СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 8 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 8 класс»

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

К ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЕ

г. Новочеркасск

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 23

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 23

__________________П.А. Петровсков

Приказ от ________2020г. №____


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

Уровень основного общего образования 8 класс

Количество часов: 68 часов (2 часа в неделю)

Учитель: Мельник Наталия Викторовна

Программа разработана на основе Авторской программы основного общего образования по географии (География 5 – 9 классы, М., Просвещение, 2012), ориентирована на использование учебника И. И. Бариновой, «География России. Природа. ФГОС. 8 класс», М., Дрофа, 2017, В. Н. Алексенко, М. И. Мартынова «География Ростовской области»



2020-2021 учебный год


1. Пояснительная записка.

Рабочая программа предмета «география» разработана в соответствии с перечнем основных нормативно-правовых документов:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-Ф3.

- Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

- Примерная основная образовательная программа ООО.

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования, основного общего, среднего общего образования».

- Информационное письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 года №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».

- Авторская программа основного общего образования по географии (География 5 – 9 классы, М., Просвещение, 2012), ориентирована на использование учебника И. И. Бариновой, «География России. Природа. ФГОС. 8 класс», М., Дрофа, 2017, В. Н. Алексенко, М. И. Мартынова «География Ростовской области» .

- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №23, реализующая ФГОС в 5-9классах в течение 5 лет.

- Учебный план МБОУ СОШ №23.

- Положение о рабочих программах учебных предметов МБОУ СОШ №23.


Рабочая программа по географии для учащихся 8 класса составлена исходя из целей обучения географии в средней школе.

Изучение географии России на базовом уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • Освоение знаний о географических особенностях природы, населения России и Ростовской области, путях её сохранения и рационального использования;

  • Овладение умениями ориентироваться с помощью географических карт, умело использовать статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения знаний;

  • Воспитание любви к своей местности, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

  • Формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определённой территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.


На изучение географии в 8 классе согласно учебному плану МБОУ СОШ № 23 на 2020-2021 учебный год отводится 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год в соответствии с календарным учебным графиком школы.

Современные педагогические технологии как наиболее оптимальные для обеспечения достижения желаемого качества образования: технологии коллективного способа обучения; групповые технологии; личностно ориентированные технологии; технологии здоровье сберегающие; технологии проблемного обучения


2. Цели и задачи обучения:

  • обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;

  • обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

  • обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  • установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;

  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

  • взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;

  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

  • социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие на основе освоения УУД, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.


2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «География, 8класс.

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

-осознание себя как члена общества на глобальном, региона­льном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель Ивановской области);

-осознание целостности, природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;

  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

гармонично развитые социальные чувства и качества:

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей , необходимости ее сохранения и рационального использования;

  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

  • образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты освоения выпускниками зной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

  • познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения вседневной жизни и производственной деятельности;

  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательно деятельностью;

-готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными инте­ресами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизнен­ных ситуациях:

  • умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и при­менять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор ин­формации, ее преобразование, сохранение, передачу и пре­зентацию с помощью технических средств и информацион­ных технологий;

  • организация своей жизни в соответствии с обществен­но значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и куль­туры, социального взаимодействия;

  • умение оценивать с позиций социальных норм соб­ственные поступки и поступки других людей;

  • умения взаимодействовать с людьми, работать в коллек­тивах с выполнением различных социальных ролей, представ­лять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;

  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступ­ках, принимать решения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

  • понимание роли и места географической науки в систе­ме научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;

  • представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);

  • умение работать с разными источниками географичес­кой информации;

  • умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • картографическая грамотность;

  • владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количе­ственных и качественных характеристик компонентов геогра­фической среды;

  • умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;

  • умение применять географические знания в повседнев­ной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на опреде­ленной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятель­ности;

  • умения соблюдать меры безопасности в случае природ­ных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

3. Содержание учебного предмета

№ п/п

Раздел, содержание раздела

Кол-во часов

Формы организации учебной деятельности

Основные виды учебной деятельности

1

Наша Родина на карте мира

Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств. Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей. История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.

6

Формы: индивидуальная, фронтальная

Слушать и обсуждать тему урока. Обсуждать цели урока, самостоятельно их формулировать, знакомиться с новой информацией, отвечать на вопросы

Знать значение, использование термина «география»

Иметь представление о связи географии

с другими науками.

2


Особенности природы и природные ресурсы России

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.


18


4

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, проектный, контроля



3

Климат и климатические ресурсы

Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

4

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Методы: наглядно- иллюстративный, частично-поисковый, практический, проектный, контроля


Практические работы: «Описание географического положения гор», «Обозначение на контурной карте основных форма рельефа», «Обозначение на контурной карте частей Мирового океана», «Обозначение на контурной карте основных рек и озер мира», «Определение средних температур, амплитуды и построение графиков».

