СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии для 5 класса на 2019-2020 год

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии для 5 класса на 2019-2020 год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для 5 класса на 2019-2020 год»

1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «География» для 5 класса составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №5», с учётом авторской программы для общеобразовательных учреждений к комплексу учебников, созданных под руководством А.А.Летягина. География 5-9 классы / сост. А.А.Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Е.А.Таможняя .-М.: Вентана-Граф, 2012.

Главная цель: систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию этих знаний с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Задачами изучения географии в основной школе являются:

• актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

• развивать познавательный интерес учащихся 5 и 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;

• научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

• научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также между системой физико-географических и общественно-географических знаний.

При реализации программы предполагается использование следующих, форм, методов, технологий и средств: Учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся. Интерактивность (ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги).

При обучении географии в 5 классе используются разнообразные методы (исследовательский, проблемный, частично-поисковый, программированный, объяснительно-иллюстративный) через применение различных форм обучения (индивидуальные, фронтальные, групповые на уроках) и проведение уроков различных типов (урок-проект, урок-моделирование, урок с использованием ИКТ, урок-исследование), на которых ведущей деятельностью обучающихся предполагается самостоятельная работа.

При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: технология формирования учебной деятельности школьников, технология проектной деятельности, современные компьютерные технологии. Обучение через опыт и сотрудничество.

Средствами реализации рабочей программы является материально-техническое оборудование, дидактический материал по географии, познавательные задачи для учащихся, творческие и исследовательские работы учащихся и УМК:

1.Учебник

2.Атлас

3.Настенные карты (политико-административная, экономическая, плотности населения).

Работа, с обучающимися, испытывающими трудности в освоении программы учебного предмета:

1.При опросе школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.

2.Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.

4.Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.

6. В процессе изучения нового материала внимание учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросами учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

7. В ходе самостоятельной работы на уроке школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах.

8. При организации домашней работы для школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок, проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, при необходимости предлагаются карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегруз.

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация учащихся осуществляется согласно действующему Положению о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБОУ «СОШ №5».

Рабочая программа рассчитана на 35 часов и реализуется в течение 35 учебных недель (1 час в неделю), что соответствует учебному плану. Автор предлагает изучение курса «География» в 5 классе – 32ч. + 3ч. резервного времени, которое используется на повторение тем: «Литосфера» (1 ч), «Атмосфера» (1 ч) , «Водная оболочка Земли» (1 ч).

Сроки реализации рабочей программы – 2019-2020 учебный год.



2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обуславливает достижение следующих результатов личностного развития:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка культуры своего народа, своего края основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

6) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.


3. Содержание учебного предмета

Раздел «Введение. Географическое познание нашей планеты» (3 ч)

Что изучает география? Методы географии и значение науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты. Выдающиеся географические путешествия и открытия.

Раздел «Земля как планета Солнечной системы» (4 ч)

Тема «Планета Земля» (4 ч)

Возникновение Земли и её геологическая история. Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Дни равноденствий и солнцестояний.

Раздел «Геосферы Земли» (25 ч)

Тема «Литосфера» (8 ч)

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры. Выветривание, результаты действия текучих вод, подземных вод, ветра, льда и антропогенной деятельности. Грозные природные явления в литосфере, правила поведения во время их активизации. Основные формы рельефа суши: равнины и горы, различия гор и равнин по высоте. Рельеф дна Мирового океана. Формы рельефа своей местности. Природные памятники литосферы. Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Отражение особенностей окружающего человека рельефа в произведениях искусства.

Тема «Гидросфера» (4 ч)

Гидросфера, её состав. Мировой круговорот воды. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и солёность вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холодные). Хозяйственное значение Мирового океана. Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и её части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озёра, происхождение озёрных котловин. Хозяйственное значение рек и озёр. Болота. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное, многолетняя мерзлота. Ледники — источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование. Человек и гидросфера. Охрана вод от загрязнения. Природные памятники гидросферы. Виды водных транспортных средств. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искусства.


