СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии для 9 класса (обучающиеся с задержкой психического развития)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии для 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для 9 класса (обучающиеся с задержкой психического развития)»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Азовская специальная школа № 7»


РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА

к утверждению

методическим объединением учителей естественно-математического цикла классов детей с задержкой психического развития

ГКОУ РО Азовской школы № 7

протокол № 1 от «28» августа 2023


Руководитель _______ / Л.П. Гуренко


УТВЕРЖДАЮ

директор ГКОУ РО Азовской школы №7



____________ / И.П. Попова



Приказ №182 от «30» августа2023





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«География»

9-А класс

(уровень основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития)



на 2023-2024 учебный год



Составитель: Гуровская Оксана Владимировна, учитель высшей категории.













г. Азов

2023 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Адаптированная рабочая программа по предмету «География» для 8-а класса (обучающиеся с задержкой психического развития) разработана на основе федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с

  1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 04.08.2023 года),

2.Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями на 11.12.2020 года).

3. Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом от 24.11.2022 № 1025.

 

4. Концепцией преподавания учебного предмета «География», опубликованной на портале «Образование» 30.12.2018

и на основании следующих документов:

- Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (в рамках ФГОС ООО 2 поколения) ГКОУ РО Азовской школы № 7.

- Учебного плана ГКОУ РО Азовской школы №7 на 2023-2024 учебный год.

- Годового календарного учебного плана-графика работы ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2023-2024 учебный год.

- Положения о рабочей программе учителя по учебному предмету, коррекционному курсу в соответствии с требованиями ФГОС ГКОУ РО Азовской школы № 7.

Программа ориентирована на использование УМК, который включает в себя:

- А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина – География. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций -10-е изд. перераб. –М.: Просвещение, 2023 год (включён в федеральный перечень учебников на 2023-2024 учебный год)

-Атлас и контурные карты по географии для 9 класса.

-В.В. Николина. География. 9 класс. Поурочные разработки, Москва, Просвещение, 2019.

-С.П. Дубинина. География. 9 класс. Практические и самостоятельные работы. Москва,Просвещение, 2019.













ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Учебный предмет «География» входит в предметную область «Общественно-научные предметы». Изучение предмета «География» обеспечивает формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности; формирует у обучающихся научное мировоззрение, освоение общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование). Освоение практического применения научных знаний основано на межпреметных связях с предметами «Физика», «Химия», «Биология», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.

Предмет «География» направлен на формирование интереса к природному и социальному миру. Значимость предмета «География» для формирования жизненной компетенции обучающихся с ЗПР заключается в углублении представлений о целостной научной картине природного и социокультурного мира, в углублении представлений об отношениях человека с природой, обществом, другими людьми, государством, понимании взаимосвязей между деятельностью человека и состоянием природы, в накоплении разнообразных впечатлений, формировании потребности получать эти впечатления (на прогулках, в путешествиях) и делиться ими. Изучение данного предмета обучающимися с ЗПР способствует осознанию своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности. Предмет «География» дает благодатный материал для патриотического, интернационального и экологического воспитания обучающихся с ЗПР.

Программа отражает содержание обучения предмету «География» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Овладение учебным предметом «География» представляет определенную трудность для обучающихся с ЗПР. Это связано с особенностями мыслительной деятельности, внимания, памяти, речи, недостаточностью общего запаса знаний, пониженным познавательным интересом, трудностями самостоятельной организации своей учебной деятельности, сложностями при работе с текстом (определении в тексте значимой и второстепенной информации). Содержание программы позволяет совершенствовать познавательную деятельность обучающихся с ЗПР за счет овладения мыслительными операциями сравнения, обобщения, развития способности аргументировать свое мнение, формирования возможностей совместной деятельности.

Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «География» необходима адаптация объема и характера учебного материала к познавательным возможностям обучающихся с ЗПР, учет особенностей их развития: использование алгоритмов, внутрипредметных и межпредметных связей, постепенное усложнение изучаемого материала; некоторый материал возможно давать в ознакомительном плане. При изучении географии обучающимися с ЗПР необходимо осуществлять взаимодействие на полисенсорной основе.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цель обучения географии обучающихся с ЗПРзаключается вформировании географической картины мира; овладении знаниями о характере, сущности и динамике главных природных, экологических, социально-экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира; понимании главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значении охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира.

