СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии для 5-9 классов

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Рабочая программа по географии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным предметам (География 5-9 классы. М.: Дрофа, 2015). Рабочая программа составлена на основе авторской программы под редакцией Бариновой И.И.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для 5-9 классов»

1.Планируемые результаты изучения учебного предмета

В соответствии с учебным планом СОШ им.А.Гизатуллина с.Бикеево на этапе основного общего образования на изучение учебного предмета «География» отводится 280 часов в 5-9 классах, из расчета учебных часов в неделю,5-8 классы -35 недель, 9класс-34 недели. Соответственно по 35 часов в год 5-6 классы, по 70 часов в 7-8 классах, по 68 часов в 9 классе.

Программа соответствует учебникам:

1. Баринова И.И, Плешаков А.А., Сонин Н.И.; «География. Начальный курс.» 5 класс. Москва, Дрофа», 2015г.  

 2. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. «География начальный курс.» 6 класс.  

Москва.Дрофа.2016г.                                                                                                                    

3. Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. «География. Материки, океаны,народы и страны.»7класс. Москва.Дрофа.2017г.                                                                                                     4.Дронов В.П ,Баринова И.И,В.Я.Ром «География России. Природа.Население.Хозяйство.», учебник по географии для 8 класса. М:- «Дрофа», 2017 г. 

5. Дронов В.П.,Баринова И.И., Ром В.Я. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. Москва. Дрофа. 2018г.  


В результате освоения курса географии программа позволяет добиться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования: личностные результаты

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).


Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

  • критически оценивать содержание и форму текста.

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.


Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
    Предметные результаты

  • формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях, как компоненте научной картине мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  • формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

  • овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;

  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф


Планируемые результаты обучения географии

5 класс

Выпускник научится:

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

  • по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

  • в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

  • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

Выпускник получит возможность научиться:

    • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

    • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

    • строить простые планы местности;

    • создавать простейшие географические карты различного содержания;

    • моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.


6 класс

Выпускник научится:

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

  • по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

  • в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

  • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Выпускник получит возможность научиться:

    • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

    • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

    • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

    • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.


7 класс

Выпускник научится:

  • различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

  • сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран мира;

  • использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических различий;

  • объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

  • сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;

  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

  • описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

  • создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Выпускник получит возможность научиться:

  • приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;

  • самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное изучением населения; использовать знания о географических явлениях в повседневной

жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и

окружающей среде;

  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

  • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией,

  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

  • сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

  • оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

  • объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.


8 класс

Выпускник научится:

  • различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

  • оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

  • использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни,

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;

  • сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;

  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

  • описывать положение на карте положение и взаиморасположение географических объектов

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

  • оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

  • создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией

  • численности населения России и отдельных регионов и стран;

  • анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

  • сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;

  • объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения на селения России и ее отдельных регионов;

  • находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

  • использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.

  • различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;

  • анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

  • объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;

  • использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте из реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы.

  • оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;

  • делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.

  • выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

  • оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику. выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

  • обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.


9 класс

Выпускник научится:

  • различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;

  • анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

  • объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;

  • использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте из реальной жизни.

  • сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

  • оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

  • обосновывать возможные пути решения пробле развития хозяйства России.

  • объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;

  • сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;

  • оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.

  • составлять комплексные географические характеристик районов разного ранга;

  • самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы населения, и хозяйства географических районов и их частей;

  • создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

  • оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;

  • выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России.

  • выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;

объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России. 

 Описание учебно-методического и материально-технического  обеспечения образовательного процесса. 

1. Баринова И.И, Плешаков А.А., Сонин Н.И.; «География. Начальный курс.» 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва, Дрофа», 2015г.   

2. Герасимова Т.П., , Неклюкова Н.П. «География начальный курс.» 6 класс.  

Москва.Дрофа.2016г.                                                                                                                    

3. Душина И.В., Коринская В.А.,Щенев В.А. «География. Материки, океаны,народы и страны.»7класс. Москва.Дрофа.2017г.                                                                                              

4.Дронов В.П ,Баринова И.И,В.Я.Ром «География России. Природа.Население.Хозяйство.», учебник по географии для 8 класса. Москва. «Дрофа», 2017

5. Дронов В.П.,Баринова И.И., Ром В.Я. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. Москва. Дрофа. 2018г.  

6. Интернет-ресурсы. 

 7.Контурные карты. Атласы. Москва. Дрофа. 2017г. 



  1. Содержание учебного предмета

5 класс

Введение. Что изучает география Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли

Как люди открывали Землю.

Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт. География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.

Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию,

кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий.

Географические открытия XVII–XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии

(в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское

кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянск

Примерные практические работы:

Работа с картой «Имена на карте». Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников.

Земля во Вселенной.

Как древние люди представляли себе Вселенную. Изучение Вселенной от Коперника до наших дней .Соседи Солнца. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты .Мир звезд. Уникальная планета Земля. Современные исследования космоса.

Виды изображений поверхности Земли.

Стороны горизонта. Азимут . Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута.. План местности. Географическая карта

Примерные практические работы:

Определение координат географических объектов по карте.

Определение положения объектов относительно друг друга:

Определение направлений и расстояний по глобусу и карте.

Определение высот и глубин географических объектов с использованием шкалы высот и глубин.

Определение азимута.

Ориентирование на местности.

Составление плана местности

Природа Земли

Как возникла Земля. Внутреннее строение Земли. Землетрясения, вулканы. Путешествия по материкам .Вода на Земле. .Воздушная одежда Земли. Живая оболочка Земли .Почва-особое природное тело. Человек и природа.

Примерные темы практических работ.


римерные практические работы.Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых.

Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа.

Описание элементов рельефа.

6 класс

Введение .Виды изображений поверхности Земли.План местности,масштаб. Стороны горизонта .Ориентирование. Изображение на плане неровностей земной поверхности. Составление простейших планов местности Географическая карта.Формы иразмеры Земли. Градусная сеть на глобусе и картах. Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты Изображение на физических картах высот и глубин. .

Строение Земли.

Литосфера .Земля и ее внутреннее строение .Движение земной коры..Вулканизм Рельеф суши. Горы. Равнины суши.Рельеф дна мирового океана.

Гидросфера

Вода на Земле Части мирового океана. Свойства вод Мирового океана . Движение воды в океане. Подземные воды Реки. Озера. Ледники .

Примерные темы практических работ:

Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии.

Описание объектов гидрографии.

Атмосфера

Строение, значение ,изучение. Температура воздуха . Атмосферное давление. Ветер. Водяной пар в атмосфере .Облака и атмосферные осадки. Погода и климат Причины, влияющие на климат.

Примерные темы практических работ:

Ведение дневника погоды.

Определение средних температур, амплитуды и построение графиков.

Работа с графическими и статистическими данными, построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным, анализ полученных данных.

Решение задач на определение высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха в зависимости от высоты местности.

Биосфера. Географическая оболочка.

Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов в мировом океане.Природный комплекс.

Примерные темы практических работ:

Изучение природных комплексов своей местности.

Население Земли.

Человек и природа.


7 класс

Введение в курс.

Что изучают в курсе географии материков и океанов,народы и страны? Как люди открывали мир.

Методы географических исследований. и источники географической информации.

Главные особенности природы Земли.

Литосфера и рельеф Земли .Свойства и роль атмосферы и жизни Земли. Климатообразующие факторы. Климатические пояса .Роль гидросферы в жизни Земли. Мировой океан – главная часть гидросферы Взаимодействие океана с атмосферойи сушей.

Свойства и особенности географической оболочки. Закономерности географической оболочки. Географическая зональность. Численность населения и размещение людей на Земле.Народы и религии мира.Хозяйственная деятельность населения.Городское и сельское население

Характеристика материков Земли

Южные материки. Особенности южных материков Земли.

Африка. Географическое положение Африки и история исследования. Рельеф и полезные ископаемые. Климат и внутренние воды. Природные зоны Африки . . Население Африки, политическая карта.

Страны Северной Африки .Страны центральной Африки. Страны восточной Африки. Страны южной Африки.

Австралия и Океания. Географическое положение, история исследования. Рельеф и полезные ископаемые. Климат и внутренние воды. Органический мир. Природные зоны. Сравнение климатических условий Австралии и Африки.Австралия.Океания.

Южная Америка. Географическое положение, история исследования и особенности рельефа материка. Климат и внутренние воды. Южная Америка – самый влажный материк. Природные зоны. Изменение природы человеком.. Население и политическая карта. Страны востока материка .Бразилия, Аргентина. Андские страны.

Океаны.

Северный ледовитый океан.Тихий и Индийский океаны Атлантический океан

Антарктида. Антарктида – уникальный материк на Земле (самый холодный и удаленный, с шельфовыми ледниками и антарктическими оазисами). Освоение человеком Антарктиды. Цели международных исследований материка в 20-21 веке. Современные исследования и разработки в Антарктиде.


Северные материки. Особенности северных материков Земли.

Северная Америка. Географическое положение, история открытия и исследования . Особенности рельефа и полезные ископаемые. Климат, внутренние воды. Сравнение климата отдельных частей материка расположенных в одном климатическом поясе. Природные зоны. Изменения природы человеком. Население и политическая карта. Канада ,США.Страны средней Америки.Мексика.

Евразия. Географическое положение, история исследования материка. Рельеф и полезные ископаемые Евразии. Климатические особенности материка Внутренние воды. Природные зоны материка.Население и политическая карта.

Зарубежная Европа. Страны Северной и западной Европы .Страны Восточной Европы . Украина.

Страны Южной Европы .Италия. Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии .Страны Центральной Азии. Страны Восточной Азии. Китай. Япония. Страны Южной Азии.Индия.

Страны Юго-Восточной Азии.Индонезия.

Примерные темы практических работ:

Описание основных компонентов природы океанов Земли.

Создание презентационных материалов об океанах на основе различных источников информации.

Описание основных компонентов природы материков Земли.

Описание природных зон Земли.

Создание презентационных материалов о материке на основе различных источников информации.

Взаимодействие человеческого общества и природы.

Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей. Степень воздействия человека на природу на разных материках. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охраны. Развитие природоохранной деятельности на современном этапе (Международный союз охраны природы, Международная Гидрографическая Организация, ЮНЕСКО и др.).

Примерные темы практических работ:

Прогнозирование перспективных путей рационального природопользования


8 класс

Россия на карте мира

Характеристика географического положения России. Водные пространства, омывающие территорию России. Государственные границы территории России. Россия на карте часовых поясов.Физико-географическое,экономико-географическое,транспортно-географическое,геополитическое,геодемографическое,этнокультурноеи эколого- географическое положение России.

Примерные темы практических работ:

Определение ГП и оценка его влияния на природу и жизнь людей в России.

Работа с картографическими источниками: нанесение особенностей географического положения России.

Оценивание динамики изменения границ России и их значения.

Написание эссе о роли русских землепроходцев и исследователей в освоении и изучении территории России.

Решение задач на определение разницы во времени различных территорий России.

Природа России

Геологическое строение, история территории России. Основные формы рельефа России, . Факторы образования современного рельефа. Стихийные природные явления в литосфере.Человек и литосфера.

Климат России. Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы. Закономерности распространения тепла и влаги. Сезонность климата. Типы климатов России. Человек и климат.

Внутренние воды России. Разнообразие внутренних вод России. Реки России. Озера. . Подземные воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники. Водные ресурсы и человек.

Почвы России. Образование почв и их разнообразие. Закономерности распространения почв. Почвенные ресурсы России.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Разнообразие растительного и животного мира России. Охрана растительного и животного мира.

Природное районирование. Разнообразие природно-территориальных комплексов (ПТК): Природно-хозяйственные зоны России . Зона арктических пустынь, тундры и лесотундры, лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса. Лесостепи, степи и полупустыни. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории.

Примерные темы практических работ:

Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территории России.

Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа России.

Описание элементов рельефа России.

Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии России.

Описание объектов гидрографии России.

Определение закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланс, выявление особенностей распределения средних температур января и июля на территории России.

Распределение количества осадков на территории России, работа с климатограммами.

Составление прогноза погоды на основе различных источников информации.

Описание основных компонентов природы России.

Создание презентационных материалов о природе России на основе различных источников информации.

Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны.

Определение видов особо охраняемых природных территорий России и их особенностей.

Население России

Численность населения России Мужчины и женщины. .Продолжительность жизни. Народы языки, религии. . Городское и сельское население. Размещение населения России. Миграции населения России. Люди и труд. .

Примерные темы практических работ:

Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических материалов для определения особенностей географии населения России.

Определение особенностей размещения крупных народов России.

Определение, вычисление и сравнение показателей естественного прироста населения в разных частях России.

Чтение и анализ половозрастных пирамид.

Оценивание демографической ситуации России и отдельных ее территорий.

Определение величины миграционного прироста населения в разных частях России.

Определение видов и направлений внутренних и внешних миграций, объяснение причин, составление схемы.

Объяснение различий в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России.

Оценивание уровня урбанизации отдельных регионов России

ХозяйствоРоссии. Что такое хозяйство страны .Как география изучает хозяйство..

Первичный сектор экономики. Состав первичного сектора экономики .Природно-ресурсный потенциал .Сельское хозяйство. Растениеводство. Животноводство Лесное хозяйство. Охота и рыбное хозяйство.

Природные условия и ресурсы Башкортостана.

Географическое положение .Границы. Общие черты природы .Климат и агроклиматические ресурсы .Воды и водные ресурсы .Карст .Растительный и животный мир .Почвы и почвенные ресурсы .Природные зоны. Природные условия и народное хозяйство .



Примерные темы практических работ:

Описание основных компонентов природы своей местности.

Создание материалов о природе, проблемах и особенностях населения своей местности на основе различных источников информации.


9 класс

Хозяйство России

Вторичный сектор экономики.

Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность. Электроэнергетика Металлургия .География черной металургии. География цветной металлургии. Химическая промышленность .География химической промышленности. Лесная промышленность .Машиностроение. География машиностроения .Пищевая и легкая промышленность.

Третичный сектор экономики.

Состав. и значение сферы услуг .Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт. Водный транспорт .Авиационный ,трубопроводный транспорт .Связь. Наука .Жилищное и рекреационное хозяйство.

География крупных регионов.Районирование России.Зачем районировать территорию страны.

Районы России

Общая характеристика Европейской России.

Европейский Север .Факторы формирования района. Природа Европейского Севера. Население и хозяйственное освоение Европейского Севера. Хозяйство Европейского Севера

Северо-Западный район. Географическое положение. Природа Северо-запада. Население и хозяйственное освоение Северо-запада. Хозяйство Северо-запада.

Центральная Россия. Географическое положение. Природа Центральной России. Население и хозяйственное освоение Центральной России. Хозяйство Центральной России.

Европейский юг. Географическое положение. Природа Европейского юга. Население и хозяйственное освоение Европейского юга. Хозяйство Европейского юга.

Поволжье. Географическое положение. Природа Поволжья. Население и хозяйственное освоение Поволжья. Хозяйство Поволжья.

Урал. Географическое положение. Природа Урала. Население и хозяйственное освоение Урала. Хозяйство Урала.

Азиатская часть России.

Азиатская Россия Географическое положение.

Западная Сибирь. Географическое положение. Природа Западной Сибири. Население и хозяйственное освоение Западной Сибири. Хозяйство Западной Сибири.

Восточная Сибирь. Географическое положение. Природа Восточной Сибири.. Население и хозяйственное освоение Восточной Сибири. Хозяйство Восточной Сибири.

Дальний Восток .Географическое положение. Природа Дальнего Востока . Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока. . Хозяйство Дальнего Востока.

Примерные темы практических работ:

Работа с картографическими источниками: нанесение субъектов, экономических районов и федеральных округов РФ.

Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических материалов для определения особенностей хозяйства России.

Сравнение двух и более экономических районов России по заданным характеристикам.

Создание презентационных материалов об экономических районах России на основе различных источников информации.

Россия в мире

Россия в современном мире (место России в мире по уровню экономического развития, участие в экономических и политических организациях). Россия в мировом хозяйстве (главные внешнеэкономические партнеры страны, структура и география экспорта и импорта товаров и услуг). Россия в мировой политике. Россия и страны СНГ.

Примерные темы практических работ:

Составление картосхем и других графических материалов, отражающих экономические, политические и культурные взаимосвязи России с другими государствам

Хозяйство Республики Башкортостан..

Роль Башкортостана в экономике страны.Структура хозяйства .Топливно-энергетический комплекс.Комплекс отрослей производящих конструкционные материалы.Машиностроение.Агропромышленный комплекс.


Методическое обеспечение:


1. Баринова И.И, Плешаков А.А., Сонин Н.И.; «География. Начальный курс.» 5 класс. Москва, Дрофа», 2015г.  

 2. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. «География начальный курс.» 6 класс.  

Москва.Дрофа.2016г.                                                                                                                    

3. Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. «География. Материки, океаны,народы и страны.»7класс. Москва.Дрофа.2017г.                                                                                                     4.Дронов В.П ,Баринова И.И,В.Я.Ром «География России. Природа.Население.Хозяйство.», учебник по географии для 8 класса. М:- «Дрофа», 2017 г. 

5. Дронов В.П.,Баринова И.И., Ром В.Я. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. Москва. Дрофа. 2018г.  



 География Башкортостана 8-9 классы(авторы М.Ф.Хисматов, В.П.Сухов.)

 Атлас. «География 5, 6, 7, 8, 9 класс». М.: Дрофа. Издательство ДИК, 2013г.

 Контурные карты. «География 5, 6, 7, 8, 9 класс». М.: Дрофа. Издательство ДИК, 2016г.



3. Тематическое планирование


5 класс

п\п

Название раздела.

Практические

работы

Количество

часов

1.

Что изучает география.

1

6

2.

Как люди открывали землю.

1

3

3.

Земля во Вселенной.

-

10

4.

Виды изображений поверхности Земли.

2

4

5.

Природа Земли.

3

12


Всего:

7

35



6 класс

п\п

Название раздела.

Практические

работы

Количество

часов

1.

Введение.

-

1

2.

Виды изображений поверхности Земли.

4

10

3.

Строение Земли. Земные оболочки.

5

16

4.

.Биосфера. Географическая оболочка.

1

3

5.

Население Земли.

-

3

4.

Резервное время

-

1


Всего:

10

35

7 класс

п\п

Название раздела.

Практические

работы

Количество

часов

1.

Введение в курс.


3

2.

Главные особенности природы Земли

2

11

3.

Человечество на Земле.


3

4.

Характеристика материков Земли.

5

50

5.

Взаимодействие природы и общества.

1

2

6.

Обобщающее повторение.

-

1


Всего:

8

70




8 класс

п\п

Название раздела.

Практические

работы

Количество

часов

1.

Введение

-

1

2.

Россия на карте мира.

2

9

3.

Природа России.

4

32

4.

Население России.

1

8

5.

География своей местности


10

5.

Хозяйство России.

1

10


Всего:

8

70



9 класс

п\п

Название раздела.

Практические

работы

Количество

часов

1.

Введение

-

1

2.

Хозяйство России. .Вторичный сектор экономики.

5

14

3.

Третичный сектор экономики.

1

7

4.

География крупных регионов .Районирование России.

13

36

5.

Россия в мире.

1

1

6.

Хозяйство Республики Башкортостан.

-

9


Всего

20

68


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!