СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 8 класс, линейка Дронова

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка рабочей программы по географии 8 класс, учебнику Дронова В.П.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 8 класс, линейка Дронова»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « Якутская городская национальная гимназия «Айыы Кыhата»»


«Рассмотрено»

На заседании кафедры естественных наук

Протокол№ от

« » 2018г.



Руководитель ШМО

/ Дьяконова М.Н../

ФИО

«Согласовано»

на МСМОБУ

«ЯГНГ «Айыы кыьата»» Протокол№

Заместитель директора по УВР



/ Сухаринова О.П./

ФИО

«» 2018г.

«Утверждаю»

Директор МОБУ





Шамаева Л.П.


___________ / Шамаева Л.П./

ФИО

Приказ№ от

« » 2018 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ

8 класс


Срок реализации программы: 2018 / 2019 учебный год.

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии.

  • Программы по географии для школ изучением предмета: 5-9 кл./ автор программы В.П. Дронов


Программу составил: учитель географии высшей категории Ильина Кюннэй Анатольевна









  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по географии составлена на основе: Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014), федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по географии (Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011г.), с учетом авторской программы по географии (Программа курса «География». 5-9 классы / авт. –сост. под ред. В. П. Дронова / И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева. — М.: Дрофа, 2017.

Рабочая программа ориентирована на Концепцию школы «Айыы Кыһата» - «Становление учащегося, учащего себя»

Для реализации программного содержания курса используются следующие учебники:

1. География России. Природа, население, хозяйство. 8 класс. Учебник (авторы В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром).

2. География России. Природа, население, хозяйство. 8 класс. Электронное приложение.

Программа рассчитана на 78 часов в год (2 часа в неделю)

Программой предусмотрено проведение:

- практических работ 16

- итоговое тестирование

Рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России с учетом:

-требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

-планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;

-общих и предметных положений Фундаментального ядра содержания общего образования;

Примерной программы основного общего образования по географии и авторской рабочей программы В. П. Дронов. Курс «География России» (8—9 классы) для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов дициплин естественно-научного цикла. Курс «География России» (8—9 классы) занимает центральное место в системе школьной географии. Именно этот курс завершает изучение географии в основной школе, что определяет его особую роль в формировании комплексных социально ориентированных знаний, мировоззрения, личностных качеств школьников.

Рабочая программа ориентирована на Концепцию школы «Айыы Кыһата» - «Становление учащегося, учащего себя»

Общая характеристика учебного предмета,курса географии

Курс «Географии России» завершает базовое географическое образование создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Курс служит одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России, их уважения к культуре и истории своей Родины и населяющих ее народов, экономического и эстетического образования школьников.

Основными целями курса являются: формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире;

воспитание любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих ее народов;

формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны.

Основные задачи данного курса: формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;

формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих ее народов;

развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников — карт, учебников, статистических данных, интернет-ресурсов;

развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;

создание образа своего родного края;

Программа построена с учетом принципа формирования уровней сформированности отношений учащихся к процессу становления в себе учащегося, учащего себя в аспекте личностного самоопределения. В основной ступени общего образование решается задача: становление учащегося, учащего себя через жизненные ситуации, где преобладает обучение себя:

-умение оценивать правильность деятельности (выработка критериев);

-умение видеть основу деятельности и управлять деятельностью;

-умение планировать деятельность;

-умение быть успешным.

В 8 классе учащиеся учится открыть себе, чтобы утвердить себя через понимание своего отношения к деятельности и собственной жизни.


Контроль уровня обученности учащихся

Тема

Контрольно-оценочная деятельность


Тематический контроль (тестирование)

практические работы

1

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ (8 ч)

1

3

2

Природа России (26 ч)

ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ, РЕЛЬЕФ, ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ (5 ч)

1

1

3

КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (6 ч)


1

3

4

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ (3 ч)

1

3

5

ПОЧВА И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ (3 ч)

1

1

6

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (2 ч)


1

1

7

ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ (7 ч)


1


8

Население России (7 ч)


1

2

9

Хозяйство России (9 ч)

1

1

10

ПЕРВИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ — ОТРАСЛИ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИЕ ПРИРОДУ (7 ч)


1

2


Годовая контрольная работа

1

16


Требования к оценке знаний, умений и навыков учащихся.

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. ответ самостоятельный;

5. наличие неточностей в изложении географического материала;

6. определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

9. понимание основных географических взаимосвязей;

10. знание карты и умение ей пользоваться;

11. при решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

не делает выводов и обобщений.

