СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 6 класс для слабослышаших детей

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 6 класс для слабослышаших  детей

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 6 класс для слабослышаших детей»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей»

        

Рассмотрено на МО

Председатель МО __________Дарчиева Т.А.

«   »_________ 2018г.    

Согласовано

с зам. директора по УВР

__________ Макоева И.Т.

«   » _________2018 г.

«Утверждаю»

И.о. директора школы

__________Карсанова М.М.

« »__________2018 г.



Протокол заседания №1 педагогического совета  от ___________ г.

 

 

 

 

Рабочая программа по географии

 

для VI - XI классов.

 

 

Рабочая программа составлена на основе государственной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений слабослышащих и позднооглохших детей в соответствии с образовательным стандартом.

 

 

Составила:

учитель географии Токаева Н.К .,

высшей квалификационной категории.

 



  

 

 

2017-2018 учебный год

Оглавление

  1. Целевой раздел

    1. Пояснительная записка 3

1.2. Психофизические особенности глухих учащихся 4

1.3. Планируемые результаты освоения образовательной программы 6

1.4.Система оценивания 7


  1. Содержательный раздел

2.1. Общая характеристика учебного предмета 11

2.2. Содержание обучения 13

2.3. Тематическое планирование по географии 18


  1. Организационный раздел.

3.1. Место предмета в учебном плане 19

3.2.Система специальных условий реализации АООП 20

3.3. Материально- техническое обеспечение 21





























1 Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Адаптированная программа по географии разработана на основе:


    • Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ « Об образовании в Рос-сийской Федерации»;


    • Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвер-ждённого приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утвержде-нии федерального компонента государственных стандартов начального общего, основно-го общего и среднего общего образования» ( редакция от 31.01.2012г.);


  • Федерального базисного учебного плана, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов спе-циальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, вос-питанников с отклонениями в развитии»;


  • Устава государственного казенного общеобразовательного учреждения школа-интернат для глухих детей г. Владикавказа



  • Предлагаемая адаптированная основная общеобразовательная программа подго-товлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и реализует Федеральный компонент основного общего образования по географии в Уставе ГКОУ школа-интернат для глухих детей г. Владикавказа


Программа адаптирована для обучения слабослышащих и позднооглохших детей с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию


Актуальность разработки программы заключается в необходимости приведения со-держания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового пе-риода и психофизическими особенностями слабослышащих и позднооглохших учащихся.


Цель курса усвоение минимума содержания основных образовательных про-грамм основного общего образования по географии, достижение требований к уровню подготовки выпускников основной школы, предусмотренных федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования


Задачи курса:


Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на дос-тижение следующих целей:


- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особен-ностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географи-ческом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рацио-нального использования;


- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из "язы-ков" международного общения - географическую карту, статистические материалы, со-временные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;


    • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей


  • процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических за-дач, самостоятельного приобретения новых знаний;


    • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопони-мания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружаю-щей среде;


      • применение географических знаний и умений в повседневной жизни для со-

хранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к

3

условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.


Усвоение программы рассчитано на 408 часов:


Класс

Количество часов в неделю

Общее количество часов

6

2

68

7

2

68

8

2

68

9

2

68

10

2

68

11

2

68


1.2. Психофизические особенности слабослышащих и позднооглохших учащихся



Обучающиеся с нарушением слуха представляют собой разнородную группу не только по степени, характеру и времени снижения слуха, но и по уровню общего и речевого развития, наличию /отсутствию дополнительных нарушений.

В международной классификации снижение слуха разводится по четырем степеням в зависимости от средней его потери на частотах 500 - 2000 Гц: тугоухость I степени (26 - 40 дБ); тугоухость II степени (41 - 55 дБ); тугоухость III степени (56 - 70 дБ); тугоухость IV степени (более 90 дБ).

Дифференциация детей на группы по степени выраженности, характеру и времени наступления нарушения слуха (первичного нарушения) принципиально недостаточна для выбора оптимального образовательного маршрута - требуется оценка общего и речевого развития ребенка.

Глухие позднооглохшие - дети, потерявшие слух в том возрасте, когда речь уже была сформирована. Степень нарушения слуха и уровень сохранности речи могут быть различными, поскольку при возникновении нарушения слуха без специальной педагогической поддержки речь начинает распадаться. Эти дети имеют навыки словесного общения.

Речь разрушается постепенно, и уже через один - два месяца после потери слуха обнаруживаются её качественные изменения, которые проявляются как в собственной речи ребенка, так и в восприятии речи окружающих, точнее - в реакции на неё. Сначала нарушения речевого поведения становятся заметными в непривычных для ребёнка речевых ситуациях (то есть слышимая им раньше речь как бы пропала, но в знакомой обстановке ребёнок ещё помнит, как надо себя вести). Вскоре выявляются изменения в качестве речи самого ребёнка, затрагивающие её звуковой, лексический и грамматический строй. Завершающим этапом становится потеря речи.

Развитие мышления в большей степени сходно с его развитием у слышащих детей.

Нарушение слуха у этих детей прежде всего сказывается на их поведении, что проявляется в разнообразных реакциях на возникающие в быту повседневные звуки. У такого ребёнка можно наблюдать отсутствие реакций на увеличение звука аудиовизуальной техники, отстранение от взрослого при его попытке сказать что-либо на ухо, вздрагивание от неожиданных резких звуков.

Потеря слуха отражается на общем поведении: некоторые дети становятся расторможенными, капризными, агрессивными, а другие, наоборот, уходят в себя, избегают общения с окружающими.

Слабослышащие дети - степень потери слуха не лишает их самой возможности естественного освоения речи, но осваиваемая при сниженном слухе речь обычно имеет ряд специфических особенностей, требующих коррекции в процессе обучения. Эти дети слышат не хуже, а иначе. Такие дети составляют весьма неоднородную группу (по состоянию слуха, речи и по многим другим параметрам). Объясняется это чрезвычайным многообразием проявлений слуховой недостаточности, большим спектром тугоухости, разными уровнями сформированности навыков слухового восприятия. При этом важно отметить, что многие слабослышащие дети, обладая различными степенями сохранного слуха, не умеют пользоваться им в целях познания и общения.

Дефицит слуховой информации порождает различные отклонения в речевом развитии, которое зависит от многих факторов, таких как степень и сроки снижения слуха, уровень общего психического развития, наличие педагогической помощи, речевая среда, в которой находился ребёнок. Многообразные сочетания этих фактов обусловливают вариативность речевого развития.

Многие слабослышащие школьники не понимают обращенной к ним речи и ориентируются в общении на такие факторы, как действия, естественные жесты и эмоции взрослых. Дети с легкой и средней степенью тугоухости могли бы понимать окружающих, но нередко их восприятие речи приобретает искажённый характер из-за неразличения близких по звучанию слов и фраз. Искажённое восприятие речи окружающих, ограниченность словарного запаса, неумение выразить себя - все это нарушает общение с другими детьми и со взрослыми, что отрицательно сказывается на познавательном развитии и на формировании личности детей. Вместе с тем, по мере взросления постепенно развиваются и умение поддерживать речевой контакт, и способность к оценке собственных действий и поступков.

Достижения в развитии цифровых технологий, отоларингологии, аудиологии, специальной психологии и коррекционной педагогики, согласованные действия специалистов разного профиля в системе междисциплинарной помощи детям с ОВЗ приводят к появлению новых групп обучающихся с ОВЗ - их медицинский и социально-психологический статус меняется на протяжении детства. Так, в категории лиц с тяжелыми нарушениями слуха выделена в последние десятилетия группа детей, перенесших операцию кохлеарной имплантации, их число неуклонно растет на современном этапе. Уникальность ситуации с имплантированными детьми заключается в том, что их социально-психологический статус меняется в процессе постоперационной реабилитации трижды. До момента подключения речевого процессора ребенок может характеризоваться в соответствии с устоявшимися классификациями как глухой, слабослышащий с тяжелой тугоухостью, оглохший (сохранивший речь или теряющий ее). После подключения процессора состояние слуха детей уравнивается - все благополучно прооперированные становятся детьми, которые могут ощущать звуки интенсивностью 30-40 дБ, что соответствует легкой тугоухости (1 степень по международной классификации). Статус детей меняется. Они уже способны воспринимать звуковые сигналы, надежно воспринимать неречевые звучания и реагировать на них. Однако ребенок продолжает вести себя в быту как глухой человек, опираясь на умения и навыки, сформированные ранее в условиях тяжелого нарушения слуха. Для него по-прежнему важны зрительные опоры и привычные средства восприятия речи и коммуникации: чтение с губ, письменная речь, дактилология, жестовая речь, привычка контролировать произношение при помощи кинестетических опор и др. До тех пор, пока не завершится первоначальный этап реабилитации, т.е. пока не произойдет перестройка коммуникации и взаимодействия ребенка с близкими на естественный лад, он сохраняет этот особый (переходный) статус. Благополучное завершение первоначального этапа реабилитации означает, что ребенок с кохлеарными имплантами встал на путь естественного развития коммуникации, и его статус вновь изменился - он начинает вести себя и взаимодействовать с окружающими как слышащий и начинает демонстрировать естественное («слуховое») поведение в повседневной домашней жизни. Выбор образовательного маршрута детей с кохлеарными имплантами зависит от точности определения его актуального социально-психологического статуса.

До операции оценивается характер нарушения, степень его выраженности, время потери слуха, сроки и характер слухопротезирования, его эффективность, наличие вторичных нарушений развития, условия предыдущего воспитания и обучения.

После подключения процессора состояние слуха детей меняется и уравнивается, поэтому более важными становятся различия в развитии вербальной и невербальной коммуникации и характеристика сенсорной основы, на которой она была сформирована. По этим основаниям выделяются три группы детей с кохлеарными имплантами: 1) со сформированной на нормальной сенсорной основе речью и коммуникацией (оглохшие); 2) вступающие в коммуникацию и обладающие развернутой речью, сформированной до операции на зрительно-слуховой или слухо- зрительной основе (дети с тяжелыми нарушениями слуха, обучение которых было своевременным и успешным); 3) дети, у которых до операции не удалось сформировать развернутую словесную речь, их коммуникация осуществляется другими средствами (дети с тяжелыми нарушениями слуха, обучение которых не было своевременным и успешным; дети с дополнительными первичными нарушениями).

Благополучное завершение первоначального этапа реабилитации означает, что дети с кохлеарными имплантами уравниваются по двум показателям - сходное состояние слуха и все они встали на путь естественного развития коммуникации и речи. Теперь требуется подбирать подходящий образовательный маршрут, и важными ориентирами становятся степень сближения развития ребенка с возрастной нормой и оценка перспективы дальнейшего сближения в разных условиях обучения. По этим основаниям дети с кохлеарными имплантами делятся на несколько групп:

приблизившиеся к возрастной норме и готовые к вхождению в общеобразовательную среду при минимальной специальной поддержке;

еще не приблизившиеся к возрастной норме, но имеющие перспективу благополучного дальнейшего развития и приближения к норме в обычной среде при постоянном наблюдении и систематической специальной сурдопедагогической поддержке;

не приблизившиеся к возрастной норме и не имеющие перспективы сближения с нормой в обычной среде даже при постоянном наблюдении и специальной сурдопедагогической поддержке;

развитие ребёнка не приближается к возрастной норме и перспектива сближения с ней маловероятна даже при систематической и максимальной специальной помощи.

Все приведенные классификации последовательно сменяют друг друга и являются составными частями динамической по своей сути классификации детей с кохлеарными имплантами, необходимой специалистам для понимания динамики изменений, происходящих с ребенком с КИ в процессе реабилитации, выбора и гибкой смены его образовательного маршрута.









    1. Планируемые результаты освоения образовательной программы



В результате изучения географии ученик должен:


знать/понимать:


    • основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географи-ческих карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; ре-зультаты выдающихся географических открытий и путешествий;


    • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;


    • географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;


    • специфику географического положения и административно-территориального уст-ройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;


    • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;


уметь:

    • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов

  • явлений;


    • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченно-сти природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;


    • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации че-ловека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, ос-новных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических свя-зей России, а также крупнейших регионов и стран мира;


    • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;


    • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;


    • применять приборы и инструменты для определения количественных и качествен-ных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе-дневной жизни для:


    • ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения пояс-










6

ного времени; чтения карт различного содержания;


- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюде-ний за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменения-ми в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;


- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; оп-ределения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей ме-стности с помощью приборов и инструментов;


    • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;


    • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.


1.4 Система оценивания Формы контроля


Для реализации данной учебной программы используются следующие методы: сло-весные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, час-тично-поисковые.


Преобладающими методами контроля знаний и умений являются устные опросы, практические работы, тестирование.


Нормы оценивания Критерии оценки учебной деятельности по географии.


  • Итогом проверки результативности учебной деятельности обучающихся является отметка. При определении уровня достижений обучающихся учителю необходимо обращать особое внимание на:


  • тематическую грамотность, логичность и доказательность в процессе изложения материала при ответе на поставленный вопрос или решения учебной задачи;


  • точность и целесообразность использования географической терминологии и знание номенклатуры;


  • самостоятельность и осознанность ответа обучающегося, его речевую грамотность.


Устный ответ

Отметка «5» ставится, если обучающийся:


  • показывает глубокое, всестороннее знание и понимание тематического материала, а также сущности рассматриваемых терминов, понятий, географических закономерностей, теорий, событий;


  • построит полный и тематически правильный ответ, опираясь на ранее изученный материал;


  • выделяет существенные признаки географических объектов и явлений;

  • использует примеры для подтверждения теоретических положений;


  • аргументированно отстаивает свою точку зрения, делая анализ, формулируя обобщения и выводы;


  • устанавливает межпредметные и внутрипредметные связи между событиями, объектами и явлениями;


  • применяет полученные знания в незнакомой учебной и жизненной ситуации;


  • обоснованно и безошибочно излагает тематический материал, соблюдая последовательность его изложения, используя четкие и однозначные формулировки;


  • строит логически связанный ответ, используя принятую географическую терминологию;


  • делает обоснованные выводы;


  • формулирует точные определения терминов и дает научное толкование основных понятий, законов;





7

  • творчески перерабатывает текст, адаптируя его под конкретную учебную задачу;


  • излагает тематический материал литературным языком;


  • отвечает на дополнительные вопросы учителя, одноклассников, участвуя в диалоге или полилоге;


  • самостоятельно, рационально и адекватно ситуации использует средства обучения для достижения поставленных учебных целей;


  • применяет в процессе ответа для демонстрации состояния объектов, протекания явлений общепринятую в географии знаково-символьную систему условных обозначений;


  • при необходимости, в зависимости от условия учебной задачи, опирается на результаты наблюдений и опытов;


  • самостоятельно, безошибочно и адекватно ситуации выбора и принятия решения применяет полученные знания, умения и навыки учебной деятельности при рассмотрении учебных задач практической направленности;


  • допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя;


  • владеет сформированными навыками работы с приборами;

  • умеет преобразовывать тематическую информацию из одного вида в другой;

  • демонстрирует знание карты и использование ее при решении учебной задачи;


  • показывает сформированное^ знаний, предметных и универсальных учебных действий.


Отметка «4» ставится, если обучающийся:


  • демонстрирует знание изученного тематического материала;


  • дает самостоятельный, полный и тематически правильный ответ, при этом допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении тематического материала;


  • дает определения понятий и терминов, допуская небольшие неточности в формулировках или выводах и обобщениях на основе проведенных наблюдений и опытов или при использовании в ответе научной терминологии;


  • материал излагает в правильной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов, которые может исправить самостоятельно по требованию учителя при его помощи или помощи других обучающихся;


  • подтверждает теоретические высказывания примерами;


  • осознанно и правильно отвечает на дополнительные и наводящие вопросы учителя или других обучающихся;


  • умеет самостоятельно выделять основные положения в тематическом материале;


  • обобщает тематический материал, используя результаты наблюдений и опытов;

  • формулирует выводы;

  • устанавливает внутрипредметные и межпредметные связи;


  • применяет полученные знания на практике в новой ситуации выбора и принятия решения, допуская неточности в содержании географического материала;


  • соблюдает основные правила построения ответа, используя при этом литературную речь;


  • составляет связное и логически последовательное изложение, восполняя допущенные пропуски в тематическом материале путем ответов на наводящие вопросы учителя или других обучающихся;


  • имеет представления об элементарных реальных понятиях;


  • понимает основные причинно-следственные взаимосвязи между изучаемыми объектами и явлениями;


  • в основном знает содержание карты и умеет ею пользоваться при ответе на



8

поставленный вопрос;


  • при решении географических задач допускает ошибки, существенно не влияющие на результат деятельности;


  • в основном показывает сформированность знаний, предметных и универсальных учебных действий.


Отметка «3» ставится, если обучающийся:


  • усвоил основное тематическое содержание;


  • имеет пробелы в усвоении программного материала, не влияющие на дальнейшее усвоение тематического содержания;


  • материал излагает фрагментарно, отсутствует логика в изложении;


  • показывает недостаточную сформированность знания тематического материала, предметных и универсальных учебных действий;


  • допускает ошибки в формулировании выводов и обобщений;


  • слабо аргументирует высказывания;

  • допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии;


  • определения понятий, терминов дает недостаточно четкие, путаясь в формулировках;


  • не использует в качестве доказательства выводы и обобщения, сделанные на основе наблюдений, опытов, или допускает ошибки при их трактовке;


  • имеет затруднения в использовании теоретических знаний, необходимых для решения практических задач, а также при применении конкретных примеров;


  • отвечает неполно на наводящие вопросы учителя или других обучающихся или дает репродуктивный ответ, не понимая отдельных научных концепций, имеющих определяющее значение в данном тексте;


  • отвечает неполно на вопросы учителя или других обучающихся, допуская одну-две грубые ошибки в изложении программного материала;


  • слабо знает географическую номенклатуру;


  • отсутствуют навыки инструментального определения количественных показателей, характеризующих состояние объекта или явления;


  • имеет географические представления, сформированные на бытовом уровне;


  • использует карту на недостаточном для демонстрации теоретических положений ответа уровне;


    • устанавливает причинно-следственные связи только с помощью наводящих вопросов со стороны учителя или других обучающихся.


  • Отметка «2» ставится, если обучающийся:

  • не усвоил и не раскрыл основное содержание тематического материала;

  • не сформулировал выводы и не сделал обобщения;


  • не знает и не понимает значительную часть (более половины) учебного материала в рамках поставленных вопросов;


  • не имеет сформированных предметных и универсальных учебных действий;


  • не умеет применять предметные и универсальные учебные действия к ответам на вопросы и решению задач по предлагаемому алгоритму;


  • допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя или других обучающихся в процессе обсуждения ответа;


  • допускает грубые ошибки при работе с картой;

  • не владеет научной терминологией;

  • не знает географическую номенклатуру.


Письменная работа

Отметка «5» ставится, если обучающийся:


  • выполнил работу без ошибок и недочетов;





9

  • или допустил в работе не более одного недочета;


  • Примечание: требования к письменной работе по тематическому содержанию соответствуют устному ответу.


  • Отметка «4» ставится, если обучающийся:

  • выполнил работу полностью;


  • или допустил в работе не более одной негрубой ошибки и одного недочета или не более двух недочетов.


  • Примечание: требования к письменной работе по тематическому содержанию соответствуют устному ответу.


Отметка «3» ставится, если обучающийся:


  • правильно выполнил не менее половины от полного объема работы;


  • или допустил в работе не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета, или не более двух-трех негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трех недочетов, или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.


  • Примечание: требования к письменной работе по тематическому содержанию соответствуют устному ответу.


Отметка «2» ставится, если обучающийся:


  • допустил количество ошибок и (или) недочетов, превышающее норму для выставления отметки «3»;


  • или если правильно выполнил менее половины объема работы.


  • Примечание: требования к письменной работе по тематическому содержанию соответствуют устному ответу.


Тест

Количество


Отметка на количество правильно выполненных заданий









заданий


5

4

3

2

1



Время выполнения



работы, минуты







10

10-15

9-10

7-8

5-6

Менее 5

Обучающийся не








приступал к выпол-


20

20-30

18—20

14-17

10-13

Менее 10


нению работы


30

30-45

27-30

22-26

15—21

Менее 15













1.отметки с анализом тестовых работ доводятся до сведения обучающихся, как правило, не позднее, чем через 3—4 дня или на следующем уроке;


    1. необходимо провести работу над ошибками, предусматривающую устранение пробелов в тематических знаниях, навыках предметной и универсальной учебной дея-тельности.


Практическая работа (в том числе на основе работы с картой) Отметка «5» ставится, если обучающийся:


  • выполнил работу в полном объеме на основе предложенного учителем или составленного самостоятельно алгоритма деятельности;


  • самостоятельно подобрал и использовал необходимые для выполнения работы средства обучения, в том числе инструментальные;


  • продемонстрировал владение теоретическими знаниями, необходимыми для достижения образовательного результата;


  • аккуратно оформил результаты работы;


  • выбрал оптимальный в условиях конкретной задачи вариант оформления результатов практической работы.




10

  • Примечание: требования к практической работе по тематическому содержанию

соответствуют устному ответу.

Отметка «4» ставится, если обучающийся:


  • выполнил работу в полном объеме на основе предложенного учителем или составленного самостоятельно алгоритма деятельности;


  • допустил отклонение в последовательности выполнения работы, не повлиявшее на результативность деятельности* то есть конечный результат;


  • использовал предложенные учителем или другими обучающимися необходимые для выполнения работы средства обучения, в том числе инструментальные;


  • продемонстрировал владения теоретическими знаниями, необходимыми для достижения образовательного результата;


  • аккуратно оформил результаты работы;

  • допустил неточности или небрежности в оформлении результатов работы.


  • Примечание: требования к практической работе по тематическому содержанию соответствуют устному ответу.


Отметка «3» ставится, если обучающийся:


  • выполнил работу с помощью учителя или других обучающихся;

  • использовал предложенный учителем алгоритм выполнения работы;

  • затратил больше установленного времени на выполнение работы;


  • показал знание теоретического материала, но имел затруднения в практическом его применении;


  • использовал предложенные учителем или другими обучающимися необходимые для выполнения работы средства обучения, в том числе инструментальные.


  • Примечание: требования к практической работе по тематическому содержанию соответствуют устному ответу.


Отметка «2» ставится, если обучающийся:


  • получил ошибочные результаты, а также результаты, не соответствующие цели проведения практической работы;


  • не владеет теоретическими знаниями для проведения работы;


  • не подготовил или не подобрал (даже с помощью учителя или других обучающихся) средства обучения, необходимые для проведения работы;


  • не может использовать предложенный учителем или другими обучающимися алгоритм выполнения работы;


  • выполнил менее 50% от объема работы.


  • Примечание: требования к практической работе по тематическому содержанию соответствуют устному ответу.


Реферат

Отметка «5» ставится, если обучающийся:


  • выполнил требования к оформлению реферата;


  • использовал достаточный объем теоретического материала и примеров для раскрытия выбранной темы;


  • использовал литературный язык изложения материала;


  • продемонстрировал умение отвечать на поставленные вопросы при защите реферата.


  • Примечание: требования к реферативной работе по ее тематическому содержанию соответствуют требованиям к устному, письменному ответам и практической работе одновременно.



  1. Содержательный раздел

2.1 Общая характеристика учебного предмета


Рабочая программа полностью реализует идеи ФГОС. Содержание основного об-щего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географиче-



11

ской среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных террито-рий и акваторий Земли.


      • основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.


Содержание географического образования в основной школе формирует у школь-ников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобаль-ном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи ра-бочая программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компо-нента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций


  • примерную программу связано с тем, что изучение малой родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая де-ятельность обучающихся в окружающей среде являются необходимыми условиями изуче-ния географии своей страны в целом.


Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность обучающихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимо-действия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохране-ние жизни на Земле, в то же время формирует бережное отношение к природным богатст-вам, истории и культуре своего Отечества.


