СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии для 8 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по географии для 8 класса  составлена в соответствии с положениями  фундоментального ядра содержания общего образования. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для 8 класса»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Баклушинская средняя школа


Рабочая программа рассмотрена

на методическом совете

протокол № 1_ от _26.08.21г._

_________ Муртазина О.Н..

Согласовано:

Зам. директора по УВР

_________Муртазина О.Н..

протокол № 1_ от _30.08.21г._

Утверждаю:

Директор школы

___________ Косинская О.В.

приказ №_94__ от 31.08.21г._





Рабочая программа учебного предмета

по географии для 8 класса

(базовый уровень)







Учитель географии

Абуталипов Н.Д.



2021-2022 учебный год


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- называть различные источники географической инфор­мации и методы получения географической информации;

- определять географическое положение России;

- показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию;

- определять поясное время.

-называть и показывать крупные равнины и горы; выяснять с помощью карт соответствие их платформен­ным и складчатым областям;

-показывать на карте и называть наиболее крупные место­рождения полезных ископаемых;

-объяснять закономерности их размещения; приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внут­ренних процессов;

-делать описания отдельных форм рельефа по картам; называть факторы, влияющие на формирование климата России;

-определять характерные особенности климата России; иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов;

-давать описания климата отдельных территорий; с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной ра­диации и т. д.;

-приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;

-называть и показывать крупнейшие реки, озера; используя карту, давать характеристику отдельных вод­ных объектов;

-оценивать водные ресурсы; называть факторы почвообразования;

-используя карту, называть типы почв и их свойства; объяснять разнообразие растительных сообществ на тер­ритории России, приводить примеры;

-объяснять видовое разнообразие животного мира; называть меры по охране растений и животных.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

-объяснять влияние природных условий на жизнь, здо­ровье и хозяйственную деятельность людей;

-объяснять изменение природы под влиянием деятельнос­ти человека;

-объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы,


-приводить ---соответствующие примеры.


Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- ставить учебные задачи;

-вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

-выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

-планировать и корректировать свою деятельность в соот­ветствии с ее целями, задачами и условиями;

-оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

-классифицировать информацию в соответствии с выбран­ными признаками;

-сравнивать объекты по главным и второстепенным при­знакам;

-систематизировать информацию; структурировать информацию;

-формулировать проблемные вопросы, искать пути реше­ния проблемной ситуации;

-владеть навыками анализа и синтеза;

-искать и отбирать необходимые источники информа­ции;

-использовать информационно-коммуникационные тех­нологии на уровне общего пользования, включая поиск, по­строение и передачу информации, презентацию выполнен­ных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;

-представлять информацию в различных формах (пись­менной и устной) и видах;

-работать с текстом и внетекстовыми компонентами: сос­тавлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы --выступ­ления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);

использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

-создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;

-составлять рецензии, аннотации; выступать перед аудиторией, придерживаясь определен­ного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог;

-находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.


Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

-российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многона­ционального народа России; осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократиче­ских и традиционных ценностей многонационального рос­сийского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной;

-ответственным отношением к учению, готовностью и спо­собностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории об­разования;

-целостным мировоззрением, соответствующим совре­менному уровню развития науки и общественной практики;

-гражданской позицией к ценностям народов России, го­товностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

-коммуникативной компетентностью в общении и со­трудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общест­венно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

-пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного без­опасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

-основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

Содержание учебного предмета.




Раздел. Особенности географического положе­ния России


Географическое положение России. Территория и аква­тория. Государственная территория России. Географическое положение страны, его виды. Особенности географического положения России, его сравнение с географическим положе­нием других государств. Географическое положение России как фактор развития ее хозяйства.

Границы России. Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.

Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, дек­ретное, летнее время: роль в хозяйстве и жизни людей. Определение поясного времени для разных городов России.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории Рос­сии. Выявление изменений границ страны на разных истори­ческих этапах.

Современное административно-территориальное устройство страны. Федеративное устройство страны. Субъекты Российской Федерации, их равноправие и разнооб­разие. Федеральные округа.

Практические работы.

Характеристика географического положения России.

Сравнение географического положения России и других стран.

Определение поясного времени для разных городов России.


Раздел. Природа России


Природные условия и ресурсы России. Природные усло­вия и природные ресурсы. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Оценка и проблемы рацио­нального использования природных ресурсов. Основные ре­сурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природ­ными ресурсами. Сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископае­мые. Основные этапы формирования земной коры на терри­тории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Основные формы релье­фа и особенности их распространения на территории России.

Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископае­мых.