не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

имеются грубые ошибки в использовании карты.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

выполнил работу без ошибок и недочетов;

допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

не более двух грубых ошибок;

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух-трех негрубых ошибок;

или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

или если правильно выполнил менее половины работы.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка КИМ итоговых работ и срезов остаточных знаний

Для итогового контроля используется контрольно-измерительный материал (КИМ) представленный в форме, отражающей специфику тестов в формате ЕГЭ (части А, В, С). Это позволит уже с 6 класса обучать школьников работе с тестовым материалом, что будет чрезвычайно полезным при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

Предложенный материал можно использовать на любом этапе урока — при проверке домашнего задания, закреплении материала, контроле и оценке знаний.

Комментарии для учителя по выполнению заданий и их оценке

Тематические тесты содержат 7 вопросов и заданий. Все вопросы и задания разделены на три уровня сложности (А, В, С).

Уровень А — базовый (4 вопроса). К каждому заданию даются 4 варианта ответа, только один из которых верный.

Уровень В — более сложный (2 вопроса). Каждое задание этого уровня требует краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр).

Уровень С — повышенной сложности (1 вопрос). При выполнении этого задания требуется написать развернутый ответ.

Итоговые тесты (после изучения крупной темы, годовые) содержат 12 вопросов и заданий, также трех уровней сложности.

На выполнение тематических тестов отводится 7—15 минут. Эти тестовые задания учитель может использовать на каждом уроке, привлекая к проверке знаний отдельных учащихся или весь класс. Количество заданий обусловлено временем, выделяемым обычно на уроке на проверку домашнего задания.

На выполнение итоговых тестов отводится 40—45 минут, и хотя учителю бывает сложно выделить целый урок на проверку и закрепление полученных знаний, делать это целесообразно в связи с необходимостью подготовки учащихся к сдаче Единого государственного экзамена.

очищают сточные воды, используются в производстве лекарств и продуктов питания, участвуют в круговороте веществ, образовывая и разлагая органические вещества. Открытие патогенных бактерий позволило найти средства борьбы с болезнями.

Критерии оценки ответов

В зависимости от вида задания используются различные формы оценивания.

За каждое правильно выполненное задание под литерой А начисляется 1 балл.

Дихотомическая система оценивания используется при проверке отдельных заданий открытой формы с кратким ответом из части В. За каждое правильно выполненное задание под литерой В начисляется от 1 до 4 баллов, в зависимости от типа задания.

Часть С состоит из одного задания и представляет собой небольшую письменную работу (связный ответ или минисочинение), выполняемую на отдельном листе бумаги. За каждый критерий учащийся получает баллы, из которых складывается суммарный балл.

Ответы на задания части С в 6 классе предполагают небольшой объём. Учитель может ставить оценку за это задание, исходя из традиционной пятибалльной системы.

Система оценки тестов не является самоцелью. Она лишь ориентируется на систему оценок заданий ЕГЭ, с тем чтобы ученики постепенно привыкли к другой системе оценки знаний и умений и понимали соответствие этой оценки оценке по традиционной, пятибалльной системе.

80% от максимальной суммы баллов — оценка «5»;

60-80% - оценка «4»;

40—60% - оценка «3»;

0—40% — оценка «2». Оценка «хорошо/отлично», рейтинг, портфолио, индивидуальные проекты и достижения (олимпиады, отчеты, сообщения, доклады, презентации)

Вес оценок:

1. ДКР, контрольная работа, зачет - 40

2. Лабораторная, практическая работа – 30

3. Самостоятельная работа – 20

4. Домашняя работа – 10.

Учебно- тематический план

Тема

Количество часов

В том числе

Практических работ

1

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ (8 ч)

8

1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов России.

2. Сравнительная характеристика географического положения России, США и Канады.

3. Анализ административно-территориального деления России.


2

Природа России (26 ч)

ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ, РЕЛЬЕФ, ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ (5 ч)

5

4. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.


3

КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (6 ч)


6

5. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

6. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

7. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

4

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ (3 ч)


3

8. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования.

9. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.

10. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.

5

ПОЧВА И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ (3 ч)

3

11. Выявление условий образования основных типов почв и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.


6

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (2 ч)


2

12. Прогноз изменения растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.



ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ (7 ч)


7



Население России (7 ч)


7

13. Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России. 14. Характеристика особенностей миграционного движения населения России.


Хозяйство России (9 ч)

9

15. Определение по картам типов территориальной структуры хозяйства России.

4

ПЕРВИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ — ОТРАСЛИ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИЕ ПРИРОДУ (7 ч)


7

16. Выявление и сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России. 17. Определение главных районов животноводства в России.



География Якутии (17 ч)


17


всего

68ч

16

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. 8—9 КЛАССЫ

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ПРИРОДА, НАСЕЛЕНИЕ. ХОЗЯЙСТВО. 8 КЛАСС

(2 ч в неделю, всего 68 ч, из них 17 ч — резервное время для изучения регионального компонента)

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Что изучает география России. Географический взгляд на Россию: разнообразие территории, уникальность географических объектов.

Часть I. Россия на карте мира (8 ч)

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ (8 ч)

Границы России. Что такое государственная граница и что она ограничивает. Каковы особенности российских границ. Сухопутные границы России. Морские границы России. С кем соседствует Россия.

