СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии для 5-9 классов

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и тематическое планиирование  по географии для 5-9 классов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для 5-9 классов»

  1. Планируемые результаты освоения учебной программы

Личностные:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование личностных представлений о целостности природы, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.

Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использовании информационно- коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметные:

  • формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  • формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.



  1. Содержание учебного предмета

География 5 класс ( 35 часов, 1 час в неделю)




ВВЕДЕНИЕ

Что изучает география. География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.

РАЗДЕЛ I. НАКОПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ О ЗЕМЛЕ

Познание Земли в древности. Древняя география и географы. География в Средние века.

Великие географические открытия. Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание.

Открытие Австралии и Антарктиды. Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.

Современная география. Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира.

Итоговый урок по разделу «Накопление знаний о Земле»


РАЗДЕЛ II. ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ

Земля и космос. Земля— часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам.

Земля— часть Солнечной системы. Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля— уникальная планета.

Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и Луна.

Осевое вращение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.

Обращение Земли вокруг Солнца. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле.

Форма и размеры Земли. Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.

Практическая работа 1. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.

Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной»


РАЗДЕЛ III. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗЕМЛИ

Ориентирование на земной поверхности. Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.

Изображение земной поверхности. Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли.

Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта.

Масштаб и его виды. Масштаб. Виды записи масштаба.

Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.

Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.

Планы местности и их чтение. План местности— крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений.

Составление плана местности. Практические работы. 2. Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки.

Параллели и меридианы. Параллели и меридианы на картах.

Градусная сеть. Географические координаты. Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сетке.

Географические карты. Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт.

Практическая работа 3. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.

Итоговый урок по разделу «Географические модели Земли»


РАЗДЕЛ IV. ЗЕМНАЯ КОРА

Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора.

Разнообразие горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.

Земная кора и литосфера— каменные оболочки Земли.

Земная кора и ее устройство. Литосфера.

Разнообразие форм рельефа Земли. Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа. Движение земной коры. Медленные движения земной коры.

Движения земной коры и залегание горных пород.

Землетрясения.

Вулканизм. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра. Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.

Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.

Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна.

Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.

Практические работы 4. Определение горных пород и описание их свойств.

5. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.

Итоговый урок по разделу «Земная кора»


Содержание программы

География 6 класс (35 часов, 1 час в неделю)

РАЗДЕЛ V. АТМОСФЕРА

Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Что такое атмосфера. Состав атмосферы и ее роль в жизни Земли. Строение атмосферы.

Нагревание воздуха и его температура. Как нагреваются земная поверхность и атмосфера. Различия в нагревании воздуха в течение суток и года. Показатели изменений температуры.

Зависимость температуры воздуха от географической широты. Географическое распределение температуры воздуха. Пояса освещенности.

Влага в атмосфере. Что такое влажность воздуха. Во что превращается водяной пар. Как образуются облака.

Атмосферные осадки. Что такое атмосферные осадки. Как измеряют количество осадков. Как распределяются осадки.

Давление атмосферы. Почему атмосфера давит на земную поверхность. Как измеряют атмосферное давление. Как и почему изменяется давление. Распределение давления на поверхности Земли.

Ветры. Что такое ветер. Какими бывают ветры. Значение ветров.

Погода. Что такое погода. Почему погода разнообразна и изменчива. Как изучают и предсказывают погоду.

Климат. Что такое климат. Как изображают климат на картах.

Человек и атмосфера. Как атмосфера влияет на человека. Как человек воздействует на атмосферу.

Практические работы. 1. Построение розы ветров на основе данных дневника наблюдений за погодой.

РАЗДЕЛ VII. ГИДРОСФЕРА

Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Что такое гидросфера. Круговорот воды в природе. Значение гидросферы в жизни Земли.

Мировой океан— основная часть гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Как и зачем изучают Мировой океан.

Свойства океанических вод. Цвет и прозрачность. Температура воды. Соленость.

Движения воды в океане. Волны. Что такое волны. Ветровые волны. Приливные волны (приливы).

Течения. Многообразие течений. Причины возникновения течений. Значение течений.

Реки. Что такое река. Что такое речная система и речной бассейн.

Жизнь рек. Как земная кора влияет на работу рек. Роль климата в жизни рек.

Озера и болота. Что такое озеро. Какими бывают озерные котловины. Какой бывает озерная вода. Болота.

Подземные воды. Как образуются подземные воды. Какими бывают подземные воды.

Ледники. Многолетняя мерзлота. Где и как образуются ледники. Покровные и горные ледники. Многолетняя мерзлота.

Человек и гидросфера. Стихийные явления в гидросфере. Как человек использует гидросферу. Как человек воздействует на гидросферу.

РАЗДЕЛ VIII. БИОСФЕРА

Что такое биосфера и как она устроена. Что такое биосфера. Границы современной биосферы.

Роль биосферы в природе. Биологический круговорот. Биосфера и жизнь Земли. Распределение живого вещества в биосфере.

Особенности жизни в океане. Разнообразие морских организмов. Особенности жизни в воде.

Распространение жизни в океане. Распространение организмов в зависимости от глубины. Распространение организмов в зависимости от  климата. Распространение организмов в зависимости от удаленности берегов.

Жизнь на поверхности суши. Леса. Особенности распространения организмов на суше. Леса.

Жизнь в безлесных пространствах. Характеристика степей, пустынь и полупустынь, тундры.

Почва. Почва и ее состав. Условия образования почв. От чего зависит плодородие почв. Строение почв.

