СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 6-9 (ФГОС 2-е поколение)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 6-9 (ФГОС 2-е поколение)»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей № 159



ПРИНЯТО

Педагогическим советом
МАОУ лицей № 159

Протокол № 13 от«13» мая 2022 г.


СоГЛАСОВАНО:

Директор МАОУ лицея № 159

_______Ю.В. Аничкина

Приказ № 306/1-од от 31.05.2022г.






(Приложение к ООП ООО)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по




Уровень: Основное общее образование ФГОС


Класс: 6-9


Срок реализации: 4 года
















I. Планируемые результаты освоения УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»


Требования к результатам освоения курса географии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Личностных результатов:

1. Российская гражданская идентичность. Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметных результатов:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

1) овладение познавательными универсальными учебными действиями:

переводить практическую задачу в учебную;

формулировать учебно-познавательную задачу, обосновывать ее учебными потребностями и мотивами, выдвинутыми проблемами и предположениями;

самостоятельно составлять алгоритм (или его часть), конструировать способ решения учебной задачи, оценивать его целесообразность и эффективность, учитывать время, необходимое для решения учебной задачи;

выбирать методы познания окружающего мира (в том числе наблюдение, исследование, опыт, проектная деятельность) в соответствии с поставленной учебной задачей;

осуществлять анализ требуемого содержания, представленного в письменном источнике, диалоге, дискуссии, различать его фактическую и оценочную составляющую;

проводить по самостоятельно составленному плану опыт, эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира;

презентовать полученные результаты опытной, экспериментальной или исследовательской деятельности;

осуществлять логические операции по установлению родовидовых отношений, ограничению понятия, группировке понятий по объему и содержанию, перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

выделять и структурировать признаки объектов (явлений) по заданным существенным основаниям; устанавливать существенный признак классификации, основания для сравнения; критерии проводимого анализа;

распознавать ложные и истинные суждения, делать умозаключения по аналогии; приводить аргументы, подтверждающие собственное обобщение, вывод с учетом существующих точек зрения;

использовать знаково-символические средства для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов;

преобразовывать предложенные модели в текстовый вариант представления информации, а также предложенную текстовую информацию в модели (таблица, диаграмма, схема);

2) овладение регулятивными универсальными учебными действиями:

самостоятельно планировать деятельность (намечать цель, создавать алгоритм, отбирая целесообразные способы решения учебной задачи);

оценивать средства (ресурсы), необходимые для решения учебно-познавательных задач;

осуществлять контроль результата (продукта) и процесса деятельности (степень освоения способа действия) по заданным и (или) самостоятельно определенным критериям;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, измененных ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении данной учебной задачи; объяснять причины успеха (неудач) в деятельности;

владеть умениями осуществлять совместную деятельность (договариваться, распределять обязанности, подчиняться, лидировать, контролировать свою работу) в соответствии с правилами речевого этикета;

оценивать полученный совместный результат, свой вклад в общее дело, характер деловых отношений, проявлять уважение к партнерам по совместной работе, самостоятельно разрешать конфликты;

осуществлять взаимоконтроль и коррекцию процесса совместной деятельности;

устранять в рамках общения разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога;

3) овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:

владеть смысловым чтением текстов разного вида, жанра, стиля с целью решения различных учебных задач, для удовлетворения познавательных запросов и интересов – определять тему, главную идею текста, цель его создания; различать основную и дополнительную информацию, устанавливать логические связи и отношения, представленные в тексте; выявлять детали, важные для раскрытия основной идеи, содержания текста;

участвовать в учебном диалоге – следить за соблюдением процедуры обсуждения, задавать вопросы на уточнение и понимание идей друг друга; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога;

определять жанр выступления и в соответствии с ним отбирать содержание коммуникации; учитывать особенности аудитории;

определять содержание выступления в соответствии с его жанром и особенностями аудитории; соблюдать нормы публичной речи и регламент.

Предметных результатов:

    • формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

    • формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

    • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во ремени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

    • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

    • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

    • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

В результате изучения курса географии в основной школе выпускник научится:

  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

  • ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

  • представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

  • различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

  • использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;

  • описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

  • устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

  • приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

  • различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

  • оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

  • использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;

  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

  • оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

  • использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

  • различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

  • использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

  • находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

  • различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;

  • использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

  • объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

  • сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

  • сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

  • уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;

  • описывать погоду своей местности;

  • объяснять расовые отличия разных народов мира;

  • давать характеристику рельефа своей местности;

  • уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории

  • приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;

  • оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать простейшие географические карты различного содержания;

  • моделировать географические объекты и явления;

  • работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

  • подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

  • ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

  • составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

  • сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

  • оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

  • объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;

  • оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;

  • давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;

  • делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

  • наносить на контурные карты основные формы рельефа;

  • давать характеристику климата своей области (края, республики);

  • показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;

  • выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

  • оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;

  • объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России

  • выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

  • обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;

  • выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;

  • объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

  • оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.


II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

5 – 9 классы (280 часов)


Географическое образование в основной школе должно обеспечить формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Это позволяет реализовать заложенную в образовательных стандартах метапредметную направленность в обучении географии. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

География синтезирует элементы общественно-научного и естественно - научного знания, поэтому содержание учебного предмета «География» насыщенно экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, необходимыми для развития представлений о взаимосвязи естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Содержание учебного предмета «География» включает темы, посвященные актуальной геополитической ситуации страны, в том числе воссоединение России и Крыма.

Учебный предмет «География» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.

Изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «Биология», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.

Развитие географических знаний о Земле.

Введение. Что изучает география.

Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.

География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.

Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий.

Географические открытия XVII–XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).

Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса для географической науки.

Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.

Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия.

Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.

Изображение земной поверхности.

Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта – особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.

Природа Земли.

Литосфера. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры.

Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия.

Гидросфера. Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Мировой океан и его части. Свойства вод Мирового океана – температура и соленость. Движение воды в океане – волны, течения. Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение. Ледники. Горное и покровное оледенение, многолетняя мерзлота. Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды. Болота. Каналы. Водохранилища. Человек и гидросфера.

