СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии для 8 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программы курса географии в соответствии с ФГОС, разработанной к учебникам линии «Полярная звезда» для 5-9 классов, допущенных Министерством образования и науки РФ под редакцией А.И.Алексеева, В.В.Николиной, Е.К.Липкиной - М.: Просвещение, 2014.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для 8 класса»

Пояснительная записка


Рабочая программа учебного курса «География» в 8 «Б» классе разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);

  • программы курса географии в соответствии с ФГОС, разработанной к учебникам линии «Полярная звезда» для 5-9 классов, допущенных Министерством образования и науки РФ под редакцией А.И.Алексеева, В.В.Николиной, Е.К.Липкиной - М.: Просвещение, 2014;

  • География, 8 класс.: учебник линии «Полярная звезда»под редакцией А.И. Алексеева, В.В.Николиной, Е.К. Липкиной, Москва, «Просвещение», 2021.;

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Родниковской СОШ.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, на изучения географии в 8«Б» классе отводится 68 ч. (2 часа в неделю).

Цель:

Создать у обучающихся целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие ее природных условий и ресурсов, населения и проблемы хозяйства, познакомить обучающихся с этапами заселения и освоения территории России, разнообразными условиями жизни и деятельности людей в разных регионах страны.

Задачи:

  • сформировать у обучающихся знания о родной стране и в мире;

  • вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными;

  • развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланитарные, так и специфические.

Обучающиеся научатся:

-использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, для решения учебных и практико-ориентированных задач;

-анализировать, обобщать географическую информацию;

-находить и формулировать по результатам наблюдений зависимости и закономерности;

-определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- выявлять в процессе работы с источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

-составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

-представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

-ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

-читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

-строить простые планы местности;

-создавать простейшие географические карты различного содержания;

-моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

-различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

-сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;

-оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

-описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;

-объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

-создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

-выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, происходящих в географической оболочке;

-сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

-оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов страны;

-объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.

Универсальные учебные действия

Личностные:

  • проявление патриотизма – уважения и сопричастности к России, к своей малой родине, к прошлому и настоящему своего Отечества;

  • осознание и проявление себя гражданином России, патриотом;

  • осознание и исполнение своего долга и ответственности перед своей страной;

  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального государства;

  • вести диалоги, участвовать в дискуссии;

  • учиться находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения, умение отстаивать свою точку зрения.

Метапредметные:

  • ставить учебные задачи;

  • планировать свою деятельность;

  • развивать различные способы самоконтроля;

  • учиться навыкам анализа и синтеза, анализировать информацию;

  • определять реальные проблемы и пути их решения;

  • определять проблемы собственной учебной деятельности и установление их причины;

  • создавать собственную информацию и ее представление в соответствии с учебными задачами;

  • работать с текстом и нетекстовыми компонентами: составление конспекта текста или тезисов выступления.

Предметные:

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • знать основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; особенности размещения основных видов природных ресурсов в России, их главные месторождения и территориальные сочетания;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


Содержание курса

Тема 1. Географическое пространство России (10 ч.).

Россия на карте мира. Уникальность географического положения России. Площадь территории России. Крайние точки. Место России среди других государств мира. Государственная граница России. Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса. Местное время. Поясное время. Понятие о часовых поясах и часовых зонах. Линия перемены дат.
Формирование территории России. Заселение территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы: Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, С. Крашенинников. Районирование. Географический район. Природные и экономические районы. Административно-территориальное деление России. 

Работа с контурной картой:


Обозначение на контурной карте государственной границы России; государств, с которыми граничит Россия (с указанием их столиц).


Обозначение на контурной карте субъектов РФ с административными центрами.


Практическая работа 1 «Сравнительная характеристика географического положения России и Канады».


Практическая работа 2 «Определение разницы во времени на карте часовых поясов».

Тема 2. Население России (14 ч.).

Численность населения России. Воспроизводство населения. Демографический кризис. Демографические потери. Демографические проблемы и их решение. Естественный прирост. Отрицательный естественный прирост — проблема для России. Традиционный и современный типы воспроизводства.
Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов.
«Демографический портрет» населения России. Демографическая ситуация. Половозрастная структура населения России.
Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы. Экономически активное население. Безработные. Трудовые ресурсы родного края. Рынок труда родного края.
Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россия — многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Религии России.
Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения. Плотность населения России. Роль крупных городов в размещении населения.
Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Влияние урбанизации на окружающую среду. Города и сельские поселения. Типы городов. Сельская местность. Функции сельской местности.

