СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии для обучающихся 7 класса с ЗПР

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для обучающихся 7 класса с ЗПР»

Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Горельская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»



Рассмотрена и рекомендована Утверждена

к утверждению педагогическим советом приказом от 01.09.2018 № 496

Протокол от 28.08.2018 № 1










Рабочая программа

по предмету

«География»

для обучающихся 7 класса

с задержкой психического развития












Составитель:

учитель В. В. Захарова




2018г. 02.04




Пояснительная записка



Содержание курса географии в основной школе для обучающихся с задержкой психического развития обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

География – единственная наука, изучающая природные и общественные явления, структуру, функционирование и эволюцию географической оболочки в целом, отдельных ее частей, природных и природно – общественных геосистем и их компонентов в целях научного обоснования территориальной организации общества.

География, знакомит обучающихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и инструментом воздействия на природные и социально – экономические процессы.

Изучение курса географии в школе обеспечивает удовлетворение интеллектуальных потребностей индивида в познании природы, населения и хозяйства Земли (повышение уровня культуры в обществе), ознакомление с сущностью природных и техногенных процессов в целях личной безопасности.


В рабочей программе учтены основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий и возрастные особенности школьного возраста семиклассников.

    Цель раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения материков.

    Задачи:

  • создать у обучающихся представление о разнообразии природных условий нашей планеты, о специфике природы и населения материков;

  • раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения материков;

  • воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к природе.







Нормативная база

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);

  3. Учебным планом;

  4. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 (далее – СанПиН 2.4.2.3286-15);

  5. Примерной программой основного общего образования по географии, допущенной Министерством образования и науки РФ.


Рабочая программа ориентирована на использование учебника: «География материков и океанов. 7 класс. Учебник (авторы В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев). М. Дрофа, 2016 г.

Учебное содержание курса географии в данной линии сконцентрировано по блокам: с 5 по 7 класс— География Земли, с 8 по 9 класс— География России. В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях. Материалы учебников обновлены в соответствии с последними тенденциями в школьной географии.

В ней учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования обучающихся с ЗПР.

Курс «География материков и океанов. 7 класс» - это третий по счету школьный курс географии.






Место курса географии в базисном плане

География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится в 5 и 6 классах по 34 ч (1 ч в неделю), в 7 - 68 ч (2 ч в неделю), из них 14 ч. на практические работы , 1 ч. на итоговое тестирование.


По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим. При разработке курса была учтена сформированность у обучающихся некоторых базовых понятий и умений.

Программа рассчитана на обучающихся, имеющих смешанное специфическое расстройство психического психологического характера, задержку психического развития (ЗПР). Психика таких детей промежуточная между здоровым и патологическим ребенком. Это не умственно отсталые дети, а дети с замедленным темпом развития, но характеризующиеся положительной динамикой.

Программа для обучения таких детей несколько изменена. Некоторые темы изучаются ознакомительно: крупнейшие этносы и религии народов мира, крупнейшие заповедники мира, неравномерность размещения населения мира, этапы формирования политической карты.

Формы и методы обучения.

При проведении урока, с учетом его типа, используются следующие формы работы:

- индивидуальная;

- парная;

- групповая,

- дифференцированная,

- проектная.

Также на уроках используются методы:

- работа с различными источникам информации (карты, схемы, таблицы и т.д.) и дидактическим материалом;

- использование ТСО и демонстрация презентаций, кинофильмов;

- проектный и проблемный (анализ проблем и пути выхода из них);

- решение дискуссионных вопросов с учетом социального опыта обучающихся и теоретических знаний.


Виды и формы контроля

Используется текущий и промежуточный вид контроля. Оценивание знаний и умений учащихся по географии проводится каждую учебную четверть. Для аттестации учащихся по окончанию учебного года и перевода в следующий класс применим промежуточный вид контроля.

Формы контроля знаний: итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов), тестовый контроль, проверочные и практические работы, географические диктанты, работы с контурными картами.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

(личностные, метапредметные, предметные)


Личностные результаты

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Учащийся должен:

осознавать себя жителем планеты Земля и гражданином России;

осознавать целостность природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных регионов и стран;

осознавать значимость и общность глобальных проблем человечества;

овладеть на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, к необходимости ее сохранения и рационального использования;

проявлять патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов;

уметь оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести диалог, дискуссию, вырабатывая общее решение;

уметь ориентироваться в окружающем мире, выбирать цель своих действий и поступков, принимать решения.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.