Атмосфера. Строение воздушной оболочки Земли. Температура воздуха. Нагревание воздуха. Суточный и годовой ход температур и его графическое отображение. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость температуры от географической широты. Тепловые пояса. Вода в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Атмосферное давление. Ветер. Постоянные и переменные ветра. Графическое отображение направления ветра. Роза ветров. Циркуляция атмосферы. Влажность воздуха. Понятие погоды. Наблюдения и прогноз погоды. Метеостанция/метеоприборы (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов наблюдений, обработка результатов наблюдений). Понятие климата. Погода и климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты местности. Климаты Земли. Влияние климата на здоровье людей. Человек и атмосфера.

Биосфера. Биосфера – живая оболочка Земли. Особенности жизни в океане. Жизнь на поверхности суши: особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных пространствах. Воздействие организмов на земные оболочки. Воздействие человека на природу. Охрана природы.

Географическая оболочка как среда жизни. Понятие о географической оболочке. Взаимодействие оболочек Земли. Строение географической оболочки. Понятие о природном комплексе. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности. Закономерности географической оболочки: географическая зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли.

Человечество на Земле.

Численность населения Земли. Расовый состав. Нации и народы планеты. Страны на карте мира.

Освоение Земли человеком.

Что изучают в курсе географии материков и океанов? Методы географических исследований и источники географической информации. Разнообразие современных карт. Важнейшие географические открытия и путешествия в древности (древние египтяне, греки, финикийцы, идеи и труды Парменида, Эратосфена, вклад Кратеса Малосского, Страбона).

Важнейшие географические открытия и путешествия в эпоху Средневековья (норманны, М. Поло, А. Никитин, Б. Диаш, М. Бехайм, Х. Колумб, А. Веспуччи, Васко да Гама, Ф. Магеллан, Э. Кортес, Д. Кабот, Г. Меркатор, В. Баренц, Г. Гудзон, А. Тасман, С. Дежнев).

Важнейшие географические открытия и путешествия в XVI–XIX вв. (А. Макензи, В. Атласов и Л. Морозко, С. Ремезов, В. Беринг и А. Чириков, Д. Кук, В.М. Головнин, Ф.П. Литке, С.О. Макаров, Н.Н. Миклухо-Маклай, М.В. Ломоносов, Г.И. Шелихов, П.П. Семенов-Тянь-Шанский, Н.М. Пржевальский.

А. Гумбольдт, Э. Бонплан, Г.И. Лангсдорф и Н.Г. Рубцов, Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев, Д. Ливингстон, В.В. Юнкер, Е.П. Ковалевский, А.В. Елисеев, экспедиция на корабле “Челленджер”, Ф. Нансен, Р. Амундсен, Р. Скотт, Р. Пири и Ф. Кук).

Важнейшие географические открытия и путешествия в XX веке (И.Д. Папанин, Н.И. Вавилов, Р. Амундсен, Р. Скотт, И.М. Сомов и А.Ф. Трешников (руководители 1 и 2 советской антарктической экспедиций), В.А. Обручев).

Описание и нанесение на контурную карту географических объектов одного из изученных маршрутов.

Главные закономерности природы Земли.

Литосфера и рельеф Земли. История Земли как планеты. Литосферные плиты. Сейсмические пояса Земли. Строение земной коры. Типы земной коры, их отличия. Формирование современного рельефа Земли. Влияние строения земной коры на облик Земли.

Атмосфера и климаты Земли. Распределение температуры, осадков, поясов атмосферного давления на Земле и их отражение на климатических картах. Разнообразие климата на Земле. Климатообразующие факторы. Характеристика воздушных масс Земли. Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли. Влияние климатических условий на жизнь людей. Влияние современной хозяйственной деятельности людей на климат Земли. Расчет угла падения солнечных лучей в зависимости от географической широты, абсолютной высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха тропосферы на заданной высоте, расчет средних значений (температуры воздуха, амплитуды и др. показателей).

Мировой океан – основная часть гидросферы. Мировой океан и его части. Этапы изучения Мирового океана. Океанические течения. Система океанических течений. Тихий океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Атлантический океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Северный Ледовитый океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Индийский океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности.

Географическая оболочка. Свойства и особенности строения географической оболочки. Общие географические закономерности целостность, зональность, ритмичность и их значение. Географическая зональность. Природные зоны Земли (выявление по картам зональности в природе материков). Высотная поясность.

Характеристика материков Земли.

Южные материки. Особенности южных материков Земли.

Африка. Географическое положение Африки и история исследования. Рельеф и полезные ископаемые. Климат и внутренние воды. Характеристика и оценка климата отдельных территорий Африки для жизни людей. Природные зоны Африки. Эндемики. Определение причин природного разнообразия материка. Население Африки, политическая карта.

Особенности стран Северной Африки (регион высоких гор, сурового климата, пустынь и оазисов, а также родина древних цивилизаций, современный район добычи нефти и газа).

Особенности стран Западной и Центральной Африки (регион саванн и непроходимых гилей, с развитой охотой на диких животных, эксплуатация местного населения на плантациях и при добыче полезных ископаемых).

Особенности стран Восточной Африки (регион вулканов и разломов, национальных парков, центр происхождения культурных растений и древних государств).

Особенности стран Южной Африки (регион гор причудливой формы и пустынь, с развитой мировой добычей алмазов и самой богатой страной континента (ЮАР)).

Австралия и Океания. Географическое положение, история исследования, особенности природы материка. Эндемики.

Австралийский Союз (географический уникум – страна-материк; самый маленький материк, но одна из крупнейших по территории стран мира; выделение особого культурного типа австралийско-новозеландского города, отсутствие соседства отсталых и развитых территорий, слабо связанных друг с другом; высокоразвитая экономика страны основывается на своих ресурсах).

Океания (уникальное природное образование – крупнейшее в мире скопление островов; специфические особенности трех островных групп: Меланезия – «черные острова» (так как проживающие здесь папуасы и меланезийцы имеют более темную кожу по сравнению с другими жителями Океании), Микронезия и Полинезия – «маленькие» и «многочисленные острова»).

Южная Америка. Географическое положение, история исследования и особенности рельефа материка. Климат и внутренние воды. Южная Америка – самый влажный материк. Природные зоны. Высотная поясность Анд. Эндемики. Изменение природы. Население Южной Америки (влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения). Страны востока и запада материка (особенности образа жизни населения и хозяйственной деятельности).

Антарктида. Антарктида – уникальный материк на Земле (самый холодный и удаленный, с шельфовыми ледниками и антарктическими оазисами). Освоение человеком Антарктиды. Цели международных исследований материка в 20-21 веке. Современные исследования и разработки в Антарктиде.

Северные материки. Особенности северных материков Земли.

Северная Америка. Географическое положение, история открытия и исследования Северной Америки (Новый Свет). Особенности рельефа и полезные ископаемые. Климат, внутренние воды. Природные зоны. Меридиональное расположение природных зон на территории Северной Америки. Изменения природы под влиянием деятельности человека. Эндемики. Особенности природы материка. Особенности населения (коренное население и потомки переселенцев).

Характеристика двух стран материка: Канады и Мексики. Описание США – как одной из ведущих стран современного мира.

Евразия. Географическое положение, история исследования материка. Рельеф и полезные ископаемые Евразии. Климатические особенности материка. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей. Реки, озера материка. Многолетняя мерзлота, современное оледенение. Природные зоны материка. Эндемики.

Зарубежная Европа. Страны Северной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние моря и теплого течения на жизнь и хозяйственную деятельность людей).

Страны Средней Европы (население, образ жизни и культура региона, высокое развитие стран региона, один из главных центров мировой экономики).

Страны Восточной Европы (население, образ жизни и культура региона, благоприятные условия для развития хозяйства, поставщики сырья, сельскохозяйственной продукции и продовольствия в более развитые европейские страны).

Страны Южной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние южного прибрежного положения на жизнь и хозяйственную деятельность людей (международный туризм, экспорт субтропических культур (цитрусовых, маслин)), продуктов их переработки (оливковое масло, консервы, соки), вывоз продукции легкой промышленности (одежды, обуви)).

Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии (особенности положения региона (на границе трех частей света), население, образ жизни и культура региона (центр возникновения двух мировых религий), специфичность природных условий и ресурсов и их отражение на жизни людей (наличие пустынь, оазисов, нефти и газа), горячая точка планеты).

Страны Центральной Азии (влияние большой площади территории, имеющей различные природные условия, на население (его неоднородность), образ жизни (постсоветское экономическое наследие, сложная политическая ситуация) и культуру региона).

Страны Восточной Азии (население (большая численность населения), образ жизни (влияние колониального и полуколониального прошлого, глубоких феодальных корней, периода длительной самоизоляции Японии и Китая) и культура региона (многообразие и тесное переплетение религий: даосизм и конфуцианство, буддизм и ламаизм, синтоизм, католицизм).

Страны Южной Азии (влияние рельефа на расселение людей (концентрация населения в плодородных речных долинах), население (большая численность и «молодость»), образ жизни (распространение сельского образа жизни (даже в городах) и культура региона (центр возникновения древних религий – буддизма и индуизма; одна из самых «бедных и голодных территорий мира»).

Страны Юго-Восточной Азии (использование выгодности положения в развитии стран региона (например, в Сингапуре расположены одни из самых крупных аэропортов и портов мира), население (главный очаг мировой эмиграции), образ жизни (характерны резкие различия в уровне жизни населения – от минимального в Мьянме до самого высокого в Сингапуре) и культура региона (влияние соседей на регион – двух мощных центров цивилизаций – Индии и Китая).

Взаимодействие природы и общества.

Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей. Степень воздействия человека на природу на разных материках. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охраны. Развитие природоохранной деятельности на современном этапе (Международный союз охраны природы, Международная Гидрографическая Организация, ЮНЕСКО и др.).

Территория России на карте мира.

Характеристика географического положения России. Водные пространства, омывающие территорию России. Государственные границы территории России. Россия на карте часовых поясов. Часовые зоны России. Местное, поясное время, его роль в хозяйстве и жизни людей. История освоения и заселения территории России в XI – XVI вв. История освоения и заселения территории России в XVII – XVIII вв. История освоения и заселения территории России в XIX – XXI вв.

Общая характеристика природы России.

Рельеф и полезные ископаемые России. Геологическое строение территории России. Геохронологическая таблица. Тектоническое строение территории России. Основные формы рельефа России, взаимосвязь с тектоническими структурами. Факторы образования современного рельефа. Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России. Изображение рельефа на картах разного масштаба. Построение профиля рельефа.

Климат России. Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы. Закономерности циркуляции воздушных масс на территории России (циклон, антициклон, атмосферный фронт). Закономерности распределения основных элементов климата на территории России. Суммарная солнечная радиация. Определение величин суммарной солнечной радиации на разных территориях России. Климатические пояса и типы климата России. Человек и климат. Неблагоприятные и опасные климатические явления. Прогноз и прогнозирование. Значение прогнозирования погоды. Работа с климатическими и синоптическими картами, картодиаграммами. Определение зенитального положения Солнца.

Внутренние воды России. Разнообразие внутренних вод России. Особенности российских рек. Разнообразие рек России. Режим рек. Озера. Классификация озер. Подземные воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники, каналы и крупные водохранилища. Водные ресурсы в жизни человека.

Почвы России. Образование почв и их разнообразие на территории России. Почвообразующие факторы и закономерности распространения почв. Земельные и почвенные ресурсы России. Значение рационального использования и охраны почв.

Растительный и животный мир России. Разнообразие растительного и животного мира России. Охрана растительного и животного мира. Биологические ресурсы России.

Природно-территориальные комплексы России.

Природное районирование. Природно-территориальные комплексы (ПТК): природные, природно-антропогенные и антропогенные. Природное районирование территории России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь, тундры и лесотундры. Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса. Лесостепи, степи и полупустыни. Высотная поясность.

Крупные природные комплексы России. Русская равнина (одна из крупнейших по площади равнин мира, древняя равнина; разнообразие рельефа; благоприятный климат; влияние западного переноса на увлажнение территории; разнообразие внутренних вод и ландшафтов).

Север Русской равнины (пологая равнина, богатая полезными ископаемыми; влияние теплого течения на жизнь портовых городов; полярные ночь и день; особенности расселения населения (к речным долинам: переувлажненность, плодородие почв на заливных лугах, транспортные пути, рыбные ресурсы)).

Центр Русской равнины (всхолмленная равнина с возвышенностями; центр Русского государства, особенности ГП: на водоразделе (между бассейнами Черного, Балтийского, Белого и Каспийского морей).