Курс географии на ступени основного общего образования направлен на формиро-вание у обучающихся представлений о специфике природы, населения и хозяйства на раз-личных уровнях познания. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Рабочая программа по географии строится с учетом следующих содержа-тельных линий:


    • многообразие природы и хозяйственной деятельности человека;

    • социальная сущность человека;


    • уровневая организация природы, населения и хозяйства.


Содержание структурировано по пяти курсам: «Введение в географию», «Физическая география», «Материки и океаны», «Физическая география России», «Население и хозяй-ство России».


Курс «Введение в географию» освещает географические темы, которые помогут школьникам познакомиться с географией как наукой, узнать об истории географических открытий и освоения территории Земли. Материалы курса позволяют обучающимся полу-чить общие сведения о материках и океанах нашей планеты.


  • курсе «Физическая география» происходит знакомство обучающихся с основны-ми понятиями и закономерностями физической географии. Объясняются строение и про-цессы, происходящие в литосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере. Раскрывается взаимосвязь между различными оболочками Земли.


Содержание курса «Материки и океаны» раскрывает общегеографические законо-мерности и формирует у обучающихся представления о разнообразии природы Земли в целом и отдельных ее территорий. Курс основан на классической школьной программе материков и океанов, которая наполнена новым содержанием. В курсе две содержатель-ные линии. Первая — «Планета, на которой мы живем» — знакомит с оболочками Земли: литосферой, атмосферой, гидросферой, биосферой. Изучение этой тематической линии позволит лучше понимать природные процессы, происходящие на разных материках. Ма-терикам, их природе и населению посвящена вторая содержательная линия учебника — «Материки планеты Земля».


Курс «Физическая география России» посвящен изучению природы России. Разде-лы курса знакомят обучающихся с особенностями источников географической информа-




12

ции, с положением территории России на карте мира, с особенностями освоения и изуче-ния территории страны, с особенностями природы, с крупными природными районами.


  • курсе «Население и хозяйство России» происходит знакомство обучающихся с развитием и территориальной организацией населения и хозяйства Российской Федера-ции. Разделы курса раскрывают обучающимся специфику географического положения нашей страны, взаимодействие природы и общества, специфику населения, отраслевую структуру хозяйства страны, а также особенности крупных природнохозяйственных рай-онов.


2.2 Содержание обучения

6 класс (68 часов)


Источники географической информации (16 часов)

География как наука (2 часа).


География как наука. Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве.


Географические модели (14 часов)


Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основ-ные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изо-бражения, градусная сеть).


Ориентирование по карте; чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических материалов.


Природа Земли и человек (52 часа)

Земля как планета (9 часов).


Земля как планета. Развитие географических знаний человека о Земле. Выдающиеся гео-графические открытия и путешествия. Форма, размеры, движения Земли. Влияние космо-са на Землю и жизнь людей.


Сравнение Земли с обликом других планет солнечной системы. Объяснение гео-графических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.


Земная кора и литосфера(14 часов)


Земная кора и литосфера, их состав, строение и развитие. Горные породы; измене-ние температуры в зависимости от глубины залегания. Земная поверхность: формы релье-фа суши, дна Мирового океана; их изменение под влиянием внутренних, внешних и тех-ногенных процессов. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения зем-ной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. Особенности жиз-ни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памят-ники литосферы


Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте.


Гидросфера (10 часов)


Гидросфера, ее состав и строение. Роль воды в природе и жизни людей, ее кругово-рот. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли, их раз-мещение и качество. Природные памятники гидросферы.


Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте.

Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли.

Атмосфера (10 часов)


Атмосфера, ее состав, строение, циркуляция. Изменение температуры и давления воздуха с высотой. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Адаптация человека к разным климатическим условиям.


Наблюдение за погодой, ее описание. Измерение количественных характери-стик элементов погоды с помощью приборов и инструментов. Объяснение устройст-




13

ва и применения барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Выявление зависимо-сти температуры и давления воздуха от высоты. Чтение климатических и синоп-тических карт для характеристики погоды и климата.

Биосфера (3 часа),


Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и живот-ных, особенности их распространения. Приспособление живых организмов к среде обита-ния в разных природных зонах. Сохранение человеком растительного и животного мира Земли.


Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Описание растительного и животного мира на местности и по карте.

Почвенный покров (3 часа).


Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Плодородие - важ-нейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов.


Наблюдение за изменением почвенного покрова. Описание почв на местности и по карте.


Географическая оболочка Земли (3 часа).


Географическая оболочка Земли. Территориальные комплексы: природные, при-родно-хозяйственные. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее из-менения под воздействием деятельности человека.


Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения.


7 класс (68 часов)


ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК (2 часа)

Земля как планета (1час)

Возникновение и геологическая история Земли.


Географическая оболочка Земли (2 часа)


Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними, ха-рактеристика основных закономерностей развития. Широтная зональность и высотная по-ясность.


Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятель-ности человека в разных природных зонах.


МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ, НАРОДЫ И СТРАНЫ (62 часа)


Современный облик планеты Земля (14 часов)


Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями плане-


ты. Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли. Особенности природы океанов: строение рельефа дна; проявление зональности, система течений, органический мир; освоение и хозяйственное использование океана человеком.


Сравнение географических особенностей природных и природно-хозяйственных комплексов разных материков и океанов.


Население Земли (4 часа)


Население Земли. ДРЕВНЯЯ РОДИНА ЧЕЛОВЕКА. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ПУТИ ЕГО РАССЕЛЕНИЯ ПО МАТЕРИКАМ. Численность населения Земли. Человеческие ра-сы, этносы. ГЕОГРАФИЯ СОВРЕМЕННЫХ РЕЛИГИЙ. Материальная и духовная куль-тура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей сре-дой.




14

Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике насе-ления разных регионов и стран мира.


Материки и страны (44 часа)


Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Юж-ной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их ис-пользование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы.


Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы ма-териков. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. ОСНОВ-НЫЕ ОБЪЕКТЫ ПРИРОДНОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.


Изучение политической карты мира и отдельных материков.


Краткая географическая характеристика материков, их регионов и стран раз-личных типов.


ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ (3 ЧАСА) ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ПРИРОДЫ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯ-


ЩЕМ.


Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране.


Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере; их характеристика и пра-вила обеспечения безопасности людей.


Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от сти-хийных природных и техногенных явлений.



  1. КЛАСС (68 ЧАСОВ)


Источники географической информации (8 часов)

Методы получения, обработки, передачи и представления географической информа-


ции.


Географическая карта, ее основные параметры и элементы (масштаб, условные зна-ки, способы картографического изображения, градусная сеть)


ГЕОГРАФИЯ РОССИИ (192 ЧАСА

Особенности географического положения России (11 часов)

Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские


  • сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и эко-номическая зона Российской Федерации. Часовые пояса. История освоения и изучения территории России.


Природа России (49 часов)


Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Осо-бенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы кли-матов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятель-ность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв. Стихийные природные явления на территории страны. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность. ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ.


Выявление: зависимости между тектоническим строением, рельефом и разме-щением основных групп полезных ископаемых; зависимости между режимом, харак-тером течения рек, рельефом и климатом; способов адаптации человека к разнооб-





15

разным климатическим условиям.


9 класс (68 часов)

Природа России (21 час)

Природные зоны.


Анализ физической карты и карт компонентов природы.

Природопользование и геоэкология (3 часа)


Сохранение качества окружающей среды. Основные типы природопользования. Ис-точники загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы регионов различных типов хозяйствования.


Применение географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды.


Источники географической информации (1 час).

География как наука. Источники географической информации


Особенности географического положения России (10 часов)


Особенности географического положения России. Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны.


Природа России (7 часов)


Природные условия и ресурсы. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие терри-ториальные сочетания природных ресурсов.


Оценка экологической ситуации в разных регионах России.

Население России (15 часов)


Население России. Человеческий потенциал страны. Численность, размещение, есте-ственное движение населения. Направления и типы миграции. Половой и возрастной со-став населения. Народы и основные религии России. Особенности расселения; городское


  • сельское население. Основная полоса расселения. Роль крупнейших городов в жизни страны.


Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений. Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих насе-ление страны и ее отдельных территорий.


Хозяйство России (11 часов)


Хозяйство России. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития.


Группировка отраслей по различным показателям.


10 класс (68 часов)


Хозяйство России (25 часов)


Хозяйство России. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития.


Анализ экономических карт России для определения типов территориальной структуры хозяйства.


Природно-хозяйственное районирование России (32 часа) Природно-хозяйственное районирование России. Различия территории по условиям


степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические осо-бенности отдельных районов и регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, По-волжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал. Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную дея-тельность людей.


География своей республики (края, области) (7 часов)

География своей республики (края, области). Определение географического положе-



16

ния территории, основных этапов ее освоения. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и горо-дов. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ. ТОПОНИМИКА.


Оценка природных ресурсов и их использования.


Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, про-цессами и явлениями своей местности, их описание.


Россия в современном мире (4 часа)


Россия в современном мире. Место России среди стран мира. Характеристика эконо-мических, политических и культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.



11 класс (68 часов)


Политико-государственное устройство РФ. Географическое положение России (13 часов)

Российская Федерация. Госсударственная территория. Географическое положение, границы,Численность населения. Национальный состав. Городское и сельское население.

Машиностоение (6 часов)

География машиностроения.

Топливная промышленность. (9 часов)

Электроэнергетика.

Конструкционные материалы. (8 часов)

Металлургический комплекс. Черная металлургия. Цветная металлургия. Химико-лесной комплекс. Лесная промышленность.

Агропромышленный комплекс (6 часов)

АПК, земледелие и животноводство. Пищевая и легкая промышленность. Инфраструктурный комплекс. (5 часов)

Сухопутный транспорт. Водный и другие виды транспорта. Связь, сфера обслуживания.

Экономическое районирование (18 часов)

Центральная Россия. Москва. Московский регион. Северо-Западная Россия. Европейский СеверЕвропейский Юг - Северный Кавказ. Поволжье. Урал. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток.
























17

2.3. Тематическое планирование по географии





п/п

Тема

Класс

Количество часов

1

Источники географической информации


25


География как наука

6

2


Географические модели

6

14


Источники географической информации

8

8


Источники географической информации

9

1


2

Природа Земли и человек


55


Земля как планета

6

9


Земля как планета

7

1


Земная кора и литосфера

6

14


Атмосфера

6

10


Гидросфера

6

10


Биосфера

6

3


Почвенный покров

6

3


Географическая оболочка Земли

6

3


Географическая оболочка Земли

7

2


3

Материки, океаны, народы и страны


62


Современный облик планеты Земля

7

14


Население Земли

7

4


Материки и страны

7

44


4

Природопользование и геоэкология


6



7

3



9

3

5

География России

8,9,10

192


Особенности географического положения России

8

11


Природа России

8

49


Природа России

9

21


Особенности географического положения России

9

10


Природа России

9

7


Население России

9

15


Хозяйство России

9

11


Хозяйство России

10

25


Природно-хозяйственное районирование России

10

32


География своей области

10

7


Россия в современном мире


10

4

6










География России. Население и хозяйство

Политико-государственное устройство РФ. Географическое положение России

Машиностоение

Топливная промышленность.

Конструкционные материалы

Агропромышленный комплекс

. Инфраструктурный комплекс

Экономическое районирование


11

11

11

11

11

11

11


13

6

9

8

6

5

18





18

Практические работы

Класс

Учебный

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть


год





6

12

2

2

4

4

7

9

3

2

2

2

8

6

1

1

3

1

9

8

1

1

3

3

10

4

1

1

-

2

11

4

1

1

-

2



3 Организационный раздел.

3.1 Место предмета в учебном плане


География в ГКОУ школа-интернат для глухих детей г. Владикавказа изучается с 6 по 11 классы. Общее число учебных часов за шесть лет обучения — 408, из них по 68 ч (2 ч в неделю) в 6, 7, 8 ,9,10,11 классах.


  • соответствии с базисным учебным планом курсу географии предшествует курс «Природоведение», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.


  • свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей шко-ле.


Согласно действующему в образовательном учреждении учебному плану рабочая программа предусматривает изучение географии в в объеме:


Класс

Количество часов в неделю

Общее количество часов

6

2

68

7

2

68

8

2

68

9

2

68

10

2

68

11

2

68


Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образова-ния по предмету «География», предусматривает опыт практической деятельности


Перечень практических работ

  1. класс

1 Чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических материалов

2 Ориентирование по карте.


