СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 8 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 8 класса с планированием

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 8 класса»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Мужиново

Клетнянского муниципального района Брянской области


«Согласовано»

Зам.директора по УВР:

________________ С.Н. Борисенко

«___» _________________ 20____ г.

«Утверждено»

Директор школы:

_____________________ Н.А. Асоскова

Приказ № ____ о т «___» ___________ 20_ г





Рабочая программа

по географии

для 8 класса

2 часа в неделю, 68 часов за год



Составитель:

Галаганова Елена Сергеевна

1 кв. категория








20___-20___ уч. Год






















Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа «География. Россия: природа, население, хозяйство» 8 класс составлена на основании:

  • Стандарта основного общего образования по географии

  • Примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень, Сборник нормативных документов. География: М., «Дрофа», 2018 г.);

  • Методического письма «О преподавании учебного предмета «География» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» (2018 г.);

  • Авторской программы по географии для 8 класса общеобразовательных учреждений В.П. Дронова и Л.Е. Савельевой (М: Просвещение, 2017г)

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2021-2022 учебный год.

Учебный план МБОУ СОШ с. Мужиново на 2021 – 2022 учебный год.


Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.



Место предмета в учебном плане ОУ

Рабочая программа ориентирована на использование учебника География Россия: природа, население, хозяйство. Учебник В.П.Дронов, Л.Е.Савельева –М., Просвещение 2018

Количество часов: Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2–х учебных часов в неделю.

. Рабочая программа рассчитана на 68 часов.

  • Количество часов: всего - 68, в неделю - 2 .

  • Плановых контрольных работ - 10

  • Тестов - 13

  • Административных контрольных срезов - 2;

  • Практических работ – 20.

  • Основные формы организации учебной деятельности – уроки, система домашних работ, практические работы. При проведении уроков используются (беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры, информационно-коммуникативные технологии).

Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы, географические диктанты, работы с контурными картами.

Итоговый контроль проводится в форме тестирования.



Курс «География. Россия: природа, население, хозяйство» является центральным в системе школьного географического образования и открывает широкие возможности для реализации межпредметных связей с другими школьными предметами. Его основа — комплексная географическая характеристика России через триаду «природа — население — хозяйство» в пределах выделенных природно-хозяйственных зон. Курс «География. Россия: природа, население, хозяйство» завершает страноведческий компонент базового географического образования. Он опирается на знания, усвоенные учащимися при изучении предыдущих географических разделов. Важнейшая методологическая особенность данного раздела — его огромный мировоззренческий и воспитывающий потенциал, огромная роль в формировании гражданской идентичности, патриотизма, духовной и нравственной сферы учащихся.


Общая характеристика программы курса.

Цели и задачи курса.



Главная цель раздела «География. Россия: природа, население, хозяйство» — сформировать целостный географический образ нашей страны на основе ее комплексного изучения, воспитать патриотическое отношение к своей Родине. Для достижения этой цели изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:

  • сформировать у учащихся знания и представления о своей стране на основе комплексного подхода к изучению основных компонентов: природы, населения и хозяйства; России как целостном географическом регионе и субъекте мирового географического пространства, в котором протекают как глобальные, так и специфические природные, социально-экономические и экологические процессы;

  • сформировать представления о географических особенностях природы, населения и экономики России в целом, ее отдельных хозяйственных звеньев и районов;

  • сформировать представления о географических аспектах современных социально-экономических и экологических проблем страны;

  • продолжить развитие практических умений и навыков самостоятельной работы, способствующих активному и социально-ответственному поведению в российском пространстве;

  • продолжить воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к культуре и истории своей страны, своего родного края, народов, населяющих Россию.


Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Наряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный компонент, который представлен следующими темами (вопросами): географическое положение Ленинградской области; геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые; климат и климатические ресурсы; поверхностные и подземные воды; почвы и почвенные ресурсы; растительный и животный мир; природные комплексы, физико-географическое районирование, экологическая обстановка,население.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.


Результаты освоения курса географии

(сформированность УУД)



В результате изучения данного предмета в 8 классе обучающийся должен освоить знания об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине:

  1. Называть и (или) показывать:

  • предмет изучения географии России;

  • основные средства и методы получения географической информации;

  • субъекты Российской Федерации;

  • пограничные государства;

  • особенности географического положения, раз­меры территории, протяженность морских и сухо­путных границ России;

  • границы часовых поясов;

  • основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

  • климатообразующие факторы, особенности по­годы в циклонах и антициклонах;

  • распределение рек страны по бассейнам океа­нов;

  • основные области современного оледенения и крупные ледники;

  • зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и ре­гионах;

  • основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использова­ния;

  • важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансо­вые, торговые, рекреационные, культурно-истори­ческие, районы нового освоения, старопромыш­ленные и депрессивные;

  • народы, наиболее распространенные языки, ре­лигии;

  • примеры рационального и нерационального раз­мещения производства;

  • объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);

  • районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);

  • экологически неблагополучные районы России;

  • маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.