Человек и биосфера. Человек— часть биосферы. Воздействие человека на биосферу.

Практическая работа 2. Определение состава (строения) почвы.

РАЗДЕЛ IX. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА

Из чего состоит географическая оболочка. Что такое географическая оболочка. Границы географической оболочки.

Особенности географической оболочки. Географическая оболочка— прошлое и настоящее. Уникальность географической оболочки.

Территориальные комплексы. Что такое территориальный комплекс. Разнообразие территориальных комплексов.

Виды географических карт и их значение. Современные географические карты. Градусная сеть на глобусе и картах.

Географические координаты. Определение географических координат

Определение расстояний по градусной сетке.


Содержание программы

География 7 класс (70 часов, 2 часа в неделю)

ВВЕДЕНИЕ

Знания материков, океанов, их расположения на карте.

Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы, обозначаемые на картах, способы их изображения. Решение задач с использо­ванием карты.

Практическая работа. Определение по картам и глобусам расстояния между точками в километрах и градусах.

«Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении.

Знания о Земле в древнем мире. Первые путешест­вия, расширяющие представления европейцев о Ста­ром Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие географических представлений об устройст­ве поверхности Земли.

Современные географические исследования: Меж­дународный геофизический год, исследования Миро­вого океана, изучение Земли из космоса. Междуна­родное сотрудничество в изучении Земли.

Практическая работа. Обучение простейшим приёмам работы с источниками географической информации, обозначение маршрутов экспедиций.


РАЗДЕЛ I. ЗЕМЛЯ — УНИКАЛЬНАЯ ПЛАНЕТА


ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ

Гипотезы происхождения и теории эволюции ли­тосферы. Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры.

Рельеф земной поверхности. Закономерности раз­мещения крупных форм рельефа. Природные катаст­рофы, происходящие в литосфере.


АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ

Гипотезы происхождения атмосферы. Пояса осве­щенности и тепловые пояса. Распределение темпера­туры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. От­крытие общей циркуляции атмосферы. Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в ат­мосфере.


ГИДРОСФЕРА.

Мировой океан — главная часть гидросферы. Ги­потезы происхождения гидросферы. Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные массы. Система поверхностных течений в океане. Льды.

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.


ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА

Гипотезы возникновения жизни на Земле. Пути расселения по Земле растений, человека и животных. Значение связей живого и неживого вещества.

Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Природные комплек­сы, их строение и разнообразие. Природная зона. Гео­графическая зональность. Высотная поясность. Карта природных зон.


ЗЕМЛЯ - ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ

Численность населения. Размещение населения по материкам, климатическим поясам, природным зонам. Распределение населения по удаленности от океана. Карта народов и плотности населения. Мигра­ции населения. Основные этносы. Основные религии.

Основные виды хозяйственной деятельности. Стра­ны мира, их группировка по различным признакам.


РАЗДЕЛ II. МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ

АФРИКА

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История ис­следования материка. Особенности природы. Преобладание равнин; горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение место­рождений полезных ископаемых.. 1. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севе­ра на юг в градусах и километрах. Обучение определению географического положения материка. 2. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. 3. Определение причин разнообразия природных зон материка.

Факторы формиро­вания климата материка. Климатические пояса и ти­пичные для них погоды. Внутренние воды, их зави­симость от рельефа и климата, природные зоны. Ха­рактерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон материка. Заповедники Африки.

Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.

Народы и страны. Гипотеза об африканском проис­хождении человека. Разнообразие расового и этниче­ского состава населения материка. Размещение насе­ления в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Совре­менная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Ал­жир), Центральная Африка (Нигерия, Заир), Восточ­ная Африка (Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов; влияние на природу региона прилегающих частей океанов. Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населе­ния: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обряды, обычаи), народные промыс­лы; религия.

Основные виды хозяйственной деятельности по ис­пользованию природных богатств суши и прилегаю­щих акваторий. Культурные растения и домашние животные. Изменение природы материка под вли­янием человека.

Крупные города, столицы, культурно-историче­ские центры стран региона.




АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ

Австралия. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования Австралии.

Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир). Природные зоны материка, их раз­мещение в зависимости от климата. Природные бо­гатства. Изменения природы человеком и современ­ные ландшафты. Меры по охране природы на конти­ненте.

Население Австралии. Особенности духовной и ма­териальной культуры аборигенов и англо-австралийцев. Австралия — страна, занимающая весь конти­нент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной, Центральной, Западной и Восточной Австралии). Столица и крупные города.

Океания. Географическое положение. Из истории открытия и исследования Океании. Особенности при­роды в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании че­ловеком и изменение им природы островов. Совре­менные народы и страны Океании.


ЮЖНАЯ АМЕРИКА

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История от­крытия и исследования материка.

Особенности природы: строение поверхности, зако­номерности размещения крупных форм рельефа в за­висимости от строения земной коры. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды.

Своеобразие органического мира континента. Про­явление на материке широтной зональности. Природ­ные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы че­ловеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте. Природные богат­ства и их использование в хозяйственной деятельнос­ти населения.

Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнооб­разие расового и этнического состава населения кон­тинента. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое материка и современная политическая кар­та. Деление Южной Америки на крупные регионы — Восточную часть и Андийскую область.

Путешествие по крупным странам каждого из регионов. Особенности географического положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу, Венесуэлы, Ко­лумбии, Чили), их природы и природных богатств, особенности материальной и духовной культуры насе­ления стран, основных видов хозяйственной деятель­ности. Культурные растения и домашние животные.