Метапредметные результаты

Метапредметные результаты курса «География материков и океанов.7 класс», основаны на формировании универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Учащийся должен уметь:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Учащийся должен уметь:

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;

- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

- составлять различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

- вычитывать все уровни текстовой информации;

- уметь определять возможные источники необходимых сведений,

- производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Средством формированияпознавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

- осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;

- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

- использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;

- использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

Коммуникативные УУД.

Учащийся должен уметь:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.


Предметные результаты

Учащийся должен уметь:

показывать материки и части света;

приводить примеры материковых, вулканических, коралловых островов;

давать характеристику карты; читать и анализировать карту;

называть и показывать по карте крупные формы рельефа и объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры;

объяснять зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления, осадков;

называть типы воздушных масс и некоторые их характеристики;

делать простейшие описания климата отдельных климатических поясов;

показывать океаны и некоторые моря, течения, объяснять изменения свойств океанических вод;

приводить примеры влияния Мирового океана на природу материков;

приводить примеры природных комплексов; составлять простейшие схемы взаимодействия природных комплексов.

рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях расселения, разнообразии ви­дов хозяйственной деятельности людей; читать комплексную карту; показывать наиболее крупные страны мира.

показывать на карте и называть океаны и материки, определять их географическое положение, определять и называть некоторые отличительные признаки отдельных океанов и материков как крупных природных комплексов;

показывать на карте наиболее крупные и известные географические объекты на материках (горы, возвышенности, реки, озера и т. д.) и в океанах (моря, заливы, проливы, острова, полуострова);

описывать отдельные природные комплексы с использованием карт;

показывать наиболее крупные государства на материках;

уметь давать описания природы и основных занятий населения, используя карты атласа;

приводить примеры воздействия и изменений природы на материках под влиянием деятельности человека.

приводить примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки – целостность, ритмичность, зональность;

о бъяснять их влияние на жизнь и деятельность человека; называть разные виды природных ресурсов; приводить примеры влияния природы на условия жизни людей.


Сведения об учебнике:

В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2016.































Содержание учебного предмета

Введение (2 ч)

Что изучают в курсе географии материков и океанов? Материки (континенты) и острова. Части света.

Как люди открывали и изучали Землю. Основные этапы накопления знаний о Земле.

Источники географической информации. Карта — особый источник географических знаний. Географические методы изучения окружающей среды. Карта — особый источник географических знаний. Виды карт. Различие географических карт по охвату территории и масштабу. Различие карт по содержанию. Методы географических исследований.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

Показывать материки и части света;

Приводить примеры материковых, вулканических, коралловых островов;

давать характеристику карты; читать и анализировать карту.

Главные особенности природы Земли (9 ч)

Литосфера и рельеф Земли –

Происхождение материков и океанов. Происхождение Земли. Строение материковой и океанической земной коры. Плиты литосферы. Карта строения земной коры. Сейсмические пояса Земли.

Рельеф земли. Взаимодействие внутренних и внешних сил — основная причина разнообразия рельефа. Размещение крупных форм рельефа на поверхности Земли.

Практическая работа №1 Описание по карте рельефа одного из материков. Сравнение рельефа двух материков, выявление причин сходства и различий (по выбору).

Атмосфера и климаты Земли-

Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. Воздушные массы. Климатические карты. Распределение температуры воздуха на Земле. Распределение поясов атмосферного давления на Земле. Постоянные ветры. Воз­душные массы. Роль воздушных течений в формировании климата.

Климатические пояса Земли. Основные климатические пояса. Переходные климатические пояса. Климатообразующие факторы.

Практическая работа №2 «Характеристика климата по климатическим картам на примере одного из материков»

Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы -

Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений. Роль океана в жизни Земли. Происхождение вод Мирового океана. Свойства вод океана. Льды в океане. Водные массы. Схема поверхностных течений.

Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Разнообразие морских организмов. Распространение жизни в океане. Биологические богатства океана. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Географическая оболочка -3 ч

Строение и свойства географической оболочки.

Строение географической оболочки. Свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Роль живых организмов в формировании природы.

Природные комплексы суши и океана. Природные комплексы суши. Природные комплексы океана. Разнообразие природных комплексов.

