СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 8 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 8 класс»


Отдел образования администрации

Новоселицкого муниципального округа


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

с.Чернолесского Новоселицкого района





СОГЛАСОВАНО

на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от 27.08.2021


.






Рабочая программа по географии


8 класс



Реализация программы 2021 – 2022 учебный год




Программа составлена на основе

основной образовательной программы

основного общего образования 5-9 классы (ФГОС)




Учитель

Иванова Елена Ивановна


1.Планируемые результаты изучения учебного предмета «География»

Четвертый год обучения

Какие умения нужно сформировать:

– находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: оценивать влияние географического положения России на особенности природы, жизнь хозяйственную деятельность населения страны и её отдельных регионов;

– определять возраст пород, слагающих территорию, выявлять взаимосвязи между тектоническим строением и размещением крупных форм рельефа, зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом, объяснять закономерности распространения гидрологических опасных природных явлений на территории страны;

– описывать погоду территории по карте погоды, сравнивать показатели воспроизводства и качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран; на основе имеющихся знаний и сравнения дополнительных источников выделять информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной;

– выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей природы и (или) населения России;

– представлять в различных формах (таблицы, графики, географическое описание) географическую информацию, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

– различать изученные географические объекты, процессы и явления:

1. государственная граница и территория РФ, территориальные воды; исключительная экономическая зона, континентальный шельф России; страны – соседи РФ, географическое положение, местное, поясное и зональное время; федеративное устройство, субъекты РФ, федеральные округа, районирование, макрорегионы России;

2. природные условия и природные ресурсы; основные тектонические структуры на территории России, области современного горообразования, землетрясений и вулканизма, основные формы рельефа; древнее и современное оледенение, работа текучих вод, ветра, моря и их влияние на формирование рельефа России, антропогенные формы рельефа, минеральные ресурсы;

3. солнечная радиация и её виды, радиационный баланс, влияние подстилающей поверхности и рельефа на климат, циркуляция воздушных масс на территории России, атмосферные фронты, циклоны и антициклоны, испаряемость, коэффициент увлажнения, способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны, агроклиматические ресурсы, опасные и неблагоприятные гидрометеорологические явления, карты погоды, климатические изменения на территории России;

4. водные ресурсы, факторы почвообразования почв, основные зональные типы почв, почвенные ресурсы России, изменение почв в ходе их хозяйственного использования, меры по сохранению плодородия почв – мелиорация земель (борьба с эрозией, осушение, орошение, внесение удобрений);

5. природно-хозяйственные зоны России, прогнозируемые последствия изменений климата для разных природно-хозяйственных зон на территории России;

6. высотная поясность в различных горах на территории России, рациональное природопользование и устойчивое развитие, особо охраняемые природные территории России


(заповедники, заказники, национальные парки, объекты Всемирного природного наследия ЮНЕСКО);

7. рождаемость, смертность и естественный прирост, половой и возрастной состав и структура населения РФ, половозрастные пирамиды, Россия – многонациональное и поликонфессиональное государство, размещение населения, основная полоса (зона) расселения, городское и сельское население, виды городских и сельских населенных пунктов, урбанизация в России, крупнейшие города и городские агломерации, функции городов России, монофункциональные города;

8. виды миграций (внешние и внутренние, эмиграция и иммиграция), миграционный прирост, причины миграций и основные направления миграционных потоков в России;

– использовать знания о государственной территории и исключительной экономической зоне России, о мировом, поясном, декретном и зональном времени для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

– использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре и размещении населения, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

– сравнивать города России по численности населения, отдельные территории страны по плотности населения;

– использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни: сравнивать особенности компонентов природы отдельных частей страны, объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

– характеризовать основные этапы истории формирования и изучения территории России, вклад российских ученых и путешественников в освоении страны;

– классифицировать природные ресурсы, типы почв и типы климатов России;

– проводить классификацию населенных пунктов и регионов России по заданным основаниям;

– распознавать показатели, характеризующие состояние окружающей среды, демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов страны (естественное движение населения, рождаемость, смертность, внутренние и внешние миграции, миграционный прирост);

– показывать на карте и обозначать на контурной карте крупные формы рельефа, крайние точки и элементы береговой линии России; крупные реки и озера, границы климатических поясов и природных зон в пределах страны;

– описывать положение на карте: стран – соседей России, крупных форм рельефа и элементов гидрографической сети, границы природных районов крупнейших заповедников и национальных парков.