Крупные города, столицы, культурно-историче­ские центры стран Южной Америки.

АНТАРКТИДА

Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного континен¬та. Современные исследования материка.


ОКЕАНЫ

Тихий, Индийский, Атлантический океаны. Гео­графическое положение. Краткая история исследова­ния каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.

Северный Ледовитый океан. Географическое поло­жение. Основные этапы исследования природы оке­ана. Особенности природы океана, природные богат­ства и их использование в хозяйстве. Необходимость охраны природы океана.


СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Открытие и исследо­вание материка.

Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности разме­щения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды; внутренние воды; особенности проявлений зональности на материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки.

Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйст­венной деятельности.

Практическая работа. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяй­ственной деятельности населения.

Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение населения в зависимости от истории заселения и природных условий. Формирование политической карты, страны Север­ной Америки.

Краткая характеристика стран Англосаксонской (Канада и США) и Латинской Америки (Мексика и страны Карибского бассейна). Крупные города, столи­цы.


ЕВРАЗИЯ

Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Оте­чественные имена на карте Евразии.

Особенности природы: этапы формирования релье­фа; горы, нагорья, равнины, размещение месторожде­ний полезных ископаемых; климатообразующие фак­торы, разнообразие климатов, климатические пояса и области; внутренние воды и распределение их по тер­ритории материка в зависимости от рельефа и клима­та.

Проявление на материке широтной и высотной зо­нальности. Особенности природы континента. Изме­нение природы материка в результате хозяйственной деятельности. Современные ландшафты. Крупней­шие заповедники.

Народы и страны. Евразия (наряду с Африкой) — родина человека; расселение его по континенту. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие эт­носы Евразии. Неравномерность размещения населе­ния: исторические и природные причины, обуслов­ливающие ее. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта ма­терика.

Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий между странами. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, на­циональная одежда, пища, традиции народов, обы­чаи, обряды). Ценности духовной культуры.

Основные виды хозяйственной деятельности по ис­пользованию природных богатств суши и прилегаю­щих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией. Культурные растения и домашние живот­ные.

Крупные города, их географическое положение.

Зарубежная Европа. Северная Европа. Харак­теристика одной из стран. Западная Европа. Ве­ликобритания, Франция, Германия.

Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны Балтии, Украина, Бе­лоруссия, Молдавия.

Южная Европа. Италия, Испания, Греция.

Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны ре­гиона (Саудовская Аравия и др.). Страны Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан.

Центральная Азия. Монголия, Казахстан и другие страны.

Восточная Азия. Китай, Япония.

Южная Азия. Индия.

Юго-Восточная Азия. Индонезия.


РАЗДЕЛ III. ЗЕМЛЯ — НАШ ДОМ

Географическая оболочка, ее свойства и строение. Этапы развития географической оболочки. Роль жи­вых организмов в формировании природы Земли. Почва как особое природное образование.

Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для людей. Виды природных бо­гатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменения природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйствен­ной деятельности людей. Необходимость междуна­родного сотрудничества в использовании природы и ее охране.

Современная география. Роль географии в раци­ональном использовании природы.






Содержание программы

География 8 класс (52 часов, 1,5 час в неделю)

Часть 1. Россия на карте мира

Границы России. Что такое государственная граница и что она ограничивает. Каковы особенности российских границ. Сухопутные границы России. Морские границы России. С кем соседствует Россия.

Россия на карте часовых поясов. Что такое местное и поясное время. Что такое декретное время и для чего оно нужно.

Географическое положение России. Какие типы географического положения существуют.

Физико-географическое положение России. Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России. Где расположены крайние точки России. Как на разных уровнях оценивается экономико-географическое положение России. Чем различаются потенциальные и реальные выгоды транспортно-географического положения страны.

Геополитическое, геоэкономическое, геодемографическое, этнокультурное и эколого-географическое положение РоссииВ чем сложность геополитического положения России. В чем сходство геоэкономического и геодемографического положения России. Этнокультурное положение России. Эколого-географическое положение.

Как формировалась государственная территория России. Где началось формирование государственной территории России. Как и почему изменялись направления русской и российской колонизации.

Этапы и методы географического изучения территории. Как первоначально собирались сведения о территории России. Как шло продвижение русских на восток. Как исследовалась территория России в 18 веке. Что отличало географические исследования 19 века. Что исследовали в 20 веке. Какие методы использовались для географического изучения России.

Особенности административно-территориального устройства России.Для чего необходимо административно-территориальное деление. Что такое федерация и субъекты Федерации. Как различаются субъекты Федерации. Для чего нужны федеральные округа.

Контрольная работа №1

Практические работы.

1.Определение поясного времени для различных населенных пунктов России.

2.Сравнительная характеристика географического положения России, США и Канады.

3.Анализ административно-территориального деления России.

Часть 2. Природа России

Тема 1. Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые

Геологическая история и геологическое строение территории России.В чем особенности строения рельефа нашей страны. Где расположены самые древние и самые молодые участки земной коры на территории России.

Рельеф России. Каковы особенности рельефа России. Как размещены основные формы рельефа на территории нашей страны.

Как и почему изменяется рельеф России. Как внутренние и внешние процессы влияют на формирование рельефа России. Какие территории нашей страны испытывают неотектонические движения земной коры.

Стихийные природные явления в литосфере. Что такое стихийные явления природы. Какие стихийные явления происходят в литосфере.

Человек и литосфера. Влияет ли земная кора на жизнь и хозяйственную деятельность людей? Жизнь и хозяйствование на равнинах. Жизнь и хозяйствование в горах. Как человек воздействует на литосферу.

Практическая работа;

4. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Тема 2. Климат и климатические ресурсы

Факторы, определяющие климат России Что влияет на формирование климата. Влияние географической широты на климат. Влияние подстилающей поверх­ности.

Циркуляция воздушных масс.

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Распределение тепла на территории России. Распределение осадков на территории нашей страны. Что показывает коэффициент увлажнения.

Сезонность кли­мата. Чем обусловлена сезонность климата. Как сезонность повлияла на особенности этнического характера. Как сезонность климата влияет на жизнедеятельность человека.

Типы климатов России. Арктический и субарктический климат. Климат умеренного пояса.

Климат и человек. Как климат влияет на жизнь людей. Что такое комфортность климата. Как взаимосвязаны климат и хозяйственная деятельность людей. Какие климатические явления называют неблагоприятными.

Практические работы.

5. Определение по картам закономерностей распределения суммарно солнечной радиации. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

6. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы

Разнообразие внутренних вод России. Реки. Влияние внутренних вод на природу и жизнь человека. Куда несут свои воды российские реки. Почему многие реки России медленно текут. Как климат влияет на реки.

Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Водные ресурсы и человек. Роль воды в жизни людей. Водные ресурсы. Неравномерность рас­пределения водных ресурсов. Годовые и сезонные колебания речного стока. Большое потребление и большие потери воды. Рост загрязнения воды.

Практические работы;

7. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.

Тема 4. Почва и почвенные ресурсы

Образование почв и их разнообразие. Что такое почва. Под влиянием каких факторов образуются почвы. Основные свойства и разнообразие почв.

Закономерности распространения почв. Главные типы почв России. Закономерности распространения почв на территории России.

Почвенные ресурсы России. Значение почвы для жизни человека. От чего нужно охранять почву. Роль мелиорации в повышении плодородия почв. Охрана почв.

Практическая работа

8. Выявление условий образования основных типов почв и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

Растительный и животный мир России. Разнообразие живой природы России. Основные типы растительности России. Разнообразие животного мира России.

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.Живые организмы на Земле. Охрана живой природы.

Контрольная работа №2

Практическая работа.

9. Прогноз изменения растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Тема 6. Природное районирование

Разнообразие природных комплексов. Что такое природно-территориальный комплекс (ПТК). Физико-географическое райониро­вание. Моря как крупные природные комплексы. Природные и антропогенные ПТК.

Природно-хозяйственные зоны России. Что такое природная зональность. Почему мы называем эти зоны природно-хозяйственными.

Арктические пустыни, тундра и лесотундра. Природные особенности безлесных территорий Севера. Каковы основные виды природопользования на северных территориях.

Леса. Какие леса растут в России. Зона тайги. Зона смешанных и широколиственных лесов.

Лесостепи и степи, полупустыни .Влияние хозяйственной деятельности человека ан природу степей и лесостепей. Географическое положение пустынь и полупустынь в России.

Высотная поясность. Влияние гор на природу и человека. Где в нашей стране наиболее ярко выражена высотная поясность.

Особо охраняемые природные тер­ритории. Что такое особо охраняемые природные территории (ООПТ). Сколько нужно иметь в стране заповедных территорий, чтобы обеспечить ее устойчивое развитие.

Контрольная работа №3

Часть 3. Население России

Численность населения России. Как изменялась численность населения России.

Мужчины и женщины. Продолжительность жизни. Кого в России больше – мужчин или женщин. Сколько лет россиянину. Какова в России средняя продолжительность жизни.

Народы, языки, религии. Сколько народов живет в России. На каких языках говорят россияне. Какие религии исповедуют жители России.

Городское и сельское население. Какое население в России называют городским. Какие поселения называют сельскими.

Размещение населе­ния России. Какова плотность населения в России. Почему население неравномерно размещено по территории страны. Что такое зоны расселения.

Миграция населения в России. Что такое миграции и почему они возникают. Что такое миграционный прирост. Как миграции влияют на жизнь страны.

Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы. От чего зависит занятость людей и безработица.

Особенности населения своей местности.

Практические работы:

10. Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России.

11. Характеристика особенностей миграционного движения населения России.

Часть 4. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ

Что такое хозяйство страны? Что такое хозяйство страны и как оценить уровень его развития. Как устроено хозяйство России..

Как география изучает хозяйство. Условия и факторы размещения предприятий. Что такое территориальная структура хозяйства.

Тема 1. Первичный сектор экономики — отрасли, эксплуатирующие природу.

Состав первичного сектора экономики. Природно-ресурсный капитал Рос­сии. Понятие природных ресурсов, их классификации. Что относят к первичному сектору экономики. Что такое природно-ресурсный капитал и как он оценивается. Каковы проблемы использования природно-ресурсного капитала страны.

 Сельское хозяйство. Растениеводство. Отличия сельского хозяйст­ва от других хозяйственных отраслей. Каков состав сельского хозяйства. Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Какие отрасли растениеводства развиты в России. Как растениеводство влияет на окружающую среду.

Животноводство. Какие отрасли животноводства развиты в России. Как животноводство влияет на окружающую среду.

Лесное хозяйство. Охота и рыбное хозяйство. Сколько лесов в России. Можно ли рубить лес. Какова роль леса в российской истории и экономике. Роль леса в жизни людей. Какую роль в современной жизни людей играет охота. Что такое рыбное хозяйство.

Особенности хозяйства местности проживания.