Зачет по карте «Основные формы рельефа суши», «Основные части гидросферы».

Географический диктант «Гидросфера»

Тестовая работа

4

Внутренние воды и водные ресурсы

Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности

3




Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Методы: наглядно- иллюстративный, частично-поисковый, практический, проектный, контроля



5

Почвы и почвенные ресурсы

Почва и почвенные ресурсы. Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв. Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.

3




6

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

Основные типы растительности России. Разнообразие животного мира России. Роль живых организмов в жизни Земли. Заповедники и национальные парки России. Особо охраняемые природные территории (ООПТ)

Природные условия и ресурсы России. Понятия природных условий и ресурсов. Природный и экологический потенциал России.

4



7

Природные комплексы России

Природное районирование

Понятие о природно-территориальном комплексе, его свойствах, влияние человека на ланшафт. Разнообразие природно-территориальных комплексов (ПТК). Моря как крупные природные комплексы. Природные зоны России.Разнообразие лесов России. Безлесные зоны на юге России. Высотная поясность.

37

6



8

Природа регионов России

Восточно-Европейская (Русская) равнина. Природные комплексы Восточно-Европейской равнины. Памятники природы Восточно-Европейской равнины. Природные ресурсы Восточно-Европейской равнины и проблемы их рационального использования. Природа Крыма. Кавказ – самые высокие горы России. Особенности природы высокогорий. Природные комплексы Северного Кавказа.

Урал – «каменный пояс земли Русской»

Природные ресурсы Урала.

Своеобразие природы Урала.

Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.

Западно-Сибирская равнина: особенности природы.

Природные зоны Западно-Сибирской равнины.

Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения.

Восточная Сибирь: величие и суровость природы.

Климат Восточной Сибири.

Природные районы Восточной Сибири.

Жемчужина Сибири – Байкал.

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

Дальний Восток – край контрастов.

Природные комплексы Дальнего Востока.

Природные уникумы Дальнего Востока.

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком

25



9

География Ростовской области

Определение особенностей географического положения территории области, основных этапов ее освоения. Оценка природных условий и ресурсов и их использования.

6



10

Человек и природа

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

Воздействие человека на природу

Рациональное природопользование

Россия на экологической карте мира

Экология и здоровье человека

География для природы и общества

7




Итого – 68 часов









4. Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Количество часов

Форма контроля

Дата

план

факт


Наша Родина на карте мира – 6 часов


1

Географическое положение России

1

Индив. опрос

01.09.20.


2

Моря, омывающие берега России . Практическая работа № 1

1

Практическая работа

03.09.20.


3

Россия на карте часовых поясов. Практическая работа № 2

1

Практическая работа

08.09.20.


4

Как осваивали и изучали территорию России

1

Индив. опрос

10.09.20


5

Как осваивали и изучали территорию России (продолжение)

1

Индив. опрос

15.09.20.


6

Роль Русского Географического общества в изучении территории России

1

Индив. опрос

17.09.20.



Раздел I Особенности природы и природные ресурсы России – 18 часов



Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы – 4 часа


7

Особенности рельефа России

1

Индив. опрос

22.09.20.


8

Геологическое строение территории России. Зачёт.

1

Зачёт

24.09.20


9

Минеральные ресурсы России

1

Индив. опрос

29.09.20.


10

Развитие форм рельефа. Практическая работа № 3

1

Практическая работа

01.10.20.



Климат и климатические ресурсы – 4 часа


11

От чего зависит климат нашей страны

1

Индив. опрос

06.10.20.


12

Распределение тепла и влаги на территории России

1

Индив. опрос

08.10.20.


13

Разнообразие климатов России. Практическая работа № 4

1

Практическая работа

13.10.20.


14

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы.

1

Индив. опрос

15.10.20.



Внутренние воды и водные ресурсы – 3 часа


15

Разнообразие внутренних вод России. Реки. Практическая работа № 5

1

Практическая работа

20.10.20.


16

Озёра, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота

1

Индив. опрос

22.10.20.


17

Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Зачёт.

1

Зачёт

27.10.20



Почвы и почвенные ресурсы– 3 часа


18

Образование почв и их разнообразие

1

Индив. опрос

29.10.20.


19

Закономерности распространения почв

1

Индив. опрос

10.11.20.


20

Почвенные ресурсы России. Практическая работа № 6.

1

Практическая работа

12.11.20.



Растительный и животный мир. Биологические ресурсы - 4 часа


21

Растительный и животный мир России

1

Индив. опрос

17.11.20.


22

Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ)

1

Индив. опрос

19.11.20.


23

Природно-ресурсный потенциал России

1

Индив. опрос

24.11.20.