  1. Определять (измерять):

  • географическое положение объектов;

  • разницу в поясном времени территорий;

  • погоду по синоптической карте;

  • параметры природных и социально-экономиче­ских объектов и явлений по различным источни­кам информации.

  1. Описывать:

  • географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (эко­номико-географическое, геополитическое и т. д.);

  • образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленно­го, сельскохозяйственного, городского, транспорт­ного или рекреационного строительства;

  • особенности быта и религий отдельных народов.

  1. Объяснять:

  • роль географических знаний в решении со­циально-экономических, экологических проблем страны;

  • влияние географического положения на особен­ности природы, хозяйства и жизни населения Рос­сии;

  • образование и размещение форм рельефа, зако­номерности размещения наиболее крупных место­рождений полезных ископаемых;

  • образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;

  • влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

  • как составляют прогноз погоды;

  • распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и ос­воение территории человеком;

  • почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;

  • причины возникновения опасных природных яв­лений, их распространение на территории страны;

  • разнообразие природных комплексов на терри­тории страны;

  • различия в естественном приросте населения, темпах ого роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;

  • изменение пропорций между сферами, сектора­ми, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;

  • особенности природы, населения, хозяйства от­дельных регионов, различия в уровнях их социаль­но-экономического развития;

  • роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;

  • уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;

  • причины изменения природных и хозяйствен­ных комплексов регионов;

  • особенности орудий труда, средств передвиже­нии, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления челове­ка к окружающей среде в разных географических условиях;

  • объяснять причины географических явлений на основе применения понятий; «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; «мелиорация»; «агломерация»; «мегаполис»; «Трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специали­зация»; «кооперирование»; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсив­ный и «экстенсивный» пути развития хозяйства, «районирование», «географическое положение», «природные ресурсы», «экологический кризис».

5. Оценивать и прогнозировать:

  • природно-ресурсный потенциал страны, региона;

  • экологическую ситуацию в стране, регионе;

  • изменения природных и социально-экономиче­ских объектов под воздействием природных и ант­ропогенных факторов;

  • изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие

  • системы городских поселений;

  • развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.


Особенности формирования знаний и умений.

  • Связаны с появлением новых источников знаний (экономических карт, статистических данных, документов), усложнением содержания старых средств обучения.

  • Усложняются задания – спроектировать, спланировать, спрогнозировать. Многие работы проводятся на основе физико-географических характеристик.

  • В обучении необходимо использовать задания, которые нацелены на применение ранее полученных ЗУН, т.к. это способствует преодолению трудностей.

  • Регулярная опора на краеведческий материал,

  • Рекомендуется на уроке включать работу с текстом.

  • Задания включаются с постепенным усложнением – типовые, проблемные, творческие. Обязательно подключается работа с картой.

  • Большое место занимает работа со схемами, диаграммами с целью объяснения структуры и взаимосвязей объектов и явлений




Содержание программы

Учебно-тематический план

п/п


Наименование разделов и тем

Часы по планированию (рабочей программе)

В том числе на:


Лабораторно-

практические

работы

Проверочные (контрольные)

работы

1

Введение

1



2

ТЕМА I. Географическое пространство России – 8 часов

8

3

1

3

ТЕМА II. Природа России - 45 часов

45




Природные условия и ресурсы.

1



4

Раздел 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые -7часов

7

1

1

5

Раздел 2. Климат и климатические ресурсы – 10 часов

10

4

1

6

Раздел 3. Внутренние воды и водные ресурсы – 8 часов

8

4

1

7

Раздел 4. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы – 4 часа

4

1

1

8

Раздел 5. Почва и почвенные ресурсы – 4 часа

4

1

1

9

Раздел 6. Природно-хозяйственные зоны – 11 часов

11

1

1


ТЕМА III. Население России – 13 часов

13

2

1


Итоговая контрольная работа.

1


1


Итого

68

17

9

Тематическое планирование

по учебнику География Россия: природа,население,хозяйство.

Авторы: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева (68 часов, 2 часа в неделю)


п/п

в/т

Тема урока

Дата проведения

план

факт



Введение – 1 час



1.