Контрольная работа №4.

Практические работы:

12. Выявление и сравнение природно-ресурсного потенциала различных районов России.

13. Определение главных районов животноводства в России.


Содержание учебного предмета

География 9 класс (51 часов, 1,5 час в неделю)


Раздел 1. Хозяйство России

Тема 1 ВТОРИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ - ОТРАСЛИ,

ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЕ СЫРЬЕ

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его со­став, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Современные про­блемы и развитие ТЭК. Охрана окружающей среды.

Топливная промышленность.Роль неф­ти в современном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие место­рождения, проблемы их освоения. География основ­ных нефтепроводов и переработки нефти. Современ­ные проблемы нефтяной промышленности. Возрастаю­щая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче га­за. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны. Современные проблемы газовой промышленности. Виды угля и способы его добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка. Социальные и экологиче­ские проблемы угледобывающих регионов.

Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов станций в производстве элек­троэнергии. Крупнейшие электростанции. Формиро­вание энергосистем. Негативное влияние различных типов электростанций на окружающую среду.

Классификация конструкционных материалов, проблемы производящих их отраслей.

Металлургия, ее состав и структура, место в хозяй­стве, связь с другими отраслями. Современные про­блемы российской металлургии и их географические следствия. Место России в мире по запасам металли­ческих руд и производству продукции металлургии.

Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы ме­таллургических предприятий и факторы размеще­ния. Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургиче­ские базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.

Химическая промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Роль хими­зации хозяйства. Главные факторы размещения пред­приятий химической промышленности. Группиров­ка отраслей химической промышленности, особен­ности их географии. Основные химические базы, крупнейшие химические комплексы. Проблемы раз­вития отрасли. Химическая промышленность и охра­на окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав и значение в хо­зяйстве, связь с другими отраслями. Место России в мире по производству продукции лесной промышлен­ности. Группировка отраслей лесной промышленнос­ти, особенности их географии. Основные лесные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лес­ная промышленность и охрана окружающей среды. Производство строительных материалов, конструк­ций и деталей.

Практические работы. 1. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистиче­ским материалам. 2. Определение по картам главных фак­торов размещения металлургических предприятий по про­изводству меди и алюминия. 3. Составление характеристи­ки одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.


Машиностроение, его значение и отраслевой со­став, связь с другими отраслями. Факторы размеще­ния машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-про­мышленного комплекса и его конверсии.

Практическая работа. Определение главных районов раз­мещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машино­строения по картам.

Пищевая промышленность, ее значение и отрасле­вой состав, связь с другими отраслями. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, геогра­фия важнейших отраслей. Проблемы пищевой про­мышленности в России.

Легкая промышленность, ее значение и отрасле­вой состав, связь с другими отраслями. География текстильной промышленности. Проблемы развития легкой промышленности.


Тема 3 ТРЕТИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ - ОТРАСЛИ,

ПРОИЗВОДЯЩИЕ РАЗНООБРАЗНЫЕ УСЛУГИ

Классификация услуг. Роль третичного сектора в хозяйстве, проблемы его развития в России. Отрасли третичного сектора и окружающая среда.

Коммуникационная система. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Исторически сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Сухопутный, водный и воздушный транс­порт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, круп­нейшие транспортные узлы. Связь. Социальная инф­раструктура: ее состав и роль в современном общест­ве. Важнейшие проблемы развития в условиях пере­хода к рыночной экономике. Перспективы развития комплекса.

Наука, ее значение, состав, роль в жизни со­временного общества. География российской науки. Наукограды.

Жилищное и рекреационное хозяйство. Жилье — одна из главных потребностей человека. Низкий уро­вень обеспеченности жильем и низкие показатели его

благоустроенности в России. Географические разли­чия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.


География крупных регионов России

Тема 1 РАЙОНИРОВАНИЕ РОССИИ

Районирование — важнейший метод изучения в географии. Как можно районировать территорию: фи­зико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, эколого-экономическое и др. Виды районирования: сплошное и узловое, частное и комплексное и т. д. Соподчиненность различных видов районирования России.

Практическая работа. Моделирование вариантов нового районирования России.


Тема 2 ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ (ЗАПАДНЫЙ МАКРОРЕГИОН)

Особенности природы, истории и географии хозяй­ства. Запад России. Разнообразие рельефа в связи с особенностями геологического строения и рельефообразующих процессов. Влияние географического поло­жения на климат региона. Самый полный в России набор природных зон. Природные ресурсы. Европей­ская Россия — основа формирования территории Рос­сийского государства. Наиболее освоенная и заселен­ная часть страны. Место и роль Европейской России в промышленном и сельскохозяйственном производст­ве страны. Внутрирегиональные природно-хозяйственные различия.

Европейский Север. Состав района. Географиче­ское положение на севере Восточно-Европейской рав­нины с выходом к Северному Ледовитому океану. Особенности экономико-географического, геополити­ческого и эколого-географического положения. Влия­ние географического положения и природных усло­вий на освоение территории и жизнь людей.

Различия в рельефе и полезных ископаемых Кольско-Карельского и Двинско-Печорского Севера. Влияние Арктики и Атлантики на климат, избыточное ув­лажнение территории, богатство озерами, реками, болотами. Природные зоны: тундра, лесотундра, се­верная и средняя тайга. Природные ресурсы: мине­ральные, топливные, лесные и водные. Новая алмазо­носная провинция. Ресурсы шельфовой зоны.

