СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 5 класс (А.А.Летягин)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 класс (А.А.Летягин)»

Утверждена приказом

от__________ №____________








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса географии

для 5 класса

на 2020-2021 учебный год


учитель


















2020 год



Рассмотрено: Согласовано:

на заседании МО Заместитель директора

___________________________ по УВР _____________

(наименование объединения ) (подпись)

___________________________ ____________________

(И.О.Ф.)

Протокол от_________ №______ от_____________ 20____г.




Пояснительная записка

География в основной школе – учебная дисциплина, формирующая у школьников комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Рабочая программа по географии, составлена на основании:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
    в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); Федеральный закон от 03августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный Приказом РФ от 30 августа 2013 г. № 1015;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г.№1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" с изменениями от 22.05.2019г.

Программа ориентирована на УМК: Учебник «Начальный курс – География» 5 класс - предметная линия учебников А.А.Летягин под общей редакцией В.П.Дронова издательский центр «Вентана – Граф» -2017 г.

Программа «Начальный курс географии» полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). Данная программа составлена для 5 классов на 2020-2021 учебный год.

Согласно учебному плану школы на изучение «Начального курса географии» в 5 классе отводится 35 часов (1 час в неделю).

Основная цель «Начального курса географии» – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

  • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях, что позволяет сформировать географическую картину мира;

  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития;

  • формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.


Планируемые предметные результаты освоения учебного курса географии

5 класса

Ученик научится:

  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

  • ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

  • находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации.

Ученик получит возможность научиться:

  • подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности.

Содержание программы

География начальный курс

Раздел 1.

Введение. Географическое познание нашей планеты. (4 часа)

Что изучает география? Методы географии и значение науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты. Выдающиеся географические путешествия и открытия.

Тема 1. География – одна из наук о планете Земля.

Тема 2. Зарождение географии.

Тема 3. Наблюдение – метод географической науки.

Тема 4. Повторение и обобщение раздела «Введение. Географическое познание нашей планеты»

Раздел 2.

«Земля как планета Солнечной системы» . (5 часов).

Планета Земля. Возникновение Земли и её геологическая история. Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Дни равноденствий и солнцестояний.

Тема 1.Земля среди других планет Солнечной системы.

Тема 2.Движение Земли по околосолнечной орбите.

Тема 3.Фенология и календарь природы. Практическая работа №1 Составление календаря погоды.

Тема 4.Суточное вращение Земли.

Тема 5. Повторение и обобщение раздела «Земля как планета Солнечной системы».

Раздел 3

Литосфера.(8 часов).

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры.

Выветривание, результаты действия текучих вод, подземных вод, ветра, льда и антропогенной деятельности. Грозные природные явления в литосфере, правила поведения во время их активизации.

Основные формы рельефа суши: равнины и горы, различия гор и равнин по высоте. Рельеф дна Мирового океана. Формы рельефа своей местности.

Природные памятники литосферы.

Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Отражение особенностей окружающего человека рельефа в произведениях искусства.

Тема 1.Слои «твердой» Земли.

Тема 2. Вулканы Земли.

Тема 3. Состав земной коры.

Тема 4.Строение земной коры.

Тема 5.Землетрясения.

Тема 6.Рельеф земной поверхности. Практическая работа №2 Описание географического положения горы (равнины) по плану.

Тема 7.Человек и литосфера.

Тема 8. Повторение и обобщение раздела «Литосфера». Контрольный срез знаний №1

Раздел 4.

Атмосфера. (4 часа).

Атмосфера, её состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины её изменений. Предсказание погоды, народные приметы.

Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности Земли в зависимости от географической широты. Зависимость климата от близости океана, высоты места, океанских течений, расположения горных хребтов.

Человек и атмосфера. Охрана атмосферного воздуха.

Погода и сезонные явления своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре.

Тема 1.Воздушная оболочка Земли.

Тема 2.Погода. Метеорологические наблюдения.

Тема 3. Человек и атмосфера. Практическая работа № 3 «Составление прогноза погоды по народным приметам».

Тема 4. Повторение и обобщение раздела «Атмосфера»

Раздел 5.

Гидросфера. (8 часов).

Гидросфера, её состав. Мировой круговорот воды.

Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и солёность вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холодные). Хозяйственное значение Мирового океана.

Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и её части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озёра, происхождение озёрных котловин. Хозяйственное значение рек и озёр. Болота. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное, многолетняя мерзлота. Ледники — источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование.

Человек и гидросфера. Охрана вод от загрязнения.

Природные памятники гидросферы.

Виды водных транспортных средств. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искусства.

Тема 1.Вода на Земле.