Россия на карте часовых поясов. Что такое местное и поясное время. Что такое декретное время и для чего оно нужно.

Географическое положение России. Какие типы географического положения существуют.

Физико‑географическое, экономико‑географическое и транспортно‑географическое положение России. Где расположены крайние точки России. Как на разных уровнях оценивается экономико-географическое положение России. Чем различаются потенциальные и реальные выгоды транспортно-географического положения страны.

Геополитическое, геоэкономическое, геодемографическое, этнокультурное и эколого‑географическое положение России. В чем сложность геополитического положения России. В чем сходство геоэкономического и геодемографического положения России. Этнокультурное положение России. Эколого-географическое положение.

Как формировалась государственная территория России. Где началось формирование государственной территории России. Как и почему изменялись направления русской и российской колонизации.

Этапы и методы географического изучения территории. Как первоначально собирались сведения о территории России. Как шло продвижение русских на восток. Как исследовалась территория России в XVIII в. Что отличало географические исследования в XIX в. Что исследовали в XX в. Какие методы использовались для географического изучения России.

Особенности административно‑территориального устройства России. Для чего необходимо административно-территориальное деление. Что такое федерация и субъекты Федерации. Как различаются субъекты Федерации. Для чего нужны федеральные округа.

Практические работы. 1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов России. 2. Сравнительная характеристика географического положения России, США и Канады. 3. Анализ административно#территориального деления России.

Часть II. Природа России (26 ч)

ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ, РЕЛЬЕФ, ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ (5 ч)

Геологическая история и геологическое строение территории России. В чем особенности строения рельефа нашей страны. Где расположены самые древние и самые молодые участки земной коры на территории России.

Рельеф России. Каковы особенности рельефа России. Как размещены основные формы рельефа на территории нашей

страны.

Как и почему изменяется рельеф России. Как внутренние и внешние процессы влияют на формирование рельефа России. Какие территории нашей страны испытывают неотектонические движения земной коры. Как влияет на рельеф деятельность ледников.

Стихийные природные явления в литосфере. Что такое стихийные явления природы. Какие стихийные явления происходят в литосфере.

Человек и литосфера. Влияет ли земная кора на жизнь и хозяйственную деятельность людей? Жизнь и хозяйствование на равнинах. Жизнь и хозяйствование в горах. Как человек воздействует на литосферу.

Практические работы. 4. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (6 ч)

Факторы, определяющие климат России. Что влияет на формирование климата. Влияние географической широты на климат. Влияние подстилающей поверхности. Циркуляция воздушных масс.

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Распределение тепла на территории России.

Распределение осадков на территории нашей страны. Что показывает коэффициент увлажнения.

Сезонность климата. Чем обусловлена сезонность климата. Как сезонность повлияла на особенности этнического характера. Как сезонность климата влияет на жизнедеятельность человека.

Типы климатов России. Арктический и субарктический климат. Климат умеренного пояса.

Климат и человек. Как климат влияет на жизнь людей. Что такое комфортность климата. Как взаимосвязаны климат и хозяйственная деятельность людей. Какие климатические явления называют неблагоприятными.

Практические работы. 5. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. 6. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. 7. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ (3 ч)

Разнообразие внутренних вод России. Реки. Влияние внутренних вод на природу и жизнь человека. Реки. Куда несут свои воды российские реки. Почему многие реки России медленно текут. Как климат влияет на реки.

Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Озера. Болота. Подземные воды. Многолетняя мерзлота. Ледники.

Водные ресурсы и человек. Роль воды в жизни людей. Водные ресурсы. Неравномерность распределения водных ресурсов. Годовые и сезонные колебания речного стока. Большое потребление и большие потери воды. Рост загрязнения воды.

Практические работы. 8. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования. 9. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. 10. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.

ПОЧВА И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ (3 ч)

Образование почв и их разнообразие. Что такое почва. Под влиянием каких факторов образуются почвы. Основные свойства и разнообразие почв.

Закономерности распространения почв. Главные типы почв России. Закономерности распространения почв на территории России.

Почвенные ресурсы России. Значение почвы для жизни человека. От чего нужно охранять почву. Роль мелиорации в повышении плодородия почв. Охрана почв.

Практические работы. 11. Выявление условий образования основных типов почв и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (2 ч)

Растительный и животный мир России. Разнообразие живой природы России. Основные типы растительности России. Разнообразие животного мира России.

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Живые организмы на Земле. Охрана живой природы.

Практические работы. 12. Прогноз изменения растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ (7 ч)

Разнообразие природных комплексов. Что такое природно-территориальный комплекс (ПТК). Физико-географическое районирование. Моря как крупные природные комплексы. ПТК природные и антропогенные.

Природно‑хозяйственные зоны России. Что такое природная зональность. Почему мы называем эти зоны природно-хозяйственными.