2. Содержание учебного предмета


Введение (1 час)

Изучение географии как один из способов познания окружающего мира. Главная задача географии – выяснение того, чем живут люди, как они взаимодействуют с окружающей средой и изменяют ее. Уникальность географических объектов. Разнообразие территории России. Географический взгляд на мир.


Раздел I Пространства России (6 часов)

Россия на карте мира. Доля России в населении и территории мира, Европы и Азии.

Географическое положение и размеры территории. Крайние точки территории, ее протяженность. Административно-территориальное устройство России. Субъекты Российской Федерации.

Границы России: сухопутные и морские. Россия на карте часовых поясов. Время поясное, декретное и летнее. Часовые пояса на территории России.

Практические работы. 1. «Обозначение на контурной карте пограничных государств, выделение цветом государств, ранее входивших в состав СССР. Оценка особенностей географического положения России». 2. «Решение задач на определение поясного времени»

Раздел II. Природа и человек

Тема 1. Рельеф и недра ( 4 часа)

Строение земной коры на территории России. Значение и влияние рельефа на жизнь людей. Возраст горных пород. Геологические и тектонические карты.

Важнейшие особенности рельефа России. Их влияние на природу, хозяйство, жизнь населения.

Современное развитие рельефа. Современные внешние и внутренние факторы рельефообразования. Влияние неотектонических движений на рельеф. Влияние человеческой деятельности на рельеф Земли.

Богатства недр России. Место России в мире по запасам и добыче полезных ископаемых. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду. Рекультивация Земель.

Практические работы: 1. «Обозначение на контурной карте главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа» Работа с контурной картой. 2. «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых» (оценочная)

Тема 2. Климат ( 6 часов)

Климат и человек. Общие особенности климата. Влияние географического положения и рельефа на количество тепла. Сезонность – главная особенность климата России. Россия – холодная страна.

Основные климатообразующие факторы. Солнечная радиация, суммарная солнечная радиация, их различия на разных широтах.

Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Распределение тепла и влаги по территории страны.

Разнообразие типов климата нашей страны и разнообразие условий жизни людей.

Практические работы: 1. «Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности. Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения» (оценочная).

Тема 3 Богатство внутренних вод России ( 6 часов)

Роль воды на Земле. Реки. Значение рек в заселении и освоении России. География российских рек. Сточные области. Жизнь рек. Падение и уклон рек; скорость течения, водоносность рек.

Разнообразие и значение озер России. Происхождение озерных котловин. Грунтовые и артезианские подземные воды. Многолетняя мерзлота.

Вода в жизни человека. Водные ресурсы. Проблемы рационального использования водных ресурсов.

Практические работы: 1. «Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования» (оценочная). 2. «Обозначение на контурной карте крупных рек и озер» Работа с контурной картой. 3. «Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России» (оценочная).

Тема 4. Почвы- национальное достояние страны ( 4 часа)

Значение почвы для становления человеческого общества. Почвы- особое «природное тело». Гумус – вещество, присущее только почве. География почв России.

Рациональное использование и охрана почв. Меры предупреждения и борьбы с почвенной эрозией и загрязнением почв.


работы:1. «Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования» (оценочная).

Тема 5 В природе все взаимосвязано (4 часа)

ПТК. Факторы формирования ПТК.

Зональность и азональность природных комплексов России. Практическое значение изучения свойств и размещение ПТК.

