциплины включены практические работы, имеющие профессиональную значимость для студентов, осваивающих выбранные специальности СПО.
Практико-ориентированные задания, выполнение творческих заданий и подготовка докладов и презентаций являются неотъемлемой частью образовательного процесса.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «География» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «География» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В ГБПОУ МО «Раменский колледж», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «География» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
−сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
−сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;
− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
−сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
− сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
−умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
−критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
− креативность мышления, инициативность и находчивость;
• метапредметных:
− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
− умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
− осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
− умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
−−представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
−понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;
• предметных:
− владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
−владение географическим мышлением для определения географических
аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
−сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
−владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
−владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
−владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
−владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
−сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии
при освоении профессий СПО и специальностей СПО.
1. Источники географической информации
Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы.
Международные сравнения.
Практические работы
Ознакомление с географическими картами различной тематики.
Нанесение основных географических объектов на контурную карту (по желанию студента).
Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы.
Использование статистических материалов и геоинформационных систем.
2. Политическое устройство мира
Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Формы правления, типы государственного устройства.
Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы.
Практические работы
Ознакомление с политической картой мира.
Составление карт (картосхем), характеризующих государственное устройство стран мира, географию современных международных и региональных конфликтов (по желанию студета).
3. География мировых природных ресурсов
Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования.
Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана.
Практические работы
Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.
4. География населения мира
Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика.
Половая и возрастная структура населения.
Качество жизни населения. Индекс человеческого развития.
Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира.
Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения.
Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления.
Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы.
Практические работы
Анализ особенностей расселения населения в различных странах и регионах мира.
Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира.
5. Мировое хозяйство
Современные особенности развития мирового хозяйства
Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности.
Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике.
Отраслевая структура мирового хозяйства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития.
География отраслей первичной сферы мирового хозяйства
Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География важнейших отраслей мирового растениеводства и животноводства. Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых.
География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства
Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности.
География отраслей третичной сферы мирового хозяйства
Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты.
Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами.
Практические работы
Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства.
Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира.
Определение основных направлений международной торговли товарами и факторов, формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира.
6. Регионы мира
География населения и хозяйства Зарубежной Европы
Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства.
Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы.
География населения и хозяйства Зарубежной Азии
Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии.
География населения и хозяйства Африки
Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.
География населения и хозяйства Северной Америки
Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации.
США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы.
География населения и хозяйства Латинской Америки
Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки.
География населения и хозяйства Австралии и Океании
Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии.
Практические работы
Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства.
Составление комплексной экономико-географической характеристики стран и регионов мира.
7. Россия в современном мире
Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX—XXI веков. Характеристика современного этапа социально-экономического развития.
Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства.
Практические работы
Оценка современного геополитического и геоэкономического положения России.
Определение роли России в международном географическом разделении труда.
Определение отраслевой и территориальной структуры внешней торговли
товарами России.
8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества
Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Практические работы
Использование географических карт для выявления регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.
Выявление и оценка важнейших международных событий и ситуаций, связанных с глобальными проблемами человечества.
Примерные темы докладов.
• Новейшие изменения политической карты мира.
• Типы природопользования в различных регионах и странах мира.
• Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты.
• Качество жизни населения в различных странах и регионах мира.
• Современные международные миграции населения.
• Особенности урбанизации в развивающихся странах.
• Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира.
• Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.
• Крупнейшие автомобилестроительные компании мира.
• Международный туризм в различных странах и регионах мира.
• «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы.
• Экономико-географические особенности ведущих стран Зарубежной Европы.
• Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае.
• Особенности политической карты Африки.
• Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки.
• Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом».
• Географический рисунок хозяйства США.
• Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки.
• Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии.
• Экономико-географические особенности ведущих стран регионов Африки, Латинской Америки.
• Причины и проявление глобальных проблем человечества.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «География» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка студентов составляет:
по профессии технического профиля профессионального образования 09.01.03.Мастер по обработке цифровой информации — 66 час, из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка, включая практические занятия - 44 час., внеаудиторная самостоятельная работа студентов - 22 часа.
ТЕМАТИЧЕСКИЙЙ ПЛАН
Вид учебной работы | Количество часов | |
| | |
Аудиторные занятия. Содержание обучения. | Профессия СПО 09.01.03.Мастер по обработке цифровой информации. | |
1. Источники географической информации | 1 | |
2. Политическое устройство мира. | 2 | |
3. География мировых природных ресурсов | 2 | |
4. География населения мира | 4 | |
5. Мировое хозяйство Современные особенности развития мирового хозяйства | 2 | |
География отраслей первичной сферы мирового хозяйства | 2 | |
География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства | 4 | |
География отраслей третичной сферы мирового хозяйства | 2 | |
Обобщение и контроль 1 раздела | 1 | |
6. Регионы мира География населения и хозяйства Зарубежной Европы | 3 |
География населения и хозяйства Зарубежной Азии | 4 |
География населения и хозяйства Африки | 2 |
География населения и хозяйства Северной Америки | 2 |
География населения и хозяйства Латинской Америки | 3 |
География населения и хозяйства Австралии и Океании | 2 |
Обобщение и контроль 2 раздела | 1 |
7. Россия в современном мире. | 2 |
8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечеств. | 3 |
9. Обобщение и итоговый контроль. Дифференцированный зачет. | 1 1 |
Итого | 44 |
Внеаудиторная самостоятельная работа |
Работа с картами атласа, проработка опорного конспекта, работа с материалом учебника, составление докладов или презентаций, составление систематизирующих таблиц и др. | 22 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
Всего | 66 |
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий). |
Введение. 1. Источники географической информации | Объяснение междисциплинарных связей географии. Название традиционных и новых источников географической информации. Демонстрация роли Интернета и геоинформационных систем в изучении географии, знакомство с методическим аппаратом учебника и картами атласа. |
2. Политическое устройство мира | Умение показывать на карте различные страны мира. Умение приводить примеры и характеризовать современные межгосударственные конфликты в различных регионах мира. Выделение стран с республиканской и монархической формами правления, унитарным и федеративным типами государственного устройства в различных регионах мира. Объяснение различий развитых и развивающихся стран по уровню их социально-экономического развития. Умение приводить примеры и характеризовать различные типы стран по уровню социально-экономического развития. |
3. География мировых природных ресурсов | Объяснение основных направлений экологизации хозяйственной деятельности человека. Выделение различных типов природопользования. Определение обеспеченности различными видами природных ресурсов отдельных регионов и стран мира. Умение показывать на карте основные мировые районы добычи различных видов минеральных ресурсов. Умение называть основные направления использования ресурсов Мирового океана. |
4. География населения мира | Умение называть мировую десятку стран с наибольшей численностью населения. Выделение различных типов воспроизводства населения и приведение примеров стран, для которых они характерны. Умение называть основные показатели качества жизни населения. Умение приводить примеры стран с однородным и наиболее разнородным расовым, этническим и религиозным составом населения. Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей средней плотностью населения. Объяснение основных направлений и причин современных международных миграций населения. Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей долей городского населения. Умение показывать на карте мировые «сверхгорода» и мегалополисы. |
5. Мировое хозяйство Современные особенности развития мирового хозяйства | Умение давать определение понятий «международное географическое разделение труда», «международная специализация» и «международное кооперирование». Выделение характерных черт современной научно-технической революции. Умение называть ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки. Умение приводить примеры отраслей различных сфер хозяйственной деятельности. Умение называть наиболее передовые и наиболее отсталые страны мира по уровню их экономического развития. |
География отраслей первичной сферы мирового хозяйства | Выделение характерных черт «зеленой революции». Умение приводить примеры стран, являющихся ведущими мировыми производителями различных видов продукции растениеводства и животноводства. Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями различных видов минерального сырья. Умение показывать на карте и характеризовать основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы мира. |