24

Обобщающее повторение. Практическая работа № 7

1

Практическая работа

26.11.20.



Раздел II. Природные комплексы России – 37 часов



Природное районирование – 6 часов


25

Разнообразие природных комплексов России

1

Индив. опрос

01.12.20


26

Моря как крупные природные комплексы

1

Индив. опрос

03.12.20.


27

Природные зоны России

1

Индив. опрос

08.12.20.


28

Разнообразие лесов России

1

Индив. опрос

10.12.20.


29

Безлесные зоны на юге России

1

Индив. опрос

15.12.20.


30

Высотная поясность. Срезовая работа

1

Срезовая работа

17.12.20.



Природа регионов России – 25 часов


31

Восточно-Европейская (Русская) равнина

1

Индив. опрос

22.12.20.


32

Природные комплексы Восточно-Европейской равнины

1

Индив. опрос

24.12.20.


33

Памятники природы Восточно-Европейской равнины

1

Индив. опрос

29.12.20.


34

Природные ресурсы Восточно-Европейской равнины и проблемы их рационального использования

1

Индив. опрос

12.01.21.


35

Природа Крыма

1

Индив. опрос

14.01.21.


36

Кавказ – самые высокие горы России

1

Индив. опрос

19.01.21.


37

Особенности природы высокогорий

1

Индив. опрос

21.01.21.


38

Природные комплексы Северного Кавказа

1

Индив. опрос

26.01.21.


39

Урал – «каменный пояс земли Русской»

1

Индив. опрос

28.01.21.


40

Природные ресурсы Урала

1

Индив. опрос

02.02.21.


41

Своеобразие природы Урала

1

Индив. опрос

04.02.21.


42

Природные уникумы. Экологические проблемы Урала

1

Индив. опрос

09.02.21.


43

Западно-Сибирская равнина: особенности природы

1

Индив. опрос

11.02.21.


44

Природные зоны Западно-Сибирской равнины

1

Индив. опрос

16.02.21.


45

Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения

1

Индив. опрос

18.02.21.


46

Восточная Сибирь: величие и суровость природы

1

Индив. опрос

25.02.21.


47

Климат Восточной Сибири

1

Индив. опрос

02.03.21.


48

Природные районы Восточной Сибири

1

Индив. опрос

04.03.21.


49

Жемчужина Сибири – Байкал

1

Индив. опрос

09.03.21.


50

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения

1

Индив. опрос

11.03.21.


51

Дальний Восток – край контрастов

1

Индив. опрос

16.03.21.


52

Природные комплексы Дальнего Востока

1

Индив. опрос

18.03.21.


53

Природные уникумы Дальнего Востока

1

Индив. опрос

30.03.21.


54

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком

1

Индив. опрос

01.04.21.


55

Итоговые задания по теме. Проектные работы.

1

Проектные работы

06.04.21.



География Ростовской области – 6 часов


56

Географическое положение Ростовской области.

1

Индив. опрос

08.04.21.


57

Проверочная работа.

1

Проверочная работа

13.04.21.


58

Рельеф и полезные ископаемые.

1

Индив. опрос

15.04.21.


59

Климат. Воды.

1

Индив. опрос

20.04.21.


60

Почвы.

1

Индив. опрос

22.04.21.


61

Растительный и животный мир. Практическая работа №8.

1

Практическая работа

27.04.21.



Раздел III. Человек и природа – 7 часов


62

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

1

Индив. опрос

29.04.21.


63

Воздействие человека на природу

1

Индив. опрос

04.05.21.


64

Рациональное природопользование

1

Индив. опрос

06.05.21.


65

Россия на экологической карте мира

1

Индив. опрос

11.05.21.


66

Экология и здоровье человека

1

Индив. опрос

13.05.21.


67

География для природы и общества

1

Индив. опрос

18.05.21.


68

Итоговое тестирование

1

Тест

20.05.21.



Итого – 68 часов



5. Критерии оценивания

Критерии оценки учебной деятельности по географии

Одной из важнейших проблем организации образовательного процесса, обеспечения высоких результатов учебно – познавательной деятельности учащихся, их соответствия образовательным стандартам является создание системы отслеживания результатов на каждом этапе обучения, у каждого учащегося. Чтобы получить объективную информацию об эффективности процесса обучения используется мониторинг качества образования.