Историко-географические особенности формирова­ния. Население: национальный состав, традиции и культура. Города региона. Отток населения с Севера и его причины.

Развитие топливно-энергетического комплекса, металлургии, химической и лесной промышлен­ности. Хозяйственные различия Кольско-Карельского и Двинско-Печорского подрайонов.

Роль морского транспорта. Мурманский и Архан­гельский порты. Северный морской путь. Предпосыл­ки развития туристско-экскурсионного хозяйства. Основные географические фокусы экономических, со­циальных и экологических проблем региона. Пробле­ма охраны природы Севера. Северный военно-мор­ской флот. Космодром в городе Мирном.

Практические работы. 1. Составление и анализ схемы хо­зяйственных связей Двинско-Печорского района. 2. Выяв­ление и анализ условий для развития рекреационного хо­зяйства Европейского Севера.

Северо-Западный район. Состав района. Выгоды географического положения на разных этапах разви­тия: путь «из варяг в греки», «окно в Европу», совре­менные особенности географического положения.

Природная специфика: сочетание возвышеннос­тей и низменностей, влияние моря на климат, гус­тая озерно-речная сеть. Район древнего заселения. «Господин Великий Новгород». Основание Петербур­га. Роль Санкт-Петербурга в расселении, научно-промышленном, социальном и культурном развитии района. Санкт-Петербург — северная столица России. Экономические, социальные и экологические пробле­мы. Свободная экономическая зона «Янтарь».

Центральная Россия. Преимущества географиче­ского положения и состав территории. Факторы фор­мирования района. Чередование возвышенностей и низменностей — характерная черта рельефа. Полез­ные ископаемые. Дефицит большинства видов при­родных ресурсов. Климатические условия Централь­ной России, их благоприятность для жизни и хозяй­ственной деятельности человека. Крупнейшие реки. Разнообразие и пестрота почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Централь­ная Россия — очаг русской национальной культуры. «Дикое поле», засечные полосы и заселение южной части региона. Высокая численность и плотность на­селения. Количество и качество трудовых ресурсов. Современный характер и проблемы расселения. Пре­обладание городского населения. Городские агломе­рации. Высокий уровень развития и концентрации науки. Города науки.

Специализация хозяйства на наукоемких и трудо­емких отраслях. Машиностроительный комплекс, черная металлургия, химическая промышленность. Роль конверсии предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК) в хозяйстве. Агропромышленный комплекс. Роль пригородного сельского хозяйства. Относительно высокий уровень развития социальной сферы. Топливно-энергетические и природоохранные проблемы. Внутрирегиональные различия. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.

Возникновение и развитие Москвы. Москва — сто­лица России. Экономические, социальные и экологи­ческие проблемы Москвы. Московский столичный ре­гион.

Нижний Новгород, его географическое положение и торговые функции. Нижегородская и Макарьевская ярмарки. Очаги старинных промыслов.

Современность и проблемы древних русских горо­дов — Новгорода, Владимира, Пскова, Смоленска.

Практические работы. 1. Сравнение географического по­ложения и планировки двух столиц — Москвы и Санкт-Пе­тербурга. 2. Составление картосхемы размещения народ­ных промыслов Центральной России. 3. Объяснение вза­имодействия природы и человека на примере одной из тер­риторий Центральной России.

Европейский Юг. Состав района. Особенности гео­графического положения: самый южный регион Рос­сии, ограниченный с трех сторон природными рубе­жами. Геополитическое положение района. Природ­ный амфитеатр. Равнинная, предгорная и горная части региона: их природная и хозяйственная специ­фика. Рельеф, геологическое строение и полезные ис­копаемые Кавказа. Рельеф и этническое разнообразие населения. Народы гор и предгорий: традиции, куль­тура, промыслы. Многонационалыюсть и межнацио­нальные проблемы.

Очаги концентрации населения. Повышенная доля сельского населения. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особеннос­ти питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и животный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматиче­ские, почвенные и кормовые ресурсы.

Агропромышленный комплекс: единственный в стране район субтропического земледелия. Ведущая роль региона в производстве сельскохозяйственной продукции. Неравномерность обеспеченности водны­ми ресурсами. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Необходимость интенсификации сельско­го хозяйства и перерабатывающих отраслей агропро­мышленного комплекса (АПК). Сельскохозяйствен­ное, транспортное и энергетическое машиностроение.

Рекреационное хозяйство Северного Кавказа: ку­рортное хозяйство, туризм и альпинизм. Возрастаю­щая роль рекреационных районов. Роль черномор­ских портов в развитии хозяйства страны. Сложности решения проблем республик Северного Кавказа. Ос­новные географические фокусы экономических, со­циальных и экологических проблем региона.

Практические работы. 1. Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейско­го Юга и Поволжья. 2. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

Поволжье. Состав района. Географическое поло­жение на юго-востоке Русской равнины. Особенности рельефа и климата региона. Зимние и летние темпе­ратуры, распределение осадков. Зональность климата и почвенно-растительного покрова в пределах реги­она, их влияние на развитие сельского хозяйства. Волга — великая русская река. Ее роль в территори­альной организации населения и хозяйства. Гидро­энергетические, минеральные и почвенные ресурсы. Поволжье — место исторического взаимодействия эт­носов. Многонациональный состав населения. Сочета­ние христианства, ислама и буддизма. Русское заселе­ние территории. Территориальная организация рассе­ления и хозяйства.

Развитие нефтегазохимического, машинострои­тельного и агропромышленного комплексов. Система трубопроводов и проблемы их безопасности. Гидро­энергетика. АПК — ведущая позиция Поволжья в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции. Мощная пищевая промышленность.

