Основное общее образование
Рабочая программа
по учебному предмету «География» для 7 класса.
Рабочая программа предмета «География» для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (с изменениями и дополнениями), на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Филиала МБОУ СОШ с. Бестянка- ООШ ст. Елюзань
Предмет «География» изучается при получении основного общего образования в качестве обязательного предмета в 7 классе в общем объеме 68 часов ( при 34 неделях учебного года).
Планируемые результаты освоения учебного предмета «География».
Личностные результаты:
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
- развитие опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной, общественно-
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры.
Предметные результаты
объяснять значение новых понятий, изученных в темах раздела;
называть наиболее значимые этапы изучения Мирового океана;
доказывать примерами влияние Мирового океана на жизнь планеты и людей;
называть и объяснять своеобразие природных особенностей каждого океана Земли;
давать описание и характеристику океанов с использованием карт и других источников информации;
показывать по карте географические объекты, упоминаемые в тексте учебника.
показывать по карте отдельные материки и части света, определять их географическое положение, используя типовой план;
определять и называть факторы, определяющие географическое положение частей света, отдельных субрегионов и стран;
называть и показывать регионы и страны Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии;
приводить примеры, доказывающие влияние географического положения на природу материка, крупного региона, страны;
называть характерные особенности природы материков и океанов;
давать физико-географическую характеристику страны по картам атласа;
приводить примеры и описывать основные виды хозяйственной деятельности людей, населяющих страны мира, а также хозяйственную деятельность людей в океанах;
объяснять характерные особенности природы отдельных регионов мира, используя карты, схемы, слайды;
определять по карте народы, населяющие ту или иную территорию;
давать описания характерных географических объектов, достопримечательностей отдельных субрегионов и стран, используя различные источники информации;
называть и показывать по карте основные географические объекты, упомянутые в изученных параграфах, а также географические объекты, являющиеся памятниками Всемирного природного и культурного наследия.
показывать по карте территорию отдельных регионов мира, границы ее по природным объектам, основные формы рельефа, реки, озера;
характеризовать береговую линию, называя географические объекты;
выявлять черты различия природы Азии и Европы;
давать сравнительную характеристику природы Северной и Южной Америки,
объяснять размещение и плотность населения, анализируя соответствующие карты;
называть и показывать по карте отдельные страны, используя карты атласа, давать физико-географическую характеристику их природы по типовому плану;
на основе использования разнообразных источников информации выявлять отличительные особенности природы, населения и хозяйства стран и народов
Метапредметные результаты обучения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- работать в соответствии с предложенным планом;
- выделять главное, существенные признаки понятий;
- участвовать в совместной деятельности;
- высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях;
- составление описания объектов;
- составление простого и сложного плана;
- осуществлять поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях;
- работать с текстом и нетекстовыми компонентами:
- составлять план изучения или описания объекта;
- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;
- оценивать работу одноклассников;
- выявлять причинно-следственные связи;
- анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами
объекта;
- составлять вопросы к текстам, логической цепочки по тексту, таблицы,
схемы по содержанию текста.
Познавательные учебно-логические умения:
- выделять главное, существенные признаки понятий;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
- сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
- высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- классифицировать информацию по заданным признакам;
- выявлять причинно-следственные связи;
- решать проблемные задачи;
- анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта.
учебно-информационные:
- поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях;
- работа с текстом и нетекстовыми компонентами:
-выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам,
-составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы; - описание и характеристика географических объектов;
- классификация и организация информации;
- создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) и т.д
IIСодержание учебного предмета «География»
География в современном мире. Страноведение – наука о природе, населении, хозяйстве и культуре стран земного шара. Материки, части света и страны. Географические карты. Разнообразие стран современного мира. Способы получения страноведческой информации. Источники географической информации.
Раздел I. Земля – планета людей
Тема 1. Население мира.
Появление человека и его распространение по земному шару. Сухопутные мосты между материками в прошлом. Речные цивилизации древности. Средиземноморье как колыбель цивилизации. Плавания человека через океан. Освоение внутренних районов материков. Миграции.
