СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 9 класс. Фгос.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа соответствует фгосам. применим к УМК: Дронов В. П., Ром О.Я. и другие.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 9 класс. Фгос.»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Елабуга

Хабаровского муниципального района Хабаровского края



«Рассмотрено»

на заседании ШМО

Протокол №___ от __________ г.

Руководитель МО:

____________________________

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

________Е.Г. Волкова

«____» _______2019 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ с.Елабуга

_________Т.В. Чеченихина







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

География 9 класс






Составитель: Лапина Оксана Викторовна

Учитель 1 категории










2019 г.



Пояснительная записка.

Рабочая программа по географии для 9 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

1) Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)

2) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;

3) Фундаментального ядра содержания общего образования;

4) Приказа Минобрнауки об утверждении федерального перечня учебников

5) Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренная решением федерального учебно -методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

6) Основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации;

7) Примерной программы по географии

8) Положение о проектной деятельности учащихся общеобразовательной организации;

9)Годовой календарный график МБОУ СОШ с. Елабуга на 2019 – 2020 учебный год, на основе которого устанавливается 34 недельная продолжительность учебного года.

10)Учебный план МБОУ СОШ с. Елабуга на 2019 – 2020 учебный год.

Общая характеристика учебного предмета

Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, экологическими, социальными проблемами, решаемыми Россией на данном этапе ее развития, возрождением России как великой евроазиатской державы. Курс «География России» служит одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России, их уважения к культуре и истории своей Родины и населяющих ее народов, экономического и эстетического образования школьников.

Основная цель курса – создать у учащихся целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие ее природных условий и ресурсов, населения, познакомить учащихся с этапами заселения и освоения территории России, разнообразными условиями жизни и деятельности людей в разных регионах страны.

Задачи программы:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Место учебного предмета в учебном плане:

География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится в 5 и 6 классах по 34 ч (1 ч в неделю), в 7 и 8классах по 68 ч., в 9 классе -68 ч (2 ч в неделю). Данная рабочая программа, согласно учебному плану МБОУ СОШ с. Елабуга на 2019-2020 учебный год предусматривает 68 часов в год, 2часа в неделю.

Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Предметные результаты

Обучающийся научится:

Использовать различные источники географической информации :(картографические, статистические, текстовые, фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, для решения учебных и практико-ориентированных задач;

-анализировать, обобщать географическую информацию;

-находить и формулировать по результатам наблюдений зависимости и закономерности;

-определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- выявлять в процессе работы с источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

-составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

-представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

-ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

-читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

-строить простые планы местности;

-создавать простейшие географические карты различного содержания;

-моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

-различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

-оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

-использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.

Обучающийся получит возможность научиться:

-оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими процессами, а также развитием глобальной коммуникационной системы.

-различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;

-сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;

-оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

-описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов;

-объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

-оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

-создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

-оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;

-делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.

2. Метапредметные результаты обучения

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками; сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

систематизировать информацию; структурировать информацию;

Обучающийся получит возможность научиться:

формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации; владеть навыками анализа и синтеза;

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

искать и отбирать необходимые источники информации; использовать информационнокоммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средствинформационнокоммуникационных технологий и сети Интернет; представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах; работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.); использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

Обучающийся получит возможность научиться:

создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами; составлять рецензии, аннотации;

выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог; находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

-уметь воспринимать информацию на слух, задавать вопросы.

-уметь слушать учителя, извлекать информацию из различных источников.

Обучающийся получит возможность научиться:

- выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

- вести дискуссию, диалог;

- находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

 Формирование ИКТ –компетентности

Обучающийся научится:

-подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;

-соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;

-правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);

- осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;

-входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;

- выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;

- соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.

Личностные результаты

У обучающегося будет сформировано:

- всесторонне образованной, инициативной и успешной личность, обладающая системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

Обучающийся получит возможность для формирования:

-уважения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Критерии контроля и нормы оценочной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является - оценка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы, устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1) усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2) материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3) показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4) допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5) не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7) отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает не полно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1) не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2) не делает выводов и обобщений.

3) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4) или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1) не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2) полностью не усвоил материал.

Примечание.

По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Нормы оценок выполнения практических работ.