Рыбоперерабатывающая промышленность и про­блемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассей­на. Отрасли социальной сферы. Экологические и вод­ные проблемы. Научные центры. Столицы республик и крупнейшие города (Волгоград, Самара, Астра­хань). Основные географические фокусы экономиче­ских, социальных и экологических проблем региона.

Практические работы. 1. Изучение влияния истории на­селения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав. 2. Экологические и водные проблемы Волги - оценка и пути решения.


ГЕОГРАФИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Особенности ЭГП, формирование природы, территории.

Население и хозяйственное освоение.

Особенности хозяйства региона. Промышленность.

АПК. Особенности административного центра региона.

Социально-экономические проблемы региона.

Урал. Границы и состав Урала при разных видах районирования. Географическое положение Урала — на стыке разнообразных границ. Разделяющая и свя­зующая роль Урала в природе и хозяйстве.

Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Разнооб­разные минерально-сырьевые ресурсы и проблема их истощения. Влияние геологического строения и по­лезных ископаемых на развитие и размещение про­мышленности на Урале. Недостаточная геологиче­ская изученность Урала.

Влияние рельефа на заселение Урала. Современная этническая пестрота. Две меридиональные полосы расселения, влияние речных систем и рельефа на их формирование.

Дефицит водных ресурсов и его причины. Пути ре­шения водных проблем. Особенности климата Урала. Освоение и изучение Урала в связи со сменой пред­ставлений о значимости его ресурсов.

География и проблемы современного хозяйства: горнодобывающая промышленность, металлургия, химическая и лесная промышленность, разнообраз­ное машиностроение. Их взаимосвязь. Демидовские города-заводы и современная система расселения в районе. Проблемы населения и трудовых ресурсов. Реконструкция уральской промышленности. Отста­вание развития социальной сферы. Крупнейшие горо­да Урала.

Зональность и высотная поясность почвенно-растительного покрова и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Основные экономические, социальные и экологические пробле­мы региона. Кыштымская трагедия.

Практические работы. 1. Определение тенденций хозяй­ственного развития Северного Урала в виде картосхемы. 2. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.


Тема 3 АЗИАТСКАЯ РОССИЯ (ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН)

Географическое положение. Большая площадь тер­ритории и малая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Концентрация основной части населения на юге.

Разнообразие природных условий. Богатство при­родными ресурсами. Очаговый характер размещения производства, сырье, добывающая направленность. Слабое развитие перерабатывающих отраслей. Труд­ности организации производства и жизни населения в экстремальных условиях.

Западная Сибирь. Состав района. Географическое положение на западе азиатской части России, между Уралом и Енисеем.

Западно-Сибирская равнина — одна из крупнейших низменных равнин земного шара. Ее положение на молодой эпипалеозойской плите и осо­бенности формирования рельефа. Карское море. Кли­мат и внутренние воды. Сильная заболоченность. От­четливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Зона Севера и ее значение. Господство средневысотных и высоких гор на юге Западной Сибири. Котловины, разделяющие горы. Контрастность кли­матических условий. Высотная поясность.

Агроклиматические ресурсы. Оценка природных условий для жизни и быта человека.

Коренные народы (ненцы, ханты, манси и др.). Диспропорции в площади и в численности населения Западной Сибири. Научные центры.

Богатство и разнообразие природных ресурсов: ми­неральные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыб­ные. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов. Нефтегазохимический комп­лекс — основа хозяйства района. Особенности его структуры и ~ размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопрово­дов. Основные направления транспортировки нефти и газа. АПК: освоение территории, сельскохозяйствен­ные районы и их специализация. Основные виды транспорта. Транссибирская магистраль, река Обь, железная дорога Тюмень — Сургут — Ямбург. Совре­менные проблемы и перспективы развития ведущих отраслей хозяйства. Основные географические фоку­сы экономических, социальных и экологических проблем Западной Сибири.

Восточной Сибири. Состав района. Географическое положение к востоку от Енисея. Роль реки Лены и Северного морского пути. Моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское. Русские исследовате­ли северных морей.

Разнообразие тектонического строения и рельефа. Особенности рельефа и геологического строения Сред­несибирского плоскогорья. Минеральные ресурсы: руды цветных и редких металлов, алмазы, каменный и бурый уголь, химическое сырье. Резко континен­тальный климат, инверсия температур, многолетняя мерзлота. Влияние климата и многолетней мерзлоты на особенности рельефа, водной сети и почвенно-растительный покров. Лесные ресурсы.

Великие сибирские реки: их питание, режим, энергетические и водные ресурсы. Тайга — основная природная зона. Высотная поясность; степи котло­вин. Земельные и агроклиматические ресурсы. АПК: особенности структуры и развития в экстремальных условиях. Объекты охоты и охотничьи угодья. Дру­гие промыслы в регионе. Крупнейшие заповедники. Несоответствие между природными богатствами и людскими ресурсами, пути его решения. Коренные народы, особенности их жизни и быта, проблемы.

Исторические особенности заселения русскими. Остроги. Открытие медно-никелево-кобальтовой про­винции. Основание Норильска.

Топливно-энергетический комплекс — основа хо­зяйства территории. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС. Развитие энергоемких производств: цветная метал­лургия и целлюлозно-бумажная промышленность, ос­новные центры и перспективы развития. Роль кон­версии предприятий ВПК в хозяйстве региона. Перс­пективы развития промышленности.

Особенности строительства в условиях многолет­ней мерзлоты. Экологические проблемы района.

Якутские алмазы, город Мирный.

Перспективы транспортного освоения района. Амуро-Якутская магистраль. Водный и авиационный транспорт. Влияние транспортных путей на разме­щение населения. Крупнейшие культурно-историче­ские, промышленные, транспортные центры.

Природно-хозяйственные районы: плато Путорана и Среднесибирское плоскогорье. Основные экономи­ческие, социальные и экологические проблемы.

Связь с Севером по Енисею и Лене. Байкало-Амурская магистраль (БАМ).

Горные системы Южной Сибири. Складчато-глыбовые горы: Алтай, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Саяны. Горы Прибайкалья и Забайкалья.

Верхние течения крупных сибирских рек — Оби, Енисея, Лены, Амура. Гидроэнергетическое значение рек. Особенности и проблемы Байкала.

Резко континентальный климат. «Полюс холода» Северного полушария. Температурные инверсии. Мно­голетняя мерзлота.

Природные ресурсы: минеральные, лесные.

Внутренние различия: Кузнецко-Алтайский, Ан-гаро-Енисейский, Забайкальский подрайоны.

Кузнецко-Алтайский подрайон. Этапы заселения и освоения. Создание Транссибирской магистрали. Кузбасс, его проблемы. Новосибирск — научный центр.

Ангаро-Енисейский подрайон. Канско-Ачинский бассейн. Гидроресурсы. Формирование Ангаро-Енисейских ТЭС и ТПК. Заселение территории. Мигра­ции и проблемы трудовых ресурсов. Красноярск, Иркутск, закрытые оборонные центры. Проблемы раз­вития подрайона.

Забайкальский подрайон. Горные системы, земле­трясения, байкальская рифтовая зона. Природные ре­сурсы: цветные и редкоземельные металлы, уголь. Бурятия (Улан-Удэ), Читинская область. Перспекти­вы освоения зоны БАМа.

Основные экономические, социальные и экологи­ческие проблемы региона.

Дальний Восток. Состав района. Особенности гео­графического и геополитического положения: силь­ная меридиональная вытянутость, наличие материко­вой, полуостровной и островной частей.

Этапы освоения территории, русские землепроход­цы в XVII в., установление русско-китайской и рус­ско-японской границ.

Геологическая молодость территории. Преоблада­ние гор. Тектоническая подвижность территории: частые землетрясения и извержения вулканов, мо­ретрясения, цунами. Долина Гейзеров, термальные источники. Полоса Тихоокеанского металлогенического пояса: месторождения руд цветных, редких и драгоценных металлов. Отрасль специализации района — добыча и обогащение руд цветных метал­лов. Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе.

Несоответствие площади территории и численнос­ти населения. Неравномерность размещения населе­ния. Относительная молодость населения. Миграции, потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы.

Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая гус­тота и полноводность речной сети. Паводки и навод­нения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу.

Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга - уникальный при­родный комплекс.

Лесозаготовка и целлюлозно-бумажное производ­ство. Богатство морей Тихого океана биоресурсами. Лососевые рыбы. Рыбоперерабатывающий комплекс. Перспективы развития и проблемы океанического хо­зяйства на востоке региона.

Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Отрасли военно-про­мышленного комплекса. Транспортная сеть Дальнего Востока.

Благоприятные почвенные и агроклиматические ресурсы юга территории. Агропромышленный комп­лекс. Дальний Восток в системе Азиатско-Тихоокеан­ского региона. Интеграция со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Проблемы свободных эконо­мических зон. Внутрирайонные различия и города. Владивосток — торговый, промышленный, культур­ный и научный центр Дальнего Востока. Основные экономические, социальные и экологические пробле­мы региона.

Практические работы. 1. Выделение на карте индустри­альных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока. 2. Учебная дискус­сия: свободные экономические зоны Дальнего Востока — проблемы и перспективы развития.





  1. Тематическое планирование

География 5 класс

п.п

Название раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Накопление знаний о Земле

5

3

Земля во Вселенной

7

4

Географическая модель Земли

10

5

Земная кора

12

ИТОГО

35




География 6 класс

п.п.

Наименование раздела

Количество часов

1

Атмосфера

11

2

Гидросфера

11

3

Биосфера

8

4

Географическая оболочка

2

5

Географическая карта

3

ИТОГО

35



География 7 класс

п.п.

Наименование раздела

Количество часов

1

Введение

3

2

Земля – уникальная планета

12

Литосфера и рельеф Земли

2

Атмосфера и климаты Земли

2

Гидросфера.

3

Географическая оболочка

2

Земля – планета людей

3

3

Материки и океаны

51

Африка

9

Австралия и Океания

4

Южная Америка

6

Антарктида

3

Океаны

4

Северная Америка

7

Евразия

18

4

Земля – наш дом

4

ИТОГО

70



География 8 класс

п.п.

Наименование раздела

Количество часов

1

Россия на карте мира

9

2

Природа России

26

3

Население России

8

4

Хозяйство России

9

ИТОГО

52














География 9 класс

п.п.

Наименование раздела

Количество часов

1


Хозяйство России

15

Вторичный сектор экономики – отроли, перерабатывающие, сырье

9

Третичный сектор экономики – сфера услуг

6

2


География крупных регионов России

36

Районирование России

1

Европейская Россия (Западный макрорайон)

24

Азиатская Россия (Восточный макрорайон)

11

ИТОГО

51


25



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!