Свойства ПТК: целостность, устойчивость, значение для планирования хозяйственной деятельности.

Человек и ландшафты. Ландшафт и его компоненты – основные ресурсы жизнедеятельности людей. Культурные ландшафты – ландшафты будущего.

Тема 6 Природно-хозяйственные зоны. (10 часов)

Учение о природных зонах. В.В. Докучаев и Л.С. Берг – основоположники учения о ландшафтно-географических зонах.

Зональная обусловленность жизнедеятельности человека. Человеческая деятельность – важнейший фактор современного облика и состояния природных зон, превращения их в природно-хозяйственные .

«Безмолвная» Арктика и чуткая Субарктика. Вечная мерзлота, полярные дни и ночи, хрупкое равновесие природы.

Таежная зона. Характерные особенности ландшафтов. Разные виды тайги в России. Специфика жизни в таежных ландшафтах. Преобразование тайги человеком. Очаговое освоение и заселение.

Болота. Причины образования болот. Низинные и верховые болота. Торф и его свойства. Роль болот в природе.

Смешанные леса . – самая преобразованная деятельностью человека природная зона. Факторы разнообразия ее ландшафтов. Смешанные леса Восточно-Европейской равнины. Муссонные леса Дальнего Востока.

Лесостепи и степи. Освоение степных ландшафтов – история приобретения и потерь. Значение степной зоны для народного хозяйства России.

Полупустыни и пустыни, субтропики – южная полоса России. Основные свойства природы. Жизнь в полупустынных и пустынных ландшафтах. Редкоочаговое расселение.

Многоэтажность природы гор. Различия в проявлении высотных поясов Кавказских и Уральских гор, гор Сибири и Дальнего востока.

Практические работы:1. «Выявление взаимосвязей между природными компонентами на основе анализа соответствующей схемы» (оценочная)

Тема 7 Природопользование и охрана природы. (4 часа)

Понятие о природной среде, природных условиях и природных ресурсах. Классификация природных ресурсов. Природопользование.

Охрана природы и охраняемые территории при современных масштабах хозяйственной деятельности. Роль охраняемых природных территорий. Заповедники и национальные парки, заказники и памятники природы.

Практические работы. 1. «Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах» (оценочная). 2. «Работа с картой и таблицей охраняемых территорий. Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий» (оценочная).

Раздел III Население России

Тема 1. Сколько нас – Россиян? (2 часа)

Как изменялась численность населения России в 18-20 вв. Людские потери России от войн, голода, репрессий. Демографические кризисы.

Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизводства.

Графики изменения численности и естественного движения населения как один из видов представления информации.

Тема 2. Кто мы? ( 2 часа)

Соотношение мужчин и женщин в населении. Причины повышения смертности мужчин. Факторы, влияющие на продолжительность жизни.

Половозрастная пирамида населения России. Факторы старении населения и факторы сохранения высокой доли молодежи.

Диаграммы как источник географической информации. Их виды.

Практические работы. 1«Характеристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации» (оценочная).

Тема 3. Куда и зачем едут люди? (3 часа)

Виды миграций населения. Роль миграций в становлении и развитии России. Факторы миграций. Влияние миграционной подвижности на традиции, характер и поведение людей. Внешние миграции населения: в Россию из нее.

Территориальная подвижность населения. Суточные, недельные, годовые циклы передвижений населения.

Картограммы как вид географической информации.

Практические работы. 1. «Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и пространстве»

Тема 4. Человек и труд. (1 час)

Экономическая оценка жизни человека, экономическая связь поколений. Трудовые ресурсы, их состав и использование. Рынок труда. География безработицы.

Тема 5. Народы и религии России. (3 часа)

Что такое этнический состав населения? Этносы, их отличительные признаки.

Этнический состав населения России. Религии России. Роль религии в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны, связь религиозного и этнического состава населения.