3 Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы Объяснение гео-графических следствий движения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси.


4 Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых

5 наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте.

6 Выявление зависимости температуры воздуха и давления от высоты


7 Наблюдение за погодой, её описание Измерение количественных характеристик погоды с помощью приборов и инструментов Объяснение устройства и применения баро-метра флюгера гигрометра, осадкомера


8 Чтение климатических и синаптических карт для характеристики погоды и кли-

мата

9 Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте.

  1. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли


11 Наблюдение за растительным и животным миром для определения качества ок-ружающей среды. Описание растительного и животного мира на местности и по карте.

19

12 Наблюдение за изменением почвенного покрова. Описание почв на местности и по карте.


  1. Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения.



    1. класс


  1. Сравнение географических особенностей природных и природно-хозяйственных комплексов разных океанов.


  1. Выявление и объяснение географической зональности природы Земли.


  1. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйст-венной деятельности человека в разных природных зонах.


  1. Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населе-ния разных регионов и стран мира.


  1. Изучение политической карты мира и отдельных материков.


  1. Сравнение географических особенностей природных и природно-хозяйственных комплексов разных материков.


  1. Краткая географическая характеристика материков.

  2. Краткая географическая характеристика регионов и стран различных типов.


  1. Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от сти-хийных природных и техногенных явлений.


    1. класс

  1. Определение поясного времени для разных пунктов России.


  1. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещени-ем основных групп полезных ископаемых.


  1. Выявление закономерностей территориального распределения климатических по-казателей по климатической карте


  1. Выявление способов адаптации человека к разнообразным климатическим усло-

виям.


  1. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом.


  1. Составление описания одной из природных зон России по плану.


    1. класс

  1. Анализ физической карты и карт компонентов природы.


  1. Применение географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды.


  1. Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны.


  1. Оценка экологической ситуации в разных регионах России.


  1. Определение основных показателей, характеризующих население страны и ее от-дельных территорий.


  1. Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений.

  2. Анализ карт населения России.

  3. Группировка отраслей по различным показателям.


    1. класс


  1. Анализ экономических карт России для определения типов территориальной структуры хозяйства.


  1. Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятель-





19

ность людей.

  1. Оценка природных ресурсов и их использования.


  1. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процес-сами и явлениями своей местности, их описание.


    1. класс

  1. Географическое положение и границы ( работа с контурной картой)

  2. Водный и другие виды транспорта ( работа с таблицей)

  3. Инфраструктурный комплекс ( работа с таблицей)

  4. Западная Сибирь: состав, Географическое положение (работа с атласом)


3.2. Система специальных условий реализации АООП


Слабослышащие и позднооглохшие дети обучаются в условиях специального малокомплектного класса для детей с недостатками слуха и сходными образовательными потребностями. Наполняемость специального класса не может превышать 6 обучающихся.


Для слабослышащих и позднооглохших обучающихся, не имевших дошкольной подготовки и/или по уровню своего развития не готовых к освоению программы с 1 класса, предусматривается первый дополнительный класс, который организуется при образовательной организации


Слабослышащим и позднооглохшим обучающимся предоставлена возможность интернатного проживания в случае удаленности от образовательной организации от места жительства ребенка.


Образовательная организация должна содержит оборудованные комфортные по-мещения, включая учебные кабинеты, специальные кабинеты для фронтальных и индиви-дуальных занятий по развитию слухового восприятия и обучению произношению, музы-кально –ритмических занятий, кабинеты психологов, кабинет информатики, спальни, столовую, спортивный зал, санитарные, игровые и бытовые комнаты.


Необходимо продуманность освещенности лица говорящего и фона за ним, ис-пользование современной электроакустической, в том числе звукоусиливающей аппа-ратуры.


Учебные кабинеты, кабинеты для фронтальных и индивидуальных занятий по раз-витию слухового восприятия и произносительной стороны речи оборудуются звукоуси-ливающей аппаратурой, отвечающей современным аудиологическим и сурдопедагоги-ческим требованиям, способствующей развитию слухового восприятия обучающихся; в образовательной организации необходимо иметь приборы для исследования слуха - то-нальный и речевой аудиометры.


    • течение всего учебного дня и во внеурочное время ребѐнок пользуется слуховы-ми аппаратами с учетом медицинских рекомендаций.


Временной режим образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами образовательной организации.



  • середине каждого урока проводится физкультурная минутка (проводимые физкультур-ные минутки направлены на снятие общего мышечного напряжения и коррекцию осанки обучающихся, кроме того включаются обязательные упражнения для снятия зрительно-го напряжения и активизации зрительной системы).


Психолого-медико-педагогическое сопровождение слабослышащих и позднооглохших обучающихся в процессе освоения адаптированной основной общеобразовательной программы реализуется в урочное и внеурочное время


    • режиме образовательной организации предусмотрено проведение прогулки

(1час.) на свежем воздухе, во второй половине дня;


Во второй половине дня согласно режима образовательной организации проводятся

занятия в рамках дополнительного образования.


Каждый класс должен быть оборудован партами, регулируемыми в соответствии с ростом учащихся.


20


Номер парты подбирается тщательно, в соответствии с ростом ученика, что обеспечивает возможность поддерживать правильную позу.


Каждый учитель должен иметь возможность проводить уроки в соответствии с современными требованиями информатизации образовательной организации, используя видео- и аудио технику.


Парта ученика с нарушением слуха должна занимать в классе такое положение, чтобы сидящий за ней ребенок мог видеть лицо учителя и лица сверстников. Рабочее ме-сто ребенка должно быть хорошо освещено.


Обязательным условием к организации рабочего места обучающегося

является расположение в классных помещениях парт полукругом, чтобы дети

могли всегда держать в поле зрения педагога, в том числе видеть его лицо, артикуляцию,

движения рук, иметь возможность воспринимать информацию слухозрительно и на слух,

видеть фон за педагогом.