Мониторинг позволяет осуществлять контроль учебных достижений с целью выявления пробелов и устранения их сразу, показывает уровень усвоения всей темы или раздела. Система отслеживания учебных достижений учащихся включает текущий, тематический контроль. Мониторинг качества знаний на уровне учителя:

  • приемы устного контроля учебных достижений учащихся (индивидуальный, фронтальный взаимный опрос учащихся, устное решение проблемно – познавательных задач и анализ проблемных ситуаций и т.д.);

  • приемы письменного опроса (контрольная работа, заполнение сравнительных таблиц, подготовка рефератов и др.);

  • приемы графического опроса (составление учащимися графиков, схем, диаграмм и др.);

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке учебных достижений учащихся необходимо обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования исторической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка учебных достижений предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям 4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённойситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

9. Понимание основных географических взаимосвязей;

10. Знание карты и умение ей пользоваться;

11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок;

  • допустил не более двух недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более двух ошибок;

  • или не более трех недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более четырех ошибок;

  • или не более трех ошибки и одного недочета;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти-шести недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • если правильно выполнил менее половины работы;

  • не приступал к выполнению работы.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Критерии выставления оценок за тестовые работы.

  • Оценка «5» - 90 – 100 % правильных ответов,

  • Оценка «4» - 75 – 89 % правильных ответов,

  • Оценка «3» - 50 - 74 % правильных ответов,

Оценка «2» - менее 50 % правильных ответов оценки планируемых результатов

Критерии оценки проектно-исследовательских работ:

  1. Постановка цели и задачи;

  2. Обоснование актуальности и значимости темы проекта для самого участника;

  3. Достаточность собранного материала. Полнота раскрытия темы или глубина исследования проблемы;

  4. Оригинальность выдвинутых гипотез и практическая значимость;

  5. Обоснованность и значимо

  6. сть выводов;

  7. Качество оформления;

  8. Артистизм и (или) выразительность выступления;

  9. Раскрытие содержания проекта в презентации (в выводах);

  10. Использование средств наглядности, технических средств;

  11. Ответы на вопросы (компетентность в индивидуальной беседе по данной проблеме).

Оценка отдельных параметров:

5 = отлично

4 = хорошо

3 = средне

2 = требуется доработка

1 = плохо

0 = отсутствует

Оценка работы

50-45 – отличная – «5»

44-35 – хорошая работа – «4»

34-25 – нуждается в доработке – «3» (выставляется по желанию учащегося, или исправляется учащимся и повторно допускается к защите)

24-0 – слабая работа






СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания

методического объединения

учителей обществоведческого цикла

МБОУ СОШ № 23

От _______2020г. № _____

_________


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

______________Л.Е.Гапонова

__________________2020 года

































Срезовая работа по теме: «Природные зоны России» (8 класс).


Цель работы: проверка усвоения знаний по данной теме.

Уровень: средний

Продолжительность: 25 минут

Время проведения:25.12.2017г.

Количество вариантов: 2



  1. Вариант

Часть А. Выберите один правильный ответ.

А 1.Что имеет наибольшее значение в формировании природных зон?

А. Соотношение температурного режима и освещенности.

Б. Соотношение тепла и влаги.

В. Сочетание почв и растительности.


А 2.Зона арктических пустынь располагается в основном…

А. на островах Северного Ледовитого океана,

Б. на полуостровах,

В. во внутриматериковых районах.


А 3. Высокое заболачивание в зоне тундр связано в первую очередь с…

А. большим количеством осадков,

Б. особенностями геологического строения,

В. низкой испаряемостью и наличием многолетней мерзлоты.


А 4. Тундры располагаются в … климатическом поясе

А. арктическом, Б. субарктическом, В. умеренном.


А 5. Растения тундры испытывают летом недостаток влаги, потому что…

А. охлажденная мерзлотой почва затрудняет поглощение воды корнями,

Б. устанавливаются очень высокие температуры,

В. выпадает мало осадков.


А 6. Среди хвойных пород к востоку от Енисея преобладает…

А. ель, Б. сосна, В. лиственница, Г. пихта.


А 7. Количество высотных поясов уменьшается при…

А. уменьшении высоты гор и удалении их от экватора,

Б. уменьшении высоты гор и приближении их к экватору,

В. увеличении высоты гор и удалении их от экватора,

Г. увеличении высоты гор и приближении их к экватору.


А 8. Главной причиной формирования зоны пустынь и полупустынь является…

А. избыток тепла, Б. недостаток влаги,

В. скудное увлажнение, Г. бедные перегноем почвы.


А 9. Почвы пустынь и полупустынь содержат столько же гумуса, как и почвы…

А. тундр, Б. смешанных лесов, В. широколиственных лесов, Г. степей.


А 10. Более высокие среднегодовые температуры в степях по сравнению с лесной зоной

объясняются...

А. отепляющим влиянием океанов,

Б. более южным географическим положением,

В. расположением горных сооружений на пути движения холодных воздушных масс.


А 11. Основные сельскохозяйственные угодья лесостепей и степей …

А. сенокосы, Б. пашня, В. пастбища.


А 12. В какой природной зоне выращивают чай?