Природная зональность. Что такое природная зона? Разнообразие природных зон. Закономерности размещения природных зон на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность.


Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

называть и показывать по карте крупные формы рельефа и объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры;

объяснять зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления, осадков;

называть типы воздушных масс и некоторые их характеристики;

делать простейшие описания климата отдельных климатических поясов;

показывать океаны и некоторые моря, течения, объяснять изменения свойств океанических вод;

приводить примеры влияния Мирового океана на природу материков;

приводить примеры природных комплексов; составлять простейшие схемы взаимодействия природных комплексов.


Население Земли (3 ч)

Численность населения Земли. Размещение населения. Факторы, влияющие на численность населения. Размещение людей на Земле.

Народы и религии мира. Этнический состав населения мира. Мировые и национальные религии.

Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население. Основные виды хозяйственной деятельности людей. Их влияние на природные комплексы. Комплексные карты. Городское и сельское население. Культурно-исторические регионы мира. Многообразие стран, их основные типы.

Практическая работа № 3 «Сравнительное описание численности, плотности населения материков и стран мира».


Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях расселения, разнообразии видов хозяйственной деятельности людей; читать комплексную карту; показывать наиболее крупные страны мира.

Океаны и материки (51 ч)

Океаны (2 ч)

Тихий, Индийский, Атлантический и Северный Ледовитый океаны. Особенности географического положения. Из истории исследования океанов. Особенности природы. Виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов.


Практическая работа №4 «Описание особенностей географического положения океана»

Южные материки (1 ч)

Общие особенности природы южных материков.

Особенности географического положения южных матери ков. Общие черты рельефа. Общие особенности климата внутренних вод. Общие особенности расположения природных зон. Почвенная карта.

Африка (10 ч)

Географическое положение. Исследования Африки

Географическое положение. Исследование Африки зарубежными путешественниками. Исследование Африки русскими путешественниками и учеными.

Рельеф и полезные ископаемые. Основные формы рельефа. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых.

Климат. Внутренние воды. Климатические пояса Африки. Внутренние воды Африки. Основные речные системы. Значение рек и озер в жизни населения.

Природные зоны. Проявление широтной зональности на материке. Основные черты природных зон.

Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки. Влияние человека на природу. Стихийные бедствия. Заповедники и национальные парки.

Население. Население Африки. Размещение населения. Колониальное прошлое материка.

Страны Северной Африки. Алжир. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Алжира.

Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Нигерии.

Страны Восточной Африки. Эфиопия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Эфиопии.

Страны Южной Африки. Южно-Африканская Республика. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Южно-Африканской Республики.

Практическая работа №5 «Определение по картам природных богатств Центральной Африки».


Австралия и Океания (5 ч)

Географическое положение Австралии. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые. Своеобразие географического положения материка. История открытия и исследования. Особенности рельефа. Размещение месторождений полезных ископаемых.

Климат Австралии. Внутренние воды. Факторы, определяющие особенности климата материка. Климатические пояса и области. Внутренние воды.

Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира. Проявление широтной зональности в размещении природных зон. Своеобразие органического мира.

Австралийский Союз. Население. Хозяйство Австралийского Союза. Изменение природы человеком.

Океания. Природа, население и страны. Географическое положение. Из истории открытия и исследования. Особен­ности природы. Население и страны. Памятники природного и культурного наследия.

Практическая работа №6 .«Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии» (по выбору)

Южная Америка (7 ч)

Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. Географическое положение. История открытия и исследования материка.

Рельеф и полезные ископаемые. История формирования основных форм рельефа материка. Закономерности размещения равнин и складчатых поясов, месторождений полезных ископаемых.

Климат. Внутренние воды. Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Внутренние воды. Реки как производные рельефа и климата материка.

Природные зоны. Своеобразие органического мира материка. Высотная поясность в Андах. Изменения природы материка под влиянием деятельности человека. Охрана природы.

Население. История заселения материка. Численность, плотность, этнический состав населения. Страны.

Страны востока материка. Бразилия. Географическое положение, природа, население, хозяйство Бразилии и Аргентины.

Страны Анд. Перу. Своеобразие природы Анд. Географическое положение, природа, население, хозяйство Перу.

Практическая работа №7«Характеристика основных видов хозяйственной деятельности населения Андских стран.»