“5” – правильно даны ответы по содержанию, нет погрешностей в оформлении;

“4” – погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию;

“3” – погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении;

“2” – серьезные ошибки по содержанию, отсутствие навыков оформления;

“1” – полное отсутствие знаний и умений, необходимых для выполнения работы, грубые ошибки по содержанию, непонимание сути задания.

Оценка тестовых работ.

88-100% - правильных ответов оценка «5»

62-87% - правильных ответов оценка «4»

37- 61% - правильных ответов оценка «3»

0– 36% - правильных ответов оценка «2»

Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

• соблюдение требований к его оформлению;

• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

• способность обучающегося понять суть задаваемых вопросов и сформулировать точные ответы на них.

Работа с контурными картами.

отметка «5» ставится, если контурная карта оформлена аккуратно в соответствии с правилами; местоположение всех географических объектов обозначено, верно; не допущено орфографических ошибок в написании географических объектов.

отметка «4» ставится, если контурная карта оформлена аккуратно в соответствии правилами, но есть небольшие помарки, или не указано местоположение двух-трёх объектов, или допущены орфографические ошибки в написании географических объектов.

отметка «3» ставится, если оформление контурной карты не соответствует правилам, указаны основные географические объекты, но имеются неточности в их расположении и (или) допущены орфографические ошибки в написании географических объектов.

отметка «2» ставится, если задание на контурной карте выполнено не верно, либо ученик не сдал контурную карту на проверку учителю

Содержание учебного предмета

Введение 4 ч

География как наука. Источники поучения знаний. Методы получения, обработки, передачи и представления информации.

Раздел 1. Россия на карте мира.

Административно-территориальное и политики административное деление страны. Природные условия и ресурсы. Природный потенциал. Геополитическое, экономическое и политическое положение России и ее влияние на другие государства. Границы государства.

Практические работы:

№1Характеристика экономико-географического положения России.

№2 Характеристика ЭГП России

Раздел 2. Население России (6ч).

Численность населения России, ее динамика. Естественный прирост и факторы, влияющие на его изменения. Половой состав и возрастной. Демографические проблемы. Народы. Основные языковые семьи и группы. Разнообразие религиозного состава. Межнациональные проблемы. Особенности урбанизации. Крупнейшие города и агломерации. Географические особенности расселения. Причины и типы миграций населения на территории России. Основная полоса расселения, зона Севера. Трудовые ресурсы. Проблема занятости населения.

Практические работы.

№3. Определение по статистическим материалам показателей естественного прироста населения.

№4. Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением РФ.

№5. Определение по картам размещения населения.

Раздел 3. Хозяйство России (27ч)

Развитие хозяйства России (3ч). Проблемы экономического развития страны. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Принципы размещения предприятий. Территориальная структура хозяйства.

Межотраслевые комплексы (24ч).

Машиностроительный комплекс. Состав. Место и значение. Факторы размещения предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Основные районы и центры на территории России. Особенности размещения предприятий .Проблемы и перспективы развития.

Практические работы.№6. Определение по картам главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

Топливно-энергетический комплекс. Состав, место и значение комплекса. Топливно-энергетические ресурсы. Размещение основных топливных баз и районов потребления энергии. Нефтяная и газовая промышленность. Основные районы добычи. Системы трубопроводов.

Угольная промышленность. Способы и качество угля. Хозяйственная оценка главных угольных бассейнов.

Электроэнергетика. Типы электростанций, факторы и районы их размещения. Энергосистема. Проблемы ТЭК.

Практические работы:№ 7. Составление характеристики одного из угольных бассейнов

Металлургический комплекс. Состав, место и значение комплекса. Основные факторы размещения предприятий и главные металлургические базы.

Черная металлургия. География черной металлургии. Цветная металлургия. Основные черты географии металлургии легких и тяжелых металлов. Проблемы и перспективы развития комплекса.

Практические работы:

№ 8. Определение по картам главных факторов размещения черной и цветной металлургии

№ 9. Составление характеристики одной из металлургических баз страны.

Химико-лесной комплекс. Состав, место и значение. Главные факторы размещения предприятий. Роль химической промышленности, отраслевой состав. География химико-лесного комплекса: основные базы. Проблемы и перспективы развития комплекса. Практические работы:

№ 10. Составление характеристики одной из баз химико-лесного комплекса.

Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение. Факторы размещения итипы предприятий АПК.

Сельское хозяйство: отраслевой состав. Главные районы размещения земледелия и животноводства.