А. В зоне пустынь. Б. В зоне степей. В. В зоне субтропиков.


Часть В.

В 1. Установите соответствие.

Природная зона Главная причина безлесья.

1. Арктические пустыни. А. Скудное увлажнение.

2. Степи. Б. Недостаточное увлажнение.

3. полупустыни и пустыни. В. Низкая среднегодовая температура.


В 2. Дополните предложение: «В муссонных лесах Дальнего Востока наряду с северными видами деревьев растут южные виды: …..».


Часть С.

С 1. Определите, какую природную зону описывал профессор В. В. Алехин: «Представьте себе необозримое пространство, покрытое ковром всевозможных цветов, то образующих мозаику причудливого сложения, то представляющих отдельные пятна синего, желтого, красного, белого оттенков. Иногда растительный ковер настолько красочен, настолько ярок, что начинает рябить в глазах, взор ищет успокоения в далекой линии горизонта. В жаркий июльский день воздух наполнен неумолчным жужжанием бесчисленного количества пчел и других насекомых.


Критерии оценивания:

каждое задание части А - 1 балл, каждое задание части В – 2 балла, задание С 1 – 3 балла.


«5» - 17 – 19 баллов,

«4» - 14 – 16 баллов,

«3» - 10 – 13 баллов,

«2» - меньше 10 баллов.



Срезовая работа по теме: «Природные зоны России» (8 класс).


II вариант.


Часть А. Выберите один правильный ответ.

А 1.Что называют природно-территориальным комплексом?

А. Несколько природных компонентов.

Б. Сочетание всех природных компонентов на какой-либо территории.

В. Взаимосвязь всех природных компонентов на определенной территории.


А 2. Зоны тундр и лесотундр в России дальше всего на юг опускаются…

А. в Сибири, Б. на Дальнем Востоке, В. в европейской части.


А 3. Арктические пустыни располагаются в следующем климатическом поясе:

А. Арктическом. Б. Субарктическом. В. Умеренном.


А 4. Наиболее короткий вегетационный период имеют растения в зоне…

А. тундр, Б. лесотундр, В. арктических пустынь.


А 5. Безлесье тундр обусловлено…

А. Низкими температурами и коротким безморозным периодом.

Б. Наличием многолетней мерзлоты.

В. Низкими температурами, многолетней мерзлотой и сильными ветрами.


А 6. Причиной смены природных зон в горах является изменение климата в зависимости

от…

А. географической широты, Б. высоты места, В. удаленности территории от океана.


А 7. Из горных систем России наиболее разнообразный спектр высотной поясности свойственен:

А. Уралу. Б. Алтаю. В. горам Камчатки. Г. Кавказу.


А 8. Зона полупустынь и пустынь расположена на … Восточно-Европейской равнины:

А. северо-востоке, Б. северо-западе, В. юго-востоке, Г. юго-западе.


А 9. Хуже всего к суровым условиям жизни в пустыне приспособлено растение с…

А. крупными листьями и длинными корнями,

Б. крупными листьями и короткими корнями,

В. мелкими листьями и длинными корнями,

Г. мелкими листьями и короткими корнями.


А 10. Коэффициент увлажнения в зоне степей…

А. Более 1. Б. Равен 1. В. Менее 1.


А 11. Главной причиной исчезновения некоторых видов степных животных является…

А. неумеренная охота,

Б. неспособность приспособиться к соседству человека,

В. разрушение естественных мест обитания.


А 12. Главная отрасль сельского хозяйства в таежной зоне:

А. Животноводство. Б. Растениеводство.


Часть В.

В 1. Установите соответствие.

Тайга Преобладающие хвойные деревья

1. Восточно-Европейская равнина. А. Лиственница.

2. Западно-Сибирская равнина. Б. Ель, сосна.

3. Среднесибирское плоскогорье. В. Пихта, кедр.


В 2. Дополните предложение: «В зоне широколиственных лесов Русской равнины произрастают дуб, … ».


Часть С.

С 1. К какой природной зоне относится следующее описание: «Лес по колено, даже по щиколотку. Деревья чуть больше гриба. Пурга валит с ног человека и оленя. Здесь добывают песца. Много озер и ягод, район оленеводства».


Критерии оценивания:

каждое задание части А - 1 балл, каждое задание части В – 2 балла, задание С 1 – 3 балла.

«5» - 17 – 19 баллов,

«4» - 14 – 16 баллов,

«3» - 10 – 13 баллов,

«2» - меньше 10 баллов.