Юг Русской равнины (равнина с оврагами и балками, на формирование которых повлияли и природные факторы (всхолмленность рельефа, легкоразмываемые грунты), и социально-экономические (чрезмерная вырубка лесов, распашка лугов); богатство почвенными (черноземы) и минеральными (железные руды) ресурсами и их влияние на природу, и жизнь людей).

Южные моря России: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение.

Крым (географическое положение, история освоения полуострова, особенности природы (равнинная, предгорная и горная части; особенности климата; природные отличия территории полуострова; уникальность природы)).

Кавказ (предгорная и горная части; молодые горы с самой высокой точкой страны; особенности климата в западных и восточных частях; высотная поясность; природные отличия территории; уникальность природы Черноморского побережья).

Урал (особенности географического положения; район древнего горообразования; богатство полезными ископаемыми; суровость климата на севере и влияние континентальности на юге; высотная поясность и широтная зональность).

Урал (изменение природных особенностей с запада на восток, с севера на юг).

Обобщение знаний по особенностям природы европейской части России.

Моря Северного Ледовитого океана: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение. Северный морской путь.

Западная Сибирь (крупнейшая равнина мира; преобладающая высота рельефа; зависимость размещения внутренних вод от рельефа и от зонального соотношения тепла и влаги; природные зоны – размещение, влияние рельефа, наибольшая по площади, изменения в составе природных зон, сравнение состава природных зон с Русской равниной).

Западная Сибирь: природные ресурсы, проблемы рационального использования и экологические проблемы.

Средняя Сибирь (сложность и многообразие геологического строения, развитие физико-географических процессов (речные долины с хорошо выраженными террасами и многочисленные мелкие долины), климат резко континентальный, многолетняя мерзлота, характер полезных ископаемых и формирование природных комплексов).

Северо-Восточная Сибирь (разнообразие и контрастность рельефа (котловинность рельефа, горные хребты, переходящие в северные низменности; суровость климата; многолетняя мерзлота; реки и озера; влияние климата на природу; особенности природы).

Горы Южной Сибири (географическое положение, контрастный горный рельеф, континентальный климат и их влияние на особенности формирования природы района).

Алтай, Саяны, Прибайкалье, Забайкалье (особенности положения, геологическое строение и история развития, климат и внутренние воды, характерные типы почв, особенности природы).

Байкал. Уникальное творение природы. Особенности природы. Образование котловины. Байкал – как объект Всемирного природного наследия (уникальность, современные экологические проблемы и пути решения).

Дальний Восток (положение на Тихоокеанском побережье; сочетание горных хребтов и межгорных равнин; преобладание муссонного климата на юге и муссонообразного и морского на севере, распространение равнинных, лесных и тундровых, горно-лесных и гольцовых ландшафтов).

Чукотка, Приамурье, Приморье (географическое положение, история исследования, особенности природы).

Камчатка, Сахалин, Курильские острова (географическое положение, история исследования, особенности природы).

Население России.

Численность населения и ее изменение в разные исторические периоды. Воспроизводство населения. Показатели рождаемости, смертности, естественного и миграционного прироста / убыли. Характеристика половозрастной структуры населения России. Миграции населения в России. Особенности географии рынка труда России. Этнический состав населения России. Разнообразие этнического состава населения России. Религии народов России. Географические особенности размещения населения России. Городское и сельское население. Расселение и урбанизация. Типы населенных пунктов. Города России их классификация.

География своей местности.

Географическое положение и рельеф. История освоения. Климатические особенности своего региона проживания. Реки и озера, каналы и водохранилища. Природные зоны. Характеристика основных природных комплексов своей местности. Природные ресурсы. Экологические проблемы и пути их решения. Особенности населения своего региона.

Хозяйство России.

Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование. Экономическая и социальная география в жизни современного общества. Понятие хозяйства. Отраслевая структура хозяйства. Сферы хозяйства. Этапы развития хозяйства. Этапы развития экономики России. Географическое районирование. Административно-территориальное устройство Российской Федерации.

Главные отрасли и межотраслевые комплексы. Сельское хозяйство. Отраслевой состав сельского хозяйства. Растениеводство. Животноводство. Отраслевой состав животноводства. География животноводства. Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Пищевая и легкая промышленность. Лесной комплекс. Состав комплекса. Основные места лесозаготовок. Целлюлозно-бумажная промышленность. Топливно-энергетический комплекс. Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность. Электроэнергетика. Типы электростанций. Особенности размещения электростанция. Единая энергосистема страны. Перспективы развития. Металлургический комплекс. Черная и цветная металлургия. Особенности размещения. Проблемы и перспективы развития отрасли. Машиностроительный комплекс. Специализация. Кооперирование. Связи с другими отраслями. Особенности размещения. ВПК. Отраслевые особенности военно-промышленного комплекса. Химическая промышленность. Состав отрасли. Особенности размещения. Перспективы развития. Транспорт. Виды транспорта. Значение для хозяйства. Транспортная сеть. Проблемы транспортного комплекса. Информационная инфраструктура. Информация и общество в современном мире. Типы телекоммуникационных сетей. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Территориальное (географическое) разделение труда.

Хозяйство своей местности.

Особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства своего региона. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства своей местности.

Районы России.

Европейская часть России. Центральная Россия: особенности формирования территории, ЭГП, природно-ресурсный потенциал, особенности населения, географический фактор в расселении, народные промыслы. Этапы развития хозяйства Центрального района. Хозяйство Центрального района. Специализация хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства.

Города Центрального района. Древние города, промышленные и научные центры. Функциональное значение городов. Москва – столица Российской Федерации.

Центрально-Черноземный район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Волго-Вятский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Северо-Западный район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население, древние города района и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Калининградская область: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство района. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.

Моря Атлантического океана, омывающие Россию: транспортное значение, ресурсы.

Европейский Север: история освоения, особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Поволжье: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Крым: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.

Северный Кавказ: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.

Южные моря России: транспортное значение, ресурсы.

Уральский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Азиатская часть России.

Западная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Моря Северного Ледовитого океана: транспортное значение, ресурсы.

Восточная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Моря Тихого океана: транспортное значение, ресурсы.

Дальний Восток: формирование территории, этапы и проблемы освоения, особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. Роль территории Дальнего Востока в социально-экономическом развитии РФ. География важнейших отраслей хозяйства.

Россия в мире.

Россия в современном мире (место России в мире по уровню экономического развития, участие в экономических и политических организациях). Россия в мировом хозяйстве (главные внешнеэкономические партнеры страны, структура и география экспорта и импорта товаров и услуг). Россия в мировой политике. Россия и страны СНГ.


Примерные темы практических работ

  1. Работа с картой «Имена на карте».

  2. Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников.

  3. Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года.

  4. Определение координат географических объектов по карте.

  5. Определение положения объектов относительно друг друга:

  6. Определение направлений и расстояний по глобусу и карте.

  7. Определение высот и глубин географических объектов с использованием шкалы высот и глубин.

  8. Определение азимута.

  9. Ориентирование на местности.

  10. Составление плана местности.

  11. Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых.

  12. Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа.

  13. Описание элементов рельефа. Определение и объяснение изменений элементов рельефа своей местности под воздействием хозяйственной деятельности человека.

  14. Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии.

  15. Описание объектов гидрографии.

  16. Ведение дневника погоды.

  17. Работа с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений).

  18. Определение средних температур, амплитуды и построение графиков.

  19. Работа с графическими и статистическими данными, построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным, анализ полученных данных.

  20. Решение задач на определение высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха в зависимости от высоты местности.

  21. Изучение природных комплексов своей местности.

  22. Описание основных компонентов природы океанов Земли.

  23. Создание презентационных материалов об океанах на основе различных источников информации.

  24. Описание основных компонентов природы материков Земли.

  25. Описание природных зон Земли.

  26. Создание презентационных материалов о материке на основе различных источников информации.

  27. Прогнозирование перспективных путей рационального природопользования.

  28. Определение ГП и оценка его влияния на природу и жизнь людей в России.

  29. Работа с картографическими источниками: нанесение особенностей географического положения России.

  30. Оценивание динамики изменения границ России и их значения.

  31. Написание эссе о роли русских землепроходцев и исследователей в освоении и изучении территории России.

  32. Решение задач на определение разницы во времени различных территорий России.

  33. Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территории России.

  34. Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа России.

  35. Описание элементов рельефа России.

  36. Построение профиля своей местности.

  37. Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии России.

  38. Описание объектов гидрографии России.

  39. Определение закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланс, выявление особенностей распределения средних температур января и июля на территории России.

  40. Распределение количества осадков на территории России, работа с климатограммами.

  41. Описание характеристики климата своего региона.

  42. Составление прогноза погоды на основе различных источников информации.

  43. Описание основных компонентов природы России.

  44. Создание презентационных материалов о природе России на основе различных источников информации.

  45. Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны.

  46. Определение видов особо охраняемых природных территорий России и их особенностей.

  47. Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических материалов для определения особенностей географии населения России.

  48. Определение особенностей размещения крупных народов России.

  49. Определение, вычисление и сравнение показателей естественного прироста населения в разных частях России.

  50. Чтение и анализ половозрастных пирамид.

  51. Оценивание демографической ситуации России и отдельных ее территорий.

  52. Определение величины миграционного прироста населения в разных частях России.

  53. Определение видов и направлений внутренних и внешних миграций, объяснение причин, составление схемы.

  54. Объяснение различий в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России.

  55. Оценивание уровня урбанизации отдельных регионов России.

  56. Описание основных компонентов природы своей местности.

  57. Создание презентационных материалов о природе, проблемах и особенностях населения своей местности на основе различных источников информации.

  58. Работа с картографическими источниками: нанесение субъектов, экономических районов и федеральных округов РФ.

  59. Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических материалов для определения особенностей хозяйства России.

  60. Сравнение двух и более экономических районов России по заданным характеристикам.

  61. Создание презентационных материалов об экономических районах России на основе различных источников информации.

  62. Составление картосхем и других графических материалов, отражающих экономические, политические и культурные взаимосвязи России с другими государствами.

  63. «Выделение границ природных, экономических и географических районов в западном и восточном регионах страны. Сравнение их по разным показателям (размерам территории, границам, численности населения и т. д.)»


III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

( в том числе с учетом рабочей программы воспитания)


6 КЛАСС


Тема

Кол-во часов

Количество практических работ

Тема 1. Гидросфера

12

3

Тема 2. Атмосфера

12

3

Тема 3. Биосфера

3

-

Тема 4. Географическая оболочка как среда жизни

6

-

Тема 6. Повторение

2

-

Итого

35

6


7 КЛАСС


Тема

Кол-во часов

Количество практических работ

Тема 1. Освоение Земли человеком

7

1

Тема 2. Человечество на Земле

3

1

Тема 3. Главные закономерности природы Земли

20

6

Тема 4. Характеристика материков Земли

34

7

Тема 5. Взаимодействие природы и общества

5

1

Повторение

1

-

Итого

70

16



8 КЛАСС


Тема

Кол-во часов

Количество практических работ

Тема 1. Территория России на карте мира

6

2

Тема 2. Общая характеристика природы России.

23


Тема 2.1. Рельеф и полезные ископаемые России

6

2

Тема 2.2. Климат России

8

1

Тема 2.3 Внутренние воды России

4

1

Тема 2.4 Почвы России

3

-

Тема 2.5. Растительный и животный мир России

2

-

Тема 3. Природно-территориальные комплексы России.

21


Тема 3.1. Природное районирование

6

-

Тема 3.2. Крупные природные комплексы России

15

-

Тема 4. Население России

9

1

Тема 5. География своей местности. Свердловская область

9

-

Повторение

2

-

Итого

70

7


9 КЛАСС


Тема

Количество

часов


Количество

практических

работ

Раздел I. Хозяйство России

14


Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование

5

1

Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы

9

-

Раздел II. Районы России


20


Тема 3. Европейская часть России

13

3

Тема 4. Азиатская часть России

3

2

Тема 5. Хозяйство своей местности. Свердловская область

2

1

Тема 6. Россия в мире

2

1

Итого:

34

8


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 КЛАСС

( в том числе с учетом рабочей программы воспитания)



Название тем

Общее количество часов


Практические работы


Тема 1. Гидросфера (12 часов)

1

Строение гидросферы.

1


2

Мировой океан и его части.

1

Практическая работа № 1 «Составление сравнительной характеристики географического положения двух океанов»

3

Свойства вод Мирового океана – температура и соленость.

1


4

Движение воды в океане – волны, течения.