Цель учебного предмета заключается в обеспечении овладения обучающимися необходимым (определяемым стандартом) уровнем подготовки в области географии в единстве с развитием социальных компетенций, речевой и мыслительной деятельности, включая:

  1.  Воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;

  2.  Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;

  3.  Воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

  4.  Формирование способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;

  5.  Формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

  6. Формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.


ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

-Образовательная –

-формирование у обучающихся с ЗПР представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира и их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального пользования;

-формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном, быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

-формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

-овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе экологических параметров;

-овладение основами картографической грамотности;

-овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

-формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

-развитие элементарных практических умений при работе

-Воспитательная- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания окружающего мира и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности, воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народа.

-Развивающаяразвитие познавательных процессов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний.

-Коррекционная-коррекция познавательной деятельности обучающихся, развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану, коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале, коррекция пространственной ориентировки, развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты, коррекция эмоционально-волевой сферы.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ

Учебный предмет «География» является составной частью предметной области «Общественно-научные предметы»

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусматривает изучение предмета география в перечне обязательных предметов.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на изучение географии в 9-а классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.

В соответствии с расписанием, учебным планом-графиком ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2023-2024 учебный год, утвержденными приказом от 30.08.2023 № 182, рабочая программа составлена на 67 часов с учетом выходных и праздничных дней.

СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЕЁ СОДЕРЖАНИЯ

В программу внесены некоторые изменения в связи с учётом специфических особенностей обучающихся. Текстовый материал учебника часто используется в ознакомительных целях для чтения, а основной материал – перерабатывается, сокращается, упрощается, обогащается схемами.

Обучение строится с использованием таблиц, рисунков, презентаций, карт и диаграмм.





ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Учебная дисциплина «География» направлена на формирование у обучающихся с задержкой психического развития комплексного, системного и социально ориентированного представления о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. Также благодаря географическому образованию происходит формирование ценностных ориентиров, обучающиеся обретают способность к оценке экологических и социально-экономических процессов и явлений.

География синтезирует различные компоненты общественно-научного и естественно-научного знания. В рамках данного учебного курса осуществляется реализация сквозных направлений современного образования. В их числе социологизация, гуманизация, экономизация, экологизация. В совокупности они играют важную роль в формировании общей культуры обучающихся, обеспечивают осознание тесной взаимосвязи, существующей между естественными и общественными дисциплинами, природой и обществом в целом.

Предметное содержание географии содействует воспитанию социальной активности, любви своей многонациональной Родине, патриотизма, уважения к иным традициям, культурным ценностям, вероисповеданию и др. Всё это предстаёт в качестве мощного социализирующего фактора обучающихся с задержкой психического развития, их инкультурации. На этой основе складывается потребность следовать ценностным ориентирам общества; способность критически осмысливать личный опыт и опыт окружающих людей, руководствоваться в своих поступках нормами морали и нравственности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

Личностные результаты:

-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

-осознание единства географического пространства-России как единой среды проживания населяющих её народов;

-воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни;

-формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе;

-владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

-представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

-осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

-патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

-уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

-готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.


Метапредметные результаты:

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений,

-умения управлять своей познавательной деятельностью;

-умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

-Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

-Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

-Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

-Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

-Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и

Интернет).

-Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

-В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

-Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

– организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, и творческих способностей учащихся

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.

-Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

-Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

-Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

-Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.

Коммуникативные УУД:

-Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

-В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.

-Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

-Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

-Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

-Формирование ИКТ-компетентности обучающихся:

Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;

-Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики.

Предметные результаты.

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Обучающийся научится


ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ

Обучающийся получит возможность научиться

РАЗДЕЛ 1. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ.

-использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать географическую информацию

- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации

- различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;

- анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

- объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;

- приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

- оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;

- самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы, населения и хозяйства географических районов.


РАЗДЕЛ 2. РЕГИОНЫ РОССИИ.

- объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;

-сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны; • оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально- экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.

- создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

-оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;

РАЗДЕЛ 3. РОССИЯ В МИРЕ.

- сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

- оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

-объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

-оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

п/п

Раздел (тема) программы

Кол-во часов

Система оценки планируемых результатов

1.