Арктические пустыни, тундра и лесотундра. Природные особенности безлесных территорий Севера. Каковы основные виды природопользования на северных территориях.

Леса. Какие леса растут в России. Зона тайги. Зона смешанных и широколиственных лесов.

Лесостепи, степи и полупустыни. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу степей и лесостепей. Географическое положение пустынь и полупустынь в России.

Высотная поясность. Влияние гор на природу и человека.Где в нашей стране наиболее ярко выражена высотная поясность.

Особо охраняемые природные территории. Что такое особо охраняемые природные территории (ООПТ). Сколько нужно иметь в стране заповедных территорий, чтобы обеспечить ее устойчивое развитие.

Часть III. Население России (7 ч)

Численность населения России. Как изменялась численность населения России. Что влияет на изменение численности населения.

Мужчины и женщины. Продолжительность жизни. Кого в России больше — мужчин или женщин. Сколько лет россиянину. Какова в России средняя продолжительность жизни.

Народы, языки и религии. Сколько народов живет в России. На каких языках говорят россияне. Какие религии исповедуют жители России.

Городское и сельское население. Какое население в России называют городским. Какие поселения называют сельскими.

Размещение населения России. Какова плотность населения в России. Почему население неравномерно размещено по территории страны. Что такое зоны расселения.

Миграции населения в России. Что такое миграции и почему они возникают. Что такое миграционный прирост. Как миграции влияют на жизнь страны.

Люди и труд. Что такое трудовые ресурсы и экономически активное население. От чего зависит занятость людей и безработица.

Практические работы. 13. Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России. 14. Характеристика особенностей миграционного движения населения России.

Часть IV. Хозяйство России (9 ч)

Что такое хозяйство страны? Что такое хозяйство страны и как оценить уровень его развития. Как устроено хозяйство России.

Как география изучает хозяйство. Что такое условия и факторы размещения предприятий. Что такое территориальная структура хозяйства.

Практические работы. 15. Определение по картам типов территориальной структуры хозяйства России.

ПЕРВИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ — ОТРАСЛИ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИЕ ПРИРОДУ (7 ч)

Состав первичного сектора экономики. Природные ресурсы. Что относят к первичному сектору экономики. Что такое природные ресурсы и как их подразделяют.

Природно‑ресурсный капитал России. Что такое природно-ресурсный капитал, и как он оценивается. Каковы проблемы использования природно-ресурсного капитала страны.

Сельское хозяйство. Чем сельское хозяйство отличается от других отраслей. Каков состав сельского хозяйства. Что такое агропромышленный комплекс.

Растениеводство. Какие отрасли растениеводства наиболее развиты в России. Как растениеводство влияет на окружающую среду.

Животноводство. Какие отрасли животноводства наиболее развиты в России. Как животноводство влияет на окружающую среду.

Лесное хозяйство. Сколько лесов в России. Можно ли рубить лес. Какова роль леса в российской истории и экономике.

Охота и рыбное хозяйство. Какую роль в современной жизни людей играет охота. Что такое рыбное хозяйство.

Практические работы. 16. Выявление и сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России. 17. Определение главных районов животноводства в России.

Структура курса «География Якутии» (8 класс, 17 часов)

Раздел I. Территория и географическое положение Якутии

Географическое положение республики (физико-географическое, эконо­мико-географическое, геополитическое). Особенности геоэкологического поло­жения Якутии (относительно объектов, влияющих на ее экологическое состоя­ние). Территория и границы. Часовые пояса.

Раздел II. Историко-географические особенности освоения Якутии

Этапы хозяйственного освоения территории. Карта освоения и заселения территории Якутии. Теория Ю.Мочанова о зарождении человека в Якутии. Ди- ринг-Юрях. Географические открытия и исследования на территории Якутии: землепроходцы и мореходы в XVII в., русские путешественники и исследовате­ли в XVIII - нач. XX вв. Академические экспедиции 1925 - 1930 гг., современ­ные исследования.

Раздел III. Природно-ресурсный фактор развития и жизнедеятельности

Тема 1. Рельеф и его хозяйственная оценка. Полезные ископаемые.

Основные формы рельефа Якутии. Карта рельефа суши. Геологическое строение. Платформенные и складчатые области. Орографическая схема Якутии. Горные породы. Влияние экзогенных факторов на формирование рельефа: эро­зионные, криогенные, карстовые, эоловые. Геологические памятники природы Якутии. Связь полезных ископаемых с рельефом и тектоническим строением. Карта минеральных ресурсов. Первооткрыватели важнейших полезных иско­паемых Якутии. Основные месторождения полезных ископаемых Якутии: алма­зов, золота, железных руд, оловянно-полиметаллических руд, фосфоритов, слю­ды, поделочных камней, угля, нефти, газа, минеральных источников. Проблема комплексной добычи и переработки полезных ископаемых: Влияние рельефа Якутии на хозяйственную деятельность и хозяйственной деятельности на рель­еф. Антропогенные формы рельефа: карьеры, отвалы, терриконы и др. Рекуль­тивация горных выработок. Опасные явления, связанные с литосферой: земле­трясения, вулканизм, оползни, обвалы, курумы, термокарст. Активизация опас­ных явлений природы в результате хозяйственной деятельности. Рельеф и чело­век в своей местности.

Тема 2. Климат и климатические ресурсы

Факторы, формирующие климат Якутии. Климатические карты Якутии. Солнечная радиация. Основные воздушные массы. Влияние географических факторов на климат. Особенности географического распределения основных климатических показателей (температуры января и июля, атмосферное давление января и июля, преобладающее направление ветров по сезонам года, атмосфер­ные осадки, испарение, испаряемость). Снежный покров. Типы погоды по сезо­нам года. Агроклиматические ресурсы. Климатическое районирование террито­рии. История открытия полюсов холода северного полушария. Мониторинговые наблюдения климата в Якутии. Изменения и колебания климата. Служба про­гнозов погоды. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей. Опасные явления, связанные с климатом. Заморозки, гололед, морозные туманы, засухи, наводнения, сели. Меры предупреждения и защиты от стихийных при­родных явлений. Влияние низких температур на жизнедеятельность населения.

Экстремально низкие температуры. Актированные дни. Адаптация населения к экстремально низким температурам. Влияние хозяйственной деятельности на состояние атмосферы и климат. Загрязняющие вещества в атмосфере. Источники загрязнения атмосферного воздуха. Основные загрязнители. Истощение озоно­вого слоя над Якутией. Климатические предпосылки, способствующие за­грязнению. Примеры изменения микроклимата. Особенности микроклимата в городах. Состояние атмосферного воздуха в главных городах республики. Смо­га. Морозные туманы. Климат и человек в своей местности.

Тема 3. Радиационная обстановка

Показатели радиационного фона в различных районах Якутии. Локальные источники радиоактивного загрязнения (ядерные взрывы и др.). Источники вы­сокой естественной радиоактивности (отвалы полезных ископаемых). Экологи­ческие последствия испытаний на Новой Земле, запуска ракетно-космических комплексов.

Тема 4. “Вечная мерзлота”

История изучения “вечной мерзлоты” в Якутии. Карта многолетней мерз­лоты. Первое сообщение о-«вечной мерзлоте» якутского воеводы Матвея Кров- кова (1686 год). Шахта Шергина. Исследования многолетнемерзлых горных по­род (ММГП) А.Ф.Миддендорфом (1844 - 1846 гг.). Роль Института мерзлотове­дения в исследованиях “Сибирского сфинкса”. Распространение, мощность, температура ММГП. Сезонное протаивание горных пород. Мерзлотные формы рельефа. Алас. ММГП - важнейший компонент природных комплексов Якутии. Благоприятное влияние “вечной мерзлоты” на хозяйственную деятельность. Влияние хозяйственной деятельности на ММГП: ухудшение мерзлотно­

экологической обстановки. Усиление естественного термокарста. Деградация мерзлотных ландшафтов. Сложные условия строительства и функционирования других отраслей хозяйства (например, проблемы водоснабжения, теплоснаб­жения, канализации, хранения и утилизации отходов и др.) вследствие повсе­местного распространения ММГП. Примеры последствий нерациональных способов строительства: разрушение зданий, дорог и др. Техногенные наледи. “Вечная мерзлота” и человек в своей местности. Специфика быта и хозяйствен­ной деятельности в условиях ММГП.

Тема 5. Моря ' . . '

Моря, омывающие Якутию. Карта морей. Происхождение морей. Харак­тер береговой линии. Исследования берегов и островов. Дрейфующие «острова» и исчезнувшие «земли». Рельеф дна. Свойства водных масс: деловитость, тем­пература, соленость. Схема морских течений. Климатические области Северно­го Ледовитого океана. Органический мир морей. Месторождения полезных ис­копаемых на шельфе морей. Хозяйственное использование морей. Северный морской путь и его освоение. Морские порты Якутии. Загрязнение вод в аквато­риях морских портов. Проблемы подводной добычи олова (на примере экс­плуатации месторождения в Ванькиной губе моря Лаптевых).

Тема 6. Внутренние воды и водные ресурсы

Речная сеть Якутии. Карта поверхностных вод. Открытие реки Лены П.Пяндой. Землепроходцы на других реках: Яне (Посник Иванов Губарь), Инди­гирке (И.Ерастов), Колыме (М.Стадухин). Водный режим рек и его особенности.

Ледовый режим рек. Малые реки. Краткая характеристика крупных рек. Влия­ние режима рек на хозяйственную деятельность. Опасные явления, связанные с внутренними водами: заторы, наводнения, тарыны. Влияние хозяйственной дея­тельности на реки. Загрязняющие вещества. Основные источники загрязнения. Степень загрязненности рек Якутии. Проблема недостатка питьевой воды на Лено-Амгинском междуречье. Водовод "Лена-Заречье".