Колебание численности населения Земли. Расселение человека по земному шару. Размещение населения и плотность. Наиболее населённые страны мира. Человеческие расы. Крупнейшие народы мира, их социальные и экологические проблемы. Разнообразие культур и этносов. Национальные традиции и обычаи. Религии мира. Городское и сельское население. Крупнейшие города мира.
Практические работы: 1*. Анализ размещения населения с использованием карты «Плотность населения мира». 2. Составление таблицы «Крупнейшие по численности населения страны мира». 3.Составление таблицы « Крупнейшие по численности населения страны мира» и обозначение этих стран на к/к. 4. Нанесение на к/к древнейших речных цивилизаций.
Тема 2. Хозяйственная деятельность человека.
Возникновение и развитие хозяйства. Разнообразие видов хозяйственной деятельности и их изменения во времени. Первичные, вторичные и третичные виды хозяйственной деятельности. Современное хозяйство мира: секторы (сферы), отрасли. Взаимосвязь хозяйств отдельных стран мира.
Практическая работа. Выделение характерных черт индустриального (промышленного) и сельского пейзажей ( своей местности или по литературному описанию).
Раздел II. Материки, океаны и страны мира.
Тема 3. Океаны.
Мировой океан и его значение для природы Земли. Живое вещество в океане. Морские природные комплексы. Природные богатства Мирового океана. Атлантический океан – самый молодой и освоенный. Индийский океан. Особенности природы и особенности хозяйственного использования океанов. Особенности природы и хозяйственного использования Тихого океана. Особенности географического положения, природы и хозяйственного освоения Северного ледовитого океана
Евразия
Евразия – самый большой материк Земли. Географическое положение, его влияние на особенности природы материка.
Тема 1. Европа
Европа – самая старая, заселённая и освоенная часть света Общие особенности европейских стран. Европейский союз.
Северная Европа. Физико-географическое положение стран (островное и полуостровное) и их относительная изолированность. Древнее оледенение и его влияние на природу стран. Океанические течения и их влияние на природу и хозяйство. Вулканизм и ледники Исландии. Использование геотермальной энергии. Основные черты природы Фенноскандии. Фьорды Норвегии, озера и возвышенности Швеции, леса и болота Финляндии. Скандинавы - потомки викингов. Особенности хозяйства: рыболовство, лесная промышленность, добыча железной руды и нефти. Обрабатывающая промышленность Швеции. Молочное животноводство.
Средняя Европа. Британские острова. Географическое положение. Влияние островного положения на историю и культуру страны. Факторы формирования морского умеренного климата. Великобритания – «туманный Альбион». Зависимость природы и хозяйства от особенностей климата. Островная изоляция, влияние ее на характер и жизнь британцев. Индустриальная мощь Англии. Лондон и его достопримечательности. Ирландия – «зеленый остров».
Франция и страны Бенилюкса. Географическое положение и единство стран региона. Разнообразие природы и хозяйства регионов Франции. Культурное наследие Франции. Нидерланды: страна низкой земли. Наводнения их причины. Работы по мелиорации территории. Польдеры и ветряные мельницы. Бельгия: сгусток населения и промышленности. Штаб-квартиры Европейских объединений.
Германия и Альпийские страны. Германия – самая большая по численности населения страна Европы. Природа страны: от приморских низин Балтийского и Северного морей до альпийских высокогорий. Области древней складчатости и характерные для них полезные ископаемые. Рейн и Эльба – срединные оси Европы. Региональные различия в хозяйстве и населении страны. Разнообразие немецких городов. Берлин, Гамбург, Мюнхен. Горы и ледники Швейцарии и Австрии.
Восточная Европа. Страны между Германией и Россией.
Страны западных славян: Польша, Чехия и Словакия; территориальная и культурная связь с Россией. Широколиственные и смешанные леса. Интенсивное и давнее освоение территории и современное состояние природы. Национальные парки. Особенности переходной экономики.
Страны Балтии (Литва, Латвия, Эстония). Приморское географическое положение. Озера и морены Прибалтики, мягкий морской климат. Низкое естественное плодородие почв и скудость природных ресурсов. Куршская коса – памятник всемирного природного наследия. Хуторская форма расселения. Рыбный промысел и приморская рекреация. Территориальная близость с Россией и сложность исторических взаимодействий. Русскоязычное население стран Балтии.