1.

Введение





ТЕМА I. Географическое пространство России – 8 часов



2.

1.

Границы России



3.

2.

Размеры территории. Часовые пояса.

Пр.р№1Определение поясного времени для разных городов России



4.

3.

Географическое положение России.

Пр.р№2Сравнение географического положения и размеров государственной территории России и других стран. Влияние ГП на природу и хозяйство России.



5.

4.

Россия в мире



6.

5.

Освоение и изучение территории России



7.

6.

Районирование



8.

7.

Административно-территориальное устройство России.

Пр.р№3 Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны



9.

8.

Обобщение по теме «Географическое пространство России»





ТЕМА II. Природа России - 45 часов



10.

1.

Природные условия и ресурсы.





Раздел 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые -7часов



11.

1.

Формирование земной коры на территории России



12.

2.

Рельеф



13.

3.

Изменение рельефа под воздействием внутренних процессов



14.

4.

Изменение рельефа под воздействием внешних процессов



15.

5.

Минеральные ресурсы и их использование.

Пр.р.№4Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых



16.

6.

Земная кора и человек



17.

7.

Обобщение по теме «Рельеф и недра»





Раздел 2. Климат и климатические ресурсы – 10 часов



18.

1.

Географическое положение и климат



19.

2.

Солнечное излучение и климат. Земная поверхность и климат



20.

3.

Воздушные массы и их циркуляция



21.

4.

Атмосферные фронты



22.

5.

Циклоны и антициклоны №5 Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды



23.

6.

Распределение температуры воздуха



24.

7.

Распределение осадков и увлажнения.

Пр.р.№6 Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны



25.

8.

Климатические пояса и области.

Пр.р.№7 Выявление способов адаптации человека к разным климатическим условиям.



26.

9.

Климат и человек

Пр.р.№8 Анализ физической карты и карт компонентов природы. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения



27.

10.

Обобщение по теме «Климат»





Раздел 3. Внутренние воды и водные ресурсы – 8 часов



28.

1.

Моря.



29.

2.

Особенности природы морей



30.

3.

Внутренние воды России. Реки.

Пр.р.№9 Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом



31.

4.

Внутренние воды России. Реки.

Пр.р.№10 Составление характеристики одной из рек, определение возможностей её хозяйственного использования



32.

5.

Озера, водохранилища, болота



33.

6.

Подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.

Пр.р.№11 Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата



34.

7.

Вода и человек.

Пр.р.№12 Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России



35.

8.

Обобщение по теме «Внутренние воды и моря»





Раздел 4. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы – 4 часа



36.

1.

Растительный мир



37.

2.

Животный мир.

Пр.р.№13 Прогнозирование изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.



38.

3.

Биологические ресурсы и человек.



39.

4.

Обобщение знаний по теме «Растительный и животный мир»





Раздел 5. Почва и почвенные ресурсы – 4 часа



40.

1.

Почвы и факторы их образования



41.

2.

Основные типы почв России



42.

3.

Почвы и человек.

Пр.р.№14 Выявление свойств и особенностей хозяйственного использования почв своей местности



43.

4.

Почвенные ресурсы России. Обобщение по теме «Почвы»





Раздел 6. Природно-хозяйственные зоны – 11 часов



44.

1.

Природные районы и природно-хозяйственные зоны



45.

2.

Природа арктических пустынь, тундр и лесотундр



46.

3.

Население и хозяйство в Арктике и тундре



47.

4.

Природа лесных зон



48.

5.

Население и хозяйство лесных зон



49.

6.

Природа лесостепей и степей.

Пр.р.№15 Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах



50.

7.

Население и хозяйство степной и лесостепной зон



51.

8.

Засушливые территории России



52.

9.

Горные области



53.

10.

Природные ресурсы. Охрана природы и особо охраняемые территории



54.

11.

Обобщение знаний по теме «природно-хозяйственные зоны»





ТЕМА III. Население России – 13 часов



55.

1.

Численность населения



56.

2.

Почему снижалась численность населения России.



57.

3.

Мужчины и женщины.



58.

4.

Молодые и старые



59.

5.

Народы.

Пр.р.№16 Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений.



60.

6.

Языки



61.

7.

Религии.



62.

8.

Размещение населения.

Пр.р.№17Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих население страны и её отдельные территории.



63.

9.

Города России. Урбанизация.



64.

10.

Сельские поселения и сельское население.



65.

11.

Миграции населения.



66.

12.

География миграций.



67.

13.

Обобщение по теме «Население России»



68.

1.

Итоговая контрольная работа.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!