СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Рабочая программа составлена с учетом Учебного плана филиала МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им. Н.М.Фролова» в п.Чакино  и учитывает логику учебного процесса данного образовательного учреждения. На изучение географии в 6 классе отводится 1 учебный час в неделю, всего 34 урока.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 6 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ржаксинская средняя общеобразовательная школа №1

имени Героя Советского Союза Н.М.Фролова»





«Согласовано»

Руководитель МО

_______________

Протокол №____

от «____»__________2018г.

«Утверждено»

Директор МБОУ « Ржаксинская СОШ №1

им.Н.М.Фролова»

_____________А.В.Леонов

Приказ №___

от «____»_______________2018г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по учебному курсу «География»

6 класс (филиал в п. Чакино)

























2018





Пояснительная записка

Рабочая программа курса «География» для учащихся 6-го класса разработана на основе:

- требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

- примерной основной образовательной программы по географии для основной школы (5-9 классы);

-санитарно- эпидемеологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189);

- учебного плана филиала МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им.Н.М.Фролова» в п.Чакино;

- годового учебного календарного графика МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им.Н.М.Фролова»;

- основной образовательной программы МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им.Н.М.Фролова»;

- утвержденного федерального перечня учебников и требований по оснащению образовательного процесса по предмету;

- «Программы основного общего образования 5-9 классы по географии». Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева, издательство «Дрофа» . 2016 г. Адрес в интернете www.drofa.ru.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценостнного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.

При изучении курса решаются следующие задачи:

  • формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, её частей;

  • формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;

  • развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;

  • развитие представлений о размещении природных и антропогенных объектов;

  • развитие специфических географических и общеучебных умений;

  • развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека.



ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Рабочая программа составлена с учетом Учебного плана филиала МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им. Н.М.Фролова» в п.Чакино и учитывает логику учебного процесса данного образовательного учреждения. На изучение географии в 6 классе отводится 1 учебный час в неделю, всего 34 урока.


Учебно – методический комплект

  • География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В. П. Дронов, Л. Е. Савельева. М.: Дрофа.2015.

  • География. Землеведение. 6 класс. Рабочая тетрадь пособие для общеобразовательных учреждений /В. П.Дронов, Л. Е. Савельева. М.: Дрофа.2014.

  • Атлас. География. 6 класс: атлас:– М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2014

  • Контурная карта. 6 класс: контурная карта- М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2014.

  • География.Землеведение.5-6 классы. Методическое пособие / В. П. Дронов, Л. Е. Савельева.-М.: Дрофа, 2014. ( www.drofa. ru)

  • География. Землевдение.5-6 классы. Электронное приложение.- М.: Дрофа, 2015. ( www.drofa. ru).




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение.(1 час)

Повторение правил работы с учебником, рабочей тетрадью и атласом. Метеорологические приборы. Приемы метеонаблюдений.Дневник наблюдений за погодой.

Требования к подготовке учащихся: уметь ориентироваться в справочном аппарате учебника и атласа; объяснять принцип работы и назначение метеорологических приборов; определять количественные характеристики состояния атмосферы с помощью приборов и инструментов; оформлять полученные сведения в дневнике наблюдений.

РАЗДЕЛ V. Атмосфера (11 часов)

Из чего состоит атмосфера и как она устроена.(1ч)

Границы, состав атмосферы и ее роль в жизни Земли. Строение атмосферы.

Требования к подготовке учащихся: называть газы, входящие в состав атмосферы; соотношение между размерами Земли и толщиной ее атмосферы; приводить примеры происходящих в тропосфере процессов; описывать роль отдельных газов атмосферы; объяснять значение атмосферы для природы Земли.

Нагревание воздуха и его температура. (1ч)

Различия в нагревании воздуха в течение суток и года. Средние температуры, амплитуда температур.

Требования к подготовке учащихся: называть величину уменьшения температуры воздуха в тропосфере с подъемом вверх на каждый километр; определять по имеющимся данным средние температуры воздуха и амплитуды температур; приводить примеры вычисления средних температур воздуха; описывать изменения температуры воздуха в течение суток и года; объяснять зависимость температуры воздуха от угла падения солнечных лучей.