1


5

Воды суши

1


6

Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек.

1

Практическая работа № 2 «Составление сравнительной характеристики горной и равнинной реки по плану»

7

Озера и их происхождение.

1

Практическая работа № 3 «Описание озера по плану»

8

Болота. Каналы. Водохранилища.

1


9

Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды.

1


10

Ледники. Горное и покровное оледенение, многолетняя мерзлота.

1


11

Человек и гидросфера.

1


12

Обобщающий урок по теме «Гидросфера»

1


Тема 2. Атмосфера (12 часов)

13

Строение воздушной оболочки Земли. Температура воздуха. Нагревание воздуха

1


14

Суточный и годовой ход температур и его графическое отображение.

1


15

Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура.

1

Практическая работа № 4 «Решение задач на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой»

16

Зависимость температуры от географической широты. Тепловые пояса.

1


17

Атмосферное давление.

1


18

Ветер. Постоянные и переменные ветра. Циркуляция атмосферы.

1

Практическая работа № 5 «Графическое отображение направления ветра. Роза ветров»

19

Вода в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.

1


20

Влажность воздуха. Понятие погоды. Понятие климата. Погода и климат.

1


21

Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты местности.

1


22

Климаты Земли.

1


23

Человек и атмосфера.

1

Практическая работа № 6 Влияние климата на здоровье людей.

24

Обобщающий урок по теме «Атмосфера»

1


Тема 3. Биосфера ( 3 часа)

25

Биосфера – живая оболочка Земли.

1


26

Особенности жизни в океане

1


27

Жизнь на поверхности суши: особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных пространствах.

1


Тема 4. Географическая оболочка как среда жизни ( 6 часов)

28

Понятие о географической оболочке.

1



29

Взаимодействие оболочек Земли. Строение географической оболочки

1


30

Понятие о природном комплексе.

1


31

Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности.

1


32

Закономерности географической оболочки: географическая зональность и высотная поясность.

1


33

Природные зоны Земли.

1


Тема 6. Повторение (2 часа)

34

Повторение

1


35

Повторение

1



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 КЛАСС

( в том числе с учетом рабочей программы воспитания)



Название тем

Общее количество часов


Практические работы


Тема 1. Освоение Земли человеком (7 часов)

1

Что изучают в курсе географии материков и океанов?

1


2

Методы географических исследований и источники географической информации. Разнообразие современных карт.

1


3

Важнейшие географические открытия и путешествия в древности

.1



4

Важнейшие географические открытия и путешествия в эпоху Средневековья

1


5

Важнейшие географические открытия и путешествия в XVI–XIX вв.

1


6

Важнейшие географические открытия и путешествия в XX веке

1


7

Обобщающий урок по теме: Освоение Земли человеком.

1

Пр. № 1. Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников

Тема 2. Человечество на Земле ( 3 часа )

8

Численность населения Земли. Расовый состав.

1


9

Нации и народы планеты.

1


10

Страны на карте мира.


1

Практическая работа № 2 «Сравнение стран мира»

Тема 3. Главные закономерности природы Земли (21 час)

3.1. Литосфера и рельеф Земли (4 часов)

11

История Земли как планеты. Литосферные плиты. Сейсмические пояса Земли.

1


12

Строение земной коры. Типы земной коры, их отличия.

1


13

Формирование современного рельефа Земли.

1

Пр. № 3. Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа.

Описание элементов рельефа.

14

Обобщающий урок по теме: Литосфера и рельеф Земли

1


3.2. Атмосфера и климаты Земли (5 часов)

15

Распределение температуры, осадков, поясов атмосферного давления на Земле и их отражение на климатических картах. Атмосфера и климаты Земли.


1

Пр. №4. Распределение температуры, осадков, поясов атмосферного давления на Земле и их отражение на климатических картах.

16

Климатообразующие факторы. Разнообразие климата на Земле.

1


17

Характеристика воздушных масс Земли.

1


18

Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли.

1


19

Влияние климатических условий на жизнь людей.

1


3.3. Мировой океан – основная часть гидросферы (6 часов)

20

Мировой океан и его части.


1

Пр. № 5. Создание презентационных материалов об океанах на основе различных источников информации

21

Океанические течения. Система океанических течений.

1

Пр. № 6. Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии.

22

Тихий океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности.

1



23

Атлантический океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности.

1


24

Северный Ледовитый океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности.

1

Пр. № 7. Описание основных компонентов природы океанов Земли

25

Индийский океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности.

1

Пр. № 8. Описание объектов гидрографии.


3.4. Географическая оболочка (5 часов)

26

Свойства и особенности строения географической оболочки.

1


27

Общие географические закономерности целостность, зональность, ритмичность и их значение.

1


28

Географическая зональность.

1


29

Природные зоны Земли. Высотная поясность

1


30

Обобщающий урок по теме: Главные закономерности природы Земли.

1


Тема 4. Характеристика материков Земли (34 часа)

4.1. Южные материки (16 часов)

31

Особенности южных материков Земли. Африка. Географическое положение Африки и история исследования

1

Пр. № 9. Описание основных компонентов природы южных материков Земли.

32

Рельеф и полезные ископаемые.

1


33

Климат и внутренние воды. Характеристика и оценка климата отдельных территорий Африки для жизни людей

1


34

Природные зоны Африки. Эндемики. Определение причин природного разнообразия материка

1

Пр. № 10. Описание природных зон Земли.

35

Население Африки, политическая карта.

1


36

Особенности стран Северной Африки Особенности стран Западной и Центральной Африки

1


37

Особенности стран Восточной Африки Особенности стран Южной Африки

1


38

Австралия и Океания. Географическое положение, история исследования, особенности природы материка. Эндемики.

1


39

Австралийский Союз Океания Микронезия и Полинезия – «маленькие» и «многочисленные острова»

1


40

Южная Америка. Географическое положение, история исследования и особенности рельефа материка.

1

Пр. № 11. Создание презентационных материалов о материке на основе различных источников информации.

41

Климат и внутренние воды. Южная Америка – самый влажный материк.

1


42

Природные зоны. Высотная поясность Анд. Эндемики. Изменение природы.

1

Пр. № 12. Описание природных зон Земли.

43

Население Южной Америки Страны востока и запада материка

1


44

Антарктида – уникальный материк на Земле. Освоение человеком Антарктиды.