Пищевая промышленность и легкая: отраслевой состав, основные районы и центры размещения. АПК и окружающая среда.

Инфраструктурный комплекс. Состав, место и значение. Влияние транспорта на размещение населения и хозяйства России.

Особенности разных видов транспорта. Важнейшие магистрали и узлы. Виды связи, их значение, размещение.

Социальная инфраструктура. Проблемы и перспективы развития.

Практические работы:

№ 11. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства.

Раздел 4. География крупных регионов России (21ч)

Районирование России . Виды районирования территории России. Различия территорий по условиям и степени хозяйственного освоения. Крупные природно- хозяйственные регионы страны: Север и Северо-запад, Центральная России, Поволжье, Европейский Юг, Урал, Сибирь и Дальний Восток.

Западный регион (14ч). Состав: Европейский Север, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал. Особенности географического положения, природы, истории развития, населения и специализация хозяйства регионов. Природный, человеческий и хозяйственный потенциал макрорегиона. Его роль в жизни страны. Население, география важнейших отраслей хозяйства. Внутренние природно-хозяйственные различия.

Практические работы.

№12. Составление схемы производственных связей СКЭР.

№13. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала. Пути решения экологических проблем.

Восточный регион (6ч). Состав: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток. Особенности географического положения, природы, истории развития, населения и специализация хозяйства регионов. Природный, человеческий и хозяйственный потенциал макрорегиона. Его роль в жизни страны. Население, география важнейших отраслей хозяйства. Внутренние природно-хозяйственные различия.

Практическая работа.

№ 14. Сравнительная характеристика хозяйства ЗСЭР и ВСЭР.

Раздел 5. Население и хозяйство Хабаровского края (8ч).

Численность населения, его динамика. Естественное и механическое движение . возрастной и половой состав. Размещение населения. Национальный состав.

Основные отрасли экономики и межотраслевые комплексы. ТЭК, лесная промышленность, АПК и другие отрасли.

Экономическое районирование края. Внешние экономические связи края. Место края в стране по основным показателям экономического развития. Основные формы внешнеэкономических связей края.

Практические работы :

№15. Особенности ЭГП Хабаровского края и влияние его на экономическое развитие края.

№16. Составление характеристики главных отраслей специализации промышленности края

Раздел 6. Россия в современном мире (2ч). Место России среди стран мира. Международные экономические связи, место в международном экономическом разделении труда.

Объекты Всемирного культурного наследия на территории России.

Распределение часов по разделам

Тема раздела

Количество часов по авторской программе

Практических и контрольных работ

1

Введение

4

2п.р,

2

Население России

6

1 к.р 3 п.р

3

Хозяйство России.

27

1 к.р 6 п.р

4

Районы России.

21

1 к. р 3 п.р

5

Россия в современном мире

2


6

Население и хозяйство Хабаровского края

7

1 к.р 2 п. р


Итого:

67, 1 резерв

4 к.р 16 п. р.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

1. Печатные издания

Учебник: География России. Население и хозяйство. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. – М.: Дрофа

Практические работы курса

«География России: население и хозяйство», 9 класс Всего -17 работ, из них обязательного оценивания 13

(кроме практических работ № 3,5,13,14)

Практическая работа №1 Характеристика экономико-географического положения России

Цель: формирование умений работать с политико-административной картой мира и Российской Федерации , определять соседей первого и второго порядка сопредельных государств стран СНГ (Ближнего) и Дальнего Зарубежья и наносить их на контурную

карту.

Практическая работа №2 Обозначение на контурной карте субъектов Российской Федерации и национально-территориальных образований.

Цель: формирование умений работать с политико-административной картой Российской Федерации, определяя структуру административно-территориального устройства и виды субъектов Федерации и наносить их на контурную карту.

Задание. Обозначить на контурной карте субъекты Российской Федерации, нанести на контурную карту национально-территориальные образования и края; определить по статистическим данным плотность населения отдельных субъектов Федерации; используя при этом тематические карты атласа и приложения.

Практическая работа № 3 Определение по статистическим материалам показателей естественного прироста населения.

Цель: формирование умений работать с демографическими показателями, картами плотности населения и политико-административного деления РФ, сравнивать, анализировать и выявлять факторы, влияющие на размещение населения в разных частях страны и формулировать выводы.

Задания. 1.Выберите не менее трех экономических районов и определите в них среднюю плотность населения с помощью статистических материалов карт атласа

2. По выявленным данным установите причины разной плотности населения в разных районах России и сделайте выводы.