Практические работы. П/р № 1 «Вычисление средних суточных и годовых температур воздуха, амплитуды, построение графика годового хода температур».

Зависимость температуры воздуха от географической широты (1 ч).  Географическое распределение температуры воздуха. Пояса освещенности. 

Требования к подготовке учащихся: называть и показывать на картах тропики, полярные круги (и их географическую широту); определять температуру воздуха по картам с помощью изотерм; приводить примеры жарких и холодных районов Земли; описывать характерные особенности поя-

сов освещенности; объяснять изменение температуры воздуха при движении от экватора к полюсам, существование явления полярных дней и ночей.

Влага в атмосфере (1 ч).

Водяной пар. Абсолютная и относительная влажность. Туман и облака.

Требования к подготовке учащихся: называть (показывать) разные виды облаков; определять относительную влажность воздуха с помощью гигрометра и по имеющимся данным об абсолютной и максимально возможной влажности; описывать процессы образования тумана и облаков; объяснять зависимость абсолютной влажности от температуры воздуха и наличия воды на поверхности,а относительной влажности — от соотношения абсолютной влажности и температуры воздуха.

Практические работы . П/р № 2 « Наблюдение за облаками, составление описания их облика, определение степени облачности».

Атмосферные осадки (1 ч). Виды атмосферных осадков, их распределение на поверхности земного шара.

Требования к подготовке учащихся: называть единицу измерения количества выпавших атмосферных осадков; определять количество осадков по диаграммам и географическим картам; приводить примеры количества осадков в разных широтных поясах Земли; описывать образование

осадков разного происхождения; объяснять причины выпадения осадков в твердом (снег) или жидком (дождь) виде.

Практические работы . П/р № 3 «Построение и анализ диаграмм количества осадков».

Давление атмосферы (1 ч). Измерение атмосферного давления. Причины изменения атмосферного давления, его распределение на поверхности Земли.

Требования к подготовке учащихся: называть единицу измерения атмосферного давления; причины изменения атмосферного давления; определять атмосферное давление с помощью барометра-анероида и на основании расчетов на разной высоте в тропосфере; объяснять наличие экваториального пояса пониженного давления и областей высокого давления над полюсами Земли.

Ветры (1 ч). Причины возникновения ветра. Основные характеристики ветра. Разнообразие и значение ветров.

Требования к подготовке учащихся: называть ветры разных направлений; определять направление и скорость ветра с помощью флюгера (анемометра); приводить примеры районов возникновения муссонов и бризов; описывать значение ветров для природы Земли; объяснять образование ветров и их разную скорость.

Практические работы . П/р № 4 «Построение розы ветров»

Погода (1 ч). Элементы погоды. Причины разнообразия и изменчивости погоды. Воздушная масса. Изучение и предсказание погоды. Времена года и типы погод в Тамбовской области.

Требования к подготовке учащихся: называть главные свойства погоды; определять с помощью метеорологических приборов показатели элементов погоды; приводить примеры взаимодействия между элементами погоды; описывать погоду разных сезонов года; объяснять причины разнообразия и изменчивости погоды; знать тепловой пояс, в котором находится Тамбовская область; времена года в Тамбовской области, их астрономическое, географическое и фенологическое начало

Климат (1 ч). Изображение климата на картах. Распределение климатических показателей по территории области. Климат своей местности.

Требования к подготовке учащихся: называть показатели, применяемые для характеристики климата территорий; приводить примеры климатических поясов Земли; определять основные характеристики климата по климатической карте; описывать годовой режим смены погоды на территории

России; объяснять отличия погоды и климата; понимать климатические показатели погоды области.

Человек и атмосфера (1 ч). Взаимное влияние.

Требования к подготовке учащихся: называть основные источники загрязнения атмосферы; приводить примеры воздействия человека на атмосферу; описывать опасные атмосферные явления;

объяснять воздействие климатических условий на расселение людей на Земле.

Итоговый урок по разделу «Атмосфера» (1 ч).