Тема 3. Природа России (27 ч.).

История развития земной коры. Геологическое летоисчисление. Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха складчатости. Геологическая карта.
Особенности рельефа России. Тектонические структуры. Платформы и геосинклинали. Связь рельефа с тектоническим строением территории. Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Эрозия. Оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия. Полезные ископаемые России. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Основные месторождения полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых. Стихийные явления на территории России: землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, оползни, просадки грунта.
Климат России. Понятие «солнечная радиация». Прямая и рассеянная радиация. Суммарная радиация. Радиационный баланс. Поступление солнечной радиации на поверхность Земли. Изменение солнечной радиации по сезонам года.
Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над территорией России. Западный перенос воздушных масс. Влияние соседних территорий на климат России. Атмосферный фронт. Теплый и холодный атмосферные фронты. Циклон и антициклон.
Влияние на климат России ее географического положения. Климатические особенности зимнего и летнего сезонов года. Синоптическая карта.
Климатические пояса и типы климата России. Климатические особенности России. Климат своего региона. Влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека. Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на сельское хозяйство. Агроклиматические ресурсы. Коэффициент увлажнения. Учет климатических условий в жилищном строительстве.
Россия — морская держава. Особенности Российских морей. Принадлежность морей к бассейнам океанов — Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого. Ресурсы морей и их использование человеком. Рекреационное значение морей. Экологические проблемы морей.
Реки России. Режим рек России. Типы питания рек. Водоносность реки. Расход воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки. Особенности российских рек. Крупнейшие реки России. Использование рек в хозяйственной деятельности. Охрана речных вод. Водоемы Московской области.
Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России. Болота. Распространение болот. Верховые и низинные болота. Значение болот. Подземные воды. Артезианский бассейн. Водные ресурсы родного края. Ледники. Значение ледников. Охрана водных ресурсов России
Причины, по которым люди издревле селились на берегах рек и морей. Значение рек в жизни общества. Единая глубоководная система европейской части России. Морские пути России. Морские порты.
Почва — особое природное тело. Отличие почвы от горной породы. Строение почвы. Механический состав и структура почвы.
Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Земельные и почвенные ресурсы. Рациональное использование почв. Защита почвы от эрозии. Почвы Московской области.

Растительный и животный мир: особенности растительного и животного мира России. Экологическая ситуация в России. Экологическая безопасность России. Природно-территориальные комплексы России и факторы их формирования.

Работа с контурной картой:

Обозначение на контурной карте основных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Обозначение на контурной карте морей, омывающих берега России.

Обозначение на контурной карте крупных рек и озер России.

Практическая работа 3 «Описание рельефа территории по карте».


Практическая работа 4 «Систематизация информации о полезных ископаемых».



Практическая работа 5 «Описание одного из Российских морей по типовому плану».


Практическая работа 6 «Описание Российских рек с использованием тематических карт, выявление возможностей хозяйственного использования».


Тема 4. Природно-хозяйственные зоны и районы (14 ч.).


Зональность в природе и жизни людей. Понятия «природная зона» и «природно-хозяйственная зона». Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специализация сельского хозяйства.

Северные безлесные зоны. Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры. Особенности географического положения. Климат. Растительный и животный мир. Занятия населения.
Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия — лесная держава. Особенности таежной зоны. Занятия населения. Особенности зоны смешанных и широколиственных лесов. Охрана лесных ресурсов России.
Степи и лесостепи. Особенности лесостепной и степной зон. Степи и лесостепи — главный сельскохозяйственный район страны.
Южные безлесные зоны. Зона полупустынь и пустынь. Особенности зоны полупустынь и пустынь. Занятия жителей полупустынь. Оазис.
Субтропики. Особенности климата.Высотная поясность. Растительный и животный мир. Степень освоенности зоны. Горный каркас России – Урал и горы Южной Сибири. Особенности жизни и хозяйства в горах. Районы многолетней мерзлоты – Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Экзотика России – Северный Кавказ, Крым и Дальний Восток


Работа с контурной картой:

Обозначение на контурной карте природных зон России.