Практические работы: 1. «Изучение особенностей размещения народов России по территории страны на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов и административно-территориального деления России»

Тема 6. Где и как живут люди? (4 часа)

Плотность населения. Сопоставление плотности населения в разных регионах России и других странах. Влияние плотности населения на хозяйство, жизнь людей, на природную среду.

Расселение людей, типы населенных пунктов. Отличие города от села. Понятие урбанизации, ее показатели.

Практические работы: 1«Выделение на контурной карте главной полосы расселения. Объяснение различий в плотности населения отдельных территорий страны, отбор необходимых тематических карт для выполнения задания». 2. Практическая работа №17 «Нанесение на контурную карту городов-миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны».

География Ставропольского края (8 часов)


Список используемой литературы


1. Учебник Алексеев А. И. География России. Природа и население. – М.: Дрофа, 2012.

2. Географический атлас. 8 класс. – М.: Дрофа,2014.

3. Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии, 8 класс. – М.: Дрофа, 2014.

Дополнительная литература:

1. Учебник Баринова И.И.. География России. Природа. – М.: Дрофа, 2012.

2.Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобджанидзе А. А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. – М.: Дрофа 2014.

3. Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля. 8 – 9 классы. – М.: Дрофа 2012.

4. Дюкова С.Е. Тесты по географии: 7 класс: К учебнику В.А. Коринской, И.В. Душиной и В.А. Щенева «География материков и океанов. 7 класс» - М: Издательство «Экзамен», 2012

5. Хабибуллин Р.Х.Дидактические карточки-задания по географии: 8 класс. К учебнику Э.М.Раковской «География: природа России: 8 класс» - М: Издательство «Экзамен», 2014.

6. Назарова Л.Д., Нетрадиционные уроки по физической географии. – М.: ТЦ Сфера, 2016.

7. Баранчиков, Е.В,Тесты по географии: 9 класс: В 2 частях. Часть 1/Е.В.Баранчиков.- М.: Издательство «Экзамен», 2015.


3. Тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Введение (1 час)




1

Зачем мы изучаем географию России.

1

Раздел I. Пространства России (6 часов)




2

Россия на карте мира

1

3

Границы России. Практическая работа №1 «Обозначение на контурной карте пограничных государств, выделение цветом государств, ранее входивших в состав СССР. Оценка особенностей географического положения России». (оценочная)

1

4

Россия на карте часовых поясов. Практическая работа №2 «Решение задач на определение поясного времени» (оценочная)

1

5

Формирование территории России.

1

6

Географическое изучение территории России.

1

7

Географическое районирование. Диагностическая контрольная работа (входная).

1

Раздел II. Природа и человек. Тема 1 Рельеф и недра (4 часа)


8

Строение земной коры (литосферы) на территории России. Практическая работа «Обозначение на контурной карте главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа» Работа с контурной картой.

1

9

Важнейшие особенности рельефа России

1

10

Современное развитие рельефа.

1

11

Использование недр. Практическая работа №3 «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых» (оценочная)

1

Тема 2. Климат (6 часов)


12

Общая характеристика климата России.

1

13

Закономерности циркуляции воздушных масс

1

14

Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны

1

15

Распределение температур и осадков

1

16

Типы климата нашей страны. Практическая работа №4 «Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности. Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения» (оценочная)

1

17

Климат и человек.

1

Тема 3. Богатство внутренних вод России (10 часов)


18

Реки.

1

19

Особенности рек. Практическая работа №5 «Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования» (оценочная)

1

20

Озера, подземные воды, болота. Практическая работа «Обозначение на контурной карте крупных рек и озер» Работа с контурной картой.

1

21

Многолетняя мерзлота, ледники.

1

22

Человек и вода. Практическая работа №6 «Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России» (оценочная)

1

23

Обобщение по теме « Богатство внутренних вод России».