Тема 2. Мировой океан – главная часть гидросферы.

Тема 3. Воды суши. Реки.

Тема 4. Горные и равнинные реки.

Тема 5. Озера. Ледники.

Тема 6. Вода в «земных кладовых».

Тема 7. Человек и гидросфера. Практическая работа № 4 Описание реки (озера) по плану.

Тема 8. Повторение и обобщение раздела «Гидросфера» Контрольный срез знаний №2

Раздел 6.

Биосфера. (5 часов).

Биосфера, её границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Разнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на суше. Жизнь в океане.

Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга.

Тема 1.Оболочка жизни.

Тема 2.Жизнь в тропическом поясе.

Тема 3.Растительный и животный мир умеренных поясов.

Тема 4.Жизнь в полярных поясах и в океане.

Тема 5.Природная среда. Охрана природы.

Раздел.7 Обобщающее повторение

Тема 1. Повторение и обобщение раздела «Геосферы Земли»

Практические работы

1. Составление календаря погоды.

2. Описание географического положения горы (равнины) по плану.

3. Составление прогноза погоды по народным приметам.

4. Описание реки (озера) по плану.

Контрольные срезы знаний-2


Календарно-тематическое планирование по географии за 5 класс по курсу «Начальный курс географии»

п/п

Изучаемый раздел, тема

Кол-во часов

Календарные сроки

Фактические сроки


Раздел 1.Введение. Географическое познание нашей планеты

(4 часа)

1

География – одна из наук о планете Земля.

1



2

Зарождение географии.

1



3

Наблюдение – метод географической науки.

1



4

Повторение и обобщение раздела «Введение. Географическое познание нашей планеты»

1



Раздел 2.

«Земля как планета Солнечной системы». (5 часов)

5

Земля среди других планет Солнечной системы.

1



6

Движение Земли по околосолнечной орбите.

1



7

Фенология и календарь природы.

1



8

Суточное вращение Земли.

1



9

Повторение и обобщение раздела «Земля как планета Солнечной системы».

1



Раздел 3. «Литосфера» (8 часов)

10

Слои «твердой» Земли.

1



11

Вулканы Земли.

1



12

Состав земной коры.

1



13

Строение земной коры.

1



14

Землетрясения.

1



15

Рельеф земной поверхности.

1



16

Человек и литосфера.

1



17

Повторение и обобщение раздела «Литосфера»

1



Раздел 4. Атмосфера. (4 часа)

18

Воздушная оболочка Земли.

1



19

Погода и метеорологические наблюдения.

1



20

Человек и атмосфера.

1



21

Повторение и обобщение раздела «Атмосфера»

1



Раздел 5.Гидросфера. (8 часов)

22

Вода на Земле.

1



23

Мировой океан – главная часть гидросферы.

1



24

Воды суши. Реки.

1



25

Горные и равнинные реки.

1



26

Озера. Ледники.

1



27

Вода в «земных кладовых».

1



28

Человек и гидросфера.

1



29

Повторение и обобщение раздела «Гидросфера»

1



Раздел 6. Биосфера. (5 часов)

30

Оболочка жизни.

1



31

Жизнь в тропическом поясе

1



32

Растительный и животный мир умеренных поясов.

1



33

Жизнь в полярных поясах и в океане.

1



34

Природная среда. Охрана природы.

1



Раздел.7. Обобщающее повторение (1 час)

35

Повторение и обобщение раздела «Геосферы Земли»

1







Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Литература для учителя

Основная

1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2017.

2. Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы: издательский центр «Вентана-Граф» 2017 г. Авторы – составители: А.А.Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя.

3. Учебник «Начальный курс – География» 5 класс А.А. Летягин под общей редакцией В.П.Дронова издательский центр «Вентана – Граф» 2017 г.

Дополнительная

4. Мультимедийные учебные пособия по курсу географии основной школы.

5. Рабочая тетрадь – «Дневник географа – следопыта» автор А.А.Летягин издательский центр «Вентана-Граф» 2015 г.

6. Банникова Е.Е. География. Планета Земля. Поурочные методические рекомендации. 5–6 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Банникова Е.Е. — М. : Просвещение, 2015. —208 с.

7. Б.В. Пятунин, О.А. Пятунина: География. 5 класс. Тесты к учебнику Летягина А.А. ФГОС

Литература для учащегося

Основная

1. Учебник «Начальный курс – География» 5 класс А.А.Летягин под общей редакцией В.П.Дронова издательский центр «Вентана – Граф» 2017 г.

Дополнительная

2. Рабочая тетрадь – «Дневник географа – следопыта» автор А.А.Летягин издательский центр «Вентана-Граф» 2017 г.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!