1


45

Цели международных исследований материка в 20-21 веке. Современные исследования и разработки в Антарктиде

1


46

Обобщающий урок по теме: южные Материки

1


4.2. Северные материки (18 часов)

47

Особенности северных материков Земли. Географическое положение, история открытия и исследования. Северной Америки (Новый Свет)

1


48

Особенности рельефа и полезные ископаемые. Климат, внутренние воды. Природные зоны.

1


49

Меридиональное расположение природных зон на территории Северной Америки.

1


50

Изменения природы под влиянием деятельности человека. Эндемики. Особенности природы материка. Особенности населения

1

Пр. № 13. Описание основных компонентов природы южных материков Земли.

51

Характеристика двух стран материка: Канады и Мексики. Описание США – как одной из ведущих стран современного мира.

1


52

Евразия. Географическое положение, история исследования материка.

1


53

Рельеф и полезные ископаемые Евразии.

1


54

Климатические особенности материка. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей.

1


55

Реки, озера материка. Многолетняя мерзлота, современное оледенение.

1


56

Природные зоны материка. Эндемики.

1

Пр. № 14. Описание природных зон Земли.

57

Зарубежная Европа. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей. Страны Средней Европы

1

Пр. № 15. Создание презентационных материалов о материке на основе различных источников информации.

58

Страны Восточной Европы. Страны Южной Европы

1


59

Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии население, образ жизни и культура региона, специфичность природных условий и ресурсов и их отражение на жизни людей

1


60

Страны Центральной Азии образ жизни и культура региона.

1


61

Страны Восточной Азии образ жизни и культура региона

1


62

Страны Южной Азии население образ жизни и культура региона

1


63

Страны Юго-Восточной Азии население, образ жизни и культура региона

1


64

Обобщающий урок по теме «Северные материки»

1


Тема 5. Взаимодействие природы и общества (5 часов)

65

Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей.

1

Пр. № 16. Прогнозирование перспективных путей рационального природопользования.

66

Степень воздействия человека на природу на разных материках. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охраны.

1


67

Развитие природоохранной деятельности на современном этапе

1


68

Обобщающий урок по теме Взаимодействие природы

1


69

Обобщающий урок по теме Характеристика материков Земли

1


70

Повторение

1



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 КЛАСС

( в том числе с учетом рабочей программы воспитания)



Название тем

Общее количество часов


Практические работы


Тема 1.Территория России на карте мира (6 часов)

1

Характеристика географического положения России

1

Практическая работа №1 «Характеристика географического положения России»

2

Водные пространства, омывающие территорию России. Государственные границы территории России.

1


3

Россия на карте часовых поясов. Часовые зоны России.

1


4

Местное, поясное время, его роль в хозяйстве и жизни людей.

1

Практическая работа №2 «Определение местного и поясного времени для разных городов России».

5

История освоения и заселения территории России в XI – XVI вв. История освоения и заселения территории России в XVII – XVIII вв.

1


6

История освоения и заселения территории России в XIX – XXI вв.


1


Тема 2. Общая характеристика природы России.

2.1. Рельеф и полезные ископаемые России (6 часов)

7

Геологическое строение территории России. Геохронологическая таблица.

1


8

Тектоническое строение территории России.

1


9

Основные формы рельефа России, взаимосвязь с тектоническими структурами.

1


10

Факторы образования современного рельефа.

1

Практическая работа № 3 «Нанесение элементов рельефа России»

11

Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России.

1

Практическая работа №4 «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры»

12

Изображение рельефа на картах разного масштаба. Построение профиля рельефа.

1


Тема 2.2. Климат России ( 8 часов )

13

Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы.

1


14

Закономерности циркуляции воздушных масс на территории России (циклон, антициклон, атмосферный фронт).

1


15

Закономерности распределения основных элементов климата на территории России. Суммарная солнечная радиация.

1


16

Определение величин суммарной солнечной радиации на разных территориях России.

1

Практическая работа № 5 «Распределение количества осадков на территории России, работа с климатограммами».

17

Климатические пояса и типы климата России.

1


18

Человек и климат.

1


19

Неблагоприятные и опасные климатические явления. Прогноз и прогнозирование. Значение прогнозирования погоды.

1


20

Работа с климатическими и синоптическими картами, картодиаграммами. Определение зенитального положения Солнца.

1


Тема 2.3. Внутренние воды России (4 часа)

21

Разнообразие внутренних вод России

1

Практическая работа № 6 «Нанесение элементов гидрографии России»

22

Особенности российских рек. Разнообразие рек России. Режим рек.

1


23

Озера. Классификация озер. Подземные воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники, каналы и крупные водохранилища

1


24

Водные ресурсы в жизни человека.

1


Тема 2.4. Почвы России (3 часа)

25

Образование почв и их разнообразие на территории России.

1


26

Почвообразующие факторы и закономерности распространения почв.

1


27

Земельные и почвенные ресурсы России. Значение рационального использования и охраны почв.

1


Тема 2.5. Растительный и животный мир России (2 часа)

28

Разнообразие растительного и животного мира России.

1


29

Охрана растительного и животного мира. Биологические ресурсы России.

1


Тема 3. Природно-территориальные комплексы России.

3.1. Природное районирование (6 часов)

30

Природно-территориальные комплексы (ПТК): природные, природно-антропогенные и антропогенные.

1


31

Природное районирование территории России. Природные зоны России.

1


32

Зона арктических пустынь, тундры и лесотундры.

1


33

Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса.

1


34

Лесостепи, степи и полупустыни.

1



35

Высотная поясность.

1


Тема 3.2. Крупные природные комплексы России (15 часов )

36

Русская равнина: географическое положение, рельеф, климат, внутренние воды.

1


37

Север Русской равнины. Центр Русской равнины. Юг Русской равнины.

1


38

Южные моря России: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение.

1


39

Крым (географическое положение, история освоения полуострова, особенности природы)

1


40

Кавказ Урал (особенности географического положения полезные ископаемые; климат)

1


41

Обобщение знаний по особенностям природы европейской части России

1


42

Моря Северного Ледовитого океана: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение. Северный морской путь.

1


43

Западная Сибирь - крупнейшая равнина мира. Западная Сибирь: природные ресурсы, проблемы рационального использования и экологические проблемы.

1


44

Средняя и Северо- Восточная Сибирь: величие и суровость природы.

1


45

Горы Южной Сибири (географическое положение, рельеф, климат)

1


46

Алтай, Саяны, Прибайкалье, Забайкалье

1


47

Байкал. Уникальное творение природы. Особенности природы. Образование котловины. Байкал –объект Всемирного природного наследия .

1


48

Дальний Восток (положение на Тихоокеанском побережье, муссонный климат)

1


49

Чукотка Приморье, Приамурье (ГП, история исследования, особенности природы).

1


50

Камчатка, Сахалин, Курильские острова (ГП, история исследования, особенности природы).

1


Тема 4. Население России ( 9 часов )

51

Численность населения и ее изменение в разные исторические периоды.

1


52

Воспроизводство населения. Показатели рождаемости, смертности, естественного и миграционного прироста / убыли

1


53

Характеристика половозрастной структуры населения России. Миграции населения в России.

1

Практическая работа №7 «Составление сравнительной характеристики половозрастного состава населения регионов России»

54

Особенности географии рынка труда России.

1


55

Этнический состав населения России. Разнообразие этнического состава населения России.

1


56

Религии народов России.

1


57

Географические особенности размещения населения России. Городское и сельское население.

1


58

Расселение и урбанизация. Типы населенных пунктов. Города России их классификация.

1


59

Обобщающий урок по теме Население России

1


Тема 5. География своей местности. Свердловская область (9часов)

60

Географическое положение и рельеф.

1


61

История освоения.

1


62

Климатические особенности своего региона проживания.

1


63

Реки и озера, каналы и водохранилища.

1


64

Природные зоны. Характеристика основных природных комплексов своей местности.

1


65

Природные ресурсы.

1


66

Экологические проблемы и пути их решения.

1


67

Особенности населения своего региона

1


68

Обобщающий урок по теме: Особенности природы Свердловской области

1


Тема 11. Повторение

69

Повторение

1


70

Повторение

1



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9 КЛАСС

(1 час)

( в том числе с учетом рабочей программы воспитания)



Название тем

Общее количество часов


Практические работы


Раздел I. Хозяйство России (14 час)

Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование(5 часов)

1

Экономическая и социальная география в жизни современного общества. Понятие хозяйства.

1


2

Этапы развития хозяйства. Этапы развития экономики России.

1


3

Географическое районирование. Отраслевая структура хозяйства. Сферы хозяйства.



1

Пр. р. 1 «Выделение границ природных, экономических и географических районов в западном и восточном регионах страны. Сравнение их по разным показателям (размерам территории, границам, численности населения и т. д.)»

4

Административно-территориальное устройство Российской Федерации.

1


5

Обобщающий урок по теме «Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование»

1


Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы (9 часов)

6

Сельское хозяйство. Растениеводство Животноводство География животноводства.. Отраслевой состав сельского хозяйства.

1


7

Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность. Состав АПК. Лесной комплекс. Основные места лесозаготовок. Целлюлозно-бумажная промышленность.

1


8

Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность Угольная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность

1


9

Электроэнергетика Типы электростанций. Особенности размещения электростанций. Единая энергосистема страны. Перспективы развития. Металлургический комплекс Черная и цветная металлургия. Особенности размещения. Проблемы и перспективы развития отрасли.

1


10

Машиностроительный комплекс. Химическая промышленность. Особенности размещения. ВПК. Отраслевые особенности военно-промышленного комплекса.

1


11

Транспорт Виды транспорта. Значение для хозяйства. Транспортная сеть. Проблемы транспортного комплекса.

1


12

Информационная инфраструктура Информация и общество в современном мире. Типы телекоммуникационных сетей.

1


13

Сфера обслуживания. Рекреационное

Хозяйство.Территориальное (географическое)

разделение труда

1


14

Обобщающий урок по теме «Хозяйство России»

1


Раздел II. Районы России (20 ч)

Тема 3. Европейская часть России (13 ч)

15

Восточно-Европейская равнина. Волга

.


1

Пр. р. 2 Работа с картографическими источниками: нанесение субъектов, экономических районов и федеральных округов РФ Восточно-Европейской равнины

16

Центральная Россия

Центральная Россия: состав, географическое положение

1

Пр. р. 3 «Определение по картам и оценка ЭГП Центральной России»

17

Центральный район: особенности населения География важнейших отраслей хозяйства. Хозяйство Центрального района

1


18

Москва — столица Российской Федерации Функциональное значение городов. Города Центрального района. География важнейших отраслей хозяйства.

1


19

Центрально-Черноземный район особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района.

1


20

Волго-Вятский район особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района.

1


21

Северо-Западный район особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население, древние города района и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района.

1


22

Санкт-Петербург — новый «хозяйственный узел» России. Калининградская область. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

1


23

Европейский Север: история освоения, особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства.

1

Пр. р. 4 Создание презентационных материалов об экономическом районе России Европейского Севера на основе различных источников информации.

24

Поволжье: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

1


25

Крым: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство. География важнейших отраслей хозяйства.


1


26

Северный Кавказ: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства.


1

Пр. р. 5 Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических материалов для определения особенностей хозяйства России.


27

Уральский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы освоения, население и характеристика хозяйства.


1


Тема 4. Азиатская часть России (3 ч)

28

Западная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы освоения, население и характеристика хозяйства.

1

.

Пр. р. 6 Оценивание уровня урбанизации отдельных регионов России на примере Сибири.


29

Восточная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы освоения, население и характеристика хозяйства.


1


30

Дальний Восток: формирование территории, этапы и проблемы освоения, особенности ЭГП,

1

Пр. р. 7 Объяснение различий в обеспеченности трудовыми ресурсами Дальнего Востока.

Тема 5. Хозяйство своей местности. Свердловская область (2 ч)

31

Особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал

1



32

Население и характеристика хозяйства своего региона. География важнейших отраслей хозяйства своей местности.

1

Пр. р. 8 Оценивание уровня урбанизации Урала.

Тема 6. Россия в мире (2 ч)

33

Россия в современном мире (место России в мире по уровню экономического развития, участие в экономических и политических организациях).


1

Пр. р. 9 Составление картосхем и других графических материалов, отражающих экономические, политические и культурные взаимосвязи России с другими государствами.

34

Россия в мировой политике. Россия и страны СНГ.

1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!