Влияние внутренних и внешних процессов на формиро­вание рельефа. Современные процессы, формирующие рель­еф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и пробле­мы их рационального использования. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на при­мере своего региона и своей местности.

Климат и климатические ресурсы. Факторы, опреде­ляющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Определение по картам закономерностей распределения сол­нечной радиации, средних температур января и июля, годо­вого количества осадков, испаряемости по территории стра­ны. Климатические пояса и типы климатов России. Опреде­ление по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, спо­собы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории стра­ны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Оценка ос­новных климатических показателей одного из регионов стра­ны для характеристики условий жизни и хозяйственной дея­тельности населения.

Опасные и неблагоприятные климатические явления. Ме­тоды изучения и прогнозирования климатических явлений. Определение особенностей климата своего региона.

Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы России. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и клима­том. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явле­ния, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, се­ли), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и раз­витии хозяйства России. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подзем­ные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Объяснение за­кономерностей размещения разных видов вод суши, и свя­занных с ними опасных природных явлений на территории страны.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Оценка обеспеченности водными ресурсами круп­ных регионов России. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Почва и почвенные ресурсы. Почва — особый компо­нент природы. Факторы образования почв. Основные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Размещение ос­новных типов почв на территории России.

Почва — национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использо­вания. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Знакомство с образцами почв своей местности, выявление их свойств и особенностей хозяйственного использования.

Растительный и животный мир. Биологические ре­сурсы. Растительный и животный мир России: видовое раз­нообразие, факторы, его определяющие. Составление прогно­за изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комп­лекса. Биологические ресурсы, их рациональное использова­ние. Меры по охране растительного и животного мира. Рас­тительный и животный мир своего региона и своей мест­ности.

Природно-хозяйственные зоны. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пус­тынь. Анализ физической карты и карт компонентов приро­ды для установления взаимосвязей между ними в разных при­родных зонах.

Природные ресурсы зон, их использование, экологичес­кие проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории России. Памятники Все­мирного природного наследия.

Практические работы.

Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением ос-новных групп полезных ископаемых.

Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.

Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования.

Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.


Раздел . Население России


Численность населения России. Численность населения России в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI вв. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозирование изменения чис­ленности населения России и ее отдельных территорий.

Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие полового и возрастного состава населения в Рос­сии и определяющие его факторы. Средняя прогнозируемая продолжительность жизни мужского и женского населения России.

Народы и религии России. Россия — многонациональ­ное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Определение по статистическим материалам крупнейших по численности на­родов России. Определение по карте особенностей размеще­ния народов России, сопоставление с политико-администра­тивным делением РФ. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных от­ношений. Языковой состав населения. География религий.

Особенности размещения населения России. Географи­ческие особенности размещения населения: их обусловлен­ность природными, историческими и социально-экономичес­кими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломе­рации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельс­кие поселения. Определение и сравнение показателей соот­ношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным. Выявление закономернос­тей в размещении населения России.




Миграции населения России. Направления и типы миг­рации на территории страны. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах разви­тия страны. Определение по статистическим материалам по­казателей миграционного прироста для отдельных территорий России.

Человеческий капитал страны. Понятие человеческого капитала. Трудовые ресурсы и экономически активное насе­ление России. Неравномерность распределения трудоспособ­ного населения по территории страны. Географические раз­личия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Качество населения.

Практические работы.

Анализ карт населения.

Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.

Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.









































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ











п/п

Темы раздела, урока

Количество часов

1

Введение в курс «География России». Пр. р. 1 Характеристика ГП России

1








Раздел 1Особенности географического положения и

формирование государственной территории России.


Тема 1. Географическое положение России. (9 ч.)










2.



3.



4.


5.




6.


7.



8.




9.



10.

Географическое положение и его виды. Пр.р.№2 Обозначить на к\к страны, с которыми граничит Россия


Размеры территории и природно-географическое положение России. Пр. р. 3. Обозначить объекты обозначающие ГП страны


Экономико-географическое и транспортно географическое положение России


Геополитическое, этнокультурное и экологогеографичекое положение России




Государственная территория России. Типы российских границ


Сухопутные и морские границы России.Пр.р.№4 Обозначить морские и сухопутные границы России


Различия во времени на территории России. Пр. р 5ит .Решение задач по определению поясного времени для разных городов России




Государственное устройство и территориальное деление Российской Федерации


Повторение и обобщение темы «Географическое положениРоссии

1



1



1



1



1



1


1




1



1



Тема 2. История освоения иизучения территории России. (4 ч.)




11.


12.


13.




14.


