Приложение к приказу
от__________ №____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса географии «Начальный курс»
для 6 класса
на 2020-2021 учебный год
Учитель:
2020 год
Рассмотрено: Согласовано:
на заседании МО Заместитель директора
___________________________ по УВР _____________
(наименование объединения ) (подпись)
___________________________ ____________________
(И.О.Ф.)
Протокол от_________ №______ от_____________ 20____г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «География. Начальный курс» составлена на 2020-2021 учебный год на основании:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); Федеральный закон от 03августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный Приказом РФ от 30 августа 2013 г. № 1015;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г.№1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" с изменениями от 22.05.2019г.
Программа ориентирована на УМК: География. Начальный курс.6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Автор А.А. Летягин. М.: Вентана – Граф. 2017г. Рабочая программа рассчитана для 6 класса на 35 часов в год, 1 ч в неделю.
«Начальный курс географии» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.
Основная цель «Начального курса географии» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
развивать познавательный интерес учащихся 6 класса к объектам и процессам окружающего мира;
научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также между системой физико-географических и общественно-географических знаний
Планируемые результаты изучения учебного курса географии 6 класса
Ученик научится:
выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
давать характеристику рельефа своей местности;
Ученик получит возможность научиться:
ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
наносить на контурные карты основные формы рельефа;
определять по карте географическое положение объектов;
Описывать географические объекты и явления на местности (погода, рельеф, воды, почвы, растительность и животный мир), их использование и изменение человеком; давать оценку экологического состояния.
Содержание программы
География начальный курс 6 класс
Раздел 1.Введение. История географических открытий (6 часов).
Что изучает география? Значение этой науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты. Выдающиеся географические путешествия и открытия.
Тема 1. Начало географического познания Земли.
Тема 2. География в Средние века (Европа)
Тема 3. География в Средние века (Азия)
Тема 4. Великие географические открытия.
Тема 5. Географические открытия и исследования в XVI–XIX вв.
Тема 6. Современные географические исследования. .Обобщение по разделу «Введение. История географических открытий».
Раздел 2. Изображение земной поверхности (12 часов).
Изображение местности первыми людьми. Ориентирование на местности; определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение на плане. Масштаб. Способы построения планов местности, маршрутная и полярная съемки. Условные знаки. Абсолютная и относительная высота. Изображение на плане местности неровностей земной поверхности: горизонтали, бергштрихи, отметки высот. Значение планов местности в практической деятельности человека. Географическая карта. Градусная сетка на глобусе и карте (географические полюса, меридианы и параллели, тропики и полярные круги). Географические координаты. Значение карт в деятельности человека.
Тема 1.Виды изображения поверхности Земли
Тема 2.Ориентирование на местности
Тема 3.Топографический план и топографическая карта Практическая работа №1 Определение направления по карте
Тема 4.Как составляют топографические планы и карты.
Тема 5.Изображение рельефа на топографических планах и картах.
Тема 6.Виды планов и их использование.
Тема7.Глобус — модель Земли. Контрольный срез знаний №1
Тема 8-9.Географические координаты
Тема10.Определение расстояний и высот по глобусу
Тема 11.Географическая карта
Тема 12.Географические карты и навигация в жизни человека Практическая работа №2 Определение по картам географических координат точек
Раздел 3. Геосферы Земли. Литосфера( 5 часов)
Выветривание, результаты действия текучих вод, подземных вод, ветра, льда и антропогенной деятельности. Природные явления в литосфере. Основные формы рельефа суши: равнины и горы, их различия по высоте. Рельеф дна Мирового океана. Формы рельефа своей местности. Природные памятники литосферы. Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах.
Тема 1.Минералы
Тема 2.Выветривание и перемещение горных пород
Тема 3.Рельеф земной поверхности. Горы суши.
Тема 4.Равнины и плоскогорья суши. Практическая работа №3 Описание гор и равнин по географической карте
Тема 5.Рельеф дна Мирового океана. Повторение и обобщение «Литосфера»
Раздел 4. Атмосфера (6 часов).
Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменений. Предсказание погоды, народные приметы. Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности Земли в зависимости от географической широты. Зависимость климата от близости океана, высоты места, океанских течений, расположения горных хребтов.
Тема 1.Как нагревается атмосферный воздух
Тема 2.Атмосферное давление
Тема 3.Движение воздуха. Практическая работа № 4 «Построение розы ветров»
Тема 4-5.Вода в атмосфере
Тема 6.Климат. Контрольный срез знаний №2
Раздел 5. Гидросфера (2 часов).
Температура и соленость вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холодные). Хозяйственное значение Мирового океана. Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и её части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озёра, происхождение озерных котловин. Хозяйственное значение рек и озёр. Болота. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное, многолетняя мерзлота.
Тема 1.Воды Мирового океана. Практическая работа №5 Описание океана
Тема 2.Воды суши. .Повторение и обобщение раздела «Гидросфера»
Раздел 6. Биосфера и почвенный покров( 1 час)
Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира.