КЛЮЧИ :

Задания

I вариант

II вариант

Часть А

1


Б


В

2

А

А

3

В

А

4

Б

В

5

А

В

6

В

Б

7

А

Г

8

В

В

9

А

Б

10

Б

В

11

Б

В

12

В

А

Часть В

1

1В; 2Б; 3А

1Б; 2В; 3А

2

Степь

Тундра


Проверочная работа по теме: «Ростовская область»


Цель работы: проверка уровня усвоения знаний по данной теме

Уровень: средний

Продолжительность: 25 минут

Время проведения: 8а - 16.04.2018г.; 8бв – 19.04.2018г.

Количество вариантов: 2


1 вариант


1.Ростовская область расположена:

а) в европейской части России б) в азиатской части России

в) в европейской и азиатской части России


2. Ростовская область относится:

а) к Южному федеральному округу б) к Приволжскому федеральному округу

в) к Центральному федеральному округу


3. Укажите названия двух платформ, на которых находится Ростовская область. Какая из них древняя, а какая молодая?


4. Назовите нерудные полезные ископаемые Ростовской области и как их используют?


5. В каком климатическом поясе находится Ростовская область и назовите тип климата?


6. Какой коэффициент увлажнения в Ростовской области?


7. Какие типы озер есть в Ростовской области? Назовите самое крупное озеро нашей области и чем это озеро считается уникальным?


8. Назовите питания рек Ростовской области?


9. Под действием чего образуются черноземы? Назовите подтипы чернозем.


10. В какой природной зоне расположена Ростовская область? Почему все земли распаханы?



Критерии оценки:

По 1 б. за вопросы № 1,2,4,5,6,8,10

По 2 б. за вопросы № 3,7,9


Оценка «5» 11,5 - 13 б.

Оценка «4» 9,5 - 11,5 б

Оценка «3» 6,5 - 9,5 б.

Оценка 2»2 меньше 6,5 б.









Проверочная работа по теме: «Ростовская область»


Цель работы: проверка уровня усвоения знаний по данной теме

Уровень: средний

Продолжительность: 25 минут

Время проведения: 8а - 16.04.2018г.; 8бв – 19.04.2018г.

Количество вариантов: 2


2 вариант

Соседями Ростовской области являются:

а) Украина и Белоруссия б) Волгоградская и Воронежская области

в) Украина и Казахстан


2. Ростовская область омываются водами:

а) Черного моря б) Азовским морем

в) Черного и Азовского морей


3. Какая форма рельефа преобладает в Ростовской области? Назовите самую высокую и самую низкую точки нашей области.


4. Назовите горючие полезные ископаемые Ростовской области и как их используют?


5. Какие воздушные массы оказывают влияние на климат Ростовской области?


6. Ветры какого направления преобладаю в Ростовской области?


7. Назовите правые и левые притоки Дона и какие реки, не являются притоками Дона ( по 2 реки)


8. К какому бассейну относятся реки Ростовской области?


9.. Под действием чего образуются каштановых почв? Назовите подтипы каштановых почв.


10. Назовите типы почв Ростовской области. Укажите, на каких почвах будет хороший урожай пшеницы?



Критерии оценки:

По 1 б. за вопросы № 1,2,4,5,6,8,10

По 2 б. за вопросы № 3,7,9


Оценка «5» 11,5 - 13 б.

Оценка «4» 9,5 - 11,5 б

Оценка «3» 6,5 - 9,5 б.

Оценка «2» меньше 6,5 б.


Ключи к проверке

1 вариант

  1. Русская (древняя), Скифская плита (молодая)

  2. Фосфориты, кварциты, глина, песок, известняк, песчаник, грязи лечебные и минеральные воды ( в здравоохранении, строительстве, химическая промышленности)

  3. . Умеренно-континентальный

  4. Недостаточное

  5. Пойменные, реликтовые, «степные блюдца» Озеро Маныч-Гудило. Пересыхает, покрывается коркой соли, грязелечебное.

  6. Смешанное, в основном от таяния снега)

  7. Большое кол-во осадков, степная растительность. Черноземы: южные, предкавказские, приазовские, обыкновенные.

  8. Степи, Выращивания зерновых, технических культур.


2 вариант

3 пологоволнистая равнина. 0 (Азовское море), 253 м (Донецкий кряж)

4 уголь, нефть, газ. ГРЭС, химзавод, автомобиль)

5 воздушные массы умеренных широт

6 ветры восточного направления

7 правые притоки – Сев.Донец, Темерник, Цымла, Тузлов, Аксай. Левые притоки – Сал, Зап.Маныч, Койсуг. Миус, Егорлык.

8 Бассейн Азовского моря

9 малое количество осадков, скудная растительность. Темно-каштановые, каштановые, светло - каштановые.

10 Каштановые, черноземы, луговые, лугово-болотные, песчаные, солончаки.



Номенклатура к зачету по карте.


