Рабочая программа по географии в 6 классе.
Рабочая программа по географии в 6 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г. программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012г.
. Место курса в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МКОУ «СОШ №1» г.п. Залукокоаже на изучение географии в 6 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Цели и задачи рабочей программы:
— формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
— формирование целостного географического образа планеты Земля на разных его уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);
— понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учётом исторических факторов;
— познание основных природных, социально-экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России и мира;
— формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
— формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
- формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
— формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
- формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации)
задачи:
- обеспечение преемственности в освоении курса географии при переходе от первого уровня (изучения окружающего мира) образования ко второму
(изучению географии);
- формирование мотивации изучения географии, готовность и способность
учащихся к саморазвитию, личностному самоопределению, построению
индивидуальной траектории изучения предмета;
- формирование у учащихся способности к организации своей учебной
деятельности посредством освоения личностных , познавательных,
регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
- формирование специфических для географии стилей мышления, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе ;
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета географии в 6 классе.
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
5) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
6) освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
10) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
11) осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
4) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
5) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
3) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
4) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
5) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
6) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
Регулятивные УУД:
·Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. ·Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
· Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
·Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
· В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
· Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
·Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
·Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
·Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
·Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). · Вычитывать все уровни текстовой информации.
· Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Формы организации учебных занятий
Наиболее частые технологии обучения 6 классе:
-объяснительно-иллюстративная,
-частично-поисковая,
-практическая,
Курс основан на знаниях полученных при изучении таких предметов как природоведение, окружающий мир, биология.
Содержание курса географии в 6 классе
Тема 1. Гидросфера (12 часов)
Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).
Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианскиеводы, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.
Практические работы. 1. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы. 2. Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей. 3. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.
Тема 2. Атмосфера (11 часов)
Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.
Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря. Адаптация человека к климатическим условиям.
Основные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, ловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.
Практические работы. 1. Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов. 2. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.
Тема 3. Биосфера (4 часа)
Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП. Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов.
Основные понятия: биосфера, Красная книга, почва, плодородие.
Персоналии: В.И. Вернадский, В.В. Докучаев.
Практическая работа: ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.
Тема 4. Географическая оболочка(7 часов)
Понятие о географической оболочке.
Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.
Основные понятия: природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.
Персоналии, В.И. Вернадский. Практические работы 1. Описание природных зон Земли по географическим картам.
Календарно-тематическое планирование по географии 6 класс
| | | |
| | | по плану | факт. |
| Гидросфера Земли . | 11ч | | |
1 | Гидросфера. Состав и строение гидросферы | 1 | | |
2 | Части гидросферы. Прак.раб №1 Нанести на конт.карту части гидросферы. | 1 | | |
3 | Единство вод мирового океана. Моря, заливы, проливы. | 1 | | |
4 | Острова и полуострова. Рельеф дна мирового океана. | 1 | | |
5 | Температура и соленость вод мирового океана | 1 | | |
6 | Воды суши. Реки – артерии Земли. Прак.раб №2.Описание реки и озера по плану. | 1 | | |
7 | Речная система. Питание и режим рек. | | | |
8 | Озера. Виды озер. Хозяйственное значение озер и болот. | 1 | | |
9 | Подземные воды. Ледники – главные аккумуляторы пресной воды на Земле. | 1 | | |
10 | Охрана гидросферы. Обобщение по теме «Гидросфера» | 1 | | |
11 | Контрольная работа №1 по теме «Гидросфера» | 1 | | |
| Атмосфера Земли. | 10ч | | |
12 | Атмосфера – воздушная оболочка Земли. | 1 | | |
13 | Части атмосферы | 1 | | |
14 | Тепло в атмосфере | 1 | | |
15 | Атмосферное давление | 1 | | |
16 | Ветер. Прак.раб №3.Построение розы ветров погоды на 3 дня. | 1 | | |
17 | Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность | 1 | | |
18 | Облака и их виды | 1 | | |
19 | Погода. Климат и климатические факторы | 1 | | |
20 | Адаптация людей к погодным и климатическим условиям. Обобщение по теме «Атмосфера» | 1 | | |
21 | Контрольная работа№2 по теме «Атмосфера» | 1 | | |
| Биосфера Земли. | 4ч | | |
22 | Биосфера. Состав и роль биосферы, связь с другими сферами земли Прак.раб№4.Изучение фенологических изменений в природе своей местности. | 1 | | |
23 | Почва как особое природное образование. | 1 | | |
24 | Человек – часть биосферы. Обобщение по теме «Биосферы» | 1 | | |
25 | Контрольная работа №3 по теме «Биосферы» | 1 | | |
| Географическая оболочка | 6ч | | |
26 | Понятие «Географическая оболочка» | 1 | | |
27 | Понятие «природный комплекс» | 1 | | |
28 | Свойства географической оболочки | 1 | | |
29 | Природные зоны- зональные природные комплексы | 1 | | |
30 | Ландшафт – природный, промышленный, сельскохозяйственный. Понятие «Культурный ландшафт» | 1 | | |
31 | Обобщение по теме «Географическая оболочка Земли» | 1 | | |
| Повторение | 3ч | | |
32 | Анализ физической карты мира | 1 | | |
33 | Решение задач по картам мира | 1 | | |
34 | Анализ физической карты России | 1 | | |
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Программное обеспечение:
- Примерные программы по учебным предметам. География. 5 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
- Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразователных учреждений/ В. В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина - М.: Просвещение,, 2011.
УМК:
География 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: М.: Просвещение, 2012 – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).
В. В. Николина География. Мой тренажёр. (рабочая тетрадь)
В. В. Николина. География. Поурочные разработки. – 5 – 6 классы (пособие для учителя).
Интернет – сайты:
- http://pedsovet.org/ - XI Всероссийский интернет-педсовет;
- http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей;
- http://www.rusedu.ru/ - архив учебных программ и презентаций;
- http://www.uroki.net/ - всё для учителя - всё бесплатно;
- http://www.uchportal.ru/ - учительский портал;
- http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок";