Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Аканинская средняя общеобразовательная школа им. П.С. Егорова»
СОГЛАСОВАНА Руководитель МО ____________/С.В.Чуручанова/ 31 августа 2021 г. | | СОГЛАСОВАНА И.о. директора __________ /А.А.Лукина/ 1 сентября 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «География»
Класс: 9
Учитель: Чуручанова С. В.
Всего: 68 часов, в неделю: 2 часа
Планирование составлено на основе программы для ОУ «География», А.И. Алексеев и др., УМК «Полярная звезда»
Учебник: География. Николина В.В., Алексеев А. И., Липкина Е.К. География. Москва "Просвещение", 2021
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании: примерной программы по учебным предметам. География. 9 класс М.: Просвещение, 2021. Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 9 класс : пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В. В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина - М.: Просвещение, 2021.
В условиях динамически развивающегося мира все большее значение приобретает географическое образование, обеспечивающее формирование у школьников географической культуры — одной из важнейшей составляющей общей культуры человека. Значимость географии в общей культуре человека определяется ее положением в системе образования как единственной интеграционной учебной дисциплины, изучающей природные и социально-экономические явления и процессы в их единстве и взаимосвязи.
Основная задача и побудительный мотив создания программы линии «Полярная звезда» — помочь школе обучить и воспитать географически грамотных граждан, готовых и к осознанному выбору профессии, и к будущей работе на благо своей страны.
Курс «География 9 класса» в структуре географического образования занимает центральное место. Его содержание направлено на становление человека как гражданина, патриота, рачительного хозяина своей страны и малой родины, активно участвующего в решении ключевых проблем. Особенностью содержания курса «География России» является его ориентация на личность учащегося и рассмотрение современных направлений географической науки с её проблемами, идеями, стратегиями. Этот курс, изучаемый в 8 и 9 классах, рассматривается как единый интегративный курс, обеспечивающий формирование целостной географической картины своей страны.
Конструирование курса основано на взаимодействии научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно- деятельностного, историко-проблемного, интегративного подходов, на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих
Базовое ядро включает:
— основное содержание в форме «вопрос — информация — вывод» и комплекс разнообразных материалов, предназначенных для более глубокого проникновения в тему;
— комплекс структурированных, понятных школьнику моделей деятельности с технологией самостоятельной работы, руководствами, алгоритмами действий для приобретения умений и навыков;
— комплекс иллюстраций и географических карт, несущих обучающую нагрузку;
— комплекс заданий (в том числе тестовых) — репродуктивных, практических, творческих (в том числе проектов), — материал для итогового контроля и самоконтроля;
— специальную систему повторения и подготовки — рубрику «Легкий экзамен».
Гибкая оболочка — это некое «пространство», в котором происходит развитие базового ядра: диверсификация и усложнение видов деятельности ученика, аппарата ориентировки, источников информации и форм ее подачи.
Особенностью учебников линии «Полярная звезда» является наличие параграфов-практикумов « Учимся с «Полярной звездой»», ориентированных на развитие географических и социальных коммуникативных и информационных компетенций. Это своеобразные географические исследовательские практики. В 8 классе таких параграфов - 3, а в 9 классе—14. Параграф - основная единица учебника и соответствует уроку. В 9 классе во всей полноте реализуется страноведческий подход к изучению территории, позволяющий в единстве рассмотреть особенности её природы, населения и хозяйства, показать человеческую деятельность во всех аспектах. При изучении конкретных районов выполняется уникальная образовательная функция географии - научить ученика видеть и воспринимать территориальные системы в целом, а не их компонентами.
Цели:
Основная цель курса – создать у учащихся целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие ее природных условий и ресурсов, населения и проблемы хозяйства, познакомить учащихся с этапами заселения и освоения территории России, разнообразными условиями жизни и деятельности людей в разных регионах страны.
Основные задачи курса.
Сформировать географический образ своей страны на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства;
Сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового географического пространства;
Показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране;
Вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.), так и современными (компьютерными);
Создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
Сформировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и в мире.
Подготовить учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени — к экономической, социальной и культурной). В то же время сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный человек должен быть готов быстро переориентироваться в ней: получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по-другому организовывать свою жизнь.
Планируемы результаты освоения учебного предмета
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а так же социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
5) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
6) освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
10) формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
11) осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
12) развитие эстетического восприятия через ознакомление с художественным наследием народов России и мира, творческой деятельности эстетической направленности.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
4) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
5) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
6) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств и информационных технологий (компьютеров, программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространённые инструменты и технические средства информационных технологий;
7) умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
8) умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
9) умение работать в группе — эффективно сотрудничать взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
10)умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.
Предметные результаты:
1)формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
8) создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Выпускник научится:
• выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
• ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
• представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
• проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
• оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
• различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
• использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
• описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
• устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;
• объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
• приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
• различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
• оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
• использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;
• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;
• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;
• объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
• оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
• использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
• различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
• использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
• находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
• различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;
• использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
• объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
• сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
• сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
• уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;
• описывать погоду своей местности;
• объяснять расовые отличия разных народов мира;
• давать характеристику рельефа своей местности;
• уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории
• приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;
• оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать простейшие географические карты различного содержания;
• моделировать географические объекты и явления;
• работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источникамигеографической информации;
• подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
• ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
• приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
• воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
• составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
• сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
• оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
• объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;
• оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;
• давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;
• делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
• наносить на контурные карты основные формы рельефа;
• давать характеристику климата своей области (края, республики);
• показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;
• выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
• оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
• объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России
• выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
• обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
• выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
• объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
• оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.
Содержание
Раздел 1
Тема 1 Хозяйство России 20 ч
Развитие хозяйства. Особенности экономики России. Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность. Электроэнергетика. Черная и цветная металлургия. Машиностроение. Химическая промышленность. Лесопромышленный комплекс. Сельское хозяйство. Растениеводство. Сельское хозяйство. Животноводство. Транспортная инфраструктура. Социальная инфраструктура. Информационная инфраструктура.
Раздел 2 регионы России.
Тема 2 Центральная Россия 7ч.
Пространство Центральной России. Экономико –географическое положение района, особенности. Экономическое окружение, положение по отношению к транспортным магистралям, по отношению к топливно-энергетическим и сырьевым базам страны. Изменение ЭГП района во времени. Освоение территории и население. Население Центральной России.
Центральный район. Особенность расположения. Промышленность в районе. Полезные ископаемые. Проблемы сельской местности.
Волго – Вятский район. Особенности. Своеобразие национальных республик.
Центрально- Черноземный район. Особенности и проблемы района. Специализация хозяйства.
Москва и Подмосковье. События в Москве. Продукция столичного города.
Европейский Северо-Запад 4ч
Северо – Запад. Пространство Северо- Запада. ЭГП, особенности района. Роль Новгорода, Санкт –Петербурга. «Окно в Европу». Освоение территории и население. Хозяйство района. Основа промышленности района, экономические связи. ЭГП после распада СССР. Калининградская область.
Санкт – Петербург – культурная столица России. Особенность облика Санкт-Петербурга.
Европейский Север 5ч
ЭГП, особенности, природные ресурсы, природные условия. Заселение освоение территории. Население и хозяйство района. Особенности городов. Проблемы освоения.
Европейский ЮГ 5ч
Северный Кавказ. ЭГП, особенности района. Природные ресурсы. Природные условия. Освоение территории. Население. География народов Европейского Юга. Особенности городов. Хозяйство и проблемы Северного Кавказа. Значение Европейского Юга для России. Перспективы развития.
Поволжье.5ч
ЭГП, состав района. Особенности природы и природные ресурсы. Освоение территории и заселение. Народы Поволжья. Крупнейшие города Поволжья. Хозяйство и проблемы Поволжья. Отрасли специализации.
Урал 5ч
ЭГП, состав района. Особенности природы и природные ресурсы. Освоение территории и заселение. Народы Урала. Роль Урала. Современная специализация Урала. Города.
Раздел 3. Азиатская Россия.
Тема 3 Сибирь 8ч
Пространство Сибири. ЭГП, состав района. Особенности природы и природные ресурсы. Освоение территории и заселение. Народы Сибири .хозяйство Сибири. Роль Транссибирской магистрали. Развитие Сибири в советский период.
Западная Сибирь. ЭГП, состав района. Особенности природы и природные ресурсы. Освоение территории и заселение. Народы. Главные отрасли специализации. Крупнейшие города Западной Сибири.
Восточная Сибирь. ЭГП, состав района. Особенности природы и природные ресурсы. Освоение территории и заселение. Народы В. Сибири. БАМ. Хозяйство района.
Дальний Восток 5ч ЭГП, состав района. Особенности природы и природные ресурсы. Освоение территории и заселение. Народы. Хозяйство Д.Востока. главные отрасли специализации. Перспективы развития.
Тема 4 Заключение 4ч
Соседи России. На стыке Европы и Азии. Границы России. Геополитическое влияние России. Экономическое влияние России. Современная Россия. Роль России в мировом хозяйстве. Как менялось положение России в международном разделение труда. Изучение своего края.
Республика Саха (Якутия).
Календарно-тематическое планирование по географии 9 класса (2ч в неделю, 68 часа)
№ урока | Дата | Тема урока | Тип урока | КЭС | Планируемы результаты | Примечание |
Предметные | УУД | Личностные | |
по плану | по факту |
1 | 02.09 | | Развитие хозяйства | Урок сообщения новых знаний | Формирование у обучающихся умения реализации новых знаний, понятий: коллективная работа по учебнику, по дополнительному материалу | - уметь давать определение экономики, отраслям хозяйства, секторам экономики | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к изучениюнового материала | |
2 | 06.09 | | Особенности экономики России | комбинированный | Формирование у учащихся способности к рефлексивной деятельности: ответы на вопросы по дом.зад., | - уметь определять структуру экономики России | Коммуникативные: осуществлять деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Регулятивные: составлять план и последовательность действий Познавательные: проводить анализ полученной информации | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии и истории | |
3 | 09.09 | | Портрет страны на фоне мира. | комбинированный | Формирование у учащихся способности к рефлексивной деятельности: ответы на вопросы по дом.зад | - уметь определять особенности своей страны | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии и истории | |
4 | 13.09 | | Топливно- энергетический комплекс, угольная промышленность | Комбинированный | Письменный опрос, фронтальный опрос, выполнение творческого задания | - межотраслевой комплекс, ТЭК, ТЭБ, угольная промышленность | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
5 | 16.09 | | Нефтяная промышленность | Комбинированный | Формирование у учащихся способности к рефлексивной деятельности: ответы на вопросы по дом.зад., фронтальный опрос | - нефтяная и газовая промышленность | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
6 | 20.09 | | Газовая промышленность | Комбинированный | Формирование у учащихся способности к рефлексивной деятельности: ответы на вопросы по дом.зад., фронтальный опрос | - нефтяная и газовая промышленность | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
7 | 23.09 | | Электроэнергетика | Комбинированный | Письменный опрос, фронтальный опрос, выполнение творческого задания | - электороэнергетика, энергосистема, типы электростанций | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
8 | 27.09 | | Черная металлургия | Комбинированный | Письменный опрос, фронтальный опрос, выполнение творческого задания | -черная металлургия, металлургический комбинат | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
9 | 30.09 | | Цветная металлургия | Комбинированный | Письменный опрос, фронтальный опрос, выполнение творческого задания | - цветная металлургия, металлургический комбинат | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
10 | 04.10 | | Машиностроение | Комбинированный | Письменный опрос, фронтальный опрос, выполнение творческого задания | - машиностроительный комплекс, отрасли машиностроения, факторы размещения | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
11 | 07.10 | | Химическая промышленность | Комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | - химическая промышленность, основная химия, химия органического синтеза | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
12 | 11.10 | | Лесопромышленный комплекс | Комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | Состав лесопромышленного комплекса, лесозаготовка, ЦБП | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
13 | 14.10 | | Сельское хозяйство. Растениеводство. | Комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | - сельское хозяйство, растениеводство, сельскохозяйственные угодья, зерновые и технические культуры | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
14 | 18.10 | | Сельское хозяйство. Животноводство. | Комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | -животноводство, отрасли животноводства | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
15 | 21.10 | | Пищевая промышленность. | Комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | - агропромышленный комплекс, состав АПК, легкая и пищевая промышленность, проблемы АПК | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
16 | 25.10 | | Транспортная инфраструктура. | Комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | - виды транспорта, грузооборот, пассажирооборот, транспортная магистраль, транспортный узел | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
17 | 04.11 | | Транспортная инфраструктура. | Комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | - виды транспорта, грузооборот, пассажирооборот, транспортная магистраль, транспортный узел | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
18 | 08.11 | | Социальная инфраструктура. | Комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | услуга -сфера услуг Территориальная организация сферы услуг | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
19 | 11.11 | | Сфера услуг своего района | Комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | услуга -сфера услуг Территориальная организация сферы услуг | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
20 | 15.11 | | Информационная инфраструктура | Комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | услуга -сфера услуг Информационная инфраструктура | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
21 | 18.11 | | Пространство Центральной России | комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | - знать понятие экономико – географическое положение, уметь определять | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
22 | 22.11 | | Центральная Россия: освоение территории и население | комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | - уметь работать с источниками географической информации и картами атласа | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
23 | 25.11 | | Центральный район | комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | -знать географические особенности территории, проблемы сельской местности | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
24 | 29.11 | | Волго – Вятский район | комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | - знать состав, своеобразие национальных республик, отрасли специализации | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
25 | 02.12 | | Центрально – Черноземный район | комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | -знать состав, особенности района, ресурсы, главные отрасли специализации | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
26 | 06.12 | | Учимся с «Полярной звездой» | Комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | - умение работать с текстом учебника, умение работать в группах | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
27 | 09.12 | | Москва –столица России | комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | - умение работать в группах | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
28 | 13.12 | | Пространство Северо - Запада | Уро сообщения новых знаний | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | - знать выгоды географического положения, особенности района | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
29 | 16.12 | | Северо – Запад: «окно в Европу» | комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | - географическое положение, роль Новгорода, положение Санкт –Петербурга, торговые связи | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
30 | 20.12 | | Северо – Запад: хозяйство | комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | - основа промышленного роста Санкт – Петербурга, распад СССР | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
31 | 23.12 | | Санкт –Петербург – вторая столица России | комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | - особенности города, особенности положения, современные функции | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
32 | 27.12 | | Пространство Европейского Севера | Урок изучения нового материала | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | - состав района, особенности положения, полезные ископаемые, развитие отраслей | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
33 | 10.01 | | Европейский Север: освоение территории и население | Комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | - освоение района, состав, народы, особенности городов, отрасли промышленности | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
34 | 13.01 | | Европейский Север: хозяйство и проблемы | Комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | - специализация района, экологические проблемы | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
35 | 17.01 | | Европейский Север: хозяйство и проблемы | Комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | - специализация района, экологические проблемы | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
36 | 20.01 | | Учимся с «Полярной звездой» | комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | - умение создавать карту | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
37 | 24.01 | | Пространство Северного Кавказа | Урок изучения нового материала | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | - ЭПГ, особенности, состав, природные условия и ресурсы | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
38 | 27.01 | | Северный Кавказ: освоение территории и население | комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | - народы, динамика русского населения, особенности городов | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
39 | 31.01 | | Северный Кавказ: хозяйство и проблемы | комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | - этапы хозяйственного освоения территории, АПК района, значение Кавказа | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
40 | 03.02 | | Северный Кавказ: хозяйство и проблемы | комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | - этапы хозяйственного освоения территории, АПК района, значение Кавказа | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
41 | 07.02 | | Учимся с «Полярной звездой» | комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | - проектная деятельность | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
42 | 10.02 | | Пространство Поволжья | Урок изучения нового материала | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | - особенности ЭГП, природные ресурсы | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
43 | 14.02 | | Поволжье: освоение территории и население | Комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | - заселение и освоение района, народы, размещение городов, специализация | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
44 | 17.02 | | Поволжье: хозяйство и проблемы | Комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | - влияние природных условий на сельское хозяйство района, хозяйство района | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
45 | 21.02 | | Поволжье: хозяйство и проблемы | Комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | - влияние природных условий на сельское хозяйство района, хозяйство района | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
46 | 24.02 | | Учимся с «Полярной звездой» | комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | - дискуссия, умение отстаивать свое мнение | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
47 | 28.02 | | Пространство Урала | Урок изучения нового материала | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | -состав района, ЭГП, особенности, природные условия и ресурсы | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
48 | 03.03 | | Урал: освоение территории и хозяйство | Комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | - металлургический район мира, роль Урала, специализация | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
49 | 07.03 | | Урал: население и города | Комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | - народы, особенности городов Урала | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
50 | 10.03 | | Урал: хозяйство | Комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | - металлургический район мира, роль Урала, специализация | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
51 | 14.03 | | Учимся с «Полярной звездой» | Комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | - умение анализировать ситуацию | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
52 | 17.03 | | Пространство Сибири | Урок изучения нового материала | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | - Эгп, особенности, умение оценить ЭГП | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
53 | 04.04 | | Сибирь: освоение территории и население | Комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | - освоение и заселение территории, народы, их занятия | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
54 | 07.04 | | Сибирь: хозяйство | Комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | - промышленные и транзитные функции Сибири, роль Транссибирской магистрали, развитие района | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
55 | 11.04 | | Сибирь: хозяйство | Комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | - промышленные и транзитные функции Сибири, роль Транссибирской магистрали, развитие района | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
56 | 14.04 | | Западная Сибирь | Комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | - главные отрасли специализации Западной Сибири, природные ресурсы | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
57 | 18.04 | | Западная Сибирь: хозяйство | Комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | - промышленные и транзитные функции Сибири, роль Транссибирской магистрали, развитие района | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
58 | 21.04 | | Восточная Сибирь | Комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | - отрасли специализации Восточной Сибири, БАМ | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
59 | 25.04 | | Учимся с «Полярной звездой» | Комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | - умение разрабатывать проект | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
60 | 28.04 | | Пространство Дальнего Востока | Урок изучения нового материала | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | - ЭГП, состав района, природные условия и ресурсы | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
61 62 | 02.05 05.05 | | Освоение территории и население (2ч) | Комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | - русские на Дальнем Востоке, народы, национальный состав населения, особенности расселения, городское население | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
63 | 09.05 | | Хозяйство | Комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | - природные ресурсы, экономика района, отрасли специализации | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
64 | 12.05 | | Учимся с «Полярной звездой» | Комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | -- умение разрабатывать проект | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
65 | 16.05 | | Соседи России | Комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | - границы России, взаимоотношения России и ее соседей | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
66 | 19.05 | | Сфера влияния России | Комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | - геополитическое влияние России, экономическое влияние России | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
67 | 24.05 | | Учимся с «Полярной звездой» | Комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | - уметь написать реферат | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
68 | 26.05 | | Учимся с «Полярной звездой» | Комбинированный | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, устный опрос, выполнение практической работы | - уметь написать реферат | Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе дополнительной интересной информации по географии | |
Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по ГЕОГРАФИИ
Код раз- дела | Код элемен- та | Элементы содержания |
1 | | ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ |
1.1 | Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть) |
1.2 | Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия |
2 | | ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК |
2.1 | Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли |
2.2 | Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка |
2.3 | Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли |
2.4 | Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды. |
2.5 | Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов |
2.6 | Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно- хозяйственные |
3 | | МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ, НАРОДЫ И СТРАНЫ |
3.1 | Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле |
3.2 | Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы |
3.3 | Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Многообразие стран, их основные типы |
4 | | ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ |
4.1 | Влияние хозяйственной деятельности людей на природу |
4.2 | Основные типы природопользования |
4.3 | Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере |
5 | | ГЕОГРАФИЯ РОССИИ |
5.1 | Особенности географического положения России |
| 5.1.1 | Территория и акватория, морские и сухопутные границы |
5.1.2 | Часовые пояса |
5.1.3 | Административно-территориальное устройство России |
5.2 | Природа России |
5.2.1 | Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа |
5.2.2 | Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота |
5.2.3 | Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны |
5.2.4 | Природно-хозяйственные различия морей России |
5.2.5 | Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв |
5.2.6 | Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность |
5.3 | Население России |
5.3.1 | Численность, естественное движение населения |
5.3.2 | Половой и возрастной состав населения |
5.3.3 | Размещение населения. Основная полоса расселения |
5.3.4 | Направления и типы миграции |
5.3.5 | Народы и основные религии России |
5.3.6 | Городское и сельское население. Крупнейшие города |
5.4 | Хозяйство России |
5.4.1 | Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России |
5.4.2 | Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов |
5.4.3 | География отраслей промышленности |
5.4.4 | География сельского хозяйства |
5.4.5 | География важнейших видов транспорта |
5.5 | Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал |
| 5.6 | Россия в современном мире |