Антарктида (2 ч)

Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды. Природа. Географическое положение. Антарктика. Открытие и первые исследования. Современные исследования Антарктиды. Ледниковый покров. Подледный рельеф. Климат. Органический мир. Значение современных исследований Антарктики.

Практическая работа №8 «Определение целей изучения южной полярной области».

Северные материки (1ч)

Общие особенности природы северных материков.

Географическое положение. Общие черты рельефа. Древнее оледенение. Общие черты климата и природных зон.

Северная Америка (7 ч)

Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. Русские исследования Северо-Западной Америки.

Рельеф и полезные ископаемые. Основные черты рельефа материка. Влияние древнего оледенения на рельеф. Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Климат. Внутренние воды. Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Внутренние воды. Реки как производные рельефа и климата материка.

Природные зоны. Население. Особенности распределения природных зон на материке. Изменение природы под влиянием деятельности человека. Население.

Канада. Географическое положение, природа, население, хозяйство, заповедники и национальные парки Канады.

Соединенные Штаты Америки. Географическое положение, природа, население, хозяйство, памятники природного и культурного наследия США.

Средняя Америка. Мексика. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Мексики.

Практическая работа №9«Характеристика по картам основных видов природных ресурсов Канады, США, Мексики»

Евразия (16 ч)

Географическое положение. Исследования Центральной Азии. Особенности географического положения. Очертания берегов. Исследования Центральной Азии.

Особенности рельефа, его развитие. Особенности рельефа Евразии, его развитие. Области землетрясений и вулканов. Основные формы рельефа. Полезные ископаемые.

Климат. Внутренние воды. Факторы, формирующие климат материка. Климатические пояса. Влияние климата на хозяйственную деятельность населения. Внутренние воды, их распределение. Реки. Территории внутреннего стока. Озера. Современное оледенение. Многолетняя мерзлота.

Природные зоны. Народы и страны Евразии. Расположение и характеристика природных зон. Высотные пояса в Гималаях и Альпах. Народы Евразии. Страны.

Страны Северной Европы. Состав региона. Природа. Население. Хозяйство. Комплексная характеристика стран региона.

Страны Западной Европы. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство, объекты всемирного наследия Великобритании, Франции и Германии.

Страны Восточной Европы. Общая характеристика региона. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия. Румыния и страны Балканского полуострова. Страны Балтии. Белоруссия. Украина. Молдавия.

Страны Южной Европы. Италия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Италии. Памятники всемирного наследия региона.

Страны Юго-Западной Азии. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Армении, Грузии и Азербайджана.

Страны Центральной Азии. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Монголии.

Страны Восточной Азии. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство, памятники всемирного наследия Китая и Японии.

Страны Южной Азии. Индия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Индии.

Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Индонезии.

Практическая работа№10 . «Описание видов хозяйственной деятельности населения стран Северной Европы.»

Практическая работа №11. «Сравнительная характеристика Великобритании, Франции и Германии.»

Практическая работа№ 12. «Группировка стран Юго-Западной Азии по различным признакам.

Практическая работа№13. «Моделирование на контурной карте размещения природных богатств Индии.»

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

показывать на карте и называть океаны и материки, определять их географическое положение, определять и называть некоторые отличительные признаки отдельных океанов и материков как крупных природных комплексов;

показывать на карте наиболее крупные и известные географические объекты на материках (горы, возвышенности, реки, озера и т. д.) и в океанах (моря, заливы, проливы, острова, полуострова);

описывать отдельные природные комплексы с использованием карт;

показывать наиболее крупные государства на материках;

уметь давать описания природы и основных занятий населения, используя карты атласа;

приводить примеры воздействия и изменений природы на материках под влиянием деятельности человека.

Географическая оболочка — наш дом (2 ч)

Закономерности географической оболочки. Закономерности географической оболочки: целостность, ритмичность, зональность.

Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Воздействие человека на природу. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.

Практическая работа №14 Моделирование на контурной карте размещения основных видов природных богатств материков и океанов.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

приводить примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки — целостность, ритмичность, зональность;

объяснять их влияние на жизнь и деятельность человека; называть разные виды природных ресурсов; приводить примеры влияния природы на условия жизни людей.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;

организовывать свою познавательную деятельность — определять ее цели и задачи, выбирать способы достижения целей и применять их, оценивать результаты деятельности;

вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, ее преобразование, классификацию, сохранение, передачу и презентацию;

работать с текстом: составлять сложный план, логическую цепочку, таблицу, схему, создавать тексты разных видов (описательные, объяснительные).