Страны восточных славян (Беларусь, Украина, Молдова). Географическое положение территории, его сходства и различия с Европейской частью России. Белорусское полесье. Чернобыль и «ядерная катастрофа». Степи и лесостепи Украины. Киев – «мать городов русских». «Украинский» Запад и «русские» Восток и Юг. Индустриально-аграрный характер экономики. Основные виды хозяйственной деятельности.
Южная Европа. Страны на Пиренейском полуострове (Испания и Португалия). Географическое положение стран в субтропическом климате и его следствия. Барьерный эффект гор на окраинах и континентальность климата в центре. Разнообразие природы и хозяйства регионов Испании. Арабское влияние в привычном ландшафте. Конкистадоры. Национальные традиции испанцев, известные всему миру. Мадрид и Барселона. Португалия – приатлантическая страна на крайнем западе Европы.
Страны на Апеннинском полуострове (Италия). «Итальянский сапог» на карте Европы. Государства – карлики. Влияние географического положения на характер природы и хозяйство региона. Горные цепи как неотъемлемая часть страны: альпийская складчатость и ее современные проявления. Промышленное могущество Севера и отсталость Юга. Субтропические культуры, рекреация. Венеция, Рим, Флоренция – «классическая Италия». Ватикан – город-государство.
Дунайские и Балканские страны. Особенности географического положения, изрезанность береговой линии и её влияние на особенности цивилизации. Горные страны. Карстовые плато. Дунай – международная река Европы. Особенности режима реки. Благоприятные агроклиматические ресурсы. Узел культур и религий. Венгрия: финно-угорский народ в центре Европы. Будапешт – город на берегах Дуная. Предгорный прогиб Карпат и румынская нефть. Сады Болгарии. Югославия: лоскутное одеяло. Культурное наследие Греции.
Россия – евразийская страна, самая большая по площади страна мира. Особенности природы, населения и хозяйства России.
Тема 2. Азия
Своеобразие географического положения Азии и его влияние на особенности природы. Минеральные ресурсы региона и их приуроченность к различным структурам земной коры. Этнокультурная специфика региона в целом.
Закавказье (Грузия, Армения, Азербайджан). Географическое положение: между Черным и Каспийским морями. Сложность геологической истории и ее связь с рельефообразованием: горные цепи, лавовые плато, межгорные долины. Землетрясения и потухшие вулканы, озера. Влажные и сухие субтропики: экспозиционный эффект гор и специализация сельского хозяйства. Высотная поясность на Кавказе. Субтропическое и орошаемое земледелие, нефтедобыча.
Юго-Западная Азия. Состав региона: Турция, Восточное Средиземноморье, страны Персидского залива, Аравийский полуостров. Географическое положение региона: на перекрестке цивилизаций и культур – мост между континентами. Жаркий и сухой климат Аравии, субтропики Турции и восточного Средиземноморья. Иран– горы, нагорья и пустыни. Нефтяные богатства стран Персидского залива. Пустыни Аравии и зарождение ислама. Иерусалим – центр трех религий. Византия – Константинополь – Стамбул. Исторически обусловленные и новые отрасли хозяйства стран региона. Региональные различия в доходах стран и их следствия.
Центральная Азия. Казахстан, Средняя Азия и Афганистан. Специфика континентального географического положения: в центре Азии. Горы и равнины региона и их связь. Бассейн внутреннего стока: реки, пропадающие в пустыне. Пустыни и оазисы. Древняя история и памятники архитектуры: Хорезм, Бухара, Самарканд. Котел кочевых народов. Монокультурное хозяйство и его экологические последствия. Арал – исчезающее море пустыни. Афганистан – страна без железных дорог.
Восточная Азия. Китай и Монголия. Особенности географического положения региона. Сибирский антициклон и континентальность климата. Муссонная циркуляция атмосферы. Огромные размеры Китая и разнообразие природы. Хуанхэ – «желтая река». Лессовые плато и ветровая эрозия. Катастрофические наводнения. Самая многонаселенная страна мира: пути решения демографической проблемы. Культура риса и сои; шелководство. Современное экономическое развитие Китая.
Холодные высокогорья Тибета и их изоляция. Монголия – страна «потомков Чингисхана».