    • техническим средствам обучения слабослышащих и позднооглохших обучающихся, ориентированных на их особые образовательные потребности, относятся: звукоусиливающая стационарная проводная аппаратура коллективного и индивидуального пользования (с дополнитель-ной комплектацией вибротактильными устройствами, индивидуальные слуховые аппа-раты различных моделей; кохлеарные импланты; специальные визуальные приборы, способствующие работе над произносительной стороной речи; специальные компьютер-ные обучающие программы


Образовательная организация должна быть обеспечена учебниками и (или) учебни-ками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам.


3.3. Материально- техническое обеспечение Учебно- методический комплект

Оборудование и приборы

  1. Компьютер

  2. Проектор.


  1. Глобус .Земли физический. м-б 1:50 000 000-6 шт


  1. Глобус Земли с сеткой меридианов и параллелей.


  1. Раздаточный материал к коллекции горных пород и минералов


  1. Шкала твердости


  1. Хлопчатник и продукты его переработки


  1. Лён и продукты его переработки.


  1. Коллекция образцов коры и древесины


  1. Гербарий дикорастущих растений


  1. Почва и её состав


  1. Разрез почвы


  1. Типы воздушных масс и их динамика


  1. Коллекция горных пород и минералов


  1. Основные виды промышленного сырья. Сырьё для черной металлургии


  1. Основные виды промышленного сырья. Сырьё для цветной металлургии


  1. Основные виды промышленного сырья. Сырьё для химической промышленности


  1. Основные виды промышленного сырья. Сырьё для строительной промышленности


  1. Основные виды промышленного сырья. Сырьё для машиностроительной промышлен-ности.


  1. Основные виды промышленного сырья. Сырьё для легкой промышленности


  1. Строение горных пород. Коллекция для средней школы.


  1. Полезные ископаемые. Коллекция для курса географии средней школы


  1. Минералы и горные породы Коллекция для средней школы.


  1. Компасы. 5 штук


  1. Астролябия-3 шт


  1. Гигрометр волосной, метеорологический


  1. Гигрометр психометрический


21

  1. Визирная линейка-3 шт


  1. Анемометр чашечный


  1. Анемометр крыльчатый


  1. Барометр.


  1. Теллурий.


Печатные пособия

Карты

  1. План местности и условные знаки.


  1. Топографическая карта Учебная.


  1. Важнейшие географические открытия и колониальные захваты 15 - 17 веков


  1. Физическая карта мира.


  1. Политическая карта мира.


  1. Физическая карта полушарий.


  1. Строение земной коры и полезные ископаемые мира.


  1. Климатическая мира.


  1. Карта океанов


  1. Почвенная карта мира.


  1. Зоогеографическая карта мира.


  1. Важнейшие культурные растения мира и их родина.


  1. Социально-экономическая России.


  1. Политико-административная Российской Федерации


  1. Агропромышленный комплекс.


  1. Легкая промышленность


  1. Россия и сопредельные государства.


  1. Черная и цветная металлургия мира.


  1. Местоположения полезных ископаемых


  1. Транспорт.


  1. Топливная промышленность


  1. Черная и цветная металлургия


  1. Народы


  1. Химическая промышленность


  1. Машиностроение и металлургическая обработка


  1. Тектоническая России


  1. Агроклиматические ресурсы России.


  1. Климатическая России.


  1. Почвенная карта России.


  1. Геологическая карта России


  1. Месторождения полезных ископаемых.


  1. Электрификация


  1. Плотность населения России


  1. Западно-Сибирский экономический район


  1. Восточно- Сибирский и Дальневосточный район


  1. Северо-Кавказский район


  1. Африка. Физическая карта.


  1. Африка. Климатическая карта


  1. Африка. Экономическая карта.


  1. Австралия и Новая Зеландия. Физическая карта.


  1. Австралия и Новая Зеландия. Климатическая карта.


  1. Австралия и Новая Зеландия. Социально-экономическая карта.


22

  1. Северная Америка. Физическая карта.


  1. Северная Америка. Климатическая карта.


  1. Северная Америка. Экономическая карта.


  1. Южная Америка. Физическая карта.


  1. Южная Америка. Социально- экономическая карта.


  1. Южная Америка. Политическая карта.


  1. Антарктида. Физическая карта.


  1. Европа. Физическая карта.


  1. Евразия. Климатическая.


  1. Юго- Западная Азия экономическая карта


  1. Юго-Восточная Азия. Физическая карта.


  1. Оренбургская область. Физическая карта.


Таблицы

  1. Типы озёр


  1. Строение речной долины


  1. Высотная поясность в горах


  1. Природные комплексы


  1. Подземные воды


  1. Оболочки Земли


  1. Вода в природе


  1. Внутреннее строение Земли


  1. Строение атмосферы


  1. Годовое движение Земли


  1. Землятрясения


  1. Круговорот воды в природе


  1. Строение вулкана


  1. Выветривание


  1. Животный мир каменистых пустынь Южной Америки


  1. Животный мир саванн Африки


  1. Животный мир экваториальных лесов Африки


  1. Растительный мир пустыни Намиб


  1. Высотная поясность Африки


  1. Животный мир лесной зоны Северной Америки.


  1. Высотная поясность Анд


  1. Прерии Северной Америки.


  1. Австралийский скрэб.


  1. Животный мир Океании


  1. Животный мир саванн Индостана


  1. Высотная зональность в горах Евразии


  1. Животный мир Тибетского нагорья


  1. Животный мир экваториальных лесов Индокитая


  1. Животный мир пустынь и полупустынь Евразии


  1. Животный мир тундры и лесотундры Евразии


  1. Животный мир смешанных и широколиственных лесов Евразии


  1. Животный мир Анд


  1. Животный мир саванн Южной Америки


  1. Животный мир экваториальных лесов Южной Америки


  1. Животный мир Антарктиды


  1. Природные комплексы


Технические средства обучения




23

  1. Компьютер


  1. Проектор.


  1. Звукоусиливающая аппаратура.


Интернет-ресурсы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/

  2. Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/

  3. Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru

  4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru


  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://school-collection.edu.ru


  1. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - http://fcior.edu.ru/


  1. Федеральный институт педагогических измерений. - http://www.fipi.ru/




































24



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!