Практическая работа 7: «При родные зоны для жизни и деятельности людей».


Тема 5. Родной край (2 ч.).


Особенности географического положения Московской области; соседние субъекты. Природные условия и природные ресурсы, их хозяйственное использование. Особо охраняемые природные и культурные объекты. Проблемы региона.


Повторение (1 ч.)

Повторение и обобщение курса.





Перечень обязательных практических работ:


Название

Дата

1

Сравнительная характеристика географического положения России и Канады


2

Определение разницы во времени на карте часовых поясов


3

Описание рельефа территории по карте


4

Систематизация информации о полезных ископаемых


5

Описание одного из Российских морей по типовому плану


6

Описание Российских рек с использованием тематических карт, выявление возможностей хозяйственного использования


7

Природные зоны для жизни и деятельности людей








Календарно-тематическое планирование по географии 8 класс


Тема урока

Кол-во часов

Дата


Тема 1. Географическое пространство России.

10

по плану


по факту


1.

Мы и наша страна на карте мира.

1



2.

Наши границы и наши соседи.

1



3.

Практическая работа 1 «Сравнительная характеристика географического положения России и Канады».

1



4.

Наша страна на карте часовых поясов.

Повторение темы «Глобальные проблемы человечества».

1



5.

Формирование территории России.

1



6.

Практическая работа 2 «Определение разницы во времени на карте часовых поясов».

1



7.

Устанавливаем межпредметные связи: география – история – обществознание.

1



8.

Районирование России.

1



9.

Наше национальное богатство и наследие.

1



10.

Обобщающий урок по теме «Географическое пространство России».

1




Тема 2. Население России.

14



11.

Численность населения.

1



12.

Воспроизводство населения.

1



13.

Анализ графика рождаемости и смертности России.

1



14.

Наш «демографический портрет».

1



15.

Сравниваем половозрастные пирамиды регионов России.

1



16.

Мозаика народов.

1



17.

Размещение населения.

1



18.

Города и сельские поселения.

1



19.

Урбанизация.

1



20.

Миграции населения.

1



21.

Дискуссия на тему «Рост Москвы – это хорошо или плохо?»

1



22.

Россияне на рынке труда.

1



23.

Население Московской области.

1



24.

Обобщение по теме «Население России».

1




Тема 3. Природа России.

27



25.

История развития земной коры.

1



26.

Рельеф: тектоническая основа.

1



27.

Практическая работа 3 «Описание рельефа территории по карте».

1



28.

Рельеф: скульптура поверхности.

1



29.

Учимся с «Полярной звездой» - строим профиль.

1





30.

Ресурсы земной коры.

1



31.

Практическая работа 4 «Систематизация информации о полезных ископаемых».

1



32.

Солнечная радиация.

1



33.

Атмосферная циркуляция.

1



34.

Зима и лето в нашей стране.

1



35.

Оцениваем климатические условия России на основе различных источников информации.

1



36.

Как мы живем и работаем в нашем климате.

1



37.

Климат Московской области.

1



38.

Наши моря. Практическая работа 5 «Описание одного из Российских морей по типовому плану».

1



39.

Наши реки.

1



40.

Практическая работа 6 «Описание Российских рек с использованием тематических карт, выявление возможностей хозяйственного использования».

1



41.

Где спрятана вода.

1



42.

Водные дороги и перекрестки.

1



43.

Водоемы Московской области и их хозяйственное использование.

1



44.

Изучаем опасные гидрологические природные явления.

1



45.

Почва – особое природное тело.

1



46.

Растительный и животный мир.

1



47.

Экологическая ситуация в России.

1



48.

Экологическая безопасность России.

1



49.

Анализируем проблему «Как обеспечить экологическую безопасность России».

1



50.

Природно-территориальные комплексы России.

1



51.

Обобщение по теме «Природа России».

1




Тема 4. Природно-хозяйственные зоны и районы.

14



52.

Северные безлесные зоны.

1



53.

Изучаем проблему «Есть ли страны холоднее, чем Россия?».

1



54.

Лесные зоны.

1



55.

Степи и лесостепи.

1



56.

Природные зоны Московской области.

1



57.

Южные безлесные зоны.

1



58.

Субтропики. Высотная поясность в горах.

1



59.

Практическая работа 7 – учимся с «Полярной звездой» - «Природные зоны для жизни и деятельности людей».