География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства | Умение приводить примеры стран, основная часть электроэнергии в которых производится на тепловых, гидравлических и атомных электростанциях. Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями черных и цветных металлов. Выделение стран с наиболее высоким уровнем развития машиностроения. Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями автомобилей, морских невоенных судов, серной кислоты, пластмасс, химических волокон, синтетического каучука, пиломатериалов, бумаги и тканей. |
География отраслей третичной сферы мирового хозяйства | Умение объяснять роль различных видов транспорта при перевозке грузов и пассажиров. Умение приводить примеры стран, обладающих наибольшей протяженностью и плотностью сети железных и автомобильных дорог. Умение называть крупнейшие мировые торговые порты и аэропорты, объяснять их распределение по регионам и странам мира. Умение показывать на карте и характеризовать основные районы международного туризма. Умение объяснять местоположение ведущих мировых центров биржевой деятельности. Умение называть страны с наибольшими объемами внешней торговли товарами. |
6. Регионы мира География населения и хозяйства Зарубежной Европы | Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Европы. Сопоставление стран Зарубежной Европы по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Умение приводить примеры стран Зарубежной Европы, наиболее хорошо обеспеченных различными видами природных ресурсов. Умение называть страны Зарубежной Европы с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные промышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Европы. Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Германии и Великобритании. |
География населения и хозяйства Зарубежной Азии | Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Азии. Сопоставление стран Зарубежной Азии по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Умение определять ресурсообеспеченность различных стран Зарубежной Азии. Умение называть страны Зарубежной Азии с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения. Умение приводить примеры стран Зарубежной Азии с однородным и разнородным этническим и религиозным составом населения. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Азии. Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Японии, Китая и Индии. |
География населения и хозяйства Африки | Умение показывать на карте различные страны Африки. Умение называть страны Африки, обладающие наибольшей площадью территории и численностью населения. Умение объяснять причины экономической отсталости стран Африки. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Африки. |
География населения и хозяйства Северной Америки | Умение объяснять природные, исторические и экономические особенности развития Северной Америки. Выделение отраслей международной специализации Канады, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы. Умение объяснять особенности расово-этнического состава и размещения населения США. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие городские агломерации, мегалополисы, основные промышленные и сельскохозяйственные районы США. |
География населения и хозяйства Латинской Америки | Умение показывать на карте различные страны Латинской Америки. Сопоставление стран Латинской Америки по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Выделение стран Латинской Америки, наиболее обеспеченных различными видами природных ресурсов. Умение приводить примеры стран Латинской Америки с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения. Умение объяснять особенности урбанизации стран Латинской Америки. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Латинской Америки. Выделение отраслей международной специализации в Бразилии и Мексике. |
География населения и хозяйства Австралии и Океании | Умение объяснять природные и исторические особенности развития Австралии и Океании. Выделение отраслей международной специализации Австралии, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы. |
7. Россия в современном мире | Умение объяснять современные особенности экономико-географического положения России. Выделение основных товарных статей экспорта и импорта России. Умение называть ведущих внешнеторговых партнеров России. |
8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества. | Выделение глобальных проблем человечества. Умение приводить примеры проявления сырьевой, энергетической, демографической, продовольственной и экологической проблем человечества, предлагать возможные пути их решения. |