РАЗДЕЛ 1. –ХОЗЯЙСТВО РОССИИ.

Особенности хозяйства России. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны. Распределение производственного капитала по территории страны. Общие особенности географии хозяйства России: Важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи, систем трубопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Определение главных районов размещение отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам. Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий. География металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов: основные районы и центры. Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. Лесная промышленность и охрана окружающей среды. Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Инфраструктурный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Транспорт и связь. Состав, место и значение в хозяйстве. География отдельных видов транспорта и связи: основные транспортные пути и линии связи, крупнейшие транспортные узлы. Транспорт и охрана окружающей среды.

Практические работы. Размещение основных районов топливной промышленности. Размещение машиностроения. Определение по карте размещения отраслей АПК. Пути решения проблем лесного комплекса. Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов страны.

Тестирование по разделу «Хозяйство России»

31 час














Практические работы

Географический диктант

Тестирование

2.

РАЗДЕЛ 2. – РЕГИОНЫ РОССИИ.

Природно-хозяйственное районирование России. Принципы и виды. Природно-хозяйственного районирования страны. Анализ разных видов районирования России.

Крупные регионы и районы России.

Регионы России: Западный и Восточный.

Районы России: Центральная Россия, Европейский Северо-Запад, Европейский Север, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток.

Характеристика регионов и районов. Состав, особенности географического положения, его влияние на природу. Хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения. Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Сравнение географического положения регионов и районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство.

Практические работы. Составление географических маршрутов по достопримечательным местам Центральной России Характеристика хозяйства Европейского Севера. Особенности ЭГП Ростовской области.

Тестирование «Западный макрорегион»

Практические работы Обозначение на контурной карте крупнейших городов Урала. Население и хозяйство Сибири.

Практическая работа № 11

Особенности природы Дальнего Востока.

Тестирование по разделу «Регионы России»

25 часов











Практические работы

Проверочная работа.

Тестирование


3.

РАЗДЕЛ 3. – РОССИЯ В МИРЕ.

Россия в системе международного географического разделения труда. Объекты Всемирного природного и культурного наследия в России.

Практическая работа Импортозамещение в России.

Итоговое тестирование по курсу 9 класса.

11 часов


Практическая работа

Тест


ИТОГО

67 часов




Форма промежуточной аттестации по географии в 9-а классе – контрольное тестирование.























Раздел программы, тема

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Использование электронных или цифровых учебно-методических материалов.

РАЗДЕЛ 1. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ.

31час

Применять понятия «экономико-географическое положение», «состав хозяйства», «специализация и кооперирование», «отрасль хозяйства», «природно-ресурсный потенциал», «себестоимость»

Различать понятия «валовой внутренний продукт (ВВП)».

Использовать знания о факторах и условиях размещения хозяйства для решения различных учебных и (или) практико-ориентированных задач: объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;

Характеризовать основные особенности хозяйства России;

Находить, извлекать и использовать информацию,

России, для решения практико-ориентированных задач;

Использовать знания о факторах размещения предприятий ТЭК

Сравнивать преимущества и недостатки электростанций различных типов;

Характеризовать роль России как мировой энергетической державы; основные проблемы и перспективы развития ТЭК;

Сравнивать и оценивать влияние отдельных отраслей ТЭК на окружающую среду;

Сравнивать и оценивать влияние отдельных отраслей металлургического комплекса на окружающую среду;

Применять понятия «металлургический комплекс», «металлургический комбинат полного цикла», «электрометаллургический комбинат»

Характеризовать основные проблемы и перспективы развития комплекса;

Описывать по карте размещение главных районов и центров отраслей машиностроительного комплекса;

Применять понятие «машиностроительный комплекс»

Использовать знания о факторах размещения машиностроительных предприятий, характеризовать машиностроительный комплекс своего края по плану;

Применять понятие «машиностроительный комплекс»

Характеризовать основные проблемы и перспективы развития комплекса;

Описывать по карте размещение главных районов и производства основных видов сельскохозяйственной продукции;

Оценивать значение АПК для реализации целей политики

импортозамещения;

Приводить примеры, позволяющие оценить роль России как одного из крупнейших поставщиков на мировой рынок продукции агропромышленного комплекса;





Мультимедийные презентации, видеоуроки, иллюстрации

РАЗДЕЛ 2.РЕГИОНЫ РОССИИ.