Озера Якутии. Особенности происхождения озерных котловин. Термокар­стовые озера. Водный режим озер. Крупные озера. Озеро Сайсары- “колыбель якутов”.

Водохранилища в Якутии. Проблемы Вилюйского водохранилища. За­грязнения озерных вод. Подземные воды. Карта подземных вод. Центрально- Якутский артезианский бассейн. Использование подмерзлотных вод для водо­снабжения. Минеральные воды и лечебные грязи. Абалах (месторождение ле­чебных грязей). Ледники. Наледи (речные и грунтовые). Булуус (месторождение минеральной воды; наледь). Болота. Гидрологические памятники природы. Со­временные мониторинговые наблюдения. Охрана водных ресурсов от загрязне­ния и истощения. Рациональное водопользование. Вода и человек в своей мест­ности.

Тема 7. Растительный и животный мир, биологические ресурсы

Растительные сообщества Якутии. Животный мир Якутии. Карты расти­тельности и животного мира. Ареалы основных лесообразующих пород. Степ­ные виды растений и их распространение в Якутии. Зоогеографические районы. Ресурсы растительного мира: луга, пастбища, леса, оленьи пастбища, пищевые и лекарственные растения. Промысловые животные. Эндемики. Приспособи­тельные особенности растительных и животных организмов к экстремальным условиям среды. Естественная изменчивость растительного покрова, цикличе­ские изменения численности животных. Влияние человека на органический мир. Использование биологических ресурсов: лесных, охотничье-

промысловых, дикорастущих. Акклиматизация и интродукция животных (он­датра, норка, хорек, овцебык). Интродукция растений: культурные и декоратив­ные растения. Рациональное использование ресурсов растительного мира: пра­вила вырубки, охраняемые типы лесов, луге- и пастбищеоборот. Традиционные виды оборота угодий и мелиорации:' огораживание, кыстык, сайылык, отор, сельхозпалы, спуск озер, обводнение лугов, зарыбление озер. Традиции и обы­чаи по охране животных. Уменьшение биологического разнообразия, исчезно­вение отдельных видов, снижение биологической продуктивности и урожайно­сти, возникновение азональной флоры и фауны. Виды антропогенных преобра­зований биоты. Лесные пожары. Отрицательная роль весенних сельхозпалов. Красные книги животных и растений. Биота и человек в своей местности.

Тема 8. Почва и почвенные ресурсы

Факторы, формирующие почвы Якутии. Карта почв. Основные типы почв на территории Якутии, их отличия от других зональных типов почв. Мерзлотно­таежные палевые почвы. Низкая естественная продуктивность мерзлотных почв Якутии. Влияние хозяйственной деятельности на почвы: загрязнение тяжелыми металлами, пестицидами, эрозия и вторичное засоление почв. Основные источ­ники загрязнения почв, причины деградации почвенного покрова. Мероприятия по предупреждению разрушения и загрязнения почв. Восстановление почвенно­го покрова при рекультивации горных выработок. Замедленность образования почв в регионе. Почва и человек в своей местности.

Тема 9. Зональные природные комплексы

Природные комплексы Якутии. Карта природных комплексов. Зональные ландшафты равнин: арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга. Природные комплексы высотных поясов горных стран. Азональные типы ландшафтов: ту- куланы, степи, чараны. Сложные условия формирования, функционирования и эволюции геосистем в условиях сочетания экстремальных климатических факторов и наличия "вечной мерзлоты". Ранимость и слабая устойчивость ландшафтов. Наличие ландшафтов на пределе распространения. Зональные факторы жизни населения и ведения хозяйства. Геоэкологические проблемы природных комплексов (примеры нарушений, загрязнений, разрушений при­родных комплексов):

  1. - арктического и тундрового природных комплексов;

  2. - природных комплексов лесной зоны:

  • северотаежное редколесье, северотаежные природные комплексы гор, нагорий, плоскогорий Восточной Якутии;

  • северотаежные природные комплексы равнин;

  • среднетаежные природные комплексы: Центральноякутская равнина, природные комплексы плато среднетаежной подзоны, среднетаежные комплексы гор и нагорий. Природные комплексы своей местности.

Тема 10. Природные ресурсы

Типы и виды природных ресурсов Якутии. Карта минеральных ресурсов. Оценка обеспеченности природными ресурсами. Истощение некотрых видов природных ресурсов. Проблема комплексного использования природных ре­сурсов. Природные ресурсы своей местности.

Тема 11. Антропогенные ландшафты

Культурные, акультурные и деградированные ландшафты в Якутии и своей местности.