Географическое положение России, рельеф


Мыс Флигели, мыс Челюскина, полуостров Таймыр, Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Новосибирские острова, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские острова, Камчатка, Ямал, Кольский полуостров

Восточно-Европейская равнина (Прикаспийская низменность, Среднерусская возвышенность, Приволжская возвышенность, Валдайская возвышенность), Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье (плато Путорана), Кумо-Манычская впадина, Кавказ, гора Эльбрус, Урал, Алтай (г. Белуха), Западный и Восточный Саян, Становой хребет, Верхоянский хребет, Черского хребет, Оймяконское плоскогорье, Чукотское нагорье, Сихотэ-Алинь, гора Базардюзю


Моря и внутренние воды.


Гданьский залив, Балтийская коса, Финский залив, Обская губа, пролив Лонга, Берингов пролив, пролив Лаперуза, пролив Кунаширский, Татарский пролив, Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.

Волга, Дон, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Ханка.



Практическая работа № 1

«Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран»

Цель работы: формирование знаний об особенности географического положения

России.


Уровень: базовый.

Время проведения: 8а - 06.09.2017; 8бв – 7.09.2017

Время выполнения: 30 минут.

Количество вариантов: 2



Последовательность выполнения работы.


ГП России

1. Определите, на каком материке и в какой его части находится территория страны.

2. Определите крайние точки России на материке и их географические координаты.

3. Определите протяженность страны с севера на юг по меридиану 100 в.д. с помощью масштаба.

4. Определите протяженность России с запада на восток по параллели 50 с.ш. с помощью градусной сетки.

5. В каких климатических поясах находится?

6. Какими морями и океанами омывается территория страны?

7. С какими государственными граничит Россия?

8. Столица страны и ее географические координаты.


1 вариант ГП США

2 вариант ГП Япония


1. Определите, на каком материке и в какой его части находится территория страны.

2. Определите протяженность страны с севера на юг и с запада на восток.

4. В каких климатических поясах находится?

5. Какими морями и океанами омывается территория страны?

6. С какими государственными граничит?


Вывод. Какое из 2 государств имеет более благоприятное географическое положения. Как ГП страны повлияет на природу и хозяйство.


Практическая работа № 2

«Определение поясного времени по карте часовых поясов»

Цель работы: сформировать умения определять по карте часовых поясов поясное время для различных пунктов.

Уровень: базовый.

Время проведения: 11.09.2017

Время выполнения: 30 минут.

Количество вариантов: 4


Последовательность выполнения работы.


1 вариант

  1. Определите поясное время Омска, если в Смоленске 15 часов.

  2. Город М. расположен в 9 часовом поясе. В каком часовом поясе будет

находиться город К. (в России), если разница во времени между ними 4 часа?

  1. Что такое декретное время? С какой целью оно введено?

  2. Определите, когда по московскому времени должен совершить

посадку самолет в Иркутске, вылетевший из Екатеринбурга в 10 часов по местному времени, если расчетное время полета составляет 4 часа.

2 вариант

  1. Сколько времени, с учетом декретного, будет в Ростове-на-Дону,

когда в Варшаве (Польша) 18 часов?

  1. Город Л. расположен в 5 часовом поясе. В каком часовом поясе будет

находиться город Т., если разница во времени между ними 3 часов?

  1. Где проходит линия перемены дат? Если мы пересекаем линию перемены

даты с запада на восток 15 сентября. то мы попадаем в …. (дата) , а если с востока на запад …

  1. Определите, когда по московскому времени должен совершить

посадку самолет в Оренбурге, вылетевший из Магадана в полдень по местному времени, если расчетное время полета составляет 5 часа.

3 вариант

  1. Сколько времени, с учетом декретного, будет в Краснодаре,

когда в Лондоне (Великобритания) 10 часов?

  1. Город Н. расположен в 7 часовом поясе. В каком часовом поясе будет

находиться город Л., если разница во времени между ними 3 часа?

  1. Что такое поясное время? Как проводятся границы часовых поясов, что

при этом учитывается.

  1. Определите, когда по московскому времени должен совершить

посадку самолет в Якутске, вылетевший из Санкт-Петербурга в полдень по

местному времени, если расчетное время полета составляет 6 часа.

4 вариант

  1. Определите поясное время в Новочеркасске, если во Владивостоке

полночь.

  1. Город Н. расположен в 8 часовом поясе. В каком часовом поясе будет

находиться город Б. (в России), если разница во времени между ними 5 часа?

  1. Что такое летнее время? Что такое зимнее время? С какой целью оно

введено?

  1. Определите, когда по московскому времени должен совершить

посадку самолет в Новосибирске, вылетевший из Мурманска в 9 часов по

местному времени, если расчетное время полета составляет 4 часа.