1

24

Почвы - «особое природное тело»

1

25

География почв России. Практическая работа №7 «Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования» (оценочная)

1

26

Почвы и урожай

1

27

Рациональное использование и охрана почв

1

Тема 5. В природе все взаимосвязано (4 часа)




28

Понятие о природном территориальном комплексе

1

29

Свойства природных территориальных комплексов

1

30

Человек в ландшафте

1

31

Диагностическая контрольная работа (полугодовая)

1

Тема 6. Природно-хозяйственные зоны (10 часов)


32

Учение о природных зонах

1

33

«Безмолвная» Арктика

1

34

Чуткая Субарктика

1

35

Таежная зона

1

36

Болота

1

37

Зона смешанных широколиственных лесов

1

38

Лесостепи и степи

1

39

Полупустыни и пустыни, субтропики

1

40

«Многоэтажность» природы гор.

1

41

Человек и горы. Практическая работа №8 «Выявление по картам зависимостей между природными компонентами и природными ресурсами на примере одной из зон» (оценочная)


1

Тема 7. Природопользование и охрана природы (4 часа)



42

Природная среда, природные условия, природные ресурсы. Практическая работа №9 «Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах» (оценочная)

1

43

Рациональное использование природных ресурсов


1

44

Охрана природы и охраняемые территории.


1

45

Охраняемые территории России. Практическая работа №10 «Работа с картой и таблицей охраняемых территорий. Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий» (оценочная)


1

Раздел III . Население России Тема 8. Сколько нас – россиян? (2 часа)



46

Численность населения

1

47

Воспроизводство населения

1

Тема 9. Кто мы?(2 часа)


48

Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения)

1

49

Возрастной состав населения. Практическая работа №11 «Характеристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации» (оценочная)

1

Тема 10. Куда и зачем едут люди? (3 часа)


50

Миграции населения России

1

51

Внешние миграции – в Россию и из неё.

1

52

Территориальная подвижность населения. Практическая работа «Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и пространстве»

1

Тема 11. Человек и труд (1 час)


53

География рынка труда

1

Тема 12. Народы и религии России (3 часа)


54

Этнический состав населения

1

55

Этническая мозаика России. Практическая работа «Изучение особенностей размещения народов России по территории страны на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов и административно-территориального деления России»

1

56

Религии народов России

1

Тема 13. Где и как живут люди? (4 часа)

57

Плотность населения. Практическая работа «Выделение на контурной карте главной полосы расселения. Объяснение различий в плотности населения отдельных территорий страны, отбор необходимых тематических карт для выполнения задания»

1

58

Расселение и урбанизация

1

59

Города России. Практическая работа «Нанесение на контурную карту городов-миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны»

1

60

Сельская Россия

1

Региональный компонент (8 часов)

61

Географическое положение Ставропольского края.


1

62

Рельеф и полезные ископаемые Ставропольского края.


1

63

Климат Ставропольского края.


1

64

Внутренние воды Ставропольского края.


1

65

Природные зоны Ставропольского края. Почвы Ставропольского края.


1

66

Растительный мир Ставропольского края.

Диагностическая контрольная работа (итоговая).


1

67

Рациональное использование природных ресурсов.


1

68

Охрана природы и охраняемые территории края.


1





Оценка качества выполнения практических работ по географии.


Оценка "5"

Практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно­сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учи­телем или выбрана самими учащимися.


Оценка "4"

Практическая работа выполнена уча­щимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль­тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи­ке отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни­ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра­боты. Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.


Оценка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол­нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче­ского материала, но испытывали затруднения при самостоя­тельной работе с картами атласа, статистическими материала­ми, географическими инструментами.

Оценка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре­зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно­стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго­товки учащегося.


Оценка "1"

Выставляется в том случае, если ученик не приступал к выполнению работы. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за полной неподготовленности учащегося.





Оценка работ, выполненных по контурной карте

Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.





Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов



Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков. но правильно указаны основные географические объекты





РАССМОТРЕНО

на заседании МО

учителей истории и географии

протокол №1 от 26.08.2021

_______________Донцова В.А



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!