Раздел IV. Население и расселение

Особенности формирования коренного населения на территории Якутии. Динамика численности и воспроизводства населения. Карта численности и плотности населения. Причины изменения численности населения в современ­ный период. Миграции населения. Роль внешних миграций. Демографическая политика республики. Состав населения: половой, возрастной, национальный, религиозный. Карты народов Якутии, религии и верований. Проблемы малочис­ленных коренных народов Якутии. Трудовые ресурсы. Проблемы трудовых ре­сурсов. Занятость населения в отраслях хозяйства. Наиболее распространенные профессии. Северные льготы. Особенности расселения населения по территории Якутии. Влияние плотности населения на природную среду: "перенаселенность" некоторых районов Якутии по сравнению с оптимальным. Соотношение город­ского и сельского населения. Типы городских и сельских поселений. Урбанизи­рованные территории Якутии. Якутск - столица республики. Другие города Яку­тии. Влияние городов на здоровье населения. Адаптация человека к окружаю­щей природной среде с экстремальными природными условиями: одежда, жи­лище, питание, образ жизни. Эндемичные болезни и меры их профилактики. Тип социальной организации коренных народов Якутии: оседлый, полукочевой, кочевой. Традиционное природопользование коренных народов Якутии. Ра­циональные черты традиционного природопользования. Роль А.Кулаковского в осмыслении проблем природопользования в Якутии. Возрождение родовых общин. Проблемы сохранения качества генофонда народов Якутии. "Качество населения": здоровье и его факторы.

Раздел. VI. Окружающая природная среда и охрана природы

Современный этап взаимодействия общества и природы. Политика рес­публики в области охраны природы. Законодательство Республики Саха (Яку­тия) в области окружающей среды. Карты охраны природы и экологических проблем Якутии. Факторы нарушения природных комплексов. Экологически не­благополучные районы: Вилюйская группа районов, Лено-Амгинское междуре­чье, долина Туймаады, долинные леса северных рек, Яно-Индигирский горно­промышленный район, Южно-Якутский горно-индустриальный район. Эколо­гическое состояние городов и промышленных центров. Качество окружающей среды и его влияние на хозяйство и здоровье населения. Меры борьбы с загряз­нением природы. Охраняемые природные территории: заповедники, националь­ные парки, заказники, памятники природы, охраняемые зоны и режимы их охраны. Перспективная программа развития в республике системы охраняемых территорий. Красные книги Якутии. Геоэкологический мониторинг. Экологиче­ская экспертиза. Экологическая культура. Экологические постулаты коренных народов Якутии. \


Перечень географических объектов(номенклатура)

Пограничные с Россией государства (на суше): Норвегия, Финляндия, Эстония, Литва, Латвия, Польша, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, КНДР; на море: Япония, США.

Крайние точки России: г. Базардюзю, мысы: Челюскин и Дежнева, район г. Калининграда.

Моря, омывающие Россию: Балтийское, Баренцева, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Черное, Азовское.

Острова: Земля Франца-Иосифа, Врангеля, Северная земля, Новосибирские, Новая Земля, Колгуев, Курильские, Романова.

Полуострова: Кольский, Канин нос, Ямал, Гыданский, Таймыр, Чукотский, Камчатка.

Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Западный и Восточный Саяны, Бырранга, Верхоянский хребет, хребет Черского, хребет Джугджур, Сихотэ-Алинь, Становой хребет, Срединный хребет, Становое нагорье, Алданское нагорье, Патомское нагорье, Чукотское нагорье, Яблоновый хребет. Витимское плоскогорье, Северные Увалы, Тиманский кряж, Хибины.

Самые высокие вершины России: г. Эльбрус(5642), г. Дыхтау (5204), г. Шхара (5068), г. Казбек (5033)- Большой Кавказ, г. Белуха (4056).

Главные действующие вулканы: влк. Ключевская Сопка (4750), влк. Кроноцкая Сопка (3528), влк. Корякская Сопка (3456).

Равнины: Русская (Восточная - Европейская) и Западно-Сибирская равнины, Прикаспийская низменность, Ишимская равнина, Барабинская низменность, Среднесибирская плоскогорье, Северо-Сибирская и Колымская низменность.

Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Валдайская, Смоленско-Московская.

Бассейны полезных ископаемых: нефтегазоносные - Западная Сибирь (Уренгой, Медвежье, Сургут, Нижневартовск, Самотлор), Урал (Ишимбай, Урал), Поволжье; каменноугольные- Печорский, Кузнецкий, Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский; рудные - КМА (Курская магнитная аномалия), Урал (Магнитная, Благодать, Высокая, Медногорск, Карабаш, Сибай), Алтай, Норильск, Дальний Восток; фосфатные - Кольский п-ов.

Крупные реки России: Обь (с Иртышом), Амур (с. Аргунью), Лена, Енисей, Волга, Оленек, Колыма, Дон, Печора, Индигирка, Сев. Двина. Крупные озера России: Каспийское море, Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское с Псковским.