Тема 1.Биологический круговорот. Почва
Раздел 7. Географическая оболочка Земли (3 час)
Происхождение и расселение человека на Земле. Расовый состав населения Земли. Оболочка Земли. Взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек: литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы и почвенного покрова. Природные компоненты. Природные и природно – хозяйственные комплексы
Тема 1.Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка.
Тема 2. Контрольный срез знаний-3
Тема 3. Обобщение по «Начальному курсу географии»
Практические работы
Практическая работа №1 Определение направления по карте
Практическая работа №2 Определение по картам географических координат точек
Практическая работа №3 Описание гор и равнин по географической карте
Практическая работа № 4 «Построение розы ветров»
Практическая работа №5 Описание океана
Контрольный срез знаний-3
Календарно-тематическое планирование по географии за 6 класс по курсу «Начальный курс географии»
№ п/п | Изучаемый раздел, тема | Кол-во часов | Календарные сроки | Фактические сроки |
Раздел 1.Введение. История географических открытий.(6 часов) |
| Начало географического познания Земли. | 1 | | |
| География в Средние века (Европа) | 1 | | |
| География в Средние века (Азия) | 1 | | |
| Великие географические открытия. | 1 | | |
| Географические открытия и исследования в XVI–XIX вв. | 1 | | |
| Современные географические исследования. Обобщение по раздела «Введение. История географических | 1 | | |
Раздел 2. Изображение земной поверхности (12 часов) |
| Виды изображения поверхности Земли | 1 | | |
| Ориентирование на местности | 1 | | |
| Топографический план и топографическая карта. Практическая работа №1 Определение направления по карте | 1 | | |
| Как составляют топографические планы и карты. | 1 | | |
| Изображение рельефа на топографических планах и картах. | 1 | | |
| Виды планов и их использование | 1 | | |
| Глобус — модель Земли. Контрольный срез знаний №1 | 1 | | |
| Географические координаты | 1 | | |
| Географические координаты | 1 | | |
| Определение расстояний и высот по глобусу | 1 | | |
| Географическая карта | 1 | | |
| Географические карты и навигация в жизни человека. Практическая работа №2 Определение по картам географических координатных точек | 1 | | |
Раздел 3. Геосферы Земли. Литосфера. (5 часов) |
| Минералы | 1 | | |
| Выветривание и перемещение горных пород | 1 | | |
| Рельеф земной поверхности. Горы суши. | 1 | | |
| Равнины и плоскогорья суши. Практическая работа №3 Описание гор и равнин по географической карте | 1 | | |
| Рельеф дна Мирового океана. Повторение и обобщение «Литосфера» | 1 | | |
Раздел 4. Атмосфера (6 часов) |
| Как нагревается атмосферный воздух | 1 | | |
| Атмосферное давление | 1 | | |
| Движение воздуха. Практическая работа №4 Построение розы ветров | 1 | | |
| Вода в атмосфере | 1 | | |
| Вода в атмосфере | 1 | | |
| Климат. Контрольный срез знаний №2 | 1 | | |
Раздел 5. Гидросфера(2 часа) |
| Воды Мирового океана. Практическая работа №5 Описание океанов | 1 | | |
| Воды суши. Повторение и обобщение раздела «Гидросфера» | 1 | | |
Раздел 6. Биосфера и почвенный покров (1 час) |
| Биологический круговорот. Почва | 1 | | |
Раздел 7. Географическая оболочка Земли (3 час) |
| Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка. Контрольный срез знаний №3 | 1 | | |
| Контрольный срез знаний №3 | 1 | | |
| Обобщение по «Начальному курсу географии» | 1 | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Литература для учителя
Основная
1)Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6 – 11 классы, (авт.-сост. Летягин А.А., Душина И.В., Пятунин В.Б., Бахчиева О.А., Таможняя Е.А.) - М., Вентана-Граф, 2017. – 80 с.
2)Летягин А.А. География. Начальный курс: 6 класс. Примерное поурочное планирование. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 80 с.
3) Летягин А.А. География. Начальный курс:6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 208 с.
Дополнительная
4) Мультимедийные учебные пособия по курсу географии основной школы.
5)Летягин А.А. География: 6 класс. Рабочая тетрадь № 1 к учебнику А.А. Летягина «География. Начальный курс». – М.: Вентана-Граф, 2017. – 96 с.
6) Б.В. Пятунин, О.А. Пятунина: География. 5 класс. Тесты к учебнику Летягина А.А. ФГОС
Литература для обучающихся:
Основная
Душина И.В., Летягин А.А. Атлас. Начальный курс географии. 6 класс. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2016. – 32 с.
Летягин А.А. Контурные карты. Начальный курс географии. 6 класс – М.:Вентана-Граф, 2019- 32 с.
Летягин А.А. География. Начальный курс:6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 208 с.