Тематический план внеаудиторной работы
№ темы № Занятия | Наименование разделов и тем | Кол –во часов аудиторной работы | Кол-во часов внеаудиторной работы | Виды внеаудиторной работы |
Тема №1 1 | Источники географической информации. | 1 | 0,5 | Проработка конспекта. |
1 раздел | Общая экономико-географическая характеристика мира. | 20 | 10 | |
Тема №2 | Политическое устройство мира. | 2 | 1 | |
2 | Политическая карта мира | 1 | 0,5 | Проработка материала учебника Т. 1.1, повторение номенклатуры карты, вопросы1-5,выучить определения ключевых слов темы. |
3 | Типология стран мира. | 1 | 0,5 | Проработка материала учебника Т. 1.2 Письменная характеристика ПГП страны мира (по выбору студента) по плану. |
Тема №3 | География мировых природных ресурсов | 2 | 1 | |
4 | Взаимодействие человеческого общества и природной среды . | 1 | 0,5 | Проработка материала учебника Т.2.1 проработка конспекта. |
5 | Природные ресурсы: виды и особенности размещения. | 1 | 0,5 | Проработка материала учебника Т. 2 .2, работа с картами атласа Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности страны». |
Тема №4 | География населения мира | 4 | 2 | |
6 | Численность, воспроизводство, половая и возрастная структура населения мира. | 1 | 0,5 | Проработка материала учебника Т. 3.1 Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в странах и регионах мира. |
7 | Качество жизни населения. Трудовые ресурсы и занятость населения. | 1 | 0,5 | Проработка материала учебника Т. 3 .2 и 3.3, проработка конспекта |
8-9 | Расовый , этнический и религиозный состав населения Размещение, урбанизация, миграции. | 2 | 1 | Проработка материала учебника Т. 3 .4 и 3.5. Составление характеристики населения страны (по выбору). |
Тема №5 | География мирового хозяйства | 10 | 5 | |
10--11 | Этапы становления и развития мирового хозяйства. Современные особенности развития мирового хозяйства. | 2 | 1 | Проработка материала учебника Т. 4.1.-4.2. Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства.. |
12-13 | География отраслей первичной сферы | 2 | 1 | Проработка материала учебника Т. 5 .1.-5.2. Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира.. |
14-15 | География отраслей вторичной сферы | 2 | 1 | Проработка учебника Т. 6.1.-6.2. Анализ тематических карт. Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира. |
16-17 | География отраслей вторичной сферы | 2 | 1 | Проработка материала учебника Т. 6.3.- 6.4. Характеристика хозяйства страны мира (по выбору) |
18-19 | География отраслей третичной сферы мирового хозяйства | 2 | 1 | Проработка материала учебника Т. 7.1 .-7.2. Определение основных направлений международной торговли |
20 | Обобщение и контроль 1 раздела | 1 | 0,5 | Повторение пройденного материала. |
2 раздел | Региональная характеристика мира | 19 | 9,5 | |
Тема №6 | Общая экономико-географическая характеристика региона Зарубежной Европы. | 3 | 1,5 | |
21 | Общая экономико-географическая характеристика региона Зарубежной Европы. | 1 | 0,5 | Проработка материала учебника Т. 8.1. Составление комплексной экономико-географической характеристики региона. |
22-23 | Ведущие страны Зарубежной Европы | 2 | 1 | Проработка материала учебника Т. 8.2-8.3. Подготовка презентации о странах Зарубежной Европы Составление комплексной экономико-географической характеристики страны. |
Тема №7 | Общая экономико-географическая характеристика региона Зарубежной Азии | 4 | 2 | |
24 | Общая экономико-географическая характеристика региона Зарубежная Азия. | 1 | 0,5 | Проработка материала учебника Т. .9.1. Составление комплексной экономико-географической характеристики региона. |
25-26 | Ведущие страны региона Зарубежная Азия | 2 | 1 | Проработка материала учебника гл.9. 2-9.3. .Подготовка презентации о странах. |
27 | Ведущие страны региона Зарубежная Азия | 1 | 0,5 | Проработка материала учебника Т. 9.4 Составление комплексной экономико-географической характеристики страны. |
Тема №8 | Общая экономико-географическая характеристика региона Африки | 2 | 1 | |
28-29 | Общая экономико-географическая характеристика региона Африки | 2 | 1 | Проработка материала учебника Т.10. Составление комплексной экономико-географической характеристики региона. |
Тема №9 | Общая экономико-географическая характеристика региона Северная Америка. | 2 | 1 | |
30 | Общая экономико-географическая характеристика региона Северная Америка. | 1 | 0,5 | Проработка материала учебника Т 11.1 Составление комплексной экономико-географической характеристики региона. |