Личностные результаты обучения

Учащийся должен:

осознавать себя жителем планеты Земля и гражданином России;

осознавать целостность природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных регионов и стран;

осознавать значимость и общность глобальных проблем человечества;

овладеть на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, к необходимости ее сохранения и рационального использования;

проявлять патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов;

дискуссию, вырабатывая общее решение.


Итоговое тестирование (1ч)



Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Часы по планированию (рабочей программе)

В том числе на:


лабораторно-

практические

работы


Проверочные (контрольные)

работы


Введение

2

-

1 (провероч.р.)

Главные особенности природы Земли

9

-

-

Литосфера и рельеф

2

1

-

Атмосфера

2

1

-

Гидросфера

2

-

-

Географическая оболочка

3

-

-

Население Земли

3

1

-

Океаны и материки

51

-

-

Океаны

2

1

-

Южные материки

1


-

Африка

10

1

-

Австралия и Океания

5

1

-

Южная Америка

7

1

-

Антарктида

2

1

-

Северные материки

1


-

Северная Америка

7

1

-

Евразия

16

4

-

Географическая оболочка

2

1

-

Итоговое тестирование

1

-

1

Всего

68

14

2











Требования к уровню подготовки обучающихся

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

Понимать и объяснять

  • основные географические понятия: природный комплекс, географическая оболочка, природная зона, платформа, складчатая область, воздушная масса, пассаты, климатический пояс, режим реки, широтная зональность, вертикальная поясность, географическое положение материка, этнос, антропогенный ландшафт, природные ресурсы;

  • различия карт по содержанию, масштабу, способам картографического отображения;

  • результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  • взаимосвязи компонентов природы, их изменения в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  • географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий материков и акваторий океанов;

  • связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях;

меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений

  • выделять, описывать и объяснять по картам и другим источникам географической информации существенные признаки географических объектов и явлений на материках и в океанах;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для объяснения географических явлений на различных материках и в океанах, а также обеспеченность природными и человеческими ресурсами различных территорий материков, их хозяйственный потенциал и экологические проблемы;

  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и стран мира;

  • составлять краткие географические описания и характеристики различных территорий на основе разнообразных источников географической информации.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • свободного чтения карт различного содержания;

  • оценивания последствий антропогенных воздействий на природу отдельных территорий материков, океанов, стран;

  • проведения поиска географической информации из различных источников.







Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения географии на базовом уровне обучающийся должен

Знать (понимать):

- географические особенности природы материков и океанов, их сходство и различия;

- причины, обуславливающие разнообразие отдельных материков и океанов;

- основные географические законы (зональность, ритмичность, высотная поясность);

- связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными

особенностями отдельных стран и регионов;

- причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их смягчению и

предотвращению;

- географию крупнейших народов Земли.



Уметь:

- давать характеристики материков и океанов;

- характеризовать крупные природные регионы с использованием карт атласа;

- приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, рационального

природопользования и др.;

- определять географическое положение природных объектов.

Оценивать и прогнозировать:

  • по карте литосферных плит изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;

  • изменения климатов Земли в целом и на отдельных материках;

  • природные условия и природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей;

  • основные особенности природы в ее связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах материков, их крупных регионов и отдельных стран.

Объяснять:

  • особенности строения и развития геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;

  • особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;

  • особенности расового и этнического состава населения;

  • различия в условиях жизни народов, в степени заселенности материков и отдельных стран;

  • различия в орудиях труда, средствах передвижения, в типах жилищ, видах хозяйственной деятельности, возникшие как результат адаптации человека к окружающей среде;

  • особенности экологических ситуаций на материках, в акваториях океанов, в отдельных странах;

  • основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;

понятия: «платформа», «рельеф», «воздушная масса», «водная масса», «природная зона», «климатообразующие факторы», «географическое положение материка», «режим реки», «природный комплекс», «географическая оболочка», «зональность», «высотная поясность», уметь применять их в процессе учебного познания.

Описывать:

  • основные источники географической информации;

  • географическое положение объектов (по карте);

  • существующие в природе круговороты вещества и энергии (по схемам);

  • компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и крупнейших стран мира;

  • объекты и территории по картам, картинам и другим источникам географической информации, создавая их словесный или графический образ;

  • особенности материальной и духовной культуры крупных народностей.