Тема «Атмосфера» (4 ч)

Атмосфера, её состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины её изменений. Предсказание погоды, народные приметы. Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности Земли в зависимости от географической широты. Зависимость климата от близости океана, высоты места, океанских течений, расположения горных хребтов. Человек и атмосфера. Охрана атмосферного воздуха. Погода и сезонные явления своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре.

Тема «Почвенный покров» (3 ч)

Почва и ее образование. Плодородие почвы.

Тема «Биосфера» (6 ч)

Биосфера, её границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Разнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на суше. Жизнь в океане. Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга.


Практическая часть


Четверть

Контрольные работы

Практические работы

Лабораторные работы

I четверть




IIчетверть




IIIчетверть




IV четверть






4. Тематическое планирование


п/п

Тема

Количество часов

1

Введение. Географическое познание нашей планеты

3

2

Раздел I. Земля как планета Солнечной системы

4

2.1

Планета Земля

4

3

Раздел II. Геосферы Земли


25

3.1

Литосфера


8

3.2

Гидросфера

4

3.3

Атмосфера

4

3,4

Почвенный покров

3

3,5

Биосфера

6


Резерв

3


Всего

35
















5. УМК

1. География: Программа 5 – 9 классы ФГОС. Алгоритм успеха. Авторы составители: А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф». 2012 г ISBN 978-5-360-03356-1



2.Летягин А.А. География. Начальный курс: 5класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений—М.: Вентана-Граф, 2013. ISBN 978-5-360-03909-9


3.Летягин А.А. География: дневник географа-следопыта: 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику А.А. Летягина «География. Начальный курс» М.: Вентана-Граф. 2014 г. ISBN 978-5-360-04547-2



4.Летягин А.А. География: начальный курс: 5-6 класс: Методическое пособие.-М.: Вентана-Граф, 2018. – 235 с. ISBN 978-5-360-07098-6


5.Г.Н.Паневина География. Начальный курс. Технологические карты 5 класс ISBN: 978-5-360-04734-6


6.Е.А. Беловолова География. Формирование универсальных учебных

действий 5–9 классы Методическое пособие ISBN: 978-5-360-04425-3



7.А.А.Летягин География. Начальный курс 5 класс Тетрадь для контрольных и проверочных работ. ISBN: 978-5-360-08714-4















Приложение 1

Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока


Дата проведения

урока

5 а

5 б

5 в


Введение. Географическое познание нашей планеты (3 ч)


1

География - одна из наук о планете Земля.




2

География - одна из наук о планете Земля.




3

Наблюдение – метод географической науки




Раздел I. Земля как планета Солнечной системы. Планета Земля (4 ч)


4

Земля среди других планет Солнечной системы




5

Движение Земли по околосолнечной орбите




6

Движение Земли по околосолнечной орбите




7

Суточное вращение Земли




Раздел II. Геосферы Земли (25 ч). Литосфера (8 ч)


8

Слои «твердой» Земли




9

Вулканы Земли




10

Из чего состоит земная кора




11

Из чего состоит земная кора




12

Строение земной коры. Землетрясения




13

Рельеф земной поверхности




14

Рельеф земной поверхности.




15

Человек и литосфера




Атмосфера (4 ч)


16

Воздушная оболочка Земли




17

Погода и метеорологические наблюдения.




18

Погода и метеорологические наблюдения.




19

Человек и атмосфера




Водная оболочка Земли (7 ч)


20

Вода на Земле




21

Вода на Земле




22

Мировой океан – главная часть гидросферы




23

Воды суши. Реки




24

Озера. Вода в «земных кладовых»




25

Озера. Вода в «земных кладовых»




26

Человек и гидросфера




Биосфера (6 ч)


27

Оболочка жизни




28

Жизнь в тропическом поясе




29

Растительный и животный мир умеренных поясов




30

Жизнь в полярных поясах и океане




31

Природная среда. Охрана природы




32

Природная среда. Охрана природы




33

Повторение по теме «Литосфера»




34

Повторение по теме « Атмосфера»




35

Повторение по теме «Водная оболочка Земли»







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!