31 | Общая экономико-географическая характеристика США | 1 | 0,5 | Составление комплексной экономико-географической характеристики страны по материалу учебника Т. 11.2 |
Тема №10 | Общая экономико-географическая характеристика региона Латинская Америка. | 3 | 1,5 | |
32 | Общая экономико-географическая характеристика региона Латинская Америка. | 1 | 0,5 | Проработка материала учебника Т..12.1. Составление комплексной экономико-географической характеристики региона. |
33-34 | Экономико-географическая характеристика отдельных стран региона. | 2 | 1 | Проработка материала учебника Т.12.2.- 12.3. Подготовка характеристики страны, презентации. |
Тема №11 | Общая экономико-географическая характеристика региона Австралии и Океании | 2 | 1 | |
35-36 | Общая экономико-географическая характеристика региона Австралии и Океании. | 2 | 1 | Проработка материала учебника Т..13. Составление комплексной экономико-географической характеристики региона. |
37 | Обобщение и контроль 2 раздела | 1 | 0,5 | Повторение пройденного материала по 2 разделу. |
Тема №12 | Общая экономико-географическая характеристика России в современном мире. | 2 | 1 | |
38 | Географическое, геополитическое, геоэкономическое положение России. | 1 | 0,5 | Проработка материала учебника Т..14.1. Оценка современного геополитического и геоэкономического положения России. |
39 | Роль России в мировом хозяйстве и МГРТ. | 1 | 0,5 | Проработка материала учебника Т..14.2. Определение роли России в международном географическом разделении труда. |
3 раздел | Глобальные проблемы человечества. | 3 | 1,5 | |
40-41 | Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.. | 2 | 1 | Проработка материала учебника Т.15 Проработка конспекта, выявления регионов с неблагоприятной экологической ситуацией по картам. |
42 | Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты, стратегия устойчивого развития. | 1 | 0,5 | Проработка материала учебника Т.15. Подготовка сообщений и презентаций о глобальных проблемах |
43 | Обобщение и контроль. | 1 | 1 | Подготовка к дифференцированному зачёту. |
44 | Дифференцированный зачет | 1 | | |
| Итого | 44 | 22 | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
10. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«География»
Комплект аудиторный географических атласов
Политическая географическая карта мира.
Комплект опорных конспектов по темам: «Современная политическая карта мира», «География мировых природных ресурсов», «География населения мира» «Зарубежная Европа»
Комплект дидактических заданий в виде минитестов и вопросов на карточках для текущего контроля.
Комплект заданий контрольных работ для тематического и рубежного контроля по темам: «Современная политическая карта мира», «Население мира», «География мировых природных ресурсов», «Зарубежная Европа», «Зарубежная Азия, Австралия и Африка», «США и Канада», «Региональный раздел и глобальные проблемы человечества».
Инструктивные материалы для практических и самостоятельных работ.
Комплект презентаций о странах мира.
Комплект докладов о странах мира.
Комплект презентаций о глобальных проблемах человечества.
Комплект докладов о глобальных проблемах
11. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
География. Учебник для учреждений НПО и СПО, Е. В. Баранчиков – М., «Академия» 2018.
Экономическая и социальная география мира. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Максаковский. – М., 2018.
Баранчиков Е.В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Дидактические материалы: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2018.
Баранчиков Е.В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Контрольные задания: учебное пособие студ. учреждений сред, проф. образования. — М., 2018.
Баранчиков Е.В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2018.
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
География: журнал. — М.: Издательский дом «Первое сентября».
География в школе: научно-методический журнал. — М.: Издательство «Школьная пресса».
интернет-ресурсы
www. wikipedia. org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энциклопедии).
www.school-collection.edu.ru («Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов»).
http://www.krugosvet.ru/cMenu/04_00.htm
http://www.9151394.ru/projects/geo/proj1/index.html
http://www.nationalgeographic.com/photography/
http://atlasphoto.iwarp.com/index-r.html -
http://www.mirkart.ru/ -
http://www.geographer.ru/index.shtml
http://rgo.ru/