Определять (измерять):

  • географическую информацию по картам различного содержания (количество осадков, температуру воздуха, годовую амплитуду температур и т. д.);

  • вид и тип карт и других источников географических знаний для получения необходимой информации.

Называть и (или) показывать:

  • важнейшие природные объекты материков, океанов, их крупных регионов, стран;

  • типы земной коры, основные тектонические структуры, мировые центры месторождений полезных ископаемых, сейсмически опасные территории;

  • факторы формирования климата, области действия пассатов, муссонов, западного переноса воздуха, климатические пояса, примеры опасных явлений, происходящих в атмосфере;

крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, основные густонаселенные регионы мира, крупнейшие по площади и населению страны мира;

  • основные культурно-исторические центры стран, их столицы и крупные города;

  • ареалы распространения основных видов традиционной хозяйственной деятельности;

  • природные ресурсы суши и океана, меры по охране атмосферы, вод океана и суши.
























Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Используемый УМК:

1.В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2016.

2.Атлас. География материков и океанов. 7 класс.

3.В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. География материков и океанов, 7 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2000.

4.Мультимедийная обучающая программа ( электронный учебник): География 7 класс. География материков и океанов.

5.Сборник заданий и упражнений по географии. 7 класс. К учебнику В.А Коринской и др.-М.: Издательство «Экзамен», 2010.

Методическая литература

  1. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс.-М.: «ВАКО», 2005

  2. Нагорная И.И. География. 7 класс. Поурочные планы по учебнику В.А. Коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенёва.- Волгоград: Учитель, 2003

  3. Болотникова Н.В. – Рабочие программы по географии. 6-9кл. – М.: Глобус, 2008

  4. Зотова А.М. – Игры на уроках географии – 6-7 кл. – М.: Дрофа, 2004.

  5. Перепечева Н.Н. – Нестандартные уроки: 6-7 кл. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2004.

  6. Петрова Н.Н. – Настольная книга учителя географии.6-9 кл. – М.: Эксмо, 2008.

  7. Ноутбук, проектор

  8. Глобус

  9. Карты,таблицы,плакаты

















Календарно-тематическое планирование

уроков географии в 7 классе

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Форма контроля

Дата

План

Факт

1

Что изучают в курсе географии материков и океанов

1ч.

Вводный

03.09


2

Карта - особый источник географических знаний.

1ч.

Опрос

04.09


3

Литосфера.

1ч.

Устный текущий

10.09


4

Рельеф Земли. Плиты литосферы Практическая работа №1 «Описание по карте рельефа одного из материков. Сравнение рельефа двух материков, выявление причин сходства и различий (по выбору)».


1ч.

Оформление работы

11.09


5

Роль атмосферы в жизни Земли. Распределение температуры воздуха и осадков на Земле

1ч.

Фронтальный опрос

17.09


6

Воздушные массы и постоянные ветры. Климатические пояса Земли.

Практическая работа №2 «Характеристика климата по климатическим картам на примере одного из материков»

1ч.

Оформление работы

18.09


7

Гидросфера.

1ч.

Устный текущий

24.09


8

Воды Мирового океана Течения в океане.

1ч.

Фронтальный опрос

25.09


9

Строение географической оболочки. Свойства географической оболочки.

1ч.

Устный текущий

01.10


10

Природные комплексы суши и океана.

1 ч.

Фронтальный опрос

02.10


11

Природная зональность

1 ч.

Устный текущий

08.10


12

Численность населения Земли. Размещение населения

1ч.


09.10


13

Народы и религии мира

1ч.

Устный текущий

15.10


14

Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население. Практическая работа № 3 «Сравнительное описание численности, плотности населения материков и стран мира».


1ч.

Оформление работы

16.10


15

Тихий океан. Индийский океан

1ч.

Защита реферата

22.10


16

Атлантический океан. Северный Ледовитый океанПрактическая работа №4«Описание особенностей географического положения океана»


1ч.

Защита реферата, оформление работы

23.10


17

Южные материки

1ч.

Фронтальный опрос

05.11


18

Географическое положение Африки. Рельеф и полезные ископаемые.

1ч.


Устный текущий

06.11


19

Климат Африки.


1ч.

Индивидуальный опрос по карточкам

12.11


20

Внутренние воды

1ч.

Устный текущий

13.11


21

Природные зоны.

1ч.