Республика Саха (Якутия)(номенклатура)

Орографические объекты: низменности - Северо-Сибирская, Яно-Индигирская, Колымская; Центральноякутская равнина, Средне-Сибирское плоскогорье, Алданское нагорье, Верхоянские горы и хребет Черского.

Реки: Лена, Витим, Олекма, Алдан, Амга, Вилюй, Марха, Анабар, Оленек, Яна, Хрома, Индигирка, Мома, Колыма.

Месторождения полезных ископаемых: алмазов - бассейны Вилюя, Анабара, Оленька; золота - Алданское, Аллах-Юньское, Куларское, Верхнеидигирское; олово - Яно-Индигирское; угля - Ленский, Тунгусский и Южно-Якутский бассейны, месторождения - Сангарское, Кангаласское, Джебарики - Хайское, Зырянское, Чульманское, нефти и газа - Талаканское, Иряляхское, Мастахское.


Проектные, исследовательские работы учащихся 8 класса

Четверть, раздел, тема

Проектная работа

Исследовательская работа, дискуссия

1 четверть

Россия на карте мира

Открытие и освоение территории России» виде презентации

Географические названия России как зеркало истории освоения её территорий

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

Создание схемы рисунка «Ледниковые формы рельефа» и «Термокарстовые формы рельефа»


Климат и климатические ресурсы

Составить схему-таблицу «Хозяйственная деятельность народа саха в различных климатических сезонах»

Раскрыть занятие народа саха «Мунха», «Куйуур». Составить сравнительную характеристику

Эссе «Грозит ли России потепление?»

2 четверть.

Почва и почвенные ресурсы

Создание картасхемы «Мелиорация земель в России, Якутии»


Растительный и животный мир России

Презентация растений и животных из красной книги Якутии


3 четверть.

Природное районирование

Составление картасхемы «Природные уникумы России»


Природа, население Якутии

Экологическая картасхема Якутии



Проект «Моя Якутия»



Разновозрастное сотрудничество. Образовательный проект для учащихся 4 класса


4 четверть.

Население России


Исследовательская работа «Моя семья как зеркало демографических процессов в России»



Эссе «Женщина в нашей семье»



Подготовится дискуссии «Миграционная подвижность населения России очень невелика. Хорошо это или плохо для развития страны?»


Перечень литературы и средств обучения

Основная литература

1. География России. Природа, население, хозяйство. 8 класс. Учебник (авторы В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром).

2. География России. Природа, население, хозяйство. 8 класс. Рабочая тетрадь (авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов).

Дополнительная литература

  1. География России. 8—9 классы. Методическое пособие (авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов).

  2. География России. Природа, население, хозяйство. 8 класс. Электронное приложение.

  3. География России. Природа, население, хозяйство. 8 класс. Диагностические работы

4. География. 6-10 классы. Активные формы обучения: нескучные уроки, интернет-викторины. Н.Н. Зинченко, Л.А. Звонцова. – Волгоград: Учитель, 2011.

5. География в таблицах. 6-10 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2008.

6. География.6-10 классы : сборник заданий и упражнений / Сиротин В.И. - М. : Дрофа, 2003.

7. Самостоятельные и практические работы по географии 6-10 классы: пособие для учителя. Сиротин В.И. - М.: Просвещение, 1998

8. Контрольно-измерительные материалы.8 класс. Е.А. Жижина, - М: ВАКО, 2018

Интернет - ресурсы.

1. ресурс ЕК (Единая коллекция ЦОР) http://school-collection.edu.ru/

2. карты Google http://maps.google.ru/?hl=ru

3. Google планета Земля http://earth.google.com/

4. блог ГЕОграфиня http://www.geografinya.blogspot.com

5. ресурс сетевых сообществ Открытый класс http://www.openclass.ru/

6. сервис You Tube (видеоролики для уроков)

7. представительство Сети творческих учителей http://www.it-n.ru/.

8. газета «География» http://geo. 1 september.ru/

9. Gismeteo.ru http://www.gismeteo.ru/maps.htm

10. Географическое общество России http://rgo.org.ru/'

11. клуб журнала «GEO» http: //www.geo.ru/

12. журнал «Вокруг света» http: //www.vokrugsveta. ru/

13. журнал «National geographic» http://wwvv. national -geographiс. ru/ngm/ngs/

14. великие путешественники, мореплаватели и географы http://www.geografia.ru/


Национальное географическое общество http://www.rusngo.ru/project/index.shtml

Средства мультимедиа:

    1. CD « Уроки географии .8 класс»

    2. DVD «Природные зоны России»

    3. Интерактивное учебное пособие «Наглядная география» 8 класс


Учебно- наглядные пособия:

1. Коллекция «Минералы и горные породы»

2. Портреты великих путешественников

3. Учебные пособия (плакаты по физической географии России)

4. Гербарий растений природных зон









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!