25 часов

Сравнивать географическое положение; географические особенности природно-ресурсного потенциала регионов западной части России.

Применять понятия «природно-ресурсный потенциал»

Объяснять географические различия населения и хозяйства географических районов западной части России;

Характеризовать общие и специфические проблемы географических районов западной части России;

Классифицировать субъекты Российской Федерации по уровню социально - экономического развития.

Сравнивать географическое положение; географические особенности природно-ресурсного потенциала, человеческого капитала, регионов восточной части России

Оценивать влияние географического положения отдельных регионов восточной части России на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

Выделять общие черты природы субъектов Российской Федерации, входящих в каждый из географических районов;

Объяснять географические различия населения и хозяйства географических районов восточной части России;

Характеризовать общие и специфические проблемы географических районов восточной части России;

Объяснять значение развития Арктической зоны для всей страны.

Видеоуроки, презентации,

РАЗДЕЛ 3. РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

11 часов

Характеризовать место и роли России в мире и её цивилизационный вклад;

Приводить примеры объектов Всемирного природного и культурного наследия России;

Формулировать оценочные суждения о динамике, уровне и структуре социально-экономического развития России, месте и роли России в мире;

Иллюстрации, карты, таблицы, презентации





Тематическое планирование по географии для 9 «а» класса составлено с учётом Программы воспитания ГКОУ РО Азовской школы №7. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания основного общего образования:

-развитие ценностного отношения к труду как к основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

-развитие ценностного отношения к знаниям как к интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

-развитие ценностного отношения к своему отечеству, своей малой и большой Родине как к месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

-развитие ценностного отношения к природе как к источнику жизни на Земле, основе самого её существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека.

Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности


п/п

Наименование

Перечень материально-технического обеспечения

1.

Печатные пособия

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

1. -А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкин, учебник по географии для 9 класса «География. 9 класс», Москва, «Просвещение», 2023 год

-Атлас и контурные карты по географии для 9 класса.


-ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

г -А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкин, учебник по географии для 9 класса «География. 9 класс», Москва, «Просвещение», 2023 год

-В.В. Николина. География. 9 класс. Поурочные разработки, Москва, Просвещение, 2019.

-С.П. Дубинина. География. 9 класс. Практические и самостоятельные работы. Москва, Просвещение, 2019.

2.

Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)

Разработки презентаций к урокам географии 9 класс.

3.

Технические средства обучения (средства ИКТ)

Проектор, тренажёр по географии для 9 класса.

4.

Цифровые образовательные ресурсы

  1. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

  2. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

  3. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

  4. Электронные пособия по географии для школьников http://learning-russian.gramota.ru

  5. Русское географическое общество. URL: http://www.rgo.ru/ru

  6. Институт географии РАН. Информационный портал. URL: http://igras.ru/index.php

  7. Олимпиады для школьников. URL: https://olimpiada.ru/main

  8. Федеральный институт педагогических измерений. URL: http://www.fipi.ru/

  9. Контурные карты России и мира. URL: http://www.edu.ru/maps/

  10. GoogleEarth – весь мир перед Вами. URL: http://www.google.com/earth/

  11. Вокруг света – первый познавательный портал. URL: http://www.vokrugsveta.ru/


5.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Таблицы по географии для 9 класса.

6.

Демонстрационные пособия

Карты России (комплексные), таблицы, статистический материал.







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

урока

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

по факту

РАЗДЕЛ 1. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ – 31 час.


1.

Тема 1. Общая характеристика хозяйства России.

Состав хозяйства.

1

04.09


2.

Отраслевая структура.

1

06.09


3.

Факторы производства.

1

11.09



4.

Тема 2.Топливно-энергетический комплекс.

Состав, место и значение ТЭК в хозяйстве.

1

13.09


5.

Угольная промышленность.

1

18.09


6.

Нефтяная и газовая промышленность.

1

20.09


7.

Электроэнергетика. Практическая работа 1. Размещение основных районов топливной промышленности.

1

25.09


8.

Место России в мировой добыче ресурсов.

1

27.09



9.

Тема 3. Металлургический комплекс.

Состав, место и значение в хозяйстве.

1

02.10


10.

Черная металлургия.

1

04.10


11.

Административное тестирование.

1

09.10


12.