Индивидуальный опрос по карточкам

19.11


22

Природные зоны

1ч.

Фронтальный опрос

20.11


23

Страны Северной Африки.

1ч.

Устный текущий

26.11


24

Страны Западной и Центральной Африки.

1ч.

Устный текущий

27.11


25

Страны Восточной Африки.

1ч.

Устный текущий

03.12


26

Страны Южной Африки.


1ч.

Тестирование

04.12


27

Практическая работа №5 «Определение по картам природных богатств Центральной Африки».


1ч.

Оформление работы

10.12


28

Географическое положение. История открытия и исследования Австралии

1ч.

Устный текущий

11.12


29

Рельеф и полезные ископаемые.

1ч.

Устный текущий

17.12


30

Климат. Внутренние воды.

1ч.

Устный текущий

18.12


31

Океания.

1ч.

Тестирование

24.12


32

Практическая работа №6 .«Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии» (по выбору)

1ч.

Оформление работы

25.12


33

Географическое положение. История открытия и исследования Южной Америки

1ч.

Устный текущий

14.01


34

Рельеф и полезные ископаемые.

1ч.

Географический диктант

15.01


35

Климат.

1ч.

Устный текущий

21.01


36

Внутренние воды.

1ч.

Фронтальный опрос

22.01


37

Природные зоны

1ч.

Устный текущий

28.01


38

Страны Востока материка

1ч.

Тестирование

29.01


39

Страны Анд Практическая работа №7 «Характеристика основных видов хозяйственной деятельности населения Андских стран.»


1ч.

Оформление работы

04.02


40

Географическое положение Антарктиды Открытие и исследование

1ч.


Представление доклада

05.02


41

Природа Практическая работа №8 «Определение целей изучения южной полярной области».


1ч.

Оформление работы

11.02


42

Северные материки

1ч.

Фронтальный опрос

12.02


43

Северная Америка. Географическое положение

1ч.

Устный текущий

18.02


44

Из истории открытия и исследования материка

1ч.

Устный текущий

19.02


45

Рельеф и полезные ископаемые

1ч.

Устный текущий

25.02


46

Климат

1ч.

Фронтальный опрос

26.02


47

Внутренние воды

1ч.

Устный текущий

04.03


48

Природные зоны.

1ч.

Защита реферата

05.03


49

Страны Северной и Средней части материка

Практическая работа №9 «Характеристика по картам основных видов природных ресурсов Канады, США, Мексики»


1ч.

Оформление работы

11.03


50

Евразия. Географическое положение.

1ч.

Устный текущий

12.03



51

Исследование Центральной Азии

1ч.

Устный текущий

18.03


52

Рельеф и полезные ископаемые

1ч.

Устный текущий

19.03


53

Климат

1 ч.

Устный текущий

01.04


54

Внутренние воды

1ч.

Фронтальный опрос

02.04


55

Природные зоны

1ч.

Индивидуальный опрос по карточкам

08.04


56

Природные зоны

1ч.

Устный текущий

09.04


57

Население и страны

1ч.

Тестирование

15.04


58

Зарубежная Европа

1ч.

Устный текущий

16.04


59

Страны Северной Европы Практическая работа№10 . «Описание видов хозяйственной деятельности населения стран Северной Европы.»


1ч.

Оформление работы

22.04


60

Страны Западной и Восточной Европы Практическая работа №11. «Сравнительная характеристика Великобритании, Франции и Германии.»


1ч.

Устный текущий

Оформление работы

23.04


61

Зарубежная Азия

1ч.

Устный текущий

29.04


62

Страны Юго – Западной Азии Практическая работа№ 12. «Группировка стран Юго-Западной Азии по различным признакам.


1ч.

Устный текущий

Оформление работы

30.04


63

Страны Центральной Азии

1ч.

Фронтальный опрос

06.05


64

Страны Южной Азии Практическая работа№13. «Моделирование на контурной карте размещения природных богатств Индии.»


1ч.

Устный текущий

Оформление работы

07.05


65

Страны Юго-Восточной Азии

1ч.

Представление реферата

13.05


66

Географическая оболочка – наш общий дом

1ч.

Презентация

14.05


67

Практическая работа №14 Моделирование на контурной карте размещения основных видов природных богатств материков и океанов.

1ч.

Оформление работы

20.05


68

Итоговое тестирование

1ч.

Контрольное тестирование

21.05








.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!