1



60.

Великие равнины России – Восточно-Европейская и Западно-Сибирская.

1



61.

Горный каркас России – Урал и горы Южной Сибири.

1



62.

Регионы многолетней мерзлоты – Восточная и Северо-Восточная Сибирь.

1



63.

Экзотика России – Северный Кавказ, Крым и Дальний Восток.

1



64.

Особо охраняемые природные территории России.

1



65.

Обобщение по теме «Природно-хозяйственные зоны и районы».

1




Тема 4. Родной край

2



66.

Изучаем свой край.

1



67.

Защита рефератов и проектов.

1




Повторение

1



68.

Повторение и обобщение курса.

1







Перечень обязательной географической номенклатуры по географии

8«Б» класс


Географическое положение



Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Балтийская коса Гданьского залива

(все крайние островные и материковые точки знать)

Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.

Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.

Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.

Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.

Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданьский, Чукотский.

Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.

Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.

Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.




Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России


Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч, Яблоновый хр.

Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.

Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.


Внутренние воды и водные ресурсы России


Реки: Алдан, Анадырь, Ангара, Амур, Волга, Вилюй, Дон, Енисей, Индигирка, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Москва, Обь, Ока, Печора, Северная Двина, Яна.

Озёра: Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское.

Водохранилища: Братское, Куйбышевское, Рыбинское.

Артезианские бассейны: Западно-Сибирский, Московский.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.




Районы распространения полезных ископаемых


Нефтегазоносные бассейны: Баренцево-Печорский (Войвож, Вуктыл, Усинское, Ухта), Волго-Уральский (Астраханское, Оренбургское, Ромашкинское), Западно-Сибирский (Самотлор, Сургут, Уренгой, Ямбург).

Каменноугольные бассейны: Донецкий (Шахты), Кузнецкий (Кемерово, Новокузнецк), Ленский (Сангар), Печорский (Воркута и Инта), Тунгусский (Норильск ), Южно-Якутский ( Нерюнгри ).

Буроугольные бассейны: Канско-Ачинский (Ирша-Бородинское, Назарово), Подмосковный (Щёкино).

Месторождения железных руд: Горная Шория (Таштагол), Карелия (Костомукша), КМА (Михайловское, Лебединское), Приангарье (Коршуновское), Урал (Качканар).

Месторождения алюминиевых руд: Кольский полуостров (Кировск), Ленинградская область (Бокситогорск), Урал (Сулея).

Месторождения медных руд: плато Путорана (Норильск), Урал (Карабаш, Медногорск, Сибай), Южная Сибирь (Удокан)

Месторождения никелевых руд: Кольский полуостров (Никель), плато Путорана (Норильск ), Урал (Верхний Уфалей ).

Месторождения оловянных руд: Северо-Восточная Сибирь (Депутатский, Эсэ-Хайя), Сихотэ-Алинь (Кавалерово ), Южная Сибирь ( Шерловая Гора ).

Месторождения полиметаллических руд: Алтай (Орловское), Кавказ (Садон), Сихотэ-Алинь (Дальнегорск), юга Сибири (Салаир, Забайкалье)

Месторождения золота: Северо-Восточная Сибирь (Дукат, Нежданинское, Усть-Нера), Южная Сибирь (Бодайбо).

Месторождения фосфорного сырья: Подмосковье (Воскресенск, Егорьевск), Кольский полуостров (Апатиты).

Месторождения поваренной соли: Поволжье (Баскунчак), юг Западной Сибири (Бурла).

Месторождения калийной соли: Предуралье (Соликамск и Березники).

Месторождения алмазов: Среднесибирское плоскогорье (Айхал, Мирный).


Климат и климатические ресурсы России Города:


Оймякон, Верхоянск


Заповедники и другие охраняемые территории:


Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина Гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.




Восточно-Европейская равнина


Моря: Азовское, Балтийское, Белое, Баренцево, Каспийское, Карское, Чёрное.

   Озера: Белое, Онежское, Ладожское, Баскунчак, Эльтон, Имандра, Ильмень, Чудское, Псковское, Селигер.

Реки: Печора, Вычегда, Онега, Нева, Днепр, Ока, Волга, Свирь, Северная Двина, Дон, Ахтуба, Кама, Москва, Волхов, Мезень, Тулома, Ловать.