Практическая работа № 3

«Установление взаимосвязей между тектоническим строением, формами рельефа и полезными ископаемыми»

Цель работы:

- установить зависимость между размещением крупных форм рельефа и строением земной коры;

- определить закономерности размещения магматических и осадочных полезных ископаемых.

Уровень: базовый.

Время проведения: 8а - 04.10.2017; 8бв - 05.10.2017

Время выполнения: 30 минут.

Количество вариантов: 2


Последовательность выполнения работы.

1. Сравнивая физическую и тектоническую карты атласа, определить, каким тектоническим структурам соответствуют указанные формы рельефа.

2. По карте «тектоника и минеральные ресурсы» определите, какими полезными ископаемыми богаты территории.

3. Какие из них встречаются на платформах? Какие полезные ископаемые (магматические или осадочные) приурочены к осадочному чехлу? Какие к выступам кристаллического фундамента древних платформ на поверхность (щитам и массивам)?

4. Какие типы месторождений (магматические или осадочные) приурочены к складчатым областям?

5. Результаты проведенного анализа оформите в виде таблицы, сделайте вывод об установленной зависимости.

1 вариант

Форма рельефа

Преобладающая высота

Тектоническая структура

Полезные ископаемые

Западно-Сибирская низменность




Среднерусская возвышенность




Кавказ




Алтай




Черского хребет





2 вариант

Форма рельефа

Преобладающая высота

Тектоническая структура

Полезные ископаемые

Восточно-Европейская равнина




Приволжская

возвышенность




Уральские горы




Саяны




Верхоянский хребет





Практическая работа № 4

«Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

Определение коэффициента увлажнения для разных пунктов страны.»


Цель работы:

- определить закономерности распределения суммарной радиации;

- изучить распределение температур и осадков по территории нашей страны, научиться объяснять причины такого распределения;

- научиться определять коэффициент увлажнения.

Уровень: базовый.

Время проведения: 16.10.2017

Время выполнения: 30 минут.

Количество вариантов: 2



1 вариант

Показатель климата

Мурманск

Владивосток

Широта



Суммарная радиация



Ср. температура января



Ср.температура июля



Годовая амплитуда



Осадки



Испаряемость



Коэффициент увлажнения



2 вариант – Москва, Якутск


Сделайте вывод. Какие из климатообразующих факторов оказывают наиболее существенное влияние на распределение температуры, осадков по территории страны.



Практическая работа № 5

«Составление характеристики крупных рек России»

Цель работы: формирование умений составлять развернутую характеристику реки, используя различные источники информации.

Уровень: базовый.

Время проведения: 23.10.2017

Время выполнения: 30 минут.

Количество вариантов: 2



1 вариант – Терек (из ледника г. Зильгахох 2713 м, длина -623 км)

2 вариант – Амур ( исток 1930м, длина -2824 км)


План

Ответ

Исток


Направление течения


Устье


К бассейну какого океана относится?


Источники питания


Тип водного режима


Длина


Падение


Уклон реки


Характер течения реки



Практическая работа № 6

«Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон.»

Цель работы: формирование умений на конкретных примерах показывать взаимосвязи, существующие между природными компонентами в природной зоне»

Уровень: базовый.

Время проведения: 20.11.2017

Время выполнения: 30 минут.

Количество вариантов: 2

Последовательность выполнения работы.

1. Используя карты (почв, растительности и животного мира), учащиеся заполняют таблицу и делают вывод о взаимосвязи этих природных компонентов.


1 вариант


Территория

Природ.зона

Почва

Растительность

Животный мир

Полуостров Ямал





Сибирские Увалы





Ростовская область






2 вариант


Территория

Природ.зона

Почва

Растительность

Животный мир

О. Северная Земля





Хабаровский край





Кулундинская равнина







Практическая работа № 7

«Определение роли особо охраняемых природных территорий в сохранении природы России»

Цель работы: формирование умений на конкретных примерах показывать необходимость создания заповедников, национальных парков.

Уровень: базовый.

Время проведения: 04.12.2017

Время выполнения: 30 минут.

Количество вариантов: 2


1 вариант – Тебердинский заповедник

2 вариант – Астраханский заповедник.

План характеристики заповедника:

1.Цель создания заповедника

2.Редкие растения и животные

3.Проблемы и перспективы развития заповедника




Практическая работа № 8

«Определение географического положения Ростовской области.»

Цель:. выявление особенностей географического положения Ростовской области; Уровень: базовый.

Время проведения: 8а - 30.04.2018; 8бв – 03.05.2018

Время выполнения: 30 минут.

Количество вариантов: 1



1. Определите в какой части находится территория Ростовской области.

2. Определите крайние точки области их географические координаты.

3. Определите протяженность области с севера на юг и с запада на восток

4. В каком климатическом поясе находится?

7. С какими областями граничит?

8. Областной центр и ее географические координаты.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!