Япония и страны на Корейском полуострове. Географическое положение Японии: от тропиков до умеренных широт. Высокая сейсмичность и ее проявления; цунами. Островная изоляция страны. Культ природы и особенности национального сознания. Высокая плотность населения и урбанизация. Передовой уровень хозяйства.
Корея – разделенный полуостров. Один народ, общая история и культура. КНДР – изолированная страна. Республика Корея – путь от отсталого к экономически развитому государству.
Южная Азия. Географическое положение региона: от высочайших гор в мире до берегов Индийского океана. Муссоны и их влияние на природу и хозяйство Индии. Гималаи и их образование. Горные королевства Непала и Бутана. Инд и Ганг – две главные реки Южной Азии. Древняя культура Индии и ее связь с природой. Бангладеш – государство-дельта.
Юго-Восточная Азия. Географическое положение: влажный угол материка. Обилие осадков и буйство растительности. Постоянно-влажные и переменно-влажные леса. Индокитай – между двумя великими цивилизациями. Индонезия и Филиппины – страны-архипелаги. Интенсивное индустриальное развитие стран; «восточноазиатские драконы».
Обобщение знаний по теме «Евразия». Евразия – самый большой материк земного шара. Разнообразие физико-географического положения и природы стран материка. Самые крупные и наиболее значимые природные объекты Евразии. Неравномерность размещения населения и народы, населяющие Евразию. Расовый, национальный и религиозный состав. Регионы Евразии.
Практические работы:
1*.Описание географического положения Евразии. 2.Составление маршрута морского путешествия с архипелага Шпицберген в Хельсинки с нанесением на карту основных проливов, заливов, островов и полуостровов.
3*. Описание климатической диаграммы города и выявление основных факторов формирования морского климата (на примере Лондона).
4*.Составление по картам атласа и дополнительным источникам комплексной характеристики одной из стран (на примере Центральной Европы).
5*. Подготовка краткого туристического проспекта и карты «Достопримечательности страны» (на примере Италии).
6. Обозначение на контурной карте стран, расположенных в пределах одного речного бассейна и составление маршрута речного путешествия (на примере Дуная).
7*. Сравнительная характеристика природы и хозяйства влажных и сухих субтропиков (на примере стран Закавказья).
8. Нанесение на контурную карту месторождений полезных ископаемых (на примере стран Юго-Западной Азии).
9. Составление краткой характеристики рекреационных ресурсов региона и нанесение на карту крупных рекреационных районов (на примере стран Балтии или Южной Европы).
10*. Составление характеристики одного из типов климата и нанесение на карту основных факторов его формирования (на примере муссонного климата и полуострова Индостан).
11. Анализ размещения населения по территории страны (на примере Китая).
12. Нанесение на контурную карту самых крупных и наиболее значимых природных объектов Евразии.
Тема 3. Африка.
Общая характеристика Африки. Модель географической зональности и симметрия относительно экватора. Самые крупные и наиболее значимые природные объекты материка. Колониальное прошлое и современная политическая карта Африки.
Северная Африка. Географическое положение региона. Страны Магриба – африканское Средиземноморье. Арабский запад. Полезные ископаемые: нефть, природный газ и фосфориты. Жаркий и сухой климат. Нил – уникальный плодородный оазис. Сахара – крупнейшая пустыня планеты. Тропические пустыни: песчаные, каменистые, соляные. Земледелие в оазисах. Культура финиковой пальмы.
Западная и Центральная Африка. Особенности географического положения. Влияние рельефа и климата на формирование природных зон экваториального и субэкваториальных поясов.Страны побережья Гвинейского залива. Кофе, бананы, какао и другие плантационные культуры. Река Нигер и ее роль в жизни Западной Африки. Зона Сахеля. Озеро Чад. Опустынивание. Бассейн Конго – лесное сердце континента. Обезлесение и его причины. Полезные ископаемые стран региона. Особенности современного хозяйства: добыча полезных ископаемых и плантации тропических культур. Народы негроидной расы: фульбе, хауса, пигмеи.