РАЗДЕЛ VI. Гидросфера (12 часов)

Вода на Земле. Круговорот воды в природе (1 ч). Гидросфера, ее возникновение и состав, значение гидросферы для природы и хозяйственной деятельности человека. Возрастающий дефицит пресной воды. Круговорот воды в природе.

Требования к подготовке учащихся: называть составные части гидросферы; приводить примеры отдельных частей круговорота воды и вызывающих их сил; определять соотношение между главными частями гидросферы; описывать влияние гидросферы на природные и антропогенные процессы; объяснять значение круговорота воды для природы Земли.

Мировой океан — основная часть гидросферы (1 ч). Мировой океан и его части: океаны, моря, заливы, проливы. Изучение Мирового океана.

Требования к подготовке учащихся: называть и показывать океаны, моря, заливы, проливы;

приводить примеры внутренних и окраинных морей, крупнейших заливов и проливов; определять по картам географическое положение, глубину и размеры океанов, морей, заливов, проливов;

описывать роль Мирового океана в хозяйственной деятельности людей; объяснять условность границ между океанами.

Практические работы . П/р № 5 «Обозначение на контурной карте границ океанов и их названий, заливов, проливов, окраинных и внутренних морей».

Свойства океанических вод (1 ч). Цвет и прозрачность, температура, соленость воды.

Требования к подготовке учащихся: называть и показывать районы Мирового океана с самыми высокими и низкими показателями температуры и солености поверхностных вод; приводить примеры воздействия одних свойств океанических вод на другие; определять с помощью карт географические закономерности изменения температуры и солености поверхностных вод; объяснять изменчивость свойств океанических вод.

Движения воды в океане. Волны (1 ч). Различия волн по глубине и причинам возникновения. Цунами. Приливы и отливы.

Требования к подготовке учащихся: называть виды поверхностных волн в Мировом океане и причины их возникновения; приводить примеры характеристик волн разного происхождения; описывать процесс приближения цунами к побережью; объяснять взаимосвязи между движениями вод в океане и космическими, атмосферными и внутри земными процессами.

Течения (1ч). Различия течений по температуре, глубине, продолжительности существования. Причины возникновения течений. Влияние течений на природу Земли.

Требования к подготовке учащихся: называть и показывать на карте поверхностные океанические течения; приводить примеры теплых и холодных течений; определять направления течений; описывать значение течений для климата и природы Земли в целом; объяснять возникновение течений.

Практические работы . П/р № 6 «Обозначение на контурной карте холодных и теплых течений»

Реки. Реки Тамбовской области(1 ч). Части реки. Речная система и речной бассейн. Влияние земной коры на работу рек. Равнинные и горные реки.

Требования к подготовке учащихся: называть и показывать на карте реки, их истоки, устья,

притоки; приводить примеры самых протяженных рек мира и России, самых крупных речных водосборных бассейнов; определять по картам разные виды истоков и устьев рек; описывать географическое положение рек. Находить и показывать на карте следующие реки: Цну, Ворону, Савалу, Воронеж.

Практические работы . П/р № 7«Обозначение на контурной карте крупнейших рек мира, их водосборных бассейнов и водоразделов»

Жизнь рек (1 ч). Роль климата в жизни рек. Питание и режим реки.

Требования к подготовке учащихся: называть и показывать равнинные и горные реки; крупные водопады; приводить примеры воздействия рельефа и прочности горных пород на характер течения рек; определять разницу в высоте истока и устья, длину рек по картам; описывать режим

равнинных рек России; объяснять зависимость питания и режима рек от климата.

Практические работы . П/р № 8 «Составление характеристики равнинной (горной) реки по плану на основе анализа карт»

Озера и болота. Озера Тамбовской области (1 ч). Зависимость размещения озер и болот от климата и рельефа. Различия озер по размерам, глубине, форме, происхождению котловин, характеру стока, солености. Болота.

Требования к подготовке учащихся: называть и показывать озера и болота на картах; приводить примеры озер, имеющих котловины разного происхождения, озер с пресной и соленой водой;

определять по карте географическое положение озер и соленость их вод; описывать значение озер и болот для природы; объяснять зависимость солености озер от климата и наличия стока. Находить и показывать на карте озеро Рамза, водохранилище Челнавское.