Цветная металлургия.

1

11.10



13.

Тема 4. Машиностроение.

Факторы размещения машиностроения.

1

16.10


14.

География важнейших отраслей машиностроения. Практическая работа 2.Размещение машиностроения.

1

18.10


15.

Проблемы и перспективы развития

1

23.10


16.

Тестирование по темам «Характеристика хозяйства, Машиностроение, Металлургический комплекс»

1

25.10



17.

Тема 5. Химико-лесной комплекс.

Состав и значение комплекса.

1

08.11


18.

Химическая промышленность

1

13.11


19.

Лесная промышленность

1

15.11


20.

Проблемы и перспективы развития

1

20.11


21.

Практическая работа 3. Пути решения проблем лесного комплекса.


22.11



22.

Тема 6. Агропромышленный комплекс (АПК)

Сельское хозяйство.

1

27.11


23.

Растениеводство.

1

29.11


24.

Животноводство. Практическая работа4. Определение по карте размещения отраслей АПК.

1

04.12


25.

Легкая промышленность

1

06.12



26.

Тема 7. Инфраструктурный комплекс.

Транспорт. Практическая работа 5.

Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов страны.

1

11.12


27.

Состав и значение

1

13.12


28.

Транспортные магистрали

1

18.12


29.

Сфера услуг

1

20.12


30.

Информационная инфраструктура.

1

25.12


31.

Тестирование по разделу «Хозяйство России»


27.12


РАЗДЕЛ 2. РЕГИОНЫ РОССИИ- 25 часов.


32.

Тема 1. Западный макрорегион (Европейская часть) России.

Центральная Россия. Особенности природы и природные ресурсы.

1

10.01


33.

Население и хозяйство Центрального района.

1

15.01


34.

Проблемы района. Практическая работа 6. Составление географических маршрутов по достопримечательным местам Центральной России

1

17.01


35.

Северо-Западный район. Особенности природы.

1

22.01


36.

Население и хозяйство района.

1

24.01


37.

Перспективы развития района

1

29.01


38.

Европейский Север. Природные ресурсы.

1

31.01


39.

Население и хозяйство. Практическая работа 7. Характеристика хозяйства Европейского Севера.

1

05.02


40.

Европейский Юг. Особенности природы и природные ресурсы.

1

07.02


41.

Население и хозяйство. Практическая работа 8. Особенности ЭГП Ростовской области.

1

12.02


42.

Поволжье. Природа.

1

14.02


43.

Население и хозяйство.

1

19.02


44.

Контрольное тестирование по разделу «Западный макрорегион»

1

21.02



45.

Тема 2. Восточный макрорегион (Азиатская часть) России.

Урал. Освоение территории и природа.

1

26.02


46.

Население и хозяйство Урала.

1

28.02


47.

Проблемы района. Практическая работа 9. Обозначение на контурной карте крупнейших городов Урала.

1

04.03


48.

Западная Сибирь.

1

06.03


49.

Восточная Сибирь

1

11.03


50.

Население и хозяйство Сибири.

1

13.03


51.

Перспективы развития районов. Практическая работа 10.Население и хозяйство Сибири

1

18.03


52.

Природа Дальнего Востока. Практическая работа 11. Особенности природы Дальнего Востока

1

20.03


53.

Перспективы развития района.

1

01.04


54.

Государственные программы развития районов Севера и Дальнего Востока.

1

03.04


55.

Государтвенная программа инпортозамещения.

1

08.04


56.

Тестирование по разделу «Восточный макрорегион»

1

10.04


РАЗДЕЛ 3. РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ –11 часов.

57.

Россия в современном мире.

1

15.04


58.

Положение России в международном разделении труда.

1

17.04


59.

Объекты Всемирного природного и культурного наследия в России.

1

22.04


60.

Объекты Всемирного природного и культурного наследия в России.

1

24.04


61.

Внешнеэкономические связи России. Практическая работа 12. Импортозамещение в России.

1

06.05


62.

Проблемы и перспективы развития экономики России.

1

08.05


63.

Особенности и принципы современной геополитики.

1

13.05


64.

Особенности и принципы современной геополитики.

1

15.05


65.

Обобщающий урок.

1



66.

Повторение изученного в 9 классе.

1

20.05


67.

Итоговое тестирование по курсу

1

22.05




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!