Восточная Африка. Особенности географического положения: вдоль побережья Индийского океана. Великие Африканские разломы: нагорья, плоскогорья и озера. Рифтовая зона. Саванны и редколесья. Сафари и национальные парки. Эфиопия – родина сельскохозяйственных культур. Арабское влияние на побережье Индийского океана. Народы банту и суахили. Мадагаскар – крупнейший остров у берегов Африки.
Южная Африка. Особенности географического положения стран региона. Различия западных и восточных побережий. Река Замбези и водопад Виктория. Влияние холодных течений и пустыня Намиб (дюны и вельвичия). Пески Калахари и внутренние дельты. Капские и Драконовы горы – «Средиземноморье Южной Африки». Южно-Африканская Республика: сложный национальный состав, особенности экономического развития. Горнодобывающая промышленность: руды цветных металлов, алмазы, золото.
Обобщение знаний по теме «Африка». Самые крупные и наиболее значимые природные объекты. Особенности природы материка обусловленные географическим положением- модель географической зональности и симметричное расположение зон относительно экватора. Колониальный тип структуры хозяйства: порты, районы добычи полезных ископаемых, плантационное сельское хозяйство. Голод, нищета, неграмотность.
Практические работы: 1*. Географическое положение и особенности природы. Определение крайних точек материка и его протяженности с севера на юг и с запада на восток. 2*. Нанесение на контурную карту наиболее значимых природных объектов материка. 3. Нанесение на контурную карту ареала проживания группы народов (на примере арабов, Северная Африка). 4*. Изучение специализации отдельных стран или регионов материка (по выбору).
Тема 4. Америка – Новый свет.
Америка – Новый свет. Одна часть света, два материка. Особенности географического положения и природы Северной и Южной Америки.
Канада и Гренландия. Особенности географического положения. «Холодное дыхание» Арктики и сдвиг природно-хозяйственных зон на юг. Канадский Арктический архипелаг. Арктический и субарктический климат. Гудзонов залив – «ледяной мешок». Гранитные скалы полуострова Лабрадор. Кристаллический щит и богатство полезных ископаемых. Материковое оледенение, его влияние на природу и хозяйство страны. Великие озера и река Святого Лаврентия. Североамериканская тайга и степные провинции. Гренландия – самый большой остров на Земле.
Соединенные Штаты Америки Географическое положение: от Атлантики до Тихого океана. Особенности природы страны: горный Запад и равнинный Восток. Меридиональная зональность. «Молодые» Кордильеры и «старые» Аппалачи. Национальные парки. Состав населения страны: «иммиграционный котел». Миссисипи – «американская Волга».
США – крупнейшая экономическая держава мира. Региональные различия в размещении населения и хозяйства на территории страны. Северо-восток США: район первых переселенцев. «Супергород» Нью-Йорк. Родина небоскрёбов - Чикаго. Вашингтон – столица США. Полуостров Флорида – тропический рай и космодром. Калифорния – самый населённый и развитый штат. Города Тихоокеанского побережья – Лос-Анджелес, Сан – Франциско.
Центральная Америка и Вест-Индия. Особенности географического положения стран региона. Перешеек между океанами и Панамский канал. Жаркий и сухой климат внутренних нагорий. Наследие древних культур. Мехико – крупнейший город мира. Тропические циклоны Карибского моря. Вест-Индия: Большие и Малые Антильские острова.
Бразилия. Крупнейшая страна Южной Америки. Река Амазонка – самая полноводная река Земли. Амазонская сельва (Амазония) – «легкие планеты». Минеральные богатства Бразильского плоскогорья. Плантационное хозяйство: кофе, сахарный тростник и другие тропические культуры. Бразилиа – столица страны. Рио-де-Жанейро – город карнавалов.
Андские страны. Состав региона. Горная цепь Анд – ось развития региона. Сложность геологический истории и богатство полезными ископаемыми: нефть Эквадора, олово Боливии и медь Чили. Льянос – саванны бассейна Ориноко. Водопад Анхель. Высотная поясность: от сельвы до ледников. Положение снеговой линии в зависимости от климата. Приокеаническая пустыня Атакама. Высокогорное озеро Титикака.
Ла-Платские страны. Положение в субтропических и умеренных широтах. Пампа и ее сравнение со степями и прериями. Патагония. Река Парана и гидростроительство. Крайний юг материка: фьорды и острова. Остров Огненная Земля и мыс Горн.