Заливы: Кандалакшский,  Онежская губа, Двинская губа, Мезенская губа, Чёшская губа, Печорская губа, Финский залив, Таганрогский залив.

Острова: Колгуев, Вайгач, Новая Земля, Соловецкие.

Полуострова: Кольский, Канин.

Равнины: Прикаспийская низменность, Окско-Донская равнина, Печорская низменность.

Возвышенности: Тиманский кряж, Приволжская, Смоленско-Московская, Валдайская, Северные Увалы,  Среднерусская.

Горы: Хибины

Урал


Части: Полярный, Приполярный, Северный, Средний, Южный,  Пай-Хой.

Вершины: Константинов Камень, Пайер, Народная, Сабля, Телпозиз, Кожимиз, Ишерим, Денежкин Камень, Качканар, Юрма, Большой Иремель,  Ямантау, Амдерма, Салават.

Пещеры: Капова, Аскинская, Салаватская, Кунгурская, Дивья.

Реки: Печора, Обь, Уса, Щугер, Колва, Вишера, Косьва, Чусовая, Уфа, Белая, Урал, Миасс, Исеть,  Тура, Сосьва, Лозьва, Северная Сосьва, Хулга, Сыня.

Возвышенности: Тиманский кряж, Северные Увалы, Бугульмино-Белебеевская , Общий Сырт, Тургайское плато.

Низменности: Большеземельская тундра, Восточно-Европейская, Западно-Сибирская.




Дальний Восток

Моря: Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское.

Проливы: Дмитрия Лаптева, Лонга, Берингов, Лаперуза, Кунаширский, Татарский.

Заливы: Шелихова, Анадырский, Пенжинская губа.

Полуострова: Чукотский, Камчатка.

Острова: Ляховские, Медвежьи, Врангеля, Командорские, Курильские, Шантарские, Сахалин.

Хребты: Срединный, Сихотэ-Алинь, Буреинский, Становой, Джугджур, Сунтар – Хаята, Верхоянский, Черского

Нагорья: Чукотское, Корякское, Колымское, Алданское, Оймяконское

Низменности: Яно-Индигирская, Колымская.

Реки: Зея, Бурея, Амур, Уссури, Камчатка, Анадырь, Колыма, Индигирка, Яна.

Западная Сибирь


Реки: Бия, Катунь, Обь, Томь, Чулым, Кеть, Васюган, Вах, Ишим, Тобол, Иртыш, Исеть, Тура, Тавда, Конда, Северная Сосьва, Надым, Пур, Таз.

Заливы: Енисейский, Гыданская губа, Обская губа, Байдарацкая губа.

Озёра: Телецкое, Чаны, Кулундинское.

Полуострова: Ямал, Гыданский, Мамонта.

Низменности: Кондинская, Барабинская, Ишимская, Васюганская, Кулундинская, Чулымская, Кетско - Тымская.

Возвышенности: Сибирские Увалы, Полуйская, Нижнеенисейская.

Хребты: Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Восточный Саян, Западный Саян.

Вершины: Белуха (4506 м).

Северный Кавказ

Реки: Дон, Егорлык, Ея, Кубань, Ингури, Риони, Кума, Терек, Сулак, Самур, Кура.

Озёра: Маныч-Гудило.

Вершины: Базардюзю (4468), Дюльтыдаг (4127), Казбек (5033), Эльбрус (5642), Дыхтау (5204), Бештау (1401), Чугуш (3238);

Низменности: Кумо-Манычская впадина, Колхидская низменность, Ногайская степь

Хребты: Малый Кавказ, Черноморская цепь, Скалистый хребет,  Терский хребет,  Водораздельный хребет,  Пастбищный хребет,  Боковой хребет.

Возвышенности: Ставропольская.



Учебно-методический комплект

  • программы курса географии в соответствии с ФГОС, разработанной к учебникам линии «Полярная звезда» для 5-9 классов, допущенных Министерством образования и науки РФ под редакцией А.И.Алексеева, В.В.Николиной, Е.К.Липкиной - М.: Просвещение, 2014;

  • География, 8 класс.: учебник линии «Полярная звезда»под редакцией А.И. Алексеева, В.В.Николиной, Е.К. Липкиной, Москва, «Просвещение», 2021.;

  • атлас «география России 8» с комплектом контурных карт.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!