Заселение и освоение территории России в 9-17вв


Заселение и хозяйственное освоение территории России в 18-19вв


Географические исследования территории России в 18-19ввПр.р.№6 Заполнить таблицу»Отечественные путешественники»



Территориальные изменения и географическое изучение России в 20 веке.


1



1


1




1




Тема 3. Геологическое строение,рельеф и полезные

ископаемые. (6 ч.)



15.


16.



17.



18.


19.


20.

Геологическая история


Развитие земной коры



Рельеф и полезные ископаемые России, их зависимость от строения земной коры. Пр.р.№7 Определить особенности рельефа Ульяновской области.


Зависимость рельефа от внешних геологических процессов.


Литосфера. Рельеф. Человек


Обобщающее повторение по теме «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы»

1


1



1



1


1


1



Тема 4 .Климат и климатические ресурсы. (6 ч.)



21.




22.



23.



24.



25.



26.


Условия формирования климата. Пр.р.№8




Прогнозировать по синоптической карте погоду на ближайшие сутки .



Движение воздушных масс. Пр. р. 9 Выявлять закономерности в


Закономерности распределения тепла и влаги. распределении климатических показателей и объяснять их.

Климат и человек.Пр.р.№11 ит.Характеристика

климатических условий Ульяновской области.


Климатические пояса и типы климатов.Пр.р.№10 Определять тип климата по климатическим диаграммам. Повторение и обобщение темы: «Климат и климатические

ресурсы». Урок повторения и обобщения

1




1


1



1




1




1



Тема 5. Внутренние воды и водные ресурсы. (5 ч.)





27.


28.



29.



30.



31.



Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа.


Зависимость речной сети от климата. Пр. р №. 12 ит.Составление характеристики одной из

рек по плану.


Другие виды внутренних вод. Озера.

Болота. Ледники. Подземные воды.


Многолетняя мерзлота.


Повторение и обобщение темы: «Внутренние воды и водные ресурсы». Воды и человек.

1


1




1



1


1

Тема 6 . Почва и почвенные ресурсы. (3 ч.)




32.


33.



34.


Почва как особое природное образование


Главные типы почв и их размещение по территории России.Пр.р.№13Анализ почвенной карты.


Почвенные ресурсы. Почвы и человек.Пр.р.№14 ит.Составить характеристику одного из зональных типов почв.


1


1




1




Тема 7. Растительный и животный мир. Биологические

ресурсы. (3 ч.)




35.



36.


37.



Растительный и животный мир


Биологические ресурсы


Повторение и обобщение тем «Почвы и почвенные ресурсы.» «Растительность и животный мир.Биологические ресурсы»



1


1



1



Тема 8. Природные различия на территории России. (11 ч.)





38.


39.



40.


41.


42.


43.



44.



45.




46.


47.


48

Природные комплексы


Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс. Пр.р.№15Анализ карты природных зон.


Северные безлесные природные зоны


Лесные зоны. Тайга


Смешанные и широколиственные леса


Южные безлесные природные зоны: стени, полупустыни и пустыни.



Высотная поясность.



Моря как крупные природные комплексы. Пр.р.№16 Обозначить на к\к название морей, омывающих территорию России.


Природно-хозяйственные различия российских морей.

Пр.р.№17 ит.Составить характеристику одного из морей России.


Особо охраняемые природные территории России


Повторение и обобщение темы: «Природные различия на территории России».

1



1


1


1


1


1



1



1



1



1


1



Раздел 3. Население России. (10 ч.)




49.


50.



51.



52.



53.



54.



55.


56.



57.



58.

Численность и воспроизводство населения.


Половой и возрастной состав населения.Средняя продолжительность жизни.



Этнический и языковой состав населения России. Пр.р18 ит. Определить особенности размещения крупных народов России..


Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий


Особенности урбанизации в России. Городское население . Пр.р.№19 Обозначить на к\к города-миллионники РФ.



Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения



Миграции населения в России


Размещение населения России .



Занятость населенияПр.р.№20.ит.Определять и сравнивать показатели соотношения городского и сельского населения в разных частях страны.


Повторение и обобщение раздела: «Население России»

1.



1



1



1


1



1



1


1



1



1




Раздел 4. «Природный фактор в развитии России» (3 ч.)






59.


60.



61.




62-64


65-67


68-70

Влияние природы на развитие общества


Природные ресурсы. Пр. р. 21Составить характеристику одного из вида природных ресурсов


Природно-ресурсный потенциал России. Пр.р.№22ит. .Выявление характера использования природных ресурсов своей местности с помощью дополнительных источников географической информации и публикаций в СМИ



Повторение и обобщение раздела «Природный фактор в развитии России»



Повторение изученного в 8 классе


Итоговый урок

1


1



1





3



3


3












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!