Обобщение знаний по Северной и Южной Америке. Одна часть света – два материка. Латинская Америка – бывшие колонии Испании и Португалии. Кордильеры и Анды – общая ось материков. Панамериканское шоссе. Самые крупные и наиболее значимые природные объекты Америки. Уникальный расовый состав стран Америки: смешение европеоидной, монголоидной и негроидной расы.
Практические работы: 1. Нанесение на контурную карту важнейших природных объектов Северной Америки. 2*. Изучение региональных различий в природе и хозяйстве страны (на примере США). 3. Описание географического положения Южной Америки.
4*. Составление комплексной характеристики реки (на примере Амазонки или Параны).
5. Составление схемы высотной поясности (на примере Экваториальных Анд).
Тема 5. Австралия и Океания.
Австралия. Географическое положение и природа. Страна-материк. Сухопутные мосты с Евразией и Тасманией. Остров Тасмания. Большой Водораздельный хребет и его влияние на природу страны. Пустыни центральной Австралии. Озеро Эйр и пересыхающие реки (крики). Минеральные богатства материка. Уникальный животный и растительный мир; эндемики. Аборигены и иммигранты. Сидней и Мельбурн – города-соперники.
Океания. Состав региона: Полинезия и Новая Зеландия, Микронезия, Меланезия. Линия перемены дат. Происхождение островов и общие черты природы. Коралловые рифы, атоллы и лагуны. «Покорители» Тихого океана. Натуральное хозяйство и ядерные испытания.
Практические работы: 1*. Выявление влияния рельефа на климат материка (на примере Большого Водораздельного хребта и Центральной Австралии). 2.* Составление географического описания острова (на примере одного из островов Новой Зеландии).
Тема 6. Полярные области Земли.
Полярные области Земли. Общие черты природы полярных областей Земли. История исследования и освоения. Международное сотрудничество в исследовании и освоении. Антарктика.
Антарктида - самый южный материк. Ледниковый покров и строение материка. Антарктические оазисы и птичьи базары. Полюс холода планеты. Шельфовые ледники и айсберги. Озоновая дыра.
Общие черты полярных областей Земли.
Раздел Ш. Человек и планета: история взаимоотношений.
История изменения природы человеком. Воздействие первобытных людей на природу, использование огня. Древнее земледелие и его негативные последствия. Результаты взаимодействия человека на различные оболочки Земли. Изменение человеком природы материков.
Прошлое и будущее Земли. Образование планеты и земных оболочек. Эпохи горообразования и ледниковые периоды. Будущее нашей планеты и человечества.
Обобщающее повторение
III Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ п/п | Содержание (разделы, темы). | Кол-во часов |
| Введение | 5 |
1 | География в современном мире | 1 |
2 | Материки, части света и страны | 1 |
3 | Разнообразие стран современного мира. | 1 |
4 | Источники страноведческой информации (урок-практикум) П\р №1 Составление таблицы «Разнообразие стран современного мира. | 1 |
5 | Карта – один из источников страноведческой информации. | 1 |
| Раздел I. Земля – планета людей Население мира | 11 5 |
6 | Расселение человека по земному шару. | 1 |
7 | Численность и размещение населения мира П/р№2 Анализ размещения населения по карте «Плотность населения мира» | 1 |
8 | Человеческие расы. | 1 |
9 | Народы мира. | 1 |
10 | Городское и сельское население. Крупнейшие города мира. | 1 |
| Хозяйственная деятельность людей | 2 |
11 | Возникновение и развитие хозяйства. | 1 |
12 | Современное хозяйство мира. | 1 |
| Природа Земли и человек | 4 |
13 | Влияние строения земной коры на облик Земли. (урок – практикум) П/р № 3 Выявление размещения основных форм рельефа и полезных ископаемых в зависимости от строения земной коры | .1 |
14 | Влияние климата на облик Земли и жизнь людей. | 1 |