Практические работы . П/р № 9 «Обозначение на контурной карте крупнейших озер мира»

Подземные воды (1 ч). Как образуются подземные воды. Грунтовые и межпластовые, пресные и минеральные подземные воды. Карст.

Требования к подготовке учащихся: называть виды подземных вод; приводить примеры водопроницаемых (водоносных) и водоупорных пород, разных форм карста; описывать процесс образования подземных вод: объяснять условия образования карста.

Ледники. Многолетняя мерзлота (1 ч). Причины возникновения ледников, их влияние на климат. Древнее и современное оледенение. Покровные и горные ледники. Многолетняя мерзлота.

Требования к подготовке учащихся: называть и показывать области распространения ледников и многолетней мерзлоты на Земле; приводить примеры крупнейших областей оледенения; описывать условия и процесс образования ледников; объяснять зависимость площади распро-

странения ледников и многолетней мерзлоты от климата.

Человек и гидросфера (1 ч). Стихийные явления в гидросфере: наводнения, лавины. Водохранилища. Как человек воздействует на гидросферу. Разнообразие вод суши Тамбовской области.

Требования к подготовке учащихся: называть стихийные явления в гидросфере; главные водопотребляющие сферы человеческой деятельности; приводить примеры источников загрязнения гидросферы; описывать образование наводнений и лавин; объяснять обмеление рек и озер, нехват-

ку пресной воды на Земле.

Итоговый урок по разделу «Гидросфера» (1 ч).

РАЗДЕЛ VII. Биосфера (7 часов)

Что такое биосфера и как она устроена. Роль биосферы в природе (1 ч).  Биосфера — оболочка жизни. Вертикальные границы биосферы, их изменение во времени. Биологический круговорот. Биосфера и жизнь Земли. Распределение живого вещества в биосфере.

Требования к подготовке учащихся: называть составные части (звенья) биологического круговорота, современные границы биосферы; приводить примеры роли отдельных групп организмов в биологическом круговороте: описывать расширения границ биосферы; объяснять преобразование земных оболочек под воздействием живых организмов.

Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане (1 ч).  Разнообразие морских организмов. Особенности жизни в воде. Распространение организмов в зависимости от глубины, климата и удаленности от берегов.

Требования к подготовке учащихся: называть представителей планктонных, свободноплавающих и донных морских организмов; приводить примеры приспособлений океанических животных к разным местам обитания; описывать особенности органического мира океана на разной глубине и

в разных климатических поясах; объяснять изменения в распространении морских организмов в зависимости от глубины, климата и удаленности от берегов.

Жизнь на поверхности суши. Леса. (1 ч). Особенности распространения организмов на суше. Леса и основные широтные зоны их распространения: влажные экваториальные леса и леса умеренного пояса.

Требования к подготовке учащихся: называть (показывать) зоны влажных экваториальных лесов и лесов умеренного пояса; приводить примеры основных пород древесной растительности и представителей животного мира разных лесов; определять географическое положение лесных зон; описывать внешний облик лесов; объяснять причины различий лесов и их значение для природы Земли.

Жизнь в безлесных пространствах (1 ч). Саванны, степи, пустыни и

полупустыни, тундра.

Требования к подготовке учащихся: называть (показывать) широтные зоны саванн, степей, пустынь, тундр, арктических пустынь; приводить

примеры растений и животных разных растительных зон; определять географическое положение растительных зон; описывать внешний облик са-

ванн, степей, пустынь, тундр и приспособительные признаки распространенных в них растений и животных; объяснять взаимосвязь между климатическими условиями и распространением того или иного типа растительности.

Почва (1 ч). Почва и ее состав. Условия образования почв. Строение почв. Плодородие.

Требования к подготовке учащихся: называть составные части почвы, наиболее распространенные почвы России; приводить примеры воздействия

на почву разных условий ее образования; описывать различия между черноземами и подзолистыми почвами; объяснять причины разной степени

плодородия почв.

Человек и биосфера (1 ч). Человек — часть биосферы. Воздействие человека на биосферу. Растительный и животный мир родного края. Почвы Тамбовской области.