Практическая № 4 Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением РФ Цель: формирование умений сопоставлять тематические карты и систематизировать информацию в виде таблицы.

Задание. Составить таблицу «Народы России, имеющие национально -территориальные образования в составе страны» используя при этом текст учебника, определить народы, не имеющие своего национально-территориального образования в составе России. Результат представьте в виде таблицы. Народы Место проживания

Практическая работа №5. Определение по картам размещения населения

Практическая № 6 Определение по картам главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

Цель: формирование умений приводить доказательства и называть примеры, подтверждающие возможность размещения предприятий отраслей хозяйства на основе знаний факторов размещения.

Задание. Обоснуйте своё решение, определив место размещения предприятий:

автомобильного завода; целлюлозно-бумажного завода; швейной трикотажной фабрики, атомной электростанции на территории России..

Практическая работа № 7 Составление характеристики одного из угольных бассейнов.

Цель: формирование умений составлять сравнительную экономико-географическую характеристику топливных баз страны по картам и статистическим показателям, сравнивать их между собой., определять воздействие их на окружающую среду и меры по её охране.

Задание. Используя текст учебника, карту атласа

«Угольная промышленность» сравните Кузнецкий и Канско-Ачинский угольные бассейны по плану и сделайте вывод о перспективах развития этих бассейнов.

План сравнения.

1. Географическое положение по отношению к потребителям.

2. Условия добычи.

3. Общегеологические и промышленные запасы.

4. Количество и качество добываемого угля.

5. Проблемы окружающей среды в районах добычи.

6. Возможные перспективы развития.

7. Общий вывод.

Практическая работа № 9 Составление характеристики одной из металлургических баз на основе карт и статистических данных.

Цель: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику металлургической базы страны по картам и статистическим показателям

Задание Используя текст учебника карты атласа охарактеризуйте Уральскую (Сибирскую) металлургическую базу по плану:

географическое положение;

источники сырья;

металлургические центры;

доля базы в производстве металла страны;

основные направления перевозок металла;

проблемы и перспективы развития.

Практическая работа № 10: Составление характеристики одной из баз химико-лесного комплекса.

Цель: формирование умений анализировать экономические карты и обосновывать принципы рационального размещения предприятий разного типа.

Задания. 1.Используя карты атласа , выявите центры.

2. Установите закономерность в их размещении.

Практическая работа №11 Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства..

Цель: проводить сравнительный анализ земельных и агроклиматических ресурсов для определения зональной специализации сельского хозяйства России.

Задания. 1.Используя карты атласа «Агропромышленный комплекс» текст учебника выполните задания 1-5 контурной

карты «Сельское хозяйство»

2. Выявите закономерности в размещении зон специализации сельского хозяйства, указав

причины территориальной специализации сельского хозяйства России.

Практическая работа №12 Составление схемы производственных связей СКЭР.

Цель: углубление знаний о разделении труда и производственных связях, существующих

между районами страны.

Практическая работа №13 Оценка экологической ситуации в разных частях Урала. Пути решения экологических проблем

Практическая работа №14. Сравнительная характеристика хозяйства ЗСЭР и ВСЭР.

Цель: углубление знаний о хозяйственной специализации отдельных экономических

районов страны на примере территорий Восточной экономической зоны России.

Задание Используя текст учебника, карты атласа

1.Определите хозяйственную специализацию двух районов Сибири.

2.Сравните специализацию хозяйства и сделайте вывод о сходстве и различии отраслей

специализации. Аргументируйте свои доводы.

Практическая работа №15. Особенности ЭГП Хабаровского края и влияние его на экономическое развитие края

Цель: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику территории по плану на основе экономических карт и текста учебника.

Задание. Дайте экономико-географическую характеристику по типовому плану, используя карты атласа, текст учебника План характеристики:

1.Особенности экономико-географического положения;

2.Природные условия и ресурсы;

3.Характеристика населения;

4.Специализация промышленности (крупные центры);

5.Специализация сельского хозяйства (вывозимая за пределы сельскохозяйственная продукция);

6.Перспективы и проблемы социально-экономического развития республики, изменение ее роли во внутригосударственном разделении труда.

















п/п

Наименование раздела

Тема урока

Кол-во часов

Практические работы

Дата проведения

План

Факт

Введение 4ч

1

Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации.

1




2

Географическое положение и границы России.