15 | Образование климатических областей. (урок-практикум) П/р №4 Характеристика климатических областей тропического , субтропического и умеренного поясов по климатограммам | .1 |
16 | Мировой океан и его значение для человечества. | |
| Раздел II. Материки, океаны и страны мира Евразия (5ч ) | 5 |
17 | Общая характеристика Евразии. Географическое положение материка. П/р № 5 Определение и характеристика географического положения материка Евразия. | 1 |
18 | Тектоническое строение, рельеф, и полезные ископаемые. П/р № 6 Обозначение на карте крупных форм рельефа и полезных ископаемых. | 1 |
19 | Особенности климата и внутренние воды П\р№ 7 Особенности климата материка Евразия. | 1 |
20 | Особенности природы и хозяйственного использования Атлантического океана. | 1 |
21 | Особенности природы и хозяйственного использования Индийского океана. | 1 |
| Европа | 11 |
22 | Северная Европа | 1 |
23 | Средняя Европа. Британские острова Великобритания и Ирландия) П/р №8 Составление комплексной характеристики одной из стран Европы или Азии по выбору | 1 |
24 | Франция и страны Бенилюкса. | 1 |
25 | Германия и альпийские страны | 1 |
26 | Восточная Европа. Страны между Германией и Россией. | 1 |
27 | Белоруссия, Украина и Молдавия. | 1 |
28 | Южная Европа. Страны на Пиренейском полуострове | 1 |
29 | Страны на Апеннинском полуострове. | 1 |
30 | Дунайские и Балканские страны. | 1 |
31 | Россия – самая большая по площади страна мира. | 1 |
32 | Природа, население и хозяйство России | 1 |
| Азия | 7 |
33 | Закавказье. П/р № 9 Сравнительня характеристика природы и хозяйства сухих и влажных субтропиков | 1 |
34 | Юго – Западная Азия. | 1 |
35 | Центральная Азия | 1 |
36 | Китай и Монголия. | 1 |
37 | Япония и страны на Корейском полуострове. | 1 |
38 | Южная Азия. | 1 |
39 | Юго-Восточная Азия. | 1 |
| Африка | 7 |
40 | Общая характеристика Африки: ГП материка. Урок - практикум П/р №10 Характеристика географического положения и особенностей природы Африки. | 1 |
41 | Тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые. | 1 |
42 | Особенности климата и внутренние воды П/р №11 Нанесение на карту элементов географической номенклатуры | 1 |
43 | Северная Африка. | 1 |
44 | Западная и Центральная Африка. | 1 |
45 | Восточная Африка. | 1 |
46 | Южная Африка. | 1 |
| Америка – Новый Свет | 10 |
47 | Северная Америка. Общая характеристика. П/р №12 Характеристика географического положения и особенностей природы материка | 1 |
48 | Южная Америка. Общая характеристика. П/р №13 Характеристика географического положения и особенностей природы материка. | 1 |
49 | Тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые. | 1 |
50 | Особенности климата и внутренние воды П/р №14 Характеристика речной системы.Обозначение на контурной карте крупных рек и озер. | 1 |
51 | Канада. | 1 |
52 | Особенности ГП, государственного устройства и природы США. | 1 |
53 | Население и хозяйство США | 1 |
54 | Центральная Америка и Вест-Индия. | 1 |
55 | Бразилия. П/р №15 Комплексная характеристика реки (на примере Амазонки) | 1 |
56 | Хребты и нагорья Анд: от Венесуэлы до Чили. | 1 |
57 | Ла-Платские страны | 1 |
| Австралия и Океания (4 ч) | 4 |
58 | Географическое положение и природа Австралии | 1 |
59 | Австралийский Союз. | 1 1 |
60 | Океания. П/р №16 Географическое описание острова (на примере Новой Гвинеи или Новой Зеландии) | 1 |
61 | Особенности природы и хозяйственного использования Тихого океана. | 1 |
| Полярные области Земли | 4 |
62 | Полярные области Земли | 1 |
63 | Арктика. | 1 |
64 | Северный Ледовитый океан П/р №17 Характеристика Северного Ледовитого океана по плану. | 1 |
65 | Антарктика. | 1 |
| Человек и планета: история взаимоотношений | 3 |
66 | История изменения природы земли человеком. Изменение человеком природы материков. | 1 |
67 | Прошлое и будущее Земли. | 1 |
68 | Обобщающее повторение раздела и курса. | 1 |