Требования к подготовке учащихся: называть виды хозяйственной деятельности, отрицательно влияющие на биосферу; приводить примеры воз-

действия человека на биосферу в своем родном крае; описывать роль биосферы в жизни человека; объяснять необходимость охраны биосферы и ее составных частей; знать взаимосвязь между природой и деятельностью человека в Тамбовской области.

Итоговый урок по разделу «Биосфера» (1ч)

РАЗДЕЛ VIII. Географическая оболочка (3часа)

Из чего состоит географическая оболочка. Особенности географической оболочки (1 ч). Что такое географическая оболочка. Границы географической оболочки. Этапы развития географической оболочки. Уникальность географической оболочки.

Требования к подготовке учащихся: называть составные части географической оболочки; приводить примеры взаимодействия оболочек Земли в географической оболочке; описывать этапы развития географической оболочки; объяснять уникальность географической оболочки.

Территориальные комплексы (1 ч). Территория. Природные и природно-хозяйственные территориальные комплексы. Разнообразие и взаимосвязи природных комплексов. Широтная зональность. Высотная поясность.

Требования к подготовке учащихся: называть компоненты природных и природно-хозяйственных территориальных комплексов; приводить приме-

ры взаимосвязей между компонентами в территориальных комплексах; описывать разнообразные территориальные комплексы; объяснять существование широтной зональности и высотной поясности.

Итоговый урок по разделу «Географическая оболочка» (1 ч). 


Изменения, внесённые в авторскую программу и их обоснования

В соответствии с учебным планом введено изучение тем по географическому краеведению.


Тематический план



Разделы, темы

Кол-во часов

Практические работы

1

Введение

1



РАЗДЕЛ V. Атмосфера 

11


2

Из чего состоит атмосфера и как она устроена

1


3

Нагревание воздуха и его температура

1

№1

4

Зависимость температуры воздуха от географической широты

1


5

Влага в атмосфере

1

№2

6

Атмосферные осадки

1

№3

7

Давление атмосферы

1


8

Ветры

1

№4

9

Погода. Погода Тамбовской области.

1


10

Климат. Климат Тамбовской области.

1


11

Человек и атмосфера

1


12

Итоговый урок по разделу «Атмосфера»

1



РАЗДЕЛ VI. Гидросфера

12


13

Вода на Земле. Круговорот воды в природе

1


14

Мировой океан — основная часть гидросферы

1

№5

15

Свойства океанических вод

1


16

Движения воды в океане. Волны

1


17

Течения

1

№6

18

Реки. Реки Тамбовской области

1

№7

19

Жизнь рек

1

№8

20

Озера и болота. Озера Тамбовской области

1

№9

21

Подземные воды.

1


22

Ледники. Многолетняя мерзлота

1


23

Человек и гидросфера.

1


24

Итоговый урок по разделу «Гидросфера»

1



РАЗДЕЛ VII. Биосфера 

7


25

Что такое биосфера и как она устроена. Роль биосферы в природе

1


26

Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане

1


27

Жизнь на поверхности суши. Леса

1


28

Жизнь в безлесных пространствах

1


29

Почва

1


30

Человек и биосфера. Органический мир Тамбовской области.

1


31

Итоговый урок по разделу «Биосфера»

1



РАЗДЕЛ VIII. Географическая оболочка 

3


32

Из чего состоит географическая оболочка. Особенности географической оболочки

1


33

Территориальные комплексы.

1


34

Итоговый урок по разделу «Географическая оболочка»

1



Итого

34




Планируемые результаты обучения

Ученик научится :

  • понимать основные географические понятия и термины;

  • отличать традиционные и новые методы географических исследований;

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных объектов, процессов и явлений;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов;

  • сопоставлять географические карты различной тематики;

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

  • оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.


Ученик получит возможность научиться:


  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета;

  • понимания географической специфики крупных природных географических оболочек;

  • описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической экспертизы;

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

  • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

  • определять собственные позиции по отношению к изменениям, происходящим в мире;

  • правильно воспринимать окружающую действительность, понимать те процессы, которые происходят в природе.



19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!