1

№1Характеристика экономико-географического положения России.



3

Виды и уровни географического положения.

1

№2 Обозначение на контурной карте субъектов Российской Федерации и национально-территориальных образований.



4

Государственная территория России. Тест

1




Население России

5

Исторические особенности заселения и освоения территории России.

1




6

Численность и естественный прирост населения.

1

№3. Определение по статистическим материалам показателей естественного прироста населения.



7

Национальный состав населения России

1

№4. Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением РФ.



8

Рынок труда, занятость населения России. Миграции населения

1




9

Городское и сельское население. Расселение населения.

1

№5. Определение по картам размещения населения.



10

Итоговое повторение по теме «Население России»

1

Контрольная работа №1 Население России



Экономика Российской Федерации

11

География основных типов экономики на территории России.


1




12

Проблемы природно-ресурсной основы экономики России.

1




13

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России.

1




География отраслей и межотраслевых комплексов 24ч

14

Научный комплекс

1




15


Машиностроительный комплекс: роль, значение и проблемы развития.

1




16

Факторы размещения машиностроения.


1

№6. Определение по картам главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения.



17

География машиностроения

1




18

Роль, значение и проблемы топливно-энергетического комплекса.

1




19

Военно-промышленный комплекс (ВПК)

1




20

Топливная промышленность:

нефтяная и газовая

1




21

Топливная промышленность: угольная


1

№ 7. Составление характеристики одного из угольных бассейнов



22

Электроэнергетика

1




23

Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества: состав и значение. Металлургический комплекс.

1




24

Факторы размещения предприятий металлургического комплекса.

1

№ 8. Определение по картам главных факторов размещения черной и цветной металлургии.



25

Черная металлургия

1




26


Цветная металлургия

1

№ 9. Составление характеристики одной из металлургических баз страны.



27

Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность.

1




28

Факторы размещения химических предприятий

1




29

Лесная промышленность

1

№ 10. Составление характеристики одной из баз химико-лесного комплекса.



30

Состав и значение агропромышленного комплекса.

1




31

Земледелие и животноводство.

1

№ 11. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства.



32

Пищевая и лёгкая промышленность.

1




33

Инфраструктурный комплекс. Состав комплекса. Роль транспорта.

1




34

Сухопутный транспорт

1




35

Водный и другие виды транспорта

1




36

Связь. Сфера обслуживания.

1




37

Итоговое повторение: География отраслей и межотраслевых комплексов

1

Контрольная работа №2 Хозяйство России



Региональная часть курса 21ч

38

Экономическое районирование России.

1




39

Общая характеристика Западного макрорегиона.

1




40

Центральная Россия. Состав, природные ресурсы, население.

1




41

Экономика Центральной России

1




42

Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмный районы.

1




43

Северо-Западный район.

1




44

Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы.

1




45

Население и хозяйство Европейского Севера.

1




46

Европейский Юг – Северный Кавказ.

Географическое положение, природные

условия и ресурсы.

1






47

Население и хозяйство Европейского Юга.

1

№12. Составление схемы производственных связей СКЭР.



48

Поволжье. Географическое положение. Население

1




49

Хозяйство Поволжья.

1




50

Урал. Географическое положение. Население.

1




51

Хозяйство Урала.

1

№13. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала. Пути решения экологических проблем.



52

Итоговое повторение по Западному макрорегиону.





53


Восточный макрорегион. Общая характеристика.

1




54

Западная Сибирь.


1




55

Восточная Сибирь

1

№ 14. Сравнительная характеристика хозяйства ЗСЭР и ВСЭР.



56

Дальний Восток.

1




57

Итоговое повторение по Восточному макрорегиону.

1




58

Обобщающее занятие «Районы России».

1

Контрольная работа №3 Районы России



Россия в современном мире

59

Россия в современном мире

1




60

Объекты мирового и культурного наследия России

1




География своего края. Население и хозяйство Хабаровского края

61

Административно-территориальное устройство Хабаровского края

1

№15. Особенности ЭГП Хабаровского края и влияние его на экономическое развитие края.



62

Природно-ресурсный

потенциал края

1




63

Население Хабаровского края.

1




64

Промышленность края.

География транспорта

1

№16. Составление характеристики главных отраслей специализации промышленности края



65

АПК края

1




66

География транспорта





67

Итоговый урок: экономическое развитие Хабаровского края